Заседание № 256
11.12.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 709876-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях правового регулирования механизмов заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в отношении объектов здравоохранения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5417 по 5761 из 6183
Коллеги, мы ещё рассмотрим 20-й вопрос - у нас первый заместитель министра экономического развития Максим Андреевич Колесников больше двух часов ожидает своего доклада, - а также проект постановления и один законопроект по сокращённой процедуре. 20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра экономического развития Максим Андреевич Колесников. Пожалуйста, Максим Андреевич. КОЛЕСНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляю на ваше рассмотрение законопроект, который предусматривает дополнительное регулирование при применении механизмов ГЧП в сфере здравоохранения. Законопроект разработан по поручению правительства в целях исполнения указания президента в связи с выявленными прокуратурой нарушениями при реализации таких проектов. Основные положения, что регулируем. Первое. Вводится запрет на заключение концессионного соглашения или соглашения о ГЧП в отношении имущества единственной медицинской организации государственной системы здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь населению на территории муниципального образования по отдельным профилям. Тем самым мы купируем риски неполучения гражданами бесплатной медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Такая принципиальная вещь. Перечень профилей прямо указан в законопроекте. Эта позиция согласована с Минздравом и с профильным комитетом. Второе. Запрещаем переводить в иностранные банки средства от оплаты услуг, оказанных по ОМС в рамках концессии и ГЧП, тем самым защищаем бюджетные средства от блокирования из-за санкций и вывода за рубеж. Третье. Наделяем правительство допполномочиями по дополнительному регулированию проектов ГЧП в здравоохранении. Все соглашения будет согласовывать Минздрав, и правительство подготовит соответствующий проект постановления, которым будет утверждён порядок оценки и согласования проектов ГЧП в здравоохранении. Считаем, что дополнительное согласование Минздрава как раз позволит исключить ситуации, когда происходит заключение концессии там, где это нецелесообразно, поскольку уже есть недозагруженные бюджетные учреждения, что в итоге приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств. Также постановлением правительства утверждаются особенности реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения, а именно будут определены предельный размер финансового участия публичной стороны, требования к оказанию медицинских услуг концессионером, условия, на которых концессионер сможет привлекать к работе государственные и медицинские организации. Считаем, что принятие закона позволит сократить риски заключения неэффективных соглашений, из-за которых неэффективно используются бюджетные средства. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич. С содокладом выступает Михаил Владимирович Кизеев. Пожалуйста, Михаил Владимирович. КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Максим Андреевич достаточно подробно рассказал о предлагаемых новеллах. Наш комитет рассмотрел проект федерального закона 30 октября 2024 года, и большинством голосов мы приняли решение поддержать его. Законопроектом вносятся изменения в три федеральных закона: прежде всего, в закон "Об обязательном медицинском страховании...", а также в основные законы, которые регулируют государственно-частное партнёрство и концессионные соглашения. Хотел бы остановиться на основных моментах. Во-первых, законопроектом устанавливается, какие объекты здравоохранения могут передаваться именно в концессию. Во-вторых, предлагается наделить правительство дополнительными полномочиями по регулированию проектов ГЧП в здравоохранении. Речь идёт о согласовании Минздравом России заключаемых в регионах концессионных соглашений и соглашений о ГЧП на предмет их соответствия требованиям к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения. Порядок оценки и согласования таких проектов будет утверждаться правительством. Что касается ограничения возможности заключения концессионных соглашений, когда медицинская организация в соответствии с перечнем является единственной, о чём коллеги уже говорили, здесь как раз наш комитет предлагает обратить внимание на дополнительные высокозатратные направления, в том числе на нефрологию, а именно медицинскую помощь при лечении хронической почечной недостаточности, где также подразумевается высокая стоимость. Кроме того, в законопроекте устанавливается ограничение на перевод средств от оплаты медицинской помощи, оказанной по обязательному медицинскому страхованию медицинской организацией, являющейся концессионером, частным партнёром, на счета, открытые в иностранных банках. При этом важно обратить внимание на то, чтобы это положение не ограничивало возможности инвестирования со стороны дружественных стран. Комитеты-соисполнители - это Комитет Государственной Думы по экономической политике, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению - и Комитет Совета Федерации по социальной политике поддержали данный законопроект. Счётная палата и Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеют. В связи с изложенным Комитет по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует, коллеги, поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Куринный Алексей Владимирович. У кого-то ещё есть вопросы? Есть. Вижу руки, конечно. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Прусакова Мария Николаевна, пожалуйста. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Ну, предлагаемый законопроект - это, знаете, как лечение йодом при оторванной руке, примерно вот так эти меры можно воспринимать в сегодняшней нашей медицине. Докладчик сказал, что сегодня проблема в том, что в медицинских учреждениях по сути нет спроса, а есть предложение. Вот на мой взгляд, он очень далёк от реальной ситуации в здравоохранении. Напротив, сегодня у нас есть проблема недополучения качественной медицинской помощи населением, и эту проблему необходимо решать. У меня вопрос: насколько, как вы считаете, предложенное изменение законодательства вообще реально скажется на улучшении качества медицинской помощи и наличии специалистов в медицинских учреждениях? Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Андреевич. КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемая Мария Николаевна, спасибо за вопрос. В первую очередь данный законопроект направлен на решение проблемы вообще отсутствия помощи. Мы знаем ситуации, когда, к сожалению, концессионеры заключают соглашения и дальше помощь просто не оказывается. Предлагается, может быть, достаточно жёсткая, но эффективная с этой точки зрения мера. Ну а по поводу в целом улучшения качества медицинской помощи могу сказать, что для этого есть отдельный национальный проект, просто это немножко другой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос, скорее, комитету по здравоохранению. Из-под действия положений предлагаемого законопроекта сейчас выводится единство медорганизаций, те медорганизации, которые оказывают услуги по отдельным видам профилей. При этом указано только два детских профиля - это детская онкология и детская хирургия, у вас нет других детских профилей. Скажите, нет ли желания во втором чтении вывести вообще всё детское здравоохранение из зоны действия закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КИЗЕЕВ М. В. Нина Александровна, большое спасибо за вопрос. На самом деле ключевое здесь то, что единственная организация оказывает помощь, единственная организация, поэтому я, опять же, отметил, что мы также обратили внимание на нефрологию, понимаете? Наверное, тут мы вместе с вами можем рассматривать и ко второму чтению готовить изменения, да, но обращаю внимание, что принципиальная позиция комитета - не ограничивать оказание жителям медицинской помощи в рамках ОМС и, если организация единственная, не переходить на концессионные соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. В условиях капиталистического развития государства, конечно, следует ожидать полной коммерциализации, перевода на платную основу и всей социальной сферы обслуживания населения. Попытка передачи частникам медицинских учреждений это и подтверждает. Вопрос: попытка создания полностью платных медицинских услуг при низкой платёжеспособности не говорит ли об очередном крахе реформы в этой сфере? Правильно ли я понимаю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Андреевич. КОЛЕСНИКОВ М. А. Вячеслав Михайлович, ну, я не готов сказать о реформе здравоохранения. Скажу в части законов, по которым мы сейчас предлагаем регулирование. У нас в целом в здравоохранении заключено 60 соглашений, в том числе 50 концессий и 10 соглашений ГЧП на сумму 148 миллиардов рублей, то есть всё-таки механизм привлечения частных денег в отрасль работает. Да, появились перекосы, Генеральная прокуратура обратила на это внимание. Мы эти перекосы сейчас устраняем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо. У меня тоже вопрос к авторам законопроекта. Вы достаточно чётко сформулировали проблему, которой вызван этот законопроект. А вы можете также чётко сформулировать, к каким целям вы хотите прийти в результате? Ну, да, даём дополнительные инструментарии сейчас. Можете сказать чётко, что, мол, мы принимаем этот законопроект для того, чтобы, а дальше конкретно нам в цифрах результаты показать, то, чего мы хотим добиться? Ну, миллиарды привлекли, но на это же как посмотреть? Раз миллиарды привлекли частные, вы же и заберёте эти миллиарды из карманов-то потом! Иначе в чём смысл концессионного соглашения? Хотелось бы понять, для чего мы принимаем законопроект. Для обогащения определённого круга лиц или для спасения какого-то количества организаций, объектов или чего-то ещё? Спасибо. КОЛЕСНИКОВ М. А. Андрей Анатольевич, как я сказал в докладе, основная цель - это недопущение рисков неполучения гражданами бесплатной медицинской помощи, вот основная цель данного проекта