Заседание № 310

24.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 704631-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят в первом чтении 19 мая 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3412 по 3567 из 5974
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в        
Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков.                     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, данный законопроект был принят нами в мае      
прошлого года, в течение года активно обсуждался и в экспертном сообществе, и   
в средствах массовой информации, и в Государственной Думе. Я хотел бы           
несколько предложений, к которым в итоге пришёл комитет, сейчас перечислить.    
Этим законопроектом предлагается усилить роль Федеральной антимонопольной       
службы в регулировании взаимоотношений производителей, поставщиков и торговых   
сетей, уменьшить сумму вознаграждения, или так называемый ретробонус, которую   
уплачивают поставщики товаров торговым сетям, сократить сроки платы за          
поставленный товар. Срок вступления закона в силу - десять дней после           
опубликования, ну а договоры, которые были заключены до вступления в срок       
этого закона, должны быть исполнены до 1 января следующего года, либо начнут    
действовать уже прямым образом нормы, которые прописаны в данном                
законопроекте.                                                                  
                                                                                
К законопроекту поступило пятьдесят пять поправок, двадцать две из них в        
таблице рекомендованных к принятию, тридцать две - в таблице рекомендованных    
к отклонению. Прошу рассмотреть таблицы поправок.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2.                       
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Крутов Андрей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Поправку 9 прошу вынести на отдельное голосование.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 9 - на отдельное голосование.                    
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2, за исключением поправки 9.          
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.47,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов - обоснование поправки 9.                              
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Насколько я понимаю,   
исходной целью этого законопроекта была поддержка отечественного                
производителя, ставилась задача облегчить им доступ на полки магазинов,         
стимулировать импортозамещение и в конечном итоге ограничить рост цен, но       
профессиональные участники этого рынка, прежде всего представители малого и     
среднего бизнеса, выражают опасение, что отдельные положения могут привести к   
совершенно противоположному результату. В частности, вызывает сомнение          
включение в законодательно ограниченный платёж по так называемым ретробонусам   
услуг по маркетингу и услуг по упаковке. Включение этих услуг в                 
законодательное ограничение может осложнить доступ субъектам малого             
предпринимательства к конечному потребителю.                                    
                                                                                
Во-первых, если не будет относительно дешёвой маркетинговой программы,          
которая реализуется в магазинах для субъектов рынка, останется пользоваться     
только традиционной рекламой, например телевизионной, а это очень дорого и      
недоступно для малого бизнеса, зато доступно для транснациональных, прежде      
всего иностранных, корпораций. Во-вторых, не будет возможности организовывать   
в магазинах промоакции, распродажи по сниженным ценам, которых                  
малообеспеченные граждане, пенсионеры и другие социально незащищённые слои на   
самом деле очень ждут.                                                          
                                                                                
Что касается расходов на упаковку, это вообще, что называется, из другой        
оперы: ну не будут упаковывать сети - всё равно кто-то другой будет             
упаковывать этот товар, и не факт, что она станет дешевле, чем сейчас, эта      
упаковка.                                                                       
                                                                                
Ну а если говорить в целом, конечно, решающую роль в поддержке отечественного   
агропромышленного комплекса, отечественного сельскохозяйственного               
производителя и переработчика сыграли отнюдь не наши рекомендации по ведению    
хозяйственной деятельности, а прежде всего контрсанкции, которые по уму надо    
бы продлить, сделать бессрочными, кроме того, повлияли государственная          
бюджетная поддержка и некоторые налоговые преференции для отечественных         
сельхозпроизводителей.                                                          
                                                                                
Ну а отклонение моей поправки с формулировкой "не соответствует концепции       
законопроекта" вообще странно, потому что мы, например, вот такие же, можно     
сказать, аналогичные расходы на логистику вывели из-под действия этих           
запретов.                                                                       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Дмитриевич.                               
                                                                                
Мнение комитета - Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, данная поправка и вообще данная позиция        
активно обсуждались и в экспертном сообществе, и в комитете, звучали разные     
точки зрения. В ходе этих дискуссий комитет определился, что всё-таки           
стоимость маркетинговых услуг должна включаться в сумму вознаграждения,         
которое составляет 5 процентов суммы поставленного товара. Я хотел бы Андрея    
Дмитриевича ещё и поправить: логистика также включена в данном законопроекте,   
сумма вознаграждения - 5 процентов. Поэтому комитет в ходе дискуссии            
большинством голосов принял решение эту поправку отклонить.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование поправку 9 из таблицы № 2.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, будете предлагать вынести на рассмотрение в третьем       
чтении?                                                                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл необходимые экспертизы и   
готов к рассмотрению в третьем чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4986 по 5078 из 5974
35-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в        
Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях", второе чтение.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам?                                          
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Анатольевна Яровая.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня мы принимаем действительно историческое, важнейшее   
решение, потому что, когда мы говорим о защите отечественного производителя     
продовольственных товаров, мы всегда понимаем, что это напрямую связано с       
интересами потребителей, с интересами граждан.                                  
                                                                                
