Заседание № 251

06.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 710584-7 "О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части уточнения порядка обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3653 по 3984 из 4818
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного                 
судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об       
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации" (об уточнении порядка обращения с                 
административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на      
участие в референдуме граждан Российской Федерации). Доклад официального        
представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря -              
заместителя министра юстиции Российской Федерации Вадима Витальевича            
Фёдорова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Вадим Витальевич.                                                   
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Правительством Российской    
Федерации во исполнение постановления Конституционного Суда Российской          
Федерации от 15 ноября 2018 года подготовлен проект федерального закона "О      
внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного                 
судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона "Об       
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации         
признал часть 15 статьи 239 КАС не соответствующей Конституции Российской       
Федерации, её статьям 32, 46 и 52, в той мере, в какой в системе действующего   
правового регулирования она не позволяет избирательному объединению,            
выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности,             
обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения        
избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это                
избирательное объединение или выдвинутые им в качестве кандидатов граждане      
были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы,         
необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие         
воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии,         
уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по     
нереабилитирующему основанию. Федеральному законодателю поручено внести в       
действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из постановления.      
                                                                                
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный       
законодатель, преследуя интересы обеспечения баланса прав и свобод              
избирательных объединений, выдвинутых ими кандидатов, стабильности              
результатов электорального волеизъявления и основанных на нём институтов        
народного представительства, безусловно, мог бы оговорить, что избирательное    
объединение вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением об    
отмене результатов выборов при условии, что оно своевременно предприняло        
усилия по оспариванию действий (бездействия), препятствовавших выдвижению или   
регистрации кандидатов, списка кандидатов, в специальном порядке, аналогичном   
порядку, установленному частью 10 статьи 239 и частью 4 статьи 240 КАС. В       
связи с этим в законопроекте предложено дополнить статью 239 КАС частью 15-1,   
устанавливающей возможность избирательного объединения, выдвинувшего            
кандидата или список кандидатов на выборные должности, а также кандидатов,      
которые не были зарегистрированы в результате незаконных действий               
(бездействия) избирательной комиссии или её должностных лиц, обратиться с       
административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии    
о результатах выборов.                                                          
                                                                                
Предлагается определить, что для перечисленных субъектов правоотношений срок    
подачи административного искового заявления об отмене решения избирательной     
комиссии о результатах выборов - три месяца со дня вступления судебного акта    
в законную силу, дополнив статью 240 КАС частью 3-1. С учётом того, что         
необходимым условием обращения в суд является установление незаконности         
действий (бездействия), препятствовавших выдвижению или регистрации             
кандидата, списка кандидатов, в законопроекте предлагается предусмотреть        
сокращённый, десятидневный срок для обжалования указанных действий              
(бездействия) избирательной комиссии или её должностных лиц, изложив часть 4    
статьи 240 КАС в новой редакции.                                                
                                                                                
Корреспондирующие изменения вносятся в пункт 2 статьи 78 Федерального закона    
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации".                                                  
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Витальевич.                                
                                                                                
Содоклад Зарифа Закировича Байгускарова.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Зариф Закирович.                                                    
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта            
заключается в следующем. На сегодняшний день если, например, кандидат либо      
избирательное объединение не смогли сдать документы в участковую                
избирательную комиссию в связи с тем, что были незаконные действия со стороны   
должностных лиц (например, у них просто их не приняли по какому-то              
надуманному основанию), то они не имели права обжаловать итоги выборов, то      
есть таким образом нарушались их права. В законопроекте предлагается, что       
если такие случаи будут происходить, то они будут иметь право обратиться в      
суд и получить судебное решение, а когда оно вступит в силу, в течение трёх     
месяцев они будут иметь право обжаловать сами итоги выборов, чтобы они были     
признаны незаконными. Это даст возможность избирательным объединениям и         
кандидатам более полно защищать свои права.                                     
                                                                                
Комитет предлагает поддержать данный законопроект, но в то же время у нас       
есть свои предложения, замечания. Надо будет внести изменения в закон "Об       
основных гарантиях избирательных прав...": в связи с тем что данным             
законопроектом предусматривается срок три месяца со дня вступления в законную   
силу судебных решений для реализации права на обжалование итогов голосования,   
в этом законе тоже необходимо прописать, что будет такое исключение в этих      
случаях. То есть не общее правило будет, а исключение в связи с нормой этого    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы.       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович. Подготовиться Иванову.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к представителю правительства.                     
                                                                                
Уважаемый Вадим Витальевич, очевидно, что в случае принятия данного             
федерального закона мы откроем новую страницу в истории избирательного          
законодательства. В связи с этим уточните: а вправе ли в такой ситуации будет   
не только сам кандидат, чьи права нарушены, но и органы прокуратуры выступить   
в его защиту и оспорить результаты выборов в судебном порядке? Заранее          
благодарю.                                                                      
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. В соответствии с процессуальными       
кодексами, если я не ошибаюсь, у прокуратуры есть такое право, но в рамках      
надзора.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вадим Витальевич, ну, поскольку правительство вносило этот законопроект, я      
хочу спросить вас о следующем. Я не очень понимаю, чего мы этим добьёмся,       
помимо того что дадим право избирательным объединениям заявить о                
несправедливости, о том, что было нарушено их право на выставление кандидата.   
В статье 77 закона "Об основных гарантиях..." чётко перечислены все             
основания, по которым выборы могут быть признаны несостоявшимися, и основная    
тема - это невозможность выявления действительной воли избирателей. Вот здесь   
же этого абсолютно нет. Мы же не можем отменить выборы через три месяца на      
том основании, что не участвовал какой-то кандидат, даже если он незаконно      
был, так скажем, не допущен к выборам, потому что избиратели голосовали и       
выбирали из тех кандидатов, которые были зарегистрированы.                      
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Мы как раз, когда готовились,          
рассмотрели статистику за 2018-2019 годы.                                       
                                                                                
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что указанный законопроект    
разработан правительством во исполнение решения Конституционного Суда           
Российской Федерации, что является обязательным. Помимо этого основанием для    
разработки законопроекта стали отказы в регистрации кандидатов, списков         
кандидатов. Статистика за 2018-2019 годы показывает, что из 40 заявлений об     
оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата    
на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выборного   
должностного лица местного самоуправления, рассмотренных с вынесением           
решения, удовлетворено 4 (10 процентов); из 110 заявлений об отказе в           
регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах в законодательные органы    
государственной власти субъектов Российской Федерации, рассмотренных с          
вынесением решения, удовлетворено 23 (20 процентов).                            
                                                                                
Мы надеемся, что данным законопроектом добьёмся того, чтобы количество          
обращений и вынесенных решений росло и все лица, которые считают, что их        
права были нарушены в результате действий (бездействия) членов избирательной    
комиссии, могли обратиться в суд и в случае наличия указанного нарушения у      
них появлялось право обжаловать результаты выборов, как я сказал, в             
упрощённом порядке, в сокращённый срок (то есть не будет решение подвешено на   
неопределённый период).                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Подготовиться Белых Ирине Викторовне, Иванову Сергею Владимировичу.             
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы,             
безусловно, поддерживаем этот законопроект, проголосуем за, только              
единственный вопрос остаётся, на который не был дан ответ, - это вопрос         
коллеги Иванова: что изменится? Ведь действительно, основания, по которым       
выборы признаются недействительными, перечислены, это закрытый перечень.        
Наверное, ко второму чтению нужно над этим подумать, чтобы решение              
Конституционного Суда было в полной мере учтено в изменениях, внесённых нами.   
Иначе получается, что мы такое право даём, но оснований для отмены              
результатов выборов это как бы не добавляет.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Белых Ирина Викторовна.                                             
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Немного об истории: в Кодекс административного судопроизводства мы давно не     
вносили изменения, последний раз это было в 2018 году, когда говорилось о       
полномочиях и деятельности избирательных комиссий, а вот Федеральный закон      
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации" - это периодически рассматриваемый закон,         
который каждые четыре года претерпевает изменения. Хорошо это или плохо? Это    
констатация факта. Это правильно: это говорит о том, что гражданское общество   
развивается, это говорит о том, что существуют возможности для того, чтобы      
высказать свою точку зрения, для того, чтобы решить общественно значимые        
проблемы, и сегодняшний законопроект это подтверждает.                          
                                                                                
Исполняем ли мы в полной мере постановление Конституционного Суда? Да, прежде   
всего потому, что сегодня состоялась эта дискуссия.                             
                                                                                
Итак, законопроект предоставляет возможность обратиться в суд с заявлением об   
отмене результатов выборов тем кандидатам, избирательным объединениям,          
которые не смогли представить в избирательную комиссию документы, необходимые   
для регистрации кандидатов, по причине воспрепятствования должностного лица.    
В настоящее время мы можем говорить как о кандидатах, участвовавших в           
выборах, только о тех, кто зарегистрировал своё участие, а для тех              
избирательных объединений, кандидаты от которых не были зарегистрированы в      
качестве таковых по причине воспрепятствования, возможность обращения в суд     
за защитой избирательных прав законодательством сегодня не предусмотрена, и     
Конституционный Суд высказал своё мнение по этому вопросу. Соответственно,      
законопроект предусматривает в основном две новеллы: первая - расширяется       
круг субъектов, которые имеют право подавать, оспаривать результаты выборов;    
вторая - устанавливается такое основание для подачи жалобы на решение           
избирательной комиссии, как действия должностного лица избирательной            
комиссии, препятствовавшие этой подаче.                                         
                                                                                
