Заседание № 299

27.05.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 701078-7 "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению педагогической деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2858 по 2962 из 4795
Коллеги, переходим к 5-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении    
изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской    
Федерации" (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению               
образовательной деятельности), второе чтение.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Любовь Николаевна Духанина.                                         
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона о внесении изменений в действующий      
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения   
допуска студентов к педагогической деятельности.                                
                                                                                
Предлагаются на рассмотрение три поправки, которые сведены в таблицу № 1. В     
соответствии с поправками к педагогической деятельности в школе предлагается    
допускать студентов, которые окончили не менее трёх курсов и прошли             
аттестацию. К педагогической деятельности по программам дополнительного         
образования предлагается допускать не только студентов, обучающихся по          
педагогическим специальностям, но и студентов других вузов по окончании ими     
двух курсов. Ответственность за принятие решений о том, что программа, по       
которой учатся студенты иных вузов, соответствует образовательной программе     
дополнительного образования, возлагается на работодателя. Порядок допуска к     
педагогической деятельности определит Министерство просвещения по               
согласованию с министерством образования и науки и министерством труда.         
                                                                                
Есть вторая, очень важная часть законопроекта, она связана с тем, что мы        
расширяем, даём возможность продолжать трудиться людям, которые были приняты    
на педагогическую работу до принятия закона "Об образовании..." без наличия у   
них педагогического образования в рамках СПО или ВПО.                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н. Да, это поправки.                                                
                                                                                
Таблица поправок, рекомендованных к отклонению, отсутствует. Правовое           
управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не   
имеет. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и принять              
рассматриваемый законопроект во втором чтении.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, в этой        
таблице три поправки, есть замечания? Нет.                                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается единогласно.                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в      
Российской Федерации", 5-й вопрос повестки дня.                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет        
просит рассмотреть законопроект в третьем чтении на сегодняшнем заседании.      
Документы полностью подготовлены. Просим вас рассмотреть.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, рассмотрим данный      
законопроект в рамках процедуры третьего чтения? Нет возражений. Переходим к    
рассмотрению законопроекта в третьем чтении. Коллеги, есть ли желание           
выступить по мотивам голосования? Нет.                                          
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в      
Российской Федерации", 5-й вопрос.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 229

23.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 701078-7 "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению педагогической деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5615 по 5913 из 7039
Пункт 57, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 108    
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад             
официального представителя правительства заместителя министра просвещения       
Татьяны Юрьевны Синюгиной.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЮГИНА Т. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра просвещения Российской Федерации.                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального         
закона "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об          
образовании в Российской Федерации" разработан во исполнение постановления      
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года и перечня     
поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2017 года в части          
обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности.     
                                                                                
Предлагаемые в законопроекте изменения предусматривают допуск студентов,        
обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и          
высшего образования, к осуществлению в течение периода прохождения ими          
обучения образовательной деятельности в образовательных организациях, которые   
реализуют основные и дополнительные общеобразовательные программы.              
Установление Минпросвещения России и Минобрнауки России по согласованию с       
Минтрудом порядка и условий допуска студентов к осуществлению образовательной   
деятельности позволит избежать рисков допуска в образовательные организации     
лиц, которые не имеют достаточной профессиональной подготовки для реализации    
образовательных программ.                                                       
                                                                                
Также законопроект содержит положения, которые исключают возможность            
применения требования о наличии соответствующего образования к педагогическим   
работникам, замещающим должности воспитателей организаций, осуществляющих       
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного          
образования, при соблюдении следующих условий: педагогические работники были    
приняты на указанные должности до вступления в силу Федерального закона "Об     
образовании...", эффективно осуществляют профессиональную педагогическую        
деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой    
должности.                                                                      
                                                                                
Принятие и реализация закона не потребуют выделения дополнительных бюджетных    
ассигнований из соответствующих бюджетов.                                       
                                                                                
Прошу законопроект поддержать.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Любови Николаевны Духаниной.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Татьяна Юрьевна достаточно   
подробно изложила суть проекта федерального закона. Он фактически состоит из    
двух частей. Первая часть содержит положение, согласно которому требование о    
наличии педагогического образования - среднего профессионального или высшего    
- по отношению к воспитателям дошкольных образовательных организаций            
снимается. В законопроекте предлагается фактически для характеристики           
исполнения трудовой функции использовать два основания: первое - это            
эффективное осуществление профессиональной педагогической деятельности, а       
второе - признание аттестационной комиссией человека соответствующим            
занимаемой должности в данной образовательной организации. Комитет считает      
первое требование избыточным, потому что аттестационная комиссия принимает      
положительное решение только в случае эффективной профессиональной работы.      
Также комитет полагает, что в законопроекте сужена группа лиц, на которых       
следует распространить действие закона. В законопроекте речь идёт только о      
воспитателях дошкольных образовательных организаций, но, по мнению комитета,    
то, что воспитатель детского дошкольного учреждения оказывается                 
законодательно защищён, а воспитатель учреждения для детей-сирот, находящийся   
в такой же ситуации, не наделяется соответствующими правами, противоречит       
принципам равенства и справедливости. По мнению комитета, действие закона       
следовало бы распространить на всех педагогических работников, которые          
подлежат периодической аттестации и принимались на работу до вступления в       
силу Федерального закона "Об образовании...".                                   
                                                                                
