Заседание № 251
20.11.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 724110-8 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (об информации о космических объектах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3603 по 3839 из 5102
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Ольги Петровны Вилковой. Пожалуйста. ВИЛКОВА О. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект закона, разработанный в соответствии с пунктом 11 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год. Законопроектом предлагается установить обязанность граждан и организаций направлять в Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" информацию о космических объектах, запущенных с территории Российской Федерации, а также с иностранных территорий, но планируемых к внесению в национальный регистр Российской Федерации. Перечень такой информации, включая функциональные характеристики и техническое состояние, порядок и сроки её предоставления планируется определить приказом госкорпорации. Принятие данного закона позволит государству не только владеть всей необходимой информацией о функционально-техническом состоянии космических объектов, входящих в российскую орбитальную группировку, но и решать задачи практического порядка, научного, социально-экономического, а также, что немаловажно, действовать в интересах обороны и безопасности государства. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, имеет необходимые положительные заключения. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дениса Борисовича Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается установить обязанность российских организаций и граждан, являющихся собственниками космических объектов, или организаций, которым указанными собственниками предоставлены права на использование (эксплуатацию) таких объектов, представлять в Госкорпорацию "Роскосмос" информацию о космических объектах, планируемых к запуску в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства (за исключением космических объектов, которые планируются к запуску в космическое пространство с территории иностранного государства и регистрация которых не предполагается в Российской Федерации), а также о космических объектах, запущенных в космическое пространство с территории Российской Федерации или территории иностранного государства, зарегистрированных в Российской Федерации и находящихся на околоземной орбите, в том числе сведения о техническом состоянии таких космических объектов и их функциональных характеристиках. Одновременно законопроектом предлагается закрепить за Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" полномочия по определению перечня представляемой информации, порядка и сроков её предоставления. Отмечу, что корпорацией во взаимодействии с Минобороны России и МИД России ведётся национальный реестр запускаемых космических объектов. Начиная с 2014 года по настоящее время в реестре было зарегистрировано 104 подобных космических объекта, из которых в составе орбитальной группировки нашей страны функционирует лишь 69 космических аппаратов. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует обязанность российских организаций или граждан - собственников космических объектов представлять в корпорацию информацию о таких космических объектах. Установление такой обязанности обусловлено необходимостью получения актуальных сведений в отношении планируемых к запуску коммерческих космических объектов, а также функционирующих в настоящее время на орбите вокруг Земли указанных объектов. Предлагаемые в законопроекте изменения будут способствовать эффективному осуществлению функций в области управления космической деятельностью, выполнению государственных задач по реализации международных обязательств, а также по обеспечению контроля над зарегистрированными в нашей стране космическими объектами во время нахождения на любом этапе полёта в космос или пребывания в космосе, на небесных телах. Комитет по экономической политике поддерживает предлагаемые в законопроекте изменения и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие задать вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемая Ольга Петровна, а не станет ли дополнительная административная нагрузка на владельцев космических объектов барьером для развития отрасли в нашей стране, ведь у владельцев таких объектов будет возможность в принципе взять и уехать за границу, например, зарегистрировать там этот космический объект и осуществить его запуск оттуда? Как вы считаете? ВИЛКОВА О. П. Спасибо за вопрос, Владимир Владимирович. Вопрос замечательный, сейчас всё поясню. Международными договорами и конвенциями установлена национальная ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве. И в этом смысле место регистрации, то есть внесение в национальный регистр, означает ответственность государства, то есть всей Российской Федерации, за вред, причинённый имуществу на территории другого государства в воздухе и в космическом пространстве. Поэтому внесение в национальный регистр - крайне важная вещь с точки зрения определения ответственности. Что касается дополнительной нагрузки. Ну, действительно, мы устанавливаем