Заседание № 239
15.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 716309-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодёжной политике в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования в сфере реализации молодёжной политики в Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3154 по 3657 из 5097
Коллеги, у нас с вами на фиксированное время поставлен 15-й пункт нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодёжной политике в Российской Федерации". Доклад Артёма Павловича Метелева. В правительственной ложе присутствует Григорий Александрович Гуров, руководитель Федерального агентства по делам молодёжи. Пожалуйста, Артём Павлович. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В 2020 году, ещё в прошлом созыве, Государственная Дума приняла Федеральный закон "О молодёжной политике...", это был важный шаг для развития сферы. Тогда принимался рамочный закон, были сформированы основные понятия, направления, архитектура и полномочия органов власти. Важнейшей задачей для нас, как Комитета по молодёжной политике, было стремление наполнить его содержанием и мерами поддержки. Сегодня я хочу представить вам концепцию законопроекта, инициированного фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", цель которого - повысить эффективность работы с молодёжью. В течение нескольких лет мы анализировали состояние отрасли, чего сегодня не хватает в системе молодёжной политики, с какими проблемами сталкивается сама молодёжь, молодёжные НКО, органы власти, какие есть запросы, получили более тысячи предложений, вовлекли очень многих. Хотел бы сказать, что глобально есть три причины, почему нам необходимо принять сегодня обновлённый закон. Первая - сформирован сам запрос на обновление. За четыре года многое изменилось, я помню, ещё Сергей Михайлович Миронов в своё время выступал и призывал наполнить закон содержанием. Вторая причина - контекст специальной военной операции. Мы вносим логичные коррективы, подходы, работая с молодёжью. И третья причина - те задачи, которые президент поставил перед правительством и Федеральным агентством по делам молодёжи. Молодёжная политика сегодня стала государственным приоритетом. Воспитание нового поколения - это первостепенный вопрос, особенно в условиях войны, развязанной против нашей страны, войны не только горячей, экономической, войны информационной, войны за идею. Молодёжь - это 37 миллионов людей, и поэтому одна из пяти национальных целей касается реализации потенциала молодёжи, развития талантов, воспитания патриотической и социально ответственной личности. И, чтобы достичь эту цель, президент инициировал отдельный национальный проект "Молодёжь и дети", правительство недавно утвердило Стратегию реализации молодёжной политики до 2030 года, и обновление закона дополняет уже принятые решения. Это наш вклад, как парламента, в формирование устойчивой системы управления и необходимой инфраструктуры в работе с молодёжью. Большая вовлечённость молодёжи в развитие территорий страны, большая эффективность работы органов власти, патриотичная, социально ответственная молодёжь - вот чего мы хотим добиться. Разработанные нами изменения в закон мы распределили по девяти ключевым блокам. Первый блок изменений - мы актуализируем понятийный аппарат под новые задачи. Второй блок - мы предлагаем расширить направления молодёжной политики, они сформулированы под запрос времени. Новое в законе - защита прав и правовое просвещение, содействие в оказании социально-психологической помощи, повышение мотивации к самообразованию, социальный спорт, молодёжное инициативное бюджетирование. Для чего мы расширяем? Всё просто: после того как направление появляется, за ним следуют в регионах новые мероприятия, программы и формы поддержки. Третий блок изменений - мы вводим отдельную статью "Патриотическое воспитание молодёжи", считаю это крайне важным. Принятие закона в текущем году обеспечит единые подходы к патриотическому воспитанию. Во-первых, в фокусе внимания, работы появится новое направление, мы сформулировали его как формирование готовности исполнять долг по защите Отечества. Во-вторых, будут разработаны единые комплексы мер по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к истории и готовности служить своей стране. На федеральном уровне мы будем предлагать, чтобы комплекс мер утвердило правительство, что позволит скоординировать работу различных ведомств. В-третьих, приоритетную