Заседание № 238
О проекте федерального закона № 714002-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации...". Андрей Михайлович Макаров докладывает. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, поскольку Иван Иванович просил не уходить, не уйду. Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы, и комитет предлагает поддержать его в третьем чтении. Хотя, Иван Иванович, в этой жизни всё бывает! (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Романов Валентин Степанович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А по тому вопросу ещё будет возможность записаться, там же сначала второе чтение. Спасибо. Если кто-то не записался, в секретариате можно записаться.
Так, 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 45 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 237
О проекте федерального закона № 714002-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (принят в первом чтении 22 апреля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, уважаемые коллеги, возвращаемся к 3-му пункту повестки дня, во втором чтении рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, не буду утомлять вас долгим докладом. На самом деле это закон-спутник по отношению к тому закону, который мы с вами рассматривали и который шёл у нас сегодня 2-м вопросом повестки дня: очень важные вопросы, о которых здесь идёт речь, были специально, как мы и договаривались в первом чтении, погружены в закон о симметричных корректировках. Что касается симметричных корректировок, поправки ко второму чтению носят в значительной степени технический характер. Это законопроект, который делает более понятными правила для бизнеса, и по существу здесь никаких замечаний не было. Другое дело, что одновременно в этот закон включены все те поправки в Налоговый кодекс, которые определяют, что никакой налоговой ответственности у тех лиц, которые предъявят декларацию, не наступит. Сразу хочу сказать, мы с вами сегодня будем рассматривать ещё один законопроект в первом чтении: зная о серьёзной "последовательности" в действиях нашего Минфина, мы в комитете приняли решение, что, вынося этот законопроект на второе чтение, мы на всякий случай должны принять тот законопроект в первом чтении, потому что мы, по-моему, единственная страна, где налоговая политика непрогнозируема - ни в прошлом, ни в будущем. На самом деле, коллеги, это те вопросы, которые необходимо было решить. Но в законопроект одновременно вносится ещё две группы поправок. Первая группа - это та, о которой я сказал, поправки по антиофшорному законодательству, сформулированные представителями всех фракций. Таких поправок четыре. Первая - это освобождение активных холдингов. О чём мы говорим? Речь идёт об урегулировании вопросов в том случае, если у нашего бизнеса есть какие-то предприятия, заводы на территории других стран, чтобы не ставить их в невыгодное положение. Вторая - о безотзывных трастах: прописаны все процедуры, становится понятно, что эти трасты действительно безотзывные, а также становятся понятными процедуры налогообложения. Третья поправка. Государством установлено, что должны представляться все виды отчётов по всей зарубежной собственности - имеется в виду бизнес, - то есть компания должна представлять отчётность. Но естественно, многие компании просто физически не могут составить отчётность по российским стандартам, и мы разрешаем им представлять отчётность по Международным стандартам финансовой отчётности и одновременно даём возможность представлять заключение внешних аудиторов. При этом, я повторяю, все остальные вопросы у нас всё равно решаются российскими налоговыми органами в соответствии с российским налоговым законодательством. И наконец, четвёртая поправка касается уточнения вопросов, связанных с налоговым резидентством, - это вопросы, которые определяют режим, понятный как для налоговой службы, так и для бизнеса. Вот четыре поправки, которые все фракции согласовали, и вносятся в законопроект. Сразу хочу сказать: здесь нет ни одного отступления от той антиофшорной позиции, которая была выражена в законопроекте в первом чтении и которую ясно обозначила Государственная Дума в связи с посланием президента, но здесь, безусловно, содержатся те правила, которые необходимы и бизнесу, и государству для правильного применения закона. Наконец, отдельно хотел бы обратить внимание на то, что ещё мы включили в данный законопроект, поскольку у нас, как выяснилось, очень сложно проходят те предложения, которые Государственная Дума вносит для совершенствования нашего налогового законодательства, в том числе и антикризисные предложения. Александр Дмитриевич знает, какие предложения были переданы в правительство, и вот часть из них нам удалось согласовать и внести. В частности, комитет предлагает принять предложения об увеличении размера первоначальной стоимости имущества, признаваемого амортизируемым, и размера первоначальной стоимости имущества, признаваемого основными средствами. Сегодня это составляет 40 тысяч рублей. Я помню, когда этот размер утверждался