Заседание № 40
12.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 71245-5 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 908 по 1183 из 3250
Пункт 6. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Николай Александрович Овчинников. ОВЧИННИКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации подписано главами государств - участников Содружества 1 июня 2001 года в Минске. Целесообразность ратификации данного соглашения обусловлена потребностью расширения правовых основ сотрудничества правоохранительных и судебных органов государств - участников СНГ в борьбе с компьютерными уголовно наказуемыми деяниями. Соглашение определяет ключевые направления и формы сотрудничества в данной области правоохранительной деятельности. В числе таких форм - обмен информацией и направление запросов об оказании содействия. Также в соответствии с национальными законодательствами сторон соглашение определяет виды уголовно наказуемых деяний в сфере компьютерной информации. В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" соглашение подлежит ратификации, так как устанавливает правила иные, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с соглашением предполагается обмен сторон информацией о готовящихся или совершённых преступлениях в сфере компьютерной информации и причастных к ним физических и юридических лицах, включая обмен персональными данными, что затрагивает основные права и свободы граждан. Соглашение ратифицируется Российской Федерацией с оговоркой. Дело в том, что статья 8 соглашения предусматривает возможность отказа в исполнении запроса полностью или частично только в случае, если запрашиваемая сторона полагает, что его исполнение противоречит её национальному законодательству. Вместе с тем часть четвёртая статьи 457 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб её суверенитету и безопасности. Таким образом, суть оговорки - возможность отказа в исполнении запроса полностью или частично, если его исполнение может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации. Соглашение позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, в том числе с незаконным использованием информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности на материальных носителях информации. Расходы, связанные с реализацией соглашения, будут покрываться за счёт средств, выделяемых на содержание компетентных органов. Уважаемые депутаты, прошу принять Федеральный закон "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович, присаживайтесь. Содоклад сделает председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексей Владимирович Островский. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Николай Александрович очень подробно рассказал о необходимости ратификации данного соглашения. Позволю себе коротко изложить позицию комитета. Данное соглашение, заключённое 1 июня 2001 года между десятью государствами - участниками СНГ, было внесено на ратификацию в Государственную Думу 12 июня 2008 года. На сегодняшний день соглашение уже ратифицировано Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией и Таджикистаном. Основная цель данного соглашения - это стремление расширить правовые основы сотрудничества государств - участников СНГ в области борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, что предполагает более тесное сотрудничество правоохранительных и судебных органов государств - участников СНГ. Как уже отметил Николай Александрович, ратификация соглашения Россией предполагает оговорку о том, что мы имеем право в полном объёме или частично отказаться отвечать на запрос, если это будет противоречить национальным интересам или создавать угрозу национальной безопасности. 4 сентября на своём заседании наш комитет единогласно принял решение о необходимости ратификации данного соглашения, и мы рекомендуем Государственной Думе ратифицировать его. К нашей позиции также присоединились комитеты-соисполнители, это комитеты по безопасности, по информационной политике, информационным технологиям и связи и по делам национальностей. Правовое управление не имеет замечаний по тексту законопроекта. В этой связи просим поддержать наше решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока задержитесь на трибуне, уважаемый депутат. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Жириновский, депутат Решульский. Больше рук я не видел. Всё, да? Пожалуйста, Владимир Вольфович, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику. В приложении вы указываете, что никаких финансовых затрат ратификация не потребует. С точки зрения обмена какими-то документами, конечно, не потребует. Но чтобы предупреждать преступления в этой сфере в этом законе, в статье 5, написано: создание информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации. Это что, бесплатно кто-то вам даст? Это самое дорогое, что есть сегодня на планете Земля. Вот у кого есть эти информационные системы, тот победит в третьей мировой войне. А вы нам говорите: расходов не будет. Мы что, будем письма друг другу направлять? Смысл-то ратификации в том, чтобы правоохранительные органы могли предупреждать преступления в этой сфере. А вы говорите: создавать систему, а денег не надо. Вот объясните: что, кто-то бесплатно что-то поставит вам? ЦРУ поставит вам бесплатно с удовольствием, чтобы всю информацию снимать себе, или ФБР. А здесь огромные затраты, я не знаю, кто так считает, что бесплатно всё будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. Микрофон в ложе включите. ОВЧИННИКОВ Н. А. Создание информационных систем странами - участницами этого соглашения предполагается на национальном уровне. И информационные системы подобного рода практически уже созданы. В соглашении речь идёт о том, чтобы пользоваться этими информационными системами для обмена информацией, выполнения запросов и так далее. В настоящее время эта база практически уже создана, она работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Депутат Решульский, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к докладчику, Николаю Александровичу Овчинникову. Всё-таки хотелось бы, чтобы вы более подробно сказали об этой поправке, или оговорке. На мой взгляд, в статье 8 более чем полно прописана ситуация, когда можно в исполнении запроса отказать, поскольку наше, насколько я понимаю, национальное законодательство не предусматривает моменты, которые нарушали бы суверенитет и безопасность России. С другой стороны, я всё-таки не пойму, кто будет определять, действительно ли этот запрос представляет угрозу суверенитету или безопасности. Кто будет определять? Если здесь ссылка, в статье, на законодательство, то по любому поводу тогда можно определять и говорить, что это нарушает суверенитет... (Микрофон отключён.) ОВЧИННИКОВ Н. А. С окончания вопроса я начну. Определять это будут соответствующие компетентные органы, которые утверждены, каковыми являются Генеральная прокуратура, Федеральная служба безопасности и Министерство внутренних дел, в зависимости от того, кому будет направлен запрос. Что же касается оговорок. В соответствии с пунктом "е" Федерального закона "О международных договорах в Российской Федерации" оговорка означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации утверждений и так далее, посредством которого утверждается желание исключить или изменить юридическое действие определённых позиций договора. Вот статья 19 Венской конвенции о праве международных договоров говорит о том, что государство может при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора формулировать оговорку, за исключением только трёх случаев: если оговорка запрещается договором; если договор предусматривает, что можно делать только определённые оговорки, в число которых данная оговорка не входит; если оговорка несовместима с объектом и целями договора. Ни под один из этих трёх случаев эта оговорка не подпадает, следовательно, с точки зрения международного права она вполне законная. А определять, противоречит ли это вопросам безопасности Российской Федерации и несёт ли угрозу суверенитету, - это будет уполномоченный орган. Это, кстати говоря, практика достаточно обычная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! ОВЧИННИКОВ Н. А. Потому что... Извините, Олег Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. ОВЧИННИКОВ Н. А. ...потому что могут возникнуть ситуации, не оговорённые буквальным образом в законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросы заданы, ответы даны. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Жириновский. Больше рук я не вижу, подводим черту. Пожалуйста, включите микрофон депутату Жириновскому. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я возвращаюсь к вопросу о создании систем по обмену информацией. Может быть, они и созданы уже, но мы здесь не можем знать, на каком уровне созданы эти системы. Телефонная связь может быть проводной связью, может быть мобильной, может быть спутниковой, через космос, и всё будет называться "телефон". Так и здесь вот, когда нас уверяют, что это создано. Это очень хорошо, если создано, потому что она самая важная - информационная система. Ведь Интернет тоже создан, но в чьих руках находится Интернет? Его руководящие органы в США и в Швеции находятся, и практически они решают, блокировать какие-то сайты или не блокировать, и получают всю информацию оттуда. Надо больше внимания уделить быстрейшему внедрению наших наработок, потому что можно закупать иностранную технику, но информация будет уходить туда, к производителю. У нас чиновники легко закупают, а потом наши спецслужбы удивляются, что информация появляется на столах других государственных органов раньше, чем у российских чиновников. Поэтому, когда так легко говорят, что всё создано... Это хорошо, если создано, только трудно в это поверить, поскольку разного уровня развития все эти страны. Я понимаю, в России, но есть страны, относительно которых трудно поверить, что там все эти системы