Заседание № 53

20.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 70569-4 "О внесении изменений и дополнения в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части увеличения сроков представления отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения и поправок к ним).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4954 по 5228 из 6327
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26-4     
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Доклад представителя Государственного Собрания           
Республики Саха (Якутия) депутата Государственной Думы Виталия Николаевича      
Басыгысова. Пожалуйста, Виталий Николаевич.                                     
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемая Любовь Константиновна!       
Подобные обращения законодательных собраний субъектов Российской Федерации мы   
обсуждали уже много раз. Речь идет о том, что месячный срок, который            
предоставляется субъектам Российской Федерации, для того чтобы они обсудили     
тот или иной законопроект, который будет принимать Государственная Дума, мы     
считаем недостаточным. За один месяц в субъектах не успевают его обсудить.      
Вот, например, в нашей республике в связи с большими расстояниями... Во         
многих субъектах заседания законодательных собраний проводятся один раз в два   
месяца, и практически они как бы выпадают из обсуждения законов, которые        
рассматриваются Государственной Думой. Мы вместе с вами обсуждали и отклонили   
такие же инициативы законодательных собраний Астраханской, Вологодской,         
Курганской, Липецкой, Сахалинской областей, Республики Алтай, и вот сегодня     
законодатели Республики Саха (Якутия) просят еще раз вернуться к этому          
вопросу и обсудить его. Если уж так много субъектов обращаются, значит, есть    
проблема для обсуждения в Государственной Думе.                                 
                                                                                
Вторая проблема, которую поднимает Государственное Собрание Республики Саха     
(Якутия), касается вопросов обсуждения законопроектов по предметам              
совместного ведения. По 95-му закону если 30 процентов субъектов Российской     
Федерации не соглашаются с проектом закона, то создается согласительная         
комиссия. Законодатели субъекта Российской Федерации считают, что до            
сегодняшнего дня не определен четкий порядок работы согласительной комиссии,    
которая должна создаваться, и они считают, что более эффективным было бы в      
том случае, когда более половины субъектов Российской Федерации не              
поддерживают принятие, чтобы этот законопроект вообще снимался с дальнейшего    
рассмотрения и не обсуждался.                                                   
                                                                                
Законодатели субъекта Российской Федерации считают, что по предметам            
совместного ведения за время после принятия Конституции, с 93-го года, не       
выработан эффективный механизм защиты интересов регионов Российской             
Федерации. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Владимир Александрович Рыжков, член Комитета по делам          
Федерации и региональной политике.                                              
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Я выступаю здесь по поручению Комитета по       
делам Федерации и региональной политике. Я хотел бы начать с того, что мы,      
безусловно, понимаем важность проблемы и с уважением относимся к инициаторам    
данного законопроекта - Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха    
(Якутия). То, о чем здесь говорил уважаемый Виталий Николаевич, -               
обеспокоенность субъектов нам известна. Действительно, очень часто субъекты     
Федерации за тридцать дней, которые отводятся на рассмотрение законопроекта     
по вопросам совместного ведения, не успевают отреагировать ни перед             
рассмотрением в первом чтении, ни перед рассмотрением во втором чтении.         
                                                                                
В чем состоит позиция нашего комитета и почему мы предлагаем не согласиться с   
данным предложением? Дело в том, что Государственная Дума уже неоднократно по   
этому вопросу определялась. Только в прошлом году по предложению нашего         
комитета (вот Виктор Иванович уважаемый здесь присутствует) мы голосовали за    
так называемую вилку, три варианта: тридцать дней, сорок дней, шестьдесят       
дней. И Государственная Дума тогда выбрала тридцать дней, то есть мы уже        
определились. Кроме того, мы голосовали инициативы Астрахани, Вологды,          
Кургана, Липецка, Сахалина, и во всех этих пяти случаях мы также голосовали     
за тридцать дней. Поэтому как-то будет несолидно для Государственной Думы       
менять свою позицию каждый год. Это первое соображение, в соответствии с        
которым мы предлагаем отклонить данную инициативу.                              
                                                                                
