Заседание № 187
25.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части транспортировки в морг трупов граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3804 по 4148 из 4714
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Алексея Владимировича Куринного. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект был внесён в 2019 году и наконец дошёл до пленарного заседания. Ну, начну я с того, что люди, увы, смертны. И обсуждаемая сегодня проблема весьма актуальна, особенно для сельской местности и отдалённых регионов. Статья 67 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан..." говорит о том, что в ряде случаев патолого-анатомическое исследование обязательно, - ну, речь идёт о неясности диагноза, речь идёт о подозрении на онкозаболевание, речь идёт о каких-то криминальных причинах смерти. Когда человек умирает в больнице, проблем особых нет: его тело доставляют в морг, там производится вскрытие и силами медицинской организации это всё делается в рамках программы государственных гарантий. Если причина смерти - криминал, тут тоже проблем нет: сотрудник правоохранительных органов выписывает направление и тело по этому направлению доставляется в бюро судебно-медицинской экспертизы, вскрытие происходит там за счёт средств федерального бюджета. Но если человек умирает дома - например, в сельской местности таких случаев 50 процентов, - то по закону проведение патолого-анатомического исследования обязательно, и тогда возникают проблемы. Врач или фельдшер в соответствии с приказом Минздрава выдаёт направление на вскрытие в морг, но кто, собственно, туда доставляет тело - это, по большому счёту, до сих пор не определено. Полиция говорит, что, раз нет явного криминала, это не её задача. Здравоохранение говорит, что, раз умер не в больничных стенах, это не их задача, здравоохранение здесь ни при чём. Ну а местное самоуправление говорит, что они ответственны только в том случае, если это бесхозный труп, как они это называют, вот тогда на них лежит ответственность, они должны что-то с ним делать, в том числе захоронить. Ситуация усугубляется тем, что в результате оптимизации нашего здравоохранения патолого-анатомические отделения сегодня есть далеко не в каждом районе, ехать в ближайшее учреждение иногда надо десятки, а в отдалённых территориях - сотни километров. Без вскрытия, как вы понимаете, не дадут справку о смерти, без справки о смерти не дадут свидетельство о смерти, без свидетельства о смерти никто не захоронит человека - возникает такой своеобразный замкнутый круг. Естественно, родственники, друзья, соседи начинают поиск автотранспорта, чаще всего он неприспособленный, есть случаи, когда перевозят в багажниках автомашин, в прицепах специальных, - это не очень красиво выглядит. Потом следуют дальние утомительные поездки, и, как вы сами понимаете, куча проблем: кто поедет, как поедет, и это на фоне переживаний, естественно, по поводу смерти человека. И всё это стоит весьма недёшево, как вы тоже догадываетесь. Бывает, что в отдалённых северных и дальневосточных регионах нашей страны трупы, отправленные на вскрытие за сотни километров, потом месяцами лежат и ожидают, когда их можно будет отправить назад, к месту захоронения. А я напомню, это чьи-то родственники, это чьи-то друзья. Мы почти год вели переписку по этому поводу со всеми заинтересованными лицами и изучали накопленный регионами опыт. Соответствующие органы, как я вам уже сказал, пытаются переложить ответственность друг на друга: муниципалы - на регионалов, регионалы - на федералов. Собственно, в итоге сегодня, кроме двух понятных случаев - повторю ещё раз: если человек умирает в больнице либо в ином учреждении, как там написано, иной организации, тогда здравоохранение этим занимается, субъект занимается, тут другого варианта нет, если же произошло убийство, был какой-то криминал, тогда занимается полиция, и это тоже по федеральной части, - все остальные, а это приличная часть, сегодня оказываются вне правового регулирования. Где-то функцию перевозки тел умерших дома вынужденно взяли на себя органы местного самоуправления в силу разных причин, где-то субъект, где-то правоохранительные органы идут навстречу и высказывают подозрение в какой-то насильственной смерти, для того чтобы была возможность оформить перевозку для судебно-медицинской экспертизы, отвезти тело бесплатно в отделение судебно-медицинской экспертизы. В представленном законопроекте мы предлагаем включить доставку тела в патологоанатомическое отделение для проведения обязательного по медицинским показаниям вскрытия, эту последнюю в жизни человека услугу, в программу государственных гарантий и оплачивать её за счёт бюджета. Можно делать это в рамках территориальной программы госгарантий, так было бы более логично, за счёт средств субъекта: соответствующий санитарный транспорт у учреждений здравоохранения имеется, ну и, соответственно, опыт такой есть. Я ещё раз напомню, что транспортировка в морг для проведения обязательного вскрытия тел граждан, умерших в медицинских и иных организациях (именно