Заседание № 244

30.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 717759-6 "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76-1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят в первом чтении 21 апреля 2015 года с наименованием "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1853 по 1897 из 7664
12-й вопрос, проект федерального закона "О деятельности кредитных рейтинговых   
агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76-1             
Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"   
и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов          
Российской Федерации". Докладывает Николай Николаевич Гончар.                   
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный             
законопроект был принят в первом чтении 21 апреля текущего года с               
наименованием "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации". К   
законопроекту поступило двадцать шесть поправок, все они включены в таблицу     
поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Законопроект прошёл все           
необходимые экспертизы в Правовом управлении. Прошу утвердить таблицу           
поправок, рекомендованных комитетом к принятию.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              252 чел.56,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    253 чел.                                          
Не голосовало                 197 чел.43,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Николай Николаевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
прошёл все необходимые экспертизы в Правовом управлении, в случае его           
принятия во втором чтении комитет предлагает сегодня принять законопроект и в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6380 по 6417 из 7664
12-й вопрос, проект федерального закона "О деятельности кредитных рейтинговых   
агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76-1             
Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"   
и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов          
Российской Федерации", второе чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Выступлений по мотивам нет.                                                     
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 230

21.04.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1395 по 1825 из 7744
Далее - 19-й вопрос повестки дня. В первом чтении слушается проект              
федерального закона "О деятельности рейтинговых агентств в Российской           
Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков.                           
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
законопроект "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации". Вы   
знаете, что в ряде законодательных актов, нормативных правовых актов            
Центрального банка, правительства есть ссылки на рейтинговые агентства,         
зачастую средства бюджета, государственных корпораций, инструменты              
Центрального банка используются со ссылками на международные рейтинговые        
агентства, и в этом случае российские агентства исключаются даже из процесса    
определения тех, кто может получить государственные средства на ведение своей   
хозяйственной деятельности.                                                     
                                                                                
Рейтинговая деятельность, несмотря на большую значимость для финансов           
Российской Федерации, для её экономики, вообще не регулируется                  
законодательством Российской Федерации, и вот вашему вниманию предложен         
законопроект, который призван решить эту проблему. Он вводит основные           
понятия, которые необходимы для осуществления рейтинговой деятельности,         
определяет, что такое рейтинговая деятельность, устанавливает права,            
обязанности и ответственность рейтинговых агентств, устраняет ситуации,         
связанные с конфликтом интересов, при этом устанавливая равные права для всех   
рейтинговых агентств, которые действуют на территории Российской Федерации, -   
для регуляторных целей будут использоваться рейтинги только агентств,           
аккредитованных Центральным банком.                                             
                                                                                
