Заседание № 254
О проекте федерального закона № 707755-7 "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления детям, проживающим в одной семье, права преимущественного приёма на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сёстры; принят в первом чтении 23 июля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мы с вами приняли этот законопроект недели две назад. Из поступивших к законопроекту шесть поправок мы рекомендуем к принятию и одну поправку - к отклонению, вот две таблицы. Какие там вопросы? Просто скажу, чтобы вы знали, потому что немного изменяется наименование законопроекта. Первая поправка была такого плана: предлагалось не только в 54-ю статью Семейного кодекса включить положение, чтобы дети из одной семьи учились в одной школе, но и в закон "Об образовании...", что мы и сделали. Провели дополнительные консультации с правительством - спасибо Сергею Ивановичу Неверову, который этим тоже занимался, - и мы теперь имеем такое наименование. А так ничего больше не меняется, почти все поправки, рекомендованные к принятию, на одну тему: дополнить этот закон ещё одной статьёй, нормой, чтобы не только в одну школу они ходили, но и в один детский сад, и в одни ясли, и в одну начальную школу. Это тоже все поддержали, все поправки были на эту тему. Одну поправку - члена Совета Федерации Кутепова - мы предложили отклонить, потому что она не вписывалась в концепцию данного законопроекта: предлагалось внеочередное принятие детей из многодетных семей. Когда мы будем рассматривать проект закона о многодетных, обязательно это включим. Прошу принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 47 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 14 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 39 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно. Включите микрофон, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, прошу включить данный законопроект, так как он прошёл все экспертизы, в повестку дня на завтра для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Принимается.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 707755-7 "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления детям, проживающим в одной семье, права преимущественного приёма на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сёстры).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 54, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, данным законопроектом, который мы вам предлагаем рассмотреть в первом чтении, вносятся изменения в статью 54 Семейного кодекса, расположенную в главе "Права несовершеннолетних детей". Одна из проблем, которые существуют у нас в России, особенно в крупных городах, состоит в том, что не всегда бывает так, что дети из одной семьи учатся в одной школе. Ещё раз хочу сказать, что в основном это касается крупных городов. К этой теме неоднократно подбирались наши коллеги - субъекты права законодательной инициативы из регионов, но, как правило, эту проблему предлагалось решать через законодательство об образовании. Как я сказал в начале выступления, мы решили подойти к этому вопросу всё-таки с точки зрения семьи, с точки зрения семейного права. Мы понимаем, что, когда дети учатся не в одной школе, это большое неудобство для семьи, это довольно затратно, сложно, часто противоречит каким-то графикам, которые существуют, ну и на самом деле, конечно, ограничиваются и права детей на образование, и права родителей. В предлагаемой редакции мы говорим о том, что всё-таки обучение детей из одной семьи в одной школе должно быть обеспечено законом. И сразу хочу обратить внимание на то, что для этого должны быть соблюдены три условия: во-первых, чтобы один из детей уже учился в этой школе; во-вторых, чтобы эти дети проживали в одной семье - обращаю на это внимание, а также то, чтобы эта семья и соответственно эти дети имели общее место жительства. Вот в Екатеринбурге эта тема очень актуальна каждый год. В крупных городах, например в Красноярске, насколько я знаю, и в других городах, когда идёт запись в школы, встаёт, конечно, эта огромная проблема. Иногда спрашивают: а что такое первоочередной приём? Первоочередной - это когда без вот этих очередей, без записи, просто потому, что такое право существует, и оно должно быть установлено в законе, и исполнительная власть также должна это делать. Я хочу сказать, что в некоторых регионах, например в Твери, в Санкт-Петербурге, эта проблема решается на местном уровне, но мы также знаем, что в некоторых субъектах органы местного самоуправления пытаются её решить, а эти акты опротестовываются, потому что прокуратура говорит, что должно быть принято решение