Заседание № 70
28.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 70747-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (о мерах, направленных на защиту современного русского литературного языка, государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации, а также об установлении запрета на распространение программ эротического характера без кодирования сигнала).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2833 по 3138 из 5102
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Депутат Фадзаев просит рассмотреть законопроект без своего участия, поэтому доклад будет делать член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ольга Владимировна Носкова. Включите микрофон. НОСКОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом, внесённым Парламентом Республики Северная Осетия - Алания, предлагается внесение изменений в статьи 4 и 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". В статью 4 предлагается включить дополнительные запреты, направленные на защиту государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации, а в статье 37 установить допустимость распространения программ эротического характера только в закодированном виде. Внесение предлагаемых изменений позволит, по мнению авторов, повысить ответственность журналистов и окажет влияние на сохранение литературных норм и развитие государственных языков республик Российской Федерации. В части эротических программ установление предлагаемого запрета позволит, как считают авторы, защитить детей и молодёжь от информации, оказывающей негативное воздействие на их нравственное, физическое и психическое здоровье. Что касается первого предложения, я должна отметить, что желание не допустить использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, в законе уже реализовано. Речь идёт о Федеральном законе "О государственном языке Российской Федерации". К тому же упомянутым законом СМИ как раз позволяется некая вольность в использовании русского языка, в том, что касается использования лексики, не соответствующей нормам русского языка, необходимой для реализации художественного замысла автора. И если мы примем предложение авторов законопроекта, мы лишим журналистов возможности использовать речевые конструкции, характерные, ну, например, для прошлого времени, что не защитит русский язык, а, возможно, приведёт к некоторому его обеднению. Более того, это предложение противоречит положениям закона о государственном языке. Что касается защиты государственных языков республик и иных языков народов России, то в силу их разнообразия комитет полагает, что больший акцент целесообразно сделать на нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, и такая возможность предоставлена Законом "О языках народов Российской Федерации". Поэтому если и необходимы дополнительные действия по сохранению языковых норм на уровне федерального закона, то следует говорить, скорее, о совершенствовании двух упомянутых мною законов, а не о Законе "О средствах массовой информации". Я бы хотела ещё добавить, что, правильно обозначая проблему, которая беспокоит и многих из присутствующих в зале, авторы не дают определения того, что же является авторским текстом журналиста, а в отсутствие такого определения в законодательстве Российской Федерации правоприменительная практика будет весьма затруднена. Более того, на мой взгляд, проблема использования русского языка современными средствами массовой информации значительно шире и как раз в авторских текстах журналистов языковые вольности хотя и встречаются, но значительно реже, чем тот языковой мусор, который появляется в выступлениях героев программ или в статьях, когда печатается прямая речь участников дискуссий или героев очерков, сюжетов и так далее, поэтому предлагаемый авторами законопроект касается только части большой проблемы использования языка в средствах массовой информации. Что касается предложения о распространении программ эротического характера только в закодированном виде, то необходимо отметить, что специализированные радио- и телепрограммы эротического характера до сих пор не имеют чёткого определения в нашем законодательстве и это на самом деле является главным препятствием в поддержке того законопроекта, который сегодня вынесен на обсуждение. Я думаю, что до тех пор, пока у нас не будет чёткого определения того, что же является специализированными радио- и телепрограммами эротического характера, а также чёткого, внятного определения того, что такое эротика и чем она отличается от порнографии, все многочисленные предложения бороться с этим злом на наших телевизионных экранах будут натыкаться всё на те же грабли, которые и сегодня приветствуют нас. Я должна отметить также, что действующий Закон "О средствах массовой информации" - и это отмечается в некоторых отзывах на данную законодательную инициативу - на уровне местного законодательства позволяет сокращать или переносить на более позднее время показ программ эротического характера. То есть на местном уровне можно принять решение, по которому можно показывать не с 23 часов, как в федеральном законе, а с 2 часов, с ноля часов, с 3 до 4 часов ночи, - пожалуйста, вы можете вводить такое ограничение, и пока это возможный вариант регулирования этой проблемы. Хочу также отметить, что у нас есть отрицательное заключение Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Правительство Российской Федерации тоже представило отрицательный отзыв на эту законодательную инициативу, и комитетом данная законодательная инициатива также не поддерживается. В связи с этим мы предлагаем отклонить законодательную инициативу Парламента Республики Северная Осетия - Алания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы: раз, два, три, четыре, пять... Давайте запишемся. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Так и осталось пять человек. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Ольга Владимировна, сегодня мы с вами рассматривали законопроект о защите нравственности детей, с пафосом принятый, который внёс президент, и в то же время сейчас предлагаем отклонить конкретный, то, о чём я говорила. Аргумент ваш такой: нет определения эротики, и пусть продолжаются показы... У нас если в неглиже не покажут женщину где-нибудь в любом фильме, то это уже не фильм. И если у нас в средствах массовой информации звучит сквернословие, это тоже нормально - по телевидению, в печати, везде. Поэтому непонятно сегодня по всем вашим аргументам юридическим, что вы с комитетом собираетесь делать, чтобы всё-таки такой закон у нас появился? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Владимировна. НОСКОВА О. В. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. На самом деле я могу добавить к своему выступлению, что сейчас в комитете по информационной политике готовится целый пакет поправок к Закону "О средствах массовой информации". Более того, есть ещё ряд законов, которые будут отвечать на современные вызовы, касающиеся средств массовой информации, и я думаю, я надеюсь на то, что мы наконец согласно конвенции примем то определение эротики, порнографии, которое поможет нам юридически уже решать эту проблему. Я разделяю пафос вашего выступления. Мне тоже не нравится то, что происходит в современных средствах массовой информации, поэтому мы приглашаем вас к сотрудничеству, давайте будем вместе решать этот вопрос. Комитет с удовольствием выслушает ваши поправки, и будете соавтором. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Ольга Владимировна, я обращаю ваше внимание, что выступил в защиту русского языка депутат Фадзаев, представитель Северной Осетии. Он заботится не только о национальном языке, выступает в защиту не только национальных языков, за их сохранение, литературность, но и за сохранение русского языка. В этом я вижу, вообще говоря, своеобразный упрёк нам, депутатам. Мы не заботимся о своём языке, а вот национальные окраины как-то более трепетно к этому относятся, они более остро чувствуют, что происходит с нашими языками - с русским языком, языком единства, языком государственным, и национальными языками. А вот позицию комитета из вашего выступления по этому вопросу я так и не понял. Там много чего было сказано, но единственный вывод, который я услышал, - нельзя таким образом реализовать концепцию защиты. То же касается и проблемы эротики. Понятно, почему они защищают. Потому что опять же национальные окраины более трепетно относятся к нравственности, к воспитанию... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой вопрос вы хотели задать? ЛОКОТЬ А. Е. Я задал вопрос: какова позиция комитета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, разъясните позицию комитета, Ольга Владимировна. НОСКОВА О. В. Спасибо, Анатолий Евгеньевич, за вопрос. На самом деле проблема действительно острая и действительно должна решаться, но она должна решаться в рамках тех двух законов, о которых я говорила, - "О государственном языке..." и "О языках народов...". Именно в эти законы необходимо вносить поправки, если они требуются. На самом деле уже существующий закон позволяет защищать русский язык, и нужно просто, может быть, более активно это делать. Это что касается языка. Что касается эротики, то я тоже уже говорила и повторюсь, что на местном уровне республики вправе ограничивать программы эротического характера уже сейчас по действующему Закону "О средствах массовой информации", делая этот временной отрезок более коротким в своих регионах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Ольга Владимировна, вы, наверное, не знаете, что Регламент не предполагает, если у вас в комитете есть аналогичные законы, выносить их отдельно. Вы должны были вынести их как альтернативные, поэтому ваша апелляция, что куда-то надо поправки вносить... Вот можно в этот проект закона вносить поправки после принятия в первом чтении. А вопрос у меня следующий. Скажите, пожалуйста, каким