Заседание № 282

03.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 722163-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1356 по 1425 из 5965
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10     
Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам         
назначения негосударственных пенсий".                                           
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Станиславович Скриванов.                                    
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами на протяжении             
нескольких лет решаем проблему, касающуюся того, что негосударственное          
пенсионное обеспечение так или иначе должно заменить, так скажем,               
обязательное пенсионное обеспечение - то, что мы называем ОПС.                  
Негосударственное пенсионное обеспечение сегодня охватывает порядка 7           
миллионов человек, которые были застрахованы либо самостоятельно, либо          
работодателем. В связи с принятием 350-го закона на людей, застрахованных в     
негосударственных пенсионных фондах, распространяются те же самые условия       
получения средств, которые человек скопил за время своей жизни: для мужчин -    
с 65 лет, для женщин - с 60 лет. Для того чтобы сделать эту отрасль более       
привлекательной и для работников, и для работодателей, предлагается сегодня     
принять во втором чтении проект закона, который позволит людям начать           
получать негосударственное пенсионное обеспечение в 60 и 55 лет                 
соответственно.                                                                 
                                                                                
Поступило девять поправок, все поправки рекомендованы к принятию, замечаний     
нет. Прошу принять законопроект во втором чтении и поставить его для            
рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на 5 марта.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович.                           
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов.                 
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.26,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных         
пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении. Спасибо.                                          

Заседание № 241

08.10.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 722163-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2737 по 3315 из 4989
Сейчас, коллеги, у нас с вами 10-й вопрос нашей повестки из блока               
законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О                 
негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных   
пенсий". Доклад Дмитрия Станиславовича Скриванова.                              
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Станиславович.                                              
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемым законопроектом   
вносятся изменения в формулировку статьи 10 Федерального закона № 75-ФЗ "О      
негосударственных пенсионных фондах", которые направлены на улучшение           
финансового положения граждан.                                                  
                                                                                
С 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий        
поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая     
пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). Эти      
изменения влекут также одновременное увеличение возраста выхода на              
негосударственную пенсию. Таким образом, в связи с принятием федерального       
закона № 350-ФЗ у лиц, выходящих на негосударственную пенсию по договорам,      
заключённым после 1 января 2019 года, право на получение негосударственных      
пенсий возникает после 60 и 65 лет. Инициаторы законопроекта предлагают иной    
формат законодательного регулирования.                                          
                                                                                
Название законопроекта сразу задаёт тон рассмотрению этого вопроса: ведь речь   
о пенсионном обеспечении. При подготовке этого доклада был проанализирован      
опыт других стран, и мы видим, что пенсионная система в других странах          
формировалась либо при сильных профсоюзах, либо с участием людей других         
поколений, которые представляли примерный возраст своего дожития - 55 и 60      
лет, возраст 60 и 65 лет для них был уже глубокой старостью. Состояние          
медицины, социальная среда, войны и многое другое заставляли смотреть на        
окончание трудовой деятельности как на пенсию и только. Это было в другом       
веке, в другой социальной среде.                                                
                                                                                
Сегодня об НПФ (негосударственных пенсионных фондах) мотивированно знают,       
умеют распоряжаться соответствующим правом 2-3 процента всего населения. Но     
негосударственные пенсионные фонды и государство накопили большой опыт,         
который последние несколько лет мы активно воплощаем в законы, и мы можем       
рассматривать негосударственное пенсионное обеспечение как инвестиции           
человека и работодателя в дальнейшую жизнь. Возрастные ограничения, которые     
существуют в государственном пенсионном обеспечении, не могут быть критерием    
для инвестиций человека в свою жизнь.                                           
                                                                                
