Заседание № 281
О проекте федерального закона № 716033-7 "О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Татьяна Викторовна Касаева. КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, законопроектом устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений на селе. Законопроект прошёл все необходимые процедуры, замечаний нет. Профильный комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Я вижу Олега Николаевича Смолина, возможно, ещё кто-то хотел бы выступить. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, важный законопроект, и здесь, как говорится в определённых соцсетях, нужно сделать отсылку к выступлению депутата Шерина. Он говорил о том, что вопрос, связанный с компенсацией оплаты услуг ЖКХ - в данном случае директорам, заместителям директоров учреждений в сёлах, - это, может быть, только первый шаг. Вообще нужно освобождать тех людей, которые несут на себе огромную социальную нагрузку, связанную, с одной стороны, с воспитанием, с другой стороны, с образованием наших детей. Это очень важная история, которую нужно, безусловно, поддерживать. Сегодня на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке мы рассматривали вопрос, связанный с выравниванием заработных плат педагогов, и это имеет непосредственную, прямую связь с данным законопроектом. Какие бы постановления ни принимала Государственная Дума, какие бы решения мы ни принимали в этом зале, в зале заседаний Государственной Думы, профильное министерство и правительство зачастую игнорируют самые чувствительные для общества вопросы - вопросы, связанные с денежным обеспечением медицинских работников, работников образовательной сферы. Действительно, тех денег, которые получают педагоги в регионах, на селе, зачастую не хватает, и идти такими компенсаторными путями, решая вопросы, связанные с компенсацией определённых выплат, недостаточно. Здесь позиция фракции ЛДПР заключается в том, чтобы, с одной стороны, поддержать данный законопроект, с другой стороны, по большому счёту, идти дальше, работать над тем, чтобы наш учитель, учитель в России, чувствовал себя хорошо, чтобы у него не возникало ситуаций, когда он не находит достаточного количества денег, когда не хватает заработной платы, чтобы нормально оплачивать услуги ЖКХ. Во многих странах этот вопрос просто не может стоять на повестке дня, и это ровным счётом потому, что тех денег, которые получают педагоги, достаточно, а для нас же, к сожалению, поскольку мы оказываем вот такие непрямые меры поддержки, закон сегодня действительно крайне важен. Фракция ЛДПР поддержит его. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. Приготовиться Митиной Елене Анатольевне. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Суть закона, который мы сегодня, безусловно, примем, состоит в том, чтобы признать руководителей образовательных организаций и их заместителей педагогическими работниками и тем самым распространить на них те самые социальные гарантии и льготы, которые установлены для других педагогических работников. Вы, может быть, удивитесь, но в ряде случаев это важно: важно, потому что иногда директора детских садиков получают зарплату меньше, чем воспитатели; важно, потому что иногда директора школ получают меньше, чем учителя с большим стажем и большой нагрузкой. Речь идёт о заработной плате, о пенсионном статусе, а если говорить о селе, то в частности о коммунальных льготах. Закон имеет явно выраженный социальный характер, и это первый аргумент в пользу его поддержки. Но есть и второй аргумент в пользу его поддержки, и это аргумент идеологический. Коллеги, у нас продолжаются дебаты относительно того, кто такой руководитель, - это прежде всего педагог или прежде всего менеджер? К сожалению, концепция так называемой менеджеризации в образовании приносит явный прямой вред. Я вспоминаю мою дискуссию в прямом эфире на одной из московских радиостанций с продвинутым молодым директором московской школы. Знаете, чем дискуссия закончилась? Позвонил человек, кто-то из крупного бизнеса, представился и сказал: "Я одного не пойму: разве это говорит директор школы? Нет, это говорит мой коммерческий директор! Услуги, деньги... А где дети?" Так вот, так называемая менеджеризация часто приводит к тому, что дети из образования исчезают. Директор другой школы, непереквалифицировавшийся в менеджеры, так сформулировал принцип современной политики: дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект "Образование". Законопроект в этом смысле подтверждает, что руководитель образовательной организации - это прежде всего педагог, во вторую очередь - управленец, но, для того чтобы законопроект принёс пользу, нужно, чтобы статус всех педагогических работников был иным - достойным. Напоминаю, коллеги, 23 июля прошедшего года Государственная Дума приняла очень важное, на мой взгляд, постановление о повышении качества российского образования, и сегодня Комитет Государственной Думы по образованию и науке действительно рассматривал, как исполняется это постановление Государственной Думы. К сожалению, обнаружили, что не исполняется оно почти никак. Кроме закона о горячем питании, в общем, отметить практически нечего. И в особенности никак не продвигается решение вопроса о базовых окладах, который здесь был согласован Председателем Государственной Думы и министром просвещения Ольгой Васильевой. Уважаемые коллеги, мы просим вас поддержать этот законопроект, но помнить про принятое нами постановление, когда будут вноситься изменения в бюджет: без денег решить проблему российского образования, увы, невозможно, всё остальное - мошенничество. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пожалуйста, Митина Елена Анатольевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Закон, который мы сегодня принимаем, действительно очень важен, его принятия очень ждут в регионах, потому что он устраняет правовой пробел, существующий в законодательстве, и даёт возможность руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, а также руководителям и заместителям руководителей их структурных подразделений получать льготы по коммунальным услугам. Самое интересное, что в действующем законе "Об образовании..." право на получение таких льгот у данной категории есть, а вот порядок установлен только для учреждений федерального уровня. Сегодня мы донастраиваем наше законодательство об образовании и даём право не только в федеральных учреждениях, но и в учреждениях региональных, муниципальных руководителям получать льготы. Мы наделяем соответствующими полномочиями субъекты Российской Федерации, и это очень хорошо, потому что люди, которые работают на селе, действительно заслуживают того, чтобы получать указанные льготы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный проект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Анатольевна. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Идёт голосование, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 12 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 280
