Заседание № 74
О проекте федерального закона № 70882-4 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения сроков действия договора обязательного страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладчика нет, но уже второй раз, поэтому мы можем рассмотреть в отсутствие докладчика. Содоклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края. По нашему мнению, авторы проекта пошли по формальному пути совершенствования норм данного федерального закона, то есть, взяв за основу действующую редакцию статьи 10, этот текст максимально сократили без учета специфики страховой деятельности, без улучшения его содержания. В частности, законом устанавливается срок действия договора один год, за некоторым исключением. Указанный срок устанавливался исходя из специфики страховых правоотношений и с учетом мировой практики. Авторы проекта предлагают сделать договор обязательного страхования бессрочным. С этим нельзя согласиться. Он не может быть бессрочным, так как именно с конкретным сроком действия договора связаны и расчет тарифов, и формирование страховых резервов, и применение повышающих и понижающих коэффициентов. Статья 942 Гражданского кодекса Российской Федерации "Существенные условия договора страхования" прямо относит к таким условиям срок действия договора. Очевидно, авторы проекта предложили указанную юридическую конструкцию, желая исключить нормы, регулирующие продление договора обязательного страхования. Но если эти нормы не были до конца продуманными и доставляли неоправданные хлопоты страхователям и страховщикам, то надо было совершенствовать именно их, а не изобретать ноу-хау в страховом законодательстве, как в российском, так и в зарубежном. В проекте закона необоснованно сужены и основания прекращения договора обязательного страхования. Такие основания предусмотрены статьями 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. В проекте же закона предусмотрено только одно основание - это одностороннее расторжение договора по инициативе страхователя. Предъявление страховщиком регрессного иска лицу, причинившему вред, то есть страхователю, как основание прекращения договора в принципе невозможно, так как специфика правоотношений по договору страхования ответственности делает их в таком случае вообще бессмысленными. Страховое законодательство не предполагает предъявления страховщиком регрессного иска страхователю, застраховавшему свою ответственность, так как наступление страхового случая в соответствии с таким договором всегда презумирует виновность - причинение вреда именно страхователем. Предложение разработчиков проекта дает основание для признания недействительным договора обязательного страхования. Не выдерживает критики и предлагаемая редакция пункта 3 статьи 10. В связи с тем что владелец транспортного средства приобретает право пользования и распоряжения транспортным средством только с момента его государственной регистрации, обязанность заключения договора обязательного страхования может возникать только с момента указанной государственной регистрации, что и должно быть закреплено в пункте 2 статьи 10 закона вместо предлагаемой в проекте редакции. В добавление хочу сказать, что на данный законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению также не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта. В связи с этим Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе отклонить внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края проект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Александру Павловичу? Ближина Любовь Фёдоровна, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Спасибо. Очень жаль, что нет докладчика. Александр Павлович, может быть, вы тогда ответите. У меня вопрос был сложный к нему, но раз его нет, вы как специалист по кредитам и финансам ответьте. Вот как они решили определить сумму этой страховки и какова она будет? Они предлагают там бессрочность, но это же невозможно, я понимаю. Можете вы на это ответить? Почему я задаю этот вопрос? Дело в том, что принятый нами 122-й закон опротестовывается во многих регионах России, пенсионеры против отмены льгот. Не получится ли, что нам вообще надо будет пересматривать закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в целом, потому что в мою общественную приемную, и я думаю, что и в ваши приемные, приходят люди и просят пересмотреть закон. Ведь заработная плата у всех разная, и марки машин у всех тоже разные. Спасибо. КОВАЛЬ А. П. Спасибо за вопрос. Действительно, этот законопроект не может быть принят, потому что, если исходить из того, что договор бессрочный, естественно, страховщик должен увеличить и страховую сумму, и тарифы. С другой стороны, мы понимаем, что для многих наших граждан-автовладельцев сумма, выплачиваемая за страховку, кажется достаточно высокой. Но эти суммы, эти тарифы были приняты исходя из актуарных расчетов. Тот вопрос, который вы задаете, уже неоднократно звучал в стенах Думы. И по решению Думы создана рабочая группа, она работает над статистикой, которую наш комитет запросил из Министерства финансов, из Российского союза автостраховщиков и из Федеральной службы страхового надзора. Мы получили информацию как в целом по всем компаниям, работающим по реализации этого закона, так и по каждой в отдельности. Прошло уже порядка восьми заседаний. В работе данной группы участвуют ведущие актуарии, математики из ведущих вузов страны, которые и пытаются определить соразмерность тарифа. Сейчас я не готов сказать, когда мы выдадим результирующую справку, но я думаю, что, наверное, в течение месяца мы подведем итоги, чтобы нам пришлось запрашивать уже три или четыре дополнительных материала. После того как мы представим это всё на ваше рассмотрение, мы с вами сможем объективно судить о величине тарифа, о соразмерности тех или иных коэффициентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Борис Вячеславович, спасибо, у меня вопросов нет. Я хотел бы выступить потом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вопрос, пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Александр Павлович, у меня к вам вопрос. Вы, я уверен, пояснительную записку к этому законопроекту очень внимательно читали и разбирали. Здесь во втором абзаце сказано, что с момента вступления в силу данного закона страховщиками было выплачено потерпевшим компенсационных выплат в пределах 3,9 миллиарда рублей, а в распоряжении страховщиков осталось более 35 миллиардов рублей. Вот с такими данными, с такими цифрами, вы, как член той рабочей группы и член комитета, согласны или нет? КОВАЛЬ А. П. Ну, в пояснительной записке представлены несколько устаревшие данные. И мы с вами можем судить только предварительно, по итогам календарного года, хотя это достаточно сложно. В идеале если бы все автовладельцы, все 25 миллионов, заключили договор 1 января, все одномоментно, то прошел бы год и мы могли бы более или менее достоверно судить о статистике. Но если говорить о периоде с 1 июля 2003 года по 1 июля 2004 года, взять этот годовой период, то при собранной премии, 48,2 миллиарда рублей, было выплачено 8,2 миллиарда рублей, но за четыре последующих месяца уже было выплачено 7,5 миллиарда рублей, то есть убыточность нарастает. И я могу приводить примеры, назвать регионы, где убыточность по отдельным видам транспортных средств, например по такси, превышает 100 процентов. Мы с вами знаем, что закон устанавливает норму прибыли для страховых компаний, ограниченную 5 процентами. Всё остальное идет в резерв, на будущие выплаты. Поэтому говорить о том, что страховщики здесь зарабатывают или много заработали, наверное, не совсем обоснованно. Но мы должны, беря годовой период, с 1 июля 2003 года по 1 июля 2004 года, помнить и о том, что есть владельцы, которые заключили договор 30 июня 2004 года, и их договор еще действует, и по нему еще могут быть выплаты. И вот эта прогнозируемая сумма составляет 12 миллиардов рублей. Все эти моменты также служат предметом разбирательства в той рабочей группе, которую я возглавляю в нашем комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Павлович. Для выступления, пожалуйста, включите микрофон Кибиреву Борису Григорьевичу. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Очень жаль, что нет докладчика Алексея Николаевича Ткачёва, которому поручено от имени Законодательного Собрания Краснодарского края доложить этот законопроект. Видимо, прозвучали бы более основательные, убедительные аргументы в его поддержку. У нас же получается одностороннее обсуждение. Конечно, этот злополучный закон допек уже многих, и поэтому субъект права законодательной инициативы - Законодательное Собрание Краснодарского края вносит вот такое предложение. Особенность субъекта, Краснодарского края: пять миллионов населения, огромное количество транспорта плюс курорты на побережье, куда в летнее время сотни тысяч машин из других территорий едут и, естественно, создают там проблемы. Я высказываю свое личное мнение: мне кажется, что законодатели Краснодарского края подготовили обоснованный законопроект. Очень простое содержание: заключил договор, ничего не нарушаешь, никакого ущерба никому не наносишь - ну и пожалуйста, пользуйся до того случая, пока не попадешь в аварию, не станешь ее виновником. Мне интересно было читать заключение Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, в котором в качестве аргумента, не допускающего возможность принятия этого законопроекта, приводится статья 942 Гражданского кодекса, где срок действия договора является существенным моментом. Так в инициативе законодателей Краснодарского края на эту тему есть ответ! Какой срок? Бессрочно. Это тоже срок. Второй момент. Если принимать такую концепцию закона, то надо увеличивать тарифы. Ну почему надо их увеличивать? Ведь доходность страховых компаний высокая. Сколько времени они действуют? Мало действуют. Ну, 10 процентов, самое большое 20 процентов выплачивается в качестве страховой премии, а 80-90 процентов остается в распоряжении страховых компаний. Я думаю, что Законодательное Собрание Краснодарского края обоснованно внесло такое предложение, а, естественно, давать ему оценку и принимать решение по нему будете вы, уважаемые депутаты. Лично я поддержу Законодательное Собрание Краснодарского края. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Собко Сергей Васильевич, пожалуйста. СОБКО С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я могу профессионально, так сказать, высказать мнение по этому закону, поскольку до избрания в Государственную Думу руководил корпорацией, в которую входила и страховая компания "Генстрах". И посмотрев этот законопроект как председатель совета директоров страховой компании, я могу сказать однозначно: чисто лоббистский проект, который преследует интересы только страховых компаний, но ни в коем случае не тех людей, которые будут пользоваться их услугами. Те изменения, которые в законе предлагаются, приведут к тому, что тот, кто хочет застраховать транспортное средство, будет лишен полностью права получить какие-то скидки при отсутствии страховых случаев по заключенному договору и, естественно, лишен права менять страховую компанию по своему усмотрению, если его не устраивает та компания, в которой он был застрахован. Поэтому я считаю, что этот законопроект абсолютно противоречит интересам большинства, тех, кто хочет застраховать свои автомобили, коли уж они обязаны страховать, и буду голосовать, конечно, против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Полномочному представителю президента? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 33 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 41 чел.9,1% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 70882-4 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения сроков действия договора обязательного страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, я по пункту 18 повестки дня. Представитель Законодательного Собрания Краснодарского края депутат Госдумы Ткачёв, как выяснилось, болен. И в этой связи я прошу перенести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич Ткачёв болен, да? Это точно? Мы пункт 18 переносим. Нет возражений? Нет возражений.