С учётом изложенного я, как автор, прошу поддержать этот законопроект. По       
нему есть замечания у комитета, от имени которого я также выступаю, они         
касаются прежде всего более чёткого определения понятий, относящихся к этому    
рынку, ну и некоторых процедурных моментов, в том числе связанных с более       
детальным описанием процедур выявления и предотвращения конфликтов интересов,   
которые могут возникнуть при установлении агентствами рейтингов тем или иным    
компаниям либо тем или иным инструментам.                                       
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
Готов ответить на вопросы.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие вопросы есть по докладу? Прошу записаться.                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, к сожалению, некоторые члены нашего             
правительства страдают рейтинговой зависимостью, в связи с этим встают          
вопросы: а какова вообще научная, фундаментальная основа этой деятельности и    
каковы границы применения этих рейтингов, в том числе при принятии              
государственных финансовых решений? В этом законопроекте абсолютно ничего нет   
на эту тему, мы просто фиксируем какие-то правовые основы, но совершенно не     
затрагиваем суть, и получается, кто больше всех надувает щёки - тот у нас       
лучший, как говорится, в этом деле. Не считаете ли вы, что при доработке        
законопроекта ко второму чтению, если он будет принят сейчас в первом, эту      
базу, эту сущность надо как-то раскрыть?                                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Рейтинг присваивается на основе анализа, оценки деятельности      
компаний либо тех или иных инструментов, на основе методологии. Этим            
законопроектом предусматривается, что рейтинговые агентства должны              
публиковать методологию, позволяющую определить кредитоспособность,             
платёжеспособность того или иного хозяйствующего субъекта, который хочет        
получить рейтинг. При этом границы применения рейтингов, на мой взгляд,         
должны определяться рынком, то есть, если инвесторы, которые готовы             
приобрести тот или иной инструмент, обращают внимание на рейтинги, значит,      
эти рейтинги будут востребованы рынком.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, мы видим, как сегодня рейтинговые агентства               
используются в качестве оружия, экономического оружия в экономической войне     
против Российской Федерации. Мы также видим, что рынки капитала Европы и        
Америки для нас закрыты. Мы переориентируемся в том числе на азиатские рынки,   
но при этом мы абсолютно не видим присутствия азиатских рейтинговых агентств,   
а от этого никуда не уйти в силу того, что мы будем вынуждены                   
взаимодействовать с азиатскими финансовыми институтами. Вот как, по вашему      
мнению, в контексте вашего закона субъекты экономической деятельности           
Российской Федерации будут взаимодействовать с азиатскими рейтинговыми          
агентствами и каковы перспективы присутствия последних на российском рынке?     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Прежде всего надо отметить, что уже идёт взаимодействие наших     
хозяйствующих субъектов и наших рейтинговых агентств с азиатскими               
агентствами, в том числе создано российско-китайское агентство, которое         
пытается наладить соответствующую работу.                                       
                                                                                
