Заседание № 227

17.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 717365-7 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1625 по 1690 из 5133
Пункт 9, проект федерального закона "О проведении эксперимента по               
квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения          
атмосферного воздуха".                                                          
                                                                                
Владимир Владимирович Бурматов, пожалуйста.                                     
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы            
рассматриваем сегодня в третьем чтении законопроект, разработанный во           
исполнение поручения Президента Российской Федерации. Несколько лет ушло у      
правительства на подготовку этого законопроекта, с 2016 года обсуждается эта    
тема, при этом для целого ряда субъектов Российской Федерации - многие из вас   
представляют эти регионы здесь, в Государственной Думе, - это тема номер        
один. Социологические исследования показывают, что тема экологии во многих      
регионах стала темой номер один. В таких городах, как Челябинск,                
Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Братск, Красноярск, Липецк,             
Новокузнецк, Омск, Череповец, Чита, зачастую просто физически нечем дышать,     
режим чёрного неба, режим неблагоприятных условий может сохраняться неделями,   
люди просто задыхаются. Этот эксперимент вводится в первую очередь в            
интересах этих городов и соответствующих десяти субъектов Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Фактически, если вы сегодня поддержите в третьем чтении этот законопроект, мы   
дадим региональным властям возможность влиять на предприятия-загрязнители,      
заставлять их дополнительно сокращать выбросы: Росприроднадзору даём право      
квотировать эти выбросы, Роспотребнадзору - оценивать влияние вредных           
веществ, загрязняющих веществ, выбрасываемых и заводами, и автомобильным        
транспортом, и предприятиями ЖКХ, сферы услуг, на организм человека и           
учитывать их концентрацию. Таким образом мы развязываем руки субъектам          
Российской Федерации, даём им право и возможность заставлять                    
предприятия-загрязнители, общественный транспорт, автомобильный транспорт,      
большегрузы, котельные, предприятия ЖКХ сокращать выбросы, для того чтобы       
людям было чем дышать.                                                          
                                                                                
Законопроект направлен на исполнение поручения президента, указа Президента     
Российской Федерации о необходимости на 20 процентов снизить выбросы вредных    
веществ в перечисленных мною городах и субъектах Российской Федерации. При      
этом ни одному субъекту Российской Федерации конструкция законопроекта не       
запрещает использовать у себя сводные расчёты. Таким образом, любой из 85       
субъектов Российской Федерации может применять сводные расчёты, для того        
чтобы регулировать это на территории конкретного региона.                       
                                                                                
Комитет подготовил законопроект к третьему чтению, все необходимые экспертизы   
проведены. Прошу вас поддержать.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        

Заседание № 226

16.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 717365-7 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3621 по 3703 из 6480
Пункт 41, проект федерального закона "О проведении эксперимента по              
квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения          
атмосферного воздуха".                                                          
                                                                                
Владимир Владимирович Бурматов, пожалуйста.                                     
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это           
важнейший законопроект, принятия этого закона ждут 10 субъектов Российской      
Федерации, 12 городов, перечисленные в указе президента, где наиболее           
серьёзная нагрузка на атмосферный воздух - его максимально портят               
предприятия-загрязнители, - где смог, где неделями не видно неба, где режим     
неблагоприятных метеоусловий приводит к тому, что людям в буквальном смысле     
нечем дышать.                                                                   
                                                                                
Мы тщательно отработали поправки, которые поступили ко второму чтению, их 36:   
к принятию предложено 12 поправок, к отклонению - 24 поправки. Коллеги, я       
хочу поблагодарить всех, кто подавал поправки: значительное количество          
поправок, которые включены в таблицу рекомендуемых к отклонению, мы тем не      
менее концептуально учли, и либо в переформулированном виде, либо в             
аналогичных формулировках они у нас попали в таблицу поправок, рекомендуемых    
к принятию. Прошу вас проголосовать за таблицу поправок № 1, рекомендуемых      
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.79,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просим        
данный законопроект поставить для рассмотрения в третьем чтении на завтра.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Принимается.                     
                                                                                

Заседание № 221

26.06.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 717365-7 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2584 по 3651 из 4685
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и         
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части снижения загрязнения атмосферного воздуха". Докладывает официальный       
представитель правительства заместитель министра природных ресурсов и           
экологии Владимир Григорьевич Логинов.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект       
разработан во исполнение поручения президента, данного в послании               
Федеральному Собранию в 2019 году, и призван реализовать федеральный проект     
"Чистый воздух", который входит в состав нацпроекта "Экология", с целью         
снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и применения        
системы квотирования в крупных промышленных центрах, что позволит улучшить      
качество жизни более 6,4 миллиона человек. В этих целях законопроект            
предусматривает проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих   
веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчётов с 1 января 2020 года    
по 31 декабря 2024 года в 12 городах: в Братске, Красноярске, Липецке,          
Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске,      
Череповце, Чите и Челябинске. Правительством для этих городов утверждены        
комплексные планы мероприятий по снижению выбросов, квоты выбросов должны       
обеспечить к 2025 году снижение загрязнения воздуха в указанных городах на 20   
процентов - так, как это установлено майским указом Президента Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Сводные расчёты загрязнения атмосферного воздуха - это способ расчёта полей     
приземных концентраций загрязняющих веществ на основании данных о выбросах из   
всех стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы,               
расположенных на территории населённого пункта. Введение и использование        
сводных расчётов ранее уже осуществлялось в 15 субъектах Российской Федерации   
и по-прежнему осуществляется в ряде субъектов в соответствии с приказом         
Госкомэкологии от 16 февраля 1999 года.                                         
                                                                                
Для проведения эксперимента по квотированию выбросов законопроектом             
предусмотрена следующая последовательность действий. Росприроднадзор            
организует проведение сводных расчётов на территории эксперимента и             
утверждает заключение о проведении сводных расчётов, содержащее в том числе     
перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение нормативов, и     
перечень источников выбросов, влияющих на превышение нормативов качества        
атмосферного воздуха. Затем Роспотребнадзор на основании сводных расчётов       
проводит оценку риска для здоровья человека с целью определения перечня         
приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих квотированию. Далее               
Росприроднадзор с учётом предложений Роспотребнадзора и органа власти           
субъекта Российской Федерации утверждает перечень квотируемых объектов - это    
промышленные предприятия, объекты коммунальной инфраструктуры, транспортной и   
социальной инфраструктуры, и определяет для них допустимые вклады в             
концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Природопользователи    
представляют в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов на основании      
указанных допустимых вкладов, а Росприроднадзор на основании этих предложений   
устанавливает квоты на выбросы. Предприятия разрабатывают план мероприятий по   
достижению указанных квот в течение трёх месяцев с момента получения            
уведомления об установлении квот и согласовывают его с межведомственным         
советом по проведению эксперимента при Министерстве природных ресурсов и        
экологии Российской Федерации, который будет создан по принятии                 
представляемого законопроекта. В состав совета включаются представители         
субъектов Российской Федерации, Росприроднадзора, Росгидромета,                 
Роспотребнадзора, Минэнерго, Минпромторга, организаций, осуществляющих          
научную деятельность в области охраны атмосферного воздуха. В законопроекте     
предусмотрено, что положение о совете будет принято Министерством природных     
ресурсов и экологии Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в       
срок, не превышающий трёх месяцев с момента установления квот выбросов, в       
целях их достижения разрабатывают предложения по актуализации мероприятий по    
снижению выбросов от объектов коммунальной, транспортной, социальной            
инфраструктур, включённых в комплексные планы.                                  
                                                                                