на федеральном уровне, что мы, собственно говоря, вам и предлагаем сделать. Просьба поддержать данную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект, когда мы его готовили, подписали 43 депутата, но я думаю, что все понимают вот такую просьбу, такое обращение родителей к депутатам, причём не только в крупных городах, но даже и в крупных посёлках городского типа, где есть несколько школ. Сейчас особенно эта проблема обострилась, поскольку школы разные: одни общеобразовательные школы платные, другие бесплатные, но многим родителям, имеющим деньги, не очень хочется, чтобы их дети там учились. Приходится многим помогать, чтобы устроить ребёнка в ту школу, в которую он хочет. Вот эта тема касается каждой семьи, а если там не один ребёнок, если хотя бы двое или трое детей, то для семьи это просто горящая тема. Мама или папа, которые к тому же работают, должны утром отвести одного ребёнка в одну школу, другого ребёнка в другую школу - сами представляете, что это такое. Поэтому я считаю, что мы правильно поступили, приняв такое решение. Конечно, правительство не очень-то поддерживало нас в этом, они считают, что изменения надо вносить в другой закон - не в Семейный кодекс, а в закон "Об образовании...", но здесь речь идёт совершенно не об обучении, здесь речь идёт о том (Павел Владимирович всё сказал чётко), что дети проживают в одной семье, у них одни родители и, естественно, они должны обучаться в одной школе, чтобы удобнее было родителям осуществлять свои родительские права в этом плане. Я думаю, что вы поддержите это решение. Когда мы разговаривали потом и с ГПУ, и с правительством, и с Министерством просвещения, они уже не очень протестовали, говорили, что это всё можно устроить. Вообще, нас поддержали, когда мы, комитет, делали рассылку: 26 отзывов за от законодательных органов регионов, 35 - от исполнительных. Некоторые говорят, что всё это у них уже устроено, всё уже решено, и только несколько просто категорически против - говорят, что надо в другой закон вносить изменения, то есть говорят не о теме, которая действительно важна, а о том, в каком законе это должно быть. Мне кажется, что Семейный кодекс, статью 54 которого мы дополним ещё вот этим, станет только правильнее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шилков Данил Евгеньевич, пожалуйста. ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, безусловно, вопрос приоритетного зачисления в школы детей определённых категорий в текущих условиях является актуальным. И вы знаете, наверное, что в Екатеринбурге мы это обсуждали на одном из заседаний городской Думы. После этого 20 марта сего года фракция ЛДПР внесла в Государственную Думу законопроект, где в том числе вдобавок к тому, что есть в вашем законопроекте, ещё предлагалось предоставить детям педагогических работников право первоочередного приёма на обучение по образовательным программам начального и общего образования. Вот что вы думаете по этому поводу? И возможно ли в поправках к данному законопроекту сделать это дополнение ко второму чтению? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Данил Евгеньевич, спасибо за вопрос. Конечно, я знаком с вашим законопроектом, мы обсуждали его и в городской Думе, и в областном Законодательном Собрании, я имею в виду Екатеринбурга и Свердловской области соответственно. Конечно, мы смотрели и другие законопроекты и предложения, которые были и есть, но, понимаете, мы подошли здесь именно с точки зрения семьи. Мы считаем, что в данном случае как раз защищаем права и детей, и соответственно родителей. У нас есть достаточно большое количество инициатив руководства нашей страны по поводу демографической ситуации, по поводу защиты несовершеннолетних, по поводу того, чтобы семья развивалась, и мы пошли вот в соответствии с этой точкой зрения. На мой взгляд, здесь вся логика достаточно чёткая, понятная. Другие законопроекты давайте тоже будем рассматривать, но давайте хотя бы вот здесь сдвинемся с этой точки и решим эту проблему - мне кажется, это было бы правильно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Павел Владимирович, три года назад был отклонён законопроект подобного содержания, который касался более узкой категории - многодетных. Тогда почему-то правительство это не поддержало и Государственная Дума тоже не поддержала. И всё-таки: потребуются ли изменения в закон "Об образовании..." в связи с вашими изменениями? Это первый момент. И второй момент, касающийся факта проживания в одном месте: у нас бывает так, что в принципе семья живёт в одном месте, но внуки прописаны по бабушкам, дедушкам, - какой предположительно будет механизм подтверждения вот