Итак, мы всё-таки предлагаем рассматривать данный законопроект не просто как    
восполнение пробела, но как дополнительное обеспечение граждан, кандидатов и    
политических партий надлежащими средствами судебной защиты избирательных        
прав. Мало это или много - покажет опять-таки правоприменительная практика.     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект и работать         
вместе с правительством над подготовкой ко второму чтению.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, с 1994 года я принимаю участие в выборах, и     
на моей памяти не было ни одного случая, чтобы я в качестве кандидата пришёл    
в избирательную комиссию и гонялся за секретарём или председателем комиссии     
со словами "Прими документы!", а он кричал: "Нет, нет, не приму!" - и убегал    
всячески от меня. Не было таких случаев, уважаемые коллеги, вот не было, и      
всё! Были случаи, когда кандидат... Известны такие случаи, когда кандидат       
какие-то документы не подавал. Было огромное количество случаев (например, с    
нашим коллегой Шериным такое случалось и с огромным количеством людей,          
которые сдавали подписи), когда говорили, мол, извините, но это не ваша         
подпись, несмотря на то что человек утверждал, что сам подписывал. Вот таких    
случаев вагон и маленькая тележка, извините за непарламентское выражение.       
                                                                                
Данный законопроект из серии "уж что-что, а право-то вы имеете, но на этом      
можете успокоиться": ни о какой демократии, ни о какой защите прав здесь речи   
вообще не идёт, поскольку - я это уже говорил, и коллега Гартунг тоже           
акцентировал на этом внимание - 77-я статья не даёт суду права на указанном     
основании отменить итоги выборов. И как бы мне ни хотелось иного, так как я     
считаю, допустим, что нечестно, когда кого-то не зарегистрировали, потому что   
сотрудник избирательной комиссии всяко-разно отказывался принимать документы,   
но тем не менее из тех кандидатов, которые были участниками выборов,            
избиратели свой выбор сделали. И на основании того, что кто-то теоретически     
мог быть зарегистрирован, но ему в этом отказали, вы извините, отменять         
выборы я считаю не совсем правильным. Поэтому давайте подумаем и, может быть,   
ко второму чтению добавим... Хотя не знаю, будет ли это соответствовать         
концепции законопроекта. Концепция законопроекта заключается как раз в том,     
чтобы просто исполнить решение Конституционного Суда. Причём, заметьте,         
уважаемые коллеги, Конституционный Суд только по обращению указывает, где       
норма нарушена, и, зная, что и другие нормы нарушены, не приступает к их        
рассмотрению на предмет соответствия Конституции, ведь соответствующих          
обращений не было.                                                              
                                                                                
Этот законопроект, ещё раз говорю, ни к чему хорошему не приведёт.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Полномочный представитель президента, Гарри Владимирович, не выскажете своё     
мнение? Нет. Представитель правительства? Нет. Заключительное слово             
предоставить докладчику?                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Вадим Витальевич.                                                   
                                                                                
ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за высказанные предложения, замечания,            
уважаемые депутаты. Как уже было сказано, Конституционный Суд дал чёткие        
указания и правительством соответственно был подготовлен законопроект именно    
в той части, чтобы расширить права граждан, в случае если выявлены нарушения    
должностных лиц избирательной комиссии, чтобы у них была возможность            
обращаться в суд, причём предусмотрен упрощённый порядок как для обращения в    
суд, так и для рассмотрения заявления. Вопрос последующей отмены результатов    
выборов либо не отмены результатов, о чём уважаемые депутаты говорили,          
всецело в компетенции суда. Когда будут взвешены все за и против, суд сможет    
принять то или иное решение.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зариф Закирович.                              
                                                                                
Включите Байгускарову микрофон.                                                 
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, здесь был вопрос о том, имеет ли право     
подключаться прокурор. До этого прокурор не имел права подключаться, потому     
что это не было предусмотрено законом. Если мы этот закон примем, прокуратура   
сможет подключиться и защитить интересы лиц, которые были нарушены.             
                                                                                
Вот Сергей Владимирович говорит, что не бывает такого, чтобы не принимали       
заявление, что его всегда регистрируют, - конечно, такие случаи есть. И даже    
если их всего десять - двадцать, нарушения прав всё равно не должно быть,       
поэтому просьба поддержать законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом       
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 239 и 240      
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78     
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации", 7-й вопрос повестки дня.   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Обращаю внимание, уважаемые коллеги, на необходимость голосовать только за      
себя в соответствии с нашим Регламентом. Особенно рискуют те, кто голосует за   
руководителя фракции, ему это может не понравиться.                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение принимается. Законопроект в первом чтении принят.