Заседание № 238
22.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 703286-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части установления обязанности для вновь назначенного члена избирательной комиссии принимать присягу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6371 по 6691 из 8606
41-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Агеев. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, каждый из вас хоть раз попадал в такую ситуацию - просишь своего доктора рассказать какие-то тайны или ещё что-то, а он говорит в ответ: "Я не могу, я клятву Гиппократа давал". На мой взгляд, это стало реальностью благодаря практике, благодаря тому значению, которое имеет клятва Гиппократа в медицине. Вы знаете, что в нашей стране присягу принимают военные, многие работники государственных органов, и в этом законопроекте мы предлагаем ввести обязательное принятие присяги членами избирательных комиссий. Некоторые члены комиссий работают на постоянной основе и являются должностными лицами, другие работают на общественных началах, но и у них тоже должно быть понимание всей ответственности, понимание того, зачем они идут работать, наблюдать в избирательные комиссии. Этот законопроект направлен на повышение ответственности и авторитета членов избирательных комиссий, на повышение доверия граждан к самой политической и правовой системе Российской Федерации и к создаваемым в результате выборов органам государственной власти и местного самоуправления, соответственно, на повышение их легитимности. Если председатель комиссии, расположив к себе члена избирательной комиссии, подойдёт к нему и попросит: "Послушай, подпиши, пожалуйста, поставь мне подпись под протоколом", - у того всегда будет право сказать: "Я не могу, я присягу принимал". Коллеги, на мой взгляд, законопроект является абсолютно нормальным и ни в коем случае ничего не нарушает, принятие присяги должно быть ещё одним, дополнительным морально-политическим аспектом реализации конституционных прав граждан. Многие не знают законов, не знают, что есть уголовная ответственность, но если человек присягу принимал, значит, он её точно прочёл, а там чётко изложено, что он должен делать, на что он не имеет права, как он не имеет права поступать. Прошу поддержать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле призыв, попытка дисциплинировать членов избирательных комиссий всех уровней, возложить на них некую моральную ответственность, конечно, заслуживает самой положительной оценки. Однако принесение присяги всё-таки характерно для отдельных видов службы, в первую очередь для тех, кто носит погоны, для служащих, будь то военнослужащие либо сотрудники органов внутренних дел, - они присягают на верность народу, стране. Присяга, которая приносится руководителями субъектов, Президентом Российской Федерации, также носит особый характер: с моментом принесения присяги связывается вступление в должность, начало исполнения полномочий соответствующим руководителем и должностным лицом. В то же время совершенно очевидно, что работа представителей политических партий в избирательной комиссии - это работа по представлению интересов именно политических партий, хотя она, без всякого сомнения, связана с принятием решений в том числе по утверждению итогов голосования. Таким образом, отмечая на самом деле положительную направленность законопроекта, хорошую идею наших коллег, мы посчитали, что такие предложения избыточны. Мы рекомендуем данный законопроект отклонить в силу вот тех причин, о которых я уже сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Александрович, вы выдвинули благородную идею, мне нравится, хотя нет никаких иллюзий, что она может пройти. Тем не менее я хотел бы услышать ваше мнение - ведь вы размышляли над этой темой: что ещё, кроме присяги, может быть использовано в сегодняшней ситуации, когда, например, учитель или другой бюджетник бросает вызов директору, давящему на него, заставляющему его работать в комиссии так, а не иначе, когда люди поставлены в зависимое положение, когда над ними висит угроза увольнения? Какие ещё, с вашей точки зрения, могут быть рычаги, меняющие ситуацию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Агееву включите микрофон. АГЕЕВ А. А. Спасибо за вопрос, Валентин Степанович. Мы вместе с Синельщиковым Юрием Петровичем ездили в составе делегации всех фракций в Астрахань после выборов мэра города - помните, там была проблемная ситуация? - тогда мы выработали определённые решения и предложили их палате. К сожалению, до сих пор ещё не дана оценка нашей работе и тем нарушениям. Уважаемые коллеги, мы с вами предлагали много различных инициатив по совершенствованию избирательного законодательства. Сейчас сложилось, на мой взгляд, какое-то негласное табу на совершенствование избирательного законодательства. Вроде бы всё в порядке, но мы с вами помним, какие были инициативы - убрать из государственных учреждений избирательные комиссии, ужесточить уголовную ответственность. Наверное, уголовная ответственность будет самой действенной мерой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Если не присягу, то, может быть, хотя бы какое-то торжественное обещание стоит давать или ставить подпись под каким-то документом, который