Заседание № 49

15.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (по вопросу об ограничении размеров оплаты труда руководителей отдельных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4160 по 4624 из 7064
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой         
кодекс Российской Федерации". Доклад Олега Анатольевича Нилова.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему           
вниманию предлагается - и не первый раз - очень важный законопроект. Наша       
фракция и я лично будем вносить подобные проекты до тех пор, пока в той или     
иной редакции Дума не примет наши предложения либо пока они не будут выражены   
по сути в другом законопроекте, потому что вопрос архиважный. Практически с     
этого вопроса - о заработных платах - сегодня началась прямая линия нашего      
президента с народом. Если вы не услышали, я вам могу вкратце изложить этот     
вопрос.                                                                         
                                                                                
Ведущая начала эфир с обращений конкретных граждан по поводу мизерной           
заработной платы: 3,6 тысячи рублей - почтальон из какого-то региона, 8 тысяч   
рублей - медсестра, 16 тысяч рублей - учитель. По всем действующим законам      
такого не должно и не может быть, но это позорные факты, которые раз за разом   
на всю страну, на весь мир обличают неспособность нашей власти решить           
проблему. Понятно, что и у президента, и у вас, и у правительства есть          
желание поднять эти мизерные ставки не только до 10 тысяч, до прожиточного      
минимума, но и выше, потому что на этот прожиточный минимум тоже нельзя         
прожить.                                                                        
                                                                                
Ещё более стыдно становится - вам, я уверен, в первую очередь, - когда задают   
вопрос: как же так, уважаемый депутат, вот у меня, трудящегося человека -       
инженера, врача, учителя, - зарплата несколько тысяч (пусть даже 15-20 тысяч    
рублей), а зарплата у топ-менеджеров государственных предприятий, корпораций,   
банков в тысячу раз больше?! Объясните, пожалуйста, как же так, почему мой      
труд ничтожен по сравнению с трудом этих выдающихся господ, которые по идее     
за такие деньги должны приносить столько в бюджет, в казну, что мы не должны    
даже беспокоиться о проблемах, которые всегда возникают при принятии            
большинства социальных законов?!                                                
                                                                                
Источника как не было, так и нет, "крокодил не ловится, не растёт кокос", а     
зарплаты топ-менеджеров растут несмотря ни на какой кризис. Посмотрите          
статистику (я не буду сейчас приводить цифры), насколько выросли зарплаты в     
"Газпроме", в "РОСНАНО" по сравнению даже с прошлым годом: в разы растут        
зарплаты и бонусы! За какие такие заслуги?! Я не против того, чтобы платить     
миллионные зарплаты и бонусы, но за конкретный, фиксированный результат.        
                                                                                
Моё предложение не касается конкретного ограничения зарплат топ-менеджеров, я   
просто призываю вас к справедливости и говорю, утверждаю, что ни у кого из      
тех, кто работает в структурах с государственным участием - там, где процент    
акций государства больше 50 процентов, - нет большей ответственности, чем у     
президента, никто не рискует и не отвечает больше, чем президент. Если вы       
будете со мной спорить, я прошу это делать публично, тогда скажите: нет,        
такие-то банкиры и такие-то руководители госкорпораций работают больше,         
приносят государству больше пользы, поэтому пусть получают больше, даже в       
разы, в десятки и в сотни раз больше, чем президент. Вот об этом я предлагаю    
сейчас поспорить. Я утверждаю, что не должно быть вот такого нелогичного        
расчёта заработной платы, от трудящихся до президента.                          
                                                                                
Моё предложение - ограничить вот эти ежемесячные обязательные зарплаты,         
премии и другие выплаты всем, кто работает в госсекторе, так скажем. Не         
нравится, мало - давайте их поощрять государственными премиями за выдающиеся    
результаты, мы только что это видели. Пожалуйста, пусть получат десять, сто     
заработных плат - но за конкретный результат! Не нравится этот вариант -        
тогда я процитирую вашего лидера: "Идите в бизнес!" Господа топ-менеджеры,      
идите в бизнес, туда, где вы рискуете своими деньгами, а не государственными,   
туда, где нет подушки безопасности от государства, которое всегда приходит на   
помощь, если вы просчитались, обанкротились, туда, где нет госзаказов, - вот    
там идите рискуйте и получайте свои миллионы и миллиарды, здесь этого не        
должно быть!                                                                    
                                                                                
