Заседание № 220
О проекте федерального закона № 717080-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в целях реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году; принят в первом чтении 24 февраля 2015 года с наименованием "О приостановлении действия абзаца четвёртого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. 8-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации". Глеб Яковлевич Хор. ХОР Г. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило две поправки, комитет рекомендует их принять. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование... Есть? Извините. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Я предлагаю поправку 2 вынести на отдельное голосование и детально её обсудить, чтобы нам пояснили, почему предлагается не рассматривать теперь прогноз социально-экономического развития, который должны нам представлять, и перераспределение средств текущего года на плановый период на два следующих года и почему роспись мы не должны смотреть. Мы что, теперь отдаём это всё на откуп правительству и Министерству финансов? Я первый раз такое вижу! Не пойму, в чём дело. Я предлагаю не принимать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, сначала, Глеб Яковлевич, голосуем по таблице поправок № 1, за исключением поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 36 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается. Обсуждаем поправку 2. Сергею Николаевичу Решульскому включите микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы, чтобы вы всё-таки осознанно по этому поводу голосовали и чтобы, когда мы здесь начинаем говорить об антикризисном плане правительства и требуем от нашего правительства что-то исполнять, мы понимали, что мы делаем. Мы концептуально согласились, и все фракции проголосовали за: изменение государственных программ, или так называемого программного проектирования бюджета, мы согласны до октября текущего года отложить, но теперь этой поправкой предлагается вообще исключить возможность того, чтобы нам при изменении бюджета представляли, во-первых, прогноз социально-экономического развития, - как же тогда мы с вами будем голосовать?! - во-вторых, данные о перераспределении средств между текущим годом и плановым периодом, и, кроме этого, в-третьих, ещё и изменения показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Думу присылать необязательно! Если это так, то я не понимаю, зачем мы тогда критикуем правительство, в том числе и с трибуны Государственной Думы?! Если я неправильно понимаю, объясните, зачем это нужно, потому что я не могу за одну ночь всё изучить, а эти поправки появились на сайте Государственной Думы только вчера вечером. Я сидел смотрел и пытался разобраться - вот разобрался так. Авторы, объясните мне, почему мы это делаем, что за игра идёт за нашей спиной?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глеб Яковлевич, пожалуйста. ХОР Г. Я. Сергей Николаевич, никакая игра не ведётся за вашей спиной! Мы вместе с вами принимали антикризисные меры, в которые включили свои поправки. Мы договорились, что до октября никакого прогноза быть не может, потому что его физически не может быть, а бюджет на 2016, 2017 и 2018 годы должен формироваться, наверное, всё-таки в апреле, мае, июне. Если мы понимаем, что до октября прогноза не существует - а мы это понимаем, да, - понимаем, что его невозможно сделать, значит, соответственно, мы не можем... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОР Г. Я. Ну как же? Ну вы же только что сказали, что мы договорились перенести на октябрь! Мы не просто так об этом договорились, а потому, что мы понимаем, что его не будет до октября. Понятно, что мы не можем на следующий год прогнозировать эту историю, соответственно, мы исходим из того, что при каждом изменении бюджета, которое предлагает правительство, оно нам всё это приносит сюда, в Госдуму это всё вносит. Следующий плановый период - май, 15 апреля - приблизительная дата, когда состоится отчёт правительства по антикризисным мерам за истекший период. Мы сами все эти нормы приняли, а сейчас дополнили их поправками, - причём специально согласовали их со Счётной палатой, с Минфином, с бюджетным департаментом, - чтобы уточнить эту ситуацию, чтобы как бы в одном русле проходило действие антикризисных мер и норм Бюджетного кодекса, иначе получается, что антикризисные меры действуют с одной стороны, так сказать, а кодекс - с другой. Делаем только то, о чём договорились, Сергей Николаевич, на самом-то деле сегодня невозможно прогнозировать какие-то параметры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский по ведению. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я всё-таки хочу, чтобы мы осознали: в марте, все это уже прекрасно знают, будет внесён законопроект об изменении текущего бюджета - да или нет? Ну почему в правительстве все говорят "да", а вы говорите "нет"? Если этого не планируется, то пусть на всю страну и на весь мир объявят, что менять бюджет до конца полугодия мы не будем, да и нечего его менять, он исполняется нормально! Тогда я не пойму, как мы будем менять бюджет в марте, не имея социально-экономического прогноза, что это за чепуха?! Как бог на душу положит, что ли? Поэтому я прошу эту поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глеб Яковлевич, что-то добавите? Пожалуйста. ХОР Г. Я. Сергей Николаевич, ещё раз: предлагалось в марте рассмотреть изменения в бюджет, это правда, но учитывая, что сегодня у нас есть данные только за январь, учитывая, что никакие лимиты не были открыты по всем нашим госпрограммам в январе, учитывая, что у нас доходы практически совпали, оказались такими же, как доходы, которые были в январе прошлого года, правительство на последнем заседании, это было в прошлую пятницу, - там, как мы и договаривались, присутствовал Макаров, который сегодня болеет, - рассмотрело ситуацию и решило, что нет смысла в марте менять бюджет, прогноза нет... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОР Г. Я. Ну как есть, так и говорю, Сергей Николаевич, как есть, так и говорю! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё ясно. ХОР Г. Я. И с инициативой Андрея Михайловича Макарова, который предложил вносить изменения в мае, как мы и делали традиционно, из года в год, по-моему, правительство согласилось наконец-то, поэтому сегодня и появились эти поправки, согласованные и с Минфином, и со Счётной палатой, и с правительством. Я же в первый раз, отвечая на ваш вопрос, сказал, что в мае будем менять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Яковлевич. Ставлю на голосование поправку 2 из таблицы поправок, рекомендованных к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 59 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Поправка принимается. Глеб Яковлевич, пожалуйста. ХОР Г. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Я прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
8-й пункт, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 03 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 250 чел. Не голосовало 200 чел.44,4 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 32 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 250 чел. Не голосовало 200 чел.44,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 717080-6 "О приостановлении действия абзаца четвёртого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия абзаца четвёртого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Понимая, что сегодня я вам уже надоел, буду предельно краток. Законопроект реализует те решения, которые Государственная Дума уже фактически приняла, когда мы с вами проголосовали за постановление Государственной Думы при обсуждении антикризисной программы правительства. О чём идёт речь? У нас с вами все государственные программы должны быть доработаны в срок до 1 апреля. Уже заканчивается февраль, и мы понимаем, что ещё нет до конца ясного, точного прогноза социально-экономического развития, ещё по существу только обсуждаются вопросы антикризисной программы и, естественно, одного из инструментов антикризисной программы - бюджетной политики. В этой ситуации сохранение вот в этом году, в 2015-м, нормы о том, чтобы до 1 апреля были внесены изменения в государственные программы, - это просто сохранение формального подхода, который не даст возможности ни правительству эффективно проделать эту работу, ни нам эффективно её проконтролировать. В этой связи предлагается в законопроекте перенести этот срок - исключительно в 2015 году - и предоставить правительству возможность представить эти программы до 1 октября этого года. О чём идёт речь? До 1 октября вносится проект бюджета следующей трёхлетки, и именно до этого срока и надо подготовить соответствующие изменения. Естественно, в полном объёме сохраняет действие закон "О парламентском контроле", и все эти изменения Государственная Дума сможет рассмотреть как в предварительном порядке, так и в рамках обсуждения бюджета. Таким образом, здесь также получается очень серьёзное, взвешенное решение, которое позволяет правительству содержательно доработать государственную