поддержку от государства будут получать патриотические организации всех типов. Ну и в-четвёртых, мы предлагаем ежегодно проводить мониторинг эффективности, анализировать и корректировать работу. Четвёртый блок изменений - мы выстраиваем единую чёткую вертикаль власти и управления отраслью. С учётом решения правительства возложить координацию национального проекта "Молодёжь и дети" и Стратегии реализации молодёжной политики на Росмолодёжь нам необходимо усилить поддержку коллег. Мы предлагаем прописать часть новых полномочий, а часть старых закрепить прямо в законе. Каких? Росмолодёжь будет проводить единую госполитику и обеспечивать нормативно-правовое регулирование, утверждать ключевые показатели эффективности в сфере, рекомендации по основным направлениям молодёжной политики, работы учреждений, отраслевые стандарты, координировать деятельность региональных министерств и участвовать в консультациях при назначении региональных министров и так далее. Вносимые нами изменения позволят сделать устойчивой конструкцию, внедрить стандарты качества и в целом повысить эффективность работы с молодёжью. Пятый и шестой блоки - это усиление работы в регионах. Не везде, но часто молодёжная политика оказывается на периферии внимания, полномочий, кадров, ресурсов всегда не хватает, а людям, которые ответственны за эту тему, приходится каждый раз доказывать своё существование, в то же время объём задач и вызовов ежегодно растёт. Законопроектом мы значительно расширяем полномочия региональных органов власти и акцентируем внимание губернаторов на необходимости создания отдельных ведомств, как поручал президент. В свою очередь, чтобы сломать ведомственные колодцы и наладить кооперацию, главы субъектов утвердят порядки взаимодействия органов власти в сфере молодёжной политики, а также создадут тематические координационные советы. Это позволит проще использовать общую инфраструктуру, ФОКи, концертные залы, учреждения, наладить обмен информацией, синхронизировать действия. Сама молодёжь сможет получать больше поддержки от государства, в том числе в рамках механизма инициативного бюджетирования, дополнительные сотни миллионов рублей пойдут на поддержку её проектов. Седьмой блок изменений направлен на развитие инфраструктуры. У нас в России на 37 миллионов молодых людей недостаточно профильных, тематических молодёжных пространств, так называемых молодёжных центров, куда можно прийти, получить дополнительную поддержку, развитие, научиться играть на гитаре, обучиться компьютерному спорту, найти партнёров и многое другое. Это называется "третье место" - место после учёбы и работы, куда ты можешь прийти пообщаться, поработать. Если его нет, ты идёшь в торговый центр в лучшем случае. Проектом закона мы стимулируем создание молодёжных центров, вводим понятие, уточняем категории, виды учреждений (они указаны на экране*). Мы также определяем, что рекомендации по их работе, а также норматив количества на долю населения будут устанавливаться на федеральном уровне. Ну и последнее - мы повышаем роль некоммерческих организаций, закон создаст для этого больше условий. Мы прописываем конкретно три основные формы участия НКО в реализации молодёжной политики, а также предоставляем общественным организациям дополнительные меры поддержки. Хотел бы поблагодарить экспертный совет комитета, Высшую школу экономики, коллег в правительстве, администрацию президента за партнёрство в разработке законопроекта и за поддержку. Его разработала "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но вносим мы его всеми фракциями вместе, что говорит о нашем единстве в вопросе усиления работы с молодёжью. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сарановой Юлии Владимировны. Пожалуйста. САРАНОВА Ю. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наш комитет, Комитет по молодёжной политике, ведёт активную работу на законодательном уровне, по очень многим инициативам уже точечно прошли слушания в парламенте, они были приняты, но сегодня мы рассматриваем, безусловно, приоритетный вопрос нашего комитета, а именно комплексное обновление профильного закона "О молодёжной политике...". Как Артём Павлович рассказал, мы за эти два года, которые работали над законопроектом, собрали достаточно много предложений, обобщили их, также провели 68 публичных мероприятий по обсуждению этих предложений в федеральный закон. Итоговый текст проекта федерального закона, который мы внесли в парламент, потребовал много работы в том числе с профильными и смежными ФОИВами, всего 17 ФОИВов было вовлечено в эту работу, и мы рады, что в той редакции, в которой законопроект сейчас рассматривается в первом чтении, мы достаточно много замечаний и предложений уже смогли учесть. На законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации. Часть замечаний там была изложена, и мы учли их уже при внесении, часть будет доработана ко второму чтению. В частности, учтены были замечания, касающиеся предоставления НКО права на получение поддержки в форме организации обучения, также часть понятий была уточнена, исключены понятия "молодёжное предпринимательство", "молодёжный лагерь", по которым возникла достаточно острая дискуссия. Также доработаны положения, касающиеся предмета мониторинга реализации молодёжной политики: как вы знаете, большое движение - "Движение первых" стало, ну, наверное, одним из ключевых игроков и партнёров в реализации молодёжной политики на уровне и муниципалитетов, и регионов, и всей страны, и, конечно же, деятельность движения тоже должна стать предметом этого мониторинга. Вместе с тем ко второму чтению в тексте законопроекта необходимо предусмотреть изменения, направленные на доработку оставшихся замечаний Правительства Российской Федерации, а также замечаний, сформулированных Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по молодёжной политике также считает необходимым ко второму чтению уточнить несколько моментов. Первое, синхронизация полномочий Росмолодёжи с полномочиями Минобрнауки в части работы именно со студенческой молодёжью. Здесь пересекаются полномочия двух ведомств, и нам ещё следует это немножко уточнить. Второе, следует дополнить перечень основных направлений реализации молодёжной политики положением о формировании у молодёжи неприятия идеологии терроризма и экстремизма и устойчивости к их пропаганде. Далее, также следует доработать положение проектируемой статьи 7-2 "Патриотическое воспитание молодёжи" в части создания единого комплекса мер по воспитанию в молодёжной среде патриотизма на всех уровнях власти. Концепция законопроекта поддержана профильным Комитетом Совета Федерации по социальной политике, также комитетами Совета Федерации - соисполнителями. Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, который также является комитетом - соисполнителем по данному законопроекту, поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, при этом указывает на необходимость внесения корреспондирующих изменений в законодательные акты Российской Федерации. Ещё один комитет-соисполнитель по законопроекту, Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, также рекомендует Госдуме принять в первом чтении проект закона. Нам поступило 56 писем из субъектов Российской Федерации, которые поддерживают принятие законопроекта. Мы полагаем, что поступившие в комитет замечания, которые я сейчас отразила в содокладе, мы сможем учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет Государственной Думы по молодёжной политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении представляемый законопроект. Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пилипенко Ольга Васильевна. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые авторы законопроекта, конечно, данный законопроект очень важен с точки зрения того, что отражает взаимодействие нашей молодёжи со всеми структурами власти и создание новых некоммерческих социально ориентированных предприятий. Но раз мы уточняем в законопроекте понятие "НКО, созданные молодёжью", то, видимо, предполагается и предоставление определённых льгот, преференций данным социально ориентированным НКО. Какие это преференции? Рассматривается ли это и предполагается ли дальше развивать данный законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемая Ольга Васильевна, спасибо большое за вопрос. Мы в законопроекте прямо называем формы поддержки, они сформулированы как методическая поддержка, консультационная, информационная помощь, иные формы поддержки со стороны государства, которые будут определять органы власти. Но у нас есть отдельный законопроект о государственной поддержке как раз молодёжных и детских общественных объединений, который лежит в портфеле комитета и который также планируется в этом году внести в обновлённом виде в Государственную Думу. В этом законопроекте мы вместе с Федеральным агентством по делам молодёжи уже более