Заседание № 350

07.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 721986-7 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части увеличения числа кандидатов, включаемых в общефедеральную часть списка кандидатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1897 по 2058 из 4442
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 39         
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального      
Собрания Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Дмитрий Викторович Ламейкин, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В. Коллеги, проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы..." в   
части увеличения числа кандидатов в общефедеральной части списка кандидатов     
после широкого обсуждения в комитете, с фракциями был вчера на пленарном        
заседании принят во втором чтении. Текст законопроекта подготовлен к            
рассмотрению в третьем чтении, замечаний не имеется. Комитет предлагает         
принять данный законопроект. Просьба поддержать.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам?                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Валерий Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый              
законопроект был разработан с целью совершенствования гарантий                  
представительства политических партий на выборах в российский парламент и       
предполагает увеличение числа кандидатов, включённых в общефедеральную часть    
федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального     
Собрания Российской Федерации. Проектом федерального закона предлагается        
внести изменение в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной       
Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающее             
увеличение максимально допустимого числа кандидатов в общефедеральной части     
федерального списка кандидатов в депутаты с десяти до пятнадцати.               
                                                                                
Как показывает практика проведения выборов депутатов Государственной Думы, в    
общефедеральную часть федерального списка кандидатов в целях повышения          
узнаваемости, электорального рейтинга избирательного объединения включаются     
наиболее известные личности, поддерживающие предвыборную программу и идеи       
данной политической партии. Таким образом, данные изменения направлены на       
повышение уровня информированности избирателей о политических партиях,          
участвующих в выборах, об их программах и идейных установках их лидеров и в     
итоге будут способствовать осознанному волеизъявлению избирателя, гласности и   
открытости избирательного процесса.                                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта.            
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать представленную инициативу о         
расширении федеральной части списка до 15 кандидатов в депутаты. Мы считаем,    
что вот такой штаб... а 15 человек - это действительно полноценный штаб, и      
статус каждого члена этого списка должен быть, ну, на уровне руководителя,      
как минимум первых заместителей руководителя партии, которые действительно      
получают право представлять позицию партии наравне с председателем.             
Согласитесь, что для партий, которые представлены в Думе двумя-тремя            
десятками депутатов, иметь 15 руководителей этой партии, таких членов штаба -   
ну, это перебор. И самое главное, что эти 15 потенциальных лидеров              
федерального списка не будут представлены в бюллетене и граждане не будут       
иметь возможности посмотреть, принимая решение, а ведь решение принимается      
перед голосованием. Ну если каждая партия по 15 человек представит,             
понимаете, какие будут списки? Да ещё другие кандидаты - одномандатники и так   
далее, и так далее... Это огромное количество информации, поэтому это будет     
вынесено куда-то на стенд, и тоже с минимумом информации.                       
                                                                                
Разные причины, но самая главная - не надо уходить от народного фильтра.        
Других фильтров напридумывали и не хотим их отменять, вернее, не хотите         
отменять, муниципальный, например, фильтр, а вот народный фильтр, через         
который надо пропускать лидеров в том числе вот этих списков, в данном случае   
исчезает - никого не сможет народ, что называется, забаллотировать. Это         
неправильно, это несправедливо.                                                 
                                                                                
Ну и никаких обоснований реальных мы здесь не увидели, не услышали и не будем   
голосовать за эту инициативу. Пусть будет три, допустим, лидера, их             
достаточно, а не 15, которые будут иногда, может быть, делать заявления,        
противоречащие и не основанные, самое главное, на статусе этого кандидата.      
Где условия? Вы написали бы, что человек должен быть истинным партийцем,        
много лет работавшим на интересы партии, прошедшим огонь, воду и прочие         
медные трубы, - этого требования нет. Это может быть просто новый человек,      
да, богатый, да, ресурсный... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не выступал бы по мотивам - я один из авторов этого        
законопроекта, он был внесён по поручению руководителя фракции ЛДПР Владимира   
Жириновского, - но если есть необходимость аргументировать дополнительно,       
хотя мы активно на заседании комитета это обсуждали, я выскажу те же самые      
аргументы, поскольку, вот например, Олега Анатольевича из фракции               
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" убедить не удалось.                                       
                                                                                
Ну что изменилось, если сравнивать созывы шестой, допустим, и седьмой и         
количество депутатов, входящих в общефедеральную часть? Ну, прежде всего        
количество депутатов, избранных по партийным спискам. Не забывайте, что Дума    
шестого созыва была избрана исключительно по партийным спискам, Дума седьмого   
созыва избиралась уже 50 на 50. Соответственно, у партий ровно в 2 раза         
меньше депутатов, у любой - и у партии большинства, и у оппозиционной партии,   
- для того чтобы в соответствии с нашим Регламентом поддерживать связь с        
избирателями не только на территории избрания, но и в других субъектах          
Федерации, которые фракция своим решением ему в нагрузку определит.             
                                                                                
Понятно, что у нас одна крупная фракция в текущем созыве, что в принципе        
может измениться в любой момент. Но фракции поменьше, в которых депутатов       
меньше, чем субъектов Российской Федерации, разумеется, испытывают в этой       
части некоторые организационные неудобства, преодолевают барьеры, поскольку     
одному депутату, избранному от одной территории, приходится поддерживать        
связь с избирателями на других территориях. Если таких депутатов, избранных     
по спискам по сравнению с 2011 годом стало в 2 раза меньше, то и возможностей   
у партий работать на всех территориях стало ровно в 2 раза меньше -             
элементарная арифметика. И когда мы спорили на заседании комитета о том,        
какие критерии, какие количественные рамки мы должны учитывать, применяя        
систему выборов в Российской Федерации, - ну, как минимум, это должно быть      
количество регионов Российской Федерации, поскольку она остаётся хотя бы        
формально Федерацией. Это первое.                                               
                                                                                
Второй аргумент - это, конечно, совсем другие, иные возможности, которые        
имеют депутаты, избранные по общефедеральной части. Вы все прекрасно знаете,    
что возможностей выезжать в командировки, иметь депутатские приёмные, так       
называемые офисы, получать необходимые средства на обеспечение этих офисов      
оргтехникой, бумагой, канцелярией, средства на почтовые расходы у депутатов,    
избранных по общефедеральной части, гораздо больше. И если "СПРАВЕДЛИВАЯ        
РОССИЯ" отказывается от этих возможностей, значит, они поддерживают связь с     
избирателями исключительно силами трёх депутатов из своей общей части - ну,     
пожалуйста, значит, так вы уважаете, так относитесь к своим избирателям. Мы     
эти возможности будем использовать по максимуму.                                
                                                                                
Как было сказано вчера докладчиком, мы скорректировали общее число кандидатов   
в общефедеральной части с 20 до 15, нашли консенсус, компромисс между           
фракциями, которые инициативу поддерживают. Именно по этим основаниям фракция   
ЛДПР поддерживает данную законодательную инициативу и просит другие фракции     
также её поддержать.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов                  
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 4.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    6 чел.1,3 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 349

06.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 721986-7 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части увеличения числа кандидатов, включаемых в общефедеральную часть списка кандидатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1606 по 1670 из 5418
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 39           
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального      
Собрания Российской Федерации". Доклад Дмитрия Викторовича Ламейкина.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в    
первом чтении 23 марта этого года. При подготовке законопроекта ко второму      
чтению в адрес комитета поступило две поправки - от фракции КПРФ и от фракции   
ЛДПР. Первой поправкой предлагается расширить общефедеральную часть списка      
кандидатов с 10 до 15 человек (в законопроекте было 20); вторая поправка        
уточняет порядок вступления закона в силу. Концепция законопроекта внесёнными   
поправками не меняется, поэтому поправки включены в таблицу поправок № 1,       
рекомендуемых профильным комитетом к принятию.                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту предлагает утвердить      
таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В. Уважаемые коллеги, комитет предлагает поставить в проект         
повестки данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении на завтра, 7     
апреля.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Принимается.                