существуют. Ведь недостаточно одного лишь аппарата, нужно охватить всё население. Компьютер может появиться в любом доме. Как вы будете бороться с компьютерными преступлениями, если вы не можете держать под контролем всю страну, все учреждения? Это делают сегодня только в США и Британии, даже во Франции и Германии ещё не могут этого сделать. А тут так легко - всё создано, завтра уже всё - получим информацию. И конечно, здесь, в этой сфере, самые большие преступления будут. Не надо больше ехать куда-то, можно договориться через компьютер, через сайты. И трудно ловить преступников. Поэтому ратифицировать, конечно, можно, но пускай министерство уделит внимание и поможет скорейшему внедрению нашей российской техники, чтобы у нас был свой Интернет, чтобы мы могли противостоять американскому Интернету, чтобы нам не морочили голову, как, например, по событиям 11 сентября. Они дали версию на весь мир, и весь мир ушами хлопает: да, да, это вот исламские террористы. Ну а где самолёт, который протаранил стену в Пентагоне? Самолёт покажите! Самолёта нет, а дырка меньше, чем объём того самолёта, который протаранил. Детский лепет! И американцы считают, что вся планета - это глупые дети, это интернат для слаборазвитых детей. Поверили им! Южнокорейский самолёт сбили якобы мы. А где пассажиры? Пассажиры где в этом самолёте? Нам говорят, что мы виноваты. А мы сбили макет самолёта, - это было двадцать пять лет назад - пассажиров там не было, это был обычный самолёт-разведчик под видом пассажирского самолёта. А на весь мир подняли шум, что Советский Союз сбивает пассажирские самолёты. Компьютерные преступления самые опасные, и очень трудно их блокировать, потому что сегодня уже в детском саду у детей эти айподы появились. Там база данных любая может быть, и всё можно получить, скачать. Поэтому готовьте специалистов, чтобы можно было эти ратифицированные соглашения как-то использовать. Одно дело, когда мы ратифицировали договор о том, чтобы преступников отправлять в страну, откуда они прибыли, это самый лёгкий вариант: мы им передали десять преступников, нам передали десять, и они сидят в своих тюрьмах. А это XXI век, поэтому так легко говорить, что всё готово к борьбе с киберпреступлениями... Никто не готов сегодня, это самая сложная информация, она идёт через космос. И что, подключили всех, кто подписал соглашения, уже к базе данных из космоса? Ну и последнее, это касается подписантов. Используются разные наименования: то со словом "республика", то без слова "республика" здесь пишут. Почему-то название "Киргизия" пишете на киргизском языке. Нет такой нормы в русском языке - Кыргызстан. Нужно поломать ротовую полость всем русским, чтобы они начали говорить на киргизском. Веками вырабатываются речевые навыки, что же ломать их? Хоть одно слово мне назовите, чтобы звучало как "Кыргызстан", хоть одно русское слово! Они же не пишут "Россия", они пишут так, как звучит на киргизском языке "Россия", - "Орус", и вы их никогда не заставите говорить "Россия". Я уже говорю об этом пятнадцать лет. Потом вы удивляетесь, что появляются сепаратисты. Писать нужно всё по-русски и единообразно. "Молдова" - с какой стати "Молдова"? Тысячу лет мы говорим "Молдавия" - нет, "Молдова"! Но это на румынском языке "Молдова". Что, в Бухаресте будете спрашивать, как вам называть Республику Молдавия? Это всё не безобидные вещи. Никто не давал такого права чиновникам. Здесь виновата Государственная Дума, мы должны ввести правила правописания, чтобы писать названия всех стран мира, всех правительств, всех регионов в соответствии с нормами русского языка: не "в Украине", а "на Украине", но "в Крыму", "на Кавказе". Почему мы не говорим: "в Кавказе идёт война"? Мы говорим "на Кавказе", "на Камчатке", "на Сахалине". Нет, видите ли, кому-то там "на Украине" не понравилось - "в Украине". Это отсутствие просто элементарной грамотности у тех чиновников даже в МИДе и в других местах, которые это позволяют, и у комментаторов. Государственной Думе, нашему Комитету по делам национальностей или комитету по делам Федерации, надо принять правила применения русского языка. Поэтому здесь ещё раз замечание на будущее, чтобы писали всё по-русски, у нас государственный язык - русский. И больше внимания надо уделять внедрению российской техники. МВД в силах это сделать. Разработки есть, но они гуляют по столам чиновников, до сих пор кто-то тормозит их. А если запустите сюда иностранные системы информации, то вы не сможете бороться с преступлениями, ибо эту информацию будет снимать ФБР и использовать для своих целей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось выступление. Других желающих не было. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Представители правительства и президента? Тоже не намерены выступать. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1327 по 1346 из 3250
Пункт 6, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 37 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято.