Заседание № 31

05.06.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 71765-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (в части отражения в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации средств выплатного резерва).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2241 по 2524 из 17241
Следующий вопрос - пункт 21 в проекте предварительной повестки, о проекте       
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете        
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013    
и 2014 годов". Докладывает Антон Викторович Дроздов, председатель правления     
Пенсионного фонда России.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.                  
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется      
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый        
период 2013 и 2014 годов". Предлагаемый к рассмотрению законопроект направлен   
на реализацию статьи 10 Федерального закона "О порядке финансирования выплат    
за счёт средств пенсионных накоплений", принятого 30 ноября прошлого года.      
Статьёй 10 принятого закона установлено, что Пенсионный фонд должен             
обеспечивать обособленное отражение в бюджете Пенсионного фонда информации о    
средствах выплатного резерва и осуществлении выплат средств пенсионных          
накоплений. В соответствии с этим законом выплатной резерв является             
источником финансового обеспечения выплат накопительной части трудовой пенсии   
по старости, которые будут осуществляться уже с 1 июля текущего года. Право     
на эти выплаты, по нашим расчётам, будут иметь порядка 4,8 миллиона человек     
уже начиная с 1 июля этого года.                                                
                                                                                
Законопроектом предусматривается уточнить норму пункта 2 части 3 статьи 7,      
устанавливающей основания увеличения бюджетных ассигнований в целях             
обеспечения фактической потребности в средствах для выплаты накопительной       
части трудовой пенсии по старости, единовременной выплаты пенсионных            
накоплений и срочной пенсионной выплаты с соответствующим внесением изменений   
в сводную бюджетную роспись. Также предусматривается внести изменения в         
приложения 1, 2 и 3 закона "О бюджете Пенсионного фонда..." в целях             
установления дополнительных кодов бюджетной классификации для отражения         
операций по средствам выплатного резерва. Таким образом, законопроект носит в   
основном технический характер.                                                  
                                                                                
По нашим расчётам, в текущем году на эти цели будет направлено порядка 13       
миллиардов рублей. Эти деньги есть в бюджете Пенсионного фонда, в               
накопительной части, дополнительных средств из федерального бюджета не          
потребуется.                                                                    
                                                                                
С учётом изложенного прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать проект           
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете        
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013    
и 2014 годов".                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Гончар.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Председатель правления          
Пенсионного фонда доложил содержание данного законопроекта. Он действительно    
технический, но он очень важен. До 1 июля этого года принимаются заявления      
участников этой системы о выплатах, поэтому комитет по бюджету предлагает       
принять данный законопроект в первом чтении и сегодня же - в целом.             
Соответствующая работа с Правовым управлением проведена, лингвистическая и      
юридико-техническая экспертизы проведены. Имеются заключения Счётной палаты     
Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по социальной политике.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, убедительная просьба Комитета по бюджету и налогам принять   
сегодня данный законопроект в первом чтении и в целом.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Вопросы есть. Прошу записаться.                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тамара Гавриловна Кузьминых.                                                    
                                                                                
КУЗЬМИНЫХ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вот такой вопрос: почему Пенсионный фонд занимается выплатой             
материнского капитала? Вроде бы это функции, не свойственные Пенсионному        
фонду.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Викторович, пожалуйста.                             
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Уважаемая Тамара Гавриловна, Пенсионный фонд занимается не        
только выплатой материнского капитала, но и другими выплатами населению из      
федерального бюджета, в связи с тем что мы имеем разветвлённую сеть по всей     
территории страны, являемся практически единственным федеральным органом,       
работающим с населением. Это связано с оптимизацией издержек государства для    
обеспечения этих выплат.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Антон Викторович, и вы, и Николай Николаевич произнесли одну и   
ту же фразу: "Закон носит технический характер", но этот технический            
характер, как вы сказали, обойдётся в 13 миллиардов рублей. По-моему, если я    
не ослышался, это больше, чем бюджеты всех наших муниципальных образований,     
поселений Рязанской области. Но вопрос даже не в этом. Хорошо, технически       
статью изменили, но вот две недели назад, выступая в этом зале, я приводил      
данные, подтверждающие что пенсии наших, российских пенсионеров в               
восемь-девять раз меньше, чем пенсии в Западной Европе. Наряду с техническими   
изменениями вы какие-то предложения готовите для правительства, для нас,        
чтобы после вступления в ВТО наши пенсии хоть как-то приблизились к западным,   
или этот вопрос вообще выпадает? А если готовите, то когда эти предложения      
можно будет обсудить?                                                           
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. По поводу технического характера закона: он действительно         
является производным от закона, принятого в конце прошлого года, и меняет       
коды классификации. А средства, они уже зарезервированы в бюджете Пенсионного   
фонда, поскольку это те пенсионные накопления, которые уже были предусмотрены   
в бюджете, просто сейчас наступил срок выплачивать их людям, так же как         
выплачивается пенсия.                                                           
                                                                                
