Заседание № 170

23.05.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 70930-3 "О праве на информацию в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6154 по 6474 из 6978
Пункт 20: о проекте федерального закона "О праве на информацию в Российской     
Федерации". Доклад депутата Госдумы Виктора Валерьевича Похмелкина.             
                                                                                
С трибуны, да? Пожалуйста.                                                      
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему           
вниманию предоставляется проект федерального закона "О праве на информацию в    
Российской Федерации". Конституционной основой для данного законопроекта        
является часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой   
каждый гражданин Российской Федерации имеет право на информацию, то есть        
право на то, чтобы свободно искать, получать, передавать, производить и         
распространять информацию на территории Российской Федерации. Есть эта          
конституционно-правовая норма, есть также в Уголовном кодексе Российской        
Федерации статья, даже две статьи, которые выступают некими гарантиями          
реализации этого права. С одной стороны, они предусматривают ответственность    
для должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления,   
которые отказывают в предоставлении информации или предоставляют                
недостоверную информацию по вопросам, затрагивающим права и законные интересы   
граждан, с другой стороны, есть ответственность таких же должностных лиц за     
то, что они отказывают в предоставлении информации или предоставляют            
недостоверную информацию Федеральному Собранию Российской Федерации или         
Счетной палате.                                                                 
                                                                                
Кроме этого, в промежутке, что называется, между этими общими, предельно        
общими конституционными нормами и охранительными статьями Уголовного кодекса    
нет практически никакого правового регулирования. И в этой ситуации реальное    
право гражданина на информацию оказывается негарантированным.                   
                                                                                
Данный законопроект, с одной стороны, носит в известной мере                    
систематизирующий характер, поскольку в нем содержится попытка определения      
основных понятий, использующихся в других законопроектах, таких, как            
"информация", "официальная информация", "пользователь", "поиск информации",     
"получение информации", "передача информации", "личная тайна", "семейная        
тайна" и так далее. Я понимаю, что можно спорить по поводу тех или иных         
определений, но то, что они необходимы в законе, то, что использование этих     
понятий должно носить единообразный характер применительно ко всем отраслям     
законодательства и ко всей правоприменительной практике, - это у                
разработчиков законопроекта сомнений не вызывает.                               
                                                                                
Кроме того, подробно - и в этом, я бы так сказал, эвристический характер        
данного законопроекта - регламентируется порядок предоставления и получения     
гражданином информации, которая затрагивает его права и законные интересы. С    
нашей точки зрения, за исключением определенного перечня (а он тоже             
приводится), к которому относятся, скажем, государственная тайна,               
коммерческая, служебная тайна, сведения о личной жизни гражданина, за           
исключением вот этих обстоятельств вся остальная информация должна носить       
открытый характер. В этом один из критериев принципиальных отличий              
демократического общества и правового государства. В этом тот принципиальный    
подход, что права и свободы человека являются определяющими, высшей ценностью   
и подлежат непосредственному применению. Но сегодня, если тому или иному        
гражданину захотелось, например, получить информацию, ну, скажем, о тарифах     
на электроэнергию и предполагаемых изменениях в этой сфере, о ситуации в        
жилищно-коммунальном хозяйстве, которая затрагивает его непосредственно, о      
правилах прописки в том или ином регионе и так далее, то ему бы пришлось        
пройти длительную бюрократическую процедуру, и не факт, что он получил бы       
вовремя нужную и достоверную информацию, хотя, повторяю, все эти вопросы,       
безусловно, затрагивают права гражданина, и непредоставление здесь информации   
должно было, по идее, повлечь за собой уголовную ответственность. Но конечно,   
уголовных дел по этим статьям практически нет, потому что (и вот в этом         
состоит новаторский подход авторов данного законопроекта), мы считаем, нет      
процедуры получения подобного рода информации. Такая процедура предлагается     
вашему вниманию в рассматриваемом законопроекте. Мы считаем, что гражданин      
Российской Федерации имеет право обратиться с запросом в органы                 
государственной власти или в органы местного самоуправления по интересующему    
его вопросу, а соответствующий орган обязан на этот запрос прореагировать в     
установленной законом форме, в определенный срок по четкой форме, которая       
данным законопроектом и устанавливается. За исключением, повторяю, тех          
сведений, которые согласно федеральному закону, и только ему, носят характер,   
не позволяющий производить их публичное разглашение.                            
                                                                                