О проекте федерального закона № 716033-7 "О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций; принят в первом чтении 12 ноября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций, а также руководителям и заместителям руководителей их структурных подразделений)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос повестки дня, коллеги. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Пожалуйста, Татьяна Викторовна Касаева. КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 12 ноября 2019 года. К нему поступило три поправки, комитет их объединил в одну таблицу и предлагает эту таблицу поддержать, а также принять законопроект во втором чтении и в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас с вами есть таблица поправок, в ней три поправки. Какие будут замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает принять таблицу поправок. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 03 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 4-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 49 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАСАЕВА Т. В. Уважаемые коллеги, комитет просит поставить рассмотрение законопроекта в третьем, окончательном чтении на 20 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Поддерживаем вашу инициативу.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 716033-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций, а также руководителям и заместителям руководителей их структурных подразделений)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций, а также руководителям и заместителям руководителей их структурных подразделений)". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра просвещения Татьяна Юрьевна Синюгина. Пожалуйста, Татьяна Юрьевна. СИНЮГИНА Т. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра просвещения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, коллеги! Проект федерального закона разработан Министерством просвещения в целях реализации права руководителей региональных, муниципальных и частных образовательных организаций, а также их заместителей и руководителей структурных подразделений и их заместителей на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В соответствии с действующим законодательством в отношении руководителей федеральных государственных образовательных организаций, их заместителей, а также руководителей структурных подразделений и их заместителей такой порядок установлен постановлением правительства; законодательно определён уполномоченный орган, который этот порядок не только разрабатывал, но и устанавливал, - это Правительство Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, что порядок предоставления компенсации руководителям субъектовых и муниципальных организаций будет устанавливаться непосредственно законодательством субъекта Российской Федерации, а установление порядка выплаты компенсации руководителям частных образовательных организаций, их заместителям, а также руководителям и заместителям филиалов и структурных подразделений будет возлагаться на учредителей указанных образовательных организаций. Это соответствует установленному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами госвласти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Реализация закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы, так как в настоящее время эти компенсации производятся. Необходимо лишь установить законодательно, принять норму, которая на сегодняшний день отсутствует, - кто этот порядок по уровню учредительства образовательных организаций устанавливает. Прошу законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Юрьевна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Татьяна Викторовна Касаева. КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Татьяна Юрьевна, представляя правительственный законопроект, достаточно подробно о нём рассказала. Действительно, существует законодательный пробел, потому что в законе право педагогических работников на эту компенсацию предусмотрено, однако механизма предоставления компенсации нет. Логика правительства понятна: руководителям федеральных образовательных организаций, их замам компенсация будет предоставляться в порядке, предусмотренном правительством, руководителям и заместителям руководителей субъектовых организаций - субъектами Федерации, а руководителям и их замам в частных образовательных учреждениях - их учредителями. Комитет предлагает данный законопроект поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить есть? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Митина Елена Анатольевна. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Льготы по оплате жилых помещений, отопления, освещения установлены для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, ещё в 30-х годах прошлого века. Сохранены эти льготы и в ныне действующем Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", однако если для педагогических работников и муниципальных, и субъектовых, и федеральных государственных учреждений установлены и право, и порядок его реализации, то для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, а также для руководителей и заместителей руководителей их структурных подразделений установлено только право, а порядок реализации на данный момент установлен только в отношении федеральных учреждений - он прописан в постановлении правительства от 26 октября 2013 года № 963. Мы понимаем, что подавляющее большинство организаций, которые расположены в сельской местности, - это учреждения либо муниципалитетов, либо регионов. В отдельных субъектах получается так, что нашим руководителям отказывают в выплате этой компенсации. Вот для того, чтобы устранить этот пробел, внесён этот законопроект, который наделяет субъекты полномочием устанавливать порядок предоставления соответствующей льготы. Этот закон ждут в регионах, его поддерживают профсоюз образования и партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Анатольевна. Смолин Олег Николаевич. Выступление от фракции КПРФ. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, уважаемая Татьяна Юрьевна! Я постараюсь уложиться в три минуты. И сразу хочу сказать, что предлагаю законопроект поддержать, причём по двум причинам, есть два аргумента за этот законопроект: один аргумент уже приводили - это социальный аргумент, а второй аргумент идеологический. Итак, что касается социального аргумента. Мы знаем сейчас, что очень разное положение у различных руководителей разных организаций. Ну, например, Министерство финансов при обсуждении бюджета не прочь попенять, что у нас ректоры получают очень высокие зарплаты, хотя не ректоры сами их себе устанавливают, а министерство, в данном случае образования и науки. Очень приличные заработные платы у руководителей в городе Москве, но я вам хочу сказать, что во многих регионах Российской Федерации руководители получают заработную плату ниже, чем у педагогов. Например, мой выпускник теперь руководит детским садом - и жалуется, что получает заработную плату ниже, чем у воспитательниц (которые, правда, как правило, работают на две ставки). Про коммунальные льготы здесь уже говорили, но, с моей точки зрения, этот законопроект может иметь некоторое значение и для назначения досрочных пенсий. В законе этого нет, но по факту при назначении пенсий от руководителей требуют доказать, что они занимались реальной педагогической работой: какое количество часов вели, в какое время, какой стаж и так далее. Законопроект в чём-то восстанавливает права руководителей, и он, конечно, должен быть поддержан. Идеологический аргумент, уважаемые коллеги, заключается в следующем. У нас продолжается спор по поводу того, кто такой руководитель образовательной организации: это прежде всего педагог или это прежде всего менеджер? Согласно педагогике сотрудничества... Сегодня в Краснодарском крае хоронят выдающегося педагога Михаила Петровича Щетинина, одного из основателей педагогики сотрудничества. Так вот согласно педагогике сотрудничества руководитель, конечно, прежде всего педагог и самое главное, что должен уметь руководитель, - уметь учить и воспитывать детей. Это укладывается в философию живого образования. Но есть, увы, и педагогика менеджеризма - в некоторых регионах даже пытаются запрещать руководителям вести часы и заниматься реальной работой с детьми, что, с нашей точки зрения, совершенно недопустимо. Прямая запись в законе о том, что руководитель образовательной организации того или иного уровня - это и педагог (я бы ещё подумал, можем ли мы утверждать, что это прежде всего педагог), - это шаг в правильную сторону, в сторону живого образования. Уважаемые коллеги, прошу этот законопроект поддержать, а дальше, может быть, посмотреть во втором чтении, можно ли его ещё дополнить конкретными нормами, как на том настаивает Председатель Государственной Думы, и я его в этом вопросе поддерживаю, двумя руками за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Нилов Олег Анатольевич. Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Шаг, конечно, правильный, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" этот шаг поддерживает, но мы уже много лет говорим о том, что нужно... Нужно было давно целый путь пройти и уже не отличать работающих на селе, служащих на селе от остальных граждан России, которым повезло родиться или работать в городах, тем более в мегаполисах. Этот шаг, уважаемые коллеги, ещё раз доказывает, подтверждает, что стремления и желания сделать хотя бы равными доходы и условия работы самых важных союзников (понятно, кроме армии и флота), учителей и врачей, нет. Нужно сделать абсолютно равным их денежное и прочее социальное довольствие - что здесь такого несправедливого, неправильного, невозможного? Мы об этом во фракции говорим. Я предлагаю, уважаемые коллеги, не шажки делать, а принимать такое решение, чтобы, как у военных, независимо от точки службы, как у судей, у прокуроров и у многих других важных для государства людей, у учителей что в Москве, что на селе заработная плата была одинаковой. И тогда не надо будет какие-то подачки на топливо, на электричество выпрашивать, получать по отдельному решению местной или какой-то другой власти. Давайте поставим учителя и врача в один ряд с государственными служащими, с военными, ещё раз говорю, со всеми важными и очень нужными для страны людьми, и тогда не будет многих проблем, о которых мы тут говорим. А мы от одного законопроекта к другому переходим: тут немножко подмазали, подштукатурили - а проблема не решается. Мы поддержим этот законопроект, но призываем вас, уважаемые коллеги, сделать не один этот шаг, а пройти весь путь. И тогда, возможно, и школы не будут исчезать с карт наших отдельных населённых пунктов и целых районов, и помощь врачебная будет совсем по-другому выглядеть, будет на другом уровне. Смотрим в корень, а корень этой проблемы - в дискриминации таких важнейших служащих, как врачи и учителя, в зависимости от места их проживания. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Официальный представитель президента? Представитель правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. СИНЮГИНА Т. Ю. Прошу данный законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Включите микрофон депутату Касаевой. КАСАЕВА Т. В. Большое спасибо. Комитет также говорит спасибо за столь интересную дискуссию, просит концепцию законопроекта поддержать, а технические вопросы мы отработаем с помощью поправок ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций, а также руководителям и заместителям руководителей их структурных подразделений)", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 04 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.