Заседание № 242

22.10.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 699828-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ с добросовестными концессионерами без проведения конкурсных процедур).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4963 по 5420 из 6114
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О концессионных соглашениях". Доклад официального представителя          
правительства статс-секретаря - замминистра экономического развития Алексея     
Игоревича Херсонцева.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!              
Правительством подготовлен законопроект, которым предлагается донастроить       
механизм концессии в ЖКХ, чтобы сократить сроки перезаключения соглашений на    
новые. В настоящее время перезаключение соглашений с добросовестными            
концессионерами может растягиваться на срок до полутора лет.                    
                                                                                
Как это будет работать? Действующий концессионер получает преимущественное      
право на заключение нового соглашения, но не ранее чем за два года до           
окончания действующего он сможет представить в муниципалитет свои предложения   
о дальнейшей модернизации коммунальных сетей, об улучшении качества,            
надёжности их работы и так далее. Если они устраивают муниципалитет, то         
принимается решение о заключении нового концессионного соглашения с учётом      
позиции субъекта Российской Федерации. Если же решение не подписывается, то     
регион уже рассматривает предложения других инвесторов.                         
                                                                                
В законопроекте фиксируем базовые требования к такому концессионеру: он         
должен выполнять текущие работы качественно и в срок, предложить условия,       
аналогичные действующему соглашению и не хуже, чем у других инвесторов. Как и   
при заключении первого соглашения, должен быть зафиксирован минимальный объём   
обязательных инвестиций концессионера.                                          
                                                                                
Законопроект согласован со всеми профильными ведомствами. Просим поддержать.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Максима Анатольевича Топилина.                                         
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей Игоревич изложил     
суть предложенного законопроекта, подготовленного правительством. Я хотел бы    
обратить ваше внимание на то, что мы постоянно работаем над                     
совершенствованием законодательства о концессионных соглашениях. У нас на       
рассмотрении находится ещё несколько законопроектов, которые обеспечивают       
надёжность и гарантии того, чтобы должным образом осуществлялись инвестиции,    
с тем чтобы недобросовестные участники этого рынка были выведены из-под этого   
законодательства.                                                               
                                                                                
В данном законопроекте предлагается упростить процедуры перезаключения          
соглашений. Хотел бы обратить ваше особое внимание на то, что это               
предлагается дать как опцию для концедента - органа исполнительной власти       
субъекта Российской Федерации, или муниципалитета, или федерального             
правительства, только при условии добросовестности исполнителя действующего     
концессионного соглашения. Мы на заседании комитета тоже внимательно            
рассматривали этот вопрос, и у нас есть заключения и Счётной палаты, и          
Генеральной прокуратуры. В случае поддержки законопроекта нам придётся более    
точно и более детально прописать обстоятельства добросовестного исполнения      
действующего концессионного соглашения. На это мы обратили внимание, и с этим   
Министерство экономического развития согласно. Это первое.                      
                                                                                
Второй момент, который тоже требует дополнительного рассмотрения в              
последующем, - это то, что связано именно с процедурами размещения и            
процедурами проведения вот этого механизма продления. Мы исходим из того - и    
это было официальным представителем правительства на заседании комитета         
подтверждено, и сейчас мы с коллегами в зале это тоже обсуждали, - что          
звучащее в законе так называемое новое соглашение без конкурса не означает,     
что никто больше не принимает участия и не может конкурировать с действующим    
концедентом, нет. Когда орган исполнительной власти направляет такое            
предложение действующему концессионеру, в любом случае вывешивается в           
соответствии с законодательством в информационных системах это предложение, и   
те, кто хочет принять участие в процедурах и предлагает условия                 
соответствующие, лучшие, могут в том числе поучаствовать в этих процедурах.     
Здесь никакого автоматического продления, безусловно, не предусмотрено. Это     
очень важно, и это нам тоже придётся ко второму чтению более детально           
прописать.                                                                      
                                                                                
Комитет по экономической политике поддержал данный законопроект. Комитеты по    
энергетике, по региональной политике, по строительству и                        
жилищно-коммунальному хозяйству также поддерживают законопроект. Просьба        
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Игоревич, сколько сегодня, по вашим данным,    
так называемых добросовестных концессионеров относительно общего количества     
заключённых концессионных соглашений? Это первый вопрос.                        
                                                                                
