Заседание № 217
О проекте федерального закона № 712166-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока приватизации жилых помещений; принят в первом чтении 18 февраля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока приватизации жилых помещений)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Галина Петровна Хованская. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! К проекту федерального закона "О внесении изменении в статью 2 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - в части продления сроков приватизации - предлагается таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Я хочу отметить, что представителями всех фракций была подана консолидированная поправка, а всего в нашей таблице две поправки: одна техническая, об изменении названия, а вторая поправка касается уже принципиального вопроса - на сколько мы с вами хотим предложить продление приватизации. Прошу поддержать эту таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 44 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. И в зале розданы ещё две поправки, да? Галина Петровна, пожалуйста, прокомментируйте. ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправки предложены Сергеем Владимировичем Ивановым, поступили они в комитет, к сожалению, только сегодня утром, поэтому комитет не мог принять никаких решений по этому поводу. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОВАНСКАЯ Г. П. Нет, дело в том, что содержательно пока не обсуждаем, в такой ситуации по Регламенту Государственная Дума принимает решение, рассматривать или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, чтобы рассмотреть поправки? Нет. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Предложены также две поправки. Одна поправка текстуально практически совпала с поправкой, которую мы только что приняли в отношении названия, поэтому я предлагаю Сергею Владимировичу просто её снять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОВАНСКАЯ Г. П. Он согласен, да? Значит, первая поправка снимается. Вторая поправка... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, простите, Галина Петровна, нам, по-моему, нужно всё равно проголосовать? ХОВАНСКАЯ Г. П. Нет, это право автора... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следует нам проголосовать её или нет? Сергей Владимирович снимает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, не будем голосовать. Пожалуйста, вторая поправка. ХОВАНСКАЯ Г. П. Вторая поправка более серьёзная, она состоит из двух частей, но, к великому сожалению, я могу сказать, что первая часть противоречит решению Конституционного Суда, а вторая часть избыточна, так как на этот счёт есть разъяснение Пленума Верховного Суда, касающееся судебных процессов. Первая часть, вот, к сожалению... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, извините, всё-таки Сергей Владимирович первый должен прокомментировать свою поправку, а потом уже вы. ХОВАНСКАЯ Г. П. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, две очень короткие поправки. Вы знаете, что мы постоянно продлеваем эту приватизацию, поэтому мои поправки касаются двух категорий граждан: первая - это те, кто встал на учёт до 1 марта 2015 года и кому жильё не было предоставлено, то есть это для того, чтобы они имели возможность поучаствовать в приватизации; вторая категория - это люди, которые в силу различных обстоятельств, признанных судом уважительными, точно так же не смогли принять участие в приватизации. Вот для этих двух категорий граждан мы и не заканчиваем приватизацию, причём для последней категории - для тех, у кого причины неучастия в приватизации судом были признаны уважительными, - эта возможность даётся только на год, то есть если они в течение года после предоставления помещения не приняли решение о приватизации, то для них срок приватизации тоже заканчивается. ХОВАНСКАЯ Г. П. Я могу дать свой комментарий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Дело в том, коллеги, что поспешность в законотворчестве недопустима, и я не просто так сказала, что документ поступил к нам сегодня утром. У вас обозначен 2015 год, и на этот счёт уже есть решение Конституционного Суда: вводится прямой запрет на ущемление прав лиц, которые находятся в одинаковом положении. Кто вам сказал, что граждане в 2016 году не могут встать на очередь? Они тоже будут претендовать. Это явное противоречие решению Конституционного Суда, поэтому эта поправка никак не может быть поддержана. Что касается второй части вашей поправки, в отношении судебных решений. Я отсылаю вас к пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда...", где чётко и ясно сказано, что "гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений", если они обратились с таким требованием. Требование может быть выражено как в форме заявления, так и в форме иска, поэтому эта норма избыточная, и я об этом говорила в своём выступлении, когда мы принимали документ в первом чтении. Мы должны разъяснять гражданам их право, но совершенно необязательно вносить соответствующие изменения в закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ХОВАНСКАЯ Г. П. Так что я, как председатель комитета, к сожалению, не могу ссылаться сейчас на решение комитета, но моя позиция такая: поправку не надо принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Что касается первой поправки, Сергей Владимирович, я прошу вас для стенограммы сказать о том, что вы её снимаете. ИВАНОВ С. В. Для стенограммы, Сергей Евгеньевич, подтверждаю, что я её снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИВАНОВ С. В. А также я хочу заметить, что поправки свои я отправил вчера, а не сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 26 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % Результат: не принято Поправка отклонена. Есть предложения по третьему чтению? Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, документ прошёл экспертизу, есть заключение Правового управления. Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 39 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать в третьем чтении. Выступления по мотивам? Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые депутаты, безусловно, мы поддержим принятие данного проекта закона в третьем чтении несмотря на то, что срок продления приватизации сокращён до одного года, но мы полагаем, что в течение этого года все граждане, которые не смогли, не успели приватизировать жилые помещения по различным семейным обстоятельствам либо потому, что ещё до сих пор не разрешены какие-то судебные коллизии, за этот год успеют это сделать. Что касается тех категорий граждан, для которых бесплатная приватизация должна быть бессрочной, то соответствующий законопроект, наверное, в течение года мы должны успеть подготовить. И конечно, категория граждан, которые расселяются из ветхого, аварийного жилья, категория граждан, которым должно быть предоставлено жильё в порядке социального найма, например сироты, категория граждан, которые до сих пор не могут оформить жильё в социальный наём, которые переселяются или переоформляются из ведомственного жилья, из бывших общежитий и тоже не могли приватизировать это жильё, потому что до сих пор идут судебные процессы и не оформляются договора социального найма, - вот все эти многочисленные категории, может быть не очень обширные по численности, все должны быть учтены в том законе, который мы в течение года должны подготовить, и для этих категорий продление бесплатной приватизации должно быть бессрочное, для них это чрезвычайно значимо. А всех остальных наших избирателей следует предупредить, что это продление на год, скорее всего, будет уже последним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 04 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 712166-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока приватизации жилых помещений)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации...". Докладывает Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, до 1 марта десять дней, бесплатная приватизация заканчивается - проблемы остались, и суть закона в том, чтобы продлить её на три года, до 1 марта 2018 года. Я на этой теме остановлюсь и две-три минуты вашего внимания займу, начав, может быть, с исторического аспекта, потому что это сейчас я председатель Комитета по энергетике, а раньше занимался вопросами ипотеки и другими жилищными законами, и наш подход, в отличие от подхода правительства, всегда был такой: руководствоваться не какими-то абстрактными либерал-фундаменталистскими теориями, какими бы красивыми они ни были, а просто идти от жизни. Например, когда коллеги из правительства требовали от нас обязательно американскую двухуровневую модель провести, мы сочли, что в нашей жизни это будет пирамида, что эта штука вредная, и провели в принципе российскую модель, которая ближе к немецкой. Вот так, от жизни, мы линейку всех необходимых вариантов для обеспечения доступности жилья сделали, в принципе она готова. Здесь картина примерно такая же: если абстрактно рассуждать, исходя из общих соображений, опять-таки либерал-фундаменталистских, то да, бесплатная приватизация - это