подробно очерчиваем формы взаимодействия государства с НКО, описываем работу соответствующего реестра, меры поддержки - региональные, муниципальные. Но это предмет регулирования другого закона. Здесь мы специально это вынесли, потому что закон всё-таки базовый, отразив, что НКО - полноценные субъекты в реализации молодёжной политики, ну и в том числе несколько мер поддержки для них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Артём Павлович, сегодня здесь открылась выставка Ивана Никитина, ему принадлежит фраза: "Не читать - значит не жить". Литературоцентричность всегда была характерна для нашей страны, при этом сейчас 36 процентов всех старшеклассников книг вообще не читают. Предполагает ли законопроект что-нибудь для продвижения, популяризации чтения? Это первое. И вторая часть. В прошлом году с вузами было проведено 123 мониторинга, по другим данным - 126, вы хотите провести ещё один. Скажите, может быть, лучше заняться дебюрократизацией? МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемый Олег Николаевич, мы как раз таки специально в закон вводим новое направление молодёжной политики, которое уточняет понятие самообразования, предполагая, что чтение книг как раз про это. Для чего мы это делаем? В том числе для того, чтобы вместе с партнёрами - общество "Знание", ряд других коллег, которые занимаются популяризаторской и просветительской работой с молодежью, - дальше уже создавать условия и в части литературы, книг, и в части онлайн-контента, в части того, что может повысить компетенции и знания молодых людей. Поэтому да, мы как раз таки в законе отдельно это указываем. Ну а что касается мониторинга, хотел бы отметить, что мы не создаём новый мониторинг, это важно. В соответствии с законом "О молодёжной политике..." у нас Федеральное агентство по делам молодёжи готовит ежегодный доклад о положении дел молодёжи в России, и вот по нему мы делаем уточнение, что в том числе будет отражать и блок, связанный с патриотическим воспитанием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. САРАНОВА Ю. В. Хотела бы дополнить. Сегодня в стенах Российской государственной библиотеки для молодёжи проходит всероссийская конференция библиотек по теме работы с молодёжью. Мы обсудили с участниками конференции, и они направили свои предложения в план мероприятий по реализации Стратегии реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года. Мы ещё работаем над этим планом мероприятий вместе с Росмолодёжью, поэтому эти предложения самих библиотекарей, работающих с молодёжью, тоже будут учтены. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Артём Павлович, здорово, что появляется статья, посвящённая инфраструктуре, потому что мы получали очень много жалоб по поводу того, что в законодательстве не определено название учреждений в отрасли молодёжной политики. Но здесь я не вижу, например, подростковых клубов, которые очень распространены, тех же оздоровительных лагерей, которые в этой системе тоже есть. Нужно ли нам их вписать ко второму чтению либо они как-то попадут в какое-то общее название? Мне кажется, нужно их как-то ко второму чтению определить, потому что опять возникнут вопросы: где они, будем их финансировать, не будем финансировать? Это любимый вопрос наших региональных финансовых органов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемый Ильдар Ирекович, вопрос правильный. Когда мы совместно с Росмолодёжью этот законопроект разрабатывали, то как раз мониторили работу учреждений. Мы понимаем, что подростковые клубы являются одним из фундаментов сети этих учреждений. Они учтены, они просто называться будут "молодёжные центры", есть профильные, социально-психологические, а есть в целом комплексные молодёжные центры, и они остаются в этой конструкции. Что касается лагерей, здесь тоже были обсуждения, и, как правило, - мы посмотрели в регионах молодёжные лагеря, мы говорим не о детских лагерях, а о молодёжных, например в Татарстане, - они тоже созданы на базе молодёжных центров, поэтому они тоже внутри этой категории. Но если вы посчитаете необходимым сделать какие-то дополнения, то давайте вместе их проработаем ко второму чтению. Готовы здесь обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Артём Павлович, Юлия Владимировна! Я всё-таки хотел бы вернуться к вопросу критериев оценки мониторинга. Вот Артём Павлович сказал про доклад, ежегодный доклад, в котором, значит, как-то будет описываться, как-то будет оцениваться. Но, с моей точки зрения, если нет критериев оценки... Хотя, безусловно, очень сложно оценить патриотическое воспитание молодёжи в целом, но тем не менее, мне кажется, какие-то целевые показатели, какие-то не забюрократизированные, но понятные молодёжи, в целом обществу критерии оценки должны быть. Каково ваше мнение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Александр Дмитриевич, есть предложение, так как доклад готовит Федеральное агентство по делам молодёжи, ответить на этот вопрос руководителю федерального агентства Григорию Александровичу Гурову. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Александрович. ГУРОВ Г. А., руководитель Федерального агентства по делам молодёжи. Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего, в рамках национального проекта "Молодёжь и дети" у нас по поручению президента готовится целый блок критериев оценки, и мы, наверное, просто попросим Артёма Павловича провести заседание комитета или совместное заседание комитетов, для того чтобы мы это представили. Плюс сейчас совместно со ВЦИОМом готовим сквозные метрики в формате индекса поколений. Увы, считаем, что в закон нет смысла это погружать, но во всех ведомственных программах и в рамках национальных целей у нас это, безусловно, предусмотрено. Мы давным-давно уже работаем не по количеству, а по чётким метрикам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Аршинова Алёна Игоревна, пожалуйста. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мне, как автору предыдущего закона "О молодёжной политике...", хочется подчеркнуть, что мы, когда принимали базовый закон, буквально в 2020 году, в конце декабря, увидели, что законодательство в сфере молодёжной политики разрозненно. Мы его систематизировали, фактически сделали полностью понятийный аппарат, определили круг субъектов сферы молодёжной политики, их компетенции. И я, как автор, поддерживаю мысль, что наше законодательство в сфере поддержки молодёжи должно развиваться. И сейчас наша задача - его развивать, идти в канве посланий, с которыми обращается к нам Президент Российской Федерации Владимир Путин, он подчёркивает, что талантливая молодёжь - одно из самых сильных конкурентных преимуществ России. В связи с этим, конечно, сейчас наша задача - доработать законодательство, предложенные положения для нас очень важны, носят межотраслевой характер. Нам надо сейчас фактически осуществлять дальнейшую систематизацию законодательства. Нам важно выделить координирующую роль Росмолодёжи, закрепить на региональном, местном уровне как раз межведомственную координацию под руководством глав регионов. Нам важно, чтобы каждый молодой человек в нашей стране понимал, куда с каким вопросом можно обратиться. Более того, чтобы каждое ведомство, каждый чиновник обязательно знал, где он может найти свою целевую аудиторию в сфере молодёжной политики. Более того, параллельно мы сейчас занимаемся дебюрократизацией учительского труда, мы занимаемся вообще дебюрократизацией образовательной отрасли. Наша задача - вместе с коллективом авторов, который тоже межфракционный, доработать данный законопроект ко второму чтению. И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже поддерживает законопроект. Пожалуйста, давайте проголосуем за законопроект в первом чтении и доработаем его ко второму. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скрозникова Анна Валерьевна. СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", безусловно, поддержит изменения в закон "О молодёжной политике...". Мы знаем, какая огромная работа была проделана перед окончательной редакцией. И самое главное, всё делалось с учётом обратной связи от тех, кто молодёжной политикой реально занимается. Поздравляем Григория Гурова со вступлением в должность! Знаем его по работе в минобре и РДДМ и уверены, что молодёжная политика в надёжных руках. Это ещё один шаг к тому, чтобы работа с молодёжью становилась ещё более живой и самостоятельной сферой. Здесь уже накоплен огромный опыт: "Движение первых", Росмолодёжь, другие проекты. Мы знаем об этом не понаслышке, потому что третий год реализуем образовательную программу "Я в деле" и видим на местах, что молодёжная политика организована эффективно. Есть поддержка, отлажено взаимодействие между всеми структурами, поэтому голосуем за и будем дальше работать ещё эффективнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. С места. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Понятно, что поскольку закон межфракционный, то в составе авторского коллектива есть представители и нашей фракции, и мы, конечно, его поддержим. Но я хочу напомнить всем нашим коллегам, что когда в 2020 году принимался базовый закон о государственной молодёжной политике, то он вызвал горячие споры в этом зале. Нам было очевидно, что это рамочный закон, который, к великому сожалению, до сегодняшнего дня в принципе, наверное, не сказался на каждом молодом человеке, невзирая на то что нам казалось, что всё-таки этот закон каким-то образом будет регулировать, во всяком случае, нашу молодёжную политику. Но тот факт, что он стал отправной точкой на пути создания этого законодательства, конечно, мы не можем не отметить сегодня. Замечательную работу, конечно, проделал профильный комитет. Более тысячи предложений собрать, обобщить их, инкорпорировать в этот законопроект - это работа действительно большая. Чего только стоит норма, которая прописывает всё-таки порядок межведомственного взаимодействия! На сегодня более тысячи организаций занимаются вопросами молодёжной политики, из них 886 муниципальные, 124 региональные, и надо отладить механизм взаимодействия между ними, о чём здесь сегодня говорилось. Кроме того, появились новые институты, такие как общероссийское "Движение первых", - конечно, всё это должно учитываться в новом законе. Но, Григорий Александрович, нам очень хотелось бы - это наши пожелания, вот наш коллега Айдар Раисович уже сказал, - чтобы были понятные критерии, по которым мы давали бы оценку действию закона, который вступит в силу. Пока такого чёткого плана, который показывал бы нам, как закон будет реализовываться, нет. И ваши слова о том, что вы разрабатываете сквозные матрицы в разрезе индекса поколений, как-то очень общо прозвучали, мне, во всяком случае, непонятно, какими будут показатели реализации этого закона. Сквозные матрицы в разрезе индекса поколений - это звучит как-то оторвано от жизни. И очень хотелось бы, чтобы в отчёте, который Росмолодёжь будет здесь представлять в рамках своего доклада, больше не было таких, может быть, иногда даже слишком оптимистичных оценочных цифр, которые звучали в предыдущем докладе (он был в этом зале, мы уже его слушали), когда едва ли не 95 процентов нашей молодёжи оказались патриотически воспитанными. Тогда почему эта патриотически воспитанная молодёжь, как метко выразился Васильев, побросав собак и велосипеды, побежала за рубеж с началом специальной военной операции? Поэтому очень хорошо, что в этом законе сейчас будет термин "патриотическое воспитание", но этот термин нам нужно будет наполнить содержанием, равно как и дать определение, что это такое. Поэтому у авторского коллектива... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик - заключительное слово? Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемые коллеги, большое спасибо за поддержку законопроекта. Ещё раз подчеркну, вот те, кто текст читал, смотрел, знают, что он комплексный, большой, указываются детали, а не просто понятия вводятся. Вот если говорить, например, о патриотическом воспитании, то там прописываются конкретные шаги правительства: комплекс мер, мониторинг, приоритетная поддержка. Что касается ключевых показателей эффективности, критериев, полностью согласен с Ниной Александровной. Нина Александровна, мы прямо в законе прописываем, что Росмолодёжь утвердит ключевые показатели эффективности работы с молодёжью. Давайте вместе их обсудим, вместе с вами, с коллегами - у нас тема межкомитетская. Григорий Александрович Гуров предложил это сделать в Думе - мы согласны. И когда будет готов проект этих КП, посмотрим, что мы оцениваем в рамках эффективности работы органов власти. Но я вас уверяю, что принятие этого закона будет встречено положительно и самой молодёжью, мы это знаем, и всеми коллегами, которые работают. Его ждут, он усилит значительно работу НКО, органов государственной власти, повысит общую эффективность, мы с вами вместе это увидим на деле. Надеюсь, что все депутаты примут активное участие в том числе в его реализации и помогут в следующем году на местах, чтобы всё, что мы здесь принимаем, действительно в жизни отразилось именно так. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодёжной политике в Российской Федерации", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 32 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.