Год назад мы с вами приняли в первом чтении законопроект, который сегодня       
проходит уже второе и третье чтения. Целый год мы вели согласительные           
процедуры, и мы понимали, насколько высоко нежелание справедливо                
устанавливать полномочия, ответственность и права на рынке. Наш законопроект    
действительно предлагает тот баланс интересов, который позволяет всем           
добросовестным участникам рынка - и производителям, и поставщикам, и            
продавцам - действовать открыто, прозрачно, на основании правовых процедур.     
                                                                                
Прежде всего мы серьёзным образом сокращаем сроки оплаты за поставленную        
продукцию, мы фактически снижаем премию с оборота, которая стала налогом в      
пользу торговых сетей. Вы только задумайтесь: допустимые 10 процентов           
(позволялось от 0 до 10 процентов) превратились в постоянные 10 процентов,      
как действующий налог в пользу торговой сети, - конечно, это недопустимая       
практика. Фактически сроки оплаты носили неконтролируемый характер, потому      
что отсчёт срока оплаты наступал после предоставления документов, и всегда      
оттягивались эти сроки, по сути, это беспроцентное кредитование, хотя мы        
прекрасно понимаем, что сегодня самый дорогой - кредитный ресурс.               
                                                                                
Защищая наших селян, наших сельхозпроизводителей, наших отечественных           
производителей продовольствия, мы позволяем эти деньги, которые они тратили     
на поборы и бонусы, направить на развитие своего производства, чтобы давать     
продукцию максимально высокого качества. На что влияют дополнительные           
издержки? Конечно, они влияют на цену, конечно, они влияют на качество          
продовольственных товаров. И сегодня решение, которое будет принимать Дума, -   
это реальные меры поддержки нашего отечественного производителя, это реальная   
защита и нашего потребителя, наших с вами граждан, потому что сегодня,          
конечно, во всех регионах нашей страны заинтересованы люди прежде всего в       
том, чтобы на полках в магазинах были наши, отечественные продовольственные     
товары, доступные по цене и хорошего качества.                                  
                                                                                
Кроме того, меры антимонопольного регулирования, которые усиливаются            
принимаемым законом, позволяют серьёзным образом сбалансировать честную         
конкуренцию на рынке.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы помните, что Президентом Российской Федерации давались    
конкретные поручения, направленные на то, чтобы и рассмотреть этот              
законопроект, и принять реальные меры защиты, реальные меры правового           
обеспечения именно справедливых отношений на продовольственном рынке. Я         
думаю, что то решение, которое будет принято сегодня, в полной мере можно       
будет отнести в копилку правильных, умных, полезных решений Государственной     
Думы шестого созыва.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше нет желающих выступить по мотивам? Нет.                                  
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              411 чел.91,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 309

22.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 704631-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят в первом чтении 19 мая 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1345 по 1353 из 9050
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба рассмотрение 52-го вопроса порядка         
работы перенести на пятницу, 24 июня: необходимы дополнительные консультации    
по тексту второго чтения. С комитетом Аксакова согласовано.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1450 по 1451 из 9050
Так, далее, рассмотрение 52-го вопроса предлагается перенести на пятницу.       
                                                                                

Заседание № 236

19.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 704631-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4111 по 4275 из 6871
17-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности".   
Доклад Ирины Анатольевны Яровой.                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлены изменения в        
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой           
деятельности в Российской Федерации". Изменения касаются нескольких блоков      
вопросов.                                                                       
                                                                                
Первый блок изменений - это дополнение закона определениями, которые в          
настоящее время отсутствуют, но которые надлежит терминологически и             
юридико-технически сформулировать: определение ярмарки, услуг по продвижению    
товаров.                                                                        
                                                                                
Следующий блок изменений касается содержательных позиций, они направлены на     
прямую поддержку отечественного производителя и на устранение                   
дискриминационных практик. Статья 9 действующего закона, если вы обратили       
внимание, касается невозможности навязывания недопустимых условий договоров     
поставки, мы по предложению Федеральной антимонопольной службы предлагаем эти   
запреты сделать абсолютными - так называемыми правилами "per se". В данном      
случае само наличие в любом договоре этого вида дискриминационных услуг будет   
означать безусловную ответственность для обеих сторон, абсолютно зеркальную,    
и наша задача - обеспечить жизнеспособность на продовольственном рынке в том    
числе малого и среднего бизнеса, который ни при каких обстоятельствах,          
естественно, не может соглашаться на такие дискриминационные практики, потому   
что они носят отягощающий, обременительный характер.                            
                                                                                
Две важнейшие позиции, которые являются тем самым внутренним резервом,          
стимулом для развития отечественного производителя, а именно сокращение         
сроков оплаты и зависимость от срока годности товара. Сегодня сроки оплаты      
составляют 10, 30 и 45 дней. Мы проанализировали ситуацию: фактически           
оборачиваемость товара - 7 дней, 7 дней - резерв товара, 3 дня - составление    
документов, поэтому тот срок, который мы предлагаем сегодня, в полной мере      
соотносится и с критериями годности товара, и с фактическими                    
обстоятельствами, с тем, как развиваются сегодня торговля и сбыт этой           
продукции. Предлагается сократить сроки до 5, 20 и 35 дней.                     
                                                                                
