Заседание № 220
О проекте федерального закона № 708784-6 "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части, касающейся порядка распоряжения средствами материнского (семейного) капитала; принят в первом чтении 18 февраля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает Лариса Николаевна Яковлева. ЯКОВЛЕВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В ходе подготовки ко второму чтению к законопроекту поступило четыре поправки, все они комитетом рассмотрены и включены в таблицу поправок № 1. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует утвердить данную таблицу и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 20 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите. ЯКОВЛЕВА Л. Н. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен также и к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые процедуры проведены. Если законопроект будет принят во втором чтении, комитет предлагает принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 04 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. Выступить по мотивам есть желающие? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 31 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 708784-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части уточнения перечня организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счёт средств материнского (семейного) капитала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Итак, 28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает Алексей Витальевич Вовченко, заместитель министра труда и социальной защиты. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан Правительством Российской Федерации в инициативном порядке с учётом рекомендаций межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, а также рекомендаций Центрального банка Российской Федерации. Действующая редакция Федерального закона от 29 декабря 2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" позволяет использовать средства материнского (семейного) капитала на погашение займов, полученных на приобретение или строительство жилья и выданных кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами и иными организациями под ипотеку. Данный законопроект направлен на снижение риска неправомерных действий и ограничение входа на рынок организаций, деятельность которых не поддаётся контролю и может быть направлена на совершение противоправных действий со средствами материнского капитала. Речь идёт о следующем. Законопроектом предлагается исключить из участия в программе материнского (семейного) капитала микрофинансовые организации, а также установить дополнительный критерий участия для кредитных потребительских кооперативов в виде трёхлетнего срока их деятельности на финансовом рынке. Законопроектом предусматривается, что данные изменения не затронут права граждан, которые уже заключили договор займа с такими организациями и кредитными потребительскими кооперативами до вступления в силу предлагаемых изменений. Указанный законопроект в установленном порядке согласован со всеми заинтересованными органами, имеется заключение Минюста, института. Также законопроект поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Витальевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Лариса Николаевна Яковлева. ЯКОВЛЕВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в установленные сроки рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Я хочу сказать, что докладчик, в общем-то, подробно изложил суть законопроекта, поэтому я не буду повторять, отмечу только, что актуальность законопроекта обусловлена большим количеством выявленных преступлений, связанных с незаконным обналичиванием средств материнского капитала. По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, за период с 2010 по 2013 год выявлено более 4 тысяч правонарушений такого рода, и фактически данный законопроект - это очередной законодательный шаг в последовательном ужесточении правил с целью дополнительной защиты средств материнского капитала от нецелевого использования и мошенничества. Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона, однако во время обсуждения у нас появился ряд замечаний и предложений, которые, я думаю, будут учтены ко второму чтению. На законопроект получены положительные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также не имеет концептуальных замечаний по законопроекту. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. И, уважаемые коллеги, в случае принятия законопроекта в первом чтении комитет просит сократить срок представления поправок до 23 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лариса Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Витальевич, я недавно был в Карелии, там есть местный закон о том, что жителям субъекта бесплатно предоставляют лес, то есть возможность его заготовки для целей жилищного строительства. В этом смысле какие-нибудь меры в отношении возможности использования материнского капитала при строительстве индивидуального жилья вы будете предусматривать? Я имею в виду популяризацию, может быть, каких-то механизмов при строительстве жилья собственными силами именно из леса. У нас огромное количество леса по всей стране, это хороший строительный материал, и, может быть, следовало бы предусмотреть какие-то меры для возможности приобретения именно оборудования для заготовки леса, для его обработки, чтобы человек мог собственными силами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Витальевич. ВОВЧЕНКО А. В. Андрей Николаевич, спасибо за вопрос. В принципе действующая структура закона предусматривает строительство как одно из направлений использования средств МСК, причём самостоятельное