Заседание № 245
О проекте федерального закона № 708686-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления полномочием по образованию при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов; принят в первом чтении 10 апреля 2015 года с наименованием "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части полномочия по образованию при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Докладывает Гаджимет Керимович Сафаралиев. САФАРАЛИЕВ Г. К., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части определения полномочий по образованию при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов). В комитет поступил ряд поправок, в связи с чем были подготовлены две таблицы поправок - таблица поправок № 1, рекомендованных к принятию, и таблица поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Поправки, рекомендованные к принятию, подготовлены с учётом предложений и замечаний большинства заинтересованных сторон. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, Правовое управление Аппарата Государственной Думы предложений и замечаний не имеет. С учётом изложенного Комитет по делам национальностей рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 24 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице № 2? Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 48 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Пожалуйста, Гаджимет Керимович. САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении просим рассмотреть возможность его принятия в третьем чтении. У Правового управления Аппарата Госдумы предложений и замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 31 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступлений по мотивам нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 50 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 708686-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления полномочием по образованию при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Докладывает Анна Ивановна Отке, член Совета Федерации. Пожалуйста. ОТКЕ А. И., член Совета Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Законопроект направлен на устранение правового пробела, затрудняющего реализацию прав коренных малочисленных народов и их объединений делегировать уполномоченных представителей в советы представителей малочисленных народов при органах местного самоуправления и, соответственно, реализацию прав лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, участвовать в деятельности указанных советов. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, участвовать в формировании и деятельности советов представителей коренных малочисленных народов при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления прямо закреплено в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов...". Право создания советов представителей малочисленных народов на общественных началах закреплено за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, такие советы сформированы и функционируют, однако вот таких полномочий у органов местного самоуправления в данном законе не предусмотрено. В связи с этим законопроектом предлагается закрепить право на создание советов представителей коренных народов при органах местного самоуправления в статье 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Возможность создания при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов будет способствовать не только привлечению коренного населения к участию в решении вопросов местного значения, но и созданию более эффективных механизмов сотрудничества органов местного самоуправления и коренных жителей. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гаджимет Керимович Сафаралиев. САФАРАЛИЕВ Г. К., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по делам национальностей, являясь ответственным комитетом по данному законопроекту, поддерживает этот законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Проектом предлагается закрепить в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" право органов местного самоуправления создавать на общественных началах при главах муниципальных образований советы представителей малочисленных народов, которые проживают на этой территории, для защиты их прав и законных интересов. В комитет поступило 67 отзывов из субъектов Российской Федерации, 64 из которых положительные. Комитеты-соисполнители - это Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока - также поддержали этот законопроект. Профильный комитет Совета Федерации - Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера - также поддерживает принятие этого законопроекта. Правовое управление не имеет замечаний концептуального характера. По мнению нашего комитета, данный законопроект актуален, он направлен на реализацию основных задач и целей Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять представленный проект федерального закона в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Объявляю перерыв до 12.30.