Второй вопрос: имеет ли право муниципалитет либо орган государственной власти   
отказаться от следующего заключения концессионного соглашения, или он, как в    
малом бизнесе, обязан будет заключить при наличии всех условий?                 
                                                                                
Ну и третий вопрос. Вы сказали, что если какой-то конкурент предложит условия   
лучше... точнее, концессионер должен предложить условия не хуже, чем у          
остальных. Как можно оценить, не проводя конкурсных процедур, хуже они, лучше   
и тому подобное?                                                                
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Алексей Владимирович, спасибо большое за вопросы.               
                                                                                
Добросовестный или недобросовестный, всегда можно оценивать по каким-то         
фактам. В целом у нас в сфере ЖКХ заключено примерно 2540... ну, не примерно,   
а именно 2548 концессионных соглашений. За период работы в сфере ЖКХ по         
решению суда прекращено действие 132 документов, то есть фактически в           
принудительном порядке было расторжение, по соглашению сторон - 880. Базово     
исходим из того, что по требованию публичной стороны, с которым, как правило,   
она обращается, расторгнуто 132 - это, получается, около 5 процентов.           
                                                                                
Что касается права, здесь, безусловно, решает муниципалитет, у муниципалитета   
точно нет никаких обязанностей принимать предложение о продлении соглашения.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, с учётом того, что в прошлом отопительном сезоне    
были массовые аварийные ситуации на жизненно важных объектах теплоснабжения,    
в том числе и на объектах, переданных по договорам концессии (в Подольске,      
как мы помним, порядка 170 домов были отключены, люди остались без тепла, и     
других городах), скажите, пожалуйста, не планирует ли государство передавать    
объекты теплоснабжения в государственную собственность? Кстати, котельная в     
Подольске была передана в муниципальную собственность.                          
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Анжелика Егоровна, этот вопрос, конкретно вопрос передачи в     
собственность тех или иных объектов ЖКХ, в данном законопроекте не решается.    
Законопроект затрагивает те, по которым решения о концессиях уже были           
приняты.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович.                                    
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Алексей Игоревич, мой вопрос был связан с добросовестностью, в принципе вы на   
него ответили.                                                                  
                                                                                
И в качестве комментария к словам Максима Анатольевича о процедуре. Я хотел     
также обратить внимание на то, что мне кажется некорректным: в пояснительной    
записке звучат слова "без конкурсных процедур", то есть это означает, что нет   
никакой конкуренции, нет никакого развития конкуренции, и это совершенно        
неправильно. В то же время условия, которые инициативой создаются для           
добросовестного инвестора, важные с точки зрения и сроков, и качества, и        
перспективы продолжения работы. Я предложил бы вот на этот момент во втором     
чтении обратить внимание.                                                       
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо, Айдар Раисович. Критика принята. Я поэтому слово       
"бесконкурсные" не употреблял.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Игоревич, прежде чем задать вопрос, хотелось    
бы уточнить, что концессия в сегодняшних реалиях, к сожалению, является одним   
из способов прихватизации государственной собственности. Мы прекрасно           
понимаем, что заключать концессионные соглашения в отношении ваших              
инфраструктурных объектов смогут компании избранного узкого круга лиц, я имею   
в виду наш олигархат, который, несомненно, на эти цели возьмёт средства,        
финансы из бюджета страны. Вопрос: зачем создавать очередную коррупционную      
схему, в результате применения которой страна останется без объектов            
жизнеобеспечения, а народ при этом ещё больше погрузится в нищету? И            
правильно ли будет в таком случае утверждать, что сегодня бюджет не имеет       
средств на модернизацию и техническое оснащение важных объектов                 
жизнедеятельности... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое, Вячеслав Михайлович, за вопрос.                
                                                                                