Заседание № 347

23.03.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 721986-7 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части увеличения числа кандидатов, включаемых в общефедеральную часть списка кандидатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4431 по 4825 из 5822
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 39    
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального      
Собрания Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Диденко.         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы прекрасно помните, на        
прошлой неделе в ходе рассмотрения проекта порядка работы очередного            
пленарного заседания Государственной Думы в зале состоялась дискуссия           
относительно проекта закона, который внесла фракция ЛДПР по поручению своего    
руководителя, об изменении в наше предвыборное, избирательное                   
законодательство, касающемся структуры федерального списка кандидатов. И        
тогда в ходе обсуждения вопроса Председателем Думы было дано поручение          
ускорить рассмотрение этого вопроса. Собственно говоря, следствием этой         
дискуссии является сегодняшний вопрос нашей повестки. С точки зрения            
юридической техники это весьма простой законопроект.                            
                                                                                
Как вы все прекрасно знаете, федеральный список кандидатов в депутаты           
Государственной Думы делится на общефедеральную часть и на региональную         
часть, в которую входят региональные группы кандидатов, соответствующие         
территории субъекта, части субъекта или группы субъектов, - всё зависит от      
того, как сама политическая партия построит структуру своего федерального       
списка.                                                                         
                                                                                
И к общефедеральной части, и к региональной части предусмотрен ряд              
требований. В частности, в общефедеральной части в соответствии с действующей   
редакцией текста федерального закона "О выборах депутатов Государственной       
Думы..." не может быть более десяти кандидатов. Эта норма эволюционировала в    
ходе развития современной государственности. Всегда у нас в соответствии с      
федеральным законодательством часть депутатов избиралась по пропорциональной    
системе. В тексте Конституции такого требования нет, но это неотъемлемая        
часть нашей политической системы, поскольку это позволяет политическим          
партиям работать и развиваться и в целом политическая система отвечает          
принципам устойчивости, если выборы в федеральный парламент проходят по         
пропорциональной системе.                                                       
                                                                                
Так вот общефедеральная часть федеральных списков кандидатов всегда была        
различной по принципу предельной наполняемости, то есть предельной              
численности: было десять депутатов, в 2007 году трёх депутатов максимум         
партия могла выдвинуть в составе общефедеральной части, до этого -              
восемнадцать, ещё раньше, в 1999 году, в 1995 году сама партия определяла,      
сколько кандидатов будет в общефедеральной части списка, сколько в              
региональных группах, сколько этих групп будет. И в принципе наша фракция       
считает, что именно свобода политической партии в отношении структуры списка    
и предельной численности общефедеральной и региональной частей списка           
наиболее рациональна, поскольку в самой партии прекрасно знают, какие           
субъекты Федерации или группы субъектов Федерации в какой                       
общественно-политической, так скажем, форме находятся, прекрасно знакомы со     
своим кадровым составом, знают, какие кандидаты способны работать в одном       
регионе, в группе регионов или в части субъектов России, на части территории    
субъекта, поэтому здесь максимальная свобода должна быть у политической         
партии в определении структуры своего федерального списка. Именно поэтому по    
поручению руководителя фракции ЛДПР была внесена эта инициатива.                
                                                                                
В рассматриваемой редакции проекта закона предусмотрено увеличение              
общефедеральной части с 10 до 20 кандидатов, но уже при обсуждении в комитете   
состоялась дискуссия, в ходе которой комитет поддержал - и спасибо огромное     
Комитету по контролю и Регламенту - концепцию законопроекта и увеличение        
общефедеральной части списка, вместе с тем сама цифра, предельная численность   
общефедеральной части остаётся дискуссионной. В принципе в ходе вот таких       
рабочих консультаций удалось остановиться на 15 кандидатах, но это уже будет    
предметом рассмотрения во втором чтении, соответствующие поправки, я так        
полагаю, авторы инициативы внесут в случае принятия проекта в первом чтении.    
                                                                                