Что касается пенсий у нас и на Западе. Дело в том, что пенсия является          
производной от заработной платы. Поскольку у нас заработная плата ниже, чем     
на Западе, то, соответственно, и пенсия пропорционально ниже. Целевые           
ориентиры для нашей пенсии - не менее 40 процентов утраченного заработка и      
два с половиной - три прожиточных минимума. В соответствии с указом             
президента предложения должны быть внесены в правительство до 1 октября         
текущего года.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вопрос Антону Викторовичу.                                                      
                                                                                
Средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений             
застрахованных лиц, в отношении которых установлена срочная пенсионная          
выплата, передаются Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное      
управление государственной компании, управляющей средствами выплатного          
резерва, уполномоченной Правительством Российской Федерации. В связи с этим     
актуальным становится вопрос источников покрытия финансовых рисков, ведь        
любой институт, осуществляющий инвестирование, подвержен воздействию этих       
рисков.                                                                         
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Действительно, эти средства передаются в государственную          
управляющую компанию - Внешэкономбанк. Что касается гарантирования              
существующих рисков, в законе, который был принят в прошлом году, "О            
финансировании выплат за счёт средств пенсионных накоплений", предусмотрено,    
что пенсионерам гарантируется номинал тех средств, которые за них были          
перечислены, и для этого необходимо разработать отдельный, специальный закон.   
Минэкономразвития этот законопроект разработало, в настоящее время он           
проходит межведомственное согласование, и планируется в ближайшее время         
внести его в правительство. Там отсроченная статья.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Наталья Рэмовна Петухова.                                                       
                                                                                
ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо. Я от фракции буду выступать.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый председатель! Рассматриваемый законопроект        
носит действительно только технический характер, не предполагает                
корректировок самого бюджета Пенсионного фонда. О накопительной составляющей    
в трудовой пенсии по старости настойчиво стали говорить с 98-го года, а с       
2002 года в связи с очередной пенсионной реформой часть пенсионных взносов      
стала отчисляться на накопления, однако, как уже здесь говорили, выплаты        
первых накопительных пенсий начнутся только в этом году, с 1 июля. Какая в      
связи с этим вырисовывается картина? К чему пришли мы за эти десять лет? Не     
вдаваясь в подробности, можно констатировать, что с введением накопительной     
составляющей за эти годы создана очень организационно громоздкая схема          
управления пенсионными накоплениями, она очень запутанная и сложная, и          
очевидно, что она необоснованно дорогая (я думаю, что мы в ближайшее время      
представим цифры). В ней задействовано очень большое количество субъектов:      
это и Пенсионный фонд, и многочисленные негосударственные пенсионные фонды,     
это управляющие компании, работодатели, граждане разных возрастов и             
категорий.                                                                      
                                                                                
Подготовка и выплата накопительных пенсий и других накопительных выплат         
требует также больших технических усилий и формирования выплатного резерва,     
других организационных мероприятий и затрат. Какова же цена этих затрат и       
усилий? Ведь главная цель, как, наверное, понимают все, - это пенсии. Лучше,    
если это будут нормальные, достойные пенсии, но мы уже сейчас можем             
предположить, что накопительные выплаты будут, в общем-то, ничтожными.          
Подтверждением этому является новая, не побоюсь сказать, шокирующая норма,      
касающаяся пенсионных накоплений, которая появилась совсем недавно в уже        
упомянутых законах, принятых в конце прошлого года, в преддверии выплат - это   
360-й и 359-й законы. Эта норма, о которой я только что сказала, по своей       
сути дискредитирует саму идею накопительных пенсий. Суть в том, что она         
устанавливает требование о сохранности пенсионных накоплений, именно о          
сохранности, к росту пенсионных накоплений эта норма никакого отношения не      
имеет. В соответствии с этим требованием под сохранностью понимается, что       
суммы средств по всем видам пенсионных накоплений на дату назначения выплат     
не должны быть меньше суммы накопленных взносов, поступивших за весь период     
пенсионных накоплений. О чём это говорит? Получается, что ни государство, ни    
кто-то другой не берут на себя ответственность за достижение реальных           
накоплений по отложенным средствам. Когда правительство боролось за             
накопительные пенсии, казалось, что время, когда нужно предъявлять результат,   
где-то далеко и не с нами это будет происходить, но вот, к сожалению, час икс   
наступил, и тут же нашёлся, в общем-то, идеальный выход - не упоминать ни о     
каких доходах от инвестиций, ни о какой инфляции. Граждан сейчас, по сути       
дела, предупредили вот этой нормой, о которой я говорила: сколько положили по   
номиналу десять, двадцать лет назад, столько по номиналу и получите.            
                                                                                