Мы устанавливаем подобного рода порядок и также те процедуры, в рамках          
которых соответствующие должностные лица должны отдавать ответ гражданам на     
их запросы. Мы полагаем, что, если строго следовать Конституции, в этой части   
гражданин Российской Федерации должен обладать ничуть не меньшими правами,      
чем законные представители граждан в органах государственной власти -           
депутаты, что гражданин вправе такого рода сведения запрашивать и отказ ему в   
предоставлении этих сведений либо предоставление сведений ложных должны         
повлечь за собой соответствующий вид ответственности.                           
                                                                                
Возможные возражения, которые, видимо, сейчас последуют и от профильного        
комитета, и от других депутатов Государственной Думы, сводятся, собственно      
говоря, к тому, чтобы уберечь покой наших бюрократов: не надо их теребить, и    
без того много работы, а тут какие-то граждане под ногами крутятся, вертятся,   
чего-то там просят, и на них нужно тратить драгоценное государственное время.   
Но если вдуматься, и не только в Конституцию, а и в смысл всей                  
государственной деятельности, то нет ничего более важного на самом деле, чем    
обеспечение прав и свобод граждан, а необходимым условием такого обеспечения    
является полное и достоверное информирование тех людей, которые имеют дело с    
органами власти. И невыполнение этой обязанности должно влечь серьезнейшие      
правовые последствия.                                                           
                                                                                
Мы вполне допускаем, что конкретные нормы, содержащиеся в данном                
законопроекте, могут правиться, корректироваться, сам порядок предоставления    
информации может меняться в ходе доработки, но мы абсолютно убеждены в том,     
что, если есть самостоятельный предмет регулирования, такой законопроект,       
безусловно, необходим, для того чтобы в стране обеспечивался нормальный,        
полноценный, свободный обмен информацией, тем более в наших условиях, когда     
появляется все больше попыток ввести цензуру на те или иные средства массовой   
информации, когда простые граждане все больше отчуждаются от органов власти и   
не видят в них не то что своих защитников, но просто хотя бы людей, которые     
могли бы обеспечить элементарную безопасность.                                  
                                                                                
В этих условиях, как никогда, актуальность подобного рода законопроекта         
возрастает. Поэтому я бы очень просил вас, уважаемые коллеги... Я понимаю,      
что решение по закону принимается не в этом зале, а за его пределами, я         
понимаю, что позиция...                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В этом зале принимается.                                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Это формально, Артур Николаевич.                                
                                                                                
Позиция уже сформирована, но я прошу вас не выплеснуть вместе с водой           
ребенка, потому что в конце концов не так важно, кто данный законопроект        
вносит, важнее другое. Гарантии права граждан на информацию должны быть более   
основательными, чем это существует сегодня, а это означает необходимость        
более тщательного, более подробного законодательного регулирования. И мы        
должны исходить из того, что органам власти, должностным лицам не должно быть   
вольготно и свободно, они должны очень много и в поте лица трудиться для        
того, чтобы граждане Российской Федерации чувствовали себя нормально, чтобы     
они были осведомлены о деятельности государства, о том, что происходит в        
обществе, чтобы мы снова не попадали в ситуацию, когда о страшнейших            
катастрофах в нашей стране люди узнавали через многие месяцы после того, как    
это уже случилось. Я боюсь, что мы семимильными шагами двигаемся именно в       
этом направлении. И данный законопроект представляет собой попытку хоть         
как-то на этот процесс повлиять.                                                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Валерьевич.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, содоклад председателя подкомитета Комитета по                
информационной политике Андрея Юрьевича Вульфа. Есть он? С места, пожалуйста.   
                                                                                
ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по информационной политике на   
своем заседании рассмотрел проект федерального закона "О праве на информацию    
в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы              
Похмелкиным и Юшенковым, и поручил мне довести до сведения палаты официальное   
мнение комитета.                                                                
                                                                                
