Заседание № 285
16.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 712943-6 "О внесении изменений в статью 93-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части установления максимальной ставки за пользование бюджетным кредитом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3491 по 3871 из 6393
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! ЛДПР неоднократно и в этом зале, и в своих обращениях, и на встрече с президентом, и на встрече с председателем правительства ставила вопрос о том, что у абсолютного большинства наших регионов очень большой государственный долг и этот долг необходимо обслуживать. Те деньги, которые выделяются из федерального центра, порой позволяют региону только топтаться на месте, не проваливаясь в долговую яму, не опускаясь до полной невозможности нести социальные обязательства, то есть не погружаясь в преддефолтное состояние. В 2014 году Государственная Дума приняла поправки, которыми установила максимальный процент по кредиту в размере 0,1 процента от суммы. С одной стороны, это облегчило участь субъектов, с другой стороны, на сегодняшний день долги всё равно достаточно серьёзные: в Архангельской области, в Смоленской области - там долг больше 20 миллиардов рублей, и с каждым годом такие долги только увеличиваются. Поэтому мы предлагаем те долги, которые образовались до периода с 2004-го по 2014 год, реструктуризировать таким образом, чтобы принятую нами здесь процентную ставку - 0,1 процента - распространить на те суммы, которые были взяты субъектами ранее. А лучше вернуться к прежней идее ЛДПР: либо вообще заморозить на какое-то время эти долги регионов, либо их полностью простить, таким образом дав возможность экономике вырваться из того кризисного положения, которое сложилось в абсолютном большинстве регионов и с каждым годом только ухудшается. Просим инициативу фракции ЛДПР поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, уважаемый Ярослав Евгеньевич! Комитет рассмотрел указанный законопроект и отмечает, что в принципе цели выдачи бюджетных кредитов и условия, на которых они предоставляются, регулируются статьёй 93-3 Бюджетного кодекса, где говорится о том, что все эти условия прописываются в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год или, может, на плановый период. На самом деле это оправданная позиция, потому что бюджетные кредиты предоставляются субъектам в зависимости от того, как складывается экономическая ситуация. До 2014 года включительно предполагалось, что за бюджетные кредиты из бюджетов субъектов будет выплачиваться одна третья часть учётной ставки банка. В 2014 году ситуация изменилась, вы знаете, что произошла стагнация экономики, доходы бюджетов субъектов значительно уменьшились, и, чтобы облегчить ситуацию, позволить территориям стабилизировать ситуацию с финансами, было принято решение снизить ставку, по которой они получают бюджетные кредиты, до минимума - до 0,1 процента. Эта норма записана в законе о бюджете на 2016 год, но она уже действовала в 2015 году. В 2016 году она по-прежнему действует, и при этом суммы кредитов также увеличены: в прошлом году они были доведены до 310 миллиардов, в этом году субъекты могут получить тоже 310 миллиардов рублей именно на таких льготных условиях. Но ситуация может меняться, и поэтому мы считаем, что решения в связи с этой нормой должны приниматься достаточно оперативно. У нас, как правило, налоги не нефтегазовые, в большей степени налог на прибыль, основная часть, поступает в доходы бюджетов субъектов, и если экономика начнёт подниматься, доходы у них будут увеличиваться, вот тогда можно будет вернуться к другой норме в отношении процентной ставки по тем кредитам, которые будут выдаваться. Таким образом, мы считаем, что та норма, которая сегодня действует, даёт возможность регулировать взаимоотношения между федеральным центром и регионами, с тем чтобы помогать, если нужно, стабилизировать экономическую ситуацию, финансовую ситуацию, для того чтобы регионы могли выполнять свои социальные обязательства, а если вдруг там появится такая необходимость или, наоборот, экономические условия улучшатся, то можно эту ставку