В законопроекте устанавливается, что в случае, если предприятие не может        
реализовать в период эксперимента, до 31 декабря 2024 года, мероприятия по      
достижению квот выбросов непосредственно на своём производстве, предприятие     
осуществляет компенсационные мероприятия, перечень которых будет утверждаться   
субъектом Российской Федерации, например рекультивацию свалок и другие такого   
рода мероприятия.                                                               
                                                                                
Правила проведения сводных расчётов и правила квотирования выбросов             
планируется утвердить приказами Минприроды России. Мы планируем разработать     
эти документы с привлечением представителей бизнеса и регионов, в которых       
находятся указанные 12 городов. В этих целях в министерстве уже создана         
рабочая группа. Для обеспечения заинтересованных органов власти и               
общественности информацией о состоянии атмосферного воздуха и результатах       
реализации мероприятий в законопроекте предусмотрено создание федеральной       
информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных    
12 городах.                                                                     
                                                                                
Кроме того, в законопроекте предусмотрено наделение Минприроды полномочием по   
установлению требований к проведению предприятиями мероприятий по снижению      
выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, а для              
оперативного проведения Росприроднадзором внеплановых проверок в период         
неблагоприятных метеорологических условий в законопроекте устанавливается       
возможность их проведения без согласования, но с уведомлением органов           
прокуратуры.                                                                    
                                                                                
Также для обеспечения возможности использования налоговых и неналоговых         
льгот, предусмотренных природоохранным законодательством, в закон "Об охране    
окружающей среды" вносится дополнение, уточняющее вопрос зачёта затрат на       
реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую        
среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного         
нефтяного газа в счёт оплаты за негативное воздействие.                         
                                                                                
Мы проводили обсуждение законопроекта в комитете, во всех соответствующих       
инстанциях Правительства Российской Федерации. Просим поддержать.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Григорьевич.                            
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Владимирович Бурматов.                          
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
действительно долгожданный, выстраданный, в Государственную Думу он вносится    
в третий раз. Дважды его вносило Законодательное Собрание моей родной           
Челябинской области, изначально это челябинская инициатива. Челябинск входит    
в состав указанных 12 городов, в которых, по справедливому определению          
Президента Российской Федерации, люди могут неделями не видеть небо, потому     
что там висит смог. В этих городах люди чувствуют на себе, что такое "нечем     
дышать": когда начинается период неблагоприятных метеоусловий, а это значит     
штиль, это значит ветра никакого нет, вредные выбросы от                        
предприятий-загрязнителей, выхлопы автомобильного транспорта, выбросы           
предприятий сферы ЖКХ, котельных и так далее, - всё это висит в воздухе.        
Больше всего страдают, конечно, дети, больше всего страдают пожилые люди,       
люди с заболеваниями дыхательных путей, лёгких, но и здоровому человеку         
приходится нелегко, особенно если он аллергик. Это действительно очень          
серьёзная проблема, поэтому принятия такого закона от нас требуют 10            
субъектов Российской Федерации и 12 городов, которые поименованы в указе        
Президента Российской Федерации.                                                
                                                                                
Дважды до этого наш комитет рассматривал законопроект, но возвращал его с       
замечаниями субъекту права законодательной инициативы. Представленный           
законопроект внесён Правительством Российской Федерации с учётом замечаний и    
пожеланий, которые поступали от Челябинской области и других регионов           
Российской Федерации, от тех, кто участвовал в обсуждении, и от комитета. Мы    
проводили парламентские слушания по данному вопросу, по вопросу качества        
атмосферного воздуха, и резолюция парламентских слушаний также учтена.          
                                                                                
Какова ситуация сегодня? Сегодня ситуация такая: людям дышать нечем, висит      
смог, а у регионов фактически нет полномочий и нет возможности повлиять на      
эту ситуацию, потому что все основные предприятия-загрязнители подотчётны       
Росприроднадзору. Росприроднадзор что может сделать? Он может организовать      
проверку через три дня, через неделю, но смог уже рассеется, и мерить будет     
нечего, а людям при этом на протяжении иногда недели, а иногда и двух недель    
в зависимости от региона и от погодных условий в буквальном смысле нечем        
дышать.                                                                         
                                                                                
Что за инструмент предлагается сегодня, если говорить простыми словами? На      
территории 12 городов 10 субъектов Российской Федерации, которые поименованы    
в указе президента, вводится система сводных расчётов, которая позволяет        
учитывать выбросы не только предприятий-загрязнителей, но и автомобильного      
транспорта и системы ЖКХ и определять совокупный объём этих выбросов, то есть   
не то, что на трубе предприятия, а то, что реально у нас с вами в лёгких        
оказывается, ведь мы не около трубы дышим, а в жилом секторе, где все выбросы   
суммируются.                                                                    
                                                                                
Дальше. Фактически вся территория указанных городов будет покрыта расчётной     
сеткой, и в узловых местах этой сетки будет осуществляться расчёт               
концентрации вредных веществ, это будет делать Росприроднадзор. По              
результатам сводных данных Росприроднадзор выявляет предприятия и вещества,     
которые в наибольшей степени влияют на превышение нормативов в воздухе. Далее   
уже Роспотребнадзор оценивает риски для здоровья человека и определяет          
вещества, которые представляют наибольшую опасность для здоровья человека и     
подлежат квотированию. Потом Росприроднадзор утверждает перечень квотируемых    
объектов и с учётом предложений регионов - позиция регионов тоже будет здесь    
очень важна - осуществляет квотирование выбросов, то есть выдаёт квоты на       
допустимые выбросы как предприятиям, так и объектам ЖКХ, социальной,            
транспортной инфраструктуры. При этом во главу угла ставится задача в этих 12   
городах в 10 субъектах Российской Федерации к концу 2024 года достичь           
снижения уровня вредных выбросов на 20 процентов в соответствии с указом        
Президента Российской Федерации. Предприятия соответственно разрабатывают       
планы по достижению квот, а региональные власти контролируют достижение квот    
на объектах ЖКХ, социальной и транспортной инфраструктуры.                      
                                                                                
Это эксперимент, мы будем анализировать его успешность в этих 12 городах. На    
заседании комитета, рассматривая этот законопроект, мы приняли решение          
создать при комитете постоянно действующую рабочую группу, которая будет это    
анализировать. Ну а правительство создаёт межведомственный совет с участием     
всех заинтересованных ведомств и ФОИВов, о чём здесь было сказано. По           
результатам эксперимента мы будем оценивать его эффективность, корректировать   
эту систему либо экстраполировать её и на другие субъекты Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет рассмотрел законопроект, он качественный, он, ещё раз говорю,           
выстраданный, мы его разрабатывали с 2016 года. Просим поддержать               
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
У нас 14 записавшихся на вопросы. Я прошу тогда тех, кто будет...               
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Владимир Григорьевич, ну, вопрос...                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, Александр Николаевич.                         
                                                                                