И главное, коллеги, вот в чём. Народ готов подождать ещё два года, пока не      
произойдёт объявленная история с повышением минимальной зарплаты до             
прожиточного минимума, точнее, готов был бы подождать, если бы не было вот      
той несправедливости, которая убивает всякое желание работать, терпеть,         
ждать. Это несправедливость, колоссальная несправедливость! Я призываю          
подумать также о социальной стабильности в обществе, которая этим фактом ну     
точно разрушается, и это действует сильнее, чем многие другие социальные,       
бытовые и прочие трудности. Несправедливость - это самое страшное, именно она   
подвергает опасности общественную, государственную стабильность, тем более в    
17-м году: мы все прекрасно помним, как низы и верхи в своё время не смогли     
найти общий язык и пойти друг другу навстречу. Расширение вот этой              
колоссальной пропасти продолжается, и в такой ситуации я призываю хотя бы       
остановить рост доходов отдельных, избранных, таких счастливчиков на фоне       
настоящего обнищания миллионов, я подчёркиваю, трудящихся, тех, кто заработал   
себе пенсию героическим трудом, они живут на последние крохи, на копейки. Так   
что прошу открыть дискуссию по этому вопросу.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко - содоклад.                                         
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не скрою,    
я очень рад, что этот законопроект, включаемый в повестку каждого заседания     
начиная с 8 февраля, наконец-то сегодня рассматривается. Подробный и            
эмоциональный доклад одного из авторов законопроекта позволяет мне сразу        
перейти к изложению сути заключения Комитета по труду, социальной политике и    
делам ветеранов, который не счёл возможным поддержать эту инициативу.           
                                                                                
Прежде всего, в Трудовом кодексе федеральным законом № 347-ФЗ от 3 июля 2016    
года вопросы, касающиеся заработной платы руководителей государственных,        
муниципальных учреждений, унитарных предприятий, были урегулированы. Более      
того, тем же законом были определены меры усиления ответственности за           
несоблюдение этих норм: установлена обязанность учредителей размещать           
информацию о среднемесячной в расчёте за год заработной плате указанных         
категорий работников в сети Интернет на официальном сайте учредителя либо       
непосредственно организации; установлена дополнительная ответственность         
руководителя за несоблюдение предельного уровня соотношения его заработной      
платы, заработных плат заместителей руководителя и главного бухгалтера и        
заработной платы работников организации - данное нарушение включено в число     
оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации.       
                                                                                
Что касается хозяйственных обществ с долей государства более 50 процентов,      
урегулирование этих вопросов правительство взяло на себя, и в настоящее время   
завершается подготовка методических рекомендаций по формированию заработной     
платы аналогичной категории занятых.                                            
                                                                                
С учётом изложенного в заключении комитета по труду и социальной политике       
предлагаемые авторами законопроекта изменения являются избыточными.             
                                                                                
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти            
субъектов Федерации следующий: от органов государственной власти трёх           
субъектов получены положительные отзывы, мнение органов государственной         
власти остальных субъектов Федерации не считается выраженным. Правительство     
не поддерживает представленный законопроект. Комитет Совета Федерации по        
социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта             
федерального закона. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по               
регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские       
объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект       
федерального закона не поддержали.                                              
                                                                                
Повторю: с учётом изложенного комитет не счёл возможным поддержать              
законопроект и предлагает отклонить его в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Олег Анатольевич, эта тема уже поднималась, наверное,           
практически всеми фракциями в Думе, в том числе в комитете, и мы слышали        
много разных претензий и, скажем так, отговорок по этому вопросу.               
Концептуально мы понимаем, что так, как это происходит в нашей стране, быть     
не должно. Я думаю, что в этом плане у нашей фракции не будет других            
предложений в поддержку.                                                        
                                                                                
У меня один вопрос. Вот кратность соотношения зарплат - и инициатива,           
законопроект фракции ЛДПР о её установлении сейчас в комитете по социальной     
политике - в Советском Союзе определялась в размере 5. У вас в законопроекте    
этот элемент тоже имеется: кроме максимальной заработной платы определяется     
ещё и кратность. Но почему-то вы пишете: "...устанавливается в максимальной     
кратности от 1 до 8". Обычно кратность - это какая-то предельная величина,      
диапазон не даётся. Может быть, я не так понял и у вас какая-то другая мысль    
заложена в этой статье?                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Действительно, главной, ключевой идеей законопроекта является       
просто ограничение размера зарплаты любого уровня руководителей любых           
ведомств, организаций, компаний, корпораций и так далее, то есть ключевое -     
это ограничение максимальной зарплаты конкретного руководителя таким образом,   
чтобы она не превосходила зарплату президента.                                  
                                                                                
