Заседание № 258
О проекте федерального закона № 718154-8 "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об отмене предоставления тарифных льгот в отношении некоторых углеводородов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, здесь сильно проще. Мы с вами в первом чтении буквально на прошлой неделе законопроект рассматривали. Все замечания по нему, тоже я говорила, - это унификация с Налоговым кодексом методики определения средней цены нефти марки "Юралс" и, соответственно, внесение некоторых поправок в норму о применении освобождения при нулевых и ненулевых вывозных пошлинах для нефти сырой. Эти замечания все учтены, проработаны и предлагаются к рассмотрению. Поступило всего четыре поправки, все они рекомендуются комитетом к принятию. Просьба поддержать таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и решение комитета о поддержке законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 54 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 17 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Ольга Николаевна, пожалуйста, вам слово. АНУФРИЕВА О. Н. Коллеги, законопроект также готов к процедуре третьего чтения. Если вы не против, можем сейчас рассмотреть, все экспертизы он прошёл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 56 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 718154-8 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об отмене предоставления тарифных льгот в отношении некоторых углеводородов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время Законом "О таможенном тарифе" для организаций, которые осуществляют добычу углеводородного сырья, при разработке нового морского месторождения и при применении налога на дополнительный доход от добычи нефти предусмотрено освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин при получении соответствующего подтверждения. Такое освобождение применяется в отношении экспортируемого из Российской Федерации углеводородного сырья. При этом в действующих параметрах фискальной системы с 2024 года в нефтяной отрасли ставки вывозных пошлин на нефть, сжиженный природный газ и газовый конденсат равны нулю для всех участников внешнеэкономической деятельности без привязки к конкретному типу месторождения. В связи с этим положения закона о таком освобождении являются избыточными и требование закона о выдаче такого подтверждения также представляется избыточным. В связи с этим подготовлен законопроект, уточняющий положения закона. Просим вас его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна, присаживайтесь. С содокладом выступает Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Анастасия Борисовна рассказала о сути законопроекта. Комитет рассмотрел его, поддерживает концепцию законопроекта, однако есть пара моментов, на которые я хотела бы обратить внимание. Первое. В данном случае концепция законопроекта - это, обращаю внимание, не отмена льготы, а только, исключительно снижение административной нагрузки на субъекты внешнеторговой деятельности. Как вы помните, мы дали право правительству устанавливать ненулевые вывозные таможенные пошлины в некоторых случаях на срок не более шести месяцев, и вот в этом случае возникает вопрос: а что же тогда делать с этим освобождением, которое сейчас есть при нулевых пошлинах? Комитет предлагает ко второму чтению этот вопрос урегулировать. Кроме того, комитет считает необходимым уточнить нормы Закона "О таможенном тарифе" в части методики расчёта средних рыночных цен на нефть марки "Юралс", которую мы с вами приняли недавно в Налоговом кодексе. Эти нормы должны быть унифицированы, и мы предлагаем ко второму чтению это также в данном законопроекте решить. В целом комитет поддерживает концепцию законопроекта. Просим поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, будут ли вопросы? Валерий Карлович... А, есть ещё вопросы. Включите режим записи на вопросы. Я думал, вы один, Валерий Карлович, но есть ещё руки. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю правительства вопрос. Вы объясняете, что нужно избыточные нормы убрать в связи с тем, что у нас произведён налоговый манёвр и у нас обнулены экспортные пошлины. А вы не рассматривали обратный вариант? Я только что про это говорил. Всё-таки, обнуляя экспортную пошлину, вы всю тяжесть налоговой нагрузки перекладываете на внутреннее потребление, что ведёт к росту цен, к росту ставки и так далее. Может быть, мы как-то этот негативный тренд поменяем? Вот Министерство энергетики как на это смотрит? БОНДАРЕНКО А. Б. Уважаемый Валерий Карлович, весь смысл налогового манёвра заключался в том, чтобы создать механизм, поддерживающий глубокую переработку нефти. Смысл введения экспортных пошлин в самом начале заключался в том, чтобы в принципе запустить нефтепереработку, запустить заводы, и свою роль экспортная пошлина сыграла. Сейчас, как показывает аналитика рынка, как показывает развитие этой отрасли, нам надо в первую очередь стимулировать глубокую переработку нефти и производить в достаточном объёме светлые нефтепродукты. У нас цель - обеспечить с запасом наш внутренний рынок и не допустить дефицита светлых нефтепродуктов. На эту цель работает соответствующий механизм, который вводился, как вы упомянули, в рамках налогового манёвра. Также я в своём выступлении не отметила, но хотела бы сейчас воспользоваться возможностью и сказать, что замечания Ольги Николаевны, которые отражены в заключении Комитета по бюджету и налогам, будут учтены ко второму чтению, они нами полностью поддерживаются, и мы сейчас работаем над ними совместно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Анастасия Борисовна, скажите, пожалуйста, в случае принятия проекта федерального закона и его реализации каковы ожидания с точки зрения наполняемости бюджета за счёт таможенных пошлин как в обозримом будущем, так и на долгосрочную перспективу? Есть ли понимание на этот счёт? БОНДАРЕНКО А. Б. Анатолий Борисович, в этом плане у нас принципиально ничего не меняется. Законопроект носит действительно технический характер и исключает нормы, создающие избыточную административную нагрузку на субъекты: приходить в органы власти за подтверждением, что соответствующее углеводородное сырьё добыто на тех месторождениях, которые упомянуты в законе. Сейчас им это делать будет не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Анастасия Борисовна, законопроект хороший, для нефтегазовых компаний отменяются льготы по вывозной пошлине, но, к сожалению, за счёт того, что с 1 января 2024 года правительство ввело нулевую ставку вывозных пошлин на сырую нефть, газовый конденсат и сжиженный газ, это не какой-то продукт передела. И когда вы говорите о том, что это делается для того, чтобы было выше, глубокий передел... ну, это немножко лукавство. Значит, прибыль "Газпрома" за первые девять месяцев - 989 миллиардов рублей, "Роснефти" - 926 миллиардов рублей. И смотрите, какая аналогия с сельским хозяйством: введение пошлины на зерно привело к тому, что цена на зерно упала внутри страны и бюджет получил от пошлины средства. Почему вот?.. (Микрофон отключён.) БОНДАРЕНКО А. Б. Уважаемый Евгений Иванович, цель законопроекта (я уже её дважды называла) - это приведение в соответствие с уже состоявшимся решением. Эти решения принимались в том числе в этом зале, и нулевая пошлина уже была принята, она уже действует. Сейчас мы технически меняем закон. Когда я говорила о том, что весь механизм налогового манёвра был нацелен на стимулирование увеличения глубины переработки, я отвечала на вопрос Валерия Карловича по налоговому манёвру, не по конкретному законопроекту, который сегодня является предметом рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. АНУФРИЕВА О. Н. Евгений Иванович, я и вам, как члену комитета, который присутствовал на рассмотрении, и коллегам ещё раз поясняю, что концепция законопроекта - не отмена льготы самой по себе (мы ко второму чтению ещё урегулируем это, в случае ненулевых пошлин мы должны сохранить вот это освобождение), а именно снижение административной нагрузки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Валерий Карлович Гартунг. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - само собой. Пожалуйста, Валерий Карлович, вам слово. Оксана Генриховна, тоже хотите выступить? Хорошо. От фракции - поставьте время, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Казалось бы, почему не проголосовать бы за законопроект, которым снижается административная нагрузка, не нужно лишние бумажки носить? В принципе понятное предложение. Но дело в том, что это связано с тем, что вы окончательно решили, что вот мы завершаем налоговый манёвр, и теперь у нас обнуляются экспортные пошлины, - вот с этим мы категорически не согласны. Мы считаем, что это неправильное решение, - чем быстрее мы его отменим, тем будет лучше. Вам вот коллега из КПРФ только что сказал: у нас прекрасно работает механизм плавающих пошлин в сельском хозяйстве, когда, повышая либо понижая пошлину, вы регулируете разницу в ценах на зерно внутри страны и за рубежом, вы отвязываете внутрироссийские цены от биржевых цен, от этих спекулятивных скачков на мировых рынках. То же самое нужно было бы сделать и в нефти. Раньше это так и было, мы через экспортную пошлину собирали доходы в бюджет, а топливо внутри страны у нас было гораздо дешевле. Вы говорите: надо стимулировать более глубокую переработку нефтепродуктов. Согласен с вами, надо стимулировать. Только вы поднимаете стоимость нефти для нефтеперерабатывающих заводов, при этом сверху вы ограничиваете стоимость цены на бензин. Вот уменьшая эту маржу между стоимостью нефти и ценой бензина, вы увеличиваете стимулы к переработке нефти или уменьшаете? Уменьшаете! То есть вы делаете ровным счётом то, что убьёт всю переработку: повышая стоимость нефти на нефтеперерабатывающих заводах, вы вот эту разницу между розницей и стоимостью сырья уменьшаете, понимаете? Да, вы скажете: ну, мы же им отрицательный акциз даём, мы демпферный механизм включили, чтобы у нас нефтяники дополучали доходы до экспортного паритета, мало того, там у нас ещё и инвестиционная составляющая есть на модернизацию заводов по переработке - 266 миллиардов в год за последние годы, это ваши цифры. Но вы-то им отдаёте 4 триллиона - 4 триллиона! Теперь посчитайте: 266 миллиардов от 4 триллионов - это сколько? Это 8 процентов! А где ещё 92 процента, куда они уходят? Они уходят в прибыль этих нефтяных компаний, то есть фактически из 8 триллионов нефтяной ренты - ренты, подчёркиваю... это незаработанная прибыль. Нам тут пытаются объяснить, что нефтяники много денег зарабатывают, это предпринимательская прибыль, они налоги платят. Предпринимательская прибыль - это ты поработал, вложил и отдачу получил с капитала и с трудозатрат. В советское время именно так и считалось, всё считалось на трудозатраты: чем больше трудоёмкость продукта, тем большую прибыль ты зарабатывал. А сейчас что получается? Себестоимость добычи нефти - 3 доллара, а продаётся она по какой цене? Ну, я сейчас транспортную составляющую не беру, это если брать за баррель. Ну, о чём мы тут говорим? Фактически наш ключевой сектор экономики, который раньше кормил страну, - слава богу, появились другие сектора, которые сейчас страну кормят, это хорошо, - сейчас вообще не участвует в решении государственных задач. Вообще-то, мы ведём боевые действия, и нам эти 4 триллиона точно были бы нелишними на переднем крае. Мы всем миром собираем деньги на вооружение наших бойцов, их всем надо обеспечить, то им дроны нужны, то им ещё что-то нужно, не говорю уже про бронежилеты и прочее. Почему мы не можем эти вопросы решить? Вот, пожалуйста, на модернизацию системы ЖКХ, на водоснабжение и водоотведение... Сегодня с гордостью наши коллеги из самой большой фракции говорят: мы сейчас приняли прекрасный закон, который обоснует дополнительное увеличение тарифа на воду. А можно было бы без этого обойтись? Конечно, можно было бы! Представьте себе, если бы вы отменили налоговый манёвр и снизили налоговую нагрузку на внутреннее потребление нефти с 8 триллионов до 4 триллионов, и 4 триллиона просто вывели бы с российского рынка, - ровно на 4 триллиона уменьшились бы затраты на нефтепродукты на российском рынке, и они остались бы в бюджете, кстати. У нас и расходы бюджета уменьшились бы. Нам не нужно было бы бороться с ценами, не нужно было бы повышать ключевую ставку, как сейчас Центральный банк поднял её уже до 21 процента и собирается до 23 её поднимать, - фактически убивает конкурентоспособные сектора экономики. То есть вот этот вред от налогового манёвра настолько колоссален, что я даже не понимаю, почему мы его не отменяем! Мы с гордостью говорим, что мы справляемся с десятками тысяч санкций, - да, мы с этими санкциями можем