Хочу привести несколько аргументов в пользу принятия данного законопроекта,     
поскольку до этого речь шла только об истории и о технике. Очень часто слышу    
такой аргумент: с увеличением общефедеральной части списка у нас сократится     
представительство регионов - ну, это не выдерживает абсолютно никакой           
критики, потому что и сегодня в общефедеральной части списка далеко не          
москвичи присутствуют и не жители второй или третьей столицы, а всё-таки        
представители регионов, поскольку им в последующем, после избрания, работать    
со всеми избирателями Российской Федерации.                                     
                                                                                
Я напомню, что в российском парламенте, в нижней палате, действует свободный    
принцип, свободный депутатский мандат, который предполагает поддержание связи   
с избирателями на территории всей Российской Федерации, именно поэтому          
депутат лично рассматривает обращения избирателей. Допустим, если пришло ко     
мне обращение из Белгорода или с Чукотки, я не могу, мотивируя тем, что я       
избран по одномандатному округу или от группы иных субъектов Федерации,         
переслать его другому депутату, это как раз является грубейшим нарушением       
Регламента, закона о статусе и принципа свободного депутатского мандата.        
                                                                                
Также, как мы прекрасно понимаем, нет у нас обязательных наказов избирателей,   
это тоже является элементом правового статуса свободного мандата депутата,      
поскольку депутат несёт лишь политическую ответственность перед избирателями,   
которые ему доверие оказали, ну и перед фракцией политической партии, в         
составе списка которой он шёл на выборы. Именно поэтому весьма трудно           
закрепить тот реестр наказов, о котором в последнее время очень много           
говорится, - реальных рычагов для реализации этих наказов у депутата нет. В     
противном случае нам федеральный бюджет необходимо было бы разделить на 450     
частей и каждый депутат по своему усмотрению распоряжался бы одной четырёхсот   
пятидесятой частью федерального бюджета в соответствии с тем реестром           
наказов, который где-то кто-то юридически когда-то зафиксирует. Мы все          
прекрасно понимаем, что это абсолютно утопическая норма, она нереализуемая, в   
цивилизованных странах её нигде нет. Единственный исторический факт - 72 дня    
Парижской коммуны, когда императивный мандат в полной мере, так сказать,        
функционировал. Мы все прекрасно знаем, что эта общественно-политическая        
модель проявила свою неустойчивость, просуществовав всего два с половиной       
месяца.                                                                         
                                                                                
Мы предлагаем увеличить общефедеральную часть списка, а для регионов, я         
напомню, в нашем парламенте целая палата предусмотрена: Совет Федерации в       
российском парламенте отвечает за представление интересов субъектов             
Федерации, именно он в системе сдержек и противовесов балансирует с нижней      
палатой нашего Федерального Собрания, которая является палатой                  
общенационального представительства, об этом не нужно забывать. Мы все          
являемся представителями народа, вне зависимости от территории и субъекта       
избрания, и решения должны принимать в соответствии со своим мировоззрением,    
внутренним убеждением и интересами всех избирателей.                            
                                                                                
Фракция ЛДПР просит поддержать концепцию законопроекта и присоединиться к       
работе над ним во втором чтении.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Викторовна Савастьянова.                           
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Обсуждению       
данного законопроекта предшествовала достаточно длительная и непростая          
работа. Рассмотрение в комитете данного законопроекта состоялось при            
поддержке трёх фракций в Государственной Думе, и комитет большинством голосов   
поддержал рассмотрение данного законопроекта в первом чтении. К тем             
аргументам, о которых говорил Алексей Николаевич, я хотела бы добавить ещё      
два момента.                                                                    
                                                                                
Первый. Этот подход соответствует специфике и особенностям территориального     
устройства нашей страны и даёт возможность благодаря такой партийной и          
идеологической объединённости сделать более зримой позицию партий через их      
референтных лиц.                                                                
                                                                                