Вам розданы все необходимые документы, в том числе подробное заключение         
Комитета по информационной политике. Я не буду его зачитывать, оно достаточно   
объемное. Хочу сказать только следующее. Рассматриваемый законопроект           
направлен на создание механизма реализации конституционного права на            
информацию и развитие соответствующих положений Конституции Российской          
Федерации. Внесение такого законопроекта нашими коллегами, безусловно, должно   
приветствоваться, поскольку без реализации права на информацию мы не построим   
в нашей стране действительно правового демократического государства.            
                                                                                
Вместе с тем этот законопроект содержит ряд конкретных недостатков, которые     
не позволили большинству депутатов Комитета по информационной политике          
рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Я      
хочу отметить те недостатки, которые более или менее однозначно могут быть      
положены в основу вынесения отрицательного вердикта.                            
                                                                                
Первое. Нельзя согласиться без необходимого анализа с перечнем актов            
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,           
приостановлению, изменению и дополнению или принятию в связи с принятием        
этого закона, и с тем, что принятие указанного законопроекта не потребует       
внесения изменений в действующее законодательство. Это, к сожалению, не так!    
Положения рассматриваемого законопроекта существенно отличаются от целого       
ряда положений федеральных законов "Об информации, информатизации и защите      
информации", "О библиотечном деле", основ законодательства Российской           
Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах, "Патентного         
закона Российской Федерации" и целого ряда других законов. Следовало бы         
вместе с данным законопроектом внести пакетом законопроект о соответствующих    
изменениях в действующее законодательство, в перечисленные законы и целый ряд   
других законов.                                                                 
                                                                                
Второе. Вызывает сомнение справедливость утверждения финансово-экономического   
обоснования проекта о том, что реализация данного закона не повлечет            
дополнительных расходов из федерального бюджета. Предусмотренная в статье 16    
обязанность органов государственной власти по созданию и эксплуатации           
информационных систем для обслуживания заинтересованных граждан и юридических   
лиц, безусловно, потребует дополнительных финансовых затрат. Поэтому            
необходим в этом случае в данном документе содержательный анализ всех           
финансово-экономических последствий введения в действие предлагаемого закона.   
                                                                                
Кроме того, следует отметить, что данный законопроект направлен на создание     
механизма реализации права на информацию, при этом он в значительной степени    
дублирует нормы действующего законодательства. Часть положений данного          
законопроекта носит декларативный характер.                                     
                                                                                
На взгляд Комитета по информационной политике, в Федеральном законе "Об         
информации, информатизации и защите информации" более детально, чем в данном    
проекте, прописан и регламентирован порядок использования информационных        
ресурсов. На взгляд комитета, законопроект необоснованно расширяет круг         
субъектов права на информацию, включая в него помимо граждан также органы       
государственной власти, органы местного самоуправления и юридические лица.      
Такой подход тоже нельзя считать юридически корректным, так как расширение      
прав человека и гражданина на органы власти и юридических лиц противоречит      
Конституции Российской Федерации.                                               
                                                                                
Кроме того, существует еще целый ряд недостатков. Статьи 5, 6, 10               
законопроекта противоречат положениям части 1 статьи 24 Конституции             
Российской Федерации, согласно которой: "Сбор, хранение, использование и        
распространение информации о частной жизни лица без его согласия не             
допускаются". Закрепляемое в законопроекте право на создание информации в       
любой форме и на любом носителе предполагается ограничить только запретом       
использования и распространения сведений о частной жизни лица. Таким образом,   
фактически санкционируются сбор и хранение такой информации, по крайней мере    
об этом, о запрете этого ничего не говорится в тексте законопроекта. А          
неясное положение пункта 3 статьи 10 создает дополнительные основания для       
ухода от ответственности при распространении информации о частной жизни лица    
без его согласия и при распространении сведений, порочащих честь и              
достоинство граждан. Существует еще целый ряд недостатков, которые подробно     
описаны в заключении Комитета по информационной политике.                       
                                                                                
На основании всего вышеперечисленного Комитет Государственной Думы по           
информационной политике рекомендует отклонить проект федерального закона в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? Есть.                            
                                                                                
Пожалуйста, Сафиуллин.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых           
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Вопрос к Виктору Валерьевичу Похмелкину.                                        
                                                                                
Россия - государство многонациональное. Многонациональность государства         
отражена как принцип в Конституции Российской Федерации. Россия признает все    
международные принципы, нормы по правам человека. А Рамочной конвенцией о       
защите национальных меньшинств, Европейской хартией региональных языков или     
языков меньшинств предписываются сторонам, признавшим эти документы, права на   
получение информации, передачу информации на родном языке в местах их           
компактного проживания. Вашим законопроектом предусмотрено ли право граждан     
многонациональной России в местах компактного проживания получать информацию,   
обмениваться информацией на их родном языке?                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Валерьевич. С места.                   
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Вопрос совершенно правомерный, но это не предмет данного        
законопроекта, если строго говорить. Но в общем, постановка вопроса             
совершенно правильная. Я думаю, что подобного рода норма должна быть            
реализована. Но реализована она должна быть не только федеральным законом, но   
и законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Потому что здесь      
компетенция не только общегосударственная, мы здесь вторгаемся в сферу          
полномочий еще и конкретного субъекта Российской Федерации.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Чуев. Нет больше вопросов, да?        
                                                                                
Пожалуйста, Чуеву включите микрофон.                                            
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Единство".                                                 
                                                                                
У меня вопрос к господину Похмелкину. Я понимаю, конечно, те, так сказать,      
благие идеи, которые лежат в основе этого законопроекта, но хотелось бы         
понять один момент. Насколько вероятна, с вашей точки зрения, все-таки          
возможность, скажем, блокирования работы некоторых органов власти на местном    
уровне, скажем, со стороны тех или иных политических сил, которые могут         
организовать просто, ну, имея такие возможности, сотни, тысячи, десятки         
тысяч, сотни тысяч обращений граждан? Причем мы понимаем, что это не сами       
граждане обращаются, есть политическая сила, и есть определенный заказ, есть    
несогласие, так сказать, или с проводимой политикой, или с какими-то            
действиями или решениями. И под предлогом, так сказать, или на фоне получения   
той или иной информации можно просто-напросто заблокировать, не дать            
возможности тому или иному органу власти работать, если завалить его такими     
обращениями, на которые он будет обязан, на каждое из них, отвечать.            
                                                                                
Вот я хотел бы, так сказать, понять, как вы оцениваете, насколько это           
вероятно.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Валерьевич.                            
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Ну, это вопрос из разряда, нужны ли лекарства, если их можно использовать в     
качестве яда. Здесь вопрос, так сказать, дозировки, нормального                 
регулирования. На самом деле от того, о чем сейчас говорил депутат Чуев, не     
застрахованы органы власти и сегодня. Представьте себе, что какая-то            
политическая партия, особенно влиятельная, представленная в различных органах   
власти, захотела парализовать тот или иной орган. Долго ли организовать         
соответствующие депутатские обращения, депутатские запросы всех уровней?        
Понимаете? Уже сегодня в принципе это может быть реализовано. Так что           
крайности всегда возможны. Но, с моей точки зрения, здесь гораздо важнее        
гарантировать право тем гражданам, которые просто хотели бы добросовестно       
получать необходимую информацию. А если мы выявим, что за теми или иными        
обращениями скрывается желание нарушить нормальную деятельность органов         
государственной власти или еще что-то... Ну, вот скоро мы будем рассматривать   
законопроект о борьбе с экстремизмом, там прямо, например, есть положение,      
что воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти     
должно влечь ответственность, в том числе для политической партии. Это некий    
механизм того, как предупредить возможные крайности. Но в основе, повторяю      
еще раз, это все-таки гарантии прав граждан на информацию, предусмотренные      
Конституцией.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Нет.       
Правительство? Президент? Молчат.                                               
                                                                                
Выношу на ваше решение. Кто за то, чтобы принять законопроект "О праве на       
информацию в Российской Федерации"? Прошу определиться голосованием.            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за               49 чел.             10,9%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.