Заседание № 245
О проекте федерального закона № 713026-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34-1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части реализации положений закона с 1 января 2025 года на постоянной основе и применения их на всей территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34-1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! С 2021 года в пилотном режиме реализуется федеральный закон о государственном социальном заказе в отраслях социальной сферы. В 2021 году в этот пилот вошло 16 субъектов Федерации, в настоящее время - 38 субъектов Федерации, и за эти четыре года вырос практически в 2 раза объём финансового обеспечения, в несколько раз - количество потребителей, получающих услуги в рамках социального заказа, в том числе в рамках конкурентных способов, к которым, я напомню, относятся выдача социальных сертификатов, бесплатных для потребителей, оплачиваемых из бюджета по принципу "деньги следуют за потребителем", и совместные конкурсы с участием организаций любых организационно-правовых форм. Результаты социологических исследований подтвердили востребованность этого инструмента и органами исполнительной власти, и поставщиками и, самое главное, рост удовлетворённости граждан объёмом и качеством услуг, которые они получают за счёт бюджетных средств. Исходя из этого, правительство предлагает продлить действие 189-го закона, о социальном заказе, и внести в него четыре группы новаций. Первое, исключить норму о том, что закон действует до 1 января 2025 года, то есть перевести его из пилотного режима в постоянный. Второе, установить, что перечень сфер, в которых может реализовываться соцзаказ, будет определён по отраслевому принципу, и распространить соцзаказ на такие сферы, как образование, здравоохранение, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт, туризм. Сейчас определены только девять более узких направлений, по которым может применяться социальный заказ. Третье, это самое важное, наверное, сейчас, предлагается сохранить базовый принцип: заставить реализовывать соцзаказ невозможно, это есть и всегда должно оставаться правом субъекта Российской Федерации. Сейчас должен быть утверждён перечень таких субъектов. Как я уже сказал, в нём сейчас 38 субъектов Федерации. Мы предлагаем дать право субъектам Федерации самостоятельно принимать решение о масштабах, способах участия в реализации соцзаказа. То есть можно вообще не участвовать, можно определить направления, по которым соцзаказ будет реализовываться. И последнее - ряд оправдавших себя на практике временных норм предлагается закрепить на постоянной основе. В частности, здесь речь идёт об определении показателей эффективности соцзаказа, использовании реестров информации о потребителе и проведении конкурсов при отборе исполнителей по спортивной подготовке. Ко второму чтению нам нужно будет дополнительно проработать вопрос разграничения полномочий между регионами и муниципалитетами, сохранив базовый принцип самостоятельного определения способов реализации социального заказа. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! У законопроекта, который был доложен, непростая предыстория. В 2019 году правительство выступило с инициативой попробовать дать право в ряде регионов некоммерческим организациям, коммерческим организациям участвовать в реализации государственного (муниципального) социального заказа. Тогда при рассмотрении в первом чтении комитет высказал очень серьёзные замечания, и мы целый год вместе с Министерством финансов дорабатывали законодательную инициативу, чтобы потом в пилотном режиме она была реализована в некоторых субъектах, после чего вносились ещё изменения. И в целом многие плюсы этой инициативы были отмечены. Причём было введено ограничение по сферам, где это могло применяться, докладчик об этом уже сказал. Теперь предлагается распространить эту норму и дать право субъектам реализовывать это уже на постоянной основе и во всех сферах по желанию субъекта, за исключением сферы культуры. Комитет рассмотрел данную инициативу. Мы отмечаем определённые риски, считаем, что ко второму чтению должны быть внесены определённые корректировки. Прежде всего это касается полномочий субъектов, часть из них просто не готовы ещё к реализации этого, учитывая, что их пилотный проект не охватывал. Концептуально мы предлагаем поддержать и не спеша будем дорабатывать ко второму чтению, анализируя и прогнозируя все возможные риски, учитывая то, что данные нормы затрагивают крайне чувствительную социальную сферу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Ярослав Евгеньевич, вы с места будете отвечать на вопросы? Хорошо. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Михайлович, в заключении ответственного комитета значится, что федеральным законом должно быть предусмотрено исключительно право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по формированию государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг. Поддерживаете ли вы позицию комитета на этот счёт? И стоит ли, на ваш взгляд, в данном направлении идти по пути дальнейшего расширения полномочий органов власти на местах? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Анатолий Борисович, уважаемые депутаты! Мы согласны с принципиальной позицией комитета, ко второму чтению нужно будет более чётко и однозначно прописать полномочия региона и муниципалитетов в отношении введения социального заказа. Сейчас мы предлагаем сохранить базовый принцип - право, а не обязанность региона применять соцзаказ, это как раз и есть инструмент предотвращения всех возможных рисков. Кто прошёл пилотную апробацию, может продолжать это делать, причём даже в более узком режиме; кто не проходил, может постепенно входить в социальный заказ. В отношении муниципалитета и сейчас нет полной ясности, но ко второму чтению... В первом чтении мы предполагали, что муниципальные образования пока будут также самостоятельно принимать решения. Ко второму чтению нам нужно будет найти баланс между полномочиями двух уровней власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Михайлович, в законопроекте написано, что вы собираетесь вводить критерии эффективности оказания социальных услуг и также научное обоснование и подходы для определения таких критериев. А кто этим будет заниматься - обсуждалось ли это? Это будут федеральные органы исполнительной власти или каждый субъект будет устанавливать свои критерии эффективности? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Ольга Васильевна, уважаемые депутаты! Ну, основным критерием мы считаем показатели удовлетворённости граждан доступностью и качеством услуг. Понятно, что измерить их довольно сложно, но такие способы в каждой отрасли всё-таки применяются. Ну, плюс ещё регион сам - мы не будем здесь проводить никаких централизованных оценок - должен будет утвердить свою методику, свои критерии и регулярно это делать. Мы предполагаем, что по-прежнему, как и сейчас, общее методологическое руководство реализацией этого проекта уже на постоянной основе сохранится за Министерством финансов и будут продолжать действовать и корректироваться методические рекомендации, адресованные субъектам Федерации, в которых содержатся в том числе критерии оценки эффективности оказания услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Алексей Михайлович, в продолжение вопроса Ольги Васильевны, вот про показатели эффективности. А проводился ли анализ вот сейчас, по результатам пилота, в каких регионах более эффективно, в каких менее эффективно и почему? ЛАВРОВ А. М. Да, проводилось социологическое исследование во всех субъектах Федерации, и есть данные по регионам, где лучше динамика, где хуже. Но в данном случае мы считаем, что самое важное состоит в том, что подтвердился общий рост удовлетворённости, пусть он и измеряется не десятками процентов. Ну вот, например, базовый уровень удовлетворённости услугами в сфере занятости населения во всех регионах в совокупности был 86 процентов, после реализации проекта он повысился до 92 процентов. Мы считаем, что вот каждый процент - это очень важно, значит, большее количество граждан получили более качественные услуги в сфере занятости. Такие оценки есть у нас по каждой отрасли. Но сравнивать регионы, кто сработал лучше, кто хуже, мы считаем не совсем корректным, потому что в одних регионах есть конкурентные рынки, в других нет, где-то больше некоммерческих негосударственных организаций, готовых участвовать в проекте, где-то меньше. Поэтому мы считаем, что все 38 регионов, которые опробовали этот механизм, в той или иной степени опробовали, молодцы, они сделали правильный шаг - к прозрачности описания госуслуг, к введению количественных и качественных критериев, и на этой базе они могут двигаться дальше, вне зависимости даже от получаемых чисто формальных оценок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 43 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.