отрегулировать и в другую сторону. Мы считаем, что вот такое оперативное управление - это более целесообразный метод, и поэтому рассматриваемый законопроект предлагаем отклонить. Правительство и Счётная палата тоже не рекомендуют его принимать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Владимирович Сысоев. СЫСОЕВ В. В. Уважаемая Надежда Сергеевна, ну, если у нас сегодня вынуждены брать в долг уже даже Ямало-Ненецкий автономный округ, долги которого составляют уже практически 20 процентов бюджета, Ханты-Мансийский округ - донор федерального бюджета, Тюменская область... В законопроекте же речь идёт не только о новых кредитах, но и о тех кредитах, которые были взяты ранее. И наверное, нужно на уровне закона установить одну-единственную ставку, что можно сделать предлагаемым законопроектом, а не смотреть конъюнктуру - хорошо либо плохо развивается экономика, хорошо либо плохо наши регионы решают вопросы бюджетной обеспеченности. Всё-таки из заключения комитета непонятно, почему мы не хотим поддержать российские регионы, установив раз и навсегда ставку 0,1 процента именно для российских регионов. Доводы, которые вы привели, неубедительны. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Ещё раз повторяю, мы считаем, что эта норма мобильна: вот на сегодня сложилась тяжёлая ситуация в регионах - и мы снизили эту ставку до минимума, до 0,1 процента. Более того, мы каждый год в законе о бюджете предусматриваем реструктуризацию долгов. Вы знаете, что в прошлом году мы реструктурировали долги, которые были связаны с бюджетными кредитами, выданными под строительство, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, и мы установили архильготные условия, когда в течение десяти лет регионы гасят только свои процентные долги, и только по истечении десяти лет начинают гасить непосредственно тело долга. Поэтому не нужно каждый раз вносить изменения в Бюджетный кодекс, мы можем реагировать оперативно, внося изменения в закон о бюджете. Вы знаете, что мы неоднократно в течение года вносим изменения в закон о федеральном бюджете, таким образом, мы можем оперативно реагировать на все вызовы, которые нам преподносят соответствующие реалии жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемая Надежда Сергеевна, вы в своём выступлении и сейчас в ответах на вопросы несколько раз говорили об оперативном реагировании. Целиком и полностью с вами согласен, и вот как раз законопроект, который внесли мои коллеги из фракции ЛДПР, - это и есть оперативное реагирование. Мы говорим о том, что сейчас ставка 0,1 процента, это хорошо, но давайте по тем бюджетным кредитам, которые были взяты до 2014 года по более высокой ставке, тоже реструктурируем долг и сделаем там ставку 0,1 процента, - вот оно, оперативное реагирование! Или вы считаете, что как раз сейчас время для этого решения не пришло? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Мы считаем, что время для того, чтобы реструктурировать долги региональных бюджетов, пришло, но это надо делать и с учётом возможностей федерального бюджета. Вы знаете, что у нас бюджетные кредиты предусматриваются как к выдаче, так и к возврату, и поэтому нужно посмотреть, на какие цели были выданы кредиты, какие из них можно реструктурировать и на таких ли условиях, о которых вы говорите, а какие, может быть, не нужно сегодня реструктурировать на таких же условиях, а лучше на каких-то других, потому что у нас выдавались кредиты не только на цели покрытия дефицита, но и на другие цели. Ещё раз поясню, почему я говорю об оперативности. Потому что каждый раз вносить изменения в Бюджетный кодекс в зависимости от того, как складывается ситуация, достаточно сложно, а закон о бюджете, ещё раз повторю, более мобильная и подвижная структура, с помощью которой мы можем неоднократно решать разные вопросы в течение года. Может быть, это не очень хорошо, но тем не менее это практикуется у нас на протяжении последних лет. Как только возникает сложная ситуация с бюджетами регионов, мы принимаем соответствующие меры. И вы знаете, что при формировании закона о бюджете 2016 года мы здорово поправили правительство и увеличили более чем в 2 раза те бюджетные кредиты, которые будут выдаваться с целью в том числе заместить банковские кредиты более дешёвыми бюджетными. А банковские кредиты, как вы знаете, достаточно дорогие, и это обеспечит экономию по обслуживанию долга. Решение же по реструктуризации принимается специально. Мы даём такое право правительству, они выносят постановление, на каких условиях реструктурировать эти долги. Ещё раз повторю, что в зависимости от того, на какие цели выданы кредиты, условия реструктуризации могут отличаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ваша боль, неравнодушие к положению регионов понятны, сердце нашей фракции также болит, поэтому мы проголосуем за ваш законопроект, но есть как минимум одна проблема. На самом деле регион региону рознь, как и губернатор губернатору. И если один губернатор ответственен, аккуратен, то другой хапает эти деньги, пользуясь контактами с Минфином, и наращивает задолженность, рассчитывая на то, что через несколько лет либо его здесь уже не будет, либо что-то ещё изменится. А кто будет отвечать за эти деньги, непонятно. Я не хочу здесь называть регионы - пусть комитет по бюджету вам их назовёт, - в которых бездумно принимались решения по взятию кредитов, без понимания того, на какие цели и как их потом отдавать. В связи с этим ваше предложение - простить - не совсем уместно. Согласны вы с этим или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. В данном законопроекте речь о том, чтобы простить, не идёт. Хотя наша позиция: заморозить всё-таки необходимо, для того чтобы дать возможность продохнуть региону. Возьмём простой пример - Смоленская область, которая досталась губернатору Алексею Островскому, бывшему депутату фракции ЛДПР, в крайне плачевном состоянии. Разве он виноват, что бывший губернатор создал такие условия, в которых область жила за счёт кредитов, скатываясь в долговую яму, её растаскивали, экономику разваливали, сельское хозяйство разваливали, и работали одни мошеннические, серые схемы, которые покрывались чиновниками. И теперь приходится эти авгиевы конюшни чистить, область вытаскивать! Но даже та помощь, которая приходит из федерального центра, львиная её доля, идёт опять же на обслуживание кредитов, которые были взяты ранее. Да, я согласен с вами, что есть вопросы и к контрольно-счётным палатам субъектов, и к надзорным органам: куда они раньше смотрели? Ну вы же знаете, в какой стране мы живём: мы направляем депутатский запрос с одним вопросом, а нам приходит ответ на другой, чиновники чиновников покрывают, а потом мы становимся свидетелями того, как задерживают заместителей министра и других чиновников Министерства культуры за то, что они участвовали в серых схемах, в распиливании огромных бюджетных средств, выделенных на реставрационные работы. Мы говорим о том, что для оздоровления экономики регионов необходимо принять радикальные меры. Мы в ЛДПР предложили заморозить либо вообще простить, забыть хамское и наплевательское поведение отдельных губернаторов, для того чтобы вновь избранные руководители могли освежить ситуацию, оздоровить её, чтобы дать возможность областям, всем субъектам выползти, выбраться из той критической ситуации, в которой они сегодня практически все находятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемая Надежда Сергеевна, постоянно на всех форумах и мы, и руководство страны говорим о том, чтобы сделать инвестиционно привлекательными наши регионы. Любая инвестиционно привлекательная среда подразумевает как минимум среднесрочное и долгосрочное планирование. Если мы изначально ограничиваем свои регионы тем, что может быть изменена ставка, как вы говорите, благодаря положительной конъюнктуре, соответственно, контракты по проектам, в которых регионы софинансируют или субсидируют инвестиционную процентную ставку, могут меняться. Получается, вы вступаете в противоречие с тем, что сегодня делает или пытается сделать правительство. На ваш взгляд, наоборот, есть смысл говорить о семилетнем, о десятилетнем, о пятнадцатилетнем планировании и неизменности налогового законодательства, инвестиционной среды, с тем чтобы инвесторы приходили и вкладывали в регионы и реализовывали там