Ещё одна очень важная позиция - премия с оборота. Уважаемые коллеги, сегодня    
в соответствии с законом возможно взимание так называемой премии с оборота -    
10 процентов, фактически это налог в пользу торговой сети, все это прекрасно    
понимают, но даже как премия этот инструмент, к сожалению, не работает.         
Абсолютное взыскание по любому объёму реализуемого товара - 10 процентов, мы    
предлагаем оставить всё-таки резерв для поощрения при реализации большого       
объёма поставляемой продукции, но снизить как минимум до 3 процентов.           
Безусловно, соглашаться с 10 процентами, когда в любой аудитории говорят о      
высоком налоговом бремени, - а в данном случае это налоговое бремя в пользу     
торговой сети - совершенно недопустимо, поэтому мы предлагаем данную позицию    
скорректировать.                                                                
                                                                                
Ещё один очень важный вопрос касается установления ответственности. Вы          
знаете, что в своё время мы добились того, что в административном               
законодательстве появился высокий порог ответственности для торговых сетей -    
штраф до 5 миллионов рублей, но в ситуации, когда срок давности составляет      
два месяца, невозможно наступление вообще никакой ответственности, поэтому мы   
предлагаем продлить срок давности до одного года: в этом случае появляется      
реальный инструмент понуждения, если хотите, к добросовестному поведению на     
рынке.                                                                          
                                                                                
Почему необходимо именно институционально уравновесить интересы субъектов       
разной экономической силы? Торговая сеть - это, безусловно, крупный, сильный    
субъект, который позволяет себе диктовать условия, и второй субъект,            
производитель, всегда находится в зависимом положении. Ну, вот понятный,        
простой пример, связанный с правилами дорожного движения: есть "КамАЗ", есть    
пешеход - если нет правил, "КамАЗ" переедет пешехода. Наша задача - сделать     
так, чтобы отечественные производители не были пешеходами, которых могут        
переехать, наша задача - создать такие условия, при которых они будут           
равноправными, уважаемыми партнёрами.                                           
                                                                                
Ярмарочная торговля. Мы полагаем, что сегодня субъекты Российской Федерации и   
главы субъектов должны быть максимально заинтересованы в развитии               
альтернативных форм торговли. Более того, те нормы, касающиеся нестационарной   
торговли, которые были заложены в закон, в зависимости от того, как тот или     
иной субъект организует свою работу, развиваются. Для примера я вам могу        
сообщить, что, допустим, в нашем Камчатском крае по факту принятия данного      
закона мы выделили в центре города большие площади для постоянной торговли      
без взимания платы за торговое место для всех наших местных производителей,     
что позволяет им реализовывать свою продукцию без торговой наценки. Какой       
ресурс мы даём нашему покупателю фактически? Прежде всего это возможность       
приобрести продукцию, которая узнаваема, любима. Как правило, местная           
продукция репутационно узнаваема, она качественная, и, следовательно, её        
наличие на полке и в торговой сети, и в ярмарочной торговле, и в малой          
торговле даёт возможность расширения объёма сбыта, а значит, и удешевления      
товара, потому что за счёт оборота снижается цена.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы обсуждали в комплексе данные вопросы, прежде всего,       
конечно, с нашими отечественными производителями и отраслевыми союзами, -       
они, безусловно, поддерживают этот законопроект. Не могу сказать, что столь     
же оптимистичный взгляд на него у торговых сетей, но мы должны понимать, что    
честная, добросовестная конкуренция предполагает наличие правил, уважаемых      
всеми сторонами договора, поэтому мы полагаем, что уловки, заявления, будто     
бы это был не договор купли-продажи, а договор комиссии, договор оказания       
посреднических услуг, договор сдачи на реализацию - все эти подмены             
недопустимы. Переход права собственности означает, что каждая сторона несёт     
свои коммерческие риски самостоятельно - в этом и есть смысл                    
предпринимательской деятельности, невозможно наложить всё обременение на        
производителя по принципу из русской народной сказки: "Битый небитого везёт".   
                                                                                
Предлагаемые меры на самом деле абсолютно выстраданы. Мониторинг, который мы    
вели на протяжении этих пяти лет, показывает, что кодекс добросовестных         
практик всегда остаётся только добрым пожеланием, если не подкреплён законом,   
поэтому мы полагаем, что установление этих правил на уровне закона даст         
дополнительную защиту отечественному производителю.                             
                                                                                
Для справки могу напомнить, что в своё время мы приняли этот закон, после       
того как Владимир Владимирович Путин поехал в торговые сети с Виктором          
Алексеевичем Зубковым и на практике показал торговым сетям, как формируется     
торговая наценка. Вот мы полагаем, что те задачи, которые поставлены сегодня    
президентом, тоже могут быть реализованы через этот закон как меры по           
импортозамещению, поддержке отечественного производителя. Очень надеемся на     
то, что все фракции этот закон поддержат.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас сегодня на заседании присутствуют гости - депутаты     
представительных органов и главы муниципальных образований Смоленской           
области, давайте их поприветствуем. (Аплодисменты.)                             
                                                                                
Содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова, пожалуйста.                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я постараюсь покороче.                                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Закон о государственном      
регулировании торговли был принят более пяти лет назад, за это время            
накопилась правоприменительная и хозяйственная практика, ну и, естественно,     
возникли проблемы во взаимоотношениях участников торгового процесса - о         
некоторых из них Ирина Анатольевна уже сказала. Соответственно, этот            
законопроект - попытка урегулировать проблемы, возникающие между участниками    
торгового процесса, в том числе между торговлей и поставщиками в торговые       
сети; он пытается решить проблему доминирования на этом рынке, устанавливает    
новый порядок ответственности за несоблюдение законодательства. В связи с       
тем, что концепция законопроекта отвечает интересам прежде всего                
потребителей, комитет принял решение поддержать данный законопроект в первом    
чтении, причём голосование по этому вопросу было единогласным.                  
                                                                                
Конечно, по законопроекту есть замечания, в том числе, например, замечание по   
определению понятия ярмарочной торговли, поскольку это понятие есть в другом    
законе, "О розничных рынках...", - там уже дано иное определение,               
соответственно, может возникнуть конкуренция понятий, что, на наш взгляд,       
недопустимо. А определение услуг по продвижению товаров сформулировано таким    
образом, что если установить ответственность за осуществление этой услуги, то   
торговля вообще может остановиться. Все эти моменты, мы уверены, можно          
доработать ко второму чтению. Мы создадим специальную рабочую группу,           
пригласим и представителей объединений бизнеса, который поставляет товары,      
прежде всего продовольственные товары, сельхозтовары, в сети, и сетевиков, и    
я уверен, что сможем доработать закон так, чтобы он отвечал интересам всех      
сторон, но прежде всего интересам потребителей, которые покупают товары в       
наших магазинах или на рынках.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ну, вопросы зададим после перерыва, в 16.00.                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4293 по 4697 из 6871
Коллеги, несмотря на то что у нас фиксированное время, 16.00, предлагается      
закончить обсуждение 17-го пункта повестки дня: у нас четверо депутатов         
записались на вопросы. Нет возражений? Хорошо.                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, полностью поддерживаю концепцию   
законопроекта, но тем не менее хотел бы задать один вопрос. У нас в законе о    
торговле, вы знаете, написано, что если цена на товар в течение тридцати дней   
повысилась более чем на 30 процентов, то органы власти обязаны вмешаться и      
снизить цены, однако ФАС вела себя неадекватно в ситуации, когда было           
серьёзное повышение, и на губернаторов, которые воспользовались этим правом,    
был наложен в том числе административный штраф. Как вы считаете, может, в       
законопроект во втором чтении внести ещё ограничение для ФАС или прописать      
какую-то ответственность?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Яровой.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Действительно, та мера, о которой вы            
говорите, имеет важное значение, и первоначально она вводилась в 2009 году в    
закон не случайно: если вы помните, тогда тоже были спекулятивные махинации,    
особенно по гречке, да и по другим продовольственным товарам, и в тот момент    
это действительно позволило остановить необоснованное повышение цен. В          
настоящее время такая позиция ФАС по решениям тех субъектов Российской          
Федерации, где губернаторы... на наш взгляд, совершенно справедливо             
губернаторы действуют: вступают во взаимодействие с предпринимательским         
сообществом и ограничивают цены по основным социальным группам товаров, и мы,   
безусловно, тоже встревожены этой позицией Федеральной антимонопольной          
службы, поэтому в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению, я          
полагаю, мы обязательно коснёмся этой проблемы.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович.                             
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, понятны абсолютно посыл этого законопроекта и      
причины, по которым этот законопроект сейчас рассматривается: у нас в конце     
2014 года безобразие творилось, когда сетевые компании, по сути дела, между     
собой договорились и взвинтили цены на продукты питания, - конечно, с этим      
надо что-то делать. Но достаточны ли будут те меры, которые вы предлагаете в    
этом законопроекте, для того чтобы урезонить таких сетевиков? Это первый        
вопрос.                                                                         
                                                                                
И второй вопрос: как вы думаете, после принятия этого законопроекта цены в      
итоге будут корректироваться в сторону понижения?                               
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Максим Александрович, вопросы ценообразования, которые вы          
затронули, несомненно, самые главные, потому что они касаются прежде всего      
справедливости формирования цены. Те меры, которые мы предлагаем, позволят      
прежде всего снизить издержки и обременение для производителей, поэтому мы      
можем в полной мере полагать, что те средства, которые будут высвобождены и     
справедливо вернутся к производителю, будут направлены на расширение            
производства, а значит, будут способствовать снижению цены и повышению          
качества.                                                                       
                                                                                
Что же касается реакции самих торговых сетей, достаточно, наверное, сказать о   
том, что даже заявление о нашей инициативе привело к тому, что торговые сети    
незамедлительно согласились, якобы через добросовестные практики, очень         
серьёзным образом изменить свою линию поведения, поэтому мы полагаем, что нам   
нужно, как законодателям, в кратчайшие сроки реализовать свою инициативу, с     
тем чтобы это стало правилом, благодаря которому положение отечественного       
производителя будет более справедливым, более понятным и прогнозируемым в том   
числе с точки зрения дальнейшего развития этого производителя.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Ирине Анатольевне или к Анатолию Геннадьевичу    
как председателю комитета.                                                      
                                                                                
