Заседание № 243
23.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 709907-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и статью 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (в части уточнения видов контроля (надзора) при реализации обязанностей полиции в области безопасности дорожного движения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3823 по 4099 из 5446
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и статью 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение законопроект устраняет пробелы в регламентации осуществления полицией контрольно-надзорных полномочий в области безопасности дорожного движения, гармонизирует изложенные на этот счёт в различных правовых актах нормы и приводит их в соответствие с нормами Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В этом контексте в Федеральном законе "О полиции" статья 12 "Обязанности полиции", часть 1, дополняется пунктом 19-2, возлагающим на полицию обязанность "осуществлять государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения". Корреспондирующие редакционные изменения вносятся в часть 1, пункт 21, статьи 13 "Права полиции" Федерального закона "О полиции". Ранее такая обязанность и соответствующие полномочия полиции прямо в законе предусмотрены не были и вытекали из Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утверждённого постановлением правительства и Указом Президента Российской Федерации. Из пункта 19 части 1 той же статьи 12 Федерального закона "О полиции" исключается перечисление направлений осуществления федерального государственного контроля (надзора) в рассматриваемой сфере, поскольку их содержание охватывается понятием "безопасность дорожного движения", изложенным в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения". Одновременно статья 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополняется пунктами 14 и 15, закрепляющими формы и методы осуществления такого надзора, а именно проведение без взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами проверок, выездных обследований, рейдов и профилактических мероприятий, пресечение выявленных нарушений и устранение их последствий, в том числе выдача соответствующих предписаний. Предполагается, что принятие закона будет способствовать повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения. Привлечения дополнительных средств федерального бюджета не потребуется. Все необходимые согласования имеются. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Евгеньевича Старшинова. СТАРШИНОВ М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич очень подробно рассказал о внесённом правительством законопроекте. Концепция направлена на уточнение видов контроля, осуществляемого органами внутренних дел при реализации возложенных на них обязанностей. Согласно законопроекту положения Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "О безопасности дорожного движения" приводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации о контрольно-надзорной деятельности. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по безопасности и противодействию коррупции 16 октября и единогласно поддержан. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также за принятие данного законопроекта в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Чемерис Роза Басировна. ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, как по вашему мнению, действительно ли принимаемые меры существенно повлияют на повышение безопасности дорожного движения, или это всё же уточнение законодательно закреплённых ранее видов контроля, который будет осуществляться полицией? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Ну, это, скорее всего, второе. Я говорил, что мы в закон переводим те нормы, которые сегодня содержатся в подзаконных актах высокого уровня - это постановление правительства и указ президента. Если говорить о количестве нарушений подобного рода, тех, которые подлежат регламентации, их около 100 в год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, вот в последнее время в рамках введённого моратория периодически направляешь обращения в ГИБДД, чтобы проверили тот или иной участок дороги на предмет соответствия нормам, и часто приходит ответ: у нас мораторий, сделать ничего не сможем. С профилактической проверкой выехали, посмотрели - и, к сожалению, никаких мер, которые раньше принимались, это привлечение к административной ответственности, иногда даже в суд выходили с требованием привести в порядок дорожную часть. Вот данный закон позволит всё-таки сотрудникам ГАИ в полной мере свои обязанности выполнять именно в части защиты прав граждан? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Этот закон, я об этом говорил уже неоднократно, направлен на осуществление контроля и надзора в отношении администрации субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Если мы говорим о содержании дорог конкретно, то ответственность за их содержание у нас несут владельцы дорог, а все остальные структуры, включая нас, обладают определёнными полномочиями. Вот каждый случай, когда мы отказываемся, я готов рассмотреть - пожалуйста. Но в данном случае речь идёт о том, что у субъектов есть своя собственная юрисдикция и в тех случаях, когда они не выполняют те или иные обязанности, мы получаем законные контрольно-надзорные функции, вот и всё. И конечно, это повлияет определённым образом позитивно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Игорь Николаевич, правильно ли я понимаю, что если сейчас вы имеете право проверять деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе выдавать им предписания об устранении нарушений, скажем, при ремонте дорог, то после принятия этого закона вы сможете только требовать у региональных и местных властей, чтобы они что-то предпринимали в связи с неправильно сделанными дорогами? И если я понимаю правильно, то в чём смысл этой новации? ЗУБОВ И. Н. Вы неправильно понимаете. Ещё раз говорю, мы, исходя из законодательной техники и вообще правильности построения нормативно-правового регулирования, переводим регулирование в