Во второй части законопроекта вносятся изменения, которые меняют порядок и      
условия допуска студентов, обучающихся по специальностям, программам среднего   
профессионального и высшего образования, в том числе в области педагогики, а    
также специалистов-практиков, не имеющих профессионального педагогического      
образования, к осуществлению образовательной деятельности в образовательных     
организациях. Порядок и условия допуска таких лиц к педагогической              
деятельности планируется установить актом федерального органа исполнительной    
власти. В документах к законопроекту указано, что внесение данных изменений     
потребует только издания соответствующего приказа Министерства просвещения.     
Комитет считает, что ещё будет необходимо внести изменения и в другие           
нормативные правовые акты, например в такой, как федеральный профессиональный   
стандарт учителя, воспитателя.                                                  
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта. Правовое управление       
Аппарата Государственной Думы концептуальных возражений правового характера     
не имеет. На представленный законопроект поступили отзывы 35 законодательных    
органов государственной власти субъектов и 39 высших исполнительных органов     
государственной власти субъектов - все отзывы положительные.                    
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует принять         
законопроект в первом чтении при условии учёта ко второму чтению высказанных    
замечаний и предложений.                                                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос представителю правительства.                               
                                                                                
Уважаемая Татьяна Юрьевна, вопрос по той части законопроекта, где речь идёт о   
возможности привлечения студентов к педагогической деятельности. Мы хотим       
увеличить количество педагогов, но если предполагается вознаграждение за        
труд, то почему в финансово-экономическом обосновании говорится, что            
дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не    
потребуется? А за счёт каких средств тогда будет осуществляться привлечение     
студентов?                                                                      
                                                                                
СИНЮГИНА Т. Ю. Николай Иванович, уважаемые депутаты, действительно, мы          
рассматриваем внесение изменений в статьи 46 и 108 действующего закона "Об      
образовании..." как один из возможных вариантов привлечения наших молодых       
коллег, студентов, для работы в школе и в системе дополнительного               
образования. Мы понимаем, что это позволит им не только проходить               
преддипломную педагогическую практику, но и действительно уже выступать в       
роли педагога, учителя, педагога дополнительного образования и тем самым        
делать свой выбор уже достаточно осознанно, правильно, ну и мы понимаем, что    
это даст определённые результаты по замещению тех вакантных должностей,         
которые на сегодняшний день есть.                                               
                                                                                
Второе. Мы понимаем, что мы будем принимать и допускать студентов по тем        
правилам и условиям, которые мы будем разрабатывать совместно с Министерством   
науки и высшего образования по согласованию с Минтрудом, только на те часы и    
те должности, которые сегодня в системе образования вакантны. То есть мы        
понимаем, что на них средства уже заложены в бюджете образовательной            
организации и дополнительные средства на это не потребуются. Также мы очень     
рассчитываем, что та нагрузка, которая есть, будет благодаря этому              
перераспределяться.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович.                                  
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Татьяна Юрьевна, уточните, пожалуйста, критерии допуска студентов ещё только    
будут устанавливаться?                                                          
                                                                                
СИНЮГИНА Т. Ю. Мы сегодня с коллегами разрабатываем нормативные документы, и    
я на заседании комитета об этом докладывала, мы достаточно продвинулись для     
того, чтобы учесть все условия, на основании которых будут допускаться          
студенты к педагогической деятельности. Ко второму чтению мы уже будем готовы   
предложить отработанный и в какой-то части уже даже согласованный с регионами   
документ. Сегодня для нас основополагающим, базовым является то, что это        
будут студенты старших курсов вузов и учреждений среднего профессионального     
образования, успешно осваивающие профессиональные программы и, безусловно,      
имеющие все основания быть допущенными к работе с детьми.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Татьяна Юрьевна, ну, я думаю, к третьему чтению увидим проект    
- вот те критерии, те основания, по которым студенты старших курсов будут       
допускаться, чтобы это не было огульной практикой.                              
                                                                                
И второй момент. Рассматривается ли подобная практика для других                
специальностей - дефицитных, востребованных в социальной сфере, в том числе в   
сельской местности? Я так понимаю, именно там вопрос стоит наиболее остро.      
                                                                                
СИНЮГИНА Т. Ю. Мы подготовим данный проект порядка и условий приёма и будем     
готовы его представить уже ко второму чтению. Я говорю о том, что мы очень      
серьёзно работаем с нашими коллегами из министерств и, безусловно, мы в         
большей степени рассчитываем на то, что данные изменения позволят привлечь      
учителей именно в сельские школы и в учреждения дополнительного образования.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Да.                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дамдинов Алдар Валерьевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что                 
рассматриваемый законопроект подготовлен в целях реализации постановления       
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 41-П и      
направлен на обеспечение соблюдения прав педагогических работников, в           
частности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Законопроект     
также наделяет правом студентов образовательных организаций среднего            
профессионального и высшего образования заниматься в период их обучения         
педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным   
программам. Кстати, об этом мы с вами как раз и говорили на прошедших           
парламентских слушаниях "О мерах по повышению качества образования в            
Российской Федерации". По нашему мнению, непосредственная педагогическая        
деятельность в период обучения поможет развитию самостоятельности будущих       
педагогических работников, их творческой инициативы, профессиональному          
становлению.                                                                    
                                                                                
Действительно, законопроект вызывает острую дискуссию сегодня в                 
профессиональном сообществе, тут дело как раз таки в деталях его применения,    
и об этом сегодня мы с вами говорили, и Татьяна Юрьевна сказала об этом. Да,    
сегодня к законопроекту есть ряд вопросов, и в первую очередь к самому          
порядку и условиям допуска студентов к занятию педагогической деятельностью -   
как уже было сказано, документ будет представлен ко второму чтению совместно    
с Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования и        
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Это уже было      
озвучено Любовью Николаевной, и на заседании нашего комитета мы очень активно   
это обсуждали. Вопросы такие: на какие категории студентов будет                
распространяться этот законопроект, студенты каких курсов будут обладать        
правом заниматься педагогической деятельностью? Наконец, будут ли на них        
распространяться те льготы, которые сегодня есть у учителей? Ну и ещё ряд       
других вопросов. Полагаем, что проект указанного порядка будет разработан и     
представлен в Государственную Думу ко второму чтению и в нём мы увидим ответы   
на все эти вопросы.                                                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит концепцию этого законопроекта и предлагает    
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Власов Василий Максимович.                                
                                                                                
ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР тоже поддерживает данный законопроект, но я     
хочу обратить ваше внимание на слова моего коллеги, который выступал только     
что, он сказал о тех парламентских слушаниях, которые здесь проходили. Я        
внимательно все три с половиной часа слушал, как вы помните, Вячеслав           
Викторович Володин обращался к одному из присутствующих в зале студентов        
Московского педагогического государственного университета, вуза, выпускником    
которого я являюсь, по поводу того, какую в итоге зарплату всё-таки он будет    
получать. На что Ольга Юрьевна сказала, что раз проживает в Москве и будет      
работать в Москве, то это порядка 70-80 тысяч рублей, соответственно, если      
будет квалификация, если будет определённое количество часов и всё в таком      
духе. Но не так давно, точнее, сегодня, Росстат опубликовал информацию о том,   
какие же всё-таки зарплаты в сфере образования. Зарплата каждого пятого         
работника сферы образования оказалась меньше 15 тысяч рублей. Согласно данным   
Росстата, более 50 тысяч рублей получает лишь 15 процентов работников           
образования, а зарплату более 100 тысяч рублей получает чуть менее 3            
процентов.                                                                      
                                                                                
Вот у меня небольшая просьба: когда в следующий раз мы будем проводить такие    
же замечательные парламентские слушания, поясните, всё-таки на какие данные     
мы, депутаты Государственной Думы, должны ориентироваться - на данные,          
которые нам приводят избиратели, на данные, о которых нам говорят учителя, на   
данные, которые даёт министр или всё-таки на данные, которые представляет       
Росстат? Потому что, принимая данную инициативу, я прекрасно понимаю, какая в   
итоге зарплата ждёт молодых ребят и девушек, которые окончили Московский        
педагогический государственный университет, - я уверен, что явно не 70 тысяч    
рублей.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Конечно, этот   
законопроект надо поддержать: надо дать студентам возможность себя              
попробовать, поработать в школе и, может быть, удастся хоть чуть-чуть снять     
реальный дефицит педагогических кадров. Но мы хотим подчеркнуть, что это        
паллиативное решение, и я скажу в продолжение выступления депутата Власова      
вот о чём. В очередной раз цитирую данные Общероссийского народного фронта:     
опросили 1,3 тысячи педагогов - 44 процента из них заявили, что в школах не     
хватает математиков, 39 - что не хватает учителей иностранного языка, 30 -      
учителей русского и литературы, 26 - учителей начальной школы. Почему? Другие   
данные Общероссийского народного фронта - рабочая неделя у учителя              
перегружена: 68-70 часов, при этом в 53 из 85 регионов Российской Федерации     
каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей. Коллеги, если мы не      
поменяем статус учителя, сколько бы мы ни привлекали студентов, в школе всё     
равно работать будет некому.                                                    
                                                                                
Законопроект прошу поддержать, но прошу помнить и об этих данных                
Общероссийского народного фронта, когда мы принимаем закон о бюджете и другие   
законы.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик будет        
выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Нет.                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.