Всё-таки абсолютное большинство непосредственных товаропроизводителей не        
имеют отношений с торговыми сетями. Вот у переработчиков, например, молока в    
творог или молока в сметану отношения с торговыми сетями есть, у тех, кто       
расфасовывает, к примеру, свёклу или картофель, отношения есть - они есть или   
у переработчиков, или у посредников, поэтому да, их положение законопроект      
улучшит, в том числе, наверное, и финансовое положение, но я так и не понял     
из законопроекта, хотя читал вроде внимательно, как улучшится положение         
непосредственных товаропроизводителей. Это хорошо, когда есть что предлагать,   
когда есть продукция, но если крестьяне в земле рыться не будут, если они       
доить коров не будут, то и в торговые сети им нечего будет отдавать. Так вот,   
как улучшится положение непосредственно товаропроизводителей, крестьян, тех,    
кто производит продукцию, в результате принятия законопроекта?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна, пожалуйста.                            
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Владимир Николаевич, главный вопрос, который сегодня решает        
закон, - это доступность реализации, она касается всех: и тех, кто              
непосредственно производит сельхозпродукцию, и тех предпринимателей, которые    
осуществляют переработку по тем видам продукции, где это, безусловно,           
необходимо. Вместе с тем наш законопроект касается и вопросов альтернативной    
торговли. Хочу обратить ваше внимание, мы вводим понятие "ярмарка", ранее       
нами были введены категории, связанные с нестационарной торговой                
деятельностью, поэтому эти комплексные меры касаются производителей, в том      
числе и производителей сельхозпродукции, причём разного уровня - и малого, и    
среднего бизнеса.                                                               
                                                                                
Для информации хочу вам сказать, что нами было инициировано обсуждение этого    
вопроса на уровне председателя правительства, в рамках этого совещания мы       
обсуждали не только концепцию предлагаемого нами законопроекта (он, кстати      
говоря, в своём отчёте здесь, в парламенте, поддержал публично), но и вопросы   
о дополнительных мерах, которые надлежит принять на уровне органов              
исполнительной власти, по созданию так называемых распредцентров. В рамках      
деятельности этих центров именно тот производитель, о котором вы ведёте речь,   
- фермер, сельхозпроизводитель - мог бы поставлять свою продукцию по            
прогнозируемой гарантированной цене, с тем чтобы, не вступая в прямое           
взаимодействие с торговыми сетями, иметь возможность сбыта продукции.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Ирина Анатольевна, мы в законопроекте уточняем понятие           
торговой сети и пишем, что торговая сеть - это совокупность двух и более        
торговых объектов. То есть если мы возьмём на практике небольшое село, где      
проживает 200-300 человек и есть два небольших магазинчика с одним хозяином,    
то они, по всей вероятности, будут носить громкое название торговой сети.       
Может, нам всё-таки стоит в законе уточнить понятие того, что является          
торговой сетью, и исключить то, что ею не является?                             
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Василий Юрьевич, определение, которое в настоящее время            
корректируется, является неслучайным, и именно во взаимодействии с              
Федеральной антимонопольной службой... А я напомню, что в действующем           
законодательстве предусмотрена особая ответственность за нарушение              
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой         
деятельности..." именно по антимонопольным нормам, что предполагает             
необходимость данного уточнения исходя из той же административной судебной      
практики, которая складывается, исходя из необходимости защиты потребителя от   
формирования монопольной цены. Если в регионе формируется монополия на сбыт     
той или иной продукции и фактически нет никакой конкуренции, можно с            
уверенностью прогнозировать, что максимальные цены появятся рано или поздно.    
Кроме того, мы знаем о практике торговых сетей, которые, приходя в регионы,     
первоначально демпингуют, а потом, когда уходит малый и средний бизнес,         
устанавливаются те потолочные цены, которые уже не позволяют сопротивляться     
ни потребителю, ни территориальным органам, фактически утверждается монополия   
на формирование цены, что невыгодно для покупателя в том числе. Поэтому эта     
мера носит комплексный защитный характер, направленный на то, чтобы             
потребитель был защищён от формирования монопольно высокой цены.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, законопроектом поднята очень широкая          
проблема, которую, конечно, одним законодательным актом полностью не решишь,    
тем не менее я смотрю на этот проект как на потенциальный шаг вперёд. И вот     
здесь, мне кажется, - притом что действительно заслуживает поддержки попытка    
авторов как-то эту проблему осмыслить и что-то новое предложить, - собака       
зарыта не в отношениях с торговыми сетями, поскольку торговые сети всегда       
будут, какие бы законы ни были, брать ту продукцию, которая даст им больше      
прибыли, а это продукция, как правило, западная, а не наша, поскольку там и     
техника дешевле, и запчасти дешевле, и удобрения дешевле, минеральные           
удобрения, которые мы производим в России, но 95 процентов которых поставляем   
за границу по более низкой цене, там более льготные налоговые условия, там      
более льготные кредиты, поэтому там и продукция будет дешевле. При всех наших   
законах торговые сети будут их обходить, закупая более дешёвую продукцию,       
продавая её максимально дорого в России, получая максимальную прибыль,          
поэтому мне кажется, это моя позиция, что данный законопроект всё-таки не       
достигнет своей цели, - начинать надо не с торговых сетей, а с самого           
крестьянина, как я сказал, с того, кто роется в земле, с того, кто работает     
на ферме. Наша фракция предложила законопроект о внесении изменений в закон о   
торговле, где мы как раз предлагаем такой подход: за основу берутся затраты     
крестьянина (ну, скажем, единица), переработчику - 15 процентов, посреднику -   
ещё 15 процентов, то есть так, чтобы максимум на ярмарке или в магазине         
составлял 150 процентов от затрат крестьянина. И вот когда крестьянин будет     
поставлен во главу угла, когда он будет самым прибыльным звеном во всей         
цепочке, от поля или от фермы до нашего с вами стола, тогда, мне кажется,       
схема будет работать.                                                           
                                                                                
Мне кажется, рассматриваемый законопроект имеет право на жизнь, но проблему     
он не решит, и я ещё раз обращаюсь к Совету Государственной Думы: давайте       
ускорим рассмотрение законопроекта нашей фракции, фракции КПРФ, и тогда мы      
сможем ещё в этом году действительно чем-то помочь крестьянину. Главное - это   
не как продать, главное - это чтобы был сам товар, и когда будет товар          
отечественный, тогда можно будет говорить уже о том, как его продавать, чтобы   
было выгодно и производителю, и покупателю. То есть сам по себе законопроект    
не решит проблему, и я ещё раз прошу вернуться к рассмотрению нашего            
законопроекта, Александр Дмитриевич и Иван Иванович, к законопроекту о          
торговле, в котором рассматривается та же проблема, но через призму интересов   
крестьянина.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, выступление от фракции.    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это тот     
случай, когда я несколько не согласен с моим коллегой, потому что               
законопроектом как раз и предусматривается уменьшение торговой надбавки с 10    
до 3 процентов, а это и есть помощь. Это во-первых. Во-вторых, в этом           
законопроекте содержится в том числе ограничение и принуждение за               
препятствование к вхождению на рынок, а также ещё целый ряд вопросов.           
                                                                                
Другое дело, что надо посмотреть, откуда возникла проблема и что ещё            
следовало бы добавить. Я вам напомню, что после "игрушек" Центробанка 17        
декабря у нас взбесился не только доллар, но взбесились и торговые сети, а      
если кто не знает, я вам докладываю: рынок продовольственных товаров в          
Российской Федерации - 12 триллионов 500 миллиардов, рынок розничной торговли   
- 26 триллионов, то есть, получается, четверть всего ВВП Российской             
Федерации, даже несколько больше, как раз и составляет розничный рынок. Но      
если вы посмотрите, кто же это, то вы увидите, что половина - это сети,         
понимаете? А если вы посмотрите, кто стоит за сетями, то увидите, что           
головные компании большей части сетей зарегистрированы в офшорах, то есть они   
кассовый сбор собирают здесь, а деньги вывозят туда. И если ещё внимательнее    
посмотреть, то можно увидеть, что одним из серьёзных каналов вывода капитала    
являются как раз торговые сети. Но что такое крупный капитал? Это неизмеримо    
большие лоббистские возможности воздействия на все органы власти! И вот         
после того как президент стукнул кулаком по столу и заставил прокурора,         
представителей ФАС и других органов ходить по магазинам, то что возникло?       
Если вы внимательно аналитику почитаете, то увидите, что многие                 
корреспонденты телекомпаний говорили, что им по 350 тысяч предлагали только     
за то, чтобы они не показывали, насколько повысились цены на                    
продовольственные товары. Просто подходили люди интеллигентной наружности и     
говорили: "Ну что ты снимаешь? На тебе 350 тысяч, чтобы этого не звучало".      
Причём, как правило, это были представители крупных сетей.                      
                                                                                
С моей точки зрения, закон хоть и ограничивает многие возможности сетей, но     
не до конца. Почему? Потому что если ФАС (вот я уже вопрос задавал) как раз в   
рамках антимонопольных расследований попытается разобраться, почему же цены     
поднялись на 200-300 процентов, причём в том числе и на отечественное           
продовольствие - вы помните о проблемах с гречкой, хотя больше нас никто её     
не производит в мире, о проблемах с сахаром, с другими продуктами... В          
различных регионах сети использовали разные каналы, корпоративный сговор        
приводил не к серьёзному снижению цен, а к выравниванию; антимонопольный        
комитет в данной ситуации вёл себя не как антимонопольный комитет, а как        
лоббист - когда губернаторы приглашали к себе представителей торговых сетей,    
когда заксобрания пытались принимать решения, антимонопольные службы пытались   
привлечь их за вмешательство в конкурентную борьбу. Какая конкурентная          
борьба?! Президент озабочен тем, что сети необоснованно поднимают цену,         
власть и депутаты - наши коллеги на местах тоже пытались с этим бороться. С     
моей точки зрения, надо всё-таки, может быть, один раздел в законопроект        
добавить, чтобы были более чёткие формулировки, скажем так, позиционирующие     
ФАС, определяющие, как она себя должна вести, потому что, вы обратите           
внимание, у нас фактически не сработали имеющиеся в законе о торговле нормы -   
там есть раздел, где как раз имеется план действий, прописан алгоритм, как      
должны действовать органы власти, если цены на товар увеличились более чем на   
30 процентов и держатся более тридцати дней, понимаете? У нас фактически ни в   
одном регионе это не сработало, и ни одна служба не попыталась... Конечно,      
можно показывать прокуроров и разных "народных мстителей" можно показывать,     
как они ходят и контролируют, но, с моей точки зрения, в законе должно быть     
прописано наказание такого уровня, чтобы не хотелось поднимать необоснованно    
цены.                                                                           
                                                                                
