Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 71871-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения срока действия отдельных временных ограничений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5106 по 5341 из 6899
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11          
Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.                   
                                                                                
По ведению Гартунг что-то хочет сказать.                                        
                                                                                
Включите микрофон Гартунгу.                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я не успел добежать до своей карточки, моя     
позиция - против. Просто у меня получилось, что я не голосовал, - я просто не   
успел реально добежать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отметим в протоколе.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По             
действующему законодательству 1 апреля текущего года заканчивается              
ограничение, в соответствии с которым неквалифицированные инвесторы могут       
приобретать сложные финансовые инструменты, такие как деривативы либо           
облигации со структурным доходом.                                               
                                                                                
Проанализировав ситуацию, мы ещё до проведения спецоперации пришли к выводу о   
том, что ещё не готовы наши неквалифицированные инвесторы приобретать эти       
сложные финансовые инструменты и попадать в сложные финансовые ситуации, и      
внесли соответствующий законопроект. Сейчас, в период спецоперации, ситуация    
на финансовых рынках стала ещё более сложной, непредсказуемой, и понятно, что   
надо быстрее принимать закон, который ограничит, оградит неквалифицированных    
инвесторов от приобретения сложных финансовых инструментов, чтобы защитить их   
семейный бюджет.                                                                
                                                                                
Вот вашему вниманию предложен законопроект, очень короткий: срок разрешения     
неквалифицированным инвесторам приобретать сложные финансовые инструменты       
переносится на два года, до 1 апреля 2024 года.                                 
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Он отработан и подготовлен к     
принятию в целом - если поддержите в первом чтении, прошу проголосовать за      
него и в целом, чтобы с 1 апреля закон начал действовать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, у меня, наверное, самый главный вопрос в отношении        
вашего комитета сейчас, в условиях противодействия экономическим санкциям, -    
вопрос по учётной ставке и вообще проценту по кредитам. Этот вопрос как-то, в   
каких-то документах вашим комитетом будет ставиться и будет обсуждаться?        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, вопрос к этому законопроекту не имеет, конечно, отношения.    
Очевидно, что ключевая ставка в 20 процентов постоянно у нас обсуждается, и в   
ближайшее время - я так полагаю, уже завтра - будет один из законопроектов,     
который учитывает эту ситуацию, и там будут предложены определённые варианты.   
                                                                                
Сегодня под 38-м пунктом будет рассматриваться законопроект, который имеет к    
этому определённое отношение, хотя он тоже вносился раньше, он касается         
ситуации с плавающими ставками. Я уверен, что и к вам обращаются многие по      
поводу плавающих ставок, ну и к нам в комитет обращаются, поскольку для         
многих заёмщиков, особенно юридических лиц, ставки серьёзно повысились или      
повышаются.                                                                     
                                                                                
Естественно, в центре внимания ситуация с ключевой ставкой и в центре           
внимания то, каким образом нам решить эту проблему, сняв при этом проблему      
так называемых процентных ножниц, потому что вклады формируются сейчас по       
ставке 20 плюс, а проценты по кредитам мы хотим ниже, чем ставка 20             
процентов, и намного ниже. И в таких рамках мы ведём дискуссию.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скриванов Дмитрий Станиславович.                          
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, вопрос следующий. Вот что касается квалифицированных      
инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, большая часть       
финансовой инфраструктуры на сегодняшний день рухнула. И мы знаем, собственно   
говоря, почему это произошло и дальше будет происходить, - потому что будет     
высокая волатильность на рынках. Проводился ли вообще анализ того, что мы       
имели, - а мы имели определённую глубину финансового рынка - и того, что мы     
будем иметь после того, как у нас заработают в данном случае биржи, например?   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. В комитете ситуация постоянно анализируется, и мы заслушиваем     
Центральный банк, правительство по этой ситуации. Вот я уже сказал по поводу    
ключевой ставки: мы, с одной стороны, должны решить проблему процентных         
ножниц, а с другой стороны, естественно, предложить меры, которые               
поддерживают заёмщиков.                                                         
                                                                                
Если же говорить о финансовом рынке, то Центральный банк, ну, скажем так,       
довольно долго держал паузу перед открытием рынка и начал открывать его,        
продавая облигации федерального займа, для того чтобы посмотреть, как           
реагирует рынок на ситуацию, и дальше предпринимать действия уже по более       
широкому кругу инструментов, которые будут продаваться на этом рынке.           
                                                                                