Предлагается для привлечения к накоплению будущих пенсий в негосударственных    
пенсионных фондах самозанятых граждан, иностранных граждан, лиц, имеющих        
иждивенцев и наёмных работников, уточнить пенсионные основания, исключив из     
них условие о наличии страхового стажа. Гарантируется также сохранение права    
на назначение негосударственной пенсии в более раннем возрасте для женщин и     
мужчин в случае, когда у них возникает такое право при получении страховой      
пенсии. Вне зависимости от наступления дополнительных оснований мы даём         
возможность использовать средства в течение трудовой деятельности и быть        
выгодоприобретателями всех 4,3 триллиона рублей, которые сегодня накоплены в    
системе негосударственных пенсионных фондов, мотивируем человека инициативно    
включаться в то, что имеет отношение к его накоплениям, мотивируем              
работодателя, который заинтересован в том, чтобы работник был обеспечен в       
будущем. Мы способствуем тем самым росту заинтересованности и населения, и      
работодателей - а это прежде всего молодые люди, люди, которые занимаются       
частным бизнесом, представители среднего класса - в том, чтобы накапливать и    
инвестировать средства, иметь сбережения к 55 и 60 годам (женщины и мужчины     
соответственно). Законодательно мы даём сегодня такую возможность.              
                                                                                
Принятие закона будет стимулировать интерес к инициативной включённости,        
вовлечённости физических лиц в управление собственными средствами, будет        
способствовать наращиванию финансовой грамотности. Такой интерес, на мой        
взгляд, возникает у человека только тогда, когда есть выгода, в данном случае   
человек получает эту выгоду.                                                    
                                                                                
Позиция правительства: поддерживается законопроект. Позиция Центрального        
банка: замечаний и предложений нет. Позиция Счётной палаты: замечаний и         
предложений нет. Мнение Государственно-правового управления: есть замечания,    
которые мы учтём ко второму чтению. Комитет рассмотрел данный законопроект и    
тоже предлагает поддержать его в первом чтении. Готов ответить на вопросы.      
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
История с пенсионными накоплениями у нас началась 20 лет назад с реформы 2000   
года господина Зурабова, соответственно, сегодня мы можем уже подвести некие    
финансовые итоги. Помимо того что мы знаем цифру 4 триллиона, наверное, важно   
понимать, а сколько люди, которые участвовали в этих процессах, сегодня в       
среднем получают пенсионных выплат в качестве накопительной части? Я буду       
признателен, если вы скажете.                                                   
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Во-первых, её не получают, потому что речь всё-таки идёт о      
людях молодого возраста, как я говорил, 1969-1970 годов рождения. Во-вторых,    
мы пока не можем спрогнозировать тот объём средств, которые люди реально        
будут получать, потому что нужно подсчитать весь тот инвестиционный доход,      
который накоплен у гражданина, учесть, сколько раз гражданин переходил из       
одного негосударственного пенсионного фонда в другой, терял ли он               
инвестиционный доход или не терял, и с этой проблемой мы тоже сейчас            
работаем. Я просто хочу сказать, что сейчас назвать среднюю цифру невозможно,   
назвать какие-то значения - от и до - тоже достаточно сложно. Поэтому я         
думаю, что та законодательная работа, которую мы проделали на протяжении        
последних двух лет, однозначно будет способствовать увеличению средних          
значений пенсий лицам, которые заключили договоры с негосударственными          
пенсионными фондами.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Депутат Шеин уже задал мой вопрос, тем не менее спрошу: хотелось бы понимать,   
какая всё-таки сумма будет выплачиваться при достижении человеком возраста 60   
лет, когда наш гражданин выйдет на пенсию?                                      
                                                                                
И хотел бы ещё задать такой вопрос: предусмотрен ли механизм корреляции         
размера пенсии человека с возрастом окончания его трудовой деятельности?        
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Ну, про механизм корреляции с возрастом я только что            
объяснил. Человек имеет право заключить договор, и до этого времени право на    
получение пенсии на основании 350-го закона у него возникало только с 60 лет    
для женщин и с 65 лет для мужчин, значит, по тем договорам, которые были        
заключены с 1 января 2019 года, сейчас мы даём это право с 55 и с 60 лет -      
для женщин и мужчин соответственно.                                             
                                                                                