Я прошу укладываться в отведённое время и тех, кто задаёт вопросы, и тех, кто   
будет отвечать, поскольку вопросов много. Прошу отвечать максимально            
лаконично, но, конечно, полностью.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Только у меня время...                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, естественно, минута вам будет дана.                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Владимир Григорьевич, начну с вопроса о том, за чей счёт это всё    
будет производиться, - нужно исключительно источник финансирования              
обозначить. Почему в списке отсутствует город Рязань? Кто в конечном итоге      
осуществляет контроль за получением максимального результата? Мне нужно         
понять, кто конкретно в конечном итоге устанавливает квоту и каким образом в    
проекте закона предусмотрено исключение коррупционной составляющей, чтобы не    
было сговора с региональными властями? Ну и, соответственно, из статьи 6        
непонятно, каким образом мы сможем осуществлять парламентский контроль;         
парламентского контроля в проекте закона вообще не предусмотрено.               
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Спасибо за вопросы. Реализация норм законопроекта будет           
осуществляться в рамках федерального проекта "Чистый воздух". Здесь             
предусмотрено выделение значительных средств, предполагается, что в общей       
сложности будет выделено 500 миллиардов рублей с небольшим, при этом средства   
федерального бюджета предусмотрены в объёме 102,3 миллиарда рублей, средства    
региональных бюджетов - в объёме 16 миллиардов рублей, а внебюджетное           
финансирование составит 381 миллиард рублей. Эти средства будут использованы    
в первую очередь на формирование сводных расчётов загрязнения воздуха,          
системы расчётов - на это предусмотрено 240 миллионов рублей из федерального    
бюджета, на внедрение информационной системы анализа качества атмосферного      
воздуха - 500 миллионов рублей, на модернизацию и развитие государственной      
наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха - 1,7 миллиарда        
рублей, на усиление федерального государственного экологического надзора -      
468 миллионов рублей, на модернизацию и развитие системы                        
социально-гигиенического мониторинга - 700 миллионов рублей. Всё это делается   
в рамках федерального проекта "Чистый воздух" и обеспечивает проведение         
эксперимента.                                                                   
                                                                                
Вопросов было много - можно повторить?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте, у вас ещё есть время.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Почему не прошла Рязань? Эти города были определены указом        
Президента Российской Федерации, так сложилось в настоящий момент. Тем не       
менее законопроектом предусмотрена возможность участия других регионов в        
системе сводных расчётов, и мы можем организовать эту работу и с другими        
регионами Российской Федерации, это только приветствуется.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Владимирович.                                              
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Был задан вопрос по поводу квотирования: кто, собственно,        
осуществляет расчёт квотирования? Расчёт квотирования осуществляет              
Росприроднадзор, федеральная структура, и в этом заключается ответ на ещё       
один ваш вопрос - о том, как не допустить сговора с региональными властями: с   
одной стороны, всё-таки эта тема поднята на уровень федеральной структуры,      
которая ведёт расчёты и занимается другими вопросами, связанными с              
загрязнением воздуха, почвы, атмосферы и так далее, а с другой стороны, это     
теперь поднимается ещё на уровень выше, потому что создаётся специальный        
межведомственный совет, в который входят сразу несколько федеральных            
ведомств, в том числе Минприроды, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Минэнерго   
и Минпромторг. Но мы тоже в стороне не будем оставаться, я уже сказал про       
постоянно действующую рабочую группу при комитете, про парламентский            
контроль.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос Владимиру Григорьевичу.                                                  
                                                                                
У меня короткий уточняющий вопрос. Скажите, пожалуйста, по какому принципу вы   
выбирали города, в которых будет производиться эксперимент, и почему среди      
них нет таких городов с крупными промышленными химическими производствами,      
как город Дзержинск, как город Армянск в Республике Крым? Из данных регионов    
поступает большое количество жалоб в сфере экологии от жителей, что говорит     
об острой социально-экологической напряжённости, требующей немедленной          
практической реализации эффективной государственной экологической политики в    
части снижения негативного воздействия на окружающую среду.                     
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Как я уже сказал, города выбирались по принципу наибольшей        
загрязнённости, перечень этих городов ограничен, так как мы проводим            
эксперимент. Безусловно, нас беспокоят и другие регионы, и в этом плане мы      
будем работать. В частности, что касается Армянска, этот вопрос постоянно у     
нас под наблюдением, Росприроднадзор осуществляет специальный мониторинг и,     
соответственно, Минпромторг ведёт организацию внедрения очищающих систем и      
других технологий для предотвращения подобных ситуаций в будущем.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Михаил Сергеевич, законопроект содержит очень важную   
норму: он содержит понятие сводных расчётов, то есть определяет в               
терминологии эту процедуру, предоставляя субъектам Российской Федерации -       
всем, вне зависимости от эксперимента, - возможность принимать региональные     
законы на основе сформулированной терминологии и применять сводные расчёты      
при квотировании деятельности автомобильного транспорта, предприятий ЖКХ, при   
разработке градостроительных планов и так далее, то есть существенно            
расширяет полномочия регионов в этой сфере.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Владимир Григорьевич, как у депутата, который шесть      
раз напрямую избирался населением города Омска и Омской области, у меня один    
вопрос из четырёх частей. Первое: как вы посчитали деньги, если законопроект    
имеет преимущественно рамочный характер, в основном о распределении             
полномочий? Второе: что будет с теми организациями, которые будут исполнять     
квоты? Третье: что будет с теми организациями, которые не будут исполнять       
квоты, будут их превышать? И последнее: у нас в Омске находится нефтезавод, а   
компания "Газпром нефть" находится в Санкт-Петербурге, то есть дышим            
выбросами мы, а деньги в основном уходят во вторую столицу России, которую я,   
конечно, очень люблю, но не больше, чем свой собственный город, - кто будет     
платить в случае превышения квот, нефтезавод или головная компания?             
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Как уже здесь говорилось, для окончательного решения вопросов     
специально - и это достаточно редкий, исключительный случай - прямо в           
законопроекте предусмотрено создание межведомственного совета, он будет         
решать сложные вопросы. Действительно, предусмотреть все ситуации, которые      
могут возникнуть в рамках проведения эксперимента, довольно трудно, поэтому     
появляется межведомственный совет.                                              
                                                                                
Если предприятие не сможет выполнить установленную квоту, оно должно будет      
провести компенсаторное мероприятие, это компенсаторное мероприятие             
обязательно для выполнения, что предусмотрено законом. Сами мероприятия будут   
определяться в процессе работы и межведомственного совета, и других ведомств,   
которые этим занимаются.                                                        
                                                                                