Этот законопроект в том числе направлен на то, чтобы оградить наши компании,    
имеющие соответствующие рейтинги, от политического влияния. В законопроекте     
прямо прописано, что присвоение рейтингов должно быть ограждено от влияния      
политических решений, принимаемых тем или иным иностранным государством.        
Устанавливается ряд условий признания в России рейтинговых агентств,            
зарегистрированных в иностранных государствах: предполагается, что должны       
быть эквивалентные правовые условия, должно быть заключено соглашение о         
сотрудничестве между Центральным банком России и регулятором рейтинговых        
агентств за границей, должна быть соответствующая правовая среда и там должно   
быть такое же регулирование этого рынка, какое мы предусматриваем для России.   
Таким образом, в законопроекте предложен ряд условий, которые позволят          
сделать рейтинги более независимыми от политического влияния. Однако этот       
вопрос в том виде, в каком он сформулирован в законопроекте, вызывает споры,    
в том числе в экспертном сообществе, и я думаю, что ко второму чтению мы        
поправим эти нормы, для того чтобы сделать ещё более выверенными статьи этого   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну вы же понимаете, что волюнтаризм             
Центробанка рейтинговые агентства не ограничат и вряд ли этот закон оградит     
от того, чтобы нам по политическим мотивам поставят "мусорный" рейтинг на       
каком-то очередном витке противостояния. Может, всё-таки пора отходить от       
монетаризма и возвращаться к стратегическому планированию и к отраслевому       
управлению, как вы считаете?                                                    
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я считаю, что надо использовать все преимущества рыночной         
экономики и все преимущества государственного регулирования экономики, и если   
это соединить в одно целое, то мы получим замечательный результат.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович Дегтярёв.                             
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в законопроекте установлен переходный период    
- 24 месяца, и в качестве обоснования сказано о необходимости налаживания       
взаимоотношений с Европейским управлением по надзору за рынком ценных бумаг.    
24 месяца - не многовато ли? На наш взгляд, переходный период мог бы быть и     
меньше. Или это всё-таки связано с санкционной войной, развязанной              
Европейским союзом? Откуда появились эти 24 месяца?                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Действительно, срок адаптации, скажем так, иностранных            
рейтинговых агентств к российскому праву - это тоже дискуссионная тема, и ко    
второму чтению с этим сроком мы должны будем в конечном итоге определиться.     
Предлагаемый срок появился в результате дискуссии, в том числе с экспертным     
сообществом, в ходе которой многие участники рынка говорили о том, что им       
нужно время не только для того, чтобы адаптировать иностранные агентства к      
российскому праву, но и для того, чтобы наши эмитенты, которые хотят            
размещать свои финансовые инструменты за рубежом, например облигации, тоже      
могли адаптироваться к новому закону, иначе мы можем ударить не только по       
иностранным агентствам, но и по тем, кто хочет привлекать зарубежные            
средства, в том числе из азиатских стран.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, все мы знаем, что на мировом финансовом рынке есть три    
ведущих рейтинговых агентства - "Standard & Poor's", "Moody's", "Fitch",        
рейтинги которых используются в различных схемах для получения финансирования   
или для продажи каких-то инструментов с фиксированной доходностью. При          
подготовке этого законопроекта вы предполагали, что в случае принятия его       
действие будет распространяться на деятельность подобного рода агентств у нас   
или только на национальные рейтинговые агентства, которые, возможно, появятся   
на российском рынке?                                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. На российском рынке сейчас действует семь агентств: три           
иностранных (вы их назвали) и четыре российских. По объёмам 45 процентов        
рынка принадлежит российским агентствам. Действие закона будет                  
распространяться не только на национальные агентства, но и на иностранные, то   
есть у всех агентств, которые станут работать на российском рынке, будут        
равные права. Другими словами, мы имели в виду все агентства, работающие на     
российском рынке, а не только российские агентства.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, ну, наверное, эта тема стала актуальной после того, как   
мы получили отрицательные оценки двух агентств, наверное, это послужило         
каким-то толчком к разработке законопроекта. Кроме того, мы пытаемся ввести     
какие-то нормативные показатели для компаний, которые будут работать на нашем   
рынке, для наших компаний. И всё-таки каким образом этот закон сможет решить    
проблему, с которой Россия столкнулась? Я имею в виду оценки тех компаний,      
которые признают в мире, мешающие сейчас притоку инвестиций в Россию, более     
того, сегодня можно говорить даже об опредёленном оттоке. Вот этот закон        
как-то решит эту проблему или это просто технический закон для российских       
компаний?                                                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну я прежде всего отметил бы, что принятие решений двумя          
рейтинговыми иностранными агентствами по поводу рейтингов Российской            
Федерации, в общем-то, не повлияло на привлечение инвестиций из-за рубежа,      
поскольку они уже были закрыты в прежние периоды, когда были введены            
соответствующие санкции, то есть эти решения были оценены, скажем, как          
политически ангажированные, поскольку по многим характеристикам Россия          
выглядит намного лучше, чем страны, имеющие более высокий рейтинг. И вот для    
того, чтобы не было политической ангажированности в решениях рейтинговых        
агентств, как раз прописаны нормы, определяющие, что политические решения не    
должны влиять на соответствующие рейтинги. Если рейтинговое агентство           
нарушает российское законодательство, то, соответственно, для регуляторных      
целей Российской Федерации, в том числе для размещения средств бюджета,         
госкорпораций, рейтинги этих агентств не будут применяться, соответственно,     
такие агентства будут терять довольно большие деньги, работая на российском     
рынке. Таким образом, есть инструменты, которые позволяют повысить надёжность   
рейтингов, присваиваемых в том числе иностранными агентствами. Конечно, это,    
может быть, не кардинальное решение проблемы, но это существенный шаг в         
данном направлении.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь.            
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете,     
мне кажется, что мы продолжаем заблуждаться в том, что монетаристская           
экономика способна сделать Россию счастливой, и данный законопроект это         
подтверждает.                                                                   
                                                                                