А по поводу первого вопроса я вам могу сказать, что очень многое зависит от     
того, какую заработную плату человек получал и как он себя вёл по отношению к   
своим накоплениям. Вы помните все программы, которые предусматривало            
государство: это были и программы софинансирования в отношении средств,         
которые человек откладывал в негосударственные пенсионные фонды, и              
инвестиционный доход, и то, переходил или не переходил человек, - я уже         
повторяюсь, но именно это всё формирует капитал, которым человек будет          
распоряжаться после того, как получит право распоряжаться этими деньгами. Я     
могу сказать больше: вообще, у группы по негосударственным пенсионным фондам    
и по этим средствам есть планы развития этой темы - человек, возможно,          
получит доступ к своим средствам при каких-то крайних обстоятельствах, даже,    
может быть, раньше указанного возраста. Но это предложение только будет         
представлено на рассмотрение Государственной Думы и на рассмотрение             
правительства: доступ к средствам раньше того возраста, о котором я только      
что говорил. Надеюсь, это будет нами рассмотрено тоже в рамках работы           
Государственной Думы этого созыва.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, вы совершенно справедливо сказали, что         
только 2-3 процента населения имеет возможность грамотно обращаться с           
негосударственными пенсионными фондами. Этим, кстати, пользуются                
недобросовестные сотрудники, которые путём обмана переводят людей из            
государственных в негосударственные пенсионные фонды.                           
                                                                                
Скажите, не считаете ли вы возможным предусмотреть в вашей инициативе           
инструмент, который позволит защищать средства граждан от недобросовестных      
участников рынка и не допускать новых случаев мошенничества? Может быть,        
стоит посмотреть и предоставить право гражданам самим распоряжаться             
заработанными деньгами без участия сторонних частных компаний?                  
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Что касается того, чтобы предусмотреть возможность для          
граждан самим распоряжаться собственными средствами, - они и так имеют право    
сами распоряжаться собственными средствами, но никто не отменял такие           
гражданские институты, как доверенности или доверенные лица, которые могли бы   
совершать определённые действия.                                                
                                                                                
Но вы совершенно правы в том, что на рынке существует агрессивный маркетинг     
со стороны негосударственных пенсионных фондов, и в рамках этого агрессивного   
маркетинга мы вскрываем... Об этом недавно говорил президент, было дано         
соответствующее поручение Генеральной прокуратуре, Центральный банк над этим    
много работает, Министерство финансов. Рассматривается несколько вариантов, и   
первый вариант - это мораторий на переходы на период, пока мы не подготовим     
поправки. Поправки, к сожалению, получаются достаточно сложными с точки         
зрения структуры, они не в один закон, требуется внесение изменений в том       
числе в подведомственные и ведомственные нормативные акты, но благодаря этому   
человек при переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой    
будет уносить с собой и тот инвестиционный доход, который он заработал.         
                                                                                
К сожалению, в прошлом, мы знаем, были случаи мошенничества, когда одна         
управляющая компания работала на несколько негосударственных пенсионных         
фондов, поэтому при переводе человека из одного негосударственного              
пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд инвестиционный     
доход оставался в первом, и эти суммы исчисляются, к сожалению, миллиардами.    
Я могу сказать совершенно точно, что благодаря вводу фидуциарной                
ответственности в прошлом году, вводу ещё ряда новелл с помощью                 
правительства, с помощью комитета, с вашей помощью, уважаемые коллеги, с        
вашим участием мы движемся к решению этой проблемы в том числе. Проблема        
есть, мы о ней знаем, и я думаю, что в ближайшее время мы подготовим блок       
поправок в законодательные акты, с помощью которых будет решаться эта           
проблема.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич.                               
                                                                                
ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Дмитрий Станиславович, скажите, пожалуйста, являются ли сегодня надёжными       
государственные механизмы контроля за деятельностью негосударственных           
пенсионных фондов и не надо ли менять в этом смысле законодательство, а также   
будет ли возможно страхование рисков?                                           
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Очень хороший вопрос, большое вам спасибо за этот вопрос. Я     
считаю, что да. За последние несколько лет работы всех тех, о ком я сказал, и   
вами, уважаемые коллеги, и Центробанком, и Министерством финансов, и            
министерством труда - всеми была действительно создана достаточно серьёзная     
законодательная база, которая уже регулирует деятельность негосударственных     
пенсионных фондов. Во-первых, негосударственные пенсионные фонды перешли на     
стресс-тестирование. Во-вторых, они теперь имеют право вкладывать свои          
средства только исходя из условия достаточного объёма капитала и примерного     
процентного соотношения к этому объёму капитала в определённые отрасли или      
сегменты, скажем так, то есть рисковать там деньгами. В-третьих, мы завтра на   
заседании рабочей группы будем рассматривать поправку о добровольном, так       
скажем, страховании уже в части негосударственного пенсионного обеспечения, в   
том числе будут вводиться такие же права, как, например, по вкладам в банках,   
АСВ будет в том числе страхователем этих вкладов.                               
                                                                                
Сегодня же средства, которые есть у гражданина в негосударственных пенсионных   
фондах, полностью защищены государством, на 100 процентов. И существует даже    
коллизия в законодательстве по поводу того, чьи это средства, - всё-таки        
государственные или негосударственного пенсионного фонда. Мы понимаем, что      
управленчески это принадлежит человеку, а юридически это принадлежит            
государству либо негосударственному пенсионному фонду, но все средства          
сегодня полностью защищены государством.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Наша фракция поддержит данный законопроект, но хотелось бы           
затронуть несколько вещей в рамках общей дискуссии.                             
                                                                                
Первое. Представляется правильным, чтобы истории, связанные с НПФ,              
рассматривались также и с участием представителя комитета по труду и            
социальной политике, чтобы комитет у нас был профильным, потому что всё-таки    
большой вопрос, чего здесь больше - пенсионной части или финансовой. Это        
первая вещь, о которой хотел сказать, с точки зрения того, какой комитет,       
наверное, должен быть профильным.                                               
                                                                                
Вещь вторая. Очевидно, что цифра 4 триллиона рублей может казаться              
привлекательной, если только мы не проводим международное сравнение. На самом   
деле 4 процента ВВП предполагает, что соответствующая сторона не применяет      
пенсионную накопительную систему. Это уровень континентальной Западной          
Европы, где пенсионная накопительная модель практически не применяется; как     
справедливо сказал докладчик, там работают модели трёхсторонних соглашений      
между правительствами, профессиональными союзами и корпорациями, там            
совершенно другая система. Пенсионные накопления как фундамент и основа для     
получения выплат - это англосаксонская модель, где эта доля составляет 80-120   
процентов к ВВП, то есть для России это было бы 80-120 триллионов рублей. Это   
не наши параметры, и не надо здесь воспринимать пенсионные накопления как       
основу.                                                                         
                                                                                
Следующая вещь. Хочу обратить внимание на то, что по прошлому году, насколько   
я помню, у нас НПФ показали отрицательную доходность, наиболее крупным          
провалом, конечно, оказалась работа НПФ "Открытие" с его, так сказать,          
замечательным менеджментом. И истории, когда пенсионные фонды аккумулируют      
чуть ли не до трети, по крайней мере, точно четверть всех полученных доходов    
на выплаты менеджменту и на некие резервные структуры в рамках этих фондов,     
на самом деле достаточно чреваты для тех людей, которые работают по линии       
НПФ.                                                                            
                                                                                
Очевидно, нам необходимо провести серьёзную (я повторю ещё раз: локомотивом     
здесь должен быть комитет по труду и социальной политике) и содержательную      
дискуссию по теме НПФ. Это вторичный инструмент, второстепенный, но тоже        
существующий в нашей стране, которым пользуется небольшая часть                 
высокооплачиваемых работников в Российской Федерации, и это не только           
чиновники и силовики, это и авиадиспетчеры, и моряки на балтийском              
направлении, и лётчики. Они могут воспользоваться, и мы должны сформировать     
для них соответствующие гарантии.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопросы, связанные с         
регулированием негосударственных пенсионных фондов, в том числе                 
законодательным, мы обычно очень активно обсуждаем вместе с другим профильным   
комитетом - комитетом по социальной политике, и их мнение, как правило,         
учитываем при доработке законопроектов, связанных с этой темой.                 
                                                                                
