Заседание № 229
О проекте федерального закона № 718203-6 "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", второе чтение. Докладывает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Не хотел бы тратить ваше время, поэтому скажу только, что законопроект дорабатывался с активным участием и правительства, и Центрального банка, и АСВ, то есть всех тех структур, которые задействованы в реализации антикризисного плана. С нашей точки зрения, те поправки, которые предлагается принять во втором чтении, безусловно, будут способствовать достижению главной цели: парламент должен получить исчерпывающий отчёт о тех мерах, которые принимаются правительством в рамках этого плана, а главное - о тех результатах, которые будут достигнуты. Только об одном мне хотелось бы сказать, потому что это не относится к поправкам: одновременно мы решили, что парламенту очень важно получить информацию о стоимости федеральных полномочий, которые передаются на региональный уровень, и эта мера должна применяться не только как антикризисная, непосредственно в рамках реализации этого плана, - она должна стать постоянной, поэтому в постановлении Государственной Думы, которое комитет предлагает принять ко второму чтению, даётся поручение комитету по бюджету и Счётной палате подготовить предложения о внесении соответствующего изменения в Бюджетный кодекс, предусматривающего норму об обязательном предоставлении парламенту ежегодно информации о стоимости передаваемых субъектам полномочий и, соответственно, о средствах, которые передаются, в рамках закона о бюджете и в составе материалов, которые по закону должны представляться. Вот то, на что я хотел бы обратить внимание. Есть две таблицы поправок - рекомендуемых к принятию и рекомендуемых к отклонению. Комитет по бюджету предлагает рассмотреть данные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к представителю правительства. Скажите, пожалуйста, с чем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы по таблице поправок, Николай Васильевич. Какую поправку вы хотите вынести на отдельное голосование? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я понял. 9-ю поправку я прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 35 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Таблица принимается. Поправка 9. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы, чтобы представитель правительства пояснил, на основании чего концептуально изменён подпункт "г" пункта 5 части первой статьи 2? Я просто для понимания зачитаю, чтобы те, кто не читал, услышали. Правильно было написано: "о выделении дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую..." - подчёркиваю, - "...российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям". И смотрите, что получилось в итоге: "о выделении дополнительных средств на предоставление производителям сельскохозяйственной техники субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники". Любая страна антикризисные меры реализует для поддержки своих производителей, а новой трактовкой, с моей точки зрения, изменена концепция уже просто... Я вам напомню, что у нас 90 процентов сельскохозяйственной техники сегодня производится американскими компаниями "Джон Дир...", "Нью Холланд", "Массей Фергюсон", где контрольные пакеты акций принадлежат американцам. Мы опять пытаемся как бы антикризисные средства направить им, а не своим производителям: "Ростсельмашу", Кировскому заводу и ещё семидесяти предприятиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, по Регламенту поправки комментирует докладчик, а докладчик - Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я на самом деле разделяю озабоченность депутата Коломейцева, безусловно, но хотел бы обратить внимание на то, почему комитет поддержал эту поправку правительства, кстати, одну из немногих поправок правительства, которую мы поддержали. Дело в том, что нам надо определиться, кого мы поддерживаем: село или производителей сельскохозяйственной техники. Та формулировка, которая была в законопроекте, принятом в первом чтении, не давала ответа на этот вопрос, а при той формулировке, которая предлагается сейчас, мы с вами будем иметь возможность получить информацию о тех средствах, которые выделяются на эти цели. Выделяются они, как я понимаю, на поддержку села - так давайте не будем диктовать селу, какую технику приобретать. Это первое. Второе, что касается данных о выпуске, - я так понимаю, что здесь беспокойство в первую очередь о таком предприятии, как "Ростсельмаш", - можно не волноваться, мы получим эти данные из открытых статистических источников. В любом случае мы считаем очень важным поддержать непосредственно наших производителей, но эта поддержка - по другому разделу