в самом начале 2000-х годов, Минфин обосновал его примерной стоимостью компьютера - уже компьютер столько не стоит, а у нас всё 40 тысяч по-прежнему! Эту антикризисную меру надо было принять ещё полгода тому назад, когда Государственная Дума предлагала это сделать, - не удосужились! Это основные направления налоговой политики, но мы предлагаем правительству не писать основные направления, а принимать необходимые меры и эту норму предлагаем принять сейчас. Сегодня порог для представления компаниями либо квартальной, либо месячной отчётности - 10 миллионов. Ну давайте хоть в полтора раза увеличим - никаких потерь для бюджета это не повлечёт! Это тоже наше с вами антикризисное предложение, его тоже надо было принять полгода тому назад, и мы его предлагали принять - опять отложили, мол, будем обсуждать и так далее. Мы предлагаем принять сейчас, чтобы бизнес видел, что мы для него делаем. Следующий вопрос. У нас существует порядок: экспортёры подакцизной продукции платят акциз, но наличными они не могут ничего заплатить, они должны сначала оплатить банковскую гарантию, а банковская гарантия сегодня - это 6 процентов. Вы представляете, какие это деньги?! А ведь потом эту банковскую гарантию, 6 процентов, оплатит потребитель! У нас с вами установлен хороший порядок по НДС, аналогичный порядок мы предлагаем распространить на подакцизную продукцию - это тоже наше предложение. Сразу хочу сказать, на совещании у Дмитрия Анатольевича Медведева им, как председателем правительства, все эти предложения были поддержаны, то есть в данном случае это единая, совместная позиция. На самом деле, наверное, можно продолжать, я обозначил только то, что сегодня предлагается реализовать, те наши с вами предложения, которые рождались в этом зале и которые, скажем так, нерасторопность отдельных чиновников мешала принять раньше. Но я хочу последнюю минуту выступления уделить тому, что нам сделать не удалось, - не удалось отменить НДС с авансов. Хочу напомнить, что Президент Российской Федерации говорил об этом в своём послании ещё в 2004 году, то есть одиннадцать лет тому назад, он тогда сказал, что пора наконец уже отменить НДС с авансов, невозможно дальше откладывать, и Минфин тогда обещал написать инструкции, всё сделать, обещал, что всё будет замечательно, - за одиннадцать лет они этого сделать не смогли! Кстати, за следующие одиннадцать лет, если так будет продолжаться, они этого тоже сделать не смогут. Но поскольку это важнейший закон и мы не можем его тормозить, я сразу хочу сказать от имени членов комитета, которые поддержали это предложение, что эту поправку мы внесём отдельным законопроектом и будем настаивать на его принятии, а из этого законопроекта, к сожалению, нам пришлось это исключить - тем более у нас будет повод поговорить о том, какой всё-таки должна быть налоговая политика, на тех парламентских слушаниях, которые у нас состоятся. Это важнейший законопроект, обеспечивающий применение того закона, проект которого мы уже рассмотрели. Комитет предлагает поддержать его во втором чтении и вынести оба законопроекта в пятницу на третье чтение: этого ждут налогоплательщики, это позволит серьёзно улучшить инвестиционную атмосферу в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите, Андрей Михайлович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? По ведению? Чуть позже. Если по первой таблице нет вопросов, ставится на голосование таблица поправок № 1. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 10 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Андрей Михайлович, чувствуется, что на вас кто-то оказывает давление: правильные предложения вы вынуждены исключить. Может, давайте мы всё-таки их проголосуем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отдельно. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 59 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Я хотел бы ответить: вопрос очень важный. Уважаемые коллеги, мы как раз считаем, что изменения в налоговое законодательство должны приниматься в результате эффективной совместной работы. Конечно, я понимаю прекрасно, мы можем сегодня просто принять этот закон, но потом начнётся... Мы принимаем важнейший закон, мы не хотим, чтобы в законе об амнистии капитала, в других важных законах оставались все эти, на мой взгляд, даже не ведомственные, а мелкие недоработки, из-за того что чиновники просто не хотят признавать те ошибки в налоговой политике, которые они совершили. За это не должны расплачиваться налогоплательщики, поэтому мы внесём законопроект, и я надеюсь, что, когда мы его будем рассматривать, несмотря на позицию Министерства финансов, депутаты нас поддержат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
3-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 36 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 235
О проекте постановления Государственной Думы № 791679-6 "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 714002-6 "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся срока представления поправок к законопроекту).