такая сегодня формулировка в действующем законе), происходит в рамках программы государственных гарантий, то есть ничего необычного в этом нет. Всё, что предлагается нами, дано в форме поправки: предлагается убрать фразу "умерших в медицинских и иных организациях" и, соответственно, распространить норму на всех умерших наших граждан. В формальных возражениях профильного комитета подчёркивается неурегулированность вопроса, есть ссылки на множество нормативных актов, которые как-то связаны с проблемой, но её не решают, к сожалению, до конца. По мнению профильного комитета, транспортировка тел граждан, умерших вне медицинских организаций, должна осуществляться за счёт средств бюджета того учреждения, специалисты которого дают направление на вскрытие, ну, то есть имеется в виду фельдшер или врач, я ещё раз повторю. Но, что самое главное, мы и предлагаем в своём законопроекте, чтобы именно по этому механизму решался вопрос. Видна озабоченность всех инстанций в многочисленных отзывах, но никакого иного решения нам не предлагается. Вот суть законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Владимировича Кизеева. Пожалуйста. КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович поднял очень важный вопрос. По мнению Комитета по охране здоровья, вопросы транспортировки тел умерших в места проведения патолого-анатомического вскрытия, судебно-медицинского исследования и возложения расходов на родственников умершего действительно являются очень актуальными. Вместе с тем вопросы, касающиеся транспортировки тел умерших, их хранения, в отдельных случаях уже урегулированы федеральным законодательством. Так, в соответствии с пунктом 12 порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз доставка трупов, их частей, а также документов, в том числе медицинских, в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (в судебно-медицинский морг и морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения), осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу. Транспортировка тел умерших (погибших) при назначении судебно-медицинской экспертизы осуществляется после её назначения уполномоченными должностными лицами в установленном порядке в рамках осуществления ими своих уголовно-процессуальных полномочий. В соответствии со статьёй 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение затрат на транспортировку тел умерших при назначении судебно-медицинской экспертизы должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. Федеральным законом № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" установлен административно-территориальный принцип судебной экспертизы и порядок её финансирования. Федеральный закон № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантирует предоставление возможности нахождения тела в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти. Кроме того, по мнению Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, транспортировка тел умерших (погибших) должна осуществляться за счёт средств бюджета того органа, к которому относится медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь. Реализация положений законопроекта влечёт за собой увеличение расходных обязательств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, однако законопроект не содержит информацию об источниках и порядке исполнения данных расходных обязательств, что требует дополнительной проработки. Рассматриваемый законопроект не поддержан Правительством Российской Федерации, Счётной палатой, Комитетом Совета Федерации по социальной политике. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Михаил Владимирович, ну, если комитет признаёт наличие проблемы, - а как сказал Алексей Владимирович во время доклада, более 50 процентов умерших на селе вот именно такие пациенты, то есть умерли дома, - как тогда решить вопрос, ведь ни вы, ни правительство не вносите своих предложений и необоснованно отвергаете это предложение? Вот как быть родственникам? Не дай бог, это ваши родственники... КИЗЕЕВ М. В. Николай Васильевич, как я и говорил, вопрос действительно является актуальным, и как раз на заседании комитета Алексею Владимировичу было предложено вместе искать тот вариант, который будет находиться в законной плоскости и устраивать все уполномоченные органы. Поэтому здесь, наверное, ответ на вопрос заключается в том, что никто не отказывается и предлагается, наоборот, совместный поиск правильного решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З. Алексей Владимирович, на самом деле вопрос вы поднимаете действительно очень актуальный, но, на мой взгляд, его решение не требует изменения федерального законодательства. На мой взгляд, комитет мог бы более серьёзно провести аудит тех нормативных актов Минздрава, которые рекомендуют делать вскрытие. Ну, ожидаемая продолжительность жизни растёт, диспансеризация увеличена, и в огромном количестве случаев в нём нет необходимости. Мне кажется, вот здесь мы должны планку снизить. Ну я вообще не понимаю, зачем, когда нет насильственной смерти и гражданину более 65 лет, делать вскрытие, тем