антикризисной программы, это поддержка тех стратегических предприятий, список которых утверждён правительством и может постоянно дополняться. Таким образом, цель этой поправки - почему мы с ней и согласились - заключается вовсе не в том, чтобы определять сегодня, кто и кому должен направлять средства. Кстати, я думаю, что все понимают, что вряд ли субсидии из российского бюджета поступят американским... тем компаниям, о которых сейчас говорил уважаемый Николай Васильевич, - я думаю, что уж в этом-то правительство никто не заподозрит, - а вот информацию мы получим совершенно точно. Это и есть задача настоящего закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 38 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Поправка принимается. По ведению - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Сергей Евгеньевич, я правильно понимаю, что вы поставили на голосование: оставить в прежней редакции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поставил на голосование поправку 9 из таблицы № 1. Что неясно, Николай Васильевич, скажите, пожалуйста. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 23 сек.) Проголосовало за 249 чел.55,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 249 чел. Не голосовало 201 чел.44,7 % Результат: принято Таблица № 2 принимается. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен и к процедуре третьего чтения. Очевидно, что очень важно, чтобы закон как можно быстрее вступил в силу, поэтому комитет предлагает, в случае если законопроект будет поддержан во втором чтении, принять его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, во втором чтении голосуется проект федерального закона "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 11 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 34 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 718203-6 "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году". Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что этот законопроект уже достаточно подробно обсуждался на пленарном заседании Государственной Думы и когда мы с вами рассматривали предложения правительства, и когда принимали тот проект постановления Государственной Думы, и поэтому, наверное, нет необходимости вновь повторять все его положения. Хотелось бы остановиться лишь на нескольких важнейших моментах законопроекта, внесённого Председателем Государственной Думы. Итак, первое и, может быть, самое главное - это то, что законопроект является реальным, я подчёркиваю, реальным способом реализации парламентом своих конституционных полномочий по парламентскому контролю в сфере бюджетных правоотношений. Может быть, название очень длинное, но тем не менее очень важно то, что сегодня в условиях кризиса - а я думаю, что можно произносить это слово, можно не произносить, но мы понимаем, что он есть, - все органы власти действовали консолидировано, и поэтому очень важно, чтобы каждый орган власти исполнял свои предусмотренные Конституцией полномочия. Именно этот принцип заложен в основу данного законопроекта. Правительство готовит и исполняет бюджет, Государственная Дума рассматривает, принимает или отклоняет его и контролирует его исполнение, применяя все те инструменты, которые на самом деле мы с вами создали уже в ходе этой сессии, а также такой орган парламентского контроля, как Счётная палата. За основу при подготовке данного законопроекта взят закон, который был принят Государственной Думой во время кризиса 2008-2009 годов и который очень хорошо зарекомендовал себя именно как механизм взаимодействия исполнительной власти и законодательной, поэтому очень многие положения законопроекта, по существу, основаны именно на этом законе, копируют его. Но, естественно, это не полная копия, поскольку прошло время и многие законы уже изменились, безусловно, добавлены вопросы, которые вошли в тот антикризисный план, который здесь представляло Правительство Российской Федерации, и те вопросы, которые мы с вами обсуждали. При этом основным принципом законопроекта является то, что мы должны получить не только информацию о целях, которые ставит перед собой правительство, но и точный перечень тех мероприятий, которые будут направлены на реализацию этих целей, тех средств, которые предполагается выделить для реализации этих мероприятий, а также информацию о сроках достижения результатов и о конкретных результатах, которые правительство намеревается получить. Вот именно этот механизм позволяет реально обеспечить парламентский контроль, и именно эта задача поставлена в рамках данного законопроекта. По существу, главное уже сказано, и, наверное, нет необходимости что-либо повторять. Скажу ещё, что на законопроект получены заключения, отзывы Счётной палаты, которая