Дело в том, что всё наше законодательство о государственно-частном              
партнёрстве, законодательство о концессионных соглашениях обеспечивает          
институциональные возможности для привлечения частных инвестиций в том числе    
в ту сферу, где мы раньше обходились только государственными средствами,        
поэтому это не вопрос противопоставления государственных инвестиций и частных   
инвестиций, это вопрос привлечения частного капитала в развитие                 
соответствующей инфраструктуры. Не могу с вами согласиться в части оценок,      
которые вы дали. Отмечу, например, что за последние три года, с 2022 по 2024    
год, по оценкам регионов, которые они нам представили, инвестиции               
концессионеров составили 62 миллиарда рублей. При этом в целом частные          
инвестиции, заявленные в концессионных соглашениях, а я напомню, что они        
предусматривают гарантированный объём инвестиций, составляют порядка            
1 триллиона рублей. Поэтому мы вашу оценку не разделяем.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич.                                
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, в продолжение предыдущего вопроса. Прошедшая        
зима, да и подготовка к новому отопительному сезону показали, что пора          
заканчивать с концессионерами и передавать стратегические отрасли -             
теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение - либо         
регионам, либо муниципалитетам. В Омске, по заявлению мэра и руководителя       
тепловой компании, 70 процентов тепловых сетей находятся в                      
неудовлетворительном состоянии. Много вопросов к омскому водоканалу, которым    
владеет Фридман, особенно сейчас в связи с СВО. Организации получают прибыль,   
но недостаточно инвестируют в обновление и модернизацию, что в конечном итоге   
приводит к чрезвычайным ситуациям и к дополнительным расходам потребителей,     
которые не должны платить ещё и в карманы частников. Ваша позиция по этому      
вопросу?                                                                        
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Андрей Анатольевич, вопрос, который мы рассматриваем, - это     
вопрос о том, чтобы не допустить ситуации, при которой в ряде случае может      
происходить провал на полтора-два года, когда сети остаются без обслуживания.   
Законопроектом предусматривается, чтобы в тех случаях, когда управление         
концессией, управление сетью было признано надлежащим, когда права              
концессионера и когда его обязательства признаны максимально выполненными,      
сделать так, чтобы дать возможность продления отношений с ним, не выходя в      
затяжные истории, которые сейчас могут полтора-два года занимать, а в это       
время стоит вопрос о том, кто отвечает за управление. Вот как раз для того,     
чтобы не допускать в эти периоды безответственности по сетям, которая могла     
бы в том числе привести к авариям, этот законопроект мы и предлагаем принять.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, вопрос следующий. На самом деле вы сказали, что     
только 5 процентов концессионных соглашений, которые сегодня заключены,         
неэффективны, но я позволю себе усомниться в этой цифре. Сегодня надо не        
облегчать процедуру перезаключения этих соглашений, а наоборот. Сегодня         
страдают от того, что взятые на себя концессионные обязательства не             
исполняются, и страдают сегодня субъекты, муниципалитеты, бюджет страдает.      
Вот сегодня на встрече с министром строительства и ЖКХ другая цифра             
прозвучала: только 12 процентов концессионных соглашений содержат               
инвестиционную составляющую. Вот как вы к этой проблеме, так сказать,           
относитесь?                                                                     
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое. Ренат Исмаилович, когда я говорил про 5        
процентов, это не была оценка "эффективно - неэффективно". Был задан вопрос,    
и я сказал, сколько уже было прекращено концессионных соглашений в сфере ЖКХ,   
сказал, что по решению суда их было прекращено 132, что показывает, что         
инструменты расторжения соглашений существуют, а по соглашению сторон - 880.    
Это означает, что для тех случаев, когда работа концессионера была              
неудовлетворительной либо условия не совпали и так далее, правовые              
инструменты есть. Это первое.                                                   
                                                                                
Второе, что и Максим Анатольевич подчеркнул с трибуны, и я тоже пытался         
подчеркнуть, - это то, что мы говорим о возможности продления соглашения как    
раз для тех концессионеров, которые показали хорошие результаты своей работы,   
именно для добросовестных, с тем чтобы они дальше могли работать. Вот о чём     
идёт речь.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, ответьте, пожалуйста. Правильно ли я понимаю, что   
если концессионер, частный концессионер берёт на себя инвестиционные            
обязательства, то встречные обязательства со стороны, подписавшей               
концессионное соглашение, а это либо муниципалитет, либо регион, также ведь     
есть, это обязательства, которые гарантируют ему получение определённого        
дохода, или нет? Есть ответственность бюджета за исполнение этих                
обязательств?                                                                   
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Значит, здесь смотря о какой ответственности вы говорