Заседание № 217
20.02.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 715031-6 "О ратификации Соглашения о Новом банке развития".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1750 по 2060 из 7876
9-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о Новом банке развития". Докладывает Сергей Анатольевич Сторчак, заместитель министра финансов России. Сергей Анатольевич, не то что минута в минуту, а секунда в секунду вошли в зал. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! 15 июня 2014 года в городе Форталеза (Бразилия) министры финансов России, Китая, ЮАР, Индии и Бразилии подписали межправительственное соглашение об учреждении Нового банка развития, тем самым было выполнено поручение лидеров форума БРИКС о создании финансового механизма, на основе которого члены форума могли бы реализовывать совместные проекты и инициативы. Соглашение об учреждении Нового банка развития содержит положения и правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, речь идёт об изъятиях, связанных с налогообложением, с предоставлением банку, его помещениям, товарам, прочим предметам, которые используются для обеспечения его деятельности, иммунитета от ареста, конфискации, реквизиции, экспроприации и тому подобного. В связи с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах..." данное соглашение подлежит ратификации. Я займу ещё некоторое время, чтобы в сжатом виде немножко описать, что же это будет за институт развития и чем он, собственно говоря, будет отличаться от действующих многосторонних банков развития, членом которых является Российская Федерация. Во-первых, тем, что впервые в практике таких институтов распределение капитала и голосов осуществляется абсолютно на равной основе среди стран-учредителей, каждая из стран получила свои 20 процентов голосов. Во-вторых, наш институт, институт форума БРИКС, является вторым глобальным многосторонним банком развития после учреждённого в 44-м году Всемирного банка, все институты, которые создавались позднее, носят ярко выраженный региональный характер по охвату операций и, как правило, ограничивают свою деятельность тем регионом, в котором находятся страны-учредители. В-третьих, по-новому решена задача управления этим институтом. С одной стороны, мы взяли на вооружение трёхуровневый принцип управления - совет управляющих, совет директоров и менеджмент во главе с президентом, - с другой стороны, в отличие от порядков в действующих институтах страны-учредители договорились о том, чтобы каждая страна-учредитель имела возможность представлять своего кандидата для назначения на важную должность президента как старшего менеджера, и эта позиция подлежит ратификации; согласован процесс ротации на должность президента банка, который будет занимать эту позицию в течение пяти лет без права переназначения. Штаб-квартира банка будет находиться в Китае, в Шанхае. Банк получил возможность открывать свои представительства в странах-учредителях, в том числе в Российской Федерации. Мы исходим из того, что соответствующее представительство будет открыто на Дальнем Востоке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Руслан Кронидович Тихонов. ТИХОНОВ Р. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сергей Анатольевич довольно подробно изложил цели, задачи и принципы деятельности создаваемого Нового банка развития. С учётом того что создание банка преследует цели в части решения проблем развития инфраструктуры и обеспечения устойчивого развития стран БРИКС, развивающихся стран и стран с формирующимся рынком, Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона о ратификации соглашения. Положительное заключение на законопроект представил Комитет Государственной Думы по международным делам. Законопроект прошёл необходимую правовую экспертизу. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Анатольевич, несомненно, данный законопроект надо поддержать. Ситуация в мире резко меняется, соотношение сил смещается в сторону Азии, и мы понимаем, что руководители пяти государств логично это всё выстраивают. Скажите, какова реакция существующих мировых финансовых структур, начиная со Всемирного банка, на то, что вот это происходит? СТОРЧАК С. А. Реакция носит двойственный характер: с одной стороны, с большим любопытством и интересом была воспринята новость о том, что создаётся банк с разрешённым капиталом в размере 100 миллиардов долларов, а это больше, чем у любого другого многостороннего банка развития, с другой стороны - с определённой ревностью. Эта ревность связана с тем, что банк изначально задуман как глобальный институт, а не региональный, в отличие, допустим, от Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и так далее. Этот институт ориентирован на решение глобальных задач, и в этом смысле к нему относятся с определённой