Второе соображение гораздо более серьезное, и, Виталий Николаевич уважаемый,    
это связано с Конституцией. Коллеги, вдумайтесь, Саха (Якутия) предлагает:      
если больше половины субъектов Федерации сказали по поводу принятия какого-то   
закона нет, то закон снимается с дальнейшего рассмотрения. То есть фактически   
Саха (Якутия) предлагает дать субъектам Федерации право вето на                 
законодательные инициативы. Это совершенно не соответствует Конституции.        
Каждый депутат, каждый член Совета Федерации, каждый субъект вправе, если       
законопроект прошел все процедуры, настаивать на его голосовании на пленарном   
заседании. Если законопроект внесен по процедуре и к нему есть заключение и     
прочее, никто не может, никто не вправе наложить вето, кроме самой палаты,      
более того, на этот счет есть специальное решение Конституционного Суда. Это    
постановление Конституционного Суда от 23 апреля 2004 года № 8-П, где           
сказано, что процедуры совместного обсуждения с регионами не должны             
препятствовать реализации вытекающего из статей 71, пункт "а", 94 и 105         
Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания               
самостоятельно принимать федеральные законы, в том числе по предметам           
совместного ведения, то есть имеются и три статьи Конституции, и                
постановление Конституционного Суда.                                            
                                                                                
Поэтому по совокупности наш комитет внимательно рассмотрел данный               
законопроект. Мы с большим уважением относимся к инициаторам, но в силу того,   
что по данному вопросу Дума определялась неоднократно, приняла решение -        
тридцать дней, в силу того, что вторая часть вашего предложения противоречит    
Конституции, постановлению Конституционного Суда, у нас есть отрицательное      
заключение Правительства Российской Федерации, и несмотря на то, что            
большинство регионов, которые дали свои заключения, пятьдесят два, поддержали   
данный законопроект... Понять их можно, они хотят иметь больше полномочий, но   
в силу того, что Дума определялась, в силу того, что этот законопроект          
противоречит Конституции, к сожалению, наш комитет предлагает его отклонить.    
Я лично считаю, что с точки зрения права это абсолютно правильное решение       
комитета. Кстати, большинство членов комитета поддержало данное заключение и    
данный проект постановления. Спасибо.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Виктор Егорович Кузнецов, пожалуйста.                          
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Владимир Александрович, этот законопроект вновь        
коснулся проблемы выражения мнения субъекта Российской Федерации по поводу      
законопроекта. Но мы знаем, что сейчас меняется ситуация с избранием:           
всенародное избрание глав администраций, губернаторов исчезает. Прежде, в       
прежнем законе, была норма, когда заключение давал только законодательный       
орган, потом, решив уравновесить вот эту систему, дали такое право              
губернаторам - как от исполнительной ветви докладывать, но сегодня мы эту       
исполнительную ветвь отнесли в исполнительную вертикаль. Вот насколько,         
вообще говоря, эта норма, которая остается пока в действующем законе,           
отвечает вот тем требованиям, положениям или мнениям? Потому что сегодня        
глава администрации - это представитель президента и представитель              
законодательного органа... (Микрофон отключен.)                                 
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Вопрос понятен, я думаю, что он вполне закономерен, и в случае,    
если 29-го будет принят в первом чтении законопроект о назначении               
губернаторов, точнее, о наделении их такими полномочиями и дальше он будет      
принят в целом, я совершенно уверен, что субъекты подадут такую поправку, то,   
о чем вы говорите. Однако это не имеет отношения к законопроекту, который я     
докладываю, потому что в нем речь идет только о сроках рассмотрения и о праве   
вето субъектов Федерации. Ни то ни другое не может быть поддержано по тем       
причинам, о которых я сказал. Когда субъекты внесут соответствующие поправки,   
наш комитет их рассмотрит, мы вынесем свое решение. Я лично усматриваю в        
ваших словах определенную справедливость и определенный резон, но это пока      
мое личное мнение.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Депутат Малышкин, пожалуйста, ваш    
вопрос.                                                                         
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вот давайте мы посмотрим данный вопрос с точки зрения соответствия              
Конституции. Допустим, ваше личное мнение, ну, нас как-то не очень              
устраивает, лично вы там чего-то наговорили про одиннадцать родственников.      
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Да, сейчас не время их считать, Олег Александрович.                
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Вот я там не был, я бы уши натрепал... Видишь какой... Поэтому   
лично нас мало волнует, что вы там говорите лично. Давайте посмотрим, как это   
соответствует Конституции.                                                      
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. А что конкретно-то? Вопрос в чем? Вопроса нет.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли еще вопросы к докладчику?                
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Александрович.                                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Пожалуйста, Сергей         
Николаевич Бабурин.                                                             
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы высказаться в поддержку этого       
законопроекта. В первой части я согласен с критикой, и, может быть,             
действительно изменение тридцатидневного срока на сорокапятидневный срок в      
сегодняшний быстрый век - это перебор, но что касается второй части, я          
считаю, что она для нашего государства принципиальная. Ссылка на решение        
Конституционного Суда Владимиром Александровичем как представителем комитета    
приводится интересно, но я считаю, выводы из нее делаются ошибочные, потому     
что одно дело в рамках совместной компетенции вести согласование... Да, мы      
запрашиваем мнение, получаем отзывы и без учета позиций субъектов Федерации     
мы не можем рассматривать законопроекты. Здесь говорится (ведь норма звучит     
очень просто): "Если законодательные (представительные) и высшие                
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации     
более чем половины субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия    
соответствующего федерального закона, то проект данного федерального закона     
снимается с дальнейшего рассмотрения". Я считаю, что это абсолютно              
соответствует Конституции и согласительным процедурам, потому что мы ведь       
понимаем, что, когда большинство субъектов высказываются против, нам эта        
точка зрения неинтересна всё равно. Ведь мы, наоборот, я считаю, поступим       
антиконституционно, если проигнорируем этот подход, особенно с учетом           
изменения процедуры избрания глав исполнительной власти, которые сейчас могут   
по-другому избираться, и многого другого. Но в любом случае либо нам нужно      
отказываться от федеративного принципа и говорить, что с завтрашнего дня        
Российская Федерация является унитарным государством и мнение регионов          
выражает только глава государства, либо нам нужно все же вот тот принцип,       
который предлагает Государственное Собрание Якутии, действительно сделать       
повседневным для нас. И это нормальная ситуация, когда мы будем знать, что      
считают регионы.                                                                
                                                                                