И второй тезис, который является желательным, но не обязательным, - я           
предлагаю ещё одно требование: чтобы зарплата любого руководителя в             
подразделении, в ведомстве, в компании и в корпорации не превосходила среднюю   
зарплату по этой организации более чем в 8 раз. Это моё видение. Конечно,       
хотелось бы, может быть, как в цивилизованных странах, вы совершенно правы,     
там требование более жёсткое: в 5 раз, в 6 раз, не больше, должна быть          
разница, и это не только по отношению к средней зарплате по организации, есть   
требования по отношению к зарплате любого сотрудника, даже самого               
низкооплачиваемого. Вот такие жёсткие пропорции, наверное, ещё впереди, о них   
сейчас даже мечтать не приходится, хотя, конечно, рано или поздно мы придём к   
тому, чтобы ввести и такие требования: не просто установить кратность в         
зарплатах руководителя и средней по организации, но и кратность в зарплатах     
руководителя - самого высокооплачиваемого сотрудника и самого                   
низкооплачиваемого сотрудника.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Михаил Васильевич, понятно, что вся эта дискуссия стала особенно     
интенсивной после того, как в 2012 году "Форбс" опубликовал данные о            
зарплатах топ-менеджеров российских госкорпораций, где ни пяти, ни              
пятидесятикратная разница (с учётом бонусов) между зарплатами топ-менеджмента   
и работников "Роснефти", "Газпрома" и так далее не соблюдается. У меня вопрос   
в другом: у нас нет ни прогрессивной шкалы подоходного налога, ни               
ограничителя в виде потолка заработной платы, скажем, уравнивающего зарплаты    
президента и топ-руководителей, - вы считаете это нормальным?                   
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Я думаю, президент здесь абсолютно ни при чём, равно как и      
идеология, с которой выступают авторы законопроекта. Хотел бы напомнить         
уважаемому автору, что законы пишутся не под личность, а под должность, если    
рассматривать это в данном контексте. Вот один из предыдущих президентов,       
который неделями работал с документами, находясь за городом, не может           
являться примером больше всех работающего человека. Ещё раз подчёркиваю:        
законы пишутся под должность. Да и вообще, сама идеология, на мой взгляд,       
ошибочна: даже в советские времена, когда всё наше хозяйство представляло       
собой одну большую фабрику, один большой комбинат, директор Норильского         
горно-металлургического комбината, например, получал в полтора раза больше,     
чем министр цветной металлургии, и это было нормально, и обществом              
воспринималось нормально. А вот этот подход, когда всё выстраивается, как в     
армии, от рядового до командира полка, мне напоминает немного или военный       
коммунизм, или Северную Корею. Мне эти ваши подходы кажутся порочными.          
                                                                                
Вместе с тем, Олег Васильевич, я не могу не согласиться с тем, что              
сложившаяся ситуация с сумасшедшими разрывами в зарплатах - цифры               
неоднократно здесь приводились - вызывает негодование. По-моему, у тех, кто     
выписывает себе такие бонусы, такие заработные платы, очень низкий этический    
уровень. И конечно, мы, как парламентарии, все вместе должны принять меры и     
грамотно это ограничить. Я всегда стоял на позиции за прогрессивную шкалу       
налогообложения, но я не могу не считаться с тем, что правительство взялось     
выработать для предприятий с государственной долей участия соответствующие      
механизмы. Выработают на том уровне, который нас устроит, - согласимся, а       
если это будет видимость выработки мер, то мы вернёмся к этому вопросу.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Михаил Васильевич, в продолжение дискуссии скажу:      
всё-таки мы парламент, у нас есть функция контроля. От правительства ждём уже   
несколько лет, когда оно в конце концов сподобится, сейчас вот некие            
методические рекомендации рождает: то ли родит, то ли не родит, и в каком       
виде, никто не знает, и это вместо того, чтобы просто чётко законодательно      
закрепить все эти коэффициенты, ведь их можно пересмотреть ко второму чтению.   
Как на ваш взгляд, - мы всё-таки парламент или не парламент? - имеем мы право   
принимать решение или будем ждать очередной милости от природы, точнее, от      
Правительства Российской Федерации, ждать, как оно отнесётся к                  
топ-менеджерам, которые получают за два дня больше, чем президент за год? Это   
к вопросу о том, к чему привязываться.                                          
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Ну в принципе я ответил на этот вопрос.                         
                                                                                
Ещё раз, подчёркиваю: у нас нет оснований на данном этапе взять и работу,       
которую вело Правительство Российской Федерации, в частности Абызов, Шувалов,   
в части ограничения заработных плат топ-менеджеров предприятий с                
государственным участием, просто перечеркнуть, приняв своё решение. Такая       
постановка вопроса возможна, если их решение нас не устроит. Мне                
представляется, что мы должны ещё некоторое время подождать.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Олег Анатольевич, вопрос вам. Очевидно, что вы очень глубоко     
изучили тему, и вот что я хотел бы у вас уточнить: существует ли ещё в мире     
такая практика, когда заработные платы руководителей коммерческих предприятий   
ориентированы на заработную плату руководителя государства?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
НИЛОВ О. А. Вы знаете, нет необходимости. В цивилизованных странах просто не    
возникает такой необходимости, и прежде всего почему? Потому что там есть       
законы о минимальной заработной плате. Вот если бы такой закон у нас был,       
поверьте, у меня не было бы желания вносить вот этот законопроект. И эта        
минимальная зарплата должна быть реальной, а не какой-то фантазией, какими-то   
теоретическими изысками отдельных умников, "научно подготовленных               
специалистов", которые приходят сюда и говорят нам, что 10 тысяч рублей - это   
нормальная зарплата и что прожиточный минимум нормальный. Вот когда есть        
законы, которые обеспечивают доходы снизу, абсолютному большинству простых      
трудящихся, не возникает необходимости в принятии других законов. Но по факту   
даже без законов, которые ограничивают, между заработной платой руководителей   
стран и заработной платой руководителей государственных компаний и              
корпораций, между доходами президентов, премьер-министров этих стран и          
доходами руководителей государственных компаний и корпораций нет такой          
колоссальной разницы - в десятки, в сотни раз. Такой колоссальной разницы нет   
нигде!                                                                          
                                                                                