Уже ни для кого не секрет, что доходность обязательных пенсионных накоплений    
ниже инфляции. Простой расчёт показывает, что за годы действия обязательной     
накопительной системы вкладчики, то есть простые граждане, уже потеряли до 30   
процентов первоначальных накоплений, а в последующие годы потери будут только   
расти. В связи с этим также нельзя не отметить, что на начальном этапе на       
накопительные выплаты имеет право небольшая часть граждан, чуть больше          
четырёх миллионов, как уже говорилось здесь, так как большинство таких          
граждан по возрасту ещё не стали пенсионерами. Это относится и к тем            
женщинам, которые имеют право на получение материнского капитала и направили    
средства этого капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии,    
- они также пенсионного возраста, естественно, ещё не достигли. Однако даже     
из имеющих право на выплаты получат их в этом году не все. Спрашивается,        
почему так? Потому что выплаты будут осуществляться на основании заявлений      
граждан, обратившихся в Пенсионный фонд за назначением накопительной пенсии     
до 1 июля 2012 года. Заявительный характер на получение накоплений не           
предполагает информирования граждан о предстоящих выплатах. Отсутствие          
публичной информации о начале накопительных выплат даёт основание утверждать,   
что многие граждане об этом ничего не знают и к 1 июля уже не узнают, потому    
что времени осталось мало, а если опоздаешь, то получишь только в следующем     
году или позже. Если это будет номинал, то фактически получишь меньше, чем      
мог бы получить в этом году.                                                    
                                                                                
Думаю, что в самое ближайшее время, когда Пенсионный фонд сформирует            
выплатной резерв и другие средства пенсионных накоплений, мы наконец узнаем     
истинную картину реальных выплат и убедимся, что огромное изъятие ресурсов из   
распределительной пенсионной системы на накопительную часть является            
неэффективным и подрывает устойчивость распределительной пенсионной системы.    
                                                                                
Хотя рассматриваемый законопроект технический, по форме он правильный и         
против него принципиальных возражений нет, но по существу он является частью    
порочной системы обязательных пенсионных накоплений. Наконец-то, перед лицом    
фактов, а не прогнозов и домыслов, нужно как можно быстрее остановить эти       
бессмысленные организационные нагромождения и финансовые потери и отказаться    
от обязательной накопительной составляющей. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда об     
этом говорила и продолжает на этом настаивать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!     
На самом деле есть определённые проблемы в Пенсионном фонде: имеется огромный   
дефицит бюджета Пенсионного фонда, есть проблемы с доходностью накоплений,      
которые, как уже говорили, ниже инфляции, но пока мы как депутаты, мы как       
люди не увидели движения со стороны Пенсионного фонда к тому, чтобы обсудить    
прилюдно на всех уровнях эти проблемы. 30 мая были парламентские слушания по    
налоговой политике Российской Федерации в 2013-2015 годах. К сожалению,         
представители Пенсионного фонда почему-то не поучаствовали в этом               
замечательном обсуждении и не высказали своё видение, свою позицию по поводу    
того, как будет развиваться налоговая система, какие требуются изменения в      
этом плане со стороны законодателей.                                            
                                                                                
Ну и конечно же, есть огромные проблемы с изысканием внутренних резервов        
Пенсионного фонда. Мне кажется, что структура Пенсионного фонда достаточно      
громоздкая, полномочные представители в федеральных округах абсолютно           
бесполезны в данной конструкции. Наверное, есть смысл напомнить о               
несвойственных управлениям Пенсионного фонда в регионах функциях, которые они   
выполняют. Скажем, в некоторых регионах перед выборами сотрудники фонда         
разносили письма, агитируя за одного или другого кандидата от той или иной      
партии.                                                                         
                                                                                
В то же время, учитывая, что этот законопроект носит технический характер и     
направлен в первую очередь на социальную стабильность и своевременность         
выплат застрахованному населению, которое накопило свои пенсионные              
начисления, мы считаем, что возможно поддержать этот законопроект. Фракция      
ЛДПР будет голосовать за.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства будут выступать? Нет. Докладчик?       
Нет. Выносим на "час голосования".                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5450 по 5493 из 17241
Далее ставлю на голосование - по старой нумерации это пункт 21 - проект         
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете        
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013    
и 2014 годов". Голосуется в первом чтении и в целом.                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет, сначала в первом.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Простите, голосуется в первом чтении.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ранее поступило предложение проголосовать в целом. Нет возражений?              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование в целом данный проект               
федерального закона.                                                            
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.