Заседание № 92
О проекте федерального закона № 71672-4 "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении обязанности налогоплательщика получать свидетельство об осуществлении им предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, а также об установлении ответственности за осуществление такой деятельности без указанного свидетельства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законодательное Собрание Челябинской области доверило представить законопроект депутату Государственной Думы Георгию Геннадьевичу Лазареву. Пожалуйста, Георгий Геннадьевич. ЛАЗАРЕВ Г. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я представляю законопроект, внесенный Челябинским областным Законодательным Собранием, "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Целью данного законопроекта является упорядочение процесса администрирования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности путем введения свидетельства об осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, а также установлением ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без свидетельства. Законодатели Челябинской области считают, что глава 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает системы контроля за осуществлением налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Соответствующим аргументом являются данные по Челябинской области, где с введением данного закона в рамках вот этой статьи 26-3 за год поступления от этого сектора экономики, это в основном мелкий бизнес, сократились в два раза. В упрощенной форме, как считают законодатели Челябинской области, это представляется так: предприниматель, получивший свидетельство о своей деятельности, получает право на предпринимательскую деятельность, но в то же время и обязанность осуществлять соответствующие налоговые платежи. И здесь возникает противоречие, которое связано с отчетным периодом по налогам, то есть в рамках года или в рамках трех месяцев, когда надо оплачивать единый налог на вмененный доход, предприниматель может утаивать соответствующие доходы, и налоговая служба должна будет доказать, что велась соответствующая деятельность и там сложилась достаточная финансовая составляющая для того, чтобы заплатить единый налог. И здесь, по мнению законодателей Челябинской области, происходит неуплата соответствующих налогов. Введение обязанности получать свидетельство - это, по сути дела, сигнал для налоговых служб, что предприниматель начинает свою предпринимательскую деятельность и готов за соответствующий период (а это три месяца) заплатить этот единый налог. Получение свидетельства не увеличивает налоговую нагрузку и будет способствовать повышению культуры налогоплательщиков. То же самое касается налоговых служб. Здесь трудоемкость их работы в рамках контроля снижается, она становится более конкретной. Законодатели предлагают ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях штраф за деятельность без свидетельства в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Введение этого закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, его принятие также не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства, их приостановления, изменения или дополнения. Есть заключение правительства: законопроект не поддерживается. И есть заключение комитета, также не поддерживающего данный законопроект. Я доклад закончил. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Если будут вопросы, тогда ответите с места. Содоклад по данному законопроекту сделает член Комитета по бюджету и налогам Наталья Викторовна Бурыкина. Включите микрофон Наталье Викторовне Бурыкиной. БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, докладчик достаточно подробно изложил суть законопроекта, но Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает данный законопроект несколько по другим мотивам. Мы понимаем, что есть на самом деле проблема с местом регистрации предпринимательской деятельности, но в данной конструкции помимо тех документов, которые сегодня предпринимателем представляются, предлагается его еще и освидетельствовать. Мы считаем, что в данном случае серьезно увеличится административная нагрузка на такого налогоплательщика. Более того, его будут освидетельствовать не как налогоплательщика, а фактически по месту его предпринимательской деятельности, то есть на каждый вид деятельности, на каждый лоток, на каждую корзинку, так сказать, необходимо будет получать специальное налоговое свидетельство, то есть дополнительное разрешение на работу. Более того, мы полагаем, что расходы будет нести не только предприниматель, но и органы, которые его администрируют. В данном случае существенно увеличится штат налоговых инспекторов, которые будут выписывать такие свидетельства, то есть бюджетные расходы на самом деле будут. Мы считаем, что проблема есть и нужно возвращаться, возможно, в какой-то мере к системе патентов, но законопроект в таком виде нельзя принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Желающие выступить? Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Нас всегда упрекают в том, что мы отклоняем инициативы регионов, но вот в этом конкретном случае я полностью поддерживаю позицию комитета, потому что ведь все вы, наверное, сталкивались с тем безобразием, которое творится в налоговых инспекциях, в администрациях, когда предприниматели стоят в очереди днями, неделями, пытаясь получить какие-то справки, бумажки, а теперь еще и предлагается ввести вот это обязательное получение свидетельства для тех, кто работает по единому налогу. Поэтому в этом отношении, я считаю, абсолютно правильная позиция комитета, и ни в коем случае поддерживать этот законопроект нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить законопроект. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 55 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 20 чел.4,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2% Результат: не принято Не принято.