Во-первых, Анатолий Геннадьевич скромно промолчал, не сказал о том, что за      
наши же деньги, причём немалые, нам ставят "мусорные" рейтинги, потому что      
всякая услуга стоит денег. А во-вторых, мне кажется, что мы с вами очень        
непоследовательны. Почему? Вот с этой трибуны нам... даже ещё раньше, в         
послании президента была поставлена задача в 2007 году создать международный    
финансовый центр, потом была поставлена задача создать петербургскую сырьевую   
биржу и нефть, газ, алюминий и всё прочее продавать только на нашей бирже -     
поднимите руку, кто видел исполнение этих поручений!                            
                                                                                
С моей точки зрения, нам с вами надо осознать, что за четырнадцать лет          
вывезено из страны 822 миллиарда долларов, за последние шесть лет - 670         
миллиардов долларов. Каких инвестиций вы ждёте?! Свои финансы не вывозте,       
начните вкладывать у себя - вот и инвестиции! Нужен закон от этого комитета,    
но о финансовом регулировании, об ужесточении валютного регулирования,          
понимаете? И не надо опять придумывать какие-то рейтинги, которые в             
принципе... Что такое рейтинговое агентство? Это десять журналистов из разных   
изданий, особо одарённых, посвящённых, собираются и определяют по заявке из     
Вашингтона, кому какой рейтинг поставить, - ну что, вы этого не понимаете,      
что ли?! (Шум в зале.)                                                          
                                                                                
Мне кажется, что Комитету по финансовому рынку с новым руководством надо        
проанализировать ситуацию: почему в кризис 2008 года Европейский банк в 5 раз   
понизил ставку рефинансирования, почему американцы тоже понизили ставку и       
почему в кризис 1998 года они делали то же самое? И ещё вот что: почему         
монетизация экономики в Российской Федерации ниже минимальной, без которой      
роста не бывает? Милтон Фридман, американский нобелевский лауреат, вывел        
цифру - 45 процентов монетизации, и если этот показатель ниже, тогда говорить   
о росте бессмысленно, а у нас сегодня 39 процентов. У нас денег в экономике     
нет, а вы рейтинги придумываете! (Шум в зале.)                                  
                                                                                
Необходимо отвязать рубль от доллара - это уже ёжику понятно! Ну как же мы      
можем свою валюту привязывать к валюте потенциального... уже не                 
потенциального, а реального врага?! Нас уже десять раз с самых высоких трибун   
обозвали врагом, а мы свою валюту привязали к доллару, и наша монетизация       
зависит от количества долларов! Печатный станок у них, а высокие рейтинги у     
нас - ну извините, так не бывает! (Шум в зале.)                                 
                                                                                
Можно голосовать за этот законопроект, можно не голосовать, но, с моей точки    
зрения... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Анатолий Геннадьевич сказал, что принятие этими двумя           
агентствами решений о присвоении негативного рейтинга особо не повлияло на      
приток или отток финансов в связи с введением санкций, - я позволю себе не      
согласиться, потому что многие фонды ждали этого момента и, даже понимая        
объективно возможности нашей экономики с точки зрения доходности, вынуждены     
были в соответствии со своими уставами отзывать свои средства, потому что в     
них прописано, что они не имеют права использовать свои средства в той          
экономике, которая получила отрицательную оценку двух агентств. Именно          
поэтому, я думаю, мы сегодня и подняли этот вопрос, но мне бы хотелось          
понять, насколько мы продвинулись в его решении с точки зрения оценки.          
Всё-таки этот закон технический - о кадрах, о регламентах, это внутренний наш   
документ, который можно принять сегодня, можно было принять пять лет назад,     
подчистить и так далее, он будет работать на нашем рынке, регламентировать      
порядок работы наших компаний, но проблема-то сейчас у нас в другом - в         
оценке, данной компаниями, которые признаны в мире, таких российских            
компаний, к сожалению, нет, и поэтому от того, что... да, мы повысим к ним      
требования, что-то ужесточим, поправим, так сказать, углубим, но не факт, что   
это даст возможность нам привлекать ресурсы. Вот с этой точки зрения я хотел    
бы понять, Анатолий Геннадьевич, куда же комитет планирует двигаться,           
поэтому, если будете отвечать, скажите нам, какие ещё нужны законы и что вы     
хотите ещё предпринять.                                                         
                                                                                