законом разрешается ограничение вещания средств массовой информации без наличия федерального закона? Ни один местный парламент, ни один глава администрации не обладает правом ограничения деятельности федеральных каналов. Поэтому не надо апеллировать к тому, чего вы не знаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. НОСКОВА О. В. Спасибо за вопрос. Я думаю, что речь идёт о поправках в Закон "О средствах массовой информации". Именно к обсуждению и к разработке поправок к этому закону я вас призывала. Вносите поправки, будем обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялась процедура вопросов и ответов. Есть ли желающие выступить? Есть. Одну руку я вижу, больше никто не настаивает, подводим черту. Депутат Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле рассматриваемый вопрос, с моей точки зрения, продолжает тему, которая отражена в пункте 8, и он впервые намечает, пусть не идеальный, подход к ограничению беспредела, царящего в эфире и на страницах газет и журналов. Кроме того, многие из вас наверняка были в загранкомандировках и на отдыхе. Если вы обратили внимание, то в так называемых цивилизованных странах никому в голову не придёт показывать эротические программы на некодированном канале, причём этот кодированный канал стоит не менее 20 долларов в час. У нас же - я во втором созыве слышал, в третьем созыве слышал, сейчас в пятом созыве слышу - профильные комитеты, не занимаясь делом, фактически лоббируют интересы порноиндустрии. Почему я это говорю? Потому, что на самом деле все предложения депутатов, все предложения законодательных органов субъектов Федерации наталкиваются на такое объяснение: этот закон принимать нельзя, вот у нас где-то там, в подсознании, существует алгоритм решения этой проблемы, и мы вас скоро осчастливим. К сожалению, счастье, оказывается, не так близко, потому что ни одного законопроекта на эту тему нет. Более того, я помню, с каким ожесточением все эти дельцы здесь противодействовали принятию законов, которые как раз и классифицировали, определяли, что такое эротика, что такое секс и так далее. С нашей точки зрения, необходимо принимать этот закон как первую ступеньку по наведению порядка в средствах массовой информации, памятуя, что вы, апеллируя к Западу, вообще-то, игнорируете уже накопленный у них опыт по созданию национальных институтов по контролю за моралью (которые есть и во Франции, и в США, и во многих странах Западной Европы), которые оказывают положительное воздействие. Когда вы находитесь во Франции, скажем, то никто не критикует, что там можно показывать не более 20 процентов иностранных фильмов, все остальные должны быть французскими. У нас же сегодня некоторые каналы вообще российских фильмов не показывают. Но сегодня страшно ещё и то, что и российские фильмы фактически копируют алгоритмы и сценарии, только переделывая их для русских актёров, показывают всё то, что на Западе можно посмотреть только на кодированных каналах. Мне кажется, что позиция комитета аморальна в данной ситуации. И игнорирование предложений национальных республик, где к этому относятся более трепетно, чем в большей части России, является, в общем-то, оскорблением национальных чувств в этих республиках. Я предлагаю поддержать этот законопроект, а поправками конкретизировать некоторые неточности, которые есть в этом проекте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик настаивает на заключительном слове? Да, просит слова Ольга Владимировна Носкова. НОСКОВА О. В. Я думаю, что большинство присутствующих в зале на самом деле действительно серьёзно озабочены состоянием наших российских средств массовой информации. И если отбросить избыточную эмоциональность, которая присутствовала в выступлении моего коллеги, то я думаю, что есть необходимость решать проблему, но решать проблему нужно так, чтобы добиться продуктивного результата. Поправок с предложениями упорядочить ситуацию в средствах массовой информации у нас в комитете действительно много. Мы предлагаем решить эту проблему комплексно, максимально учитывая те потребности времени, которые существуют сейчас. Я ещё раз предлагаю вам всем вместе принять участие в комплексном обсуждении поправок к Закону "О средствах массовой информации", ну а сейчас мы не поддерживаем всё-таки эту поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 19 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Результат: не принято Отклоняется законопроект. По ведению - депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я, вообще-то, считаю, да и Регламент наш предполагает, что особенно докладчики от комитетов должны не о чём-то великом и мечтательном рассказывать, а рассуждать только в рамках закона. В данном случае докладчик от комитета апеллировал к несуществующим законам, мало говоря о законопроекте, который мы рассматривали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне так не показалось. Уважаемые коллеги, состоялось принятие решения.