Заседание № 251
23.09.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 703551-6 "О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся сроков принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5658 по 5824 из 6195
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный членом Совета Федерации Петровым, депутатами Сухаревым, Каргиновым и Ищенко, который предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью стабилизировать нормы Налогового кодекса в течение одного года. Нашим законопроектом предлагается закрепить норму в статье 5 Налогового кодекса, которая предусматривает, что все изменения законодательства о налогах и сборах вступают в силу один раз в год - с 1 января года, следующего после года принятия таких изменений. При этом предлагается закрепить норму, согласно которой изменения в Налоговый кодекс вносятся законами, принятыми до 1 сентября текущего года. Такое предложение, как мне кажется, сегодня достаточно актуально, поскольку наши предприниматели просто устали от тех изменений, которые вносятся в наше законодательство о налогах и сборах. Вот я могу привести данные. В 2014 году на рассмотрение в Государственную Думу было внесено более двухсот законопроектов, которые предусматривали изменения Налогового кодекса, из них было принято 66. Можно сказать, что Налоговый кодекс правится раз в неделю, а иногда и два раза в неделю, что абсолютно парализует работу наших предпринимателей, которые просто не успевают уследить за теми изменениями, которые готовят законодатели. Об этой же проблеме говорил и Президент Российской Федерации в своём послании, где он чётко сказал, что необходимо наконец-то зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться. Предложение, которое мы вносим, как мне кажется, серьёзно упростит работу наших бизнесменов, предпринимателей, поскольку они будут работать с неизменяемой редакцией Налогового кодекса в течение всего года. Будет редакция, скажем, 2016 года, которая останется неизменной в этом году, будет редакция следующего, 2017 года и так далее. Таким образом, мы снимем все разногласия, которые могут возникнуть при принятии законов, и исключили такой раздражающий эффект, который возникает, когда законы принимаются скоропалительно, например как это было с торговым сбором: тогда просто всех ошарашили новыми видами сборов и ввели их буквально за несколько дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении, без всякого финансово-экономического обоснования, без согласования с общественностью и так далее. Этот эффект как раз очень серьёзно влияет на предпринимательский климат в стране. И как мне кажется, данная норма, если мы её поддержим, если вы её поддержите, очень хорошо будет увязана с нашим Бюджетным кодексом, где чётко написано, что все изменения налогового законодательства должны быть осуществлены за 1 месяц до момента внесения закона о бюджете, то есть до 1 сентября текущего года. Собственно, мы фактически в Налоговом кодексе повторяем норму, которая уже закреплена в Бюджетном кодексе: все изменения вносятся, обсуждаются, принимаются до 1 сентября текущего года, но вступают в законную силу с 1 января следующего года. Это даст возможность спокойно отработать всем пользователям информации при составлении бюджета - это касается и федерального бюджета, это касается и региональных бюджетов, это касается и муниципальных бюджетов. К сожалению, на наш законопроект имеется отрицательное заключение комитета, где сказано, что в период экономической нестабильности государство теряет возможность оперативного вмешательства в налоговое законодательство, для того чтобы скорректировать какие-то моменты, отразить тенденции, но, как мне кажется, как раз на этапе кризиса категорически запрещено вмешиваться в налоговое законодательство, для того чтобы такими порой неумелыми, несогласованными действиями не ухудшать положение налогоплательщика. Мы уже были свидетелями таких изменений, когда, например, повышали размеры отчислений в пенсионные фонды для индивидуальных предпринимателей, после чего перестали функционировать порядка пятисот тысяч индивидуальных предпринимателей, и таких примеров можно привести ещё очень много. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать предпринимателей, прошу обратить внимание на позицию Президента Российской Федерации и проголосовать за принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается предусмотреть обязательность принятия актов законодательства о налогах и сборах не позднее 1 сентября текущего года и вступление их в силу с 1 января следующего года. Необходимо отметить, что разработка и принятие любого налогового законодательного акта - это законодательная реакция на изменяющиеся обстоятельства экономической действительности в государстве, направленная на повышение эффективности действующей налоговой системы и прогнозирования необходимых изменений налогового законодательства на перспективу. Предлагаемое же ограничение срока принятия актов законодательства о налогах и сборах до 1 сентября текущего года повлечёт за собой невозможность своевременного реагирования на возникающие в течение календарного года, в том числе и после 1 сентября, проблемы в сфере экономического и социального развития. По вопросу об установлении срока принятия и вступления в силу актов законодательства о сборах. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае установления в течение текущего года новых юридически значимых действий, совершаемых государственными органами и должностными лицами, установить своевременно соответствующие сборы за указанные действия будет невозможно, такие юридически значимые действия будут совершаться бесплатно до наступления 1 января следующего года. Только интересно, кто будет в этой ситуации платить заработную плату и за счёт каких источников? Не урегулированным авторами законопроекта остаётся также вопрос о сроке принятия и вступления в силу актов законодательства о сборах в случае новых юридически значимых действий, осуществляемых указанными органами и должностными лицами после 1 сентября. Кроме того, принятие отдельных актов законодательства о налогах и сборах на федеральном уровне влечёт необходимость принятия соответствующих актов на региональном уровне, для которых установлены обязательные этапы и сроки их подготовки и принятия, в связи с чем принятие законопроекта создаст значительные трудности для соответствующих региональных органов в плане своевременного реагирования на изменения федерального законодательства. В целом можно отметить, что предлагаемые законопроектом изменения ограничат возможность органов власти всех уровней оперативно реагировать на возможные риски, на новое ухудшение макроэкономической ситуации в стране. В этой связи комитет предлагает не поддерживать данный законопроект. Ну и для информации скажу, что мы сегодня на заседании комитета рассмотрели поправки к законопроекту о том, что следующий бюджет у нас будет только на один год, потому что сложилась такая экономическая ситуация. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, несколько слов о наших планах на сегодня. Безусловно, мы завершим рассмотрение этого вопроса, и давайте ещё пять законопроектов по сокращённой процедуре рассмотрим. Не возражаете? Решили. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Одну минуту займу. Я считаю, что вопросы, которые поднимают авторы в законопроекте, актуальны. Вот мы слушали министра финансов Силуанова, и мне кажется, сегодня у нас всё-таки проблема в дисциплине. К сожалению, правительство разбаловалось до такой степени, что может внести любой законопроект в любое время, с любыми нормами, и в плюс и в минус, и ночью и днём, именно поэтому у нас нет никаких планов, сценариев, чтобы мы могли предусмотреть и падение нефти, и изменение внешней ситуации. И данный законопроект - это попытка установить определённые рамки для правительства, чтобы оно понимало, что если до сентября не внесены изменения, то мы следующий год будем работать в тех же условиях, и это, мне кажется, позволит настроить на более правильные взаимоотношения парламента и правительства. Поэтому мы, фракция ЛДПР, будем поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 47 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.