Анализ идёт постоянно. В ближайшее время мы с вами будем заслушивать            
председателя Банка России. Вчера Совет принял решение, что 20-го числа мы       
будем рассматривать кандидатуру Набиуллиной для назначения на новый срок,       
будут три представителя Центрального банка - кандидата в Совет директоров       
Центрального банка, и очевидно, что они вам расскажут больше, чем я. Но в       
комитете соответствующая информация постоянно запрашивается, в том числе по     
международным резервам, по вывозу золота и так далее.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Анатолий Геннадьевич, ну, понятно, что нужно защитить             
неквалифицированных инвесторов, но в этой ситуации, когда взлетела ставка,      
когда растут цены, мы же должны гражданам какие-то альтернативные варианты      
сбережения своих средств предложить. Вот мы что-то взамен им будем              
предлагать? Потому что в этой ситуации, конечно, если мы сейчас им запретим,    
они будут другие варианты искать и в более опасную ситуацию могут попасть.      
Что-то мы предложим им или нет?                                                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, один из шагов мы сделали (и, кстати, он довольно неплохо      
сработал) - мы отменили налог на добавленную стоимость при операциях с          
золотом как с финансовым инструментом. В результате - я получаю информацию -    
в банках выстроились очереди на приобретение слитков (слитки бывают разного     
размера), и, таким образом, многие граждане приобретают не валюту, а вот этот   
инструмент.                                                                     
                                                                                
Естественно, есть опасения, что многие обратятся к криптовалютам, например.     
Сейчас идёт работа с Центральным банком, с правительством над тем, как          
отрегулировать этот рынок, для того чтобы наши неквалифицированные инвесторы    
не потратили деньги вот здесь, на этом очень рискованном рынке, то есть такая   
работа тоже ведётся.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Скриванов Дмитрий Станиславович, пожалуйста.                                    
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемые коллеги, я коротко поясню.                            
                                                                                
Анатолий Геннадьевич сказал, что работа ведётся, и ведётся по разным            
направлениям, в том числе и по учётной ставке Центрального банка. О чём был     
мой вопрос? У нас и квалифицированных инвесторов, и, собственно говоря,         
профессиональных участников рынка ценных бумаг в связи с событиями последнего   
времени осталось немного. И здесь очень важно понимать, что, продлевая          
сегодня действие этой законодательной нормы, мы создаём ситуацию, при которой   
люди действительно либо будут пользоваться суррогатными инструментами, либо     
будут платить совершенно другие деньги за использование финансовой              
инфраструктуры, потому что как таковой финансовой инфраструктуры осталось       
меньше. Я очень корректно пытаюсь выражаться.                                   
                                                                                
В связи с этим, на мой взгляд, необходим набор, ну, антикризисных мер. Если     
мы открываем рынки, то для гражданина эта услуга должна быть доступна не        
только с точки зрения того, что его права не будут нарушены в связи с тем,      
что квалифицированный инвестор располагает определёнными знаниями, но и с       
точки зрения того, что этой инфраструктуры будет достаточно для людей. И вот    
в этом был мой вопрос, собственно говоря. Мне кажется, этому нужно уделить      
особое внимание, потому что после открытия рынков с тем объёмом счетов у нас    
может произойти, ну, такая неприятная, на мой взгляд, ситуация.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
поддерживает этот законопроект, но в связи с этим возникает проблема. Я,        
задавая вопрос, уже начал о ней говорить. Вот посмотрите: мы, заботясь о        
гражданах, запрещаем неквалифицированным инвесторам работать на финансовых      
рынках - а какие-то альтернативные варианты мы им предлагаем? Посмотрите,       
валютные вклады - с них деньги не взять, да? Ну, за золотом уже очереди, и,     
скорее всего, его уже не купить. Что ещё? Денег на недвижимость... ну, мало у   
кого вообще столько денег есть. Про тех, у кого есть, мы не говорим - мы о      
тех, у кого практически вообще ничего нет. Мало того, сегодня у нас             
фактически не работает валютный рынок, то есть у нас нет конвертации рубля.     
Единственный вариант, который сегодня остался, окошечко, которое открылось,     
куда ринулись сейчас наши граждане, - это криптовалюты. И это, как Анатолий     
Геннадьевич справедливо сказал, не менее опасный рынок, чем тот, которым мы     
им запрещаем пользоваться. Но здесь мы запретить не можем и не должны -         
значит, мы должны как можно быстрее регулировать этот рынок, создавать          
правила какие-то. Вот к этому мы вас и призываем.                               
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, мы ждём, конечно, от вашего профильного комитета, чтобы   
вы всё-таки эту задачу перед Центральным банком поставили и мы как можно        
быстрее вышли с предложениями о регулировании обращения криптовалют в           
Российской Федерации, потому что сегодня для многих граждан это, пожалуй,       
единственная возможность. Ну, если не бежать к спекулянтам и не переплачивать   
30 процентов на чёрном рынке... Сейчас уже чёрный рынок у нас сформировался -   
вот чтобы его разрушить, не дать укрепиться этой параллельной экономике, мне    
кажется, нужно сейчас нам начать регулирование криптовалют. Здесь               
действительно очень много рисков, и надо создать условия, при которых мы эти    
риски для граждан снизим, при этом они получат доступ к обмену через            
криптовалюты рублей в любую валюту, которая им нужна.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.      
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации", пункт 36.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И комитет предложил принять в целом законопроект.                               
                                                                                
Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование в целом законопроект, пункт 36.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается закон.