Это небольшой законопроект, он просто восстанавливает социальную                
справедливость и позволяет людям, ещё не уйдя на пенсию по старой схеме - по    
достижении пенсионного возраста, получать пенсионные накопления, и в этом       
плане мы считаем, что все депутаты, конечно, должны поддержать этот             
законопроект.                                                                   
                                                                                
Что касается проблем, связанных с негосударственными пенсионными фондами, в     
том числе с доходностью, хотел бы вас проинформировать. Прежде всего, там       
наведён очень серьёзный порядок: их количество значительно сократилось -        
более чем в два раза; сейчас благодаря в том числе нашим решениям введено       
регулирование этого рынка Центральным банком, ну, в том числе контролируется    
доходность фондов. Могу сказать, что по прошлому году доходность была около     
4,5 процента в целом по рынку, это на уровне инфляции. Конечно, лучше бы было   
повыше, но по многим фондам доходность превышает 10 процентов, то есть люди,    
в общем-то, неплохо зарабатывают, некоторые даже 15 процентов обеспечивают.     
Надо сказать, что у нас 35 миллионов граждан, даже больше, работают с           
негосударственными пенсионными фондами, - очевидно, что это направление будет   
развиваться, и слава богу. Оно будет развиваться более быстрыми темпами         
благодаря тому, что, во-первых, наведём порядок, а, во-вторых, ну, я надеюсь,   
в ближайшее время будут вноситься изменения в законодательство, которые         
переведут эту систему на добровольную основу, но при этом будут включены        
стимулирующие меры, которые будут заинтересовывать людей формировать такие      
накопления. То есть от обязательности мы перейдём к добровольности, и это, на   
мой взгляд, абсолютно правильная и справедливая мера.                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, только очень долго наводится порядок в этой   
сфере - очень важной, жизненно важной сфере. И опять-таки репутационный         
ущерб, связанный с различного рода вот этими негосударственными пенсионными     
фондами, огромный.                                                              
                                                                                
Задавался вопрос: на какую доплату к пенсии будут рассчитывать вот те люди,     
которые, вы помните, в обязательном порядке формировали свою накопительную      
часть? Пенсионный фонд рассчитал, и, кстати, при формировании бюджета ещё на    
2019 год пенсионный фонд нам эту цифру представил: 800 с хвостиком, в среднем   
получается то ли 840, то ли 850 рублей. Понятно, что подобные суммы доплат      
дискредитируют саму идею накопления в ноль!                                     
                                                                                
Я уже не говорю про то, что сама вот эта система с негосударственными           
пенсионными фондами, с управляющими компаниями осталась абсолютно без всякого   
внимания государства. Кто организовывал эти пенсионные фонды? Крупные           
финансово-промышленные группы, которые в лучшем случае, скажем так,             
использовали эти дармовые средства на инвестирование в собственные мощности,    
ну а в худшем случае элементарно воровали. И поэтому те десятки миллиардов      
рублей, так, по скромным оценкам, которые пропали, - это выведенные и           
украденные у пенсионеров деньги, по большому счёту. И никаких препятствий,      
никаких нормальных соответствующих контрольных мероприятий Правительство        
Российской Федерации, да и государство в целом, Российская Федерация, на        
протяжении многих лет не проводило. Ладно, с 2014 года теперь это всё уже       
изымается, скажем так, и не попадает в руки этих организаций, но сумма,         
которая там крутится сегодня, приличная - 4 триллиона рублей. Плюс к этому -    
новый механизм, о котором только что коллега Аксаков говорил, вот те 6          
процентов, то, что ранее называлось индивидуальным пенсионным капиталом. Это    
новая попытка заставить, убедить людей формировать собственную пенсию за счёт   
дополнительных отчислений при вот этой картине (я напомню):                     
отчисляли-отчисляли, многие практически по десять лет, а в итоге получили       
меньше тысячи рублей в среднем.                                                 
                                                                                