более в сельской местности. Мне кажется, на уровне Минздрава и Комитета по охране здоровья надо поставить себе задачу скорректировать эти показания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Ну, Айрат Закиевич, я не думаю, что это выход. Всё равно у нас останутся случаи, когда вскрытие будет обязательно, и эти случаи перечислены в статье 67 федерального закона, я не зря сказал, все они прорабатывались экспертом. Вы предлагаете забыть проблему, просто прекратить обязательное вскрытие, то есть, ну, умер - умер, бог с ним, от чего он там умер, от онкологии он умер или ещё от чего-то. Ну, вы, как врач, прекрасно понимаете, что ошибки надо анализировать, что бывают ошибки, к сожалению, врачебные, бывают ошибки, когда недосматривают пациента, бывает, что после вскрытия выявляется, что смерть-то криминальная, - человек был отравлен или произошло ещё какое-то, скажем так, вмешательство внешних сил. Поэтому нам не уйти сегодня от обязательного патологоанатомического исследования, и мне кажется, что всё-таки надо решать вопрос, кто за это ответственен персонально, а не так, как сейчас, когда никто, получается. Я вам случаи перечислил, и мой коллега подтвердил: если это криминал явный - да, это федералы, это полиция, там всё ясно; если это в больнице - тоже всё понятно, он умер, и как бы система занимается. Но вот если он умер дома, он никому не нужен, пришёл фельдшер или врач, написал справку - всё, пожалуйста, вскрывайте, а патологоанатомическое отделение находится в 100 километрах, в соседнем районе: кто повезёт, как повезёт, на чём повезёт, кто вернёт? А я уже не говорю про северные территории, там действительно такой вариант: с оказией на вертолёте отправили труп на вскрытие, его там вскрыли, и он потом лежит, месяцами лежит, потому что назад его забрать невозможно - то река не замёрзла, то ещё что-то не произошло. Мне кажется, всё-таки уважительное отношение к телу должно быть даже после смерти, даже несмотря на то, что оно, там, ничего не чувствует, потому что действительно это могут быть наши родственники, это могут быть наши друзья, и я думаю, что совершенно по-другому это будет смотреться, когда коснётся конкретного человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Сокрытие причин смерти может быть выгодно для оптимизаторов, но, уважаемый Алексей Владимирович, вот мы обсуждаем поправки в закон "Об основах охраны здоровья..."... У вас хороший законопроект, мы его поддержим, я понимаю, что структура законодательства сложна и содержание закона не всегда соответствует его названию, но просто по-человечески: правильно ли я понимаю, что в современных условиях оптимизации медицины то, что мы реально можем сделать для улучшения охраны здоровья граждан Российской Федерации, - это сделать бесплатными доставку и хранение их трупов в морге? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Да, но бесплатным-то ничего не бывает. Мы хотим урегулировать один вопрос, который до сих пор не урегулирован, несмотря на его, казалось бы, побочность, несмотря на то, что человек действительно уже умер и мы не можем повлиять на его здоровье. Но вопрос не разрешён, и он важен в том числе и с диагностической точки зрения, я не зря об этом говорил своему коллеге совсем недавно, потому что выявлять ошибки, выявлять вот эти моменты... То, о чём вы говорите, - да, здорово, пришёл и нужный диагноз поставил, что там предлагалось. Умер после 65: ну, тут у нас, по статистике, плохо сейчас с сердечно-сосудистыми - не будем ставить сердечно-сосудистое, поставим, что он умер, там, от бронхо-лёгочного какого-то заболевания или ещё от чего-то. Это не даёт полной картины того, что в стране происходит: от чего люди умирают, чем они реально болеют, где есть недоработки, какие это недоработки, как их устранять. Это, на мой взгляд, важный государственный процесс, а не только этический, в который мы пытаемся сейчас перевести тоже частично этот самый вопрос. Это надо делать в обязательном порядке, это надо прописывать, тем более, повторю, ну, фактически разные права: ты умер в больнице - да, тогда ты в программе, по программе госгарантий тебя довезут, скажем так, выполнят все исследования дополнительные, не будет никаких проблем, а если умер дома... Это тоже, кстати, следствие нашей оптимизации - то, что половина больных, живущих в сельской местности, умирает дома, на дому, и это ненормальная совершенно картина, но она, к сожалению, в Российской Федерации есть. Не могу сказать, что законопроект урегулирует все вопросы, но тот вопрос, что есть, тот, что остро стоит, вполне можно решить в рамках существующей уже модели и системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня будет вопрос к обоим докладчикам, кто ответит. Действительно, тема весьма щепетильная, её стараются как бы не обсуждать, но она очень актуальна. На территории нашего региона был случай, когда семья, намучившись, не найдя возможности доставки умершего родственника, потому что никто не брался, ну и, самое главное, в огромной округе единственного патологоанатома просто не было, он был в отпуске, в итоге проблему решила таким образом: они привезли на крыльцо администрации и написали, чтобы хоронили как безродного. Поэтому у меня вопрос такой: а при обсуждении этого законопроекта изучалась ситуация, сколько у нас таких действительно штучных специалистов, патологоанатомов, и каков дефицит кадров? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Да, я могу ответить. Дефицит колоссальный, к сожалению, это не самая, скажем так, востребованная, не то, чтобы не востребованная, не самая перспективная и не самая модная профессия. И оптимизация прошла как раз в первую очередь по этим отделениям - раньше они были у нас в каждом районе, потом стали межрайонными, потом их объединили с судебно-медицинской экспертизой, сейчас, ну, там, один такой специалист на пять-шесть районов. Повторяю, в средней полосе это несколько сотен километров, ну а если мы туда, за Урал, пойдём, то ещё больше будет плечо доставки соответствующей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в чём большая беда? Беда в том, что мы отвергаем то, что предлагается, но ничего другого взамен не предлагаем. С точки зрения того, что пять лет законопроект был в комитете, - да, давайте вместе обсуждать, да, давайте вместе рассматривать, да, вроде как не всех пока это касается или, там, тема щепетильная, не стоит её поднимать. Но, по большому счёту, у нас три бюджета, и какой-то из этих бюджетов... Не средствами граждан мы должны решать эту проблему, я абсолютно точно в этом убеждён. Не должны родственники, друзья, знакомые, а порой и просто соседи искать этот транспорт, не должны потом кого-то уговаривать, не должны везти его за тридевять земель, не должны его потом забирать. Я уж не говорю о том, что, не дай бог, какой-нибудь инфекционный процесс попадётся и что на простой машине провезённый через все эти перипетии труп потом может вызвать кучу осложнений. Всё это должен взять на себя какой-то бюджет. Бюджетов три - федеральный, региональный и местный. То, что на местном уровне денег особо нет, вы это прекрасно понимаете, и на местный бюджет уже возложены функции по похоронному делу, в части невостребованных трупов, да, этого им достаточно. Федеральный бюджет, ну, как бы здесь немножечко ни при чём, да. Фельдшер или врач соответствующей больницы, там, участковой, я не знаю, районной, выписывает направление на патологоанатомическое вскрытие, и поэтому логично делать это через региональный бюджет. Как через региональный бюджет? Ну вот за здравоохранение отвечает программа государственных гарантий, в ней уже частично эти функции есть. Повторяю, в отношении тех, кто умер в больницах и в других организациях социальных, самых разных, уже по программе госгарантий за средства бюджета фактически все эти исследования проводят, предлагается ввести это для всех остальных. Инфраструктура есть, транспорт есть, опыт соответствующий есть - ну, логично, ещё раз говорю, хоть последнюю услугу провести в медицинских рамках. Ничего другого не предлагается, будет очень сложно предложить, я так понимаю. Именно так эту проблему и нужно решать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 25 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 186
24.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 708540-7 "О внесении изменения в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части транспортировки в морг трупов граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 470 по 510 из 4454
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Извините, что-то не сработала моя кнопка. Просьба 15, 19 и 21-й вопросы в связи с отсутствием автора перенести на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Николай Васильевич, вот системно, планомерно вопросы, инициированные фракциями, выносим для рассмотрения. Николай Васильевич, вы нас критиковали - правильно критиковали, - мы изменили подходы, в работе определили приоритеты, но сейчас фракции не готовы. Не готовы! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как это "когда"? Где пропуск? Прекратите, Николай Васильевич, "вы, мы"... Вот вы организуйте работу... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не на чужих. Мы готовим оппозицию, чтобы она, если придёт к власти когда-то, была готова к этому, это важно для страны. А вы такие расслабленные... Вот посмотрите, у нас в "ЕДИНОЙ РОССИИ" за это наказывают, это дисциплина. Чтобы кто-то взял и перенёс, снял вопрос с рассмотрения... Премии лишаем! А у вас расслабленность. Поэтому правильно Слуцкий дышит вам в спину, правильно готовится к рывку. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Получится! Потому что он работает круглосуточно, вопросы не снимает с повестки, обязательно докладчик есть на замену. (Так, Леонид Эдуардович?) Вот для чего конкуренция нужна, Николай Васильевич, мы думаем о вас. Да, коллеги, надо обсудить предложение, мы с вами сейчас должны вопрос рассмотреть. Нет возражений? Николай Васильевич убедительно просит. Но в будущем будет тоже относиться к этому повнимательнее. Вот вы потом не обижайтесь на Слуцкого. Поддерживаем предложение.