Ещё вопрос?..                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, вы рядом находитесь, можно не в          
микрофон.                                                                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. (Не слышно.)                                                       
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Это как раз и есть тот самый процесс. В настоящее время           
комплексные планы уже представлены регионами и утверждены Правительством        
Российской Федерации, исходя из этих комплексных планов и делались расчёты.     
Тем не менее в процессе эксперимента это будет уточняться и решаться в каждом   
конкретном случае.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Коллеги частично об этом спрашивали, но всё-таки: вот 12 городов, эксперимент   
по квотированию, есть сроки (2020-2025 годы), есть целевые показатели - пока    
целевые показатели не будут достигнуты и сроки не пройдут, реально добавить     
какие-то города в этот проект по квотированию, не на региональном уровне, как   
Владимир Владимирович говорит, отдельно, а именно на федеральном уровне?        
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Ещё раз: обеспечение федерального проекта - это не догма,         
обеспечение федерального проекта, конечно, может быть дополнено, рассмотрено.   
Тем не менее, если говорить о сроках продления этого эксперимента, это надо     
будет решать на уровне изменений или дополнений в этот законопроект. В          
настоящее время всё определено, этот эксперимент будет проводиться в 12         
городах. Я думаю, если мы в процессе увидим эффективность и результативность,   
если мы поймём, что у нас всё получается в этих наиболее сложных городах        
Российской Федерации, то вполне можно будет расширить этот эксперимент на       
другие регионы. Кроме того, мы надеемся, что по завершении эксперимента эта     
система даст неплохие результаты - а по всем признакам она их даст - и мы       
сможем уже внедрять такой подход повсеместно.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Онищенко Геннадий Григорьевич.                                                  
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г. Владимир Григорьевич, идея квотирования не нова, она уже в       
международной практике широко используется, но вот применительно к              
доложенному вами материалу по этим городам и зная структуру выбросов... Не      
удлиняете ли вы плечо и не обезличиваете ли вы ответственность? Я с трудом      
могу себе представить, как можно идентифицировать выброс того или иного         
предприятия в контрольной точке, - не проще ли квотировать выброс в трубе под   
известную структуру выброса? А так мы обезличиваем это и создаём впечатление,   
что занимаемся делом, а на самом деле отдаляем решение проблемы - вот нет у     
вас такого впечатления?                                                         
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Сводная система показывает наличие загрязнений по всей            
территории, а вот квоты применяются вполне конкретные и к вполне конкретным     
предприятиям, поэтому я тут противоречий не вижу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Владимир Григорьевич, вы чувствуете по вопросам озабоченность всех    
территорий, и, я думаю, понятно, что будет через пять лет. Наверное, нет        
смысла дожидаться, когда мы получим какие-то конкретные результаты, надо        
начинать движение по всем территориям. Основной вопрос - это деньги, то есть    
если будет источник, будут решены и вопросы по территориям. Мы понимаем, что    
реально у субъектов таких средств нет, я не думаю, что федеральный бюджет       
будет выделять такие колоссальные средства. Думает ли министерство о том,       
чтобы всё-таки создать целевой экологический фонд - или бюджетный, или          
внебюджетный, - куда будут собираться все штрафы за выбросы в субъектах?        
Во-первых, мы это имели исторически, а во-вторых, есть опыт дорожных фондов.    
Пока у нас не будет экологического фонда, ничего мы сделать не сможем. Как      
правительство, ваше министерство к этому относится?                             
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Этот вопрос, по сути дела, звучал при обсуждении предыдущего      
законопроекта. Конечно, вопрос о создании такого фонда должен быть решён,       
потому что, совершенно правильно, реформа не должна идти за счёт средств        
населения Российской Федерации. У нас есть закон о расширенной                  
ответственности производителей, и начиная уже с 2012 года звучит вопрос о       
создании такого фонда. По нашей номенклатуре это экосбор и другие сборы. В      
настоящее время мы обсуждаем этот вопрос с Министерством финансов, в этом       
направлении подготовлен законопроект Министерством финансов, мы будем его       
дорабатывать совместно с другими министерствами. Есть поручение, данное нам     
на заседании правительственной комиссии под руководством Гордеева, - к 1        
сентября подготовить возможное решение по вопросу о подобного рода фонде.       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синяговский Владимир Ильич, пожалуйста.                   
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Владимир Григорьевич, главный контролёр - это, конечно, население.    
Считаете ли вы возможным в данном законопроекте также обязать хозяйствующие     
субъекты устанавливать в доступных местах для населения информационные табло,   
на которых будут отражаться показатели загрязнения воздуха: норма и факт.       
Такой опыт имеется по городу Новороссийску, где цементные заводы, 6 миллионов   
тонн цемента, нефтеперевалка более 100 миллионов тонн нефти. Убеждён, что       
здесь требуется финансирование, - не во всём бюджет повинен, есть и             
хозяйствующие субъекты, которые этим бизнесом занимаются, - и, конечно, нужна   
жёсткая технологическая дисциплина.                                             
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Безусловно! Я даже больше скажу: вопрос экологического            
мониторинга и доступности такой информации в целом решается в национальном      
проекте "Экология" и в частности решается по каждому федеральному проекту. В    
рамках создаваемых информационных систем подобного рода мероприятия             
предусмотрены.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Одно из самых важных положений законопроекта - это то, что     
губернаторы несут персональную ответственность за достижение целевых            
показателей комплексного плана. Это, наверное, единичный, а может быть,         
первый случай, когда в теле федерального закона чётко прописывается             
персональная ответственность. В связи с этим у меня вопрос: у нас вообще        
законодательно закреплена персональная ответственность, есть расшифровка, что   
такое персональная ответственность, - штрафы, выговор, снятие с занимаемой      
должности? Может быть, есть смысл конкретизировать персональную                 
ответственность за срыв показателей, которые установлены указом президента?     
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Уточните, пожалуйста, в какой срок субъекты должны утвердить          
перечень мероприятий по компенсации, которую должно осуществлять предприятие,   
в случае если эксперимент провалится?                                           
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Относительно персональной ответственности. В данном случае это    
понятие подразумевает в том числе отставку должностного лица, а также в связи   
с этим, конечно, принятие мер по выявлению причин произошедшего.                
                                                                                
Я не совсем понял последний вопрос. Можно уточнить его?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Альшевских.                             
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Вопрос: в какой срок субъекты должны утвердить перечень        
мероприятий по компенсации, которую должны осуществлять предприятия, в случае   
если эксперимент провалится?                                                    
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Я думаю, что такие сроки мы установим уже в подзаконных актах,    
но безусловно, эти сроки должны быть весьма ограниченными и понятными.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович.                              
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В. Вопрос Владимиру Григорьевичу.                                   
                                                                                
В связи с тем что этот эксперимент проводится в конкретных муниципальных        
образованиях, возможно, есть смысл привлечь к работе муниципалитеты и в         
статье 4 законопроекта указать полномочия муниципальных образований, например   
утверждение плана мероприятий по достижению квот выбросов (сейчас               
предусмотрено, что утверждать эти мероприятия должны сами                       
природопользователи). Давайте посмотрим, как вовлечь всё-таки муниципалитеты    
в систему контроля.                                                             
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Такие планы утверждаются руководством региона, которое в          
состоянии, мы считаем, работать с муниципалитетами по этим вопросам.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Владимир Григорьевич, я повторю, может быть даже        
уточню, вопрос, который вам задавал Онищенко Геннадий Григорьевич. В чём        
вопрос-то состоит? Вы определяете, например, на территории городского округа    
точку, где превышение ПДК, - а как связать это превышение с конкретным          
загрязнителем? Вы отвечаете, что по каждой точке определены зоны влияния,       
которые относятся к тому или иному загрязнителю, но по факту может быть не      
так. Да, есть роза ветров, но направление ветра каждый день может быть          
разным. Роза ветров вообще определяет, а как определить, кто на самом деле в    
конкретный момент загрязняет, если есть несколько загрязнителей? Вот как        
связать загрязнение, точки загрязнения с тем, кто в этом виновен? Вот в этом    
вопрос состоит. И самое главное - как эта система будет работать? Здесь есть    
некая неопределённость, которая может, скажем так... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Спасибо за вопрос. Этот метод научно обоснован, и эффективность   
использования этого метода подтверждена на практике. Мы вслед за выходом        
закона будем утверждать специальную методику, как это будет происходить. В      
принципе, для того чтобы ответить на этот вопрос, нам, наверное, надо           
собраться вместе с учёными, они в деталях объяснят, какая методика наблюдения   
даёт возможность определения этих точек. Я думаю, что наблюдение всё-таки       
осуществляется не один день, а на протяжении достаточно длительного периода,    
и эти перемены учитываются при вычислении таких точек. С методикой можно        
ознакомиться, она достаточно подробно описана. В случае необходимости мы        
можем дать подробную информацию на эту тему.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Юрий Геннадьевич.                                  
                                                                                
ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос заместителю министра природных ресурсов.                                 
                                                                                