Как это отразится на добровольности или на всём, что с этим связано? Да         
никак! Что нужно делать в таких условиях, спасёт ли страхование, о котором      
говорили? Ну вот по дольщикам была система страхования, я вам напомню: 35       
миллиардов рублей собрали страховые организации, положили себе в карман - и     
всё! Ни один дольщик, ну практически ни один дольщик не получил никакой         
компенсации, получили единицы, по-моему.                                        
                                                                                
Попытка переложить ответственность государства на какие-то страховые            
компании, на вновь формируемые новые структуры, опять же частные, на мой        
взгляд, абсолютно никакого результата не даст. Пенсия граждан Российской        
Федерации - это прежде всего ответственность государства, будущая               
ответственность, и если человека заставляют, убеждают на предложенную систему   
переходить, государство обязано обеспечить: во-первых, сохранение накоплений,   
которые он делает, это сейчас делается по минимуму, то есть рубль вложил -      
рубль получил, причём пенсионные фонды могут мудрить, как хотят, даже если      
порядок навели; во-вторых, рост пенсионных накоплений не менее чем на уровень   
инфляции, чтобы у человека была хотя бы чёткая, жёсткая уверенность в том,      
что... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции.                               
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. ...уверенность в том, что он сохранит свою часть, которую        
откладывает, и минимум на уровень инфляции государство гарантирует ему рост.    
У нас сегодня парадоксальная ситуация: ОФЗ, государственные ценные бумаги       
(это внутренний долг) под 6,5 процента покупают инвесторы, а своим гражданам    
мы не можем обеспечить 4,5 или 4,2 процента!                                    
                                                                                
Этот механизм, если уж мы его выстраиваем или будем выстраивать как             
перспективный, необходимо закрепить в части государственных гарантий            
сохранения полной суммы и обязательной индексации на уровне инфляции при        
любом раскладе, как бы ни работал негосударственный пенсионный фонд. Сможет     
негосударственный пенсионный фонд дать больше, то есть 10, 15 процентов -       
пусть даёт, не вопрос, это уже выбор самого гражданина. Ну а если фонд          
обанкротился, пропал, исчез, то гарантировать надо сохранение не только         
суммы, непосредственно внесённой, но и, повторяю, рост минимально на уровень    
инфляции. Только такой механизм позволит человеку заработать что-то более или   
менее адекватное пенсии.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.                                     
                                                                                
Комментируя предложение депутата Шеина относительно контроля и более            
внимательного отношения к деятельности негосударственных пенсионных фондов,     
хотел бы обратить внимание на то, что данный законопроект касается              
негосударственных пенсий. И с тем, что сказал депутат Аксаков относительно      
постоянного взаимодействия наших комитетов, я согласен. Хотел бы напомнить,     
что именно при жёсткой конструктивной критике членов комитета по труду нам      
удалось, когда рассматривался проект закона об установлении нового формата      
премирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, снизить с 1      
процента до 0,75 процента ту ставку, которая позволяет рассчитывать ежегодный   
объём премий для негосударственных пенсионных фондов.                           
                                                                                
Что касается данного законопроекта, ещё раз обращаю внимание на то, что речь    
идёт о негосударственных пенсиях. Это добровольное дело гражданина или той      
компании, где гражданин работал, и это не входит в систему обязательного        
пенсионного страхования. Это можно сравнить со вкладом, по которому             
предусмотрены особые условия и особые установленные временные параметры того,   
когда соответствующие средства гражданину будут выплачиваться.                  
                                                                                
