Заседание № 231
О проекте федерального закона № 722959-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило две поправки, они включены в таблицу № 1. Прошу проголосовать за таблицу поправок № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 29 сек.) Проголосовало за 283 чел.62,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 283 чел. Не голосовало 167 чел.37,1 % Результат: принято Принимается. Включите микрофон на трибуне. КАШИН В. И. Законопроект прошёл все необходимые процедуры, поэтому в случае принятия во втором чтении просьба проголосовать его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Выносим законопроект на "час голосования".
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации...", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 51 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Выступления по мотивам голосования? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 15 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 722959-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части, касающейся особенностей предоставления права пользования недрами на участке недр федерального значения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, у нас с вами на фиксированное время поставлен пункт 32 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Дениса Геннадьевича Храмова. Пожалуйста. ХРАМОВ Д. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый законопроект разработан в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации и направлен на установление правовых гарантий получения лицензий с целью добычи полезных ископаемых при установлении фактов открытия месторождений в Балтийском море. Как вы, очевидно, знаете, в 2008 году был принят 58-й закон, в соответствии с которым любая новая лицензия на разведку и добычу могла быть выдана только госкомпаниям с опытом освоения шельфа не менее пяти лет. Но ещё до принятия этого закона действовал ряд так называемых поисковых лицензий, и сегодня, когда вследствие геологического изучения по ним открыты месторождения на Балтике, в силу юридических коллизий недропользователь, сделавший открытие, к сожалению, не может получить право на разработку данных месторождений. На исправление этой ситуации и направлены поручение президента и представляемый законопроект. Принятие закона не приведёт к возникновению угрозы обороне страны и безопасности государства и положительно скажется на инвестиционной привлекательности пользования недрами. Все необходимые согласования и заключения есть. Просим поддержать, принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, комитет внимательно рассмотрел данную законодательную инициативу, и депутаты всех фракций единогласно поддержали её. Мы считаем, что принятие данного закона действительно позволит повысить инвестиционную привлекательность пользования недрами, а главное - закон восстанавливает определённую справедливость, устраняет диспропорции между нормами 58-го федерального закона и Закона Российской Федерации "О недрах". Профильный комитет Совета Федерации также поддерживает данную законодательную инициативу. Просим поддержать, коллеги, данную законодательную инициативу, принять этот законопроект. Александр Дмитриевич, доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллегии? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Денису Геннадьевичу. Уважаемый Денис Геннадьевич, вот вы тут обмолвились, что в части третьей статьи 9 Закона "О недрах" говорится о трёх условиях: во-первых, юридические лица должны быть созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации; во-вторых, они должны иметь опыт работы на континентальном шлейфе не менее пяти лет; в-третьих, доля Российской Федерации в уставных капиталах этих юридических лиц должна быть больше 50 процентов. Скажите, пожалуйста, какие юридические лица, какие недропользователи имеются в виду, сколько их, какие из трёх условий ими не выполняются, в каких странах эти юридические лица зарегистрированы и кто является владельцем, учредителем этих юридических лиц? ХРАМОВ Д. Г. Сергей Николаевич, я так понимаю, вопрос не в отношении тех компаний, которым сейчас предоставлено право недропользования на шельфе, - это две компании, "Газпром" и "Роснефть", они отвечают этим всем трём критериям. Те компании, которые приобретут права по этому закону, если он будет принят, - это российские, отечественные компании, они не находятся под полным контролем государства, они находятся в частной собственности. В частности, речь идёт о трёх выданных лицензиях на право пользования участками недр на Балтике, все три лицензии предоставлены компании "ЛУКОЙЛ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Денис Геннадьевич, и в вашей пояснительной записке, и в заключении комитета сказано, что определённые ограничения были введены ещё в 1992 году, то есть прошло как минимум 23 года после введения первых ограничений, следующие были в 2008 году введены, и никто этот вопрос не поднимал. Сейчас мы услышали, что речь идёт исключительно о компании "ЛУКОЙЛ", и я ещё раз прошу - в продолжение вопроса, который задал коллега Сергей Решульский, - подтвердить нам, что речь идёт о компании "ЛУКОЙЛ": насколько мы помним, в компании "ЛУКОЙЛ" значительный пакет принадлежит иностранным, если я не ошибаюсь, американским акционерам. И всё-таки поясните нам, чем вызвано это поручение президента вдруг, по истечении двух десятков лет?.. (Микрофон отключён.) ХРАМОВ Д. Г. Поручение президента не по истечении двух десятков лет. На дату принятия и вступления в силу 58-го закона - апрель 2008 года, - на тот момент компаниям... такой компании, как "ЛУКОЙЛ", уже были предоставлены поисковые лицензии на право пользования участками недр в Балтийском море, и, более того, уже в тот момент компания вела добычу - это один из ведущих проектов, очень хороших, экологически чистых проектов по добыче нефти на Балтике с искусственных островов. 