Заседание № 280

17.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 706899-6 "О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (об использовании формального обращения "вы" обучающимися и педагогическими работниками).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5887 по 6236 из 6712
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С утра вы      
любезно согласились перенесли законопроект № 706899-6 на 20-е место. Мы         
согласовали с докладчиками по предыдущим законопроектам Иваном Николаевичем     
Абрамовым и Зелинским, и они не возражают, если товарищ Бортко доложит и        
поедет на кинематографическую конференцию, а они потом доложат.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Тем более, что Владимир              
Владимирович сегодня так парадно оделся ради того, чтобы доложить о             
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Я должен зачитать название. 57-й вопрос, проект федерального закона "О          
внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в       
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Владимир Владимирович Бортко, пожалуйста.                                       
                                                                                
БОРТКО В. В. Здравствуйте! Русский народ в силу своего менталитета и            
национальных особенностей - терпения, неприхотливости, выносливости, лёгкости   
в ассимиляции с другими народами, коллективизма, готовности сплотиться вокруг   
вождя, кстати, - смог колонизировать, освоить и заселить значительную           
территорию, и для этого нужно обладать вот таким менталитетом. Но менталитет    
народа проявляется и в другом: почему бы не убрать мусор возле собственного     
дома, почему не починить разваливающуюся избу и не поправить забор, почему не   
перестать травить собственное население некачественной едой, а населению        
почему бы не перестать безропотно поглощать ядовитые суррогаты, убивающие их    
самих и их детей? Пример из новых: снос ларьков в Москве под покровом ночной    
темноты - на основании чего, приказа мэра? А что народ, который там             
отоваривался? Народ безмолвствует.                                              
                                                                                
Перечисленные примеры и многое другое - это прежде всего отсутствие уважения    
к самому себе, это основное. Собственно, воспитание уважения начинается с       
самого раннего детства: ребёнок слышит, видит и воспроизводит манеры            
поведения, принятые в его семье и на улице, и хорошо, если эти манеры           
соответствуют общепризнанной морали. Однако не везде и не всегда это так, это   
выражается в уровне преступности, в хамстве, в неуважении к окружающим и, как   
следствие, в неуважении к самому себе. Это заметно в больших городах, в         
Москве и Питере, но в маленьких городах и сёлах это становится чрезвычайно      
серьёзным.                                                                      
                                                                                
Представьте себе заброшенный моногород, где живёт маленький человечек, у        
которого братец сидит, отец пьёт, мать тоже неизвестно чем занимается и         
который, кроме хамства, мало что видит, с которым общаются иногда при помощи    
затрещин. И вот он первый раз приходит в первый класс, и учитель, который       
является сейчас для него представителем государства, говорит ему "вы" - с       
уважением, как большому. "Вы", - говорит учитель маленькому Ваньке Жукову, и    
я думаю, что это изменит очень многое и в дальнейшем поведении Ивана            
Ивановича Жукова, и в его отношении к самому себе, но начинать нужно с самого   
начала.                                                                         
                                                                                
Одной из таких мер является поправка к Федеральному закону "Об образовании в    
Российской Федерации" - предлагается, чтобы с первого класса и до окончания     
школы учитель обращался к ученику только на "вы", более того, учителю           
предлагается следить за тем, чтобы во время классных занятий ученики также      
обращались друг к другу на "вы".                                                
                                                                                
Краткая история вопроса. Зимой 1857 года в русских гимназиях по реформе         
знаменитого врача Пирогова, невзирая на возраст, стали говорить "вы", при       
этом отменили и порку. Как вспоминает известный педагог Острогорский, сразу,    
с одного маху исчезли из употребления "свиное рыло", "ослиное ухо" и даже       
личное местоимение "ты".                                                        
                                                                                
Употребление в разговорной речи местоимения "вы" - естественное желание         
человека чувствовать уважение окружающих, видеть к себе уважительное            
отношение, и где, как не в школе, необходимо вкладывать в его сознание          
важнейшую часть воспитания - уважение к себе и к другим. Казалось бы, что       
можно возразить против подобного закона? Однако хотелось бы кратко изложить и   
другое мнение, прозвучавшее на заседании профильного комитета.                  
                                                                                
Возражение: обращение на "ты" не позволит педагогам выстраивать тёплые,         
доверительные отношения между учителем и учеником.                              
                                                                                
Ответ: да, можно выстраивать, но можно и по мордасам получить. Исследование,    
проведённое Госкомитетом по делам молодёжи, дало такие результаты: 38           
процентов школьников испытывают в школе то или иное насилие, из них 16          
процентов - физическое, то есть детей бьют, и 22 процента - психологическое.    
А обращение на "вы" эти действия немножко затрудняет, сложнее сказать "вы       
дурак", чем "ты дурак". Кроме того, вне школьных занятий, хоть на перемене,     
учитель волен обращаться к ученику так, как считает нужным.                     
                                                                                