Что касается системы обязательного пенсионного страхования, мы неоднократно     
обращали внимание на то, что необходимо накопительную пенсию вообще вывести     
из системы обязательного пенсионного страхования и навести порядок в вопросах   
перехода граждан из одного НПФ в другой. Кстати, есть так называемые молчуны,   
которые не выбрали негосударственный пенсионный фонд, и средства этих граждан   
находятся во Внешэкономбанке, Пенсионный фонд России там размещает средства     
так называемых молчунов. Очень многие граждане поддаются влиянию агрессивной    
рекламы, порой обычных коррупционных схем, жёсткому давлению, когда их          
заставляют подписывать соответствующие бумаги, и они, переходя из одного НПФ    
в другой, теряют весь свой инвестдоход из-за того, что за пять лет до           
перехода не уведомили об этом Пенсионный фонд России.                           
                                                                                
Что касается недавних предложений относительно новой накопительной              
компоненты, конечно, должно быть исключительно добровольное решение             
гражданина. Это не должно быть элементом системы обязательного пенсионного      
страхования - пусть каждый гражданин самостоятельно принимает решение.          
                                                                                
Дискуссия, которая сегодня развернулась в зале, показывает, что у нас к НПФ,    
к сожалению, недоверие. И если два года назад на совещании в Государственной    
Думе, когда пересматривался формат премирования негосударственных пенсионных    
фондов, некоторые руководители отдельных крупных НПФ били себя в грудь и        
кричали, что им нужны гарантии, чтобы они могли играть вдолгую, вкладывать      
средства в долгие инвестпроекты, то сегодня они находятся за рубежом, в         
бегах, в отношении их возбуждены уголовные дела. А негосударственные            
пенсионные фонды вне зависимости от того, как они работают (в минус, в плюс,    
в ноль), всё равно получают премию 0,75 процента от объёма средств, которыми    
распоряжаются. На наш взгляд, это несправедливо, но большинство... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Толстой Пётр Олегович, пожалуйста.                        
                                                                                
ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Когда в этом зале            
обсуждались параметры пенсионной реформы, я задал вопрос одному из её           
идеологов: почему, собственно говоря, нельзя предоставить гражданам право       
самим выбирать возраст выхода на пенсию, ведь у всех разные обстоятельства -    
кто-то хочет сидеть с внуками, у кого-то, наоборот, есть желание поработать     
подольше? И уже в зависимости от того, когда человек выходит на пенсию,         
можно, соответственно, менять размер пенсии: вышел на пенсию раньше - он        
меньше, вышел позже - он кратно больше. Знаете, что мне ответили? У нас         
правительство, оказывается, не может посчитать и предсказать, как будут себя    
вести граждане России. И поскольку правительство не может этого сделать, мне    
кажется, идея сегодняшнего законопроекта, который мы здесь обсуждаем, очень и   
очень в этом смысле полезна, она полезна и для граждан, и для работодателей,    
потому что гражданин сам имеет возможность решить, когда ему получать           
выплаты. И если этот законопроект будет вами поддержан, такая возможность       
после его подписания президентом, вступления в силу появится у каждого          
клиента негосударственного пенсионного фонда.                                   
                                                                                
Я согласен с коллегами, которые говорили о проблеме доверия, но, знаете,        
проблема доверия существует не только в отношении пенсионных фондов, она        
существует и в отношении любых политиков, в том числе и тех, которые сидят в    
этом зале. Доверие, репутация - это то, за чем и политик, и любой человек, и    
даже, страшно сказать, негосударственный пенсионный фонд должен следить очень   
тщательно, негосударственный пенсионный фонд - чтобы не обмануть доверие тех,   
кто в него вложился.                                                            
                                                                                
Мне кажется, что подход, который мы сегодня обсуждали, является справедливым,   
расширяет возможности для граждан России обеспечить себя в преклонном           
возрасте и, хочу подчеркнуть, расширяет возможности для работодателей. Потому   
что, уважаемые коллеги, не так много осталось стимулов у тех, кто хочет взять   
людей на работу, особенно на тех территориях, где тяжёлые условия жизни, на     
территориях Крайнего Севера и так далее, а отчисления в негосударственные       
пенсионные фонды - это не только те 4,6 процента, о которых тут говорили, но    
и те отчисления, которые делает работодатель, и для него это возможность        
стимулировать работника продолжать трудиться даже в сложных условиях.           
                                                                                