Но всё же, я считаю, в росте цен ключевой момент - это неадекватное поведение   
банковской системы, потому что в данной ситуации Центральный банк задал         
отрицательный алгоритм вообще для экономики и для всей системы денежного        
обращения, дал импульс всем наживаться - ну пойдите проверьте, кто откуда       
привёз и кто где что купил, в то время когда нет оборотных средств, потому      
что цена денег резко выросла! Вот, Анатолий Геннадьевич сидит улыбается, а вы   
помните, что он только в пятницу тут просил для банков малых и средних          
немножко денег - он же эти деньги не для себя, он для банков просил! А ведь в   
его банках и питаются вот эти самые небольшие магазины, средние, небольшие      
фермерские предприятия, которые должны наводнить наш рынок.                     
                                                                                
И здесь вот я с коллегой Федоткиным в чём согласен? Не с помощью этого          
закона, Владимир Николаевич, а вообще нам в бюджете надо пересмотреть подход    
к сельскому хозяйству. Вот мы рассматривали сегодня проблемы Роскосмоса, но     
если жрать нечего, то и космос не нужен будет! Самое серьёзное уязвимое место   
- это продовольственная безопасность. Вот представьте, что будет, если эти      
сети вдруг сговорятся и одномоментно перестанут завозить продукты питания.      
Кусок хлеба - он поднимает быстрее любых идей! Почему? Потому что, когда дети   
просят кушать, а тебе негде взять еду даже при наличии денег, это серьёзно. С   
нашей точки зрения, в общем-то, надо бы пересмотреть этот раздел бюджета:       
всегда было не менее 10 процентов от расходной части бюджета, потому что одно   
рабочее место в селе даёт 14 рабочих мест в городе, - это и насытило бы         
продовольственный рынок, и дало бы возможность производить сырьё для            
переработки, одним словом, мы с вами как раз завели бы тот локомотив, который   
и вытащит Россию на всех остальных направлениях.                                
                                                                                
Мы поддержим законопроект.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну не        
случайно вот всё, что касается наценки, порядка её формирования, рынков -       
есть законопроект, который инициировала наша фракция, ЛДПР, о допуске местных   
товаропроизводителей на рынки, - вызывает очень больший резонанс и              
пристальное внимание. Почему? Потому что если мы с вами говорим о               
стабильности, к чему мы с вами все стремимся, то именно продуктовая             
безопасность, порядок цен на продукты и определяют состояние общества. Что бы   
мы с вами ни говорили - я согласен, что мы можем посмотреть, как работает       
Роскосмос, и падение с 10 процентов может дойти, не дай бог, до 20 процентов,   
- но вот если у нас вырастут цены, вырастут стихийно, неконтролируемо, то это   
сразу мы все почувствуем и нам тут будет не до разбора полётов, мы будем        
гасить всё это в пожарном таком порядке. Исходя из этого любые инициативы,      
которые направлены на регулирование и участие государства в этом процессе,      
фракция ЛДПР поддерживает.                                                      
                                                                                
Мы согласны, действительно целый ряд моментов, о которых Ирина Анатольевна      
говорила, - и снижение ретро-бонусов с 10 процентов до 3 процентов, это и       
сокращение сроков расплаты с поставщиками, там порядка десяти новелл            
вводится, - это всё плюс, в этом вообще никаких сомнений нет. Вместе с тем,     
раз уж мы эту тему подняли, давайте попытаемся понять, насколько это может      
приблизить нас к решению тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Мы    
с вами видим, что сегодня, скажем так, рост цен на продукты питания начинает    
замедляться, то есть у нас, по статистике, в прошлом году порядка 20            
процентов была продуктовая инфляция, в этом году, в первом квартале - порядка   
10 процентов, а вот сейчас мы видим, что идёт снижение роста, не снижение       
цен, а снижение роста. К сожалению, сказать, что мы при помощи ФАС и другими,   
так сказать, репрессивными методами как-то серьёзно остановили этот процесс,    
я бы вот не решился. Сказать, что никак не повлияли прокурорские проверки,      
нельзя. На самом деле, скажем так, целый ряд законопослушных                    
предпринимателей, и вообще крупный бизнес, который понимает, что, когда есть    
установка, всегда можно найти, к чему прикопаться, очень чётко отреагировали    
и определили, скажем так, динамику роста, в которую они готовы вложить          
средства, для того чтобы к ним не было вопросов. Соответственно, они всё это    
адресовали производителям, и в результате, естественно, у производителя всё     
остановилось. Если, скажем, стоимость входного продукта, с которым              
производитель выходит на рынок, например колбасы, мяса, выросла в полтора       
раза, а сети сказали, что, мол, мы останавливаем рост цен и даём вам            
возможность поднять цены на продукцию только на 12 процентов, то и              
производитель реально несёт убытки, потому что был определённый договор,        
который, ещё раз говорю, на том этапе был необходим.                            
                                                                                
Но я хочу сказать, что вот такими методами мы можем только экстренно, когда     
произошёл скачок курса доллара, остановить спекулятивную составляющую, но мы    
не сможем отрегулировать этот процесс системно. О чём я хочу сказать? Мы        
сегодня пытаемся отрегулировать то, что касается сетей. Ну, мы всё время об     
этом говорим: сети, сверхприбыли... Сети, которые стабильно работают, - не      
когда они воспользовались паникой, а стабильно, - ну, они получают 30-40        
процентов прибыли. Это мы называем сверхприбылью, но на самом деле это,         
конечно, уже не сверхприбыли, сверхприбыли - это когда 300-500 процентов, а у   
них ситуация, когда они просто хорошо зарабатывают, это понятно. Но мы          
пытаемся сейчас из целого комплекса: производитель, логистический центр,        
может быть, риелтор, покупатель - отрегулировать только одно звено. На мой      
взгляд, если мы хотим добиться серьёзных результатов, добиться поставленных     
целей: продовольственная безопасность, импортозамещение, - то мы должны всю     
цепочку включить в этот процесс, а мы из него выдёргиваем только риелторов.     
Не может социально значимый процесс не регулироваться государством,             
практически нет сегодня стран, где государство самоустранилось и сказало, что   
вы, дескать, пожалуйста, сами на рынке работайте, какая цена сложится, такая    
и будет.                                                                        
                                                                                
Если не будет в достаточном количестве местной конкурентоспособной продукции    
- российской! - то мы, к сожалению, не сможем никакими репрессивными методами   
снизить цену, потому что наличие дефицита или недостаток продукции всегда       
приводит к тому, что либо эта продукция исчезнет, либо будет высокая цена.      
Поэтому государство, мне кажется, на каждом этапе, а не только на этапе         
производства, должно включаться в этот процесс. Начинать планировать надо с     
поля - мы должны создавать такие экономические стимулы, чтобы губернаторы       
были заинтересованы уложиться в систему экономического государственного         
планирования и производить ту продукцию, которая, скажем так, определена, и в   
том объёме, в котором она нужна сегодня для продовольственной безопасности, -   
вот откуда надо начинать. Мы должны заинтересовывать и определять те объёмы,    
которые необходимы нашей стране. Нужно начать с определения того, что,          
сколько и где нужно производить, - не в качестве обязанности, а в качестве      
экономического стимула - и за это области, субъекты будут получать повышенные   
федеральные дотации, это первое. Во-вторых, необходимо, конечно, поддерживать   
производителя, вплоть до того, что следует устанавливать даже минимальную       
цену для производителя, раз он у нас находится в такой ситуации. Далее, этот    
закон должен являться частью системы. Ну и конечный этап - это население,       
которое должно иметь большую покупательную способность. Вот если всё это в      
системе будет выстроено, тогда мы результата добьёмся.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все желающие выступили.                                                
                                                                                
Пожалуйста, депутату Яровой включите микрофон.                                  
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, огромное спасибо за столь неравнодушное         
обсуждение, но я полагаю, что в заключение очень важно сказать следующее.       
Законопроект носит исключительно регулирующий характер, потому что наша с       
вами задача, как законодателей, предложить такие правила взаимодействия всех    
субъектов, обеспечивающих продовольственную безопасность, в рамках которых      
договорные отношения не будут носить характер понуждения, характер              
дискриминации и создадут условия для объективного развития и производителей,    
и поставщиков, и торговых сетей. Безусловно, государство заинтересовано в       
экономическом расцвете каждого субъекта, но заинтересовано также и в том,       
чтобы те средства, которые направляются государством на поддержку               
сельскохозяйственной отрасли, которые обеспечивают импортозамещение, работали   
именно на эти цели и задачи.                                                    
                                                                                
Во всём мире - я напомню, что есть и европейская конвенция на этот счёт, -      
государство принимает дополнительные меры регулирующего характера,              
направленные на устранение дискриминации между субъектами разной                
экономической силы. Полагаю, что тот шаг, который мы сделаем сегодня, очень     
важен для всех субъектов, осуществляющих сегодня и торговую деятельность, и     
производство продовольственных товаров. Несомненно, сложно расставаться с       
теми правилами, которые создавали преференции, создавали привилегии и           
возможность диктата, - в данном случае, конечно, мы ведём речь о торговых       
сетях, но так или иначе гражданско-правовые отношения развиваются, и по мере    
развития цивилизованного рынка эти правила должны быть незыблемы, поэтому       
сегодня государство предлагает не понуждения и репрессии, а добропорядочные     
отношения, которые выгодны всем субъектам таких отношений.                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксакову включите микрофон.                                                     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, я тоже хочу поблагодарить всех за              
заинтересованное обсуждение законопроекта. Мы уверены, что при совместной       
работе сделаем его ещё более совершенным, для того чтобы все участники          
торгового процесса - и поставщики, и производители, и продавцы - оказались в    
выигрыше от этого закона, потому что благодаря более совершенному закону        
будут и более цивилизованные отношения на этом рынке. Всех призываю к           
совместной работе над законопроектом.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Не выступают.                          
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5631 по 5648 из 6871
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного          
регулирования и обеспечения продовольственной безопасности".                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.