Возражение: мы видим в классе наглое отношение ребёнка к учителю, и учитель     
на сегодняшний день не имеет права сказать "ты мерзавец" или что-то подобное,   
потому что это запрещено.                                                       
                                                                                
Ответ: и это проблема. Выстрел из украденного у отца стартового пистолета за    
сделанные на уроке замечания, уксусная кислота, выплеснутая в лицо после        
двойки, камень, брошенный в затылок, - естественно, нужно принимать             
действенные меры совместно с правоохранительными органами, но думаю, что        
обращение к ученику на "вы" с первого класса может изменить поведение           
учеников в пятом и в десятом, для этого эта поправка и предлагается. Лучшее,    
что есть в нашей стране, - это литература XIX века, и обратите внимание, как    
там обращались друг к другу в школах.                                           
                                                                                
Возражение: традиционно в большинстве школ России начиная с девятого класса     
многие педагоги используют обращение на "вы", и практика уже сложилась, она     
есть.                                                                           
                                                                                
Ответ. Китаец спросил Конфуция: "Моему сыну годик, когда начинать его           
воспитывать?" - "Вы опоздали", - ответил мудрец. В девятом классе это делать    
поздно.                                                                         
                                                                                
Возражение: тогда почему со школы, можно и в садике (в голосе спрашивающего     
чувствовалась неподдельная ирония). Тем не менее отвечаю серьёзно: в садике     
обращаются к гражданам "Оля" и "Петя", а в школе спрашивают фамилию, то есть    
с Петей начинает говорить государство, ты поступил в государственное            
учреждение, и оно обращается к тебе на "вы", потому что учитель - это           
государство.                                                                    
                                                                                
Возражение: а какие санкции предусматриваются за неисполнение?                  
                                                                                
Ответ: в уже существующем законе есть положение, не требующее регламентации     
наказания. Например, "уважать честь и достоинство обучающихся... не создавать   
препятствий для получения образования другими обучающимися". Предлагаю          
дополнить это формулой - обращаться к ученикам на "вы".                         
                                                                                
Возражение: сейчас у нас 170 или 180 наций и народностей, и это, наверное, не   
очень хорошо ляжет на культурную матрицу той или иной народности.               
                                                                                
Ответ: речь идёт только об обращении на русском языке. Было бы неразумно, да    
и невозможно распространять нормы русского языка на языки уважаемых народов,    
они сами определяют нормы и формы обращения, однако русский язык является       
государственным языком Российской Федерации, он несёт великую культурную        
миссию, которую доказал в течение веков. Думаю, что обращение в русском языке   
на "вы" не повредит дружбе народов. Кстати, нужно брать пример с наших          
республик Кавказа, где уважение воспитывается с детства.                        
                                                                                
Возражение: традиционно сложилось среди абсолютного большинства нашего народа   
обращение на "ты".                                                              
                                                                                
Ответ: традиционно сложилось и хамство - не все традиции надо поддерживать.     
                                                                                
Поправка - это не прекраснодушие, это изменение менталитета народа, вот что     
означает маленькая поправка! Когда будете нажимать кнопку "за" или "против",    
вспомните ещё одно замечание, замечание господина Шарикова: "Вот всё у вас      
как при царском режиме, это туда, галстук сюда... а так, чтобы по-простому, -   
это нет". Вспомните его и проголосуйте правильно, поддержите законопроект!      
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста.                                       
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Дорогие друзья, наверное, каждому из вас выступление Владимира Владимировича,   
ну, в какой-то мере бальзам на душу, а мне прямо вспоминается сразу романс      
Вертинского «Зачем мы перешли на "ты"?» Да, хорошо говорить "вы", но всё-таки   
законопроект - это тот документ, который, если станет законом, необходимо       
выполнять, и прежде чем принимать решение, надо подумать, как в современных     
условиях в наших образовательных учреждениях можно наказать за невыполнение     
этого морально-этического требования.                                           
                                                                                
Кроме того, я считаю, что разработчики - и комитет так считает - не совсем      
верно определили те категории образовательных учреждений, в которых это         
должно осуществляться: говорится в целом об образовательных учреждениях, а по   
закону "Об образовании..." к ним относятся и дошкольные образовательные         
учреждения. Конечно, трудно себе представить детишек в дошкольных               
учреждениях, которые друг к другу обращаются на "вы".                           
                                                                                
Далее. В ряде школ учатся близкие родственники, и это обращение тоже очень      
сложно представить между такими ребятами.                                       
                                                                                