программу, а Государственной Думе осуществить эффективный содержательный контроль с использованием инструментов в том числе и Счётной палаты. Комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект, но с учётом того, что сейчас идёт дискуссия о сроках внесения изменений в закон о бюджете и, как я уже говорил, принято решение о том, что все вопросы будут решаться исключительно через внесение изменений в закон о бюджете, мы предлагаем установить срок подачи поправок сегодня, до шести часов вечера, с тем чтобы уже в пятницу принять данный законопроект во втором и в третьем чтениях и открыть возможность для работы над поправками к закону о федеральном бюджете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Андрей Михайлович, в октябре 2014 года Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить актуализацию состава целей, задач, мероприятий, то есть всего, что касается государственных программ, и именно при рассмотрении изменений в бюджет на 2015 год, при этом определить должностных лиц, ответственных за реализацию государственных программ, и так далее. В случае принятия предлагаемого вами закона означает ли это, что отменяется поручение президента, или же всё-таки правительство должно будет внести соответствующие коррективы согласно поручению президента и представить всё-таки государственные программы в 2015 году? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Уважаемый Антон Анатольевич, я хотел бы просто обратить ваше внимание на то, что существуют пределы компетенций: есть пределы компетенции Президента Российской Федерации как главы государства - заметьте, не одной из ветвей власти, а главы государства, - и компетенции Государственной Думы как высшего органа законодательной власти, и компетенции правительства как высшего органа исполнительной власти, так вот, наверное, эти компетенции не надо путать, потому что это достаточно точно прописано в Конституции. Президент дал поручение правительству привести государственные программы в соответствие с законом о федеральном бюджете, и мы с вами в законе прописываем механизм, каким образом это происходит: принимается закон о бюджете - мы с вами его приняли! - и правительство в срок до 1 апреля должно привести госпрограммы в соответствие с ним, вот о чём было поручение президента. То есть в данном случае не встаёт вопрос ни об отмене, ни об изменении. Кстати, никто не отменял положение послания президента о том, что государственные программы должны стать основой для формирования бюджета, поэтому в данном случае никаких противоречий мы не видим, но если вы не видите разницы между октябрём 2014 года и февралём 2015 года, то я боюсь, что здесь никакие законы уже не помогут! Я ещё раз говорю, что на самом деле мы должны понять принципиально одну вещь: хотим ли мы, чтобы нами формально было использовано требование закона, указание президента, или мы хотим, чтобы государственные программы, как и сказал президент, реально стали основой федерального бюджета, чтобы мы смогли реально проверить, как, насколько эффективно тратится каждый рубль этих программ, - вот на самом деле дилемма! Именно поэтому в законопроекте предложено эту работу проделать до формирования бюджета на следующую трёхлетку, а делать это сейчас, когда меняется прогноз, когда меняется экономическая ситуация, причём это происходит достаточно быстро и в совершенно разных направлениях, наверное, было бы неправильно. И устраивать просто профанацию, имитацию деятельности, комитет по бюджету счёл неправильным - именно поэтому комитет по бюджету поддержал данный законопроект и считает, что его надо принимать в кратчайшие сроки: это даст возможность и правительству эффективно осуществлять свою деятельность, и Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Антон Анатольевич Ищенко. Пожалуйста, включите микрофон. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, "не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счёт, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял: причина в том, что у корабля есть цель, а у волн - нет. Если у нас есть цель, мы всегда придём туда, куда хотим". Эти слова сказал один из самых выдающихся, наверное, премьер-министров в истории планеты, нобелевский лауреат Уинстон Черчилль. Вот сегодняшний закон, который предлагается принять Государственной Думе, собственно, как раз и отменяет все цели на 2015 год при расходовании бюджетных средств. Да, конечно, мы понимаем, что мы вступили в период кризиса, что нужно экономить, необходимо снижать наши расходы, вот называют цифру - 10 процентов... Ну, кстати, для нас тоже непонятно: почему 10 процентов? Почему не 9 процентов, почему не 9,5 процента? Сегодня на заседании фракции ЛДПР депутаты предложили обратиться к Государственной Думе в отношении снижения заработной платы депутатов по предложению Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина не на 10 процентов, а на 11 процентов - мы готовы снизить свою заработную плату на 11 процентов! Но мы просто хотим понимать, почему именно такая цифра была выбрана, поэтому нужно, чтобы была государственная программа, в которой были бы чётко прописаны цели, для которых были бы чётко прописаны источники, ресурсы, а также те индикаторы, по которым мы смогли бы отслеживать эффективность тех или иных расходов и возможность достижения поставленных целей. Мы понимаем, что экономить нужно, но почему-то мы делаем сейчас первый шаг, а правительство не хочет хотя бы немножечко поработать! Мы говорим и про государственные компании, для которых почему-то опять откладывается до 2018 года принятие показателей эффективности. Здесь выступал представитель правительства и призывал нас действовать консолидированно в период кризиса, и мы понимаем, что нужно действовать консолидированно, но консолидированно - это не значит бесцельно, поэтому, уважаемые депутаты, я не буду оригинальным, если скажу ещё раз с этой трибуны, обращаясь к правительству: а вы поработать не пробовали?! (Шум в зале.) Фракция ЛДПР не поддерживает этот закон: мы считаем, что должны быть чёткие цели с обеспечением ресурсов! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Михайлович Заполев, вы выступить хотели? Нет. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Извините, я не могу подняться на нос корабля, как Уинстон Черчилль, но, как Антон Анатольевич Ищенко, я могу подняться на эту трибуну, с которой он меня согнал. (Шум в зале.) Итак, уважаемые коллеги, вы знаете, на самом деле нет необходимости говорить о законе как таковом, потому что о нём всё сказано, но вопросы и возражения, касающиеся закона, мы как-то вдруг начинаем смешивать с другими вопросами, которые каким-то образом оказываются на поверхности. При этом было сказано, что вот сегодня Председатель Государственной Думы предложил сократить зарплату депутатов на 10 процентов, а фракция ЛДПР, как сказал Антон Анатольевич Ищенко (я надеюсь, что он не выражает в данном случае мнение фракции ЛДПР), готова снизить на 11 процентов. На самом деле вот эта щедрость Антона Анатольевича (я надеюсь, что это не мнение фракции ЛДПР), равная 1 проценту, она, безусловно, не имеет границ! (Шум в зале.) Я хотел бы просто обратить внимание, что все, кто присутствовал сегодня на Совете Государственной Думы, говорили о другом - о том, что есть полномочия президента, который своим указом устанавливает заработную плату, кроме того, есть требования закона, которые определяют, какой является заработная плата депутатов и членов Совета Федерации, как меня совершенно правильно здесь поправляют, и вы знаете, что она привязана к заработной плате министров. Председатель Государственной Думы предложил всем депутатам обсудить внутри своих фракций, готовы ли депутаты в ситуации, когда нам надо думать об экономии, начать эту экономию с себя, и если это будет поддержано депутатами, Председатель Государственной Думы предложил в этом случае обратиться к президенту, который и должен это определять. Поэтому не стоит спекулировать на том, кто на сколько готов сокращаться - на 10 процентов, на одиннадцать или восемь с половиной, - наверное, речь идёт не о том, но, когда мы призываем к экономии, когда идёт сокращение бюджетных расходов на очень важные сферы, вопрос о том, готовы ли мы (и это касается, безусловно, не только депутатов и не только членов Совета Федерации) начинать экономить с себя, является, мне кажется, очень важным не только экономическим вопросом и даже не политическим, а просто моральным, очень важным моральным вопросом, по которому о нас будут судить люди, поэтому в данном случае я предложил бы на самом деле обсуждать не готовность той или иной фракции или тех или иных депутатов, на сколько процентов сокращать, не кто к чему готов, я предложил бы всё-таки обсуждать то предложение, которое было сделано сегодня Председателем Государственной Думы, - это и честнее будет, и в глазах наших избирателей мы будем выглядеть как люди, которые готовы начинать экономить с себя! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия абзаца четвёртого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 18 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.