справиться. Но больше всего вреда нам наносят наши неправильные решения, такие как налоговый манёвр в нефтяной отрасли, который фактически убивает обрабатывающие отрасли, лишает источников финансирования из бюджета самые необходимые задачи, которые стоят перед страной, начиная от обороноспособности и кончая системой ЖКХ, которая недофинансировалась последние 30 лет, а там триллионы рублей нужны. Поэтому мы не можем поддержать этот законопроект. Да, мы понимаем, что если бы мы действительно двигались в правильном направлении, то... Снижение дополнительной нагрузки на бизнес мы всегда приветствовали, но это не тот случай. Мне кажется, здесь нужно двигаться как раз в прямо противоположном направлении - нужно восстанавливать экспортные пошлины, не обнулять их, а восстанавливать экспортные пошлины, снижать НДПИ и акцизы на нефть, на переработку нефти внутри страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Дмитриева Оксана Генриховна. С места. Включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Да, действительно, данный законопроект носит технический характер, он ставит точку в реализованном налоговом манёвре, при этом допускается дальше введение вывозных таможенных пошлин, но только временно, на срок до шести месяцев, так, как это делается сейчас для зерна и для других продуктов. На самом деле это действительно - я полностью согласна с предыдущим оратором - абсолютно вредный механизм и, самое главное, чрезвычайно неуклюжий, то есть огромные финансовые кругообороты в нефтегазовом секторе. С одной стороны, извлекается доход и платится налог через налог на добычу полезных ископаемых, потом, с другой стороны, частично компенсируется уплаченный налог через отрицательный акциз, а потом ещё всё равно вводится дополнительный налог на дополнительный доход, чтобы действительно извлечь сверхприбыль, и частично там есть рента. И всё это делается по чрезвычайно сложным формулам в привязке к ценам мирового рынка по нефти и по газу, то есть мы вводим собственное налогообложение в зависимости от динамики цен мирового рынка, тем самым навязываем мировую цену и волатильность на мировом рынке для нашего собственного потребления. И зачем это делается? Ведь у нас количество нефтеперерабатывающих заводов отнюдь не равно количеству ларьков и булочных, их счётное количество, несколько десятков, причём на очень многих у государства контрольный пакет. Если мы хотим стимулировать, мы можем это делать совершенно прямым способом, абсолютно государственными, в различных формах государственными заданиями. Совсем не нужно гонять по 4 триллиона рублей туда и обратно, чтобы стимулировать несколько десятков заводов, у которых полностью есть вся информация и которые имеют пакеты госучастия. Поэтому нужно ещё раз всё-таки вернуться к этому принципиальному вопросу, который влияет на очень многое: и на доходы бюджета, и на уровень цен, и на конкурентоспособность нашего отечественного производства, нашей отечественной промышленности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Анастасия Борисовна, будете выступать с заключительным словом? Нет. Ольга Николаевна Ануфриева. Включите микрофон, пожалуйста. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, ну, позицию Валерия Карловича и Оксаны Генриховны по налоговому манёвру в целом мы уже неоднократно слышали. Я не понимаю, что тогда мешает коллегам разработать законодательную инициативу, проработать её, получить заключение правительства и вынести на общее рассмотрение. Что касается текущего законопроекта, конечно же, этот законопроект не затрагивает вообще никаким образом правила налогового манёвра. Абсолютно точно сказала Оксана Генриховна, что он всё-таки уже завершился, и с 1 января 2024 года уже нулевые пошлины установлены. А как бы отменить уже завершённый манёвр, ну, как-то не представляется возможным. Ещё раз обращаю ваше внимание, что тот законопроект, который сейчас рассматривался, ничего не вводит, только отменяет административную нагрузку. Обращаю на это внимание и приглашаю вас проголосовать за отмену административной нагрузки и доработать законопроект ко второму чтению по замечаниям комитета. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 51 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.