поддержала данный законопроект, а что касается комитета по бюджету, высказала несколько дополнительных предложений, которые позволят во втором чтении решить ряд вопросов его технологической достройки. Поддержал законопроект и Центральный банк Российской Федерации, что очень важно, потому что помимо отчёта правительства мы с вами получаем информацию Центрального банка, причём я напоминаю, что нас здесь интересует не только то, какие банки получат средства, но и то, куда эти средства направлены и какой результат мы получаем, - законопроект всё это обеспечит. Наконец, есть определённые замечания Правительства Российской Федерации - я думаю, что все их можно рассматривать в рамках второго чтения. Основное из них - это то, что, по мнению правительства, 30 дней после окончания квартала недостаточно для того, чтобы подготовить столь подробный отчёт с учётом тех материалов, и, возможно, имеет смысл этот срок увеличить до 45 дней. Ну, на самом деле никаких проблем в этом плане, наверное, нет, мы заинтересованы в первую очередь в том, чтобы получился действительно серьёзный, проработанный документ. С другой стороны, когда ставятся такие вопросы, как, скажем, насколько это корреспондируется с налоговой или коммерческой тайной, - наверное, это предстоит ещё обсуждать, потому что достаточно странно выделять предприятиям из бюджета деньги и говорить, что отчёт ими не может быть предоставлен из-за того, что существует коммерческая или налоговая тайна, то есть, наверное, стоит выделять средства при условии, что предприятия готовы раскрывать информацию о том, куда эти средства направлены, но я повторяю, что это предмет второго чтения. Безусловно, все замечания, которые были высказаны, будут во втором чтении учтены. У нас есть время для того, чтобы это сделать, поэтому предлагается двухнедельный срок, в течение которого мы ждём поправок от всех субъектов права законодательной инициативы, в первую очередь, естественно, от наших коллег из всех комитетов Государственной Думы, и я приглашаю всех к совместной работе, потому что, ещё раз говорю, в законопроекте нет ничего такого, что являлось бы каким-то табу или чем-то неизменным, мы считаем, что это динамичный документ. Нас спрашивают: вы говорите о банке плохих долгов - а вдруг его не будет? Но сегодня в плане антикризисных мер он есть, и, следовательно, если он сохранится в плане, у нас будет отчёт, не сохранится - значит, этого отчёта не будет. Ещё раз говорю: это гибкий документ, который обеспечивает главное - возможность осуществления Государственной Думой своих конституционных функций по парламентскому контролю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Михайлович, вот из текста законопроекта, который мы получили, не совсем понятно, каков срок действия данного закона, потому что там зафиксировано, что он прекращает действовать после отчёта, то есть после первого квартала, когда отчитается правительство, и мы на этом закончим, хотя, насколько я понимаю, это будет как минимум в течение года. Это первое. И второе. Как вы думаете, может быть, вообще нет смысла определять срок действия этого закона? Когда выйдем из кризиса - неважно, когда это будет, в 2015-м, в 2016-м или в 2017-м, - тогда и примем закон о том, чтобы приостановить действие этого закона. Хотя, на мой взгляд, актуальность отчёта правительства понятна: эта оперативная работа будет только ему на пользу - они хоть посмотрят бумаги и подготовятся к отчёту! МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопросы, Сергей Михайлович, на самом деле они важные. Опять же я уже сказал, что мы взяли за основу 102-й закон, который у нас действовал. Из текста законопроекта очевидно вытекает, что закон действует до тех пор, пока не будет представлен отчёт и правительство не отчитается по всему 2015 году. Напомню, что план, который мы с вами обсуждали, касается мер именно 2015 года. Но в 2010 году, напоминаю, когда подошёл конец года, мы продлевали действие данного закона до тех пор, пока будут реализовываться антикризисные меры. Напомню также, что антикризисные меры - это не какой-то застывший механизм, правительство предлагало, а мы с вами согласились, что этот план будет постоянно дорабатываться, в него будут постоянно вноситься изменения, поэтому, наверное, было бы правильно сохранять именно гибкий механизм столько, сколько он будет действовать. Но знаете, если бы в данном случае авторы законопроекта установили какой-то срок, сказали, что закон действует бессрочно или указали какой-то год, 2020-й например или какой-то ещё, вы бы первый, Сергей Михайлович, не преминули воспользоваться этим и сказали, что мы собираемся терпеть кризис в течение бессрочного времени. Давайте всё-таки ограничимся сейчас тем, что нам