Заседание № 55
14.11.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 71513-5 "О внесении изменений в Федеральный закон от 21. 07. 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части, касающейся срока признания многоквартирного дома аварийным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6091 по 6412 из 7830
Пункт 28. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Доклад представителя Орловского областного Совета народных депутатов депутата Государственной Думы Николая Дмитриевича Ковалёва. Пожалуйста. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По сути дела, мы с вами сейчас будем обсуждать вопрос, касающийся предыдущего законопроекта, и опять будем говорить о недостатках, которые существуют в законе, принятом ранее. Вашему вниманию предлагается инициатива Орловского областного Совета народных депутатов, который выносит на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". О чём пойдёт речь? В этом законе чётко оговорено, что жильё признаётся аварийным по состоянию на 1 января 2007 года. И произошла в определённом смысле отсечка, то есть аварийными не могут признаваться многоквартирные дома после этого срока, что, конечно же, тянет за собой целый ком проблем для муниципальных властей, для властей всех уровней. Дело в том, что на тот период времени - а 2007 год был достаточно сложным, как мы все помним, - в абсолютном большинстве субъектов не признавали дома аварийными, потому что, как только признаешь дом аварийным, необходимо было выселять людей оттуда немедленно. Выселять было некуда, денег не было. А если не выселить, то наступала ответственность, подчеркну это тремя жирными линиями, наступала уголовная ответственность для чиновников, которые это не выполнили, не переселили людей из аварийного жилья. Вот так образовалась проблема, которую Орловский областной Совет народных депутатов предлагает решить путём внесения изменений в законодательство, чтобы дать возможность признать дома аварийными по состоянию до 1 января года, предшествующего подаче заявки. Это в свою очередь даст возможность профинансировать мероприятия, связанные со сносом этого жилья, с переселением, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В этой связи я просил бы вас поддержать инициативу Орловского областного Совета народных депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Николай Дмитриевич. Содоклад Михаила Яковлевича Хесина. ХЕСИН М. Я. Уважаемые коллеги, обсуждаемым законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которыми аварийным жилищным фондом будет признаваться совокупность жилых помещений в домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января года, предшествующего году подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств фонда, аварийными и подлежащими сносу. Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает предлагаемые изменения по следующим основаниям. Прежде всего следует учитывать, что расчёт размера имущественного взноса Российской Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда при подготовке Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" осуществлялся с учётом площади многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными. В связи с этим в случае изменения сроков признания жилищного фонда аварийным объём средств, выделенных фонду на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, не будет достаточным. В настоящее время фондом уже утверждены лимиты предоставления финансовой поддержки субъектам Федерации. Кроме того, по заявкам большинства субъектов Российской Федерации средства на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного фонда уже выделены. Изменение сроков утверждения лимитов повлечёт за собой необходимость пересмотра объёмов средств, выделяемых или уже выделенных субъекту Российской Федерации за счёт средств фонда, что нецелесообразно, учитывая, что общая сумма средств фонда из-за этого пересмотра не увеличится. Следует также отметить, что средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являются дополнительным стимулом при решении задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства и не освобождают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счёт средств соответствующих бюджетов. Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть вопросы: один, два, три. Михаил Яковлевич, пока побудьте на трибуне. Значит, записались депутат Коломейцев Николай Васильевич и депутат Хахичев. Третьего нет. Пожалуйста, включите микрофон депутату Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Михаил Яковлевич, наверное, вас подставили, когда вам готовили выступление. Почему? Я вам напомню, что в апреле по предложению вашего комитета мы приняли абсурдный закон об использовании временно свободных средств этого фонда для покупки биржевых бумаг. И на данный момент, судя по заявлению вашего председателя с этой трибуны, всего 50 миллиардов рублей из 249 миллиардов, выделенных из бюджета, используются по прямому назначению. Это почему же предложение орловчан отклоняется комитетом, является, с вашей точки зрения и по мнению вашего комитета, неправомерным, в то время как деньги, выделенные специально для решения одной из самых животрепещущих проблем?.. Или вы опровергните эти цифры, или тогда измените свои обоснования, потому что они вообще-то несостоятельны. ХЕСИН М. Я. Я что могу сказать? Выделение денег для покупки биржевых бумаг... Я тут комментировать не буду, к этому решению я отношения не имею. А ломать вот эту схему, которая сложилась, сегодня нельзя. Фонд не резиновый. Поэтому я считаю, надо... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХЕСИН М. Я. Я ещё раз говорю: к выделению денег для покупки биржевых бумаг я отношения не имею. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Михаил Яковлевич, вот за два месяца это вторая инициатива субъектов Федерации на эту тему. Комитет её отклоняет. Вообще, комитет изучал мнения субъектов Федерации по этой теме? Ведь 240 миллиардов рублей фонд - менее половины использовано. Почему вы не решаете эту проблему? Ведь аварийного жилья, мы хорошо знаем, в стране очень много. И в прошлый раз, когда вы были докладчиком, мы вам задавали вопросы, вы внятно не ответили. Неужели комитету сложно проработать более глубоко эту тему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Яковлевич. ХЕСИН М. Я. Я думаю, что не комитет должен прорабатывать, комитет работает, а вот кто этот закон захотел пропустить... Каждый ведь тянет одеяло на себя. Я являюсь председателем экспертного совета по ЖКХ. Ни разу представитель Орловской области у нас не был, он в комитете у нас ни разу не был и не работал. А бросить бумагу и потом ждать - вот это что, работа, что ли? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, тихо, тихо, тихо! Михаил Яковлевич, можете не отвечать, это уже дискуссия о другом. Это вы потом в установленном порядке, в коридоре... Пожалуйста, депутат Хахичев Владимир Дмитриевич. ХАХИЧЕВ В. Д. Уважаемый Михаил Яковлевич, вы, очевидно, знаете, что город Орёл и Орловская область в период 1941-1943 годов были в оккупации и были полностью разрушены. То, что было построено после освобождения орловщины, сегодня пришло в негодность. У меня к вам два вопроса в связи с этим есть. Первый. В июне областной Совет принял законодательную инициативу и направил её в регионы. Скажите, пожалуйста, сколько сегодня поступило отзывов о поддержке или неподдержке вот этой инициативы? Это первый вопрос. И второй вопрос. Я не могу понять, мы вместе с Николаем Дмитриевичем Ковалёвым были на заседании комитета вашего, и комитет принял решение поддержать инициативу Орловского областного Совета народных депутатов, а сегодня я вижу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Михаил Яковлевич. Что там с заключением? ХЕСИН М. Я. Я хочу сказать, что я такого не помню. Я ещё раз говорю: чтобы продвигать законы, надо с комитетом работать, приезжайте к нам и работайте. Кстати, по ЖКХ мы собираемся каждую неделю, у нас проводятся заседания, давайте приходите и будем вместе этим заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы всё-таки обсуждаем, по существу, закон. Что касается вопроса, обсуждали или не обсуждали, - ну, в рабочем порядке можете это уточнить. Депутат Коломейцев собирается выступать по этому вопросу. И ещё два депутата: Хахичев и Хованская. Никого не забыл? Если забыл, скажите. Нет. Значит, Коломейцев, Хахичев и Хованская. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, на самом деле рассмотрение вот этого законопроекта показывает, мне кажется, прежде всего "ЕДИНОЙ РОССИИ", насколько некоторые председатели комитетов далеки от проблем, которые им поручено рассмотреть. Почему? Я вам напомню. Я с умилением смотрел осенью прошлого года, как "ЕДИНАЯ РОССИЯ" с экранов телевизоров рассказывала, для чего нужен фонд содействия, 249 миллиардов рублей, и радовался, несмотря на его мизерность. Почему? Потому что только для города Ростова-на-Дону, для того чтобы всё ветхое жильё превратить в неветхое, надо 50 миллиардов рублей. Когда весной принесли сюда нам закон о том, чтобы использовать временно свободные средства для закупки биржевых бумаг, я вот здесь задавал вопрос господину Шаккуму. Я говорил: вы подождите, у нас что, некуда девать деньги? Он говорил: у нас субъекты не готовы. Хотя как раз за день до его доклада мы видели по телевизору, как мэров двух городов, мэра Челябинска и мэра Тольятти, население распинало из-за того, что у них по три-четыре дня не было воды, а в муниципалитете не было денег, для того чтобы купить мощный насос. Я считаю, что нам в Государственной Думе, вообще-то, было бы правильно, наверное, ввести в практику, Олег Викторович, может, на Совете Думы, ввести новый, так сказать, раздел и спрашивать у председателей комитетов, как реализуются инициативы и правильно ли применяются законы и выделенные средства. Потому что меня лично ошеломил ответ Шаккума совсем недавно, когда он сказал: выделены бюджетные деньги - они уже не бюджетные, это деньги фонда содействия, который никакого отношения к государству не имеет. Тогда я спрашиваю: мы что, создали кормушку в 249 миллиардов для узкой, ограниченной группы людей? Я