Второй, с моей точки зрения, важный момент. Этот подход, не меняя важных и      
основных принципов формирования списка, позволяет партиям достаточно гибко      
для себя определяться, каким образом сформировать общефедеральную часть         
списка: будет ли это один человек, будет ли это пять человек, будет ли это      
больше. Законом будет предусматриваться: "Не более...", а какое                 
непосредственно количество - это уже на усмотрение партии.                      
                                                                                
В рамках обсуждения и подготовки заключения наш комитет поддержал концепцию     
данного законопроекта, отметив: что касается непосредственно численного         
состава, мы согласны с его увеличением, но, считаем, необходимо                 
скорректировать в части уменьшения, поэтому предлагаем в рамках подготовки      
законопроекта ко второму чтению внести соответствующие поправки. Проведены      
все необходимые процедуры, которые в рамках Регламента должны были быть         
проведены.                                                                      
                                                                                
Прошу депутатов поддержать представленный законопроект.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ольга Викторовна, всё-таки я не очень понял: а почему ваш          
комитет настаивает на том, чтобы скорректировать в сторону уменьшения? Чем вы   
руководствуетесь: избирателю будет неудобно читать в бюллетене двадцать         
фамилий, потребуется большое количество бумаги для изготовления бюллетеней, а   
на это нужны средства, ещё что-то? Почему вы настаиваете на уменьшении?         
Может, просто вообще отменить эту норму, сделать 225, пускай партия расставит   
по ранжиру, и таким образом определить стоимость каждого места?                 
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Владимирович, что касается         
численного состава, мы обсуждали в комитете, и нам тоже было важно понять,      
каковы аргументы непосредственно авторов предлагаемого законопроекта. Но мы,    
определяясь в своей позиции, исходили из мнения всех фракций, это была          
солидарная, общая позиция, поэтому мы эту позицию и поддержали.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вострецов Сергей Алексеевич.                                                    
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня тоже вопрос к авторам: почему 20 человек, а не 15, не 30, не 225         
человек, как коллега Иванов сказал? Это первое.                                 
                                                                                
И второй вопрос. Парламентские партии не собирают подписи на выборах в          
отличие от непарламентских, потому что считается, что они и так уже как бы      
доказали свою состоятельность, - не считают ли тогда авторы законопроекта       
справедливым исключить сбор подписей для депутатов, избранных по                
одномандатным округам? Мне кажется, это бы было, наверное, справедливо, то      
есть по аналогии с партиями, потому что, если кандидат боролся с коррупцией,    
с элитами, его могут, конечно, не любить и не пускать. Хотя я считаю, что       
подписи собирать должны все партии и все кандидаты каждый раз, чтобы от людей   
не отрываться.                                                                  
                                                                                
Вот первый вопрос - по количеству: почему такое количество? И второй вопрос:    
не считаете ли вы, что по одномандатникам (по тем, кто уже избран, за кого      
десятки тысяч людей проголосовали) будет справедливо, чтобы они не доказывали   
опять, что они кому-то что-то должны?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексею Николаевичу Диденко включите микрофон.            
                                                                                
Алексей Николаевич, если вы не считаете нужным отвечать на вторую часть         
вопроса, которая не имеет отношения к данному законопроекту, - на ваше          
усмотрение.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Да нет, с удовольствием отвечу. Можно долго рассуждать на все     
эти темы...                                                                     
                                                                                
Я как раз со второй части начну. У нас другой проект есть, у фракции, -         
который, по-моему, уже отклонили, он не в портфеле комитета уважаемой Ольги     
Викторовны, - где, наоборот, ужесточаются требования к кандидатам, не           
являющимся представителями парламентских партий. Совершенно очевидно, что       
партии, которые 20-30 лет присутствуют в Федеральном Собрании Российской        
Федерации, должны обладать какими-то льготами, преференциями. Это абсолютно     
нормально.                                                                      
                                                                                