штука неправильная, её надо прекращать как можно быстрее, но есть реальная жизнь. Ну, например, у нас люди живут в аварийном жилье; да, в аварийном жилье жить нельзя, и, наверное, не должны жить люди в таком жилье, но живут, и если прикинуть, сколько их, то это будет, я думаю, миллиона полтора семей на сегодня - больше чем тех, кто в тюрьмах сидит, а об этих людях мы сильно беспокоились, рассматривая сегодня соответствующий законопроект. Так вот с 1 марта эти семьи остались бы не только в аварийном жилье, где жить нельзя, но и у разбитого корыта, потому что дальше для них бесплатная приватизация заканчивалась. Я думаю, что одного этого аргумента в принципе достаточно, хотя можно и другие приводить, чтобы всё-таки по жизни определиться, что бесплатную приватизацию следует продолжить. А срок, он тоже довольно понятный, потому что если говорить о тех же аварийщиках, то понятно, что за год мы эту проблему решить не сможем, а за три, если мы сейчас правильно антикризисные мероприятия будем проводить, вполне сможем решить, никаких особенных проблем - за три года 100 миллионов квадратных метров дополнительно построить несложно. И третья часть моего выступления - это всё-таки обращение к коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ", которых здесь большинство: ну как-то посуверенней, что ли, надо быть в своих решениях! Напомню, что мы такие предложения в виде законопроектов уже вносили, и не мы одни, другие фракции тоже вносили, но вы, к сожалению, прислушиваться не очень хотели, потому что правительство было против, опять-таки, с моей точки зрения, из абстрактных соображений. А теперь, как я понимаю, президент, встречаясь с реальными людьми, определился, что это нужно сделать. Но президент же не может отслеживать все подобные проблемы, достаточно частные и, ну так скажем, многочисленные слишком, чтобы все их держать под контролем, поэтому, на мой взгляд, при принятии решений по такого рода проблемам надо больше опираться на здравый смысл, на свои профессиональные суждения и оценки, и я надеюсь, что вы этот законопроект поддержите. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич. С содокладом выступает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в настоящее время в нашем комитете находится на рассмотрении десять законопроектов на тему приватизации и деприватизации. Разброс мнений и подходы самые разные, и участвуют в этом процессе практически все фракции, есть в том числе и четыре проекта от фракции ЛДПР, есть и от "ЕДИНОЙ РОССИИ", и от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и от фракции КПРФ. Законопроект, который сегодня доложил Иван Дмитриевич и о котором я сейчас подробней скажу, в части сроков продления как бы более других отвечает ситуации на сегодняшний день, потому что мы сейчас находимся в таком положении, что сказать людям, что вот завтра всё закончится, но до вас очередь не дошла, мы не можем - слишком тяжёлая сейчас экономическая ситуация и напряжённая международная обстановка, поэтому, наверное, многие согласятся со мной в том, что мы действительно должны продлить приватизацию. Мы с вами, я думаю, в пятницу обсудим, каким будет этот срок, но по крайней мере против продления на год никто не возражает, и это очень правильно. (Шум в зале.) На самом деле мы должны вспомнить и поручение президента по детям-сиротам - этот проект тоже нужно принять. Он внесён в установленном порядке, но здесь предмет совместного ведения, поэтому сейчас мы его рассмотреть никак не можем: нужно тридцать дней на рассылку, чтобы мы узнали, как отреагируют субъекты Федерации (напоминаю, что это региональные полномочия). (Шум в зале.) Кроме того, нужно аккуратно, с учётом необоснованных отказов гражданам, прописать то, что касается деприватизации. (Шум в зале.) Такой законопроект мы тоже внесли, и он уже неоднократно обсуждался, проходил несколько итераций, сейчас он готов к рассмотрению, и его тоже нужно принять, потому что в ситуации, когда введён взнос на капитальный ремонт... (Шум в зале.) Я прошу сделать замечание. Ну что это такое?! Вы знаете, я... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу локальные разговоры потише вести, если они так уж необходимы. ХОВАНСКАЯ Г. П. Введён взнос на капитальный ремонт, в некоторых регионах он очень большой, что уже приводит к протестам граждан, и начались отказы от уплаты этого взноса. К тому же с этого года и в Москве, и в Санкт-Петербурге вводится налог исходя из кадастровой стоимости, близкой к рыночной, а кроме того и жильё своё теперь надо страховать, и все эти моменты, конечно, заставляют граждан задуматься. Могу сказать, что если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с тем, что было десять, тем более пятнадцать лет назад, то можно говорить о том, что граждане гораздо более взвешенно относятся к решению вопроса, приватизировать жильё или остаться социальным нанимателем, но шанс вернуться в статус нанимателя социального жилья мы должны им оставить и сделать его бессрочным. Кроме того, были обращения из Крыма, коллеги. Крымчане только сейчас влились в нашу дружную российскую семью - значит, и для них это тоже будет шанс. Они просили о двух годах, но, если мы даже год сделаем, это даст им возможность адаптироваться к изменившейся законодательной сфере, которая сильно отличается от нашей, российской. Украинское законодательство резко отличается от нашего, это касается и Гражданского кодекса, и особенно их жилищного законодательства, которое пахнет нафталином... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХОВАНСКАЯ Г. П. Да, жилищный кодекс времён СССР, совершенно верно. Хочу сказать следующее: всем нашим избирателям надо сразу объяснить, что если мы продлим срок на год, а у вас, предположим, спорная ситуация (таких вопросов очень много) и вы обратились с иском в суд до 1 марта 2016 года, то, если вы выиграете в суде, вы сможете стать собственником, - вот об этом надо людям говорить. Или если вы официально подали заявление до этой даты - об этом тоже надо людям говорить. Это прописывать в законе не надо, но это нужно нам нашим избирателям на приёмах разъяснять совершенно чётко. Я думаю, коллеги, лишние слова тут не нужны - нужно поддержать законопроект, установить минимальный срок подачи поправок и в пятницу принять закон, чтобы на следующей неделе Совет Федерации мог этот документ рассмотреть и одобрить. Спасибо вам за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, есть ли вопросы или всё ясно? Есть. Николай Васильевич Арефьев, я вижу... ещё есть? Нет. Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Галине Петровне. Галина Петровна, а зачем вообще ограничивать каким-то сроком бесплатную приватизацию? У людей уже сегодня судебные процессы, они не могут по каким-то причинам приватизировать... Давайте всё же сделаем приватизацию бессрочной - ну какой ущерб это нанесёт государству? Зачем ограничивать по срокам бесплатную приватизацию? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что сейчас сложилась парадоксальная ситуация: власти даже выгодно продление приватизации. Вы сказали, что это кому-то, может быть, мешает, - нет, если будет больше приватизированного жилья, взнос на капитальный ремонт не будет бременем для местных бюджетов и обязанность этих расходов ляжет на граждан - собственников жилых помещений, так что это выгодно местным властям, они даже просят о продлении. Но, коллеги, я хочу вам сказать, что один из законопроектов, которые я внесла, мне сейчас придётся перевносить, так как он будет вступать в противоречие с этим законом в случае его одобрения. Дело в том, что существуют ограничения: есть категории, которые и сейчас не могут получить в собственность жилое помещение - это жители аварийных домов, это те, кто занимает служебное жильё (в случае, если нет согласия собственника этого специализированного жилищного фонда), это те, кто живёт в общежитиях (правда, по общежитиям ситуация гораздо мягче), есть ещё целый ряд категорий, но мы считаем, что надо всё-таки провести водораздел только по одному признаку, а то у нас уже возник класс "нищих собственников". А так как с принятием Жилищного кодекса 1 марта 2005 года у нас появились определённые основания для постановки на учёт для получения социального жилья, вот этим гражданам надо сказать: если ты встаёшь на очередь для получения жилья по договору социального найма, то тогда ты получишь его только по договору социального найма и получить это жильё в собственность уже не сможешь. Вот такую законодательную инициативу я внесла, но её надо подкорректировать. Для всех остальных граждан в моём сценарии такого ограничения не было. Я хочу напомнить, что такое же ограничение предлагалось и премьером, и президентом. Но это не навсегда и не для всех - для детей-сирот и для "старых" очередников, в том числе для проживающих в аварийном жилищном фонде, всё-таки надо сделать послабление, но для них это уже будет не приватизация, это будет право выбора - получить жильё по договору социального найма или в собственность бесплатно, вот так, как сейчас это сделано для целого ряда категорий государственных служащих. То есть здесь, конечно, нужен разумный компромисс, но приватизация не будет продолжаться бесконечно, нигде в мире этого нет, нигде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна, вопросов больше нет. Есть ли необходимость обсуждать? Есть. Включите режим записи на выступления. Коллеги, не будем возражать, если по одному выступлению от фракции, с учётом того что мы при обсуждении повестки дня обозначили целый круг законопроектов, которые сегодня необходимо рассмотреть? Согласились. Ну а уж время не будем ограничивать. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Спасибо, Иван Иванович. Но прежде чем будет моё короткое выступление, я хотел бы огласить поздравление, можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, если это имеет отношение... МАРХАЕВ В. М. Имеет. Уважаемые коллеги, сегодня, в ночь с 18-го на 19-е, наступает Новый год по лунному календарю - Сагаалган. Примите искренние поздравления, добрые, самые добрые пожелания! (Аплодисменты.) Спасибо. Новый год по восточному календарю празднуют все жители наших республик, независимо от национальности, ведь Сагаалган - это символ чистых помыслов и добрых дел. В эти дни каждый почитает за честь принять за столом с белой пищей родных и близких, друзей и соседей, одарить их тёплым словом, подарками, пожелать долгих лет здравия и благополучия. Пришедшие из глубины веков ценности буддизма неотделимы от духовного и культурного наследия России, они способствуют сближению людей, взаимопониманию, укреплению нравственных основ общества. Уверен, что бережное сохранение вековых обычаев и традиций - это ключевое условие успешного и благополучного развития нашей страны. Пусть трудности и невзгоды останутся в прошлом, а наступивший новый год, год Синей Деревянной Овцы по лунному календарю, принесёт в каждый дом удачу и радость, согреет вас теплом семейного очага и душевного общения с близкими людьми, оправдает добрые надежды и исполнит заветные мечты. Пусть ваши сердца согреет любовь, а удача станет верным спутником во всех начинаниях. Сагаан hараар! Сагаалганаар! * С праздником! (Аплодисменты.) Спасибо за аплодисменты. И короткое выступление. Мы уже в третий раз с 1991 года переносим сроки, но есть ли вообще необходимость устанавливать вот такие пресекательные сроки? Здесь коллега Арефьев Николай Васильевич сказал о том, что, может быть, в этих условиях целесообразно установить бессрочную приватизацию, но думаю, что вместе с тем можно определить условный перечень тех жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, которые не подлежат приватизации, с той целью, чтобы государство могло выполнить свои социальные обязательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Михайлович. Елена Леонидовна Николаева. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я присоединяюсь к поздравлениям. Не очень понимаю, как год Синей Овцы поможет нам с приватизацией, но надеюсь, что он действительно позволит гражданам улучшить свои жилищные условия и воспользоваться тем правом, которое предлагается установить во внесённом законопроекте. Теперь, если говорить серьёзно, то по внесённому законопроекту я хочу дать несколько цифр, для того чтобы мы с вами вместе задумались. И кстати, в ходе своего выступления я постараюсь ответить на вопрос, нужно ли бесконечно продлевать приватизацию. Давайте вспомним, что по сегодняшнему законодательству этот срок истекает 1 марта 2015 года. А начался этот процесс в 1992 году, и в ходе приватизации 82,9 процента жилого фонда перешло в частную собственность. Ещё раз: 82,9 процента - такого объёма частной собственности нет ни в одной стране мира. Вместе с этим мы получили как большое благо, так и большие проблемы по управлению этой частной собственностью. Согласно официальным данным, число граждан России, которые оформили право собственности на жилые помещения в порядке приватизации, составило по итогам 2011 года 823 тысячи человек, в 2012 году - 933 тысячи человек, в 2013 году - 1,6 миллиона человек и - обратите внимание! - около миллиона в 2014 году. Это означает, что граждане действительно поняли, что, поскольку заканчивается срок приватизации, надо распорядиться своим имуществом, воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию и не откладывать это дело на потом, думая, что если это будет бесконечно продлеваться, то можно как-то немножко схитрить и постараться, что называется, вскочить в последний вагон уходящего поезда. Вместе с тем в силу социально-экономических и организационных причин значительная часть граждан действительно не смогла воспользоваться своим правом на приватизацию, и вот о них мы должны позаботиться в