Заседание № 119
О проекте федерального закона № 709323-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 59 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части исключения безальтернативного применения меры в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве дополнительного административного наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 59 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Доклад Юрия Петровича Синельщикова. Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, законопроект разработан в целях исключения из Кодекса об административных правонарушениях правила применения в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в качестве безальтернативной меры. На сегодня санкции восьми статей кодекса, касающихся нарушений миграционного и антинаркотического законодательства, устанавливают, что в качестве дополнительного наказания обязательно назначение административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом кодекс не содержит нормы, допускающей возможность неприменения такого дополнительного наказания к иностранным гражданам или лицам без гражданства в случаях, если они, постоянно проживая на территории Российской Федерации, фактически утратили связь с исторической родиной, имея супругов и несовершеннолетних детей, а также иных близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, разделение с которыми будет нарушать семейные отношения. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. При этом нарушенными могут оказаться права и интересы членов семьи выдворенного, включая несовершеннолетних детей, которые в силу применения подобных мер фактически несут бремя ответственности за несовершённое правонарушение. Российские суды, руководствуясь универсальностью норм международного права и требованиями российской Конституции о справедливости, соразмерности и индивидуализации при применении тех или иных мер государственного принуждения, зачастую вынуждены не назначать привлекаемым к административной ответственности лицам административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, хотя КоАП этого требует. То есть суд практически идёт против закона, и это бывает довольно часто. Этим и вызвано предлагаемое внесение в санкции ряда статей кодекса изменений, исключающих безальтернативное применение в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации в качестве наказания. Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Обращаю внимание на то, что настоящий проект федерального закона дважды рассматривался на заседаниях Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы шестого созыва. Первоначально по результатам рассмотрения в марте 2015 года было рекомендовано Государственной Думе принять его в первом чтении, позже комитет пересмотрел это решение в связи с получением отрицательного официального отзыва правительства. Дав со второго захода отрицательное заключение, комитет вместе с тем отмечает, что рассматриваемый проект закона соответствует Конституции, не содержит разночтений с законодательными и иными нормативными правовыми актами законодательства Российской Федерации и согласуется с международными договорами нашей страны. При этом комитет обращает внимание на то, что в пояснительной записке к данному законопроекту содержится обоснование предлагаемых законодательных изменений, и фактически соглашается с необходимостью дополнительной защиты прав и законных интересов не только самих иностранцев и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, но и членов семей таких граждан, проживающих в нашей стране. Хочу отметить, что законопроект подписан не только мною, оппозиционным депутатом, но и шестнадцатью депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Татьяны Викторовны Касаевой. Пожалуйста. КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обсуждаемым законопроектом предлагается исключить безальтернативное применение такого вида дополнительного административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации. Это относится к иностранным гражданам и лицам без гражданства, совершившим административное правонарушение, связанное, во-первых, с нарушением законодательства в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, во-вторых, с нарушением правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания в нашем государстве, с незаконным осуществлением трудовой деятельности в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и с нарушением положений ряда других статей Кодекса об административных правонарушениях. Нормы, которые сейчас действуют, принимались в том числе в целях реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утверждённой указом президента от 9 июня 2010 года, где указано, что современная наркоситуация представляет серьёзную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью её населения. А согласно пункту 26 Конвенции общественной безопасности к задачам обеспечения общественной безопасности относится противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и так далее. Необходимо отметить, что основными аргументами за принятие данных норм авторы считают наличие у выдворяемого семьи и то, что он фактически утратил связь с исторической родиной, однако в предлагаемом законопроекте способ решения этого вопроса значительно расширяет возможности альтернативного выдворения и никак не увязывает его с наличием семьи, в связи с чем в конкретных случаях решение зависит исключительно от усмотрения судьи. Да, действительно, по мнению комитета, проблема существует, и мы полагали бы правильным указать, в каких случаях административное выдворение не может назначаться, тем более такое изъятие в статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях уже есть. По мнению профильного комитета, данную законодательную инициативу необходимо отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Татьяна Викторовна, ну вы же не будете отрицать, что антинаркотическая работа у нас ни к каким позитивным результатам не привела и на данный момент официально признанная цифра - 7 миллионов наркоманов? Это же катастрофа! Комитет это знает и отвергает чужие инициативы, но почему свои не предлагает? КАСАЕВА Т. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич, он действительно уместен. Если внимательно посмотреть тело законопроекта, то можно увидеть, что данный законопроект, на мой взгляд и по мнению комитета, ослабляет государственное воздействие на правонарушителей, которые несут ответственность по перечисленным статьям: в норме предлагается изменить всего лишь одну фразу - "с выдворением или без него", если мы вставим словосочетание "без него", то тогда уже судья будет решать, выдворять или нет, а пока выдворение обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, всё-таки почему вас не устраивает формулировка безальтернативного применения административного наказания в виде выдворения, с чем это связано? СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Николай Васильевич, вы всё перепутали. Она меня вполне устраивает. Во-первых, она не устраивает "ЕДИНУЮ РОССИЮ", ибо инициатор - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я, как юрист, просто присоединился к шестнадцати депутатам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Во-вторых, я не предлагаю - и наш коллектив тогдашний не предлагал - отменить эту меру, выдворение по-прежнему сохраняется, но суд в отдельных случаях может его не применять. Мы должны сделать так, чтобы суд его не применял в отдельных случаях к тем лицам, которые уже обрели семьи себе здесь, которые обросли детьми здесь, которые имеют собственность, квартиру, работу. Вот о чём идёт речь, речь идёт только об этом, выдворение будет, конечно, применяться. Но самое-то главное, что суды всё равно не применяют выдворение в том случае, когда у человека есть семья, хотя закон обязывает применить. То есть, получается, мы говорим: судебная практика пусть идёт сама по себе, по незаконному пути, а мы пойдём сами по себе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Не видно. Представители президента, правительства? Не выступают. Докладчику, Синельщикову, включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Ну коль скоро тут не все поняли, о чём идёт речь, я всё-таки вынужден выступить с заключительным словом - с коротким. Несколько слов по поводу замечаний наших оппонентов. Вообще, в официальном отзыве правительства на наш законопроект делается ссылка на то, что выдворение в безальтернативном порядке якобы было внесено в КоАП в целях реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690. Между тем о необходимости такой меры в этом нормативном акте абсолютно ничего не говорится, поэтому это обман со стороны правительства. В том же заключении сообщается, что правительство не поддерживает законопроект из-за того, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют статистические и иные данные, свидетельствующие о неэффективности действующих норм административного законодательства и наличии проблем правоприменения, однако как раз это и содержится в пояснительной записке, причём здесь имеется даже ссылка на два решения Верховного Суда, в том числе на руководящее постановление Верховного Суда, подтверждающие необходимость таких изменений закона. Верховный Суд говорит в своём постановлении: судьи, не смотрите на закон, делайте так, как подсказывают вам разум, совесть, Конституция и международные правовые акты. Наши оппоненты, кроме того, утверждают, что наличие существующей меры безальтернативного выдворения весьма актуально в связи с ростом уровня наркопреступности и числа правонарушений в России, особенно среди иностранцев, проживающих на территории Российской Федерации. Вынужден разочаровать лиц, утверждающих это: во-первых, преступность среди иностранцев в последние годы существенно сокращается, а коэффициент преступности на 100 тысяч населения среди этой категории лиц заметно ниже, нежели коэффициент преступности среди нас, россиян; во-вторых, общее число выявленных в России преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, также имеет тенденцию к сокращению. Предложение Татьяны Викторовны мы свободно можем учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Ещё раз прошу поддержать законопроект, иначе это какое-то безумие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 25 сек.) Проголосовало за 40 чел.8,9 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 709323-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 59 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части исключения безальтернативного применения меры в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве дополнительного административного наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Просьба рассмотрение 40-го и 54-го вопросов перенести на 3 апреля. И по 66-му вопросу, этот законопроект рассматривается в соответствии со статьёй 118 Регламента, будет докладывать Марданшин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, больше желающих высказаться по проекту повестки дня не было. Павел Владимирович Крашенинников предлагает рассмотрение 40-го и 54-го вопросов перенести на 3 апреля. Нет возражений? Нет возражений, принимается. И по 66-му вопросу, который будет рассматриваться в соответствии со статьёй 118 Регламента, выступит Марданшин. Нет возражений? Нет, принимается.
Заседание № 49
О проекте федерального закона № 709323-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 59 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части исключения безальтернативного применения меры в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве дополнительного административного наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас коллега Касаева в Конституционном Суде сегодня выступает, поэтому мы просим рассмотрение вопросов 44, 45 и 46 перенести на 21 июня, а законопроект под пунктом 37 просим рассмотреть в соответствии со статьёй 118 Регламента по сокращённой процедуре, все обоснования есть.
Павел Владимирович Крашенинников: рассмотрение вопросов 44, 45, 46 перенести на 21 июня и законопроект под пунктом 37 рассмотреть в соответствии со статьёй 118 Регламента. Нет возражений? Нет. Принимается.