Уважаемый Владимир Григорьевич, сама идея квотирования выбросов, безусловно,    
правильная, вопрос заключается вот в чём: насколько индивидуально подходили к   
выбору при составлении списка городов? В этом списке город городу рознь:        
понятно, почему в Челябинске, Норильске, грязный атмосферный воздух, а вот      
Чита среди этих городов выделяется, поскольку промышленности, выбросы которой   
можно было бы квотировать, в городе попросту нет и атмосферный воздух           
загрязняется в основном автомобильными выхлопами и частным сектором, там        
топят бурым углём. Вот в данном случае что квотировать и кто будет нести        
персональную ответственность, о которой уже спрашивали, когда через пять лет    
выполнить этот эксперимент не получится?                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Учитываются ещё электроэнергетика и неблагоприятные               
метеоусловия. При выборе этих городов учитывались разные факторы, оценивалась   
степень, максимальность выраженности проблем, связанных с загрязнением          
атмосферы в этих городах. Кроме того, в решении этого вопроса участвовало       
научное сообщество. Выбор пал на эти 12 городов. Опять же, если есть            
необходимость более подробного анализа, мы можем встретиться и обсудить это,    
но здесь и сейчас это был бы слишком долгий разговор.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Коллеги, я хочу акцентировать внимание на том, что структура     
загрязнения во всех 12 городах действительно разная, пропорции вклада           
предприятий-загрязнителей, общественного и личного транспорта, предприятий      
сферы ЖКХ, предприятий социальной сферы, частного сектора, упомянутого вами,    
везде разные, в каждом из городов действительно индивидуальная ситуация, но     
этот закон позволит квотировать все эти сферы: Росприроднадзор выдаёт квоты     
предприятиям-загрязнителям, регион может осуществлять квотирование по           
остальным направлениям.                                                         
                                                                                
А ответ на заданный вами вопрос, что делать с котельными, которые работают на   
буром угле, очевиден: их надо переводить на газ - это единственная              
возможность выполнить этот норматив. Действительно, в целом ряде городов - не   
только в упомянутом вами, есть и другие города - достаточно весомый вклад в     
загрязнение вносят предприятия ЖКХ, прежде всего котельные, которые работают    
на угле, и перевод на газ - это единственный способ снизить нагрузку на         
атмосферу, особенно в режиме неблагоприятных метеоусловий.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.                                 
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Владимир Григорьевич, скажите, пожалуйста, где можно увидеть        
перечень приоритетных загрязняющих веществ, - это первый вопрос. И второй:      
паспорт "Чистый воздух" должно составлять каждое предприятие в указанных        
городах или только предприятия тяжёлого машиностроения, те, которые             
загрязняют?                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. По каждому городу будет составляться свой приоритетный список     
загрязняющих веществ.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Паспорта создают регионы, субъекты Российской Федерации исходя   
из своей конкретной ситуации и представляют в Минприроды России.                
Межведомственный совет, который создаётся на базе целого ряда ФОИВов (они       
здесь были перечислены, это Минприроды, Росприроднадзор, Росгидромет,           
Роспотребнадзор, Минэнерго, Минпромторг) и с участием представителей            
субъектов Российской Федерации, дальше анализирует корректировку этих           
паспортов исходя уже из проведённых сводных расчётов и итогов, которые          
покажут деятельность Росприроднадзора по квотированию и деятельность            
Роспотребнадзора по оценке влияния вредных веществ на организм каждого          
человека, то есть эти паспорта корректируются, и дальше уже по ним вот этим     
межведомственным советом ведётся работа и оцениваются результаты.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гулевский Михаил Владимирович.                            
                                                                                
ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Владимир Григорьевич, вам вопрос: вот этим законом мы сможем определять,        
сколько выбросов от промышленных предприятий в данном населённом пункте, а      
сколько от подвижного состава, от транспорта?                                   
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Да, сможем, именно на это и направлена методика сводных           
расчётов, о которой мы говорим.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич.                                 
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Владимир Григорьевич, мы понимаем, что будет формироваться       
список наилучших доступных технологий. Сегодня он находится в Минпромторге. В   
рамках данного вопроса и данной работы вы каким-то образом будете свой раздел   
отдельно создавать на базе списка, который есть у Минпромторга, и как вы        
собираетесь осуществлять эту работу с учётом деятельности комиссий, которые     
есть в РСПП? Они уже давно занимаются этим вопросом - как вы предполагаете      
взаимодействовать по этому вопросу, по наилучшим доступным технологиям?         
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Мы предполагаем, что будет использоваться общий список            
наилучших доступных технологий: он вполне применим, отдельный список            
составлять нет необходимости. Соответственно, наилучшие доступные технологии    
учитываются при составлении плана мероприятий по каждому городу.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, несомненно, поддержит данный       
законопроект. Лично мне очень приятно, что в числе этих городов оказался        
Липецк, липчане давно этого ждали, и все присутствующие депутаты                
Государственной Думы от Липецкой области также, я уверен, меня в этом будут     
поддерживать.                                                                   
                                                                                
Но я вопрос задал ещё и по городу Рязани. Хотел бы вам привести информацию,     
которая вас также подтолкнёт к вопросу: почему, к сожалению, Рязань не вошла    
в перечень городов? Я уверен, что необходимо вносить поправку и обязательно     
включать в этот перечень город Рязань. Рязанский нефтезавод второй по           
величине в европейской части России. Главная проблема нефтезавода в том, что    
на одних очистных сооружениях очищаются и его стоки, и стоки всего города,      
без разделения от водоканала. По-прежнему горит факел, дожигающий газы. Балка   
Поленское, куда сливаются жидкие отходы, переполнена. Прежний и нынешний        
губернаторы Рязанской области называли нефтезавод самым главным загрязнителем   
воздуха в Рязани, но никаких принципиальных мер до сих пор не принимается -     
всё только намерения и постоянные откладывания и переносы. В подветренном от    
нефтезавода микрорайоне Дашково-Песочня постоянно, иногда и сильно ощущаются    
химические запахи самых разных спектров, но ни разу не было установлено,        
откуда же они систематически распространяются, - или не могут, или не хотят.    
По количеству запрошенных лимитов выбросов основную квоту забирает              
нефтезавод, но это по официальным данным, реально в Рязани нет постоянных       
замеров. По статистике, завод перерабатывает в год 17-18 миллионов тонн         
нефти, выпуск готовой продукции на миллион тонн меньше - можно говорить, что    
это и есть суммарная масса отходов.                                             
                                                                                
Головной офис материнской компании "Роснефть" находится в Москве, поэтому,      
являясь одним из градообразующих предприятий по количеству работающих, по       
территории, по объёмам продукции, завод платит основную часть налогов в         
федеральный бюджет и, по сути, никак не заинтересован в улучшении               
экологических показателей. По данным на 2018 год, Рязанская область входит в    
пятёрку наименее благополучных регионов по статистике онкологических            
заболеваний (до 25 тысяч различных случаев).                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я понимаю, что в совете директоров компании "Роснефть" из    
одиннадцати семеро человек являются иностранными гражданами, и, возможно, они   
плохо себе представляют, где находится город Рязань и какие там существуют      
проблемы, но, я считаю, то, что при существующих показателях по нефтезаводу     
город не вошёл в число городов, на территории которых будет проводиться         
эксперимент, конечно, абсолютно неверно, нелогично, несправедливо и             
неправильно.                                                                    
                                                                                
