Заседание № 296
10.05.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 711270-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся требований к рекламе, размещённой на товаре или упаковке).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3006 по 3213 из 4473
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Во всех наших материалах этот законопроект проходит как, проект которым вносятся изменения в закон "О рекламе", но на самом деле этот законопроект касается не рекламы, он касается нашей жизни, продуктов питания, которые мы едим и которые производители преподносят нам, часто вводя нас в заблуждение. Вы помните, когда здесь перед нами выступал Дмитрий Анатольевич Медведев, он поднял вопрос о том, что необходимо что-то сделать, для того чтобы всё-таки заставить производителей писать правду на упаковке. Этот вопрос поднимался на всех уровнях, и мы об этом слышали и знаем, мы боремся, предлагаются какие-то проекты, вносятся какие-то предложения, но производители всегда находят лазейку, потому что у них есть маркетологи, есть люди, отвечающие за промоушен, и злоупотребления в этой сфере продолжаются. Я думаю, что вы - а если не вы, то ваши жёны, родные и близкие - посещаете магазины и сталкиваетесь с этим каждый день! Когда я встречался с маркетологами в рамках телевизионных передач на эту тему, то приводил простой пример: на упаковке сорока процентов колбас крупными красными буквами написано "колбаса говяжья", да ещё таким же шрифтом - "ГОСТ", и, естественно, люди верят, думают, что там на самом деле говядина и что колбаса изготовлена по ГОСТу, а если надеть очки и посмотреть обратную сторону упаковки, то с трудом можно разобрать, что там написано "мясо птицы", даже не указывается, какой птицы, просто "мясо птицы", и всё остальное через запятую, большое количество слов, то есть вода, привезённая оттуда-то, и так далее, якобы это то, что содержится внутри. И производитель прикрывается тем, что законом установлено, что нужно указать всё, что есть в продукте, и ещё кое-какую информацию. Я думаю, что если бы любой из нас получил в банке запакованную пачку, на которой было бы написано "доллары", а когда её раскрыл и обнаружил, что это рубли, то он был бы возмущён, это сочли бы как минимум мошенничеством, этих людей осудили бы, однако если это касается продуктов питания, то почему-то это считается нормальным! Коллеги, ещё раз говорю, у нас было много предложений, много проектов мы рассматривали, и я представляю этот законопроект, чтобы раз и навсегда поставить точку в злоупотреблениях, подведя то, что написано на упаковке, под понятие рекламы. Почему? Потому что у нас есть хороший действующий закон "О рекламе", и, я напомню, когда чуть больше десяти лет назад мы принимали этот закон, тоже были споры: будет работать, не будет работать... Сегодня закон "О рекламе" работает: мы не увидим ни на одном баннере, ни на телевизионном экране, чтобы рекламировали то, что не существует, ни один банк сегодня не скажет, что он предлагает самые лучшие услуги, самый высокий процент, потому что закон "О рекламе" это регламентирует и заставляет говорить правду, причём не только самого производителя, но и тех людей, которые оказывают услугу. Кроме того, и рекламное агентство, и газета контролируют, какая реклама будет идти, так как они тоже не хотят рисковать, не хотят подпасть под те довольно-таки серьёзные штрафные санкции, которые могут на них распространяться. Таким образом, закон "О рекламе" работает, и данным законопроектом как раз предлагается, чтобы всё напечатанное на упаковке соответствовало требованиям закона "О рекламе", и тогда автоматически закрывается вопрос - ни один производитель не будет лукавить, обманывать и печатать на упаковке то, что ему вздумается. Приведу ещё ряд примеров. Вы сталкивались, знаете, наверное, что производители возмущаются, что мало места на упаковке, но при этом мы видим, что там помещается информация об акциях (купи - получишь машину и так далее, и тому подобное), там пишут, что продукт самый лучший, самый-самый полезный для здоровья, а это тоже может не соответствовать действительности и будет противоречить закону "О рекламе". Данный закон как раз позволит ничего не переписывать заново, ничего не изобретать, не составлять много томов, что должно быть сделано по каждому продукту, потому что, установив критерии, установив понятия, он как раз подведёт производителей к тому, чтобы они говорили правду, иначе будут наказаны. Правительство в своём заключении на данный законопроект указывает, что такое регулирование избыточно, поскольку информация на упаковке призвана выполнять не столько рекламную, сколько информационную функцию. Коллеги, я думаю, что тот, кто писал этот отзыв, или вообще в магазин не ходит, или продолжает получать те продукты, которые были в 90-х годах, когда вообще не было никакой рекламы: ящик с маслом открывали, отрезали 200 граммов и была уверенность, что это действительно сливочное масло. В данном случае информация, которая будет преподноситься именно как реклама, будет контролироваться законом "О рекламе", что обеспечит, повторяю, то, что не будут обманывать потребителей. Позиция комитета такая же, плюс ещё указывается дополнительно, что в законопроекте не содержатся критерии, определяющие понятие "сведений рекламного характера". Ещё раз скажу: в законе "О рекламе" тоже не прописаны требования для каждого конкретного бизнеса, для каждого продукта. О каком характере, о чём мы говорим?! Законопроектом предполагается, что, если информация на этой упаковке будет восприниматься как рекламная, производитель сам будет определять эти критерии продукта в соответствии с правилами, законом, ну и принципом честного ведения бизнеса. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект, я считаю, что он сегодня просто необходим и его нужно принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос, который поставил Олег Леонидович, довольно важный. Зачастую информация, которая размещается на упаковке того или иного товара, не соответствует действительности и являет собой скрытую рекламу, и это на самом деле частично нарушает положения ряда статей закона "О рекламе". Но дело здесь в данном случае, наверное, не в этом, дело в том, что сегодня у нас существует уполномоченный орган, который в состоянии отделить то, что является скрытой рекламой, от той информации, которая необходима и важна потребителю и должна быть написана на этикетке. Вот Федеральная антимонопольная служба, которая этим занимается, Роспотребнадзор, который тоже частично имеет к этому отношение, как раз и должны выявлять те пункты, по которым нарушается рекламное законодательство, и за это наказывать. Если говорить о том, что на упаковке товара размещаются сведения, которые выполняют не только рекламную, но и информационную функцию, - это тоже очень важно, потому что потребитель обязан знать, что в продукции содержится, из чего она сделана, соответствует ли это действительности. Кроме того, в законопроекте не содержится критериев, определяющих, что такое сведения рекламного характера, а это тоже очень важно, потому что нам сегодня надо разграничивать обязательную информацию о товаре от той информации, которая является рекламой. В отношении того, как с этим надо бороться, - у нас вот уже второй раз в правительстве лежит и ждёт заключения законопроект об изменении ряда статей административного кодекса, где говорится об умышленном введении потребителя в заблуждение. Законопроектом предлагается установить очень жёсткие и очень серьёзные штрафы для тех производителей или для тех продавцов, которые умышленно вводят потребителя в заблуждение. Среди предлагаемых мер не только штрафы, размер которых сегодня, к сожалению, составляет 20 тысяч рублей, хотя он должен быть не менее 1 миллиона рублей, но при повторном выявлении это и приостановление разрешения на осуществление торговой деятельности или, если это касается производителя, тоже соответствующие санкции. Если этот законопроект превратится в закон и Федеральная антимонопольная служба будет отслеживать все нарушения, то, уверяю вас, это будет гораздо более действенный механизм, чем тот, который предлагается автором. В общем, ещё раз повторяю, проблема эта действительно существует, но исходя из сказанного комитет по экономической политике и предпринимательству предлагает отклонить проект федерального закона в данной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Виктору Фридриховичу. Виктор Фридрихович, безусловно, на упаковке должны быть и реклама, чтобы красиво было, и содержание, потому что потребитель должен знать, что он покупает, что продукт в себя включает, что содержит, но вот скажите, пожалуйста, почему всё-таки не исполняется закон? Может быть, я пропустила это как-то, мы об этом тысячу раз говорили, но я вот недавно купила себе лупу, чтобы хотя бы что-нибудь прочитать, понять, что это - реклама или, наоборот, информация, или это как раз для того делается, чтобы ввести в заблуждение: пусть вообще ничего не читают, потому что там ничего не увидишь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Тамара Васильевна, вообще, в отношении той информации, которая наносится на этикетку, для различных групп товаров существует определённый объём, доля от общего размера этикетки, где должна публиковаться информация. Например, для группы товаров, которые являются продуктами питания, эта информация должна занимать не менее 30 процентов размера этикетки, и если вот так, как вы говорите, с лупой смотрели, то это прямое нарушение, и в этом случае обязанность контролирующих органов проверять это и за это наказывать. Действительно, очень многие производители грешат тем, что предупреждение о вреде того или иного товара для беременных женщин, для детей пишется мелко и составляет 5 процентов вместо положенных 20 или 30 процентов, но это вопрос исполнения, а не содержания закона. На самом деле закон о том, сколько выделяется на этикетке места для рекламы, написан, на мой взгляд, достаточно правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо. Уважаемые коллеги, ну, эта тема довольно стара, поскольку торговля - это то, чем человечество занимается с давних-давних времён. На мой взгляд, уважаемый Олег Леонидович, решить её надо очень просто: на каждой упаковке надо писать высказывание нашего замечательного соотечественника Козьмы Пруткова, которое гласит: "Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим", а перед входом в каждый магазин, в любую торговую точку вешать лозунг "Не обманешь - не продашь!" - тогда наши покупатели будут защищены основательно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Леонидович Михеев, ещё раз будете выступать? Пожалуйста. МИХЕЕВ О. Л. Уважаемые коллеги, в очередной раз прозвучало - я не первый раз это слышу в отношении своих законопроектов, - что да, идея хорошая, мысль хорошая, и комитет сегодня подтверждает, что якобы есть другой проект, который находится на согласовании, его продумывают, разрабатывают, но вот вопрос: сколько может длиться этот процесс разрабатывания? Непонятно, и сколько ждать его придётся - тоже неизвестно, поэтому ничто нам сегодня не мешает принять закон, который даст возможность по крайней мере тем же самым органам, которые должны контролировать и у которых почему-то это не получается, воспользоваться ещё одним инструментом. А когда будет разработан тот закон, который более качественный и более хороший, когда отлежится полгода, мы его тоже примем, и всё будет хорошо, это будет только во благо нашим гражданам. То есть в итоге я не услышал ничего особенного, что могло бы помешать принятию положительного решения в отношении данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3758 по 3774 из 4473
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 193 чел.42,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 194 чел. Не голосовало 256 чел.56,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 291
13.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 711270-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся требований к рекламе, размещённой на товаре или упаковке).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1151 по 1159 из 6157
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, предлагаю пункт 15 перенести на 19 апреля по просьбе автора, комитет не против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.