Если вы знаете, в зарубежных странах в рамках агитационно-пропагандистских      
мероприятий даже дебаты по рейтингу проводятся: есть первая лига, вторая,       
третья. Нужно понимать, что, если вы поставите там двух сильнейших кандидатов   
на должность из "большой пятёрки", или "четвёрки", или "двойки" и с ними на     
равных в дебатах будут участвовать представители 78-й по численности и по       
политическому влиянию партии, ну, это превратится просто-напросто в балаган,    
поэтому регуляторные вещи, разумеется, должны присутствовать в вопросах         
формирования высших органов страны, некое деление на квалификации, на лиги. И   
сегодня эта "большая четвёрка", как её называют, сформировалась, доказала       
свою жизнеспособность.                                                          
                                                                                
На самом-то деле проблемы никакой не в том, чтобы собрать подписи, просто их    
собирать с каждым годом становится всё сложнее и сложнее благодаря в том        
числе весьма "эффективной" работе депутатов. Граждане уже никому не верят,      
боятся пускать людей в квартиры, боятся отвечать на звонки, которыми их         
коллекторы или так называемые сотрудники безопасности Сбербанка постоянно       
беспокоят. Если бы уважаемые коллеги, задающие вопросы, ходили, как я, по       
этим квартирам, и спрашивали, и собирали подписи, они понимали бы, что это      
делать с каждым годом становится всё сложнее и сложнее, если не каждые          
полгода, потому что, к сожалению, градус напряжённости и недоверия в обществе   
растёт и очное проставление подписей в подписных листах... Благодаря работе     
Государственной Думы мы сделали, предусмотрели долю подписей в поддержку        
выдвижения в том числе с использованием цифровых платформ портала               
государственных муниципальных услуг, и это тоже является своеобразным           
прорывом - это вторая часть, половина подписей.                                 
                                                                                
Так что нет, мы не считаем возможным кого-то дополнительно освобождать от       
сбора подписей, наоборот, считаем, что этот процент нужно увеличивать.          
Сегодня, я напомню, для выдвижения общефедерального списка требуется 3          
процента подписей от общей численности избирателей, которых у нас почти 109     
миллионов, для одномандатников - 3 процента подписей от численности             
избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного     
округа. Это по второй части вопроса.                                            
                                                                                
По первой части вопроса, почему 20 человек, а не 15. Я сказал, что на разных    
этапах формирования нашего нового парламента, новой государственности сам       
подход был разным, разнообразным... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.                                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. ...рамки устанавливались или снимались, было больше или меньше,   
на усмотрение партии, было три созыва, когда партия вообще самостоятельно       
формировала общефедеральную часть и самостоятельно определяла её предельную     
численность, равно как и определяла количество и наполняемость региональных     
групп. Любая норма права, которая связана с конкретной цифрой, всегда будет,    
скажем так, субъективной и консенсусной, то есть конкретную цифру, не           
опираясь на какие-то существующие границы, можно определить только на основе    
консенсуса... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Понятно, Алексей Николаевич.                     
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В выступлениях было подробно        
сказано и ни для кого не секрет, что общефедеральная часть возглавляет          
партийный список и является определённой визитной карточкой политической        
силы. Каждая политическая сила, конечно же, старается включить авторитетных,    
узнаваемых людей, тем самым привлекая свою электоральную составляющую и,        
конечно, повышая рейтинг партии.                                                
                                                                                
Было большое обсуждение, и мы видим возможность концептуально поддержать        
данный законопроект, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" концептуально              
поддерживает и предлагает другим поддержать законопроект в первом чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович.                              
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ   
РОССИЯ" не будет поддерживать представленный законопроект.                      
                                                                                
Так называемые паровозные технологии действительно давно и широко развиты, в    
этом уже ничего такого непривычного нет. Но я напомню, что в составе паровоза   
были машинист, помощник машиниста и кочегар - трое, а вот как двадцать          
человек будут машинистами и кочегарами, представить невозможно. А можно         
представить, что это как раз будут пассажиры, причём такого пломбированного     
мягкого вагона, из которого нет, что называется, выгона, выдачи нет, там        
проверки нет - и возможности у граждан вычеркнуть кого-то, кто туда может       
затесаться, нет. Вот это мы считаем уже ненормальным. Надо спросить у людей,    
как они на это смотрят. Это первое.                                             
                                                                                