бы чётко фиксировал, так скажем, рамки деятельности членов избирательной комиссии. Потому что приходят учителя... Вот у меня перед глазами на всю жизнь осталось то, что происходило лет пять назад в московских школах, - ну это натуральный беспредел! И люди просто не понимали, что они творят, не понимали, что совершают уголовное преступление. Если бы мы людей ставили перед фактом, что, действуя таким образом, нарушают закон, это было бы очень полезно абсолютно для всех и позволило бы искоренить вбросы и фальсификации. Почему комитет не может сделать шаг в этом направлении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Борис Сергеевич, на самом деле всё-таки гласность и профессионализм - это лучшая гарантия того, что члены избирательной комиссии будут надлежащим образом исполнять свои полномочия. Обещание и присяга - это акт несколько иного рода, который, как я уже сказал, подтверждает начало полномочий - вступление в должность, поступление на службу - и связывает это именно с профессиональным исполнением обязанностей. Члены избирательных комиссий, даже с правом решающего голоса, могут работать на иной работе - все это прекрасно знают, все это прекрасно понимают - и могут не работать на постоянной основе в избирательной комиссии того или иного уровня, ну, за исключением Центральной избирательной комиссии, мы тоже всё это прекрасно знаем. Ну а документ, который является гарантией, так скажем, соблюдения интересов и граждан-избирателей, и участников политического процесса, - это 67-й закон, закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...", а также иные законы, в том числе региональные, которые регулируют вопросы проведения выборов. Ну, по избирательным комиссиям 67-й закон - самый главный документ, исполнение этого закона, где всё очень детально и чётко прописано в отношении прав, обязанностей членов избирательных комиссий, является залогом, так сказать, проведения избирательного процесса в строгом соответствии с самыми высокими стандартами, которые у нас в стране, на мой взгляд, есть и выполнение которых обеспечивается, хотя, как справедливо говорят коллеги, наверное, и возникают какие-то спорные ситуации. Откровенно говоря, я далёк от мысли - и, наверное, здесь, в зале, все тоже это прекрасно понимают, - что одно лишь принятие присяги либо некоего обещания, клятвы застрахует избирательные кампании и выборы от предъявления претензий со стороны участников избирательного процесса, будь то партии, будь то конкретные избиратели или кандидаты и так далее, - всё равно найдётся кто-то недовольный, кто будет утверждать, что так или иначе совершаются какие-то нарушения. Но у нас есть специальный механизм в законодательстве, который предусматривает меры ответственности, - и в Уголовном кодексе прописана ответственность, и в Кодексе об административных правонарушениях. Самое главное - это неотвратимость наказания и, как я уже сказал, гласность и профессионализм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчику, депутату Агееву, включите микрофон. АГЕЕВ А. А. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, спасибо за интересное обсуждение! Однако я не могу согласиться со своим коллегой и товарищем Дмитрием Фёдоровичем Вяткиным, который приводит довод, что члены избирательной комиссии работают где-то в другом месте и что это не основное место их работы. У нас есть яркий пример - присяжные заседатели, которые тоже работают где-то по основному месту работы, но принимают присягу, когда их привлекают к данной деятельности. Так что, на мой взгляд, этот аргумент здесь не подходит. В целом благодарю за поддержку и за оценку инициативы, всё-таки рассчитываю на то, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, подождите, это ещё не заключительное слово, я вам дам возможность выступить с заключительным словом, пока идут ответы на вопросы. АГЕЕВ А. А. Прошу прощения, я снимал свой вопрос, то есть... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ещё есть вопрос. Василий Юрьевич Максимов, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю. Александр Александрович, я очень долго размышлял над самой идеей, над концепцией вашего законопроекта, очень долго вчитывался в текст присяги, но так и не смог сделать для себя вывод, кто же всё-таки является субъектом, к кому вы обращаетесь, кому даёте эту присягу, - что, это Центризбирком или, может быть, лично Владимир Евгеньевич Чуров? Кто является тем, кому вы присягаете? АГЕЕВ А. А. Надеюсь, всем нашим коллегам здесь даже не надо долго размышлять, чтобы ответить: прежде всего присягу надо давать народу Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Спасибо, Иван Иванович. Инициатива нашего коллеги - это поиск пути усиления ответственности членов избирательных комиссий. Все мы соприкасались с данной темой, и то, что имеет место быть, - это, я думаю, не надо никому объяснять. В связи с рассматриваемой темой хочу коснуться в целом статуса избирательных комиссий. По моему мнению, пора обратиться к вопросу о целесообразности создания некоторых избирательных комиссий в форме коллегиальных органов. С одной стороны, понятно, что коллегиальность избирательных комиссий обеспечивает демократичность, независимость избирательных процедур, однако, с другой