Также по поводу города Липецка отмечу, что меня пугает. Хотелось бы, чтобы      
паспорта, которые будут составлять региональные власти, проходили тщательный    
независимый контроль и аудит. Вот, например, как вы считаете, захочет ли        
глава Липецкой области ссориться с руководством Новолипецкого                   
металлургического комбината, который является крупнейшим предприятием не        
только в регионе, но и в России, - там около 60 тысяч сотрудников? Буквально    
недавно, когда проходил соответствующий форум в Санкт-Петербурге, вы знаете,    
предприятие отметило, что планирует построить на своей территории               
электростанцию, которая будет работать на конвертерных газах. Предприятие       
планирует инвестировать в это производство 35 миллиардов рублей, и, наверное,   
правильно, что предприятие желает сократить свои расходы на электроэнергию      
для собственных нужд. При этом исполняющий обязанности главы администрации      
Липецкой области с гордостью заявляет, что Липецкая область планирует за это    
предприятию предоставить ещё и налоговые льготы. Такое ощущение, что            
предприятие бедствует, такое ощущение, что это стартап. За то, что              
предприятие проводит полагающиеся мероприятия, Липецкая область должна          
лишаться определённых доходов из-за предоставления льгот! Все эти мероприятия   
- вот я задавал вопрос, за чей счёт, - должны проводиться исключительно за      
счёт самих предприятий, и необходим какой-то посыл главам субъектов о том,      
что никаких дополнительных льгот или услуг (а это может рассматриваться как     
коррупционная составляющая) субъекты Российской Федерации не должны             
предоставлять.                                                                  
                                                                                
Также хотел бы обратить внимание на необходимость, конечно же, справедливого    
подхода. В том же Липецке я общался с руководителем предприятия, на котором     
производят ёмкости, - так вот он говорит, что раз в месяц их стабильно          
проверяют, куда уходят газы от работы сварочных аппаратов. Вот коллегами        
задавали вопросы по поводу печных труб - у нас надзорные органы, как правило,   
очень бдительны, а по крупным предприятиям, конечно, возникают сложности.       
                                                                                
Что касается парламентского контроля. Я хотел бы, чтобы в этом федеральном      
законе - и все депутаты, я уверен, поддержат это - были чётко прописаны также   
и функции парламентариев, потому что, я уверен, при возникновении каких-то      
острых ситуаций очень сложно будет попасть на такое предприятие для             
проведения независимого аудита.                                                 
                                                                                
Абсолютно уверен в том, что регистрация предприятий, которые загрязняют         
атмосферу, должна быть исключительно по месту их фактического нахождения, для   
того чтобы субъект Российской Федерации получал хоть какую-то выгоду,           
компенсацию. То, что предприятие, которое вредит окружающей среде и нарушает    
экологическую обстановку в регионе, платит налоги в другой субъект, абсолютно   
неверно и несправедливо. И я думаю, должны быть в том числе определённые        
дополнительные обязательства по инвестированию в развитие массовых видов        
спорта, детского спорта.                                                        
                                                                                
Относительно перечня предприятий здесь вопрос также задавали: необходимо,       
чтобы не получилось так, что наиболее приближённые к власть имущим              
предприятия чудесным образом выпали из перечня.                                 
                                                                                
Также хотелось бы, чтобы в законопроекте слова "вправе", "могут" вы всё-таки    
заменили на слово "обязаны", потому что, знаете, иначе получается какая-то      
расплывчатая форма. Вы говорите, отвечая на наши вопросы, что если вдруг        
предприятие, как сказано в проекте закона, по каким-то причинам не сможет       
реализовать определённые мероприятия, то, соответственно, их можно заменить.    
Вот здесь не надо использовать подход "или - или", в законопроекте чётко и      
ясно должны быть установлены сроки. Переходный период - аж до 1 марта 2021      
года! Хотелось бы, конечно, во-первых, чтобы этот срок был сокращён, а          
во-вторых, чтобы была гарантия того, что сроки потом не будут продлеваться.     
                                                                                
В заключение хочу сказать: мы очень рады принятию такого законопроекта и        
надеемся, что закон будет неукоснительно исполняться на территории всех         
субъектов Российской Федерации. Главы субъектов Российской Федерации должны в   
этом плане выполнять возложенные на них обязанности, но при этом необходимо     
лишить их возможности каким-то образом давать поблажки тем или иным             
предприятиям.                                                                   
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Фракция         
Компартии Российской Федерации поддержит законопроект. С моей точки зрения,     
он содержит два плюса. Плюс первый: власть озаботилась экологическими           
проблемами, в частности загрязнением воздуха, этот вопрос давно назрел и        
перезрел. Плюс второй (говорю это от себя лично): среди городов, в которых      
будет эксперимент, и мой родной город Омск.                                     
                                                                                
В чём минусы этого законопроекта? Их тоже два. Первый минус - сугубо рамочный   
характер. К сожалению, это недостаток всего нашего законодательства             
последнего времени. Парламент с чувством глубокого удовлетворения передаёт      
свои полномочия исполнительной власти, и мы всё чаще принимаем законы           
рамочного, сугубо рамочного характера, по формуле "паровоз для машиниста". В    
этих законах прописано распределение полномочий между чиновниками разных        
уровней, но граждане в этих законах чаще всего себя найти не могут, они себя    
в лучшем случае находят в подзаконных актах, и то при условии, что              
подзаконные акты не извращают суть принимаемых законов, а такое, к сожалению,   
происходит довольно часто, я мог бы привести пример из близкой мне сферы        
образования, но сегодня об этом умолчу.                                         
                                                                                
Второй минус - это, мягко говоря, отсутствие реальных расчётов. Коллеги, если   
в законе нет перечня конкретных мероприятий, которые предполагаются,            
конкретных стимулов и антистимулов для тех, кто будет нарушать его, кто не      
будет исполнять положения о квотировании, как вы можете посчитать деньги? Мне   
это непонятно, ответ уважаемого коллеги меня никак не удовлетворил. Я вас       
уверяю, что, если бы депутаты Государственной Думы предложили такие             
финансово-экономические обоснования, за которыми нет никаких конкретных         
мероприятий, нам бы тут же сказали, что это неквалифицированная,                
непрофессиональная работа.                                                      
                                                                                
Несколько слов про мой родной город Омск, от которого, повторю, я шесть раз     
избирался по одномандатным округам напрямую населением этого региона.           
Коллеги, есть официальные доклады о развитии человеческого потенциала,          
официальные российские доклады - кто не видел, обратите на это внимание. Так    
вот, если вы возьмёте доклады за последние три года, то увидите, что мой        
родной Омск, мой родной Омский регион по образованию всё время входит в         
пятёрку лучших, а вот по долголетию вы увидите такую картину: 46-е место,       
37-е место, 39-е место.                                                         
                                                                                
Я от фракции, но постараюсь уложиться в сокращённый регламент.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Почему показатели продолжительности жизни гораздо хуже, чем        
показатели образования в моём регионе? Одна из главных причин, конечно,         
экология. Если взять, например, ТЭЦ на угле в городе Омске, то там будет        
экибастузский уголь с высоким загрязняющим эффектом - это ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, -       
соответственно, мы много раз поднимали вопросы о том, чтобы перевести эти ТЭЦ   
на газ. Возможно, там есть какие-то отношения с Казахстаном, но я думаю, в      
ещё большей степени за этим стоят интересы бизнес-структур, торгующих этим      
углём, причём бизнес-структур, основные фигуранты которых находятся за          
пределами нашего региона.                                                       
                                                                                