закона. Но мы готовы в рамках обсуждения между первым и вторым чтениями совместно с коллегами из Минздрава устроить "круглый стол", провести всю аналитику и дать статистику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Максим Андреевич, маржа, которую должен получить концессионер в качестве компенсации за своё вложение, из чего складывается? Посмотрим, например, базовую программу ОМС: там вообще нет такого понятия, как прибыль, там всё чётко разложено, сколько должно пойти на зарплату, сколько должно пойти на лекарства, на коммуналку и тому подобное. Нет никакой прибыли, которую должен в принципе получать по проектам бизнес, о котором мы говорим. Может, нам вообще уйти в системе здравоохранения от любых концессионных соглашений? Нечего им там делать! Базовая программа должна быть базовой программой, она должна обеспечить необходимые потребности без всяких дополнительных прибылей, которые в итоге всё равно будут оплачены из бюджета либо из карманов граждан. КОЛЕСНИКОВ М. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Уже сейчас в законе установлен достаточно большой перечень профилей, которые попадают под запрет, и это как раз те профили, где, ну, достаточно высокие тарифы по ОМС. Ваш вопрос по поводу предельного размера финансового участия публичной стороны и финансовых результатов концессионеров - это как раз должно быть определено подзаконным актом, который мы с Минздравом будем разрабатывать. Я думаю, что мы ко второму чтению постараемся уже основные подходы к написанию и к структуре этого акта представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Михаил Владимирович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Куринный Алексей Владимирович. Ещё есть? Ну, докладчик, понятно, и содокладчик. Алексей Владимирович, пожалуйста, вам слово. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, мы, наша фракция, абсолютно убеждены, что никаких концессий в сфере здравоохранения, тем более государственного здравоохранения, быть не должно. Невозможно там получать прибыль, в лучшем случае это должны быть некоммерческие организации, которые работают и в частном варианте (лучше, чтобы они работали), которые тратят все свои дополнительные средства на улучшение этой помощи - на закупку оборудования, на приобретение какой-то дополнительной техники, на улучшение качества оказания медицинской помощи, - но не на прибыль. Её не должно образовываться в системе здравоохранения, мы это прекрасно понимаем. Было уже сказано, мы сегодня уже обсуждали отрицательный опыт в системе ЖКХ, когда большая часть концессии провалилась. У нас есть опыт фактически постройки учреждений здравоохранения в рассрочку, много миллиардов, но это точно такие же кредиты, то есть регион мог взять кредит, но вместо кредита он заключил концессионное соглашение. Точно так же расплачивается, оплачивает все банковские проценты и всё остальное, то есть эффекта-то никакого нет, никакая это не концессия. Несмотря на кажущиеся или планируемые улучшения условий заключения концессионных соглашений по сравнению с действующим вариантом (да, нельзя будет перечислять на иностранные счета деньги, то есть не сможет иностранный бизнес обогащаться за счёт граждан и бюджета Российской Федерации, да, предлагаются ещё какие-то послабления в части запрета определённых профилей, по которым нельзя будет заключить соглашение, или если это единственная организация), по факту вообще нечего концессиям делать в системе государственного здравоохранения. Мы по этому поводу уже жёстко выступали и продолжаем выступать. В связи с этим данный законопроект, хоть что-то там и улучшающий, мы поддерживать не будем. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Максим Андреевич, если есть желание, можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемые коллеги, вопрос действительно важный. Я прошу поддержать сейчас законопроект в первом чтении, между первым и вторым обязательно доработаем ещё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Кизееву включите микрофон, пожалуйста. КИЗЕЕВ М. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы выразить позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Именно фракция отмечает важность регулирования вопроса государственно-частного партнёрства именно в здравоохранении. Для развития системы здравоохранения важно использовать все возможные дополнительные источники, в том числе и ГЧП, но, безусловно, это должен быть регулируемый процесс. Цель законопроекта - это сокращение рисков при заключении соглашений о ГЧП и концессионных соглашений, приводящих к удорожанию стоимости медицинских услуг или неполучению гражданами бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС. Важно привлекать в сферу здравоохранения добросоветных участников системы ГЧП, в том числе те частные организации, которые работают в рамках ОМС, и контролировать качество работы, чтобы они соблюдали все правила оказания медицинской помощи и законодательство об оказании медицинской помощи. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 17 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.