Да, законопроект, может быть, нуждается в доработке, несовершенен и так         
далее, но сегодняшняя ситуация просто нетерпима, она катастрофическая, она      
опасная, поэтому я предлагаю начать её исправлять. Я прошу: если ситуация       
устраивает, удовлетворяет вас, тогда так и заявите, если не удовлетворяет,      
давайте примем постановление об отдельном каком-то предложении и поручим в      
определённые, конкретные сроки доработать вопрос и внести новый законопроект    
на эту тему.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Анатольевич, у меня вопрос и предложение, хотелось бы     
услышать ваше мнение. Понятно, что зарплаты надо поднимать, в том числе         
бюджетникам, но зарплаты идут из налогов. Мы должны посмотреть варианты         
доходов в бюджеты, в том числе налоговые. Если не ограничивать данную           
категорию по зарплатам, а предусмотреть, предположим, для неё увеличение        
налоговой базы, чтобы как можно больше налогов поступало в бюджет, - как вы     
на это смотрите? Если вы эту инициативу и идею поддерживаете, тогда обоснуйте   
целесообразность рассмотрения и принятия вашего законопроекта сейчас.           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Вы знаете, хоть мытьём, хоть катаньем. Если нет дополнительных      
доходов, с помощью которых можно увеличить хотя бы минимальные зарплаты самым   
малооплачиваемым категориям, давайте экономить. Это предложение как раз         
касается бюджетных, казённых, государственных денег, которые налево и направо   
расходуются миллиардами, потому что речь идёт не о сотне и даже не о тысяче     
конкретных руководителей. Посмотрите, сколько ГУПов, МУПов в каждом регионе,    
в каждом городе, и все их руководители по своему хотению, по своему велению     
назначают себе, как я утверждаю, необоснованные, не подтверждённые              
эффективной работой заработные платы. Вот это источник экономии, и, если        
посчитать, это сотни миллиардов, которые я предлагаю направить в первую         
очередь на повышение хотя бы минимальной заработной платы.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Да.                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Александр Дмитриевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я специально попросил, чтобы мне слово предоставили вне      
очереди, потому что у нас заседание комитета в 14 часов, - извините за такое    
положение дел.                                                                  
                                                                                
Коллеги, в двенадцатом месяце 2012 года фракция ЛДПР выходила ровно с таким     
же предложением: в законопроекте предлагалось установить на государственных     
предприятиях или предприятиях, которые имеют государственное финансирование,    
пятикратную разницу между зарплатой обычного работника, средней зарплатой по    
предприятию, и зарплатой руководства. Как вы понимаете, наша инициатива         
успешно провалилась: сказали, что есть постановление правительства, в           
соответствии с которым всё так и должно быть. Должно-то должно, но на самом     
деле абсолютно не так. Если кто не в курсе, зарплата у нас состоит из трёх      
составляющих: первая - это фиксированный оклад, вторая - это компенсационные    
выплаты, например, дают молоко за вредность или за особые условия труда, и      
третья - это как раз премиальные. И вот здесь, коллеги, каждый божий год,       
особенно после 1 апреля, когда мы читаем декларации о доходах наших             
руководителей, вся страна с удовольствием отмечает, как растёт благосостояние   
народа, но не тех, кто работает, а тех, кто руководит. Предложения из года в    
год повторяются, но воз и ныне там.                                             
                                                                                
Мы с уважением относимся к Михаилу Васильевичу, который говорит, что всё это    
вроде как уже предусмотрено и в нормативных документах, и в постановлении       
правительства, и даже закон уже приняли на эту тему, но каждый год мы видим     
одно и то же: богатые становятся богаче, а бедные становятся беднее.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я призываю, наверное, уже и не вносить подобные              
законопроекты. Хочу зачитать вам замечательную цитату из книги английского      
философа XVI века Томаса Мора. Он высказал мысль, почему ничего не              
происходит, почему не повышается благосостояние людей. Зачитываю дословно:      
"Бедность народа - оплот монархии. Богатство и свобода ведут к неповиновению    
и презрению властей. Свободный и богатый человек нетерпеливо переносит          
несправедливое и деспотическое правительство. Нужда и нищета лишают бодрости    
даже самого храброго, притупляют ум, приучают переносить рабство и под          
постоянным давлением своим отнимают у него ту энергию, которая необходима для   
того, чтобы стряхнуть с себя ярмо". Вот поэтому ни одна власть на земле не      
заинтересована, чтобы люди жили богато, ведь что тогда эти власти будут         
искать себе другую работу.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Я с места, спасибо большое.                                                     
                                                                                
Что я хотел бы предложить авторам законопроекта? Представитель комитета         
выступил по этому поводу. Нам представляется, что необходимо вернуться к        
единой тарифной сетке в оплате работы бюджетников: сколько мы ни бываем в       
бюджетных организациях образования, здравоохранения, там всегда считают, что    
та самая система была более справедливой и лучше нацеливала на достижение       
трудовых результатов. А сейчас, когда мы всё это передаём руководителям,        
субъективный фактор играет очень большую роль, и в итоге возникает полное или   
частичное недовольство самих трудовых коллективов. Справедливость надо          
восстанавливать.                                                                
                                                                                
Кроме того, любая система устойчива, когда есть отрицательная обратная связь.   
О чём идёт речь? Нам нужно или установить кратность в оплате труда              
руководителей и рядовых работников, или, если мы кратность вводить не будем,    
ввести систему прогрессивного налогообложения, которая будет опять же эту       
кратность регулировать. Раз представители комитета и правительства ни о том,    
ни о другом сегодня не сказали, хотелось бы, чтобы в дальнейшем при работе      
над законопроектом к этим вопросам вернулись и рассмотрели их, может быть,      
включив это в содержание поправок.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ШЕИН О. В. Позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" как раз заключается в          
необходимости вернуться к единой тарифной сетке, что в том числе позволит       
навести порядок в распределении денег, идущих в фонд оплаты труда в             
госсекторе. На самом деле ведь мы сейчас не рассматриваем вопрос о том,         
сколько бюджет получит денег, хотя законопроект, безусловно, направлен на то,   
чтобы сэкономить бюджетные деньги, идущие на оплату труда верхушки,             
топ-менеджмента, и не только бюджетные деньги, но и деньги госкорпораций,       
которые в этом случае могут быть направлены на что-то более полезное.           
Законопроект направлен также на преодоление неравенства - это очень значимо.    
Почему неравенство является препятствием для прогресса? Потому что              
неравенство репродуцирует не только имущественное, но и политическое            
расслоение, расслоение с точки зрения развития: в обществе, где всё             
принадлежит очень небольшой страте, очень небольшой группе, остальные не        
могут реализовать потенциал, применять интеллект, знания, умения и навыки, в    
результате такое общество оказывается в застое.                                 
                                                                                
Прозвучала реплика от коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что надо посмотреть   
налоговую базу, посмотреть, как она выглядит. Так вот в России низкая           
налоговая база, в России доля налога в ВВП составляет порядка 30 процентов, а   
в странах первого мира - порядка 45-50 процентов. Понятно, что на себе эту      
налоговую нагрузку очень сильно чувствуют малый бизнес, промышленный сектор,    
но высший класс на себе её не чувствует совершенно, и мы это видим на очень     
многих примерах, связанных в том числе с вывозом капиталов за рубеж: только     
за первый квартал текущего года за границу ушло ровно столько денег, сколько    
за весь 2016 год, - а также в свете мощного расслоения, когда 120 тысяч семей   
долларовых миллионеров владеют 62 процентами национального богатства. Но ведь   
это означает, что все остальные не могут развиваться, что национальная          
экономика не имеет рынка сбыта и страна не может делать шаги вперёд. У          
Стиглица - нобелевского лауреата, о котором часто здесь вспоминает коллега      
Коломейцев, - хорошая книга вышла, на русский язык переведена, там есть         
хорошая фраза: если бы богатейшая верхушка, 1 процент, была чуть поумнее, она   
поделилась бы богатствами с остальной частью общества, что позволило бы         
осуществить хороший экономический рывок в целом, и верхушка тогда стала бы      
ещё более богатой, но жадность мешает эти вещи понять, и в результате,          
концентрируя на себе весь капитал, верхушка является препятствием как для       
общественного развития, так и для собственного обогащения тоже.                 
                                                                                
Законопроект, о котором докладывал коллега Нилов, направлен как раз на          
преодоление неравенства. Таких проектов может быть много - и о прогрессивном    
налоге на сверхогромные наследства, и о прогрессивной шкале подоходного         
налога, и в том числе о методах, связанных с ограничением зарплат               
топ-менеджеров.                                                                 
                                                                                
Прозвучала реплика, мол, такого нет нигде в мире, - так всё когда-то бывает     
где-то впервые: когда-то впервые были введены восьмичасовой рабочий день, и     
право женщин на участие в выборах, и бесплатное среднее образование - всё       
когда-то бывает в первый раз.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна.                             
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ни в коем     
случае не опровергая основные постулаты и выводы выступивших коллег о           
необходимости справедливой оплаты труда, о необходимости справедливого          
распределения социальных гарантий и благ, хочу напомнить, что проблемы, на      
решение которых направлен законопроект, достаточно полно обсуждались при        
рассмотрении Государственной Думой внесённого Правительством Российской         
Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс   
Российской Федерации" (в части обязательного установления предельных размеров   
соотношения между среднемесячной заработной платой руководителей (их            
заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой           
работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных               
предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов       
обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за     
их несоблюдение).                                                               
                                                                                
