Заседание № 243
О проекте федерального закона № 722937-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся особенностей привлечения иностранных лиц и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями; принят в первом чтении 22 апреля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Игорь Александрович Ананских. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению в комитет поступило три поправки, все они предлагаются к принятию и включены в таблицу № 1. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению во втором чтении. Прошу утвердить таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Александрович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 41 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Включите микрофон на трибуне. АНАНСКИХ И. А. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Если он будет принят во втором чтении, прошу также принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 53 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 13 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 722937-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся особенностей привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан...". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра спорта Натальи Владимировны Паршиковой. Пожалуйста. ПАРШИКОВА Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра спорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предметом правового регулирования представленного законопроекта являются отношения, связанные с регламентированием вопросов привлечения физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путём установления ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в международных и всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта. В настоящее время широко распространена практика приглашения иностранных граждан в качестве спортсменов, особенно в игровых видах спорта. Так, в прошлом сезоне в футболе было привлечено 242 иностранных спортсмена, в хоккее в период с сезона 2008/2009 годов по сезон 2013/2014 годов было привлечено 652 иностранных спортсмена. Анализ практики привлечения физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, показал недостаточные возможности подготовки отечественных спортсменов и, соответственно, заведомо низкий уровень их эффективности в составе спортивных сборных команд Российской Федерации. В этой связи законопроект предусматривает порядок установления ограничений на участие иностранных спортсменов в соревнованиях по командным игровым видам спорта, соответствующий международной практике установления лимитов привлечения иностранных спортсменов, в том числе законодательству ряда стран. Данные ограничения применяются с учётом требований к общему количеству спортсменов, заявленных на сезон, к общему количеству спортсменов, заявленных на матч спортивного соревнования, и к общему количеству спортсменов, одновременно принимающих участие в спортивном соревновании. Полномочиями по утверждению порядка установления таких ограничений на участие спортсменов в соревнованиях по командным игровым видам спорта, а также по утверждению перечня соответствующих соревнований наделяется федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Одновременно законопроект предусматривает внесение изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", закрепляющего право физкультурно-спортивных организаций и общероссийских спортивных федераций по командным игровым видам спорта привлекать высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Также законопроектом предусматривается обязанность организаторов спортивных соревнований включать в положения (регламенты) о соответствующих спортивных соревнованиях положения о соблюдении предусмотренных законопроектом ограничений. Прошу поддержать представленный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Игоря Александровича Ананских. Пожалуйста. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи рассмотрел указанный проект федерального закона № 722937-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации. Как отметила в своём выступлении статс-секретарь - заместитель министра спорта Наталья Владимировна Паршикова, законопроектом предусматривается установление особенностей участия спортсменов, не являющихся гражданами Российской Федерации, в спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации. Комитет подчёркивает актуальность предлагаемой законодательной инициативы. Принятие данного законопроекта скорректирует действующие в настоящее время способы привлечения спортсменов, не имеющих право выступать за спортивные сборные команды России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, которые показали свою эффективность. Законопроект поддержан субъектами Российской Федерации. Замечания, указанные в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, у нас сегодня только зарплаты легионеров в общей сложности больше, чем мы выделяем на весь спорт, и вы предлагаете дальше, ну, как бы узаконить эту систему. Может быть, по-другому поступить? Если мы эти деньги отдадим на возрождение детских спортивных школ, то мы следующую Олимпиаду... ну, не следующую, через Олимпиаду выиграем без привлечения Анов и всех прочих. Не думали над этим? АНАНСКИХ И. А. Николай Васильевич, это кому вопрос, мне или Наталье Владимировне? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обоим. Пожалуйста, Наталья Владимировна. ПАРШИКОВА Н. В. Спасибо за вопрос. Ну, прежде всего должна сказать, что привлечение легионеров не является нарушением регламентных норм международных федераций, это соответствует правилам, установленным международными спортивными организациями. В данном случае общероссийские спортивные федерации имеют такое право. Вместе с тем порядок, который сегодня предлагается, как раз и ведёт к ограничению и, безусловно, к снижению затрат на легионеров. Что касается непосредственно Виктора Ана, то он является гражданином Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Александрович. АНАНСКИХ И. А. Спасибо. Я хотел бы сказать, что как раз данным законопроектом и предусматривается возможность ограничения участия легионеров в российских командах, потому что то, что сейчас решается на уровне отдельных федераций, будет решаться Министерством спорта Российской Федерации, то есть той организацией, которая как раз и отвечает за российский спорт, за результаты российского спорта. Так что законопроект именно на это и направлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Я замминистру спорта хочу вопрос задать. Что конкретно изменится для российского спорта и сэкономим ли мы деньги? Допустим, вчера рассказывали, что у "Газпрома" не хватает денег на то, чтобы газифицировать Россию, один футболист Халк получает достойную заработную плату от "Газпрома". Вот после принятия этого закона что-то изменится, может быть, какие-то денежные средства действительно будут высвобождены для нашего спорта? Вот что конкретно изменится в плане привлечения в том числе иностранных футболистов, хоккеистов? ПАРШИКОВА Н. В. Прежде всего ограничение по включению иностранных спортсменов в состав сборных команд позволит привлечь российских спортсменов к участию в соревнованиях в составе клубных команд, а в последующем они, уже имея игровую практику, имея более качественную подготовку, могут попасть в состав сборных команд Российской Федерации. Это первое. Второе. Конечно же, те траты, которые запланированы на подготовку легионеров, соответствующие расходы на них будут регулироваться нормами, которые уже предусмотрены Министерством спорта. Мы устанавливаем минимальный уровень заработной платы, которая может быть выплачена легионеру. Таким образом, эти меры у нас уже предусмотрены. Средства, которые будут высвобождаться, естественно, будут направляться на нужды спорта, на развитие спорта в субъектах Российской Федерации, в данном случае - детского спорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Уважаемая Наталья Владимировна, в продолжение предыдущего вопроса: как конкретно изменится положение, состояние или состав игроков в самых богатых командах страны? Я имею в виду и футбольную команду "Зенит", и хоккейную команду СКА, как ваш закон на них повлияет? ПАРШИКОВА Н. В. В соответствии с проектом федерального закона порядок ограничения на участие легионеров будет устанавливаться на основе предложений, которые будут подавать общероссийские спортивные федерации. Мы уже сделали запросы во все федерации по игровым видам спорта и ожидаем от них предложений, но то, что эти ограничения будут установлены со снижением тех лимитов, которые на сегодня утверждены федерациями, это уже решено. Министр спорта Виталий Мутко уже говорил публично, для прессы, что предусмотренные сегодня лимиты Министерством спорта будут снижены по принятии федерального закона, который сегодня вами рассматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бариев Марат Мансуровч. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Наталья Владимировна, известно, что Международный олимпийский комитет, международные спортивные федерации предъявляют определённые требования к участию государственных структур в деятельности тех или иных спортивных федераций. Рассматриваемый законопроект касается деятельности непосредственно спортивных федераций. В связи с этим вопрос: есть ли какие-то примеры аналогичных законов, как всё это согласовано, урегулировано с международным спортивным сообществом? Не появятся ли какие-то вопросы в случае принятия этого закона? ПАРШИКОВА Н. В. Спасибо за вопросы. Ну, прежде всего изменения в национальное законодательство, принимаемые в Российской Федерации, не требуют согласования ни с одной международной спортивной организацией, вместе с тем, безусловно, эти нормы не должны противоречить международному спортивному праву. Принимаемый в настоящее время порядок и, соответственно, устанавливаемые государством лимиты, ограничения не нарушают международных правил спортивных федераций, правил международного спортивного сообщества. В законодательстве ряда стран, таких как Великобритания, Италия, уже давно предусмотрены нормы, ограничивающие количество легионеров, которые принимают участие в клубных чемпионатах. Кроме того, имеются рекомендации ФИФА и УЕФА всем национальным футбольным ассоциациям, в том числе Российскому футбольному союзу, придерживаться лимитов, которые отвечают прежде всего национальным интересам подготовки сборных команд, а не решают в большей степени коммерческие интересы конкретных клубов. Таким образом, представленный проект федерального закона полностью соответствует международному спортивному праву. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Наталья Владимировна, всё-таки, если располагаете цифрами, скажите, сколько сейчас легионеров в России вот таким образом работают и получают зарплату? И ещё такой вопрос: чего вы всё-таки хотите добиться, какова главная идея этого закона - ограничить, уменьшить количество легионеров или просто чтобы правительство передало вам, профильному министерству, решение этого вопроса в соответствии с конъюнктурой, с ситуацией? Вот в чём основная идея закона? Сразу скажу: если вы собираетесь ограничить, уменьшить количество легионеров - я за, но тогда назовите какие-то границы, допустим от 5 до 10 процентов, и не больше. А вот сколько - 5, или 6, или 7 процентов - этот вопрос пусть решается в министерстве. Вот какова концепция закона? ПАРШИКОВА Н. В. Спасибо большое за вопросы. Ну, сегодня у нас в составе футбольных спортивных клубов числится около 240 иностранных спортсменов. Наш законопроект направлен прежде всего, конечно, на снижение числа легионеров, однако решение о снижении количества легионеров по каждому виду спорта будет приниматься отдельно, потому что, например, в футболе, баскетболе и хоккее количество легионеров вообще различается. Практически по всем видам спорта мы сегодня предполагаем снижение количества легионеров, но этот вопрос будет обсуждаться с каждой спортивной федерацией отдельно. У нас в планах предусмотрена подготовка ко второму чтению проектов приказов, с тем чтобы в сезон... Например, футбольный сезон вот-вот закончится и будет месяц трансферного окна - безусловно, к этому времени мы должны обсудить с футбольной федерацией, каких лимитов они будут придерживаться. Мы хотим, чтобы принятый закон начал действовать уже со следующего сезона. Информацию о конкретном количестве легионеров по каждому виду спорта мы представим Государственной Думе, мы планируем сделать это ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Наталья Владимировна, вот вы в своём докладе отметили, что реализация закона приведёт к тому, что несколько повысится уровень подготовки наших спортсменов. Я, честно говоря, не могу понять, где эти два процесса пересекутся. Это первое. И второе. Мне кажется, что добиться снижения количества легионеров можно очень простым способом: ограничив не минимальный, а максимальный размер выплат - тогда вопрос с легионерами будет решён окончательно и бесповоротно. ПАРШИКОВА Н. В. Ну, связь с подготовкой спортивных сборных команд прямая. Когда мы с вами видим, что на площадке пять спортсменов из пяти легионеры и нет ни одного российского спортсмена, то, безусловно, это означает, что у нашего спортсмена нет площадки для подготовки, а ведь составы спортивных сборных команд Российской Федерации, которые представляют страну на первенствах, чемпионатах Европы и мира и, соответственно, на Олимпийских играх, комплектуются только из числа граждан Российской Федерации. Таким образом, у нас составы сборных команд комплектуются из меньшего состава спортсменов, заявленных на сезон, ну и, соответственно, на матч, поэтому, если вы обратили внимание, проект федерального закона как раз и регулирует количество спортсменов (которое мы будем ограничивать), спортсменов, которые могут быть заявлены на сезон, спортсменов, которые могут быть заявлены на конкретный матч, и спортсменов, которые одновременно могут находиться на площадке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потапов Александр Владимирович, пожалуйста. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Наталья Владимировна, в популярных командных видах спорта получают преимущество и побеждают клубы, закупающие максимальное количество дорогостоящих легионеров. Законопроект предусматривает, что спортивные органы будут сами определять ограничения по их количеству, но в СМИ, в тех же спортивных органах идёт обсуждение, предлагаются разные схемы, вплоть до "10 плюс 1": только один футболист - гражданин России. Не считаете ли вы... Вот вы хороший пример привели, про пять из пяти, я поддерживаю такое как бы стремление, думаю, что нужно установить в законопроекте рамочные ограничения для спортивных органов, чтобы не доходило до абсурда, когда в клубе всего один спортсмен из России. ПАРШИКОВА Н. В. Устанавливать непосредственно в проекте федерального закона численные показатели, на наш взгляд, нецелесообразно, потому что это по каждому виду спорта отдельно надо регулировать, и для этого достаточно будет порядка, утверждённого министерством. То есть на каждый спортивный сезон по каждому виду спорта будет утверждаться количество легионеров, которые могут быть заявлены для одновременного участия в сезоне, для одновременного участия в матче и могут одновременно присутствовать на спортивной площадке. Ещё раз повторяю, что наш законопроект направлен как раз на защиту права наших российских спортсменов на участие в клубных чемпионатах, ну и, соответственно, на предоставление им наибольшего преимущества при подготовке сборной команды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бариев Марат Мансурович, пожалуйста. БАРИЕВ М. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить в лице Натальи Владимировны Паршиковой Министерство спорта Российской Федерации за организацию той великолепной выставки, которая сегодня открылась в стенах Государственной Думы, - о роли ГТО и о подвигах воинов-спортсменов в годы Великой Отечественной войны. Эта выставка тем более актуальна, что состоялась накануне 70-летия Победы и в год, когда в стране начала вновь реализовываться система ГТО. И в связи с этим я хотел бы предложить Министерству спорта сделать эту выставку постоянно действующей и провезти её по стране, показать в других регионах. И, Наталья Владимировна, начать можно с Казани, мы взяли бы на себя организацию этой выставки в Казани, тем более что там в этом году крупнейшие спортивные мировые мероприятия будут проходить. Возвращаясь к законопроекту, должен отметить, что тема очень актуальная, это показывают и те вопросы, которые были заданы сегодня, и очень живое обсуждение на страницах средств массовой информации. Вопрос о легионерах действительно стоит очень остро, особенно это касается таких видов спорта, как футбол, баскетбол, хоккей, и необходимость в принятии определённых мер по урегулированию этого вопроса давно уже назрела. К сожалению, те меры, которые сегодня принимаются самими спортивными федерациями в этом вопросе, как уже было сказано, должного эффекта не дают, и вот этот законопроект - попытка уже законодательно урегулировать данную проблему, чтобы ответственность за состояние спорта в стране и за то, чтобы не возникало вопросов по количеству, по засилью легионеров в наших самых популярных видах спорта, лежала не только на общественных организациях, то есть федерациях, но и на Министерстве спорта, на государственном органе. Законопроект предусматривает установление особенностей участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных соревнованиях и всероссийских соревнованиях по командным игровым видам спорта путём установления ограничений на их участие в международных или всероссийских спортивных соревнованиях. В соответствии с законопроектом федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по утверждению порядка установления ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации. Порядок установления ограничений на участие спортсменов, которые не имеют права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, включает требования по общему количеству спортсменов, не имеющих права выступать за сборные команды страны, по квалификации спортсменов, что очень важно, - это будет преградой для привлечения, так сказать, спортсменов