дополнительные требования, но космическая деятельность развивается, и вы прекрасно знаете о том, что развивается частный космос, и производители спутников, изготавливая их, должны нести определённую ответственность. И законопроект направлен именно на это. Кроме того, мы получили заключение от Минэкономразвития по поводу нагрузки, оно положительное в части соблюдения прав бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемая Ольга Петровна, у меня вопрос уточняющий. Вот здесь прозвучала цифра: 104 космических объекта - я так понимаю, это космические объекты, которые были запущены помимо "Роскосмоса" и которые тем не менее входят в нашу орбитальную спутниковую группировку. Вот могли бы вы уточнить, какое количество у нас на сегодняшний день, так сказать, коммерческих, частных спутников и какое количество спутников мы запустили из иностранных государств? Вот то, что здесь сегодня обозначено, что необходимо вносить в наш национальный реестр. ВИЛКОВА О. П. Ренат Исмаилович, спасибо за вопрос. Действительно, законопроект вносился достаточно давно, несколько месяцев назад, космическая деятельность и "Роскосмос" не стоят на месте. В пояснительной записке к законопроекту действительно указано 104 спутника - это все те космические объекты, которые произведены вне периметра Госкорпорации "Роскосмос" и её предприятий и поставлены на учёт в российский национальный регистр. Такие данные собираются с 2014 года. Так вот, хочу проинформировать уважаемых депутатов о том, что по состоянию на сегодня у нас порядка 180 таких объектов - произведённых компаниями, которые не относятся к периметру Госкорпорации "Роскосмос". И если позволите, также расскажу о том, что 5 ноября состоялся уникальный пуск с космодрома "Восточный": 53 космических аппарата было единовременно запущено с нашего прекрасного нового космодрома. И бо льшая часть из них, порядка 49, произведены частными компаниями. Правда, здесь ещё и университеты, но мы всё равно относим их к частным компаниям, имея в виду, что производитель не Госкорпорация "Роскосмос". В части, касающейся иностранных спутников, я вам готова предоставить информацию вне рамок открытого заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемая Ольга Петровна, вопрос в развитие предыдущего: есть ли информация, какое количество космических объектов зарегистрировано на граждан Российской Федерации? ВИЛКОВА О. П. Спасибо большое за вопрос. Я уже сказала, отвечая на предыдущий вопрос: 180 космических объектов. А всего российская орбитальная группировка по состоянию на сегодня исчисляется 290 спутниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ольга Петровна, у меня к вам вопросы. Налево посмотрите, я руку поднял, чтобы вам проще было. Значит, вопрос в чём? Насколько я понимаю, принятие данного закона чем-то обусловлено. И я так понимаю, что было время, когда был какой-то, ну, не хаос, я бы так грубо не говорил, но какая-то хаотичность в данных вопросах. Первый вопрос: насколько это было действительно так? И второй вопрос: подаёт, например, информацию о функционале собственник того или иного космического аппарата - а как осуществляется контроль за выполнением данных функций в рамках той деятельности, которая будет происходить? ВИЛКОВА О. П. Юрий Николаевич, спасибо, действительно крайне важный вопрос. Законодательство о космической деятельности достаточно старинное, если можно так сказать, Закон "О космической деятельности" от 1993 года, мы с вами все прекрасно понимаем, что он не был рассчитан на производство спутников частными компаниями. Сейчас Президентом Российской Федерации, правительством, руководителем госкорпорации задан курс на создание условий для развития частного космоса. Кстати говоря, в национальном проекте, который планируется в ближайшее время утвердить, развитие частного космоса тоже занимает крайне важное место, ему уделяется большое внимание. Так вот, ранее совершенно не стоял вопрос о необходимости введения мер ответственности и контроля за этой деятельностью, коль скоро вся эта деятельность была сосредоточена в руках госкорпорации, а до этого - Федерального космического агентства. Сейчас частные компании очень успешно ведут космическую деятельность, производят спутники, успешно их запускают, их уже достаточное количество на орбите, я называла цифры. Контроль же со стороны госкорпорации осуществляется в рамках лицензионных требований, и это крайне важно, поскольку госкорпорация, как уполномоченный орган по космической деятельности, обязана гарантировать гражданам безопасность космической деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Юрий Николаевич, бардака не было в советском космосе и в российском космосе никогда и, я надеюсь, не будет. Вы, как представитель Красноярского края, скорее всего, имеете представление, поскольку у вас ведущие, передовые предприятия находятся на территории края. А что касается контроля, как раз данный законопроект и предусматривает дополнительные возможности для осуществления контроля помимо тех, о которых сказала уважаемый статс-секретарь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 55 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.