Коллеги, в результате принятый Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ   
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в достаточной     
мере урегулировал вопросы ограничения оплаты труда руководителей и других       
руководящих работников с учётом различий в правовом статусе государственных,    
муниципальных организаций и принципов финансового обеспечения их                
деятельности.                                                                   
                                                                                
Кроме того, нормы проектируемой редакции статьи 145 ТК РФ не согласуются с      
нормами других статей Трудового кодекса, содержат ряд понятий, которые в        
Трудовом кодексе не используются, а в законопроекте их содержание не            
раскрывается. Например, положение, что оплата труда перечисленным категориям    
лиц устанавливается "с учётом сложности управления предприятием, его            
технической оснащённости, показателей результативности таких лиц и объёмов      
производства продукции", вносит неопределённость в проектируемые нормы,         
влечёт за собой их неоднозначное понимание и, следовательно, неоднозначное      
применение.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, Государственной Думой уже сделано достаточно много для       
установления справедливости в оценке и оплате труда, соответствующие нормы      
внесены и в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации, и в статью       
349-3 (о так называемых золотых парашютах). Непременным условием прогресса      
является как раз социальная справедливость, и мы будем этими вопросами          
заниматься.                                                                     
                                                                                
Вместе с тем с учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает            
отклонить предложенный законопроект.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6077 по 6314 из 7064
Коллеги, продолжаем рассмотрение 19-го вопроса, у нас осталось два              
выступления.                                                                    
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, нам предстоит в очередной раз вернуться к     
вопросам справедливости. Я напомню, что именно справедливость, как базовое      
философское понятие, является стержнем и современного государства Россия, и,    
собственно, всей истории России. Иногда при соблюдении этого принципа народ     
прощал власти многие ошибки и недоработки, но только тогда, когда это было      
справедливо.                                                                    
                                                                                
Что мы имеем сейчас? А сейчас мы имеем формально государственные компании,      
формально государственные предприятия, руководители которых и приближённая      
клика получают колоссальные зарплаты по сравнению с остальными сотрудниками.    
Когда премия руководителя предприятия "Почта России" составляет 90 миллионов    
рублей, а зарплата, на которую сегодня жаловалась почтальон, - 3 тысячи 500     
рублей, когда 25 миллиардов рублей тратится на газификацию всей России и        
одновременно на выплату топ-менеджерам тратится 2 миллиарда (и ещё              
дополнительно премии), мы говорим о вопиющей несправедливости, которая          
является угрозой, подрывает основы российской государственности!                
                                                                                
Законопроект, который внесён, неидеален, мы это прекрасно понимаем, но это      
вполне реальная попытка устранить эту несправедливость и остановить движение    
страны к пропасти, потому что вы сами знаете, чем это может закончиться, и      
можно будет не удивляться, когда в эти двери войдёт очередной революционный     
матрос и многим придётся убыть из этой страны - на собственных самолётах или    
на "философских пароходах", - но страна останется, останется по одной простой   
причине: потому что здесь есть люди, которые жаждут, которые хотят этой         
справедливости!                                                                 
                                                                                
Обратитесь к своим избирателям. Хоть один из них будет против того, чтобы       
данный законопроект был принят? Хоть один из них будет против того, чтобы       
ограничить несоразмерные аппетиты и олигархов, в отношении которых давно пора   
ввести прогрессивный подоходный налог, и топ-менеджеров, многие из которых      
абсолютно незаслуженно оказались на своих местах? Может быть, благодаря         
каким-то талантам, благодаря собственной, личной энергии они создавали          
"Газпром", поднимали "Роснефть", другие корпорации? Нет. Даже оказавшись на     
этих хлебных местах, они не хотят ничего делать!                                
                                                                                
Более того, мы ждём неких методических рекомендаций от господина Шувалова или   
господина Абызова - от двух министров-капиталистов, которые, собственно,        
бороться с мёдом не будут, имея доходы 350 миллионов и 80 миллионов рублей.     
Те, кто лично, кровно заинтересован в сохранении своих доходов, естественно,    
не будут бороться с доходами сырьевых олигархов, с доходами топ-менеджеров.     
                                                                                
У нас есть шанс изменить ситуацию и сделать этот маленький шаг. Я призываю      
всех проголосовать за данный законопроект: это ограничение должно               
действовать, если мы хотим, чтобы страна оставалась целостной, если мы хотим,   
чтобы страна жила дальше. Если нет - извините, я ещё раз говорю, последствия    
могут быть самыми печальными, пенять потом можно будет только на себя.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я согласен с       
предыдущими ораторами в части того, что справедливость является фундаментом     
любого государства. Классик Фридрих Энгельс вообще дал колоссально точную       
формулу: "Несоразмерно маленькая зарплата делает человека нищим и жалким,       
незаслуженно большая - наглым и самоуверенным, и только умеренная зарплата      
делает человека человеком". Вы можете спросить: а что такое умеренность? Вот    
как вы считаете, не обидно Дмитрию Анатольевичу сидеть на совещании             
правительства, когда у его подчинённого, причём заместителя по Северному        
Кавказу многострадальному, доход в 68 раз больше, чем у него? Не обидно ему,    
что министр Открытого правительства по полмиллиарда получает уже два года       
подряд? Ну как вы считаете, он будет думать о минимальном размере оплаты        
труда, его это чешет?                                                           
                                                                                
Есть ещё более глубокие исследования, швейцарский банк, у которого есть         
отделение в России, проводит официальное исследование. Каковы результаты        
исследования? Благосостояние российских домохозяйств уменьшилось за период с    
середины 2015 года по середину 2016 года на 14,5 процента, то есть с 12 тысяч   
долларов до 10 тысяч долларов (ну, к сожалению, международная шкала). На        
десять самых богатых российских домохозяйств в 2016 году приходилось в общей    
сложности порядка 89 процентов всего благосостояния домохозяйств страны, а      
годом ранее было 87 процентов. Для сравнения: в США этот показатель             
составляет 78 процентов, в Китае - 73 процента. Причём высокую концентрацию     
состояний этот финансовый институт объясняет тем, что в России, согласно        
подсчётам, проживает несоразмерно большое при доходах населения число           
миллиардеров: у нас третье место по их числу после Китая и США. И самое         
интересное, что все их семьи - там, за рубежом, по пять яхт - там, а мы ещё     
их делаем нерезидентами, и налоги они платят тоже там.                          
                                                                                
Кроме того, у нас ведь, несмотря на продолжающийся кризис, чтобы мы ни          
говорили... Вот я специально проанализировал декларации с момента выхода        
указа, причём по всем структурам - и по Государственной Думе, и по              
правительству, и по Совету Федерации, и по Генеральной прокуратуре. Что бы вы   
думали? У всех доходы, несмотря на кризис, последовательно увеличиваются - а    
у избирателей уменьшаются! Мне кажется, что мы несколько заигрались, слушая     
господина Кудрина, который на старой балалайке играет. В Англии подоходный      
налог является как раз корректором в том числе разницы в зарплатах с 1841       
года, во всех странах "двадцатки" прогрессивная шкала налогообложения уже сто   
лет действует, а мы с 2000 года её отменили.                                    
                                                                                
Вот в очередной раз внесён достаточно просчитанный законопроект, и мы           
призываем вас принять этот законопроект. Да, он несовершенен, но мы по опыту    
только последнего времени знаем, что некоторые законопроекты после первого      
чтения увеличивались втрое, концептуально менялись, и вы на это не обращали     
внимания. Для чего надо принимать? Принятый в первом чтении законопроект        
комитет обязан дорабатывать, а комитет уже имеет полномочия и может             
пригласить в том числе представителей правительства, и ЦБ, и других             
организаций, которые вправе и могут что-то подсказать, - но для этого,          
конечно же, нужна политическая воля большинства, а если мы такую волю не        
будем проявлять, ситуация будет ухудшаться.                                     
                                                                                
Поймите, совсем не во многих странах министры, вице-премьеры имеют              
собственность за рубежом, причём, если верить телевидению, вроде как в          
странах-врагах. А как вы считаете, если близкие родственники министров -        
граждане других государств, не является ли это, вообще говоря, прямой угрозой   
безопасности Российской Федерации? А может, этот министр будет в угоду стране   
пребывания своей семьи вообще вести подрывную политику против Российской        
Федерации?                                                                      
                                                                                
У нас в советах директоров значительной части предприятий, даже, скажем так,    
в чувствительных отраслях, иностранцы, которые получают не только               
несоразмерно высокую заработную плату, но и необъяснимо высокие дивиденды.      
Чтобы не быть голословным: "Роснефть" за первый квартал заплатила 1,5           
миллиарда рублей дивидендов десяти топ-менеджерам, а из них трое -              
иностранцы! Причём за что? За то, что одна госкорпорация купила другую          
госкорпорацию, потом непонятно кому продала! Сама себя за это наградила!        
                                                                                
Мне кажется, что мы параллельно с этим законом и законом о прогрессивной        
шкале налогообложения должны принять законы, которые вообще привязали бы        
эффективность деятельности компаний к доходам, потому что, если вы соизмерите   
доходы высших топ-менеджеров американских компаний, западноевропейских, не      
говоря уже о японских и китайских, вы увидите, что доходы наших                 
топ-менеджеров значительно выше, необъяснимо выше. Вот "НТВ" уже несколько      
лет крутит сюжет о том, что одна компания является достоянием страны, но вот,   
если посмотреть (здесь коллега приводил пример), это "достояние" тратит на      
футбольные клубы "Шальке", "Челси" и ряд других ровно столько, сколько          
необходимо на газификацию всей матушки России. Ну вы мне скажите, в чём же      
тогда у нас справедливость?                                                     
                                                                                
Поэтому давайте мы - вот переходя уже конкретно к закону - примем в первом      
чтении законопроект, предложенный нашим коллегой. Наверное, это уже десятый     
раз. Я был одним из инициаторов первого законопроекта на эту тему, который      
тоже отвергли, но мне кажется, что сейчас мы с вами созреваем и ближе к         
принятию и восстановлению справедливости, чем когда бы то ни было.              
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Не             
выступают. Заключительное слово докладчика будет?                               
                                                                                
Олег Анатольевич, пожалуйста.                                                   
                                                                                
Подготовиться Михаилу Васильевичу.                                              
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, я благодарю вас, благодарю коллег    
за возможность вот такого откровенного разговора, такой откровенной             
дискуссии. Но более откровенные разговоры, в том числе по этому                 
законопроекту, происходили в кулуарах - я благодарю коллег, которые             
поддержали меня в кулуарах, но, видимо, пока, к сожалению, не смогут это        
сделать при голосовании.                                                        
                                                                                
Вячеслав Викторович, я вот обращаюсь к опыту, которым вы только что             
поделились: посмотрите, какая ситуация в Белоруссии с минимальными и            
максимальными заработными платами, - там нет такого безобразия, там нет         
такого крена.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, могу вас проинформировать: заработная   
плата депутата парламента Белоруссии составляет около 60 тысяч рублей.          
Коллеги поделились информацией.                                                 
                                                                                
НИЛОВ О. А. Конечно. И я про то же - нет такой большой разницы между            
зарплатами простых людей, простых трудящихся, инженеров, врачей, и зарплатами   
топ-менеджеров белорусских государственных предприятий и корпораций. И          
посмотрите сразу, какая стабильность: там есть стабильность в обществе, там     
нет вот этих вот потрясений, там никому не приходит в голову раскачивать        
лодку. А у нас это и есть основная база: видят, что лодка накренена до          
предела из-за вот этих заработных плат - мизерных с одного борта и              
беспредельных с другого, - и, конечно, на этой почве появляется желание у       
кого-то вот эти безобразия устраивать. Поэтому давайте делать выводы и почву    
для этого убирать, и моё предложение - вот таким путём. Если не принимается     
сегодня этот вариант, давайте моё предложение включим в постановление устно,    
а лучше письменно и поручим соответствующему комитету с профессиональными       
экспертами, правительством эту задачу решить и представить нам решение. Но не   
когда-нибудь, когда они этого захотят, а когда мы определим. Я предлагаю в      
этом году в обязательном порядке этот вопрос, проработанный нашим комитетом,    
заслушать, проголосовать и ситуацию поменять. Вот в чём главное моё             
предложение, с которым я сейчас обращаюсь.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Пожалуйста, содокладчик, Михаил Васильевич Тарасенко, заключительное слово.     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, есть несправедливость, безусловно,           
несправедливость в этих вопросах есть, но дело в том, что не надо               
идеализировать происходящее в других странах. Вот вы приводите нам в пример     
Белоруссию, но не россияне работают в Белоруссии, а белорусы в основном         
работают в России. Вы приводите в пример цивилизованные страны, очевидно,       
автоматически не относя Россию к цивилизованным странам, так вот исследования   
Гарвардской школы бизнеса показывают, что наибольший разрыв в заработных        
платах между основной категорией наёмных работников и топ-менеджеров компаний   
в Соединённых Штатах Америки - в 300 раз, на втором месте идёт Швейцария -      
148 раз. Да, мы тоже в первой десятке, это действительно громадная проблема,    
но это не значит, что гильотина - лучшее средство от головной боли. То, что     
вы предлагаете, не решение проблемы - это популизм, и я считаю, что данный      
законопроект поддерживать нельзя. Это не значит, что нет проблемы, мы должны    
искать её решение и найти, но не в духе военного коммунизма, а в духе           
современных рыночных отношений.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", 19-й вопрос         
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 46

07.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (по вопросу об ограничении размеров оплаты труда руководителей отдельных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1329 по 1335 из 6657
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба пункты 38, 42 и 48 перенести в связи с   
отсутствием докладчика.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 38, 42 и 48.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1473 по 1475 из 6657
Было также предложение Гартунга рассмотрение вопросов 38, 42 и 48 перенести.    
Нет возражений? Нет.                                                            
                                                                                

Заседание № 45

26.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (по вопросу об ограничении размеров оплаты труда руководителей отдельных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1595 по 1602 из 8234
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с отсутствием докладчика просьба         
перенести на следующее заседание законопроекты под пунктами 45, 51, 57. А по    
пункту 52 замена докладчика: вместо Нилова выступит Гартунг.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1674 по 1676 из 8234
Гартунг Валерий Карлович предложил 45, 51 и 57-й вопросы перенести. Нет         
возражений? Есть возражения.