Мы полагаем, что в современном законе "Об образовании..." закреплено полное     
право образовательных учреждений определять формы общения педагога и            
учащихся. Этот же закон предполагает, что недопустимо поведение детей,          
которое мешает усвоению материала другими школьниками, и в целом ряде прежде    
всего лицеев, гимназий внутренним документом, уставом школы например,           
определяется возможность или даже обязанность такого обращения.                 
                                                                                
Таким образом, с одной стороны, и комитет, и фракция считают этот               
законопроект избыточным, а с другой стороны, - я повторю, почему мы выступаем   
за отклонение данного законопроекта в первом чтении, - здесь                    
морально-этические нормы затрагиваются, которые невозможно закрепить законом.   
Предлагаю голосовать за отклонение законопроекта в первом чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. У меня вопрос к представителю комитета.                          
                                                                                
Мне кажется, что в заключении комитета как-то всё смешалось в кучу - и дети     
там... Я не знаю, вы смотрите хоть иногда наше телевидение, видите, что         
творится в наших школах? Учителю не просто "ты" говорят - учителю надевают      
корзину мусорную на голову, матом посылают учительницу! Речь ведь не идёт о     
том, что ученики между собой должны общаться на "вы", речь идёт о том, что      
прежде всего учитель и ученик друг к другу должны обращаться на "вы",           
уважительно, вот о чём идёт речь! Конечно, этот закон может существенно         
поменять сам характер отношений в школе, поэтому я думаю, что вы здесь не       
правы.                                                                          
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Уважаемый Иван Игнатьевич, я очень хорошо представляю ситуацию   
в наших образовательных учреждениях, именно поэтому я полагаю, что на           
сегодняшний день принятие такого закона будет просто, извините, профанацией.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Анатольевна, к сожалению, я с вами не        
соглашусь по двум обстоятельствам. Первое, моя внучка, которой четыре с         
половиной года, всегда к незнакомому человеку обращается на "вы", несмотря на   
то что она в детском саду. Второе, сегодня уровень учителей упал до того, что   
они в принципе общаются с учениками примерно так же, как ученики между собой,   
и это не прибавляет авторитета ни школе, ни учителю, а зачастую наносит         
ученику колоссальную обиду и даже психологическую травму. Наверное, вы здесь    
что-то недоучли.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос, а комментарий.                             
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, прежде всего хочу сказать, что горячо          
поддерживаю вашу героическую попытку на фоне колоссальной безнравственности в   
стране хотя бы в этой форме обратиться к педагогам, а значит, и к родителям,    
а значит, и ко всему нашему обществу.                                           
                                                                                
В случае если законопроект будет отклонён, как вы смотрите на то, чтобы вы,     
авторитетный талантливый кинорежиссёр, попытались найти общий язык с            
телевидением, чтобы они сделали целую серию передач о том, куда идёт            
культура, как падает нравственность, люди такого масштаба, как вы, могли бы     
огромную пользу принести! Это, повторяю, если фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"           
отклонит законопроект.                                                          
                                                                                
БОРТКО В. В. Спасибо за ваше мнение, я высоко его ценю. Что касается            
телевидения, мне вообще хотелось бы поднять тему телевидения, в принципе вы     
совершенно правы, и я сделаю всё для того, чтобы это получилось.                
                                                                                
