Заседание № 220
О проекте федерального закона № 715511-6 "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части, касающейся порядка и оснований для исключения некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен комитетом ко второму чтению, у вас на руках одна таблица поправок, которую комитет рекомендует к принятию. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 00 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. В случае поддержки законопроекта во втором чтении просьба поддержать его сегодня и в третьем чтении, всё для этого готово, все процедуры соблюдены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 04 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 34 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 715511-6 "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части, касающейся порядка и оснований для исключения некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Докладывает Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Законопроект внесён президентом в Государственную Думу в связи с тем, что возникла определённая правовая проблема. Вы знаете, что в настоящее время Министерство юстиции ведёт реестр некоммерческих организаций, так называемых иностранных агентов. Чаще всего они включаются в указанный реестр по решению Министерства юстиции, а небольшая часть добровольно подала предложение о включении их в указанный реестр. Вместе с тем не предусмотрено никакого правового механизма, который позволял бы исключить эти некоммерческие организации из реестра при условии, что они утратили признаки так называемого иностранного агента. В настоящее время действительно есть такие организации, которые прекратили получать иностранное финансирование, не занимаются политической деятельностью, но, уже попав в указанный реестр, продолжают там оставаться. В связи с этим предлагается законодательно закрепить порядок и основания для исключения некоммерческой организации из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента, в том случае, если для этого есть все основания. Предлагаемый порядок состоит в следующем: организация должна подать соответствующее заявление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - в Министерство юстиции; уполномоченный федеральный орган при поступлении заявления незамедлительно извещает прокуратуру и проводит внеплановую проверку этой некоммерческой организации; по результатам проверки принимается решение либо об исключении её из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, либо об отказе в исключении её из реестра. Решение об исключении принимается в том случае, если некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего подаче заявления, не получала денежных средств и иного имущества из иностранных источников. Кроме того, принимается во внимание то обстоятельство, участвовала ли эта организация в течение того же года в политической деятельности. В тех случаях, когда некоммерческая организация ранее уже исключалась из указанного реестра, для неё устанавливается трёхлетний срок. Также могут быть исключены из этого реестра организации, которые не позднее чем через три месяца со дня включения в этот реестр отказались от финансирования или от имущества из иностранных источников и возвратили указанные средства или имущество иностранным источникам. В этом случае Министерство юстиции принимает решение об исключении организации из реестра; такое решение принимается в течение трёх месяцев со дня получения соответствующего заявления. Ну и естественно, решение об исключении принимается также тогда, когда организация прекращает свою деятельность в соответствии с гражданским законодательством, то есть по причине ликвидации, реорганизации либо исключения из государственного реестра юридических лиц. Решение об отказе принимается только в тех случаях, если по результатам проверки будет установлено, что были представлены недостоверные сведения, что финансирование продолжается или сохраняется либо что организация участвует в политической деятельности. Решение об отказе в исключении из реестра можно обжаловать в судебном порядке. Вот основные положения законопроекта, который внесён президентом и о котором я вам доложил. Прошу вас поддержать инициативу президента и принять этот законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет рассмотрел данный законопроект и поддерживает его. Просим вас также поддержать его и принять в первом чтении. Фракция ЛДПР будет голосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Есть ли вопросы? Я вижу одну руку. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, по просьбе ряда некоммерческих организаций хочу задать вопрос, который немножко выходит за пределы данного законопроекта. Как известно, закон об иностранных агентах содержит довольно широкое толкование понятия "политическая деятельность" для своих целей. Как мне сообщили из прокуратуры, они проверяли все организации, в уставе которых записано, например, о возможности взаимодействия с органами государственной власти. Вопрос: предполагается ли в дальнейшем как-то уточнить понятие "политическая деятельность" в целях закона, определяющего организации как иностранных агентов, или таких планов нет? МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Николаевич, действительно существуют проблемы с вынесением оценочного суждения федеральным органом исполнительной власти относительно того, является ли та или иная деятельность, которую ведут некоммерческие организации, политической. Дискуссия на эту тему велась и ведётся в настоящее время, окончательного решения пока нет, но есть позиция, которую, в частности, Министерство юстиции выражает: невозможно дать исчерпывающее определение в рамках федерального закона, только беспристрастный анализ той реальной практической деятельности, которую ведёт та или иная некоммерческая организация, позволяет сделать то или иное аргументированное, обоснованное суждение об этом. Повторю, что такая дискуссия ведётся, она продолжается, но окончательного варианта ответа ещё нет, всё в работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Александр Георгиевич Тарнавский. Других желающих нет? Есть. Тогда давайте запишемся на всякий случай. Включите режим записи на выступления. Я прошу прощения, я депутата Казакову вижу, но, может быть, ещё есть кто-то. Покажите список. Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта. Эта поддержка связана не только с тем, что мы закрываем существующий пробел в законодательстве, так как был механизм включения данных организаций в реестр, но не было механизма исключения, но и с тем, что это является действительно серьёзным шагом навстречу тем организациям, которые приняли решение отказаться от финансирования извне, а значит, отказаться выполнять волю иностранных игроков, и я хочу сказать, что такое желание, естественно, должно быть поддержано. Мы понимаем, что эти организации готовы переключиться на решение тех задач, которые сегодня диктует ситуация внутри страны, работать за счёт тех ресурсов, которые сегодня есть внутри страны. И наверное, вы не будете отрицать того, что на сегодняшний день есть все объективные причины, чтобы общественные объединения, некоммерческие организации становились не иностранными агентами, а, наоборот, становились таким стержнем, хорошими партнёрами для органов государственной власти и опорой для наших граждан. Поскольку мы рассматриваем и принимаем этот законопроект накануне такого хорошего праздника, как День защитника Отечества, я, конечно, с этой трибуны, как женщина, поздравляю всех мужчин с этим наступающим праздником и тех женщин, которые трудятся в силовых структурах. Хотелось бы заметить, что сегодня оружием является не только то, которое мы представляем в техническом плане, сегодня таким очень злым и очень коварным оружием является информационное пространство. Мы следим за тем, что происходит у наших соседей, за событиями на разгромленной, несчастной Украине, которая, кстати, является моей малой родиной, родиной моих детей, мы переживаем, и сердце кровью обливается, и наш долг, конечно же, не допустить, чтобы вот такими путями, как это случилось на Украине, внешний враг проник в нашу страну, в наши дома, в умы нашей молодёжи, наших детей. А ведь на Украине это началось с искажения истории, с незатейливых акций, которые были направлены на внесение раздрая между национальностями, - к чему это привело? Я уверена, что там не обошлось без иностранных вливаний, чего мы у себя допустить не можем. Предпринимая шаги, направленные против тех действий, которые могут дестабилизировать наше общество, мы при этом, конечно же, должны прилагать усилия, направленные на поддержку тех организаций, которые хотят направить свои усилия на то, чтобы решать социально значимые вопросы, и, принимая этот закон, мы говорим сегодня о поддержке данных организаций. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот закон, и я надеюсь, что другие фракции тоже проголосуют за. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Помня об утреннем призыве президиума быть максимально лаконичными, скажу тезисно. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает настоящий законопроект в первом чтении. Я так понимаю, что будет минимальный срок на поправки, с тем чтобы мы оперативно приняли закон. Хочу высказать лишь два тезиса. Первое - важно, что этот законопроект внесён президентом. Несмотря на то что те, кто этого желал, - это малая часть общественности, но она политически активная, и хорошо, что президент на это среагировал, наверное, правильно, что не отмахнулись от этой темы. Ольга Михайловна сейчас, выступая передо мной, раскрыла её. Второе - важно понимать, что этот законопроект разрабатывался с участием этой же общественности, это не тот случай, когда где-то было придумано, а общественность про это не знала, поэтому его можно рассматривать как некий компромисс. Я даже не слышал, чтобы кого-то он сильно не устроил бы, это действительно тот компромисс, который достигнут между иноагентами, организациями, которые могут стать иноагентами, и властью и депутатами. Поэтому, раз это компромисс, очень приятно такой закон принимать в максимально оперативном режиме. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Гарри Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Ярослав Евгеньевич? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.