Нефтезавод. Головная компания нефтезавода находится, как мы уже говорили, в     
Питере, соответственно, это приводит к тому, что загрязнение воздуха - одним,   
а деньги - другим. Мы с подачи городского совета и областного                   
Законодательного Собрания обращались к руководству компаний "Газпром" и         
"Газпром нефть" с просьбой увеличить долю доходов, которые должен получать      
наш родной город. Нам ответили, что и так много. Но если так не получается,     
давайте попробуем по-другому: я предлагаю прямо в законопроекте записать        
положение о том, что в случае превышения квот платить должны не только и не     
столько предприятия, которые являются де-факто цехами, стоят, так сказать, на   
процессинге у головных компаний, но и головные компании. Иначе, коллеги,        
получится неправильно, это только приведёт к снижению доходов данного города    
и региона.                                                                      
                                                                                
Повторяю, мы надеемся, что ко второму чтению законопроект станет более          
конкретным, что это будет законопроект для граждан, а не паровоз для            
машиниста. Мы готовы поддержать этот законопроект в надежде, что его принятие   
всё-таки приведёт к продвижению вперёд.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Клыканов Александр Борисович.                             
                                                                                
КЛЫКАНОВ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
концептуально поддерживает этот законопроект, будет за него голосовать и,       
собственно, призывает к этому всех остальных. Я не буду повторяться,            
рассказывая о том, какой это долгожданный проект закона, всё это                
действительно так, и сегодняшнее горячее обсуждение, богатая информация в       
докладах свидетельствуют о том, что законопроект действительно назрел и         
созрел.                                                                         
                                                                                
Много говорили о том, что это эксперимент и задействовано всего 12 городов,     
но, с другой стороны, как раз масштабы проблемы и побуждают к тому, чтобы       
действительно отработать механизмы сохранения экологии, нашего воздуха, чтобы   
потом эти механизмы использовались всеми остальными регионами. Кто-то попал,    
кому-то повезло, кому-то не повезло - я думаю, что в этом зале и за его         
пределами найдётся много сторонников и защитников своих регионов с их           
проблемами, эти защитники, конечно, с удовольствием увидели бы и свои регионы   
в этом списке.                                                                  
                                                                                
Я представляю Астрахань, сегодня наш регион уже упоминался в качестве           
негативного примера. Конечно, мы также сталкиваемся с последствиями             
деятельности нашего крупнейшего предприятия газовой промышленности -            
газоконденсатного завода. И здесь уместно сказать, что именно система сводных   
расчётов сегодня представляется очень важной. Спор о том, где мерить, у трубы   
или в километре от неё, был, есть и будет, но только на практике при            
получении этих сводных расчётов мы действительно можем убедиться, что           
является важным с точки зрения ограничения деятельности предприятия. В          
частности, у нас в непосредственной близости от завода можно не ощущать         
никаких последствий, а вот через реку Волгу в значительном отдалении запах      
ощущается так, что там невозможно находиться. Я привожу этот пример к тому,     
что закон действительно нужен, он определяет все основные положения.            
                                                                                
Я думаю, что наш коллективный разум - и депутатского корпуса, и всех            
заинтересованных лиц - позволит получить ко второму чтению взвешенный           
документ, на основании которого мы получим хороший закон, а на основании        
практической реализации этого закона мы получим возможность распространить      
данный опыт на все регионы, чего мы все с вами ждём.                            
                                                                                
Ещё раз повторяю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и надеется на     
поддержку всех остальных фракций.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Юрий Геннадьевич.                                  
                                                                                
ВОЛКОВ Ю. Г. Уважаемые коллеги, в прошлом году в федеральный проект "Чистый     
воздух" попало 12 городов с наибольшей степенью загрязнения атмосферного        
воздуха. Сегодня законодательно оформляется предложение о квотировании          
вредных выбросов прежде всего в этих 12 городах. Сама по себе идея хорошая,     
квотирование вредных выбросов промышленных предприятий - это огромный шаг       
вперёд по пути создания нормальной экологической ситуации в наших городах.      
Но, поскольку проект федерального закона, который мы сегодня обсуждаем,         
называется "О проведении эксперимента...", было бы логично, чтобы к городам,    
которые в этом эксперименте будут участвовать, подход был индивидуальный. Я     
уже в вопросе обозначил тот момент, что города в этом списке друг другу рознь   
и структура загрязнения атмосферного воздуха там разная. Я уже приводил         
пример: Норильск, Череповец, Челябинск - это города, имеющие серьёзную          
промышленность, в связи с этим там грязный воздух, а, например, такой город,    
как Чита, промышленности фактически не имеет, кроме энергетики, и основная      
доля в загрязнении воздуха там приходится на автомобильные выхлопы и частный    
сектор, где топят бурым углём. Владимир Владимирович Бурматов в своём           
выступлении также отметил, что, наверное, логично было бы переводить            
подобного рода объекты на отопление газом. Да, такой способ выглядит наиболее   
очевидным с той лишь поправкой, что Забайкальский край остаётся одним из        
немногих до сих пор не газифицированных регионов нашей страны. Буквально два    
месяца назад по поручению Председателя Правительства Российской Федерации       
акционерное общество "Газпром" рассматривало вопрос о возможной газификации     
региона, и ответ был отрицательным, потому что коммерческая рентабельность      
этого проекта будет чрезвычайно низкой, может быть даже отрицательной. Так      
что перевести на газ такие объекты будет невозможно. Невозможно это будет ещё   
и потому, что это не просто котельные, как здесь было сказано, а                
индивидуальные, частные дома, каждый из которых имеет собственную котельную,    
собственную трубу, которая чадит и, соответственно, отравляет атмосферный       
воздух в городе.                                                                
                                                                                
Таким образом, механически подойти к выполнению этого закона в таком регионе,   
как Забайкальский край, не получится - нужен индивидуальный подход. И я         
обращаюсь сейчас к председателю комитета по экологии: давайте, может быть,      
ещё раз предметно рассмотрим вопрос об участии Читы в этом эксперименте.        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. От фракции? Пожалуйста.         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - это в ответ на вопрос, от      
какой фракции. Так, на всякий случай, чтобы никто не перепутал.                 
                                                                                
Коллеги, ну, сегодня у нас какой-то день эколога - пошучу немножко, потому      
что действительно второй законопроект подряд на эту тему. Этот законопроект     
тоже чрезвычайно важен, и наша фракция его, так же как и предыдущий, будет      
поддерживать. Вместе с тем я, как всегда, начну с вопросов, которые остались.   
                                                                                
Столько хороших слов было сказано сейчас предыдущими ораторами! Весь вопрос в   
том, почему не поддержали законопроект, который был внесён Челябинской          
областью? Вопрос очень хороший! То есть опять не тот автор? Пора уже эту        
практику ломать: если вносят либо оппозиционные партии, либо регионы - не       
принимается, а потом правительство у нас, как всегда, мудрее всех и вносит      
хорошие законопроекты. Ну это так, на будущее вам.                              
                                                                                
Теперь следующий вопрос. Да, в указе президента установлены цели, которые       
должны быть достигнуты реализацией этого закона, - снижение выбросов на 20      
процентов, минимум на 20 процентов. Но, как мы знаем, выбросы снизить очень     
легко - можно прямо сейчас взять и остановить промышленные предприятия, что,    
собственно говоря, у нас в определённый период и происходило, тогда чистый      
воздух был в городе Челябинске, а не как сейчас, когда у нас 200 дней в году    
период неблагоприятных погодных условий. Это надо учитывать, потому что если    
промышленность будет развиваться, то добиться этих целей, конечно, будет        
сложнее. Как у нас, вы знаете, цель в оборонке поставлена - добиться            
пятидесятипроцентной доли гражданской продукции. Не выпускаем военную           
продукцию - и у нас практически 100 процентов продукции будет гражданской,      
да? Так тоже можно этого добиться. Вот по этому пути идти не надо, то есть не   
надо перегибать палку, чтобы у нас промышленные предприятия закрылись и мы      
формально выполнили планы, а потом города начали закрываться, потому что        
негде работать и люди разъезжаются.                                             
                                                                                
