Заседание № 60
10.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 71527-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконную заготовку древесины и её нелегальный оборот).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8006 по 8257 из 9033
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя Читинской областной Думы члена Совета Федерации Константина Викторовича Суркова. СУРКОВ К. В., представитель Читинской областной Думы, член Совета Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Читинская областная Дума внесла на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данным законопроектом предлагаются изменения в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконное перемещение непереработанной древесины и пиломатериалов через таможенную границу Российской Федерации, а также внесение изменений в части вторую и третью статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконная рубка лесных насаждений", увеличивающих предельные сроки лишения свободы до трёх и пяти лет соответственно в целях отнесения указанных преступлений к категории преступлений средней тяжести, что изменит сложившуюся практику преимущественно условного осуждения по данным видам преступлений. Предусмотрено также внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях увеличения в два раза штрафных санкций за незаконную рубку лесных насаждений и нарушение правил заготовки древесины, внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации в целях установления обязанности экспортёра представлять при экспорте непереработанной древесины и пиломатериалов документы, подтверждающие законность происхождения указанных товаров, и внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях отнесения экспорта непереработанной древесины и пиломатериалов к лицензируемым видам деятельности. Все эти изменения связаны с тем, что в структуре российского экспорта леса преобладает древесина глубокой переработки, которая осуществляется за границей. На долю продукции, переработанной в России, приходится всего лишь 3 процента, а на торговлю круглым лесом - 22 процента. Устойчивый спрос на древесину в России и за рубежом, высокая доходность, незаконные обороты древесины, несовершенство лесного, уголовного, административного и таможенного законодательства способствуют нелегальной заготовке, обороту и экспорту древесины. Доля прибыли от незаконной заготовки и экспорта древесины оборачивается большими финансовыми потерями в целом для нашей страны. В порядке небольшого отступления хочу сказать, что Читинская областная Дума приняла аналогичные поправки в закон об административных правонарушениях, которые предусматривают увеличение административных штрафов. Многие заготовители обращались в областной и в Верховный Суд. Верховный Суд поддержал позицию Читинской областной Думы в плане усиления ответственности. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад делает Андрей Геннадьевич Назаров, заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный Читинской областной Думой законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения эффективности борьбы с незаконной заготовкой древесины и её нелегальным оборотом предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, а также в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Несмотря на то что проблема эта на самом деле существует, комитет, рассмотрев данный законопроект, отмечает, что есть множество обстоятельств, по которым его следует отклонить. Первое. В законопроекте, как и в других законодательных актах, действующих на территории Российской Федерации, отсутствует понятие непереработанной древесины, соответственно нигде не определены критерии отнесения древесины к категории переработанной либо непереработанной. В то же время этот термин активно использован в законопроекте. Второе. Уголовная ответственность за контрабанду древесины и пиломатериалов предусмотрена частью первой статьи 188 Уголовного кодекса, условием наступления ответственности является перемещение указанных товаров в крупном размере, то есть превышающем 250 тысяч рублей. Дополнение части второй статьи 188 Уголовного кодекса словами "непереработанной древесины и пиломатериалов" приравнивает указанные действия по степени общественной опасности к таким деяниям, как контрабанда радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, оружия массового уничтожения. Очевидно, что контрабанда непереработанной древесины и пиломатериалов вряд ли может повлечь за собой такие же последствия, что контрабанда перечисленных опаснейших материалов. Третье. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" были установлены санкции за незаконную рубку лесных насаждений (статья 8.28 КоАП и статья 260 Уголовного кодекса), сравнимые или превышающие предлагаемые статьями 1 и 2 проекта закона. Далее. Согласно статье 131 Таможенного кодекса представление в таможенный орган документов производится в целях подтверждения заявленных в таможенной декларации сведений. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей. Документы, подтверждающие происхождение товаров, представляются для подтверждения страны происхождения товаров только в установленном законом случае. Термин же "документы, подтверждающие законность происхождения" товаров, является новацией по отношению к действующему Таможенному кодексу. И последнее. Отнесение экспорта непереработанной древесины и пиломатериалов к лицензируемым видам деятельности представляется некорректным, поскольку сфера действия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на осуществление внешнеэкономических операций. Данный вопрос относится к сфере регулирования Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Кроме заключения комитета на указанный законопроект имеются отрицательные отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Вот на основании всех перечисленных причин мы предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, депутат Локоть и депутат Федоткин. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Константин Викторович, честно говоря, я не понимаю ни логики комитета, ни логики правительства, которое даёт отрицательное, безо всяких комментариев, заключение на данный законопроект. Почему? Потому что я тут вспоминаю последние и не совсем последние, так сказать, высказывания руководителя нашего правительства премьера Путина, который, вообще говоря, вот эту проблему считает одной из животрепещущих проблем сегодняшней нашей экономики. Примерно так он формулирует: "А где мы должны кругляк, лес-кругляк перерабатывать - у себя на территории мы будем перерабатывать или будем мириться с тем, что наши массивы будут вырубаться и вывозиться куда-то за рубеж и там обрабатываться, а сюда завозиться в виде готовых изделий?" Видят ли комитет и правительство всё-таки эту проблему и собираются ли её каким-то образом решать? В чём решение этой проблемы, если мы отклоняем данный законопроект? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот вопрос к комитету. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. И к докладчику тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы-то спросили... В докладе комитета логика отрицания этого законопроекта... там приводилось, по-моему, шесть или семь пунктов. Пожалуйста, Назаров. НАЗАРОВ А. Г. Анатолий Евгеньевич, я ещё раз хотел бы подтвердить, что проблема такая существует и для нашей страны она актуальна, но данный законопроект как продукт, который внесла Читинская областная Дума, не может быть принят. Из перечисленных предложений Читинской областной Думы, из семи предложений шесть невозможно принять по обозначенным причинам. Только одно предложение там есть, которое могло бы... Но я хотел бы повторить: мы уже летом этого года приняли закон, который ужесточил наказание, в общем-то, как раз авторы этого законопроекта предлагали в том числе и это. Есть ли смысл к этому вопросу возвращаться? Что касается остальных вопросов, я тоже их подробно перечислил, по-моему, нет смысла... Да, комитет понимает, что проблема в России есть, статистику мы знаем, авторы её привели, но данный продукт в виде законопроекта принят быть не может, потому что есть там множество новаций, которые не расшифрованы, не обозначены. Как мы будем потом, как правоприменители будут его исполнять? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Викторович по карточке Резника Владислава Матусовича. Микрофон включите. СУРКОВ К. В. Я так понимаю, вопрос был задан мне. Да, уважаемые коллеги, я хочу сказать, что на всех "правительственных часах" по проблемам незаконной переработки и вывоза, так сказать, экспорта древесины, которые проходят в Совете Федерации, я задаю постоянно вопросы, я являюсь одним из самых... как бы сказать... оппонентом нашего правительства. Вы знаете, на последнем заседании правительства - я просто в порядке информации хочу сказать - я задавал Кудрину вопрос, и он мне ответил: Константин Викторович, мы выделили бюджетные средства на строительство лесоперерабатывающих заводов на территории России. А до этого всё время были ссылки на каких-то мифических инвесторов, которые придут. Эта проблема, которую поднимает Читинская область, а теперь уже Забайкальский край, актуальна для всех приграничных районов, я понимаю, и для вас тоже, - когда вдоль дороги одни пеньки. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СУРКОВ К. В. Да, вот видите, вы болеете этим вопросом так же, как и я. Действительно, эта инициатива Читинской области, или Забайкальского края теперь, - это крик души, крик души. Но я вам хочу сказать, что мы пошли по другому пути. Я говорил о тех нормативных правовых актах, которые мы приняли на местном уровне, они дали существенный - я могу их привести, если интересно, но не на пленарном заседании - результат в плане переработки древесины внутри области и борьбы с незаконным её вывозом. Изменения в результате принятия этих законов - в разы. Поэтому я в принципе, как представитель Читинской областной Думы, безусловно, прошу его поддержать, но с аргументами комитета согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин, вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Константину Викторовичу. Прежде всего скажу обоим докладчикам, что это проблема не только пограничных областей, это проблема всей России, и в том числе Рязанской, можно сказать подмосковной, области. Лес вырубается бесконтрольно, все мы это знаем и мер не принимаем. Когда пеньки останутся, тогда, наверное, спохватимся. Я понял так, комитет наш эту позицию поддерживает. Константин Викторович, комитет отклонил шесть ваших предложений по шести причинам. Если вы согласны с этим мнением комитета, что вам мешало, как члену Совета Федерации, внести необходимые изменения, чтобы сейчас на заседании Думы мы приняли этот законопроект и хоть как-то подошли к решению этой проблемы? Ведь проблема-то есть, так защитите свою позицию! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Викторович. Андрей Геннадьевич, вы можете присаживаться. СУРКОВ К. В. Я могу только констатировать, что субъектом права законодательной инициативы была Читинская областная Дума, законопроект вносился в 2007 году. Я поправки могу вносить, когда будет принята концепция данного проекта закона. Но, вы понимаете, я не являюсь автором, поэтому никаких поправок сейчас вносить не могу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Докладчик, содокладчик, как я понимаю, не настаивают на заключительном слове. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.