ревностью, хотя в то же время мы знаем, что уже есть и бывшие сотрудники существующих институтов, и действующие сотрудники этих институтов, которые хотели бы попробовать свои силы в Новом банке развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Сергей Анатольевич, мы развиваем другие страны, в этом есть и плюсы, и минусы, но не пора ли подумать о том, что нам нужно плановое развитие и своей страны - России? Девять лет назад мы отказались от Бюджета развития, и вот я уже несколько раз ставил вопрос о том, что без Бюджета развития мы никогда не сможем сконцентрировать усилия, средства на своём развитии, а не на развитии других стран. Я спрашиваю министра: что думают в вашем министерстве, не пора ли нам вернуться к своему Бюджету развития, тогда логичным будет в качестве второго шага создание этого банка? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопрос, но, на мой взгляд, задачи Бюджета развития мы в своё время достаточно успешно решили, переформатировав, изменив функции Внешэкономбанка, создав на его основе, на той ресурсной базе, которая имелась у него, добавив ещё ресурсы, Банк развития и внешнеэкономической деятельности, который, на мой взгляд, вполне справляется с функциями, связанными с Бюджетом развития, и дополнительного инструмента, на мой взгляд, не нужно. Если будет необходимость, мы сможем дополнительные полномочия передать Внешэкономбанку, да, собственно говоря, в эти дни проходит передача этому институту функций, связанных с оформлением государственных гарантий по инвестиционным проектам, по крайней мере двух типов этих гарантий, - гарантий, связанных с проектным финансированием, и гарантий, связанных с инвестиционными проектами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Постараюсь быть лаконичным. Хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот документ, подготовлен он качественно, достаточно хороший объём информации, не вызывает сомнений, что это дело полезное, нужное, и мы будем голосовать за. Я позволю себе лишь задать вопрос: Сергей Анатольевич, на этот год уже запланировано предоставить банку 350 миллионов долларов, это первый взнос в уставный капитал, а как обстоят дела с ратификацией в других странах, успеют ли они ратифицировать, чтобы мы успели этот взнос перечислить? Может быть, вы назовёте уже первые глобальные проекты, которые было бы здорово профинансировать, что в виде приоритетов уже прозвучало и планируется реализовать? СТОРЧАК С. А. Применительно к процедурам ратификации скажу, что Россия в этом смысле задаёт тон, и тот факт, что мы уже в начале марта выйдем на финишную прямую и своим партнёрам сообщим о завершении внутригосударственных процедур, думаю, простимулирует остальные страны. У нас хорошая информация о темпах прохождения государственных процедур в ЮАР и в Индии, несколько отстают коллеги из Китая, медленнее всего процедурные вопросы решаются в Бразилии. Бразильцы изначально предупреждали нас о том, что их государственная машина работает несколько медленнее, чем в других странах, и плюс к этому наложился объективный фактор - президентские выборы в Бразилии в ноябре, формирование нового правительства, появление нового министра финансов, с которым, собственно говоря, и строится работа по ратификации. Тем не менее мы рассчитываем, что к саммиту БРИКС в Уфе в начале июля все страны завершат традиционные процедуры и мы сможем провести первое заседание совета управляющих, тем более что первым председателем совета управляющих является министр финансов России Силуанов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Сергей Анатольевич, если я правильно понимаю, всё-таки данный банк создаётся, во всяком случае при его создании закладывалась мысль о том, чтобы как-то вывести те страны, которые входят в эту пятёрку, из-под долларового давления на экономику, а почему тогда уставный капитал формируется опять в долларах, а не, скажем, в каких-то действующих валютах стран, участвующих в создании банка? Спасибо. СТОРЧАК С. А. Ответ на этот вопрос может быть двояким: во-первых, мы с вами являемся свидетелями того, что американская валюта ведёт себя наиболее стабильно в последние, наверное, года два, и фактор стабильности по отношению к большинству других валют мира, говорит сам за себя, во-вторых, мы заранее договорились, что оплачиваемая часть капитала может быть не только в долларах США. В конечном итоге совету управляющих нужно будет определиться, в каких долях банк будет иметь собственный оплачиваемый капитал, - вы же понимаете, что банку крайне неудобно иметь капитал, который будет постоянно изменяться под влиянием волатильности на финансовых рынках, это мешает нормальному функционированию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ахмат Чокаевич Эркенов. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У нас в стране уже есть опыт создания такого банка - скажите, каковы реальные результаты деятельности этого банка? И второй вопрос: наверняка будет создаваться и банк, который будет обслуживать Евразийский экономический союз, поэтому ставится ли всё-таки вопрос о том, чтобы хотя бы в перспективе была какая-то другая валюта? СТОРЧАК С. А. Что касается банка, который работает на территории Евразийского экономического союза. Такой банк был учреждён в 2007 году, это Евразийский банк развития со штаб-квартирой в Алма-Ате, учредителями первоначально выступили Россия и Казахстан. Оплачиваемый капитал этого института составил полтора миллиарда долларов США, а недавно было принято решение к оплачиваемому капиталу добавить капитал "до востребования". Когда мы работали над проектом Нового банка развития, мы во многом ориентировались на опыт создания Евразийского банка развития, в том числе на опыт подготовки нормативных документов и выхода на трёхуровневый капитал. Этот банк успешно функционирует: сумма накопленных активов за этот период, насколько я помню - последнее время я ими не занимался, - превышает 12 миллиардов долларов; количество нефункционирующих, или проблемных, активов незначительное. Банк участвует в различных проектах на территории России, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. Микрофон включите. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, действительно, проблема мировой финансовой системы - это её однополярность, и мы видим, что вот эта однополярность используется как рычаг давления на Россию в сложной политической обстановке. В этом смысле Новый банк развития - это разумная альтернатива, тем более что вот этот институт развития будет контролироваться пятью разными государствами и с ним не будет проблем, как с нашим Внешэкономбанком, который, к сожалению, для депутатов является "чёрной дырой", и понять, какие из проектов действительно дали прибыль и эффект, очень сложно. Совершенно очевидно, что создание этого банка требует самого внимательного контроля со стороны нашего правительства, но не очень ясно, как этот контроль будет осуществляться, чтобы обеспечить самоокупаемость вложенных средств, чтобы банк действительно работал эффективно, потому что здесь есть ряд серьёзных рисков. Можно, конечно, как мы сегодня слышали, называть доллары "грязными зелёными бумажками", но пока наша экономика слаба и остаётся по своей структуре сырьевой, пока между странами БРИКС нет уравновешенного торгового баланса, никакой другой альтернативы, к сожалению, не просматривается, и в связи с этим, естественно, возникают валютные риски из-за обесценивания той или иной валюты, и банку обязательно придётся этим вопросом заниматься. Но самая главная проблема для нас - это отсутствие самоокупаемых проектов, и мы, к сожалению, так и не поняли, что конкретно банк будет делать. В первую очередь, конечно, об этом руководство банка должно заботиться, но, скажем, строительство скоростной магистрали Москва - Кейптаун будет неправильным выбором, а других вариантов нам пока не представили. Здесь вопрос окупаемости является первичным, и вот исходя из этого, естественно, требуется постоянное внимание к этому институту. В целом фракция поддерживает законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, в условиях штормящего мира и введения санкций в отношении нас без воздействия через финансы невозможно укреплять свои позиции. Я хотел бы обратить внимание Сергея Анатольевича на то, что многие страны используют политику связанных кредитов, - и мы вот таким образом мы могли бы, наверное, и оказать поддержку собственной экономике, и усилить влияние на другие страны, поставляя... Ну, например, заключили сейчас контракт с Египтом на строительство АЭС, а где проведение, скажем, ресурсное? Это первое. Второе. Есть масса стран, которые готовы приобретать нашу технику, технику стоящих ныне наших заводов, понимаете? Зачастую меня спрашивают, почему мы перестали поставлять комбайны или тракторы, но те, кто задаёт вопрос, не знают, что многие наши заводы уже просто не в состоянии их производить. Кроме того, в данной ситуации, мне кажется, нам надо думать и об организации своей резервной платёжной системы, потому что если мы будем продолжать платить ренту доллару и за куплю, и за продажу, то банковская система у нас будет серьёзно зависеть не только от системы SWIFT, но и от других инструментов. Мы поддерживаем идею организации банка развития, но считаем, что необходимо глубже работать над инструментарием воздействия и над платёжными инструментами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6319 по 6335 из 7876
9-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о Новом банке развития". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 31 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.