строительство жилья. Единственно, я не могу сказать с уверенностью, что можно законом ограничить это право - требовать из леса строить, либо из камня, либо из ещё какого-нибудь альтернативного материала. Вполне возможно, что в данной республике эта мера является мерой региональной поддержки, которая за счёт бюджета субъекта и финансируется, - здесь, конечно, поле для творчества, для регулирования именно адресного подхода в предоставлении данной меры целиком за субъектом. Наверное, так я отвечу на этот вопрос. Данные поправки касаются лишь случаев, когда люди пользуются кредитным механизмом либо механизмом займа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Алексею Витальевичу. Алексей Витальевич, по словам Ларисы Николаевны... Мы услышали, в чём заключается цель этого законопроекта: цель законопроекта - отрезать, отстранить микрофинансовые организации от контакта вот с этими людьми, с молодыми мамами, которые получили возможность использовать материнский капитал. И была названа цифра - более 4 тысяч фактов мошенничества. Скажите, пожалуйста, все ли обращения к этим микрофинансовым организациям были связаны с мошенничеством? Мы знаем, какова сейчас ситуация с кредитами, с закредитованностью населения, - вот не усугубим ли мы эту ситуацию, приняв этот закон? ВОВЧЕНКО А. В. Максим Александрович, спасибо за вопрос. Здесь, конечно, можно очень долго объяснять. Чуть более 4 тысяч фактов таких преступлений выявлено органами внутренних дел, и по ним ведутся дела, из них с участием микрофинансовых организаций в качестве займодателей - более тысячи. Вот эти 4 тысячи фактов - это не только организации, люди тоже мошенничают - используют фиктивные документы, в том числе фиктивные договоры на приобретение жилья, фиктивные договоры займов и так далее, и тому подобное, даже фиктивные свидетельства о рождении, но больше тысячи - это выявленные факты мошенничества исключительно со стороны финансовых организаций этого типа. Что касается тяги населения к кредитованию. Понимаете, даже в то время, когда ключевая ставка ещё не была повышена, ставка по кредитам в таких организациях превышала 40 процентов и даже пятьдесят - представляете, какой грабёж для человека, который пользуется таким займом?! О каком его целевом использовании тут вообще можно говорить? Но тем не менее, учитывая быстроту получения этих средств через не совсем верные схемы, непритязательные получатели материнского капитала втягивались, к сожалению, во взаимодействие с этими организациями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. У меня вопрос к Алексею Витальевичу. Ну, разные есть подходы к определению возможностей использования средств материнского капитала, в том числе и в Государственной Думе - они разные у разных фракций. Вот фракция ЛДПР считает, что возможности использования, каналы использования средств материнского капитала должны быть расширены, мы много раз это предлагали. В том числе мы предлагаем использовать средства материнского капитала в целях улучшения жилищных условий не только для строительства, для размена или на ипотеку, но и на ремонт жилого помещения, потому что зачастую бывает, что помещение в принципе вполне достаточное по площади, но находится в ужасающем состоянии. Кроме того, мы предлагаем разрешить использовать эти средства на приобретение автомобиля и на многое другое, так как это тоже может быть очень важным, но эти положения не находят поддержки. Вот как вы считаете, можно ли использовать средства материнского капитала на ремонт жилья, на приобретение автомобиля тем, кто в этом нуждается? В больших районах... (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Алексей Николаевич, спасибо за вопрос. Напрямую к этим поправкам ваш вопрос, конечно, не относится, но вместе с тем я скажу, что относительно направлений использования средств МСК есть поручения и президента, и премьера, и мы с коллегами сейчас активно работаем над этим. В числе прочих предложений были и предложения по использованию средств МСК на приобретение автомобилей. В данном случае, пока исполняются эти поручения, в правительстве ведётся активная работа над формулировками, над вычленением расширенных форм и условий использования средств МСК, рассматриваются и предложения по адресности, поэтому однозначно на этот вопрос сейчас ответить не могу: эта проблематика пока в работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Субботин Константин Сергеевич. СУББОТИН К. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Коллеги, прежде чем выходить на трибуну, я зашёл в поисковую систему телефона и забил фразу "Как обналичить материнский капитал нелегально" - знаете, сколько выскочило вариантов? Просто масса! Это значит, что вопрос по обналичиванию материнского капитала очень актуален сегодня, и мы видим, что на самом деле надо бороться с нарушениями в этой сфере, делать всё возможное для того, чтобы исключить все возможные виды обналички материнского капитала, поскольку деньги уходят очень большие, и это большой вопрос, куда они уходят. Конечно, когда в России был введён материнский капитал, начала расти рождаемость, но те ограничения, которые существуют, дают мошенникам возможность заработать громадные деньги, а для российских семей ценность данной выплаты вообще обнуляется! У фракции ЛДПР всегда было своё мнение о направлениях использования материнского капитала, мы неоднократно выступали за расширение - в разумных, конечно, пределах - статей расходования материнского капитала, его освоения семьями. Мы предлагаем задуматься о тех направлениях, которые сегодня предлагает фракция ЛДПР. Первое. Конечно, очень важно как минимум дать возможность российским семьям самим максимально участвовать в освоении материнского капитала. Вот в пояснительной записке написано, что за последние три года было выявлено более 4 тысяч нарушений в освоении материнского капитала, но возникает большой вопрос: а куда ушли эти деньги, как они были освоены? Может быть, они были потрачены на покупку лекарств, на оплату дорогостоящего медицинского обслуживания, а может быть, на оплату услуг няни, или - давайте уж не будем говорить, что нет этой проблемы, - на приобретение места в детском садике, или, если была острая необходимость, на покупку автомобиля. Фракция ЛДПР уже много лет выступает с инициативой, предлагая расширить возможности использования материнского капитала, а именно использовать его на приобретение автомобиля, поскольку сегодня, уж позвольте мне сказать, в этом есть острая необходимость. Посмотрите на карту Российской Федерации, и вы всё сразу поймёте: огромное количество муниципальных образований сегодня находится в таких климатических условиях, где зима - восемь месяцев, а расстояние до школ, до детских садов, до медицинских учреждений - десятки километров, поэтому детей нужно возить, так что машина сегодня - это острая необходимость, и об этом тоже нужно задуматься. Я понимаю, что сейчас найдутся противники таких инициатив, но почему мы так плохо думаем о российских семьях? Ведь если и зафиксированы нарушения в использовании маткапитала, то это вовсе не означает, что родители потратили детские деньги на себя, - они потратили их на срочные необходимые нужды! Почему люди должны изворачиваться, находить разные лазейки, идти на нарушение закона только ради того, чтобы срочно решить проблемы безотлагательного характера?! Это тоже имеет место! Второе, на чём хотелось бы остановиться: мы предлагаем подумать о выплачивании материнского капитала в течение одного года с момента рождения ребёнка. Недавно в связи со сложной экономической ситуацией в России поступила инициатива дать возможность семьям получать 20 тысяч наличными деньгами за счёт средств материнского капитала для поддержки экономической ситуации семьи, но почему надо ограничивать 20 тысячами, если материнский капитал сегодня - 453 тысячи рублей?! И почему мы ограничиваем одним месяцем - почему бы каждый месяц не выдавать? Ведь посмотрите, что происходит: если отец уволен и мать в декрете, а за ребёнком нужно смотреть - что теперь, семье с голоду умирать?! Пусть будет выплата в размере 30 тысяч, 40 тысяч, 50 тысяч рублей! И вообще, пусть семья имеет возможность получения полной суммы материнского капитала! Это очень важный момент, и я считаю, что это тоже нужно взять на вооружение, подумать об этом. Ну и третье. Вот в пояснительной записке чёрным по белому написано, что денежные средства материнского капитала направляются на улучшение жилищных условий, в том числе на выплату процентов ипотеки. Складывается такое впечатление, что у нас сегодня банковская сфера готова зарабатывать на материнском капитале, - считаю это недопустимым! Семья, которая имеет право на получение материнского капитала, должна иметь возможность использовать его, если у неё с банком заключён договор об ипотеке, кредитный договор, так, как она хочет. Если у семьи есть желание, она должна иметь возможность использовать материнский капитал на погашение основного долга, а не процентов, как сегодня заставляют делать банки. Это же кощунственно, когда банки зарабатывают на материнском капитале, такого ни в коем случае быть не должно, это нужно запретить, исключить полностью! Да, тут не нужно быть математиком, чтобы понять, что тогда будет, естественно, пересмотр кредитной истории и банк заработает меньше на процентах, насчитываемых на основную часть долга, но семья при желании должна иметь возможность, повторяю, полностью использовать материнский капитал на погашение основного долга. Коллеги, самое главное - не заниматься бюрократией, мы должны упрощать жизнь населению, а не усложнять её, придумывая новые правила! Фракция ЛДПР выступает за российскую семью! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Сергеевич. Алексей Витальевич, будете выступать с заключительным словом? ВОВЧЕНКО А. В. В принципе коллеги достаточно подробно всё объяснили, небольшой комментарий. Тут говорили о многочисленных злоупотреблениях, спрашивали, куда идут эти деньги, так вот при раскрытии этих злоупотреблений выявилось, что вот конкретный несчастный человек максимум что получал - это 20 процентов от всего объёма средств МСК, вот что ему доставалось, а остальное всё шло... вот уже думайте куда... на таблетки либо на машины - только чьи, вот вопрос! У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лариса Николаевна Яковлева. ЯКОВЛЕВА Л. Н. Я хочу сказать, что всегда, когда мы обсуждаем в зале то, что связано со средствами материнского капитала, вопрос не оставляет равнодушными наших коллег, вызывает активное обсуждение, и я хотела бы всех поблагодарить за это. Что касается сегодняшней темы, то те нормы, которые сейчас предлагается внести в закон, позволят именно минимизировать возможности, предпосылки для создания незаконных схем с материнским капиталом, против которых мы выступаем. Мы все хотим, чтобы материнский капитал дошёл до каждой семьи, чтобы не было мошенничества, чтобы каждая семья получила эти деньги в полном объёме. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Ещё раз всем спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лариса Николаевна. Выносим законопроект на "час голосования".
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Ставлю на голосование с учётом предложения комитета о направлении поправок до 23 февраля. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 27 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.