Второй момент. А как ознакомиться даже не с двадцатью, а с пятнадцатью такими   
штабистами, пассажирами вот этого штабного вагона? Как вы предлагаете их в      
бюллетень вписывать? Что это будут за бюллетени, если каждая партия такое       
количество... Значит, вы, скорее всего, предложите: "Вот где-то там, через      
дорогу, на стендике - ознакомьтесь". Десятки, сотни фамилий в голове, как       
можно их... там прочитал, сюда пришёл, бюллетень почитал, забыл - ну неудобно   
опять-таки для избирателей.                                                     
                                                                                
И здесь есть всё-таки такой, знаете, душок. Вот сегодня Владимир Вольфович      
поднимал тему "держите спонсора", может быть, это как раз из той оперы - про    
"держите вора", может быть, вот для чего это делается.                          
                                                                                
Партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" такие пассажиры не нужны. Через народный фильтр    
должны пройти все кандидаты в депутаты и уже после этого занимать место в       
этом зале.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, заключительное слово, пожалуйста.                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
Разумеется, даже такой вроде бы плёвый вопрос вызывает споры у представителей   
разных фракций как раз потому, что у всех у них абсолютно разная                
внутрипартийная политическая обстановка: кого-то устраивает десять, кого-то     
не устраивает, кого-то устраивает пятнадцать, кого-то не устраивает. Но на      
самом деле главным выгодоприобретателем является партия, которая балансирует    
на грани прохождения, в наших реалиях это как раз "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",        
больше всех от этой нормы выиграет "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я понимаю, что        
нельзя сформировать партию на основе пятнадцати соединённых партий, поэтому     
пятнадцать кандидатов не нужно, но если там три-четыре партии, то уже           
возникает такая необходимость.                                                  
                                                                                
И это же остаётся на усмотрение политической партии. Ну хотите вы одного        
кандидата оставить - ну оставьте, но как потом будет работать фракция из 40     
депутатов в такой огромной стране? Вы же все прекрасно понимаете, что           
присутствие кандидатов в общефедеральной части даёт совсем другие возможности   
для работы потом, в последующем созыве на территории Российской Федерации:      
возможности закрепления регионов, возможности открытия приёмных,                
использования транспорта. То есть вы в 40 субъектах планируете дальше           
работать? А ещё 45 субъектов какие депутаты, фракции будут защищать,            
отстаивать их интересы? Как депутаты туда будут ездить, как они будут           
работать с избирателями без приёмных, без офисов, без оргтехники? Это такие,    
казалось бы, прагматичные вопросы, но из-за этого создаётся очень много         
проблем в последующем, если политическая партия всё-таки преодолеет             
пятипроцентный барьер, пройдёт и столкнётся с этими трудностями. Мы в первую    
очередь о малых партиях заботимся и о тех, кто претендует на попадание в        
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Законопроект весьма правильный и нужный. Повторю, что конкретная численность    
будет определена во втором чтении, а комитет поддерживает концепцию             
законопроекта, связанную с необходимостью увеличения общефедеральной части.     
Напомню, что в прошлом созыве у нас тоже было десять кандидатов в               
общефедеральной части, только вот теперь количество депутатов, избранных по     
спискам, сократилось вдвое, потому что раньше было 450 по пропорциональной      
системе, а сейчас 225 на 225, а количество регионов осталось прежним. И что     
касается регионов, где нет избранных депутатов в том числе у КПРФ, у ЛДПР, -    
такие субъекты есть, и депутаты с других территорий вынуждены, обязаны по       
закону и в соответствии с принципом свободного мандата там работать.            
                                                                                
Спасибо большое другим фракциям за поддержку. И надеюсь на то, что во втором    
и в третьем чтениях фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также поддержит               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Ольга Викторовна, будете выступать? Нет.                                        
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 39 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы         
Федерального Собрания Российской Федерации".                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   48 чел.10,7 %                                    
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.