первую очередь. Я, в частности, говорю о детях-сиротах, которые должны получать соответствующее жильё, и, к сожалению, я не уверена в том, что по истечении срока приватизации у нас не будет появляться детей-сирот, которых нам нужно поддержать, в том числе дав им возможность без ограничений воспользоваться правом на приватизацию своего жилья, если оно предоставлено в социальный наём, - такой законопроект внесён в Государственную Думу, я прошу вас, коллеги, тоже обратить на него внимание. Есть вопросы, связанные с теми очередниками, которые рассчитывали на то, что они получат жильё и воспользуются своим правом, но сделать этого не смогли, и вот на этом я хотела бы остановиться подробнее, поскольку в законопроекте, который я внесла, им также предлагается дать возможность воспользоваться правом на приватизацию без ограничения, до тех пор, пока им не будет предоставлено жильё. Но, к сожалению, у меня нет уверенности, что это жильё им будет предоставлено, потому что именно с 1992 года в стране практически перестали создаваться объекты недвижимости, которые передавались бы по договорам социального найма, потому что ни один муниципалитет не готов был вкладывать свои деньги в жильё, которое тут же будет приватизировано и передано в частную собственность. Именно этот момент заставляет нас сегодня серьёзно задуматься, потому что мы фактически лишаемся жилого фонда, обменного фонда и фонда социального найма, которые действительно необходимы нашей стране для тех граждан, которые являются малоимущими. Мне кажется, что сейчас мы должны действительно серьёзно простимулировать создание этого жилого фонда, и реально многие главы муниципальных образований и руководители регионов обращались к нам с тем, что процесс нужно остановить. Мы должны чётко понимать, для кого мы строим и кому передаём в собственность, каким образом мы будем создавать дальше жилой фонд и эксплуатировать его на принципах социального найма. Что является проблемным вопросом на сегодняшний момент? Конечно же, то, что многие граждане, доведя до последнего момента, сейчас стоят в очередях, чтобы реализовать своё право на приватизацию, а некоторые недобросовестные граждане пользуются этим и пытаются на этом спекулировать. Я считаю это неприемлемым, это нужно обязательно прекращать, и продление приватизации на один год я назвала "final call": мы даём последнюю возможность решить этот вопрос, определиться со своей собственностью и воспользоваться своим правом на приватизацию. А вот в интересах тех категорий граждан, перед которыми у нас с вами остались обязательства (говоря "у нас", я имею в виду "у государства"), мы должны внести дополнительные изменения в законодательство и в связи с этим дальше не рассматривать, безусловно, вопрос о бесконечном продлении процесса приватизации. Уважаемые коллеги, я хотела бы сказать и о том, что мы действительно должны поддержать наших граждан, которые живут в Крыму, и это, безусловно, серьёзное основание для того, чтобы продлить приватизацию ещё на некоторое время. Нашим комитетом предлагается продление приватизации на один год, и мы уже подготовили соответствующую поправку к этому законопроекту. Наша фракция тоже будет поддерживать продление приватизации сроком на один год, и это решение, я надеюсь, мы сумеем принять в пятницу здесь, в стенах Государственной Думы, для того чтобы закон был одобрен 25 февраля Советом Федерации и вступил в действие с 1 марта 2015 года. Итак, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" серьёзно озабочена не только проблемами приватизации, но в первую очередь решением жилищных проблем в Российской Федерации с помощью всего спектра жилищного законодательства. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, не будет возражений, если мы до перерыва заслушаем ещё два выступления? Нет. Катасонов Сергей Михайлович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну учтут коллеги, тут, мне кажется, даже намекать не надо. Это чтобы не разрывать вопрос: у нас 16 часов - фиксированное время. КАТАСОНОВ С. М. Очень быстро летит время, незаметно прошло два года с тех пор, как мы принимали закон о том, чтобы продлить приватизацию, и вот опять этот вопрос рассматриваем. На самом деле я благодарен коллегам, но хочу сказать, что, когда принимался предыдущий закон и мы на два года продлевали приватизацию, депутаты фракции ЛДПР, в том числе я как один из соавторов, внесли законопроект о бессрочной приватизации, и идёт уже, наверное, третий год, но дело так и не дошло до рассмотрения, хотя в принципе, мне кажется, тема эта звучит, многие её