Однако я хотел бы сказать ещё вот о чём. Разговор идёт не просто об уважении,   
а о переформатировании сознания, ибо, когда человек вначале слышит "вы" от      
государства, он понимает, что он что-то значит для этого государства. Он        
может это осознавать или не осознавать, он поймёт это потом, но он чувствует:   
я пришёл в это учреждение и государство со мной обращается так - это            
переформатирует сознание. Так уже было, делали один раз, я читал об этом, и,    
когда в России это было сделано, мы получили в результате лучшую литературу,    
лучшее искусство, лучшие инженерные кадры, вот что последовало за этим          
небольшим изменением! Я хотел бы, чтобы так было и сейчас.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Надежда Анатольевна, когда вы выступали от имени комитета, вы   
заявили о том, что данная норма будет избыточной, однако избыточной норма       
является тогда, когда она прописана в других нормативных правовых документах,   
но таковых не имеется. Более того, вы указали, что школы сами могут             
записывать данную норму в свои уставы, - опять же этого нет. Так что плохого,   
если будет закреплено на федеральном уровне, чтобы ученики к учителям           
обращались на "вы"? Если я не ошибаюсь, вы сами были педагогом - разве вам не   
было бы приятно, если бы ученики обращались к вам на "вы"? А это будет          
прописано в федеральном законе! Не голосуя за или не голосуя в принципе по      
данному проекту закона, мы подталкиваем молодёжь к неуважительному отношению    
к самим себе в дальнейшем. Пройдёт десять-двадцать лет, мы это вспомним, и      
придётся в любом случае принимать данный законопроект - так давайте лучше мы    
на несколько шагов, на несколько лет вперёд посмотрим и в упреждение примем     
данную норму! Прокомментируйте, пожалуйста.                                     
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Уважаемый Ян Викторович, по-моему, у вас просто чуть-чуть        
смешалось представление о том, что предлагается в законопроекте и почему        
комитет выступает против его принятия. Во-первых, обращение к учителю на "вы"   
в нашей российской школе никто не отменял - речь не об этом. В целом ряде       
образовательных учреждений, да и в большинстве школ сегодня учителя в старших   
классах обращаются к учащимся на "вы", и никаких вопросов нет. Речь же в        
законопроекте идёт о том, чтобы дети друг к другу тоже обращались, используя    
местоимение "вы". Мы говорим, что невозможно обязать делать это детей           
младшего школьного возраста, и это в принципе право каждой семьи -              
определять, как обращаться друг к другу, а обращение на "вы" к старшим и к      
учителям остаётся, оно закреплено везде - не только в законодательстве, но и    
в наших морально-этических нормах.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить?                                                         
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Большое спасибо.                                                   
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович начал своё выступление с экскурса в историю     
русского народа, и фракция ЛДПР в этом отношении с ним согласна. Уважаемые      
коллеги, по традиции, допустим, у нас крестьянин мог сказать царю "ты",         
потому что в семейных отношениях никто не заставлял его говорить "вы" отцу, а   
вот когда дворяне к царю обращались, они, поскольку были на подкормке у него,   
конечно, говорили "Ваше Величество". В этом отношении старая школа только       
хорошее привносила в процесс воспитания. И когда я учился, меня преподаватели   
тоже называли на "вы". Ничего страшного не будет, если мы это пропишем в        
законе.                                                                         
                                                                                
Мы с вами как-то приняли закон, согласно которому выступающие в этом зале не    
имеют права употреблять слово "доллар", когда они говорят, допустим, о          
российском бюджете, - помните? - тут же пришёл Иванов Сергей Борисович, начал   
рассказывать, сколько миллиардов долларов потрачено на что-то, и зал дружно     
засмеялся. Ну и что? Ну не знал человек о том, что такой закон был принят.      
Тем не менее в чём проблема, кто вам здесь, уважаемые представители "ЕДИНОЙ     
РОССИИ", наступил на хвост и сказал, чтобы не принимали, что это, мол,          
избыточно? В чём проблема-то, а? Ну вот объясните мне!.. Ведь русский народ -   
замечательный, прекрасный. На прошлой неделе была у нас встреча с               
избирателями, мы ездили по Белгородской области, Курской области, и вот         
представьте: разрушенная котельная, там всё разобрано и на стене написано не    
слово из трёх букв, а "Есенин жив!". И вы думаете, что эти люди некультурные?   
Я не думаю, что, написав на стене "Есенин жив!" вместо похабщины какой-то,      
они проявили неуважение к чему-то, это с одной стороны.                         
                                                                                
С другой стороны, Владимир Владимирович, наш язык настолько многогранный, что   
очень трудно определить, где уважение, а где неуважение. Если я, допустим,      
буду говорить "уважаемый Бортко", мне кажется, это будет некультурно и          
неуважительно по отношению к вам, если я буду говорить "уважаемый Владимир      
Владимирович", это будет выказывать моё уважение к вам, как к человеку          
почтенного возраста, как просто к уважаемому человеку, и здесь сложно           
сказать, воспитывает это или не воспитывает. Или вспомните опять же того же     
Филатова, которого я сегодня уже цитировал: "Энто как же, вашу мать,            
извиняюсь, понимать?" - это уважительно или нет, вроде на "вы", понимаете?      
                                                                                
Ещё раз говорю, у нас очень сложный язык, и я не вижу ничего плохого, если мы   
установим такое обращение. Никто не заставляет в детском саду дошколят          
обращаться друг к другу на "вы", но когда приходят в школу... Вот здесь нет     
Владимира Вольфовича, он мог бы вам рассказать, как он впервые пришёл в         
школу, и вот первое, что он запомнил, - это то, что учительница к нему          
обратилась на "вы", она сказала: "Теперь вы уже не ребёнок, вы уже ученик", -   
на "вы" было обращение! Советская школа, между прочим. Ну закрепите норму,      
что вам мешает, в чём проблема-то? Скажите, кто написал отрицательное           
заключение? Вот мы его будем на "ты" называть, вот придёт сюда, мы будем ему    
тыкать и посмотрим, что он нам на это ответит.                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР за данный законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              150 чел.33,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.66,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 274

20.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 706899-6 "О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (об использовании формального обращения "Вы" обучающимися и педагогическими работниками).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1099 по 1105 из 6207
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу перенести рассмотрение 8-го вопроса в        
связи с болезнью автора.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.