Заседание № 262
О проекте федерального закона № 721715-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены, заключения получены. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 26 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 721715-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило пять поправок, все они рекомендованы к принятию. Комитет просит утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 04 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 09 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 721715-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
55-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом". Докладывает Ольга Константиновна Дергунова, руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом. ДЕРГУНОВА О. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Добрый день, уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом". Данным законопроектом мы предусматриваем установление ответственности за нарушение порядка в совершении сделок государственными предприятиями, например в части отчуждения имущества, установление ответственности за нарушения в представлении ежегодных отчётов по финансово-хозяйственной деятельности, сведений о федеральном имуществе для формирования реестра федерального имущества, а также сведений о фактически достигнутых за отчётный период величинах показателей экономической эффективности. Предлагаемые законопроектом нормы не подменяют собой действующего уголовного, гражданского и трудового законодательства, а являются логичным дополнением комплекса превентивных мер в сфере управления государственным имуществом. В настоящее время законодательством Российской Федерации уже установлен запрет унитарным предприятиям, учреждениям самостоятельно распоряжаться закреплённым имуществом, но, к сожалению, ответственность за несоблюдение установленного порядка законодательством не предусмотрена. Анализируя деятельность государственных предприятий, мы сталкиваемся как с неэффективным менеджментом - забывают согласовать сделки и отчуждают имущество, нанося тем самым ущерб государству, Российской Федерации, - так и с умышленными противоправными действиями, которые сознательно скрываются, и на доказательство в уголовном процессе и, соответственно, на возмещение ущерба уходят годы; если будут вопросы, я готова привести ряд примеров. Мне кажется, прежде всего важно отметить, что на сегодняшний день уже существует практика наложения штрафов, и в 2014 году, эффективно её применяя, мы наложили 44 штрафа на руководителей предприятий, привлекли их к административной ответственности. Однако мы понимаем, что наложение штрафа на директора предприятия не всегда является действенной санкцией, поэтому целесообразно также установить специальные новые составы административных правонарушений с таким видом административного наказания, как дисквалификация, - это позволит не допускать к дальнейшему управлению предприятиями лиц, игнорирующих требования о соблюдении порядка заключения сделок с государственным имуществом; мы подготовим такую поправку при доработке этого законопроекта ко второму чтению. В связи с отсутствием специальных составов административных правонарушений положения действующего законодательства в сфере управления федеральным имуществом, к сожалению, до настоящего времени остаются декларативными, принятие закона позволит повысить эффективность управления. Для его реализации не потребуется дополнительных затрат. Законопроект рассмотрен на заседаниях Комитета Государственной Думы по вопросам собственности и Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, указанными комитетами было рекомендовано принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Константиновна, присаживайтесь. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу и рекомендует принять её в первом чтении, учитывая то, что данный законопроект направлен на усиление ответственности должностных лиц за нарушение порядка распоряжения государственным и муниципальным имуществом, но мы особо отметили на заседании комитета, что применение мер административной ответственности ни в коем случае не должно ни подменять, ни отменять применение мер иных видов ответственности, в частности уголовной, дисциплинарной и, без всякого сомнения, гражданско-правовой. Вот с учётом этой концепции, этого принципа мы вместе с профильным ведомством доработаем данный законопроект ко второму чтению, а сейчас предлагаем принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос официальному представителю правительства. Ну, безусловно, концепция данного законопроекта положительная, правильная, здесь нечего сказать, но как вы считаете... Вопрос первый: каким будет максимальный штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях? Вы об этом в своём выступлении не сказали. И второй: может быть, всё-таки предлагаемую норму предусмотреть не в Кодексе об административных правонарушениях, а в Уголовном кодексе? Ежегодно в каждом регионе совершаются десятки преступлений, связанных с незаконным использованием государственного имущества, но наказаний за это в принципе никаких нет, кроме увольнения руководителей и сотрудников предприятий и госучреждений, - всё-таки, может быть, необходимо перевести данные преступления уже в уголовную плоскость? ДЕРГУНОВА О. К. Спасибо за вопросы. В статье, которую мы предлагаем, в случае нераскрытия информации о федеральном имуществе в качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на граждан - в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, то есть мы задаём интервалы, границы, которые являются значимыми, в том числе для предприятия, если оно совершило такое правонарушение. Что касается внесения изменений в уголовное законодательство, то мы проработаем этот вопрос, после чего сможем ответить на него, но на сегодняшний день наш совместный с правоохранительными органами опыт по пресечению противоправных действий показывает, что действующих норм Уголовного кодекса достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Ольга Константиновна, я хотел бы, чтобы вы простым языком объяснили вот какой момент: сколько времени должно пройти после закрытия учреждения, находящегося в здании, которое является государственным имуществом, где располагалось учреждение, чтобы это здание можно было использовать в новых целях? Понимаете, о чём я говорю, или нет? Например, Касимовский район Рязанской области, посёлок Гусь-Железный: в бывшей усадьбе братьев Баташёвых (это федеральное имущество) закрывается детское лечебное учреждение - сколько времени должно пройти, чтобы это здание перестало пустовать и было эффективно задействовано? Вот какой интервал вы определяете этим проектом закона - через какое время должностные лица ответят по закону, если это здание не будет задействовано в новой сфере применения? ДЕРГУНОВА О. К. Мне кажется, здесь на самом деле два вопроса - о движении имущества и об эффективности его дальнейшего использования. Что касается имущества и принятия решения о ликвидации предприятия, то здесь два пути: если ликвидируется предприятие, являющееся объектом социального назначения, например детское дошкольное учреждение, то имущество поступает в казну Российской Федерации, а дальше Российская Федерация обращается в субъект или в муниципалитет и передаёт его тому, кто будет заниматься этим направлением деятельности; если происходит преобразование предприятия в другую форму, то данное имущество переходит к новому собственнику. А что касается эффективности использования, то, безусловно, есть требование, чтобы детские дошкольные учреждения использовались эффективно и по целевому назначению, это должен быть как бы непрерывный процесс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Ольга Константиновна, насколько я помню, буквально в каждом послании президент говорит об этой проблеме и ставит задачу повышения эффективности использования имущества. Ну про муниципальный уровень говорить, наверное, нечего, там уже ничего не осталось, одни библиотеки, фельдшерско-акушерские пункты и практически больше ничего - ни денег, ни собственности, а вот на государственном уровне, я смотрю, как-то мечется правительство: то вводят чиновников в советы директоров госпредприятий и предприятий с участием государства, то выводят их оттуда - говорят, что коррупция, - то вот сейчас снова собираются вводить чиновников в эти советы... Создаётся впечатление, что мы отдельные законы принимаем, а системы-то нет! Вот можно сказать, что всё-таки есть какая-то ясность, как в целом решить задачу повышения эффективности использования имущества, которую ставит президент, или мы сейчас этот закон примем, а через год будем новый принимать, и так без конца?! Ну это, наверное, не работа! ДЕРГУНОВА О. К. По поручению президента в 2012 году Росимущество вместе с федеральными органами власти провело сплошную инвентаризацию имущества в Российской Федерации. Также по поручению президента мы разработали, а Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу по управлению имуществом, и этот закон - один из важных элементов: он о наказании нарушителей. Кроме того, Государственная Дума приняла целую серию законов, которые помогают нам именно в управлении имуществом и в повышении эффективности его использования. Что касается советов директоров. По указанию президента чиновники вводятся туда исключительно на кризисный период, для того чтобы в компаниях с государственным участием представители профильных ведомств контролировали, на какие инвестиционные программы идут бюджетные средства, на те ли цели, которые указаны в бюджетных инвестициях, эти средства будут потрачены. Мы будем стараться исполнять все взятые обязательства и, конечно, в рамках нашего доклада готовы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ольга Константиновна, правильно ли я понимаю, что в соответствии с вашим законопроектом Васильева должна получить даже не восемь лет условно, как просит прокурор, а всего лишь заплатить штраф в размере от 1 до 10 процентов цены совершённой сделки или будет дисквалифицирована на срок от шести месяцев до трёх лет? ДЕРГУНОВА О. К. Мы говорим об административных правонарушениях, и статья 7.35 касается нарушения порядка согласования сделок. Я не знаю, как это можно связать с делом, о котором вы говорите, потому что я не очень хорошо знакома с материалами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемая Ольга Константиновна, ну очень сомнительно, что ваши подшефные, то есть руководители госпредприятий, учреждений, "забывают" согласовывать сделки по распоряжению госимуществом, поэтому спасибо за то, что вы предлагаете такую серьёзную санкцию, как административный штраф в размере до 10 процентов от стоимости совершённой сделки, это здорово! А вопрос у меня по дисквалификации: правильно ли мы понимаем, что если применяется дисквалификация, то руководитель будет уволен и, помимо