большие проекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что бюджетные кредиты не выдаются на инвестиционную составляющую. Как правило, они выступают как источник покрытия дефицита бюджетов и выдаются на покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджетов и на конкретные цели в отдельных случаях, когда мы считаем, что нужно на достаточно короткий период дополнительно выделить ресурсы региону для реализации того или иного проекта. Когда средства в виде бюджетных кредитов выделяются на дороги, на сельское хозяйство и так далее, это не инвестиционная составляющая. Инвестиционная составляющая проходит совершенно по другим направлениям финансовой помощи из федерального бюджета - через ФАИП, через ФЦП, через соответствующие государственные программы, поэтому не нужно путать одно с другим. И я хочу сказать, что в данном случае речь идёт о том, что бюджетные кредиты выдаются, чтобы помочь стабилизировать финансовую устойчивость субъектов, и если у субъектов заложены какие-то инвестиционные программы, то те доходы, которые они получают с участием государственно-частного капитала, они могут реализовывать. Я ещё раз обращаю ваше внимание, коллеги, на то, почему я говорю всё время об оперативности. Потому что, действительно, благодаря тому, что мы можем в бюджете на очередной год учитывать различные направления, мы можем в быстром режиме принимать решения, так же как приняли решение об увеличении бюджетных кредитов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Андрей Викторович Руденко, пожалуйста. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я постараюсь коротко. Я внимательно выслушал полемику. Как сказал мой коллега Александр Георгиевич, мы поддержим законопроект в первом чтении, хотя у нас есть вопросы и предложения по его доработке ко второму. Мы считаем, что, конечно, нельзя полностью прощать. И все кредиты, полученные бюджетами Федерации... На примере Краснодарского края, который я представляю, хочу сказать вам следующее. Был задан вопрос по поводу Минфина: а куда смотрит Минфин? На сегодняшний момент Краснодарский край имеет задолженность 136 миллиардов рублей при собственных доходах 170 миллиардов, из них 46 миллиардов - коммерческим банкам, 9 миллиардов в год - только обслуживание коммерческих кредитов. Поэтому важен такой момент: когда Минфин выдавал с 2010 года различные займы краю и край брал бюджетные займы у коммерческих банков, должны были прекрасно понимать, какой кассовый разрыв будет на фоне социальных программ, и так далее. Вот что делать Краснодарскому краю с такой огромной задолженностью?! Конечно, предложение фракции ЛДПР вполне нас устраивает. Если реструктурировать такую задолженность, хотя бы снизить ставку по процентам, тогда можно выбраться. Можно реструктурировать задолженность лет на десять и постепенно возвращать эти кредиты, а возвращать их надо, они взяты из федеральных программ. Коллеги, есть рациональное зерно в этом законопроекте, и мы, наша фракция, эту концепцию поддерживаем. В других регионах, поверьте, ситуация нелёгкая, и нам надо совместно эти вопросы рассматривать. Вот как-то я слушал полемику: есть правительство, есть оперативное решение - это всё замечательно, но правительство нам до сих пор ещё антикризисный план не представило окончательный, который мы могли бы рассмотреть, а страна уже полтора года в кризисе! Я считаю, что мы должны в первом чтении концепцию законопроекта поддержать, но, конечно, при условии его доработки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Спасибо, что высказали слова поддержки, надеюсь и на поддержку фракции Коммунистической партии Российской Федерации. Губернатор, который ранее был депутатом этой фракции, полагаю, тоже столкнулся с подобной проблемой и не понаслышке знает, как тяжело управлять областью, когда огромные долги и социальные обязательства перед населением области. Ещё раз повторяю: мы не предлагаем полностью простить долги данным законопроектом, хотя такова наша позиция, мы неоднократно её излагали. Конечно, всегда можно найти определённые доводы, чтобы не поддержать ту или иную инициативу, потом финансово-экономический блок правительства начнёт