представило правительство, - планом антикризисных мер по 2015 году, проживём 2015 год - дальше будем решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, вот у нас какое-то лукавство постоянное: мы в Думе что-то обсуждаем, но от главной проблемы уходим. Правительство возглавляет лидер "ЕДИНОЙ РОССИИ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ" имеет большинство в Государственной Думе - и совершенно ясно, что, какие бы обсуждения мы здесь ни проводили, пока эту коллизию мы не разрешим, все эти разборки будут чисто декоративными (и они, собственно, такими часто и бывают). Что касается Центрального банка, я не удивляюсь, что он поддержал этот законопроект, потому что ему ничего не стоит отчитаться, а реальных механизмов, позволяющих, так сказать, разобраться с ситуацией нет. У меня главный вопрос такой: это ваше правительство - я имею в виду фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - или нет? МАКАРОВ А. М. Борис Сергеевич, на самом деле я ещё раз хотел бы подтвердить - судя по всему, исходя из вашего вопроса, у вас возникли какие-то сомнения, - что председатель правительства является одновременно лидером партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я готов с этой трибуны это официально подтвердить. И если это у вас единственное сомнение, связанное с тем законопроектом, который мы сейчас рассматриваем, то мне кажется, что это свидетельство того, что законопроект подготовлен очень качественно. Кстати, хотел бы обратить внимание: вы сказали, что это самая главная проблема, которую следует решить. Фракция КПРФ, КПРФ как партия может легко устранить эту причину, победив на следующих выборах, и тогда вы назначите председателя правительства, так что вам осталось совсем чуть-чуть - победить на выборах! (Шум, оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Ну, мы пользуемся тем, что в наших руках, и идея получения дополнительной информации в рамках парламентского контроля уже много даёт, хотя, конечно, хотелось бы большего. Андрей Михайлович, всё-таки есть замечания правительства, и я хотел уточнить: с вашей точки зрения, вот то, что предложено правительством при доработке ко второму чтению, - а фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект - даст возможность доработать так, чтобы мы всё-таки максимально получили информацию и чтобы правительство, в общем, не передавило нас? Ну, там есть и другие замечания, в частности по поводу необходимости предоставления информации о денежных средствах на банковских счетах правительство говорит, что это является банковской тайной, хотя мы знаем, что на самом деле эта информация публикуется в прессе. Вот удастся ли отбить всё это, чтобы по этому законопроекту был достигнут тот компромисс, на который можно было бы пойти? МАКАРОВ А. М. Вы знаете, на самом деле это вопрос, который, мне кажется, мы задаём сами себе постоянно: мы сначала говорим, что вот кто-то угрожает нам, а потом спрашиваем, удастся ли нам это отбить или нет. Ну задайте себе этот вопрос! (Шум в зале.) Вот в данном случае тот законопроект, который внесён, в значительной степени уникален, это на самом деле несколько очень серьёзных шагов вперёд по сравнению со 102-м законом. Получала ли Государственная Дума информацию в соответствии с 102-м законом? Да, получала, но вот поэтому закону возможностей у Государственной Думы будет намного больше. Хотел бы обратить внимание на то, что завтра мы будем рассматривать изменения в Регламент, они связаны с законом "О Счётной палате..." - Государственная Дума впервые в истории существования парламента получит новые полномочия: если не выполнены предписания Счётной палаты, она обращается к нам и мы имеем возможность приостановить любое финансирование. То есть инструментов у нас с вами сегодня очень много - как мы будем ими пользоваться? И наконец, что касается замечаний правительства, я не случайно на некоторых из них остановился. Скажем, в замечаниях правительства написано, что информация о средствах на счетах в банках - это банковская тайна, однако Центральный банк не видит в этом проблемы, он считает, что такую информацию они могут представлять. Ещё раз говорю: давайте спокойно работать в рамках подготовки ко второму чтению - я думаю, что всё разумное из того, что предлагается, надо учесть. Ну, если будут какие-то предложения, которые не позволят парламенту осуществлять те функции, которые, я подчёркиваю, на нас возложены Конституцией, мы, естественно, эти предложения не примем, но это мы с вами будем решать путём голосования. Это не вопрос о том, можно ли договориться, уговорить и так далее, это вопрос наших с вами полномочий, нам их дали избиратели и никто другой, поэтому давайте ими пользоваться! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Андрей Михайлович, безусловно, ваша страждущая душа позволила подготовить неплохой законопроект, но не считаете ли вы правильным во 2-ю и в 4-ю статьи добавить, что и госкорпорации, в том числе и со стопроцетным госучастием, на счетах которых средств больше, чем в федеральном бюджете, должны представлять отчёт? Председатель правительства подписал распоряжение в отношении шестидесяти девяти, а они его не слушают и не отчитываются! Согласитесь ли вы во втором чтении включить во 2-ю статью и в 4-ю статью, что и все госкорпорации должны представлять отчёты? МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос, тем более, как я понимаю, ваш вопрос, строго говоря, не ко мне, а к моей, как вы сказали, "страждущей душе". КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я надеюсь, что она с вами. МАКАРОВ А. М. Нет, я её оставил в кабинете, она сейчас разговаривает с правительством по правительственной связи. (Шум, оживление в зале.) Вы знаете, коллеги, давайте всё-таки попробуем отделить мух от котлет - мы с вами рассматриваем вопрос об отчёте правительства о выполнении того плана, который оно нам представило. Нам никто не мешает получить любую информацию, проверить её, в том числе и при помощи Счётной палаты, если мы с вами в чём-то сомневаемся, но давайте всё-таки не будем в один закон сваливать все наболевшие вопросы! Вот мы обсуждали вопрос о наличии средств на счетах банков, говорили о тех 50 миллиардах, которые были на счетах "РусГидро", об агентстве, которое выдаёт кредиты, субсидирует ставку и так далее, - естественно, мы должны рассматривать все эти вопросы, и этот закон не оставляет никаких закрытых для парламента тем. Если нужны какие-то дополнительные инструменты, давайте во втором чтении этот вопрос рассматривать, но я повторяю: не надо втягивать в антикризисный план правительства все те вопросы, которые мы хотели бы обсудить с правительством! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович Потапов. ПОТАПОВ А. В. Уважаемый Андрей Михайлович, это хорошо, что будет возможность посмотреть, как реализуется программа, как выделяются различные дополнительные средства и так далее, и так далее, - это всё правильно, это движение вперёд, однако в названии законопроекта говорится о социальной стабильности - вот как в этом отношении будут оцениваться какие-то реальные события, которые происходят у нас, например, в сфере здравоохранения? Вот в Москве закрывают 28 больниц и поликлиник, будут, конечно, и показатели, как средства ФОМС освоены, а в итоге-то как мы оценим, смогут ли пенсионеры преодолеть ещё большее расстояние, доедут ли они до места оказания бесплатных услуг? Вот как мы можем учесть этот фактор, несмотря на то что вы на краткость претендуете, при создании такого отчёта? МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то, что Государственная Дума в течение последних трёх лет получила очень серьёзный набор инструментов, а именно возможность осуществлять парламентский контроль за всеми государственными программами - и то, что касается лекарственного обеспечения, и того, о чём вы сейчас говорили. Я просто ещё раз хочу напомнить: нет ни одного такого вопроса, ни одного такого изменения в программу, которые правительство могло бы утвердить без предварительного обсуждения нами, так что отчёт правительства по антикризисной программе - это вовсе не единственная форма парламентского контроля, но это необходимая форма, вот о чём идёт речь! И наконец, о том, как мы можем реагировать. Вот мы с вами будем рассматривать следующий законопроект - о том, чтобы продлить срок внесения изменений в государственные программы, дать правительству возможность сделать это до 1 октября, и я обращаюсь ко всем комитетам: давайте участвовать в этом - подавайте предложения! Посмотрите, ведь по целому ряду проблем, которые мы с вами предложили решить в рамках антикризисной программы, мы уже приняли законы: мы сказали, что надо продлить дачную амнистию, - мы в пятницу этот закон приняли, мы сказали, что надо продлить приватизацию, - приняли, мы сказали, что надо расширить кредитный коридор, - мы в пятницу закон тоже приняли. Ещё раз говорю: правительство - это один субъект права законодательной инициативы, а мы с вами - 450 субъектов права законодательной инициативы, так давайте пользоваться теми полномочиями, которые мы уже получили, теми полномочиями, которые мы имеем в соответствии с Конституцией! (Шум в зале.) И последнее, о чём не могу не сказать в связи с этим, - это тесно связано на самом деле и с тем вопросом, который задавал Борис Сергеевич Кашин, по поводу председателя правительства и лидера партии, - в пятницу состоялось совещание у этого председателя правительства и лидера