Дальше. Что, конечно же, здесь ещё нужно доработать? Ну, мы понимаем, что это   
эксперимент, что заранее всё предусмотреть невозможно, мы это понимаем,         
поэтому поддержим законопроект. На многие вопросы, которые справедливо здесь    
были подняты, на самом деле ответы есть, вы их дадите, наверное, в              
дальнейшем. Я могу только на некоторые нюансы обратить внимание.                
                                                                                
Первое. Нужно доработать механизм определения загрязнителя при установлении     
факта превышения ПДК. У нас как сейчас работает схема? Скажу для тех, кто не    
знает. Есть Роспотребнадзор и Росприроднадзор: Роспотребнадзор определяет       
факты превышении ПДК на территориях, а Росприроднадзор потом уже работает с     
загрязнителями. Но как определяется, какой загрязнитель в жилом секторе         
превысил ПДК? Приведу простой пример. Пришла жалоба: превышение фенола.         
Замерили - да, есть превышение фенола. Начинаем проверять, к какому             
предприятию относится эта зона воздействия, - оказывается, что к предприятию,   
на котором нет никаких производств, которые могли бы дать фенол, ну нет их!     
Где, как искать? Вот это я вам не придумываю, я конкретный пример привожу. А    
потом, когда начинаешь разбираться, выясняется, что есть какие-то неучтённые    
источники: роза ветров определённая, но вот сегодня ветер дул не так, как       
обычно, как было учтено при формировании этих, скажем так, зон                  
ответственности.                                                                
                                                                                
Второе. Хотелось бы ещё обратить внимание на то, что если мы действительно      
хотим создать благоприятные условия, то это потребует серьёзных денежных        
средств, а у регионов таких денег нет. Например, с промышленными                
предприятиями вроде как всё понятно, только не нужно забывать, что нельзя их,   
скажем так, зарегулировать, чтобы все их просто закрыли. Где-то, может быть,    
и надо будет закрывать: если, например, стоимость экологических мероприятий     
будет просто неподъёмной, несопоставимой с прибылью и рентабельностью           
производства, то, наверное, его нужно будет выносить за пределы. Но тогда       
нужно будет решать и другие вопросы - социальные: где люди будут работать?      
Без этого, скажем так, не обойтись. Соответственно, очень важно, чтобы мы,      
решив одну проблему, не создали другую, и здесь нужна помощь федерального       
центра. Я абсолютно точно знаю, что Челябинской области такая помощь            
потребуется. Ну, например, крупнейшим источником загрязнения является           
челябинская свалка, но рекультивацию не потянуть Челябинской области            
однозначно. Мало того, если мы ещё сейчас в тарифы начнём закладывать, а вы     
знаете, сейчас возить нужно далеко... То есть даже просто закрыть свалку и      
организовать переработку в другом месте - это тарифы, это первоначальные        
стартовые затраты на организацию раздельного сбора мусора, и это не потянуть,   
гражданам не потянуть, субъекту не потянуть, нужны деньги из федерального       
бюджета.                                                                        
                                                                                
Почему я про это говорю? Потому что, здесь правильно замечено, здесь            
квотирование идёт... Здесь ведь не только о промышленных предприятиях речь      
идёт, но ещё и о других объектах, которые являются загрязнителями, например     
об общественном транспорте. В Челябинске уже 30 лет не достраивается метро.     
Но всем очевидно, все знают, кто много лет в парламенте работает, что метро     
строилось в основном за счёт федеральных средств. Перестали выделять деньги -   
всё, не достроили. Под Челябинском вырыто метро, но не достроено. Вот чтобы     
его закопать, нужно 60 миллиардов рублей, чтобы достроить - тоже 60             
миллиардов. Ни на то, ни на другое денег у субъекта нет, не то что у города     
Челябинска. Деньги нужны будут. А если мы запустим хотя бы в усечённом          
варианте ветку метро, мы разгрузим центр города от нагрузки, от общественного   
транспорта, экологическую нагрузку мы снизим. Это решение проблемы, хотя бы     
частичное? Решение. Деньги где? Деньги в федеральном центре. Просьба обратить   
на это внимание.                                                                
                                                                                
Ну и ещё раз хочу сказать, что мы, конечно, этот долгожданный законопроект      
поддержим. Хотелось бы, чтобы они, эти законы, получали одобрение               
правительства с первого раза, а не с третьего и с четвёртого.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Заключительное слово?       
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Разрешите от имени нашего министерства поблагодарить              
депутатский корпус за такое внимание и поддержку в продвижении наших            
законодательных инициатив. Мы всегда стараемся взаимодействовать с профильным   
комитетом, и отдельно хочется поблагодарить Владимира Владимировича Бурматова   
за взаимодействие, которое нам удаётся построить. Обсуждение вопросов,          
которые здесь были подняты, мы с удовольствием готовы продолжить в рамках       
работы комитета. И сам по себе законопроект, и федеральный проект,              
безусловно, при внедрении будут сталкиваться с разными сложностями, и здесь     
мы рассчитываем на взаимодействие и поддержку депутатского корпуса. Все         
замечания, которые здесь были высказаны, мы постараемся принять к сведению и    
проработать вместе с профильным комитетом уже к следующему заседанию. Большое   
спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бурматову включите микрофон.                                                    
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Был           
перечислен целый ряд городов Российской Федерации, которые не включены в этот   
перечень, - Рязань, Омск, другие города. Ещё раз хочу подчеркнуть, что          
законопроект, который мы сегодня рассматриваем в первом чтении, даёт право      
субъектам Российской Федерации вне зависимости от того, попали они в этот       
перечень или нет, применять сводные расчёты на своей территории, принимая       
соответствующие региональные законопроекты.                                     
                                                                                
Теперь что касается рамочного характера законопроекта. Ну, если бы в нём были   
прописаны все моменты, которые отнесены на подзаконные акты, то он насчитывал   
бы несколько тысяч страниц и прочитать его до конца не смог бы ни один          
депутат Государственной Думы, наверное. Правительство должно будет              
подготовить шесть подзаконных актов к этому законопроекту: методику             
определения сводных расчётов, правила квотирования, методику определения        
объёмов выбросов автомобильного транспорта и ещё три подзаконных акта.          
Представьте, если бы всё это было прописано в теле законопроекта: никто из      
нас его даже не дочитал бы до конца просто по причине отсутствия профильного    
образования у большинства присутствующих, потому что это очень специфические    
вопросы.                                                                        
                                                                                
Что касается индивидуального подхода к каждому городу. Безусловно, я это        
поддерживаю и комитет это разделяет, но для этого и создан межведомственный     
совет, роль которого - выступать в качестве арбитра этого процесса, а не        
только координировать, туда включены и природоохранные ведомства, и             
Минэнерго, Минпромторг, и представители субъектов Российской Федерации, чтобы   
комплексная, взвешенная оценка производилась.                                   
                                                                                
Ну и наконец, насчёт парламентского контроля. Коллеги, всех депутатов от        
названных десяти субъектов приглашаю войти в состав постоянной рабочей          
группы, которую мы создали при комитете для оценки проведения этого             
эксперимента на территории субъектов Российской Федерации.                      
                                                                                
Прошу поддержать в первом чтении очень хороший и правильный законопроект.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О проведении эксперимента   
по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в            
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения            
загрязнения атмосферного воздуха", пункт 11.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.