низкого мастерства в команды Российской Федерации, - по возрасту спортсменов, по периоду постоянного проживания спортсменов в России, по периоду прохождения спортивной подготовки спортсменами в России и, что очень важно, по наличию и выполнению программ развития того или иного вида спорта. Если все эти требования не останутся декларативными, а будут реально выполнены, то, конечно, ситуация кардинально изменится в лучшую сторону. Законопроектом также предусматривается необходимость отражения установленных ограничений на участие зарубежных спортсменов в положениях о соответствующих спортивных соревнованиях. Данная норма тоже направлена на обеспечение механизма соблюдения установленных ограничений. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марат Мансурович. Носов Дмитрий Юрьевич от фракции. Пожалуйста. НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемая Наталья Владимировна! Вот сейчас слушал вас: футбол, хоккей... А почему про дзюдо забыли?! У нас, между прочим, администрация президента на контроле держит всё, что... И понятие "легионер" относится не только к футболу и хоккею - дорогие друзья, да у нас сотни видов спорта, давайте не будем говорить только о футболе и хоккее! Я хочу сказать следующее. Вот сейчас многие сразу лезут в карман: а сколько зарплата? И при этом мы хотим, чтобы наша КХЛ была лучше, чем НХЛ, но получать они должны, я не знаю, 3 тысячи рублей, к примеру. Ну такого не бывает! А ведь наши легионеры, допустим, наши русские хоккеисты получают в НХЛ очень хорошую зарплату. Это рынок: хороший продукт, каким сейчас является КХЛ, если говорить о хоккее, хороший игрок стоит больших денег. Ну это я так, отвлёкся немножко, чтобы пояснить. А вообще, что касается закона, никто, видимо, внимательно не слушал, о чём говорила Наталья Владимировна. Это закон не о том, кто сколько будет получать и где конкретно сколько будет процентов легионеров, - это регулирующий закон, который нам необходим, потому что сейчас бардак, непонятно где что. И вот наконец-то появился закон, который всё это может урегулировать в зависимости от вида спорта, в зависимости от той ситуации, которая там сложилась, и всё это будет подконтрольно Министерству спорта, и отвечать и перед нами, и перед народом будет Министерство спорта, поэтому мы этот закон поддерживаем, он правильный, он наведёт порядок. Что ещё мы (мы - это фракция ЛДПР, если кто не знает) хотели бы отметить? Сейчас существует проблема ещё, скажем так, внутрироссийского роуминга, то есть проблема с внутрироссийскими легионерами, она до сих пор кое-где сохраняется. Действительно, бывает, что спортсмен начинает тренироваться, допустим, в Красноярске, продолжает в Москве - и через год он уже московский спортсмен! Я знаю, что большая работа в этом направлении проделана, но вот с этим ещё надо разбираться, ещё имеются недочёты. Мы сейчас не ругаем, мы даём посыл, говорим, что существуют некоторые проблемы. Действительно, иногда не знаешь, откуда спортсмен: красноярцы говорят, что он их, москвичи - что их, а корейцы утверждают, что их. Все понимают, о ком я сейчас говорю. Пользуясь случаем, фракция ЛДПР хочет также заострить внимание ещё на одной проблеме, а именно на том, что у нас ценятся только золотые медали: часто так бывает, что у олимпийского чемпиона берут интервью, везде его показывают, а просто у призёра Олимпийских игр - нет, он уже не интересен, к сожалению. То же самое происходит и со стороны нашего государства: все олимпийские чемпионы получают зарплату, абсолютно все, - по-моему, она сейчас 30 тысяч, да, Наталья Владимировна? - а призёры Олимпийских игр её не получают. То есть у нас есть люди, которые имеют несколько олимпийских медалей, но не золотых, при этом у них может быть огромное количество других медалей, а никакой зарплаты для них не предусмотрено, пенсии нет, или она будет, когда уже загробный мир им будет светить, - вот этим вопросом мы тоже озабочены. Если можно, вы в министерстве подумайте, как решить эту проблему. Если хотите - у нас, фракции ЛДПР, есть предложение, - можете депутата Носова, в будущем - гражданина Носова исключить из этого списка. Я, призёр Олимпийских игр, единственный могу отказаться от этой зарплаты, но для остальных спортсменов её сделайте. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горовцов Дмитрий Евгеньевич от фракции. Пожалуйста. ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, очевидно, что предлагаемые поправки коснутся прежде всего игровых видов спорта. Главная идея понятна, и она правильная: в интересах сборных нужно обеспечить приток отечественных игроков. К примеру, наиболее острая ситуация с легионерами, вы знаете, в футболе. Нам четверть века доказывали, что именно зарубежные легионеры выведут нас на новые высоты, в итоге полный крах - мы не имеем даже трёх десятков минимально достойных кандидатов в сборную, фактически любой первоклашка выведет на поле тот же состав сборной, который выставит и наш обожаемый, золотой дон Фабио Капелло! Однако с правовой точки зрения правильность принятия этих поправок, на наш взгляд, сомнительна. Дело в том, что зарубежные игроки в нашем футболе, хоккее, баскетболе и других видах спорта - это лишь одна из категорий иностранных граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Статус этих граждан определён в Федеральном законе № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Там же чётко установлено, я подчёркиваю, что квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, с исчерпывающей полнотой на уровне федерального закона установлена прерогатива Правительства России, из которой прямо вытекает обязанность Министерства спорта России и спортивных федераций в ходе определения лимитов на количество легионеров исходить из этих правительственных квот, но этого, к сожалению, не делается. И к примеру, на футбольном направлении у нас образовалось некое гуляйполе, где руководители футбольных клубов и отдельные высшие госчиновники, оказавшиеся вдобавок ещё и членами Российского футбольного союза, нашли себе занятие годами обсуждать, сколько в клубе может быть легионеров - шесть, десять или без ограничений, - и это в то время, когда в СМИ появляется масса сообщений о том, что в клубах происходят прямые нарушения законодательства, когда иностранные граждане - футбольные легионеры осуществляют свою трудовую деятельность, находясь на территории Российской Федерации по туристическим визам. Вместо наведения порядка в этом вопросе правительство предлагает удивительную правовую новеллу, а именно отказывается от исполнения своих прямых обязанностей в пользу одного из федеральных органов исполнительной власти. И при этом совершенно непонятно, почему для профессиональных спортсменов должно делаться исключение по сравнению с представителями других профессий - строителями, врачами, специалистами в области компьютерных технологий и так далее. Нет сомнений, на наш взгляд, что найдётся немало министерств и ведомств, которые со ссылкой на данный прецедент захотят получить такие же полномочия. Я полагаю, что на ниве спортивного права требуется предельная осторожность, поспешность грозит совершенно неясными последствиями. Вот, например, в 2012 году мы отняли у спортивных федераций право назначать главных тренеров сборных без согласования с Министерством спорта России, и сейчас это аукнулось в виде "мыльной оперы" по поводу контракта с Копелло, которую общество уже месяцами лицезреет. А кто привёл дона Фабио, кто подписывал и визировал контракт с ним, кто должен оплачивать этот контракт?! Ну давайте, уважаемые коллеги, будем в целом самокритичны: эта проблема родилась как следствие того, что заложили мы с вами! В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что всё это делается в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. Это не так, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно поручение главы государства: в президентском поручении речь идёт об ответственности - подчёркиваю! - Министерства спорта за установленный порядок, а не о наделении его правом решать, сколько легионеров будут выступать за клубы. Вместе с тем, уважаемые коллеги, надо отдать должное Виталию Леонтьевичу Мутко за признание актуальности поднятой проблемы и за гигантскую работу, которую он осуществляет на спортивном направлении, но мы полагаем, что действующее законодательство на сегодняшний день в достаточной мере регулирует вопрос о трудовой деятельности иностранных граждан в области спорта и наделяет Правительство Российской Федерации исчерпывающей компетенцией. В данном случае предлагаемые поправки излишни, на наш взгляд, и фактически мы лишь узаконим явный пример недопустимого отказа Правительства Российской Федерации от исполнения своих же полномочий, не говоря уже о том, что мы выведем Министерство спорта за пределы базовых норм миграционного законодательства. В силу изложенного, уважаемые коллеги, наша фракция - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - данный законопроект не может поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гостев Руслан Георгиевич. От фракции. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Все хотят выйти на "лобное место" и поговорить с этого "лобного места". Я хочу сказать, что, на мой взгляд, необходимость принятия законопроекта, который сегодня предлагается и который мы рассматриваем, уже давно назрела, его надо было три, четыре, а может быть, и пять лет назад рассматривать и принимать. Причём я хочу подчеркнуть, что этот законопроект касается разных аспектов отношений в спорте, и в том числе отношения, что называется, к легионерам. Есть федерации, для которых эта проблема вообще не существует, ибо эти федерации вынуждены думать о том, как задержать своих спортсменов в Российской Федерации. У нас есть виды спорта очень дешёвые, так сказать, и, естественно, наши игроки, в том числе члены сборных команд, уезжают в европейские команды, играют там и получают значительно большую заработную плату, нежели в Российской Федерации. Вы хотите узнать, какие-то это виды спорта? Пожалуйста, могу привести пример: я много лет являлся вице-президентом Союза гандболистов России, а потом федерации гандбола, так вот из Советского Союза, а потом из Российской Федерации уехало более 400 гандболистов, они блистательно играли за рубежом, потом мы постепенно стали терять те завоевания в гандболе, которые были в советское время, и в конечном итоге тот состав, те игроки, который сейчас играют за сборную страны, в значительной степени находятся за рубежом. Плохо это или хорошо - другой вопрос, хотя я думаю, что это плохо, когда человек уезжает из страны, потому что ищет, где заработать побольше, а мы не можем ему предложить более или менее сносную зарплату в сравнении с тем, что получают за рубежом. Я подчёркиваю, что это плохо, потому что, как только начинают рвать свои корни, сразу появляются совсем другие проблемы. Прямо скажу, я не завидую министру Мутко да и Наталье Владимировне, ведь им надо будет иметь дело не с футбольным союзом, а с футбольными командами, причём с несколькими футбольными командами, по существу, если хотите, речь идёт о шести-семи командах, которые диктуют свою волю: как проводить, сколько легионеров, сколько на поляну выпускать, то есть всё, что связано с футболом, что должно делаться. Я присутствовал во время разных обсуждений тогда, когда президенты клубов буквально обрушивались на эту идею. Почему? Да потому, что, даже приобретая средних игроков, они, спустя некоторое время, имеют возможность их перепродать, то есть переиграть ситуацию и получить соответствующие, извините за непрофессорское выражение, бабки. Ведь чемпионаты страны по футболу, по баскетболу, по волейболу, по хоккею (ещё по каким видам, Александр Дмитриевич?) проводят не федерации, их проводят образования, лиги (КХЛ) и так далее. Вот здесь министра нет, я хотел бы ему задать вопрос о том, знает ли он, в каком положении "Лада" находится при проведении чемпионата России, и другие вопросы. Приходится решать сложнейшие проблемы, и мне кажется, что мы сегодня... Я не буду говорить по законопроекту, потому что Марат блистательно здесь изложил всё, что он думает по этому поводу, и я поддерживаю его позицию. Я думаю, что нам надо принципиально принимать этот законопроект. И ещё хочу сказать, уже отходя от этого законопроекта: вы посмотрите, какой алфавит используется на майках баскетболистов, на майках хоккеистов, которые играют в КХЛ. Я не понимаю: в КХЛ огромные деньги вкладываются, российские деньги, и всё больше и больше, но почему-то говорят, что это международный турнир и что, если кириллица будет на хоккейных майках игроков, это якобы нанесёт какой-то вред, и в баскетболе то же самое! Впереди у нас ещё чемпионаты России, и, когда на чемпионате России мы, представляя игроков, пишем их имена на латинице, я думаю, это непатриотично. И побеждать в чемпионатах мира мы будем только тогда, когда решим массу вопросов, в том числе сколько и какие легионеры будут играть. Вы знаете, мне очень симпатичен бразилец, который играет в Краснодаре и который говорит, что готов играть за сборную России и ему ничего не надо и что для того, чтобы приблизить свою мечту играть за сборную России, он даже хочет жениться на нашей русской дивчине. Молодец! И нам надо к этому стремиться! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, представители президента, правительства? Пожалуйста, включите микрофон представителю правительства. ПАРШИКОВА Н. В. Спасибо большое за выступления. Все вопросы, поднятые в выступлениях, безусловно, ко второму чтению будут рассмотрены. Относительно ряда вопросов, касающихся исполнения полномочий правительства по установлению квот, сообщаю: правительство полностью исполняет свои полномочия по распределению квот, они ежегодно утверждаются. Что касается квоты, предусматриваемой в сфере физической культуры и спорта, эта квота не только непосредственно для спортсменов, она распространяется на различные должности, в том числе и рабочие, которые могут занимать иностранцы в сфере физической культуры и спорта. Каждая физкультурно-спортивная организация использует эту квоту в той мере, в которой работодатель считает нужным, но эта квота не предусматривает возможности лимитировать, или ограничивать, нормы, введённые уставами самих спортивных федераций. Наш законопроект как раз направлен на учёт особенностей каждого вида спорта в соответствии с регламентами, которые устанавливаются самими федерациями, в соответствии с международными правилами. Что касается непосредственно поручения правительству, я просто его зачитаю: "Установить порядок привлечения иностранных спортсменов, тренеров и иных специалистов по зимним и летним игровым видам спорта (хоккей, футбол) для осуществления ими трудовой деятельности в Российской Федерации и возложить ответственность за соблюдение такого порядка на федеральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта". В соответствии с юридической техникой такие полномочия можно возложить только через закон, то есть такие полномочия мы не можем получить путём внесения изменений в положение о нашем министерстве, для установления таких полномочий требуется закон. По поводу замечания о распространении действия закона на все виды спорта сообщаю, что регламентами международных федераций только в игровых видах спорта допускается участие иностранных спортсменов в национальных чемпионатах, во всех других видах спорта, в том числе и дзюдо, регламенты международных федераций запрещают участие иностранных спортсменов в национальных чемпионатах, в частности в России. То есть, повторяю, это касается только игровых видов спорта, тех, где есть клубные чемпионаты, и поэтому у нас имеются соответствующие футбольные паспорта, паспорта баскетболистов, паспорта гандболистов, которые регистрируются международными спортивными федерациями. Распространение действия положений этого закона на все виды спорта будет как раз нарушением международных правил и норм, которые предусмотрены соответствующими документами, регламентами. Что касается параллельного зачёта, о чём говорил коллега Дмитрий Носов, то вопрос о легионерах и перемещениях из субъекта в субъект... Легионер - это иностранный спортсмен, а переход спортсмена, российского гражданина, из одного субъекта в другой - вот это вопрос параллельного зачёта. Этот вопрос на сегодняшний день остаётся у нас в проработке. Ряд федераций считает, что параллельный зачёт помогает развитию спорта в соседних регионах, ряд федераций считает, что это снижает подготовку спортсмена, но вместе с тем этот вопрос нами прорабатывается и в ближайшее время будет каким-то образом представлен в виде законопроекта. Что касается вопроса предоставления грантов, в данном случае олимпийским чемпионам. Действительно, в соответствии с указом президента олимпийским чемпионам пожизненно присваивается стипендия Президента Российской Федерации, в настоящее время это 32 тысячи рублей. Относительно призёров, серебряных и бронзовых призёров Олимпийских игр, скажу, что фондом, попечительский совет которого возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев, предусмотрены выплаты призёрам Олимпийских игр, но касается это только спортсменов, достигших пенсионного возраста. Спасибо большое. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет хочет что-нибудь сказать? Включите микрофон. АНАНСКИХ И. А. Я хотел бы добавить, наверное, только одно: этот закон даёт возможность ограничить участие иностранных спортсменов, благодаря этому закону мы сможем отдельно планировать развитие тех или иных видов спорта, в которых у нас сейчас есть трудности, как, например, сейчас в футболе: у нас есть проблема с составом игроков, мы все понимаем, что очень много легионеров. Теперь будет возможность ограничить количество легионеров в клубном чемпионате, для того чтобы наши российские игроки получали больше практики, основная задача законопроекта именно в этом. Ещё один важный пункт - это то, что данным законопроектом вводятся требования к легионерам, а это то, чего никогда не было. Поэтому данный законопроект действительно очень назрел, является насущным. Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставится на голосование 4-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 12 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.