Продолжаем обсуждение 24-го пункта порядка работы. Мы провели запись на вопросы, и первым вопрос задаёт Кашин Борис Сергеевич. Нет Бориса Сергеевича. Борис Сергеевич информацию по своему вопросу в перерыве уточнил, я знаю. Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Анна Ивановна, в пояснительной записке нет информации о количестве муниципальных образований и территорий, которых коснётся данный закон в случае принятия. И сразу, чтобы не выступать, скажу, что фракция ЛДПР поддержит законопроект в первом чтении. ОТКЕ А. И. Спасибо за вопрос. Дело в том, что согласно статье 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." Правительством Российской Федерации утверждается единый перечень коренных малочисленных народов. Такой единый перечень был утверждён Правительством Российской Федерации в 2000 году, и в настоящее время он содержит порядка 47 коренных малочисленных народов Российской Федерации. В этом же перечне приведены наименования субъектов Российской Федерации, где проживают эти коренные малочисленные народы, а именно 33 региона Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Анна Ивановна, скажите, пожалуйста, а что послужило толчком для написания этого законопроекта? Есть ли у вас примеры, когда главы муниципальных образований отказывали представителям малочисленных народов в организации таких советов? Это первый вопрос. И второй вопрос. Вот если закон будет принят, скажите, пожалуйста, в эти советы будут входить только представители малочисленных народов? ОТКЕ А. И. Спасибо за вопрос. Толчком послужило следующее. Напомню, норма о полномочиях органов местного самоуправления по созданию подобных советов содержалась ранее в законе "О гарантиях прав...", но в связи с принятием в 2004 году 122-го федерального закона, так называемого закона о монетизации льгот, такая возможность была утеряна. То есть эта норма действовала ранее, советы представителей при органах местного самоуправления ранее создавались. В большинстве регионов такие советы, конечно же, действуют и сейчас, но есть ряд регионов, где главы муниципальных образований, ссылаясь на отсутствие в законе "О гарантиях прав..." такой нормы, отказывают в создании таких советов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Анна Ивановна, скажите, пожалуйста, вы искренне верите в то, что общественный совет при главе муниципального образования, где нашли нефть или газ, может на что-то влиять, воздействовать вопреки интересам крупной нефтяной компании? ОТКЕ А. И. Дело в том, что порядка 80 процентов всех проблем коренных народов решается именно на муниципальном уровне, поэтому и идёт речь о необходимости в таком полномочии органов местного самоуправления. И речь идёт не только о взаимодействии с нефтяными компаниями, но также и о возможности влияния местного населения на решение различных вопросов, касающихся традиционных образа жизни, промыслов, хозяйствования и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович, уже задали вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемая Анна Ивановна, расскажите, пожалуйста, по каким принципам будут формироваться подобные советы, это не совсем ясно из вашего законопроекта. Ну а самое главное: насколько решения подобных советов будут обязательны для исполнения? Какой характер они будут носить - рекомендательный, обязательный? ОТКЕ А. И. Конечно же, данные советы будут организовываться на общественных началах и их решения будут носить рекомендательный характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Анна Ивановна, скажите, пожалуйста, будут ли вырабатываться чёткие критерии для отбора кандидатов, которые решат войти в данные советы? На наш взгляд, это важно, так как кандидаты должны глубоко знать проблемы малочисленных народов. ОТКЕ А. И. Почему вообще возникла идея создания советов представителей коренных народов? Как правило, создаются различные общины, различные общественные организации и другие НКО, смысл создания данных советов как раз в том, чтобы аккумулировать интересы всех участников общественной жизни в муниципалитетах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Ивановна. Есть ли желающие выступить? Депутат Водолацкий попросил слова. Включите микрофон депутату Водолацкому. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, уважаемая Анна Ивановна! Я почему взял слово? Потому что мы, принимая различные законы, которые, конечно, в первую очередь призваны улучшать жизнь нашего населения, перегружаем их. Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" работает, и работает нормально: ни один глава муниципального образования не откажется от того, чтобы при нём был общественный совет, который давал бы какие-то рекомендации. Когда мы с вами начинаем перегружать законы, они, законы, вообще перестают работать на территориях муниципальных образований, муниципалы от всех этих полномочий, всех инициатив, которые мы предлагаем, уже просто в шоке! Для принятия этих решений нет никаких оснований! Прежде чем вносить инициативу, надо было изучить вопрос до конца: где какие главы сегодня отказали в создании совета и по какой причине? Я не думаю, что есть такие главы, это просто, наверное, для проформы было сказано. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гаджимет Керимович Сафаралиев, пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Дело в том, что действительно такой анализ проводился, и, как показал этот анализ, шестьдесят четыре региона, проведя у себя мониторинг этой проблемы, прислали положительные отзывы на этот законопроект. Это первое. Второе. Этот законопроект находится в русле 184-го закона, который, собственно, был принят в прошлом году в рамках реализации стратегии государственной национальной политики и также предполагает наличие в каждом муниципальном образовании лиц, ответственных за недопущение конфликтов на межнациональной, межрасовой и межконфессиональной основе. Создание подобного совета представителей коренных малочисленных народов - а это опять-таки в русле того закона, который уже принят, - поможет в реализации стратегии государственной национальной политики. Я считаю, что этот закон надо принимать, он полезный и нужный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 40 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.