Мне кажется, что в этом законопроекте учтены интересы и граждан, и              
работодателей, и поэтому я обращаюсь ко всем вам с просьбой его поддержать.     
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства будут выступать? Нет.                  
                                                                                
Докладчик? Завершающее слово. Пожалуйста.                                       
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемые коллеги, я хочу сказать большое спасибо за такое      
яркое обсуждение этого вопроса, потому что вопрос действительно стоит того.     
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович говорил об ОФЗ, о том, что доплата составит 800   
рублей, о недоверии к этому институту и о перекладывании ответственности на     
человека посредством этого законопроекта. Мне кажется, в данном случае мы       
собираем всё в кучу.                                                            
                                                                                
Негосударственным пенсионным фондам, как было правильно сказано, 20 лет. За     
20 лет мы планировали создать институт, а создали - если провести аналогию -    
кафедру в лучшем случае, и за последние два года, о чём говорил Ярослав         
Евгеньевич... Кстати, мы с Ярославом Евгеньевичем вместе были на том            
эпохальном совещании, о котором он говорил. Мы, собственно говоря, созданной    
нормативной базой, той работой, которую проводим в Государственной Думе и с     
правительством, и с Центробанком, во многом улучшили ту систему, которая была   
создана, её администрирование, и сегодня система является более прозрачной,     
чем это было, скажем, четыре года назад.                                        
                                                                                
Теперь 0,75 процента составляет management fee - это те средства, которые       
негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании получают вне           
зависимости от результатов управления. Это неправильно, и мы об этом сейчас     
говорим, но с момента, когда мы ввели это изменение, и до сегодняшнего дня      
прошло слишком мало времени, чтобы проанализировать практику и сделать          
определённые выводы.                                                            
                                                                                
Теперь, Ярослав Евгеньевич, отвечу на ваш, наверное, риторический вопрос по     
поводу того, что вот мы встречались с собственниками негосударственных          
пенсионных фондов и где они сегодня. Но сегодня мы с вами ввели фидуциарную     
ответственность, этот законопроект несколько лет лежал в Государственной        
Думе, не мог пройти через Государственную Думу, я не знаю, по каким причинам,   
но мы с вами это сделали, сделали вместе с правительством, вместе с             
Центробанком.                                                                   
                                                                                
Я хотел бы сказать, что законопроект, который мы сегодня принимаем,             
однозначно правильный: мы даём стимулы человеку, мы делаем более                
привлекательным этот инструмент, негосударственные пенсионные фонды, для        
работника, для работодателя, для человека. Этот законопроект в первую очередь   
про человека.                                                                   
                                                                                
Я хотел бы сказать отдельное спасибо Толстому Петру Олеговичу в связи с тем,    
что это было в первую очередь его предложение установить такие сроки, когда     
появляется возможность получать эти средства из негосударственных пенсионных    
фондов. И хотел бы сказать огромное спасибо всем вам, коллеги.                  
                                                                                
Что будет, если не заниматься, если не развивать негосударственные пенсионные   
фонды? Я хочу напомнить, что это не только средства на достойную жизнь          
человека после того, как он решил не работать, но это, как во всём мире, ещё    
и фундамент для экономики, это длинные деньги. Да, пока мы видим, что, к        
сожалению, эти длинные деньги не заработали, но мы делаем всё, чтобы эти        
длинные деньги заработали. Я думаю, что мы будем вводить ряд дополнительных     
мер, которые будут стимулировать негосударственные пенсионные фонды             
вкладываться в инфраструктурные проекты, в том числе будем предлагать           
какие-то инвестиционные налоговые льготы. Если мы с вами это сделаем, если      
это заработает, тогда мы сможем говорить, что негосударственные пенсионные      
фонды и для человека, и для государства.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных       
фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий", пункт 10.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.