Заседание № 97
12.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 71682-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о предоставлении собственникам негосударственных архивов права на представление документов о трудовом стаже и заработной плате застрахованных лиц, работодателями которых они не являются).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1874 по 2108 из 5995
Мы можем сейчас рассмотреть 19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Ивановской области Сергея Алексеевича Горохова. Пожалуйста. ГОРОХОВ С. А., представитель Законодательного Собрания Ивановской области. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Для исчисления трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством важную роль играют объективные данные о страховом стаже и среднемесячной заработной плате конкретных застрахованных лиц. Пенсионное законодательство Российской Федерации в настоящее время исходит из того, что эти данные должны представляться либо соответствующими работодателями, либо государственными, муниципальными органами, то есть службами госархива. Общая экономическая ситуация в стране характеризуется увеличением количества ликвидируемых хозяйствующих организаций, в том числе и в процессе несостоятельности (банкротства). В законодательстве отсутствует механизм действенного контроля за передачей архивных документов в упорядоченном состоянии при отсутствии у учреждения правопреемника. Поэтому основной массив документов ликвидированных в процессе банкротства организаций становится собственностью юридических лиц, которые приобрели их имущественные комплексы на законном основании. Это не противоречит законодательству об информации, устанавливающему, что информационные ресурсы являются собственностью организаций и включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Однако, как уже было сказано ранее, пенсионное законодательство не предоставляет им права на подтверждение данных о страховом стаже и среднемесячной заработной плате застрахованных лиц, документы которых находятся в их собственности. На основании изложенного Законодательное Собрание Ивановской области в целях социальной защиты всех граждан Российской Федерации предлагает упорядочить отношения с собственниками негосударственных архивов, не являющимися работодателями застрахованных лиц, документы о трудовом стаже и заработной плате которых находятся в их законном владении. Этим законопроектом им дается право представления соответствующих документов, которое корреспондирует, конечно, с ответственностью за их недостоверность. Предлагаемый законопроект у вас имеется. Я попросил бы вас принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь. Вопросы будут позже. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. С места. Пожалуйста, включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Действительно, данным законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми допускается возможность подтверждения страхового стажа и среднемесячного заработка граждан на основании документов, выдаваемых не только работодателями либо государственными органами, но и иными собственниками архивов. Согласно пояснительной записке законопроектом предлагается упорядочить отношения с собственниками негосударственных архивов, не являющимися работодателями застрахованных лиц, первичные документы о трудовом стаже и заработке которых находятся в их законном владении. К сведению моих коллег, вопросы подтверждения страхового стажа и определения заработка для установления пенсии в случаях отсутствия первичных документов о заработке урегулированы подзаконными правовыми актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации номер 555 и письмом Минтруда номер 8389. Комитет внимательно рассмотрел данную законодательную инициативу в установленном Регламентом порядке и отмечает: по форме данная норма не является предметом данного законопроекта, ибо проблемы, вытекающие из фактов ликвидации хозяйствующих субъектов в части вопросов, связанных с их информационными ресурсами, должны регулироваться законодательством Российской Федерации, касающимся вопросов организации архивного дела. Это что касается формы. По существу принятие указанного законопроекта может привести к возможности выдачи документов, необоснованно подтверждающих страховой стаж граждан до их регистрации в системе персучета, и к необоснованному, возможно, увеличению назначаемых размеров пенсий. Исходя из изложенного Комитет по труду и социальной политике предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. Пожалуйста, включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На первый взгляд законопроект может показаться некоторым людям, особенно тем, кто некомпетентен в нашем, так сказать, депутатском деле, ну, не очень важным. А вы знаете, вот за эти десять лет обращений по такому поводу очень и очень много. Первое. У нас много предприятий, которые обанкротились, как мы говорим, развалились, исчезли. Очень много таких случаев, когда в результате пожара или какого-то другого стихийного бедствия исчезли документы и люди не могут до сих пор получить подтверждение о дополнительном вот этом стаже, проработав на этих предприятиях. Нынешнее законодательство не определяет точно, как этим людям вообще помочь. Они постоянно ходят из одной инстанции в другую, говорят: вот я там-то работал. А как это всё доказать, как подтвердить это всё? А подтвердить невозможно, потому что слова к делу не пришьешь. Этот законопроект, который вносится сейчас, как