Заседание № 134
О проекте федерального закона № 703636-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части введения понятия "эксперт-аудитор" и установления ответственности за нарушение правил проведения исследований (испытаний) и измерений продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия; принят в первом чтении 24 марта 2015 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Викторович Зобнев. ЗОБНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович! Добрый день, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации в январе 2015 года и принятый Государственной Думой в первом чтении в марте этого же года, сообщает следующее. Данным законопроектом вводится понятие эксперта-аудитора, устанавливаются его правовой статус и ответственность за нарушения в соответствующей деятельности. Основная цель принятия проектируемых положений состоит в совершенствовании законодательного регулирования процедуры оценки (подтверждения) соответствия и предотвращении нарушения правил выполнения работ по сертификации либо выдачи сертификата соответствия с нарушением установленных требований. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении с условием существенной доработки ко второму чтению, тем не менее от субъекта права законодательной инициативы, внёсшего законопроект, в данном случае Правительства Российской Федерации, поправок не поступило. В соответствии с письмом от 18 июня 2018 года Правительство Российской Федерации не возражает против рассмотрения указанного законопроекта в порядке, предусмотренном статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы, об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству считает, что данный проект федерального закона утратил свою актуальность, и предлагает Государственной Думе отклонить его в соответствии со статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 26 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Отклоняется проект федерального закона.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 703636-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части введения понятия "эксперт-аудитор" и установления ответственности за нарушение правил проведения исследований (испытаний) и измерений продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, в первом чтении слушается проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Леонидович Евтухов, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Александр Юрьевич, смотрите заранее, чтобы коллеги были готовы к докладу. ЕВТУХОВ В. Л., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минпромторг представляет проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данным законопроектом законодательство Российской Федерации, в частности Федеральный закон "О техническом регулировании" и Кодекс об административных правонарушениях, приводится в соответствие с нормативными актами Евразийской экономической комиссии по вопросам технического регулирования: мы устанавливаем подходы, которые используются в мировой практике в области технического регулирования, что будет способствовать международному признанию результатов работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов. Данным законопроектом закрепляется правовой статус эксперта-аудитора, который участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия продукции, - в частности, регулируются взаимоотношения между органом по сертификации и экспертом-аудитором, устанавливаются требования и порядок подтверждения компетентности экспертов-аудиторов и определяется ответственность экспертов-аудиторов и сотрудников испытательных лабораторий за нарушение процедур сертификации и правил проведения исследований и измерений. Безусловно, всё это должно способствовать снижению рисков получения недостоверных, некомпетентных или фальсифицированных результатов. Проект закона согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, получены положительные заключения Министерства юстиции, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Законопроект был одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 2 декабря 2014 года, прошёл рассмотрение на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике и, безусловно, на заседании Комитета Государственной Думы по промышленности. Все вопросы, которые появлялись в процессе его рассмотрения, были нами сняты, а замечания учтены. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович Сапожников. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Виктор Леонидович достаточно подробно изложил концепцию законопроекта - сразу скажу, что комитет поддерживает её, как и необходимость внесения изменений в действующее законодательство. Тем не менее нам хотелось бы обратить внимание на два момента: во-первых, вводится ответственность эксперта-аудитора, но в то же время в законопроекте не прописаны его обязанности и права - я думаю, этот вопрос мы должны решить при подготовке законопроекта ко второму чтению; во-вторых, мы полагаем, что чёткое разграничение полномочий эксперта-аудитора и руководителя органа по сертификации будет способствовать повышению качества экспертизы, и это, наверное, мы тоже должны доработать ко второму чтению. Пятьдесят четыре субъекта Российской Федерации поддерживают законопроект. Имеются несущественные, сразу скажу, замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, Государственно-правового управления президента, губернатора Томской области - все их мы можем устранить при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по промышленности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Виктор Леонидович, привлечь аудитора к ответственности достаточно сложно в силу специфики доказательной базы, ведь, по сути, доказывать, что эксперт-аудитор совершил нарушение, должен не менее квалифицированный специалист. На должностных лиц какого органа системы технического регулирования вы планируете возложить полномочия по оценке действий экспертов-аудиторов для определения состава административного правонарушения? И предлагается ли обязательное страхование ответственности экспертов-аудиторов по аналогии с финансовым и налоговым аудитом? ЕВТУХОВ В. Л. Ну, так как они будут работать по трудовому договору в сертификационных центрах, соответственно, руководители этих центров и будут определять меру ответственности и вообще подтверждать факт того, что эксперт-аудитор вольно или невольно нарушил требования действующего законодательства. Что касается страхования, то такую норму мы не предусматривали в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич Свинцов. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Виктор Леонидович, не очень понятно, будут ли они участниками саморегулируемых организаций, каким образом они будут, так сказать, подтверждать свою компетенцию и кто будет нести солидарную ответственность, если будут серьёзные ошибки в их работе. ЕВТУХОВ В. Л. Ну, о саморегулируемых организациях здесь речь не идёт, но именно для того, чтобы привлечь к ответственности экспертов-аудиторов, мы отдельно в законопроекте и прописываем понятие "эксперт-аудитор". Кстати, раньше это было прописано в нормативных актах, которые действовали до 2002 года, но в 2002 году, когда принимался 184-й закон, о котором мы сегодня говорим, понятие эксперта-аудитора из закона выпало, и на сегодняшний день те лица, которые привлекаются к этой работе, не несут никакой ответственности, даже требований к ним не установлено, кроме требования о наличии профильного высшего образования, даже по стажу работы требований нет. Для того чтобы это было установлено, в развитие данного закона будет принят приказ Министерства промышленности и торговли, где будут прописаны требования к таким экспертам-аудиторам. Всё это делается для того, чтобы минимизировать процент тех ошибок, которые они сегодня допускают, а изменения в Кодекс об административных правонарушениях позволят накладывать на них соответствующую ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Леонидович, судя по всему, законопроектом мы вводим новый институт, новый орган контроля за решением проблем - скажите, пожалуйста, что, появились какие-то новые проблемы, раз вводится новый орган, что, их не было раньше? Как мы такие проблемы решали? Понятно, что это в связи с Таможенным союзом, да, но что же это за новые проблемы, которые вызвали необходимость принятия отдельного, самостоятельного федерального закона? Это первое. И второе: во что нам обойдётся принятие этого закона - введение экспертов-аудиторов, испытательных лабораторий и так далее? Понятно же, что всё это не бесплатно! ЕВТУХОВ В. Л. Ну, у нас в пояснительной записке к законопроекту написано и, когда мы его обсуждали на заседании комитета, мы говорили о том, что это не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета, есть заключение, проект согласован с Министерством финансов. И никакой новый орган не появляется, просто этим законом мы закрепляем правовой статус того физического лица, которое непосредственно в органе по сертификации будет проверять все документы - те, которые подаются в лаборатории, и те, которые из испытательных лабораторий возвращаются обратно, - а потом будет подписывать сертификат. Это те требования, которые сегодня есть в международном законодательстве, и мы приводим наше законодательство, как я уже говорил в докладе, в соответствие с актами Евразийской экономической комиссии по вопросам технического регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемый Виктор Леонидович, не могли бы вы приоткрыть завесу и сказать об этом волшебном перечне требований к экспертам, готовящемся Минпромторгом? Где мы будем их учить и могут ли экспертами стать иностранные граждане? И если есть информация, просто для справки сообщите, сколько экспертов уже получили соответствующие сертификаты. Спасибо. ЕВТУХОВ В. Л. Пока проекта приказа нет, есть только некий драфт. Безусловно, будут определены не только требования в отношении соответствующего образования, но и по стажу работы, и, конечно, ряд других требований, я, к сожалению, сейчас не могу об этом сказать. Что касается иностранцев, этот вопрос, наверное, ещё будет обсуждаться, я пока тоже на этот вопрос ответить не готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Андрей Николаевич Свинцов. СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, безусловно, совершенствование законодательства в рамках Евразийского экономического союза - это очень важно. Действительно, как я говорил, задавая вопрос, у нас иногда от экспертизы или от какого-то документа, выданного экспертом, аудитором, оценщиком, зависит очень многое - огромные деньги и даже фактически целые отрасли. Уже несколько лет длится эпопея, связанная со скандалом с "Оборонсервисом", когда вроде все виноваты, но в то же время никто не виноват: и министр обороны, бывший уже министр, в своих выступлениях говорит, что он делал всё по закону, все полномочия были им переданы соответствующим чиновникам, и эти чиновники говорят, что они тоже делали всё по закону, и в данном случае виновным лицом оказывается тот оценщик, который сделал заниженную в десять или в двадцать раз оценку имущества, которое впоследствии Российская Федерация через соответствующие подразделения продала по рыночным процедурам. Вроде как все всё сделали по закону, но если один человек - а оценщики у нас физические лица - где-то недосмотрел, применил неправильные формулы, то ущерб может составить миллиарды рублей. То же самое происходит и в других областях, и в других ведомствах, где от одного физического лица, являющегося членом СРО оценщиков, зависят миллиардные сделки, касающиеся федеральной собственности, каких-то госзакупок, то есть от физических лиц, у которых вроде бы минимальная ответственность, минимальные обязанности, такие как составление того или иного отчёта, написание того или иного документа или заключения, зависят миллиарды и миллиарды государственных средств, которые тратятся неэффективно или попросту раздаются, так сказать, своим - уходят в офшорные или в подконтрольные компании. Этот вопрос нужно, видимо, ещё проработать ко второму чтению, потому что от заключений экспертов-аудиторов будут зависеть целые отрасли, ведь эксперт-аудитор может дать заключение, что, к примеру, вот такой-то вид продукции неприемлем для Таможенного союза, для использования на территории Таможенного союза, может не дать документ, сертификат, если считает, что такая продукция не может быть ввезена, и так далее. То есть получается, что человек вроде маленький, но у него огромная власть, и нам действительно хотелось бы, чтобы, наверное, впоследствии появился орган... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. У меня небольшое выступление, так сказать, по мотивам собственных вопросов, ведь мы, принимая закон, - а он, безусловно, нужный, его нужно поддержать - даём большие права нашему министерству, правительству при подготовке подзаконных актов, и при этом, как я уже сказал, важно понимать, кто этот эксперт. На наш взгляд, необходимо, может быть, поправками ко второму чтению или чёткими гарантиями от Минпромторга обозначить, что эксперт может быть и должен быть только гражданином страны - члена Евразийского экономического союза. Требования к образованию тоже должны быть определены - образование должно быть национально ориентированным, потому что люди с дипломами западных вузов пропитаны чуждой идеологией, обучены методикам, которые абсолютно никак не коррелируют с реалиями нашей страны. И также важно понимать, как действуют эксперты, получившие образование в других странах: они опять-таки действуют в парадигме, совершенно чуждой нашей стране, выставляют оценки нашей экономике, снижая рейтинги, вплоть до "мусорных", что не имеет абсолютно ничего общего ни с экономической ситуацией в нашей стране, ни с её развитием, поэтому хотелось бы через этот закон, через институт экспертов, ограничить возможности вот этих деятелей, которые или учились за границей, или вообще являются иностранными гражданами, в том, чтобы давать оценку, влиять на серьёзные решения, это очень важно, и прошу Минпромторг или внести ко второму чтению соответствующие поправки к законопроекту, или гарантировать публично, что в подзаконных актах это будет учтено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альфия Гумаровна Когогина. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, фракция в целом поддерживает концепцию данного законопроекта, поскольку его принятие позволит устранить правовой пробел, унифицировать законодательство государств - членов Евразийского экономического союза в вопросах технического регулирования и закрепить статус эксперта-аудитора в качестве участника проведения работ по обязательной сертификации. Кроме того, проектом федерального закона предусматривается установление ответственности сотрудников испытательных лабораторий за нарушение правил проведения исследований и измерений продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, что позволит снизить долю недостоверных и необъективных исследований и измерений в данной сфере. Ряд положений законопроекта требует дополнительного уточнения, но замечания не носят концептуального характера и будут учтены ко второму чтению. Фракция поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Леонидович, будете выступать? Пожалуйста. ЕВТУХОВ В. Л. В принципе те замечания, которые были высказаны, мы готовы ко второму чтению обсудить. Спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович, будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
15-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 16 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.