партии, и я вам могу сказать только одно: при таком серьёзном и основательном разговоре по тем проблемам, которые есть, я уже давно не присутствовал! (Шум в зале.) И обратите внимание на результат, который был достигнут: мы с вами поставили перед правительством вопрос о том, что нельзя принимать 13-й пункт программы правительства, что мы возражаем против него, что нельзя фактически передавать правительству функции парламента, чтобы они в бюджетной росписи могли расписывать бюджет, без внесения изменений в закон о бюджете, и председатель правительства на этом совещании согласился с нашими доводами, правительство это своё предложение снимает - вот конкретный результат нашей работы, вот то, что мы можем сделать! Мне кажется, этого достаточно, для того чтобы продемонстрировать, что мы реально делаем! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Андрей Михайлович, спасибо: вопросы все. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я верю Андрею Михайловичу, что было серьёзное совещание, но если его серьёзность проявилась в выхвате закона о соглашении по кофе, то я не совсем понимаю, чем озабочено правительство! Теперь по существу. С моей точки зрения, закон заслуживает внимания, но нельзя не отметить, что он довольно неполный. Почему? Вот результат серьёзных размышлений (я вам просто зачитаю положения законопроекта): "Информация Центрального банка... должна содержать...". И дальше, в 5-й статье: "Установить, что Правительство Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего федерального закона представляет первый отчёт Правительства Российской Федерации в Государственную Думу... за первое полугодие... в срок, не превышающий тридцати дней после завершения второго квартала 2015 года", - но оно и раньше должно было отчитываться перед нами! С моей точки зрения, надо дописать то, что мы с вами требовали, - чтобы раз в квартал отчитывалось правительство! И отчитываться должен, не стесняясь, председатель правительства, а не Шувалов, который всегда выступает в два раза дольше, чем по Регламенту положено, но конкретно ни о чём не говорит, зато по отчётам его жены видно, что семья работает неплохо! (Шум в зале.) С моей точки зрения, надо записать, что обязательно отчитываются председатель правительства и председатель Центробанка. Это первое. Второе. Мне кажется, мы должны не стесняться и закрепить наконец в этом законе, что должны отчитываться все государственные корпорации, - для этого есть все основания. А я вам напомню, что у нас только три госкорпорации со стопроцентным участием государства: "Роснефть", "РЖД" и "Газпром" - там несколько меньше, чем 100 процентов, - у них выручка составляет около 12 триллионов рублей, а долгов они нам накашляли за один год на 16 триллионов. Вы же понимаете, что мы с вами можем здесь хоть на голове стоять (добавьте мне время: я выступаю от фракции), можем принять суперправильный бюджет, но если госкорпорации будут занимать больше, чем зарабатывают, то у нас никакого бюджета не хватит, а отчитываться по их обязательствам должно всё равно государство, правильно?! Мне кажется, что мы просто обязаны заставить банки, которые получают от нас несметные средства - сейчас в качестве антикризисной меры выделили ещё 1 триллион 632 миллиарда, - должны запретить им повышать процентные ставки в одностороннем порядке: мы обязаны им установить ставку, и они... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...не должны иметь право выше поднимать! Вы поймите, ведь причина сегодняшнего кризиса всем ясна: сверхдолларизация нашей экономики, привязка нашей валюты в нарушение 75-й статьи Конституции к доллару и евро - к валюте стран, которые объявили нас врагами и обложили санкциями в нарушение... Кстати, нас долго здесь убеждали, как важно нам вступить в ВТО. Вступили в ВТО - и что? От ВТО, кроме минусов, мы ничего не получили, а вдобавок ко всему в нарушение всех правил ВТО получили санкции! Мне кажется, необходимо, чтобы в законопроекте во втором чтении в полной мере было учтено несколько базовых вещей. Первое: естественные монополии необходимо ограничить в тарифах, потому что они фактически удушают все зародыши производства. Второе: мы обязаны снизить процентные ставки по кредитам и так называемую ключевую ставку. Ну объясните мне, как же мы можем конкурировать, если у ЕЦБ ставка 0,05 процента и её не собираются повышать, если у ФРС ставка от 0 до 0,25 процента и её тоже пока не собираются повышать, если в Японии фактически минусовые бюджетные ссуды с прощением выдаются, для того чтобы развивать производство, и если монетизация экономики у нас самая низкая среди стран "двадцатки"?! То есть мы обязаны, мне кажется, в законе в том числе и вот эти параметры оговорить. Андрей Михайлович - вполне квалифицированный специалист, мы его попросим, чтобы он с Сергеем Евгеньевичем эти поправочки дописал - тогда они стопроцентно пройдут! Ну и конечно же, мне кажется, первым должностным лицам надо от стеснения избавиться, потому что, понимаете, мы в конечном итоге подставляем президента: президент везде, где надо, решения принимает, а правительство ничего не делает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...