стороны, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." уже настолько урегулировал деятельность той или иной избирательной комиссии, что голосование по всем вопросам, находящимся, например, в компетенции окружной избирательной комиссии, по существу, сводится к реализации прямой императивной нормы закона. Иначе говоря, зачем голосовать, если закон и так предписал избирательной комиссии правила поведения в этой ситуации? Даже если большинство членов комиссии проголосуют за какое-то решение, то впоследствии, если суд или вышестоящая комиссия отменят его, той же самой избирательной комиссии всё равно придётся принимать такое решение, о котором говорит закон. В связи с этим есть предложение уйти от формирования многочисленных избирательных комиссий, например избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных комиссий, сделав их профессиональными либо полупрофессиональными, состоящими из трёх-пяти членов, и при этом оставить в неизменном виде участковые комиссии. Ответственность избирательных комиссий, за исключением участковых, таким образом, можно повысить за счёт привлечения профессиональных юристов с предложением им достойного вознаграждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается законодательно закрепить обязанность принятия присяги членами комиссии с правом решающего голоса любого уровня, считая предлагаемые автором изменения недостаточно обоснованными и проработанными. Во-первых, в силу особенностей организации деятельности коллегиальных органов, к которым относятся избирательные комиссии, к тому же действующих не на постоянной основе, принесение присяги нехарактерно для них и представляется несколько надуманным. Во-вторых, из предлагаемого текста присяги следует, что нарушение присяги членом избиркома несовместимо с дальнейшим его пребыванием в составе комиссии. Вместе с тем перечень оснований прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, как уже было отмечено, является исчерпывающим и не предусматривает каких-либо дополнительных оснований, кроме перечисленных в статье 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В-третьих, нельзя не согласиться с мнением профильного комитета о том, что предлагаемая в законопроекте статья 29-1 содержит императивную норму, устанавливающую, что на первом заседании вновь сформированной комиссии должны присутствовать руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители политических партий, общественности, что на практике может существенно затруднить работу комиссии в случае неявки кого-то из указанных лиц. Как я уже сказал, в связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, с места. Включите микрофон. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы, конечно, прекрасно понимаем, что данная норма больше моральная или эмоциональная. Многие из нас, наверное, служили в Советской Армии и в своё время, принимая присягу, произносили её текст перед строем, и в конце присяги были такие слова: "...если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся". Присяга содержала вот именно такой морально-этический ограничитель, то есть человек понимал, что судить его будут по советским законам, но, более того, нарушение присяги грозило тем, что от него отвернутся товарищи и так далее. Кстати, норма не нова. Между прочим, депутаты Первой Государственной Думы, которые были избраны в 1906 году, точно так же принимали присягу. Однако, как правильно сказал представитель комитета, главное - именно неотвратимость наказания, а здесь о какой неотвратимости наказания может идти речь, когда у нас ни полиция, ни суды, ни члены избирательных комиссий не заинтересованы в том, чтобы нарушитель был пойман, потому что нарушитель действует в общих с ними интересах?! Все оппозиционные партии стараются сделать только одно: получить свои голоса, а если кому-то не хватает, то вряд ли они пойдут на то, чтобы массово вбрасывать бюллетени, привозить людей или заставлять их голосовать определённым образом, грозя увольнением, - на это у оппозиции нет, так скажем, административного ресурса, ну и, наверное, ещё с совестью более-менее нормально. Уважаемые коллеги, конечно, данный законопроект носит больше пропагандистский характер. Мы проголосуем за, но тем не менее подумайте сами: неужели партия власти согласится дать нам возможность победить на выборах? Ничего подобного! Для этого у них есть все силы и средства, поэтому напрасно мы с вами полагаем, что когда-нибудь у нас будут честные выборы. Это на Западе выборы прошли - все друг друга поздравили с победой, и особо никаких претензий нет, у нас же постоянно начинаются выяснения отношений, а всё потому, что кому-то не хватает голосов, кто-то заранее уже продал - или не продал, я не знаю, можно ли так выразиться, - место в списке и надо обеспечивать, чтобы туда попали нужные люди. Вот отсюда всё и происходит. Коллеги, спасибо большое за внимание. Мы поддержим. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Александр Александрович Агеев, пожалуйста. Будете выступать? Нет. Дмитрий Фёдорович Вяткин? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7900 по 7917 из 8606
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 32 сек.) Проголосовало за 112 чел.24,9 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.