Поэтому я предлагаю в первом чтении законопроект поддержать, перед вторым       
чтением убрать, конечно, изменение срока рассмотрения законопроектов, но        
оставить вот эту вторую, принципиальную часть.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гришин Виктор Иванович.                                                         
                                                                                
ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и   
региональной политике, фракция "Единая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы не согласился с Сергеем Николаевичем по второй части    
в том плане, что если у нас даже наша родственная палата, Совет Федерации, не   
принимает законопроект, то мы создаем согласительную комиссию. И в этой части   
то ли сама процедура создания согласительной комиссии и дальнейшего             
рассмотрения законопроекта, то ли какие-то другие процедуры - они, наверное,    
должны быть, но то, что мы должны принимать решение регионов как вето на        
дальнейшее рассмотрение законопроектов, это неправильно.                        
                                                                                
Комитет рассмотрел данное предложение всесторонне и предлагает все-таки в       
данной редакции законопроект отклонить. А то, что касается самой процедуры,     
то ее надо внимательно посмотреть и, может быть, какие-то рекомендации          
принять в дальнейшем.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Егорович Кузнецов.                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Так как я проработал два созыва в областном Совете, то могу      
точно сказать, что отзывы на федеральные законопроекты в лучшем случае          
рассматриваются комитетами и крайне редко удается их рассматривать на сессиях   
и так далее. Поэтому сама процедура увеличения сроков - она, честно говоря, в   
регионах актуальна: не успевают и не все вопросы пропускают через вот эту       
систему.                                                                        
                                                                                
Во-вторых, принципиально согласен, скажем, с Сергеем Николаевичем в том, что    
да, неплохо было бы иметь субъектам вот такое право на отклонение               
законопроекта, но не могу согласиться с тем положением, что это должно быть     
50 процентов и там должна участвовать исполнительная власть.                    
                                                                                
По исполнительной власти я уже говорил: это теряет всякий смысл, поскольку      
это просто продолжение президентской власти. И сегодняшняя практика             
запрашивания отзывов у субъектов показывает, что все, кто хочет мирно жить в    
исполнительной власти, либо не представляют свои заключения, либо соглашаются   
с любыми законопроектами, какие бы к ним ни поступали. Поэтому уровень 30       
процентов и право только законодательной власти субъектов Российской            
Федерации на заключение можно было бы принимать, а в данной редакции, я         
думаю, смысла нет, потому что нечего будет оставлять.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Все выступили.                          
                                                                                
Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Представители президента и     
правительства? Коллеги, кто за то, чтобы...                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - Владимир Александрович Рыжков. С   
места.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо, я очень коротко.                                          
                                                                                
Сергей Николаевич, все-таки я еще раз внимательно прочитал постановление        
Конституционного Суда. Вашу логику - я сам сторонник Федерации - я разделяю,    
но давать регионам то, о чем Виктор Иванович сказал, фактически право вето по   
всем предметам совместного ведения, такой возможности и юридического            
основания у нас нет. Можно было бы еще рассматривать сроки, но, что касается    
второй части законопроекта, однозначное мнение Правового управления, юристов,   
правительства, нашего комитета, - что это не соответствует Конституции.         
Поэтому в такой редакции закон принимать нельзя.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в   
первом чтении? Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Прошу           
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               42 чел.9,3%                                      
Проголосовало против            9 чел.2,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.88,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.