Наше самое крупное агентство - агентство "Рус-Рейтинг РА" - это фактически      
государственное агентство при ВЭБе, и, я думаю, ни у кого нет сомнений в том,   
что всё, что касается размещения федерального бюджета, работы госкорпораций,    
всего, что внутри России, вообще не должно оцениваться иностранными             
агентствами. Но для этого и закон не нужен, для этого нужны просто понимание,   
порядок и заказ корпораций. А вот что касается привлечения ресурсов - это та    
проблема, с которой мы столкнулись, - здесь подход должен быть другой: нам      
нужно иметь своё международно признанное агентство, и здесь задача - вступить   
в альянс с крупными компаниями, потому что за короткий промежуток времени, за   
три-пять лет, мы не сможем выйти на такой уровень, и вот тут хотелось бы        
понять, каким образом мы можем использовать возможности и опыт других           
агентств, в частности китайских, для того чтобы переломить эту ситуацию. Вот    
этот вопрос очень важен и актуален, он стоит на повестке дня. То есть что       
касается наших, российских компаний, тут всё понятно: работать внутри России    
надо только с нашими агентствами, это, по-моему, очевидно. А регламент можно    
принять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Выражая благодарность коллективу авторов законопроекта за      
то, что наработали такой объём - текст на 38 страниц, - всё-таки хочу           
заметить, что это, по моему мнению, всего лишь протокол о намерениях,           
поскольку главные вопросы в этом законопроекте пока ещё не решены.              
                                                                                
Смею утверждать, что законопроект в представленной редакции не касается         
ведущих иностранных, международно признанных, как говорит Сергей Михайлович     
Катасонов, рейтинговых агентств, - они как работали, так и будут работать, и    
работают они не только потому, что их деятельность урегулирована на западных    
рынках, но и потому, что они встроены в цепочку получения финансовых средств:   
без оценки рейтинга этими агентствами никакая крупная компания или корпорация   
не получит средств и не сможет разместить свои финансовые инструменты на        
рынках. И поскольку офисы этих агентств расположены в Лондоне и в других        
международных финансовых центрах, этот законопроект в том виде, в котором       
представлен сейчас, их деятельности не касается. С их деятельностью всё         
понятно, а вот что касается российских национальных рейтинговых агентств,       
возникает вопрос: а зачем они в итоге нужны?                                    
                                                                                
Я ещё раз хочу повторить то, что сказал коллега Катасонов: когда российские     
корпорации, крупные компании занимаются финансовыми операциями, пока их         
намерение использовать некий внутренний рейтинг - это их добрая воля, никто     
их ничем не обязывает, и поэтому пока не появится соответствующего              
законодательства, пока в соответствии с законодательством для размещения        
финансовых инструментов не понадобятся услуги нормальных рейтинговых            
агентств, не будет и спроса на эти услуги. Можно принимать сколь угодно много   
разных нормативных актов, чтобы урегулировать их деятельность, но самой этой    
деятельности как таковой не будет, поскольку на российском рынке она пока не    
востребована, и над этим нужно работать.                                        
                                                                                
Я в связи с этим хотел бы обратить внимание авторов на деятельность оценочных   
компаний: без оценки бизнеса ни одно юрлицо не может получить кредит в          
крупном и даже некрупном банке, и уже стало нормальной практикой, что у         
оценочных компаний российских, без иностранного капитала, есть свой бизнес,     
есть свой круг обязательств, есть свои взаимоотношения с кредитными             
организациями, - вот то же самое нужно сделать с рейтинговыми компаниями, с     
тем чтобы найти им место на российском финансовом рынке. К сожалению, пока      
это не сделано, и к этому тексту следует относиться, ещё раз говорю, если       
убрать политику, как к некоему протоколу о намерениях, что подобный бизнес      
надо создать. Но предстоит ещё долгий путь к этому, и надо об этом думать. Я    
желаю авторам законопроекта продолжать работу, серьёзно дорабатывать этот       
текст, потому что он абсолютно несовершенен.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марина Алексеевна Мукабенова.                                                   
                                                                                
МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного закона: наша       
фракция, как и профильный комитет, поддерживает концепцию законопроекта.        
Конечно, есть ряд замечаний и вопросов, но это работа может быть проведена      
при подготовке ко второму чтению, сегодня коллеги об этом уже говорили, можно   
вместе доработать текст законопроекта.                                          
                                                                                
Приведу несколько аргументов в поддержку этого закона.                          
                                                                                
Хочу отметить, что, безусловно, принятие данного закона - это шаг               
своевременный и востребованный как рынком, так и субъектами государственного    
управления. Рейтинговый рынок развивается у нас в стране уже более пятнадцати   
лет, и тем не менее до сих пор в России не было специального закона, и я        
считаю, что данный документ как раз введёт работу этих агентств исключительно   
в российское правовое поле, таким рейтингам можно будет доверять, ведь          
деятельность рейтинговых агентств будет урегулирована, регламентирована и       
унифицирована. А самое главное, на мой взгляд, то, что законопроект не делит    
эти агентства на международные и национальные и предъявляет равные требования   
ко всем аккредитованным агентствам, и можно предположить, что с принятием       
этого закона уйдёт несправедливая практика делать акцент на международном       
статусе ряда агентств, выделять их среди прочих.                                
                                                                                
В целом можно заключить, что создаётся правильная регулятивная среда для        
рейтинговых агентств, принципы деятельности которых сопоставимы с               
международными принципами. Важно, я считаю, чтобы эта отрасль, которая уже      
была сформирована в России, вышла на новый уровень регулирования и контроля     
качества.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Прежде всего хотел бы поблагодарить всех участников дискуссии:    
она была очень полезная и плодотворная. Ну и некоторые моменты хотел бы         
отметить.                                                                       
                                                                                
Иностранные агентства приняли самое активное участие в обсуждении               
законопроекта, это говорит об их интересе к рынку и о том, что этот             
законопроект будет иметь влияние на их деятельность в Российской Федерации.     
Они выразили готовность участвовать в доработке законопроекта ко второму        
чтению, что также подтверждает интерес этих агентств и то, что этот             
законопроект затрагивает их деятельность, ну, по крайней мере на территории     
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Российские агентства, четыре агентства, в совокупности - это уже более 50       
процентов рынка, поэтому относиться к ним так вот, знаете, снисходительно, я    
бы не стал. Многие из них по профессионализму уже не уступают иностранным       
агентствам и вполне могут завоевать и весь российский рынок. Более того,        
некоторые наши российские агентства уже вышли на международные рынки:           
во-первых, они работают на рынках государств - участников СНГ, во-вторых, они   
работают и в других странах, например, одно из наших российских агентств        
зарегистрировано в Германии. Это говорит о том, что российский рынок и          
российский бизнес в этой сфере быстро развивается.                              
                                                                                
Конечно, нам нужно наладить межгосударственное сотрудничество, и мы             
рассчитываем, что, опираясь на этот закон, Центральный банк заключит            
соответствующие соглашения со странами, где зарегистрированы иностранные        
агентства, и первый шаг в направлении сотрудничества сделан - создано           
совместное с Китаем рейтинговое агентство, оно зарегистрировано в Гонконге,     
но при этом представительство этого агентства открыто в России. То есть         
процесс идёт, рынок развивается, и надо, конечно, его законодательно            
регулировать.                                                                   
                                                                                
Всех приглашаю принять участие в доработке законопроекта ко второму чтению.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6651 по 6667 из 7744
В первом чтении ставлю на голосование 19-й вопрос, проект федерального закона   
"О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации".                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              425 чел.94,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.