кивать на Центробанк, а Центробанк скажет: "Это не мы, это правительство!" А когда год назад, в кризис, была серьёзная ситуация, нам вообще здесь заявили: куда же вы все раньше смотрели?! Так вот чтобы мы больше таких заявлений не слышали, мол, куда же мы все раньше смотрели, мы и говорим: давайте сегодня будем принимать те меры, которых ждут от нас регионы. А то иногда слушаешь чиновников из финансово-экономического блока правительства и складывается впечатление, что они вообще живут в каком-то другом мире, - у них виноваты все, кроме них, виноваты цены на нефть, санкции, кризис во всем мире... До сих пор чёткой и ясной позиции, как выходить из этой ситуации, из этого кризиса, не слышно и не видно, и никаких серьёзных шагов не предпринимается, в регионах их не ощущают - это факт. Зато разворовывают бюджетные деньги, которые выделяются, например, на реставрацию, находятся деньги, чтобы перекладывать плитку по десять раз, дороги асфальтировать там, где не нужно, центр Ельцина построить за 7 миллиардов рублей, депутатам, тем, кто не переизбрался, "золотые парашюты" сохранить за безделье и так далее. Так что деньги в стране есть, необходимо правильно их расходовать - оптимизировать и вообще убрать ненужные траты. И нужно думать о субъектах Российской Федерации, ведь за пределами Москвы жизнь совершенно иная, абсолютное большинство регионов сталкивается с проблемой недофинансирования, с нехваткой финансовых средств, прежде всего на решение социальных проблем. Просим инициативу фракции ЛДПР поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, я просто хочу, чтобы вы услышали меня и мнение комитета. Вот мы сегодня говорим о тяжёлой ситуации в субъектах, о больших долгах - это всё правильно, мы со всем этим согласны, и мы тоже постоянно об этом говорим и работаем над тем, чтобы найти какие-то методы, улучшить ситуацию с финансами, со сбалансированностью бюджетов субъектов. Но сегодня мы с вами обсуждаем законопроект о внесении постоянной нормы в Бюджетный кодекс, а норма-то эта временная! Вот посмотрите: "Правительству... в месячный срок внести изменения в соглашения (договоры) о предоставлении бюджетных кредитов..." Разве это норма постоянного, базового закона? Мы стремимся к тому, чтобы у нас Бюджетный кодекс был постоянным, - понимаете? - чтобы мы бесконечно в него поправки не вносили, потому что это базовый закон, а всё, что касается вот этих положений, конкретизации, должно находить отражение в федеральном законе о бюджете, в других законах, которые мы с вами принимаем. Я хочу, Ярослав Евгеньевич, обратиться даже вот к вашему законопроекту по юридическим лицам, которые занимаются завозом грузов на Север. Помните, мы его недавно отклонили? Мы это сделали потому, что вы предложили внести изменения в Бюджетный кодекс, а значит, это стало бы нормой постоянного действия. Действительно, может случиться так - не приведи господи, конечно, - что завтра по малым рекам не пойдёт большая вода и грузы не будут завезены, продовольствие в сёла, например, в Сахе завезено не будет, и мы вынуждены будем принять эту норму в законе о бюджете и выделить юрлицам такие кредиты, но на один год. Вот они завезут двухгодичный запас продовольствия - всё, на следующий год действие закона кончается, действие нормы кончается, и в другие законы вносить поправки уже не надо. Вы понимаете, вот это и называется оперативным управлением и финансами, и ситуацией, а вы заставляете нас внести вот эту норму как постоянную в Бюджетный кодекс, хотя она в принципе уже завтра действовать не будет. В месячный срок внесли изменение в соглашение - и что дальше? Всё, норма неработающая! Я хочу, чтобы вы это услышали. Мы не против всего того, о чём вы говорите, но это нужно решать в другом порядке, а в Бюджетном кодексе нормы должны быть постоянные, именно поэтому фракция и комитет против принятия этого законопроекта. Услышьте меня, поймите, пожалуйста, логику! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5125 по 5141 из 6393
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 93-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 27 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.