думаю, что это неправильно. Мы обязаны, мне кажется, реагировать, потому что вот эта проблема... Сейчас пока временно всё затмил финансовый кризис, но на самом деле он усугубляет, вообще, страшную ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Потому что, ну, переложили вы тут, приняв Жилищный кодекс, на плечи нищего населения ветшающее жильё, но вы имейте в виду: когда начнут травиться тысячами, рано или поздно тот, кто управляет, будет вынужден принимать решения и изыскивать средства, если они ещё будут, для того чтобы капитально отремонтировать очистные сооружения водопровода, очистные сооружения канализации, коллекторы, водопроводы, а всё это без федеральных средств сделать нельзя. Поэтому я всё же призываю... Вот орловчане поработали, плохо, хорошо, но они подготовили инициативу. Мне кажется, что, Олег Викторович, дабы пополнить те двадцать законов ещё одним позитивным, который пойдёт в плюс, тем более докладывал депутат вашей фракции, один из авторитетных депутатов, надо поддержать закон орловчан, а уже поправками ко второму чтению, может быть, его ещё усовершенствовать, для того чтобы можно было из фонда с правильным названием более доступно получать ресурсы для этих нужд. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Хахичев Владимир Дмитриевич, пожалуйста, ваше выступление. ХАХИЧЕВ В. Д. Спасибо, Олег Викторович. Я хочу обратить внимание на реплику коллеги Михаила Яковлевича. Доводы, что вот не приходят в комитет, не занимаются этими проблемами, мне думается, не совсем состоятельны. Очевидно, по серьёзным вопросам (а сегодня жилищно-коммунальное хозяйство является серьёзным вопросом, и если посмотреть существующие жалобы, то прежде всего по этому вопросу возникает очень и очень много заявлений и жалоб населения) неплохо было бы, если бы и комитет иногда вставал с кресел и выезжал в провинцию, чтобы на месте посмотреть, разобраться и так далее. Вот, например, для того чтобы сегодня только в Орле отремонтировать жильё, надо более 10 миллиардов рублей. Таких средств сегодня нет в области. Да, что-то может финансировать регион, что-то может финансировать муниципалитет, но без поддержки государства эту проблему сегодня на Орловщине решить просто невозможно. И второе. Ну что же мы отдаём в коммерческие банки, отдаём в другие интересные организации миллиарды рублей, переводим это дело на коммерцию, а жилищный фонд поддержать, отремонтировать мы не имеем возможности? И я не понял, почему всё-таки решение комитет принял одно, а сегодня Михаил Яковлевич докладывает совершенно другую позицию. Он должен сказать почему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, это, по моим подсчётам, третья инициатива на одну и ту же тему. Первая исходила от депутатов Государственной Думы, она была отклонена, при обсуждении на комитете её сочли несвоевременной, сказали: давайте, уважаемая Галина Петровна, посмотрим, как будет работать закон, вот пусть пройдёт годик. Годик прошёл, посыпались инициативы от регионов. По официальной статистике, аварийный жилищный фонд, который признан таковым в установленном порядке, я подчёркиваю, - 3,2 процента, а по реальной статистике, с учётом того, что сказал Ковалёв, - 14 процентов. Значит, какой процент населения Российской Федерации ежегодно, входя в свой дом, рискует жизнью своей, своих близких, своих детей? Мы для чего эти деньги выделяли: для того, чтобы решить проблему, или для того, чтобы отчитаться, или для того, чтобы разместить эти деньги неизвестно где? Вы понимаете, в Орле действительно до сих пор бараки, поэтому они выходят с этой инициативой. Мне говорят: не волнуйтесь, уважаемая Галина Петровна, ведь есть возможность перебросить средства с капитального ремонта на снос аварийного жилья. Уважаемые коллеги, к чему это приводит? Да к тому, что дом, который экономически нецелесообразно ремонтировать, начинают капитально ремонтировать. Это что, эффективная трата средств фонда? Нет, это опять хорошая статистика. Понимаете, когда мы принимаем такие документы, в первую очередь надо думать о людях, которые нас сюда делегировали и надеются на нашу защиту, а такой защиты не получают. Я вам открою страшную тайну. К проекту закона, который внёс господин Шаккум, будет предложена поправка о продлении срока признания домов аварийными до 1 ноября 2008 года. По крайней мере, это было обещано на заседании комитета. И поэтому я считаю, что инициативы абсолютно обоснованные и что такие инициативы с мест надо поддерживать. Они абсолютно востребованы на местах. И чем хуже состояние жилищного фонда, тем больший процент не признанного в установленном порядке аварийным жилья. Так что я предлагаю поддержать. Наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Состоялось обсуждение, уважаемые депутаты. Настаивает ли на выступлении представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Михаил Яковлевич, вы хотели бы что-то сказать? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 05 сек.) Проголосовало за 130 чел.28,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1% Результат: не принято Отклоняется законопроект.