этого совместного проживания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу сказать, что кроме регистрации по месту жительства, которую мы до сих пор продолжаем по старинке называть пропиской, у нас в Гражданском кодексе есть норма, посвящённая месту жительства, и там прямо написано, что место жительства - это там, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, и там увязки с регистрацией нет. Что касается детей - и эта норма тоже этого касается, - если дети проживают совместно с родителями, и вот это юридический факт, они проживают вместе и один из детей уже учится, конечно, это и будет являться подтверждением того, что это всё-таки единая семья. И ещё - наверное, я сразу не обратил внимания на это: здесь речь идёт только о государственных и муниципальных школах, это я тоже так, на всякий случай говорю. Нам иногда говорят: а как вот, есть школы такие-то, такие-то... Нет, здесь речь идёт о государственных и муниципальных учреждениях, на это я тоже обратил бы внимание. Я думаю, что в какие-то акты, связанные с законодательством об образовании, наверное, надо будет вносить изменения, мы эти темы обсуждали и в администрации президента, и с правительством, ко второму чтению мы готовы - у нас сейчас будет время - эту тему обсуждать и вносить соответствующие поправки, подключайтесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вы знаете, ведь речь идёт не об обучении. Есть закон "Об образовании...", и там идёт речь об обучении, о правах детей, учителей, о стандартах обучения и так далее, а здесь мы ставим узкую тему - здесь мы ставим тему семьи на первое место. Мы предлагаем, чтобы дети из одной семьи могли учиться в одной школе, чтобы родителям, как уже мы говорили, легче было, чтобы они могли отвести утром в одну школу сразу двоих или троих детей, а не водить их в разные школы, вот о чём идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Павел Владимирович, мы, разумеется, поддержим законопроект, хотя я тоже считаю, что логичнее было вносить эти изменения в закон "Об образовании...", поскольку именно там, в этом законе, будут искать соответствующие нормы и родители, и педагоги. Но как есть, так есть. Мой вопрос вот какой: скажите, пожалуйста, если вы знаете, а на каком основании прокуратура опротестовывала региональные решения или решения органов местного самоуправления такого же содержания? Насколько я понимаю, действительно целый ряд регионов эту проблему решил в рамках собственной нормативной базы. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Как раз в рамках противоречия законодательству об образовании. Поэтому я Тамару Васильевну полностью поддерживаю - мы здесь подошли всё-таки с точки зрения приоритета семьи в первую очередь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Епифанова. ЕПИФАНОВА О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я понимаю, что все всё понимают, но я хочу вам привести в пример, ситуацию, которая происходит буквально сейчас. Я думаю, очень многие родители обращаются к вам, как и ко мне, как к депутатам, когда ни сестёр, ни братьев не берут, особенно в хорошие школы и гимназии. Буквально две недели назад на III Форуме социальных инноваций регионов (ну, в июне, не две недели назад) ко мне подошли родители и рассказали, что они очень долгое время, кто год, кто два, готовили своих младших детей, для того чтобы те вместе с братьями и сёстрами пошли в школу, речь идёт о 57-й школе Москвы, которая считается гимназией, но в итоге абсолютно всем было отказано. Были проведены какие-то тесты без присутствия родительского комитета, никто ни с чем не был ознакомлен, и ни один ребёнок не был зачислен в школу, в которой уже обучаются его старшие братья и сёстры. Согласитесь, уважаемые коллеги, что это неправильно, так как никоим образом не способствует образовательно-воспитательному процессу и не соответствует ожиданиям родителей относительно помощи государства в этом важном деле. Я сделала депутатский запрос мэру Москвы Сергею Семёновичу Собянину. Вы прекрасно знаете, что Москва не всегда хорошо относится к депутатским запросам депутатов от других регионов, и вот вам в качестве подтверждения - в связи с обсуждаемым сегодня вопросом: пришёл ответ из правительства Москвы по поводу зачисления детей в 57-ю школу, и в начале этого ответа идёт пассаж о том, что согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав... Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЕПИФАНОВА О. Н. ...затем мне рассказывают о том, что порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Семейным кодексом Российской Федерации не регламентируется, а регламентируется он, как следует из полученного ответа, приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 32, согласно которому приём в образовательную организацию обеспечивается всем гражданам, имеющим право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающим на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, и вот заключительный абзац: "Таким образом, право преимущественного приёма детей в образовательные организации, где уже обучаются их старшие братья и сёстры, в том случае, если семья проживает на территории, за которой закреплена образовательная организация, установлено действующими в сфере образования нормативными правовыми актами". Вы поняли? Всё уже решено и установлено! У нас очень часто, кстати, бывает и так, что и родители, и дети прописаны в разных домах, в разных районах. Тем не менее детей в школу не принимают, родители негодуют из-за несправедливости, мучаются от безысходности, обращаются за депутатским содействием. Вы знаете, это как небольшой, но очень болезненный камушек, который попал в обувь и способен растереть ногу в кровь, - не будет движения в будущее. Этим примером я просто хотела обратить ваше внимание на то, что, как бы мы ни обсуждали, что бы мы ни говорили, но проблема существует и соответствующего желания у муниципальных властей в любых регионах, когда это касается хороших школ, особенно гимназий, нет. Приведённый мною пример говорит о том, что нам, конечно, надо принять представленный законопроект. Будь на то моя воля, я его приняла бы даже в течение последних двух дней, пока не наступило 1 сентября. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никонов Вячеслав Алексеевич, пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на самом деле законопроект не очень простой. Подобного рода законопроекты неоднократно рассматривались в комитете по образованию. Вот здесь привели пример с гимназией № 57: московская гимназия № 57 занимает одно из первых мест в рейтинге школ нашей страны, там конкурс на поступление порядка 20 человек на место. Обеспечить приём детей в школу по принципу того, что кто-то там когда-то уже учился или учится сейчас, действительно достаточно проблематично с точки зрения вот таких школ. У нас есть школы специально для одарённых, где проводится конкурсный отбор, и мы, безусловно, не должны распространять нормы этого закона на подобного рода школы. Кроме того, я должен обратить внимание на то, что в школах учатся и представители не граждан Российской Федерации, дети людей, которые иммигрировали из других государств и работают здесь, и так далее. И здесь тоже возникают очень серьёзные вопросы. Таким образом, надо будет очень хорошо поработать перед вторым чтением как минимум. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы договорились, что выступления - по одному от фракции. Вообще, на будущее: у нас по одному человеку от фракции выступает. Пожалуйста, Окунева Ольга Владимировна. ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич, у меня согласованная с фракцией позиция. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает принятие данного законопроекта, потому что он принимается в интересах семьи. Мы с вами много говорим о воспитании детей, о том, какое количество времени родители находятся вместе с детьми, и, наверное, это не должно быть время в пути до образовательной организации, когда дети доставляются родителями в разные концы города, и обратно при возвращении домой. Мы считаем принятие этого закона, который будет действовать для граждан Российской Федерации и касается государственных образовательных организаций, важным для семей, где много детей, зная, что школы есть и двухсменного, и трёхсменного режимов, а это очень сложно для семей. Наша фракция просит поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Павел Владимирович? Нет. Содокладчик? Плетнёвой включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Прежде всего мы просим поддержать. Вот как раз время подумать у нас есть ещё: осенью, когда вернёмся, будет второе, третье чтения. Мы просто не успели с этим законопроектом, хотя, как правильно говорят депутаты, надо было бы его принять, чтобы закон уже в этом году начал действовать. Мне хотелось бы зачитать вам, тем, кто не читал, что здесь речь идёт не просто о проживающих в одной семье детях, посмотрите: "дети имеют право преимущественного приёма на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сёстры". Это не касается платных школ, элитных школ, понятно же, поэтому проголосуйте, пожалуйста, все за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации", пункт 54. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 30 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.