58-м законом была сделана специальная оговорка, в соответствии с которой нормы этого закона не распространялись на все лицензии на поиск, оценку, разведку и добычу, которые были предоставлены до его вступления в силу. По смыслу закона поисковые лицензии, выданные до вступления в силу закона № 58-ФЗ, также не должны были бы подпадать под его действие просто в силу юридической коллизии, потому что были предоставлены только для целей поиска и оценки, а совмещённые, как было поименовано в законе, лицензии давали право на поиск, оценку, разведку и добычу, но тем не менее эти поисковые лицензии выпали. А за это время компания вложила большие деньги, сделала четыре открытия, открыла месторождения с извлекаемыми запасами практически 20 миллионов тонн, готова их разрабатывать, и совершенно нормально и справедливо, если компания после открытия месторождений получит право на их разработку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Денис Геннадьевич, вот интересная ситуация складывается: в прошлом году из России убежало 153 миллиарда долларов национального капитала, а здесь вы ждёте иностранный капитал, который придёт и будет вырабатывать нефтяное месторождение. Капитал идёт туда, где ему выгодно, так почему же нашим не выгодны эти месторождения, а иностранному капиталу будет выгодно туда идти? Нет ли здесь коррупционной составляющей? Может, это тот же наш капитал, который ушёл за границу, его отмыли там, а теперь он возвращается сюда? Наверное, нам было бы выгодней всё-таки свой бизнес заинтересовать, а мы, выходит, своих отталкиваем, а оттуда кого-то тащим! Или всё-таки здесь коррупционная составляющая? В чём здесь дело? ХРАМОВ Д. Г. Владимир Николаевич, мы ни в коем случае не привлекаем иностранный капитал, речь идёт о капиталах, которые полностью и целиком российские. Частная компания "ЛУКОЙЛ" - национальная, российская, она очень много и давно работает на Каспии. Ещё раз повторю: речь не идёт о привлечении иностранного капитала, мы создаём условия и повышаем инвестиционную привлекательность для вложения наших собственных, российских средств в освоение нашего же, российского шельфа. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХРАМОВ Д. Г. Это закон так называется - об иностранном капитале, об ограничениях иностранного капитала, а речь идёт о том, чтобы снять ограничения в отношении российского национального капитала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Признаюсь вам, уважаемые коллеги: у меня вызывает сомнение необходимость принятия этого закона. Мы как-то на бегу, на скаку хотим принять закон, который, вообще-то, опровергает все наши предыдущие, чуть ли не ежедневные выступления о санкциях, о патриотизме и так далее. Я не зря задал Денису Геннадьевичу вопрос. В 2008 году в целях сохранения безопасности нашей страны и развития нашей экономики были установлены три условия, при выполнении которых юридические лица имеют право вести разработку природных ископаемых на континентальном шельфе. Напомню вам, если кто не знает, что речь идёт о Балтийском море, о континентальном шельфе, который прилегает к Калининграду, к Калининградской области, там добывают нефть, чтобы вы знали, и там у нас особая экономическая зона, это все вы тоже, наверное, помните. Так вот, на мой вопрос, каким же из этих трёх условий и какие компании не соответствуют, мы получили какой-то общий ответ: это "ЛУКОЙЛ" и так далее. Правильно мой коллега подсказал - и вы должны это знать, - что "ЛУКОЙЛ" зарегистрирован... я не знаю, наверное, в Российской Федерации, но если посмотреть на долю Российской Федерации в уставном капитале, то там, вообще-то, нет 50 процентов. Денис Геннадьевич, так же это на самом деле? Вы же не будете это опровергать? Тогда я не пойму, почему за семь прошедших лет Правительством Российской Федерации, в частности вашим министерством, не выполнены другие условия закона № 58-ФЗ от 29 апреля 2008 года, в котором чётко прописано, что если такие ситуации возникнут после вступления в действие этого закона, то государство в лице правительства должно выкупить все эти лицензии, все эти разрешения, для того чтобы потом реализовать их через наши, российские компании, доля Российской Федерации в уставном капитале которых составляет больше 50 процентов. Ну, о других условиях не буду говорить (там ещё о голосующих акциях, о том, что имеют право работать те, у кого опыт работы больше пяти лет, ну и о том, что они должны быть зарегистрированы в Российской Федерации). Такое поспешное принятие решения по данному законопроекту я считаю совершенно неправильным, поскольку непонятно, что выигрывает от этого Российская Федерация. У нас есть другие соответствующие этим критериям юридические лица, которые ведут разработку и имеют опыт, и вот пусть те, кто разведал эти месторождения, посчитают свои затраты и продадут или перепродадут через Правительство Российской Федерации, и мы будем спокойны, будем знать, что безопасность нашей Родины, в том числе в области невосполняемых сырьевых ресурсов, находится под контролем Российской Федерации. Я считаю поспешным предложение принимать данный законопроект! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Представитель правительства? Комитет? Пожалуйста, включите Кашину микрофон. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Николаевич! Хочу сказать, что те вопросы, которые у вас возникают, безусловно, нужно обсуждать, проводить по ним дискуссии. Да, действительно, речь идёт сегодня, по большому счёту, о безопасности добычи на континентальном шельфе, который очень важен для России, - имеется в виду особое положение нашей Калининградской области и Балтики. Что касается национальной компании "ЛУКОЙЛ", если о ней говорить, то это одна из компаний, полностью зарегистрированных на территории России, компания, которая, все эти годы работая в нашей стране, никуда, кроме России, налоги не направляла, это компания, которая, по большому счёту, имеет неплохую конкурентную способность с точки зрения обновления технического оборудования, его состояния, технологий, и возглавляет её, вы все знаете, конечно, наш профессионал. Я не защищаю эту компанию, но хочу сказать, что, по большому счёту, законопроект-то технический: с точки зрения проводимой нами политики по привлечению инвестиций он приводит в соответствие Закон "О недрах" с 58-м законом, и я не вижу здесь никакой серьёзной крамолы. Сегодня существуют как бы два вида лицензии - на геологическую разведку и на добычу, и мы, обозначая приоритеты с учётом наших интересов, просто приводим в порядок эту техническую коллизию, внося изменения в статьи 58-го закона и Закона "О недрах", ничего другого здесь нет. А если говорить ещё более откровенно, то этого требует наша национальная безопасность: там не должны появиться те компании - вы правильно беспокоитесь, - которые чужды нашим с вами, российским интересам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Теперь 32-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 02 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается.