Заседание № 245
29.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 709858-8 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части дополнительного контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми финансовыми организациями).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4038 по 4183 из 5994
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О защите конкуренции". Докладывает официальный представитель правительства заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Борисович Кашеваров. Пожалуйста, Андрей Борисович. КАШЕВАРОВ А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О защите конкуренции" разработан в целях реализации национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы, а также создания дополнительного механизма контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми крупными финансовыми организациями. В настоящее время частью 1 статьи 29 закона "О защите конкуренции" установлена необходимость получения предварительного согласия на совершение сделки в отношении финансовой организации, в случае если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации. Например, для кредитных организаций размер таких активов составляет 20 миллиардов рублей, соответственно, если размер активов кредитной организации ниже установленной величины, то может быть приобретено любое количество таких организаций без согласования. Законопроектом предлагается ввести дополнительный контроль за совершением сделок, осуществляемых крупными финансовыми организациями, стоимость активов (суммарная стоимость активов финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превышает значения, установленные Правительством Российской Федерации в том числе по согласованию с Банком России, независимо от размера активов финансовых организаций, являющихся объектом экономической концентрации. Фактически законопроект предусматривает дополнительный механизм контроля горизонтальных слияний между финансовыми организациями и конкурентами. Предложенная мера направлена на ограничение роста экономической концентрации на финансовых рынках, а также на защиту прав и интересов участников финансового рынка и потребителей финансовых услуг от возможных проявлений монополистической деятельности. Доклад окончен. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Борисович, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Владимирович Ситников. СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по защите конкуренции рассмотрел представленный законопроект и поддерживает его концепцию, суть которой подробно изложил Андрей Борисович. Комитет отмечает, что во избежание правовой неопределённости при применении норм о видах финансовых организаций, идентичность которых является основанием для согласования сделки, потребуется принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, определяющего перечень конкретных видов финансовых организаций с учётом видов деятельности, подпадающих под действие части 1-1 статьи 29 Федерального закона "О защите конкуренции". Центральный банк концептуально поддерживает законопроект, замечаний от Правового управления Аппарата Государственной Думы не поступило. В целом комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Борисович, в материалах к законопроекту, в пояснительной записке, говорится, что на региональных рынках банковских услуг много крупных игроков и при повышении уровня концентрации усиливается разрыв между крупными и небольшими организациями, в связи с этим менее крупным участникам рынка сложнее конкурировать, что приводит к повышению дополнительных издержек. Скажите, пожалуйста, о каких дополнительных издержках здесь идёт речь и имеется ли здесь в виду в том числе необоснованный рост цен? А если так, то смогут ли предлагаемые изменения, предлагаемые новеллы защитить граждан от необоснованного роста цен на товары и услуги? КАШЕВАРОВ А. Б. Да, безусловно, любая концентрация и создание доминирующих игроков на рынке позволяют им в большей степени проявлять свою рыночную власть. И процесс, связанный с воспрепятствованием созданию таких крупных игроков, априори должен приводить к тому, что их рыночная власть будет уменьшаться. Поэтому издержки, которые возникают, в частности, у потребителя, действительно связаны с возможностью ценового диктата со стороны игроков финансового рынка, которые занимают доминирующее положение, особенно это касается субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемый Андрей Борисович, а вот как предполагаемые изменения отразятся на сроках совершения сделок по слиянию и поглощению с учётом возможного увеличения временных затрат на согласование с ФАС? И рассматриваются ли альтернативные способы предотвращения чрезвычайной концентрации на финансовых рынках, не связанные с ужесточением контроля? КАШЕВАРОВ А. Б. Что касается сроков совершения сделок, то в соответствии с законом "О защите конкуренции" сделки должны быть рассмотрены в течение месяца, а если будут обнаружены признаки ограничения конкуренции, то этот срок может быть продлён до трёх месяцев. В связи с этим максимальный срок - это три месяца. Тем не менее когда сделка совершается, то, соответственно, известны её параметры, ну и ходатайство о даче согласия на сделку может быть направлено в антимонопольную службу параллельно с проработкой остальных нюансов совершения сделки. Мы неоднократно на практике сталкивались с тем, что стороны включают в договор возможность реализации сделки, если получено согласие антимонопольного органа. Таким образом, процесс может быть запараллелен и значительного увеличения сроков здесь не произойдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 47 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.