этого, для него наступят и иные последствия? ДЕРГУНОВА О. К. Да, мы хотим предусмотреть именно такую жёсткую норму, чтобы нарушители не смогли вернуться к управлению государственным имуществом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле мы как-то легко относимся к этому законопроекту, а я ведь не просто так задал вопрос! Вы понимаете, в чём проблема? У меня есть результаты анализа по полутора тысячам акционерных обществ, и если вы посмотрите, какова эффективность использования государственного имущества и насколько продуктивна деятельность государственных представителей, чиновников, к ним прикомандированных, то увидите, что, к сожалению, получается следующее: только три крупнейшие госкорпорации за прошлый год, я вам уже говорил об этом, получили выручку в размере 11,6 триллиона рублей, а кредитов набрали на 16 триллионов - это эффективное или неэффективное использование? Это первое. Второе. Посмотрите, ни одна госкорпорация не отказала себе в удовольствии выписать дивиденды, - вы об этом слышали и сейчас, когда Моисеев отвечал на вопросы. А за что премировать Центральный банк - за девальвацию? За это вообще в тюрьму, наверное, надо сажать, а не премию выписывать! В данной ситуации, мне кажется, безответственность - это не то слово, но вот такими законами, с моей точки зрения, как раз создаются правовые основания для ухода от ответственности. Мне вообще непонятен посыл: посмотрите, руководитель или представитель государства управляет, но ему за нарушение - дисквалификация от шести месяцев до трёх лет, а юридическое лицо должно выплатить штраф в размере до 20 процентов от цены совершённой сделки, то есть государство должно само себя наказать и ещё 20 процентов от цены сделки заплатить, - это, вообще-то, не очень понятно! Или я что-то неправильно понимаю - тогда вы в заключительном слове поясните, - или это вообще какая-то несусветная глупость: государство решило себя окончательно раздеть, наказывая себя за неквалифицированные действия своего же постоянного представителя! Я допускаю, что руководителя надо наказывать, в том числе и не только административным штрафом, ведь если он подписывается под управлением миллиардами и триллионами, то, наверное, должен понимать, что над ним висит дамоклов меч и он, так сказать, государев человек, который обязан преумножать имущество государства, а не преуменьшать его. Это вторая серьёзная проблема. И ещё. Я считаю, что нельзя таким образом формулировать закон. Вот кто из вас читал законопроект? Что вы здесь можете понять в отсылках, когда через точку с запятой перечислены нормативные акты? По-моему, по 104-й статье это должно быть приложением к законопроекту, можно в конце всё это указать, а взять и во вступлении написать кучу цифири, так что и не понять, какие куда вносятся изменения, мне кажется неправильным. Третье, самое главное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я убеждён, что в данной ситуации чиновники, которые, выступая в эфире, говорят о неэффективности использования государственной собственности, после первого же такого выступления обязаны писать заявление и уходить, а туда сразу же надо направлять работников Счётной палаты, прокуратуры и Следственного комитета. Вообще, по логике вещей и по экономическим законам государственные предприятия имеют - или по крайней мере должны иметь - самые льготные условия существования: доступ к кредитам, доступ к бюджетным ресурсам, - а у нас получается, что идёт обогащение за счёт государства, растранжиривание государственного имущества. И самое главное - Росимущество не несёт ответственности за свою деятельность. Я в этом законопроекте прописал бы ещё ответственность для руководителей Росимущества. У нас приватизирована масса госсобственности, но ведь нам обещали одно, а сегодня получилось совсем другое - кто ответит за неэффективность приватизации? Мне кажется, законы надо готовить более фундаментально, особенно в свете тех судебных разбирательств, которые сейчас идут: госпожа Васильева руководила не частной лавочкой и украла не три копейки, а, как доказал суд, 16 миллиардов рублей! Эти вопросы должны находить отражение в законе не с целью последующего оправдания, а как раз с целью усиления ответственности за содеянное! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта, направленного на повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. Предложения авторов законопроекта об установлении административной ответственности за нарушение порядка согласования сделок по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением, а также за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, опирающиеся на данные правоприменительной практики и статистики, вполне обоснованны и заслуживают поддержки, так как направлены на создание необходимых условий для соблюдения порядка согласования сделок с государственным (муниципальным) имуществом, закреплённым за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, на реализацию требований нормативных правовых актов об учёте и управлении федеральным имуществом, а также на завершение работы по формированию реестра федерального имущества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Константиновна, хотите ещё пару слов сказать? ДЕРГУНОВА О. К. Нет, спасибо, я думаю, мы учтём всё ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
55-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 41 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.