3-й вопрос, проект постановления о внесении изменения в постановление Государственной Думы "О проекте федерального закона № 714002-6 "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам предлагает изменить постановление Государственной Думы, принятое при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации", установив срок подачи поправок до 17 мая. Скажу сразу, что срок сокращается на два дня, но, безусловно, если будут поправки, внесённые за рамками этого срока, мы обязательно все их рассмотрим. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 714002-6 "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 15 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 714002-6 "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка осуществления налогоплательщиками симметричных корректировок налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект посвящён уточнению некоторых правил, касающихся трансфертного ценообразования. О чём идёт речь? Уже сегодня в том случае, если два российских налогоплательщика совершают сделку по цене, которая отличается от рыночной цены, возможны корректировки, симметричные корректировки: один налогоплательщик должен увеличить налоговую базу и уплатить дополнительно налоги, другой в этом случае получает возможность на такую же сумму уменьшить свои обязательства. Однако это правило сегодня работает только в том случае, если симметричная корректировка произведена по инициативе налогового органа. Налоговый кодекс даёт возможность налогоплательщику самостоятельно осуществить корректировку и показать в налоговой декларации рыночную стоимость, а не номинальную стоимость сделки, соответственно, второй стороне сделки необходимо произвести симметричную корректировку. Мы просим поддержать этот законопроект, он решает эту техническую задачу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклал Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич изложил доложил вкратце суть законопроекта. Законопроект достаточно простой: если два взаимозависимых лица, одно из которых, допустим, головное предприятие, а другое - дочернее, совершают две сделки и одна сделка является нерыночной и самостоятельно потом идёт доначисление, то головная компания имеет право уменьшить налогооблагаемую базу и включить это в затраты. Комитет при подготовке ко второму чтению, безусловно, будет дорабатывать данный законопроект. Законопроект улучшает взаимоотношения между организациями, поэтому прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Пожалуйста, запишитесь. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Литвинцев Дмитрий Алексеевич, пожалуйста. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вопрос: в связи с чем возникла такая необходимость? И хотелось бы поподробнее узнать о самом механизме: каким образом всё это будет осуществляться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Дмитриевичу Шаталову по карточке депутата Алфёрова, пожалуйста, включите микрофон. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Я уже упоминал в своём выступлении, что сегодня симметричные корректировки налогового обязательства возможны в двух случаях. На случай, если стороны совершают сделки по нерыночным ценам и это обнаруживают налоговые органы, прописана вполне понятная процедура: один налогоплательщик должен доплатить сумму налога, налоговый орган убеждается в том, что эта сумма попадает в бюджет, и в этом случае вторая сторона имеет право провести симметричную корректировку, на такую же сумму, и из бюджета, соответственно, эта сумма ему возмещается, если он её уже успел уплатить в бюджет. Таким образом, это операция с нулевым результатом, но она снимает все вопросы. Ровно такой же механизм Налоговый кодекс сегодня разрешает для одного лица, которое совершило сделку не по рыночным ценам, - увеличить сумму своих налоговых обязательств, если лицо указывает в декларации рыночную цену, - но в этом случае здесь должна появиться возможность для симметричной корректировки и у второй стороны. То есть фактически по инициативе самих налогоплательщиков, а не налоговых органов происходят эти изменения. Механизм абсолютно аналогичен тому, который применяется, когда это происходит по инициативе налоговых