законодательное русло, то есть те полномочия, которые раньше не были закреплены в законе, мы переводим в закон, это первое. Второе, в связи с принятием закона о контрольно-надзорной деятельности мы проводим некоторую редакционную и смысловую правку в плане приведения применяемых мер в соответствие с этим законом - точно так же, как написано в законе. Вы говорите про наши полномочия в отношении субъектов, непосредственно владельцев дорог и так далее, - они остаются без изменения, полномочия, которые есть у органов местного самоуправления, субъектов, остаются без изменения, но мы получаем механизм законодательного воздействия, вот и всё, больше ничего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, насколько, вы считаете, эффективны сейчас контрольно-надзорные мероприятия в области безопасности дорожного движения? Если посмотреть статистику по этому направлению, насколько эффективно сейчас эти функции выполняются? ЗУБОВ И. Н. Ну, если взять кардинально вопрос, то это как бы выходит за рамки обсуждения нашего законопроекта. Если смотреть с точки зрения нашего влияния на субъекты и органы местного самоуправления, ну, в общем-то, я считаю, что полномочий сейчас достаточно для того, чтобы действовать в этой сфере. Но есть важный момент, который, ещё раз говорю, за рамками данного законопроекта, - мы, ну, вместе все, прежде всего, конечно, вы, как законодатели, сегодня разделили: за организацию дорожного движения мы не отвечаем, соответственно, за строительство дорог, их проектирование, установку дорожных знаков и так далее мы не отвечаем, мы имеем возможность воздействовать на все эти процессы с точки зрения того, как при этом учтены вопросы безопасности дорожного движения. Например, вот владелец дороги принимает решение установить конкретный светофор и это есть в проекте, но мы можем вынести соответствующее замечание, представление по поводу того, что этот конкретный светофор не может быть установлен в этом месте, так как он, вместо того чтобы регулировать дорожное движение, может создать угрозу для его безопасности. Вот такого рода полномочия у нас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Игорь Николаевич, в продолжение вот того, о чём вы только что сказали. Хорошо, вы повысили статус видов контроля, и с вами нельзя здесь не согласиться, получили механизм законодательного воздействия, как вы сказали, но при этом у вас один инструмент - выдать предписание об устранении нарушений. Вы сказали сейчас про светофор, но вот не выполнили вашу рекомендацию - и что тогда? Какие виды наказаний тогда, вот с вашей стороны, вы предполагаете для тех, кто ваши предписания не исполняет? Они так на бумаге и останутся? У вас уже есть опыт правоприменительной практики? ЗУБОВ И. Н. Я просто обращаюсь к части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, где установлена ответственность вот как раз за невыполнение этого предписания: штраф для граждан в размере от 300 до 500 рублей, для должностных лиц - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет, для юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. Вот такие у нас есть полномочия на этот счёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич. От фракции - поставьте время. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я думаю, мы все в единодушном порыве согласны с тем, что нужно уточнять, унифицировать и способствовать единообразию, и в этом отношении, я думаю, мы все поддержим докладчиков, но есть маленький нюанс. Поскольку я ничего не понял, как выяснилось (я вполне это допускаю), я позволю себе прочитать то, что написано в тексте закона, а вы уже решайте, кто чего не понял. Значит, статья 1, пункт 2, подпункт "б", где одну формулировку нужно заменить другой формулировкой. Формулировка, которая действует сегодня: МВД может "при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности..." - внимание! - "...организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог". То есть что мы имеем сегодня? Мы имеем плохой ремонт дорог, мы имеем некачественную эксплуатацию дорог, мы имеем некачественную реконструкцию дорог, и в этой ситуации МВД приходит к тому, кто натворил дел, проверяет его деятельность и выдаёт ему предписание, и он отвечает, причём он отвечает перед Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице тех или иных его представителей. Чем это предлагается заменить и за что мы сейчас будем голосовать? Цитирую: "...заменить словами «при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения и государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений»". То есть сейчас осуществляется контроль за теми, кто непосредственно работает на дороге. Это предлагается заменить контролем за региональными и местными властями. Ну, региональные власти - ладно, но мы с вами знаем, что в большинстве муниципалитетов денег нет, не было и не будет, по крайней мере при нынешней межбюджетной политике, о которой так красочно говорил здесь вице-премьер Хуснуллин - и абсолютно справедливо - под наши аплодисменты. А с другой стороны, ну хорошо, ну выпишут муниципалитету предписание. Я знаю муниципалитеты, где по несколько лет не могут назначить руководителя, вернее, заменить руководителя, потому что нет желающих соглашаться на эту смертельную работу с кучей полномочий без каких бы то ни было возможностей эти полномочия реализовать. Муниципалитеты абсолютно бессильны даже перед бандами так называемых строителей в некоторых ситуациях и ремонтников. То есть это перенос контроля на тех, кто эти требования заведомо выполнить не сможет. Да, потом муниципалитет будет виноват, и, даже если представители МВД придут в суд, так сказать, защищать права несчастных разбивающихся участников дорожного движения, это всё равно, как я могу предположить, никому не поможет. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", к сожалению, не сможет поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и статью 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункт 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 41 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.