поддерживают, поэтому, конечно, всё равно надо было дать оценку. Вот комитет говорит, что нужно продлить на один год, и приводит в качестве обоснования то, что Конституционный Суд даёт нам такие рекомендации и что нам нужно сохранить муниципальный жилой фонд, государственный фонд, но мне кажется, это не выдерживает критики, потому что люди уже достаточно чётко понимают, чего они хотят. А что касается законов по капитальному ремонту, то у нас, наверное, обратный процесс будет начинаться, поэтому, на мой взгляд, всё это не может являться причиной. Дальше. Вот мы сегодня говорили о тех, кто живёт в аварийных домах, но я считаю, что нужен системный подход, и я согласен с докладчиком: ну почему президент должен вот в таких узких проблемах что-то определять, рекомендовать? И почему мы как пожарная команда должны работать? Вот подошёл срок окончания - ну, говорят, давайте ещё на год... Но мы же только что приняли решение по аварийному жилью - на четыре года, а ведь фракция ЛДПР... я же сам выступал и говорил: с какой стати - при чём тут софинансирование, если нет денег у регионов?! Вы деньги выделите и хоть на пять лет, хоть на четыре года растяните! Мы предлагали поправку к бюджету - 104 миллиарда добавить и за два года весь аварийный фонд ликвидировать, тот, который был до 2012 года, но вы же как проголосовали? На четыре года! Но если вы за это проголосовали, что же вы сейчас на год продлеваете?! (Шум в зале.) То есть системного подхода нет! А может, президент и не знает о том, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на четыре года решение по аварийному фонду продлила?! Я считаю, в любом случае нужно все вопросы системно рассматривать, как это делает фракция ЛДПР: вот если мы говорим, что надо продлить на два года приватизацию, мы на это деньги предлагаем в бюджете, а если вы говорите, что с аварийным фондом вы всё решите за четыре года, тогда окончание срока приватизации на четыре года переносите! А ещё лучше, на мой взгляд, сделать её бессрочной, потому что люди уже разобрались и достаточно грамотны, они в состоянии принять решение, брать это бремя на себя или не брать. А вот что касается платежей на капитальный ремонт, это как раз вызывает сегодня обратные процессы. Я согласен с тем, что, как Елена Леонидовна говорила, разрешать приватизацию муниципального фонда и социального жилья, которое мы хотим строить, хотя у нас нет денег, в ближайшее время, я думаю, не стоит, но это же не сроками приватизации регулируется! И то, о чём Галина Петровна говорила, - жильё, которое в социальный наём будет передаваться, - ну давайте выделим эту категорию! Это ведь разные проблемы, ну что же мы в кучу-то всё мешаем?! То мы переносим сроки по аварийному жилью, то говорим о социальном... Вот отсутствие системности меня очень волнует, а я хотел бы, чтобы наш парламент был предсказуемым, дальновидным и работал так, как работает наша фракция, да и другие оппозиционные фракции! "ЕДИНАЯ РОССИЯ", предлагаю вам поддержать наш законопроект о бессрочной приватизации! (Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович, я постараюсь очень быстро. Сергей Михайлович говорил о бессрочной приватизации, и я как раз хотел сказать об этом и от себя, и как член комитета, и от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сделать приватизацию бессрочной мы, конечно, не можем, но нашим гражданам надо дать последний срок, чтобы они могли определиться. Но граждане должны понимать, что больше не будет продления сроков приватизации, и мы с вами должны договориться, что это будет окончательный срок, то есть люди должны определиться, приватизировать им жильё или нет, нести самостоятельно те затраты, которые несёт собственник жилья, или их будет нести муниципалитет. А то мы, продлевая сроки приватизации, таким образом снова даём нашим гражданам надежду, что ещё будет одно продление, ещё одно... Нет, сегодня представители фракций сказали, что бессрочной приватизации не будет, всё, она завершается! Люди, поймите, что 1 марта 2016 года приватизация будет за-вер-ше-на, никаких продлений больше не будет, все должны это понять! А мы с вами за этот год должны так отредактировать наши законопроекты, чтобы граждане не пострадали. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, просит всех коллег присоединиться и поработать над ним побыстрее, чтобы мы успели принять его во втором и в третьем чтениях в пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока приватизации жилых помещений)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 50 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.