раз и предусматривает возможность более широкую для того, чтобы помочь вот таким людям, а их довольно много. Но каким образом помочь? Предусматривается норма, что при подсчете страхового стажа периода работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего федерального закона, возможна выдача архивом... А надо сказать, что сегодня ведь тоже много частных архивов появилось, а те государственные, которые сохранились... очень многие из них не имеют возможности даже работать в этих условиях, так скажем, потому что у них и тесные помещения, и хранятся документы очень плохо. Поэтому, конечно, этот закон предусматривает дать такое право архивам прежде всего, но если архив не может это сделать, то предусматривается дать право органам местного самоуправления и даже возможность оформления по справке от работодателя, у которого работал этот человек. Ничего криминального здесь я не вижу. Комитет считает, что это нельзя делать, нельзя принимать, и говорит, что это приведет к чему-то. Вот то, что сегодня уже происходит, что люди ходят и ничего не могут добиться, - вот безобразие! Поэтому наша фракция будет поддерживать этот законопроект. И мы просили бы отнестись очень внимательно и тоже поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Есть ли еще желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Есть ли необходимость? То есть это необязательно. Пожалуйста, на трибуну тогда. ГОРОХОВ С. А. Уважаемые депутаты, я попросил бы вас все-таки внимательно отнестись к этому законопроекту и принять его. Я просто приведу несколько фактов. По итогам сбора указанных сведений, индивидуальных сведений, выявлены многочисленные случаи, когда новыми владельцами ликвидированных организаций сведения о стаже на соответствующих видах работ, на основании которых устанавливаются досрочные трудовые пенсии, представлены без указания на характер и особые условия, вредные условия труда, необходимы уточнения и дополнения. Вот таких по нашей области порядка пяти тысяч человек, то есть без этого закона мы не имеем права оформлять эти документы и практически пять тысяч человек остаются... не имеют возможности выйти на пенсию досрочно. Кроме того, здесь говорилось, что необходимо внести изменения в законодательство об архивном деле. В свое время попытки такие были, и было совместное письмо Федерального архивного агентства и Пенсионного фонда просто в виде рекомендаций, но на местах это не исполняется, архивными службами, кстати, не исполняется. Частично снять эту проблему пытался Пенсионный фонд: 21 апреля 2005 года было выпущено исполнительной дирекцией письмо, в котором говорилось, что между ликвидированной организацией и ее новым собственником должен заключаться договор о хранении вот этой информации. Но мы сталкиваемся на практике с тем, что уже были предприятия ликвидированы ранее и были просто заключены акты приемки-передачи, переданы эти архивы, и всё, сейчас уже не с кем эти договора заключать. Поэтому еще раз я обращаюсь к вам, уважаемые депутаты. Вы представляете здесь людей из всех областей, наших уважаемых ветеранов тоже. Этот закон касается и их. Прошу внимательно отнестись к этому законопроекту и призываю его принять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А., фракция "Родина". Спасибо, Борис Вячеславович. По мотивам голосования. Фракция за этот законопроект и просит депутатов поддержать и проголосовать за инициативу Законодательного Собрания Ивановской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово еще содокладчика. Пожалуйста, Гайнуллина Фарида Исмагиловна. И потом представитель правительства, я так понимаю. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, по существу законопроекта, который мы рассматриваем. Сегодня такие документы вправе давать официальные государственные или муниципальные архивы или работодатели. Суть сводится к тому, что наши коллеги, во-первых, хотят внести изменения в пенсионное законодательство, а эта норма не является предметом его рассмотрения, во-вторых, они хотят добавить иных собственников архивов. Такого понятия вообще в законе "Об архивном деле..." нет, уважаемые коллеги! Более того, Тамара Васильевна, я прошу вас быть очень корректной. Я готовлюсь, когда я докладываю законопроекты, и разбираюсь в сути. Если речь идет о ликвидации или банкротстве, то, уважаемые коллеги, документы в соответствии с законом "Об архивном деле..." передаются ликвидационной комиссией и конкурсным управляющим в установленном порядке государственным или муниципальным архивам. Это первое. Вы говорите о пожаре, о форс-мажорных обстоятельствах. Я обозначила подзаконные нормативные акты, постановления правительства и письмо Минтруда. И действительно уже такие прецеденты были, когда комиссионно устанавливаются - будь то пять человек или пять тысяч человек, о чем говорил докладчик, - комиссионно устанавливаются и принимаются отделениями Пенсионного фонда к расчету документы косвенные. Поэтому все вопросы с точки зрения законодательного обеспечения урегулированы, решены, и здесь сошлюсь на докладчика, скорее речь идет о правоприменении, но это, простите, не предмет законодательного регулирования. Поэтому я прошу поддержать позицию комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента, полномочного представителя правительства? Уважаемые коллеги, ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в первом чтении. Пожалуйста, прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 07 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Не принято.