и в результате складывается такое впечатление, что президент на самом деле желает страну вытащить из кризиса, желает от пут иностранных избавиться, а члены правительства, в том числе имитирующие, делающие вид, что они якобы за президента, делают всё, чтобы его дискредитировать и загнать страну в ещё больший кризис! (Шум в зале.) Мы в первом чтении законопроект поддержим, но просим всё-таки прислушаться к нашим предложениям и более основательно взять под контроль государственные корпорации - это большой резерв для развития нашей страны! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Александр Георгиевич Тарнавский. Микрофон включите, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. При обсуждении данного вопроса хотелось бы отметить как минимум три позиции. Первая позиция. Вообще, сегодняшнее выступление Андрея Михайловича Макарова нельзя рассматривать в отрыве от того, что он говорил в пятницу, и, по-моему, его оценка... я не знаю, как он выступал на встрече с руководством правительства, но в десятиминутке он выступил просто блестяще - я имею в виду, что он дал очень справедливую, точную и ёмкую оценку деятельности правительства, закончив, насколько я помню, фразой "не пора ли ему поработать?", или "давайте приступать к работе", или "давайте поработаем". Я, как и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", полностью согласен с тем, что если правительство что-то и сделало до сегодняшнего момента, то крайне мало, практически ничего, и дай бог, чтобы выступление Макарова в пятницу заставило правительство озаботиться тем, чтобы предпринимать конкретные шаги! (Шум в зале.) Вторая позиция. Важно отметить, что мы сейчас, принимая этот законопроект, просим, вернее, требуем получения информации о том, что происходит в плане действий правительства. Много это или мало? Ну, как сказать, здесь, как в известной фразе, полон стакан наполовину или наполовину пуст, пусть каждый - я имею в виду фракции - решит для себя, но всё-таки получение достаточно большого объёма информации - это уже кое-что, по нашему мнению, и не только с политической точки зрения, но и с точки зрения того, какие меры мы могли бы порекомендовать для принятия правильных решений, с тем чтобы вести страну в условиях кризиса и бороться за выход из него в скорейшее время. Ну и третья позиция. Конечно, очень непросто голосовать за такой документ, имея в виду, что практически все депутаты готовы более энергично и конструктивно работать над проблемой выхода страны из кризиса. Более того, я уверен, что все депутаты обладают соответствующим потенциалом и на месте тех же министров, на месте правительства могли бы сделать больше того, что делалось сейчас, но важно понимать, что здесь либо всё, либо ничего: либо мы ничего не делаем, либо устраиваем революцию. Так вот мне кажется, этот шаг, этот законопроект, он нас подталкивает к участию в эволюционном процессе, с тем чтобы мы всё-таки сделали определённые шаги в плане достижения компромисса в системе сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властью. Я полагаю, всё-таки это серьёзный плюс - достижение договорённости о совместной работе между исполнительной и законодательной властью. А у нас другого выхода и нет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. ...если мы всё-таки думаем не только о себе, не только об удовлетворении своих политических амбиций, а прежде всего о людях, которые вместе с нами, ещё в большей мере, чем мы, погружаются в пучину экономического кризиса - дай бог, этого не случится! Учитывая сказанное, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект, предложенный нашими коллегами Сергеем Евгеньевичем и Андреем Михайловичем, в первом чтении. Мы будем активно участвовать в доработке этого законопроекта. Публично скажу, что мы готовы участвовать в работе в любом формате, в любых рабочих группах, с тем чтобы помочь достигнуть максимального компромисса для получения большей информации, нежели предложено, готовы к любым иным процедурам обсуждения этого законопроекта. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, ну, во-первых, потому, что он внесён председателем палаты, а во-вторых, потому, что он отражает всё-таки дальнейшее движение в плане отчётности правительства перед парламентом. Мы считаем, что, если правительство будет ежеквартально отчитываться перед парламентом, оно должно будет хоть как-то дополнительно анализировать ход исполнения той программы, которую оно представляет, потому что приход руководителя правительства в парламент с отчётом связан с определённой подготовкой и определённым подведением итогов того, что сделано. Вместе с тем мне бы хотелось опять вернуться к вопросу, который я задал. Сергей Евгеньевич, если дословно прочитать то, что написано в законопроекте, то получается, что действие закона будет прекращено после отчёта правительства, то есть фактически после квартального отчёта - так написано - прекратится действие этого закона. Как минимум это неправильно, нужно тогда указать конкретный срок действия закона, хотя с учётом того, что мы находимся в режиме "ручного управления", не думаю, что он достаточно быстро утратит силу. Можно сказать, что "ручное управление" приходит и в парламент, и вот такой ежеквартальный отчёт - это нормальная ситуация, нормальная практика работы с правительством, и срок, на мой взгляд, здесь вообще никакой не нужен, а если, дай бог, кризис пройдёт за два года, мы соберёмся и приостановим действие этого закона. То есть, на мой взгляд, этот закон всё-таки не должен действовать ограниченный срок, его действие должно быть бессрочным. Это первое. Второе. Конечно, меня удивило заключение правительства на данный законопроект - правительство просит целый ряд параметров, которые изложены здесь, убрать, и обоснование даётся: они, исполнительные органы, не владеют информацией. Вот почитайте заключение правительства, посмотрите, какие пункты они хотят оттуда убрать, - в частности, требование информации о количестве бюджетных кредитов. То есть они не хотят сказать, что будет с "Агролизингом", куда пойдут эти бюджетные средства, они не хотят отчитываться о передаче федеральных полномочий на уровень субъекта. А ведь этими цифрами они не только не могут не располагать - эти цифры являются основой для оперативного руководства! Так что позиция правительства, изложенная в заключении на данный законопроект, у меня вызвала очень много вопросов. Это всё равно что мы предлагаем помочь кому-то начать какой-то проект или у нас просят деньги, а мы даём и говорим: "Пожалуйста, бери деньги, а как ты их будешь использовать, что с ними будет, кому ты их отдашь, под какие проценты, нас не интересует!" - мы с вами не можем занять такую позицию чисто по-человечески, так почему же правительство может занимать? Непонятно! Теперь в отношении показателей. Согласно законопроекту правительству поручается отчитываться по итогам исполнения антикризисного плана, по порядку освоения тех средств, которые заложены, но, на мой взгляд, мы должны перейти всё-таки к каким-то индикаторам. Ну хорошо, освоили мы в ходе импортозамещения 100 миллиардов - результат-то какой?! А согласно законопроекту мы у правительства спрашиваем только одно - освоены эти деньги или нет. Надо переходить, конечно, уже к индикаторам, в соответствии с которыми мы должны видеть всю динамику, и это тоже, на мой взгляд, нужно ко второму чтению поправить, то есть мы должны не просто писать про эффективность, а конкретные параметры заложить. Теперь что касается Центробанка. Центробанк тоже красавец - он тоже говорит: или банковская тайна, или узнавайте в Интернете. Ну, если сведения о Резервном фонде и о Фонде национального благосостояния не являются банковской тайной, то есть это информация открытая, то, я считаю, отказ Центробанка представить эту информацию депутатам - это вообще какая-то глупость! А дословно там написано так: это открытая информация, ищите в открытых источниках. Сегодня всё, что касается антикризисного плана и его выполнения, это всё должно включаться в отчёт! Ещё один момент, на который хочу обратить внимание: всё-таки что это у нас - отчёт или информация правительства? Если мы пишем, что это отчёт правительства, то, на мой взгляд, мы всё-таки должны и вправе давать оценку деятельности правительства по тем направлениям, которые, на наш взгляд, на взгляд парламента, не выдерживают критики, - там, где министерства не отрабатывают, - давать конкретные определения, вплоть до предложений в каких-то кадровых решениях. И положений об ответственности мы в этом законопроекте тоже не увидели. Я хочу сказать, что, в целом, конечно, мы поддержим данный законопроект, но при условии учёта тех замечаний, которые сегодня фракция высказала. Мы направим наши предложения в виде поправок ко второму чтению и надеемся, что в результате мы получим более взвешенный, чёткий и, самое главное, последовательный документ, по которому будем работать с правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 46 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.