органов, суммарный результат тоже нулевой, но он снимает проблемы, касающиеся трансфертного ценообразования, связанные именно с возможными претензиями и штрафами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы частично уже ответили на мой вопрос, но всё-таки, если можно, уточните. В пояснительной записке сказано, что принятие закона приведёт к существенному улучшению положения налогоплательщиков. Вот всё-таки в целом по стране и индивидуально, для каждого, какой будет достигнут экономический эффект для налогоплательщиков - если можно в рублях - после принятия этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Алфёрова - Сергей Дмитриевич Шаталов. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Я не готов оценить эффект этого закона в рублях по двум обстоятельствам. Во-первых, это новый институт, новый инструмент, который только-только появился в Российской Федерации, и налоговые органы и налогоплательщики только начинают его использовать: у нас совсем немного случаев корректировок по инициативе налоговых органов, и ещё не было корректировок по инициативе налогоплательщиков. Мы исправляем неточность и несправедливость. И ещё раз повторю: с точки зрения бюджетных поступлений будет нулевой результат, но он улучшает положение налогоплательщика, так как избавляет его от рисков попасть под штрафы и санкции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Снимаю вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, мы рассматривали эту тему на заседании бюджетного комитета, и у меня был в том числе тот вопрос, который Антон Анатольевич задал: как изменится налоговая база, то есть какой будет результат - плюс или минус - для бюджетов? И всё-таки мы пришли к выводу, что здесь, наверное, сложно будет оценить результат с учётом того, что не так часто даже по результатам налоговых проверок это делается, а в том, что кто-то будет делать это добровольно, я вообще сомневаюсь: занизив цену с какой-то конкретной целью, он потом вдруг будет пересчитывать и так далее? Но с точки зрения логики налогового процесса и здравого смысла такую возможность налогоплательщикам, если они, дочерние компании, приняли решение по какой-либо причине - аудитор подсказал или, скажем так, они приняли это решение исходя из административного учёта, - я думаю, нужно предоставить. С этих позиций, я думаю, это логично, допустимо, и фракция ЛДПР поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Ну, очень сложно что-то добавить к выступлению моего коллеги, в принципе основные аспекты он уже осветил. Единственно, небольшая оговорка. Сергей Дмитриевич, ну вот мы меняем налоговое законодательство и, когда открываем документы, которые внесены правительством, видим, что финансово-экономическое обоснование содержит формулировку, что никаких затрат из федерального бюджета не потребуется. Конечно, можно поспорить с этим утверждением, поскольку всё-таки запускается достаточно интересный механизм, который позволяет перераспределять доходы между различными уровнями бюджетов - это затрагивает и федеральный бюджет, и региональные. Тут система налогообложения по-разному может применяться, потому что контролируемые сделки предполагают наличие цепочек из предприятий с различными системами налогообложения: кто-то платит налог на прибыль, какие-то предприятия находятся на упрощённой системе налогообложения, и в любом случае эти доходы будут перераспределяться между различными уровнями бюджетов. Так что однозначно будут затронуты все уровни бюджета, соответственно, должна быть предусмотрена какая-то компенсация или из федерального бюджета, или наоборот тех средств, которые будут недополучены, то есть тому бюджету, который получал эти доходы ранее. Очень хотелось бы, чтобы правительство всё-таки на равных выступало с депутатами Государственной Думы, от которых требуется финансово-экономическое обоснование при внесении изменений в налоговое законодательство, и представляло полноценное, исчерпывающее обоснование тех норм, которые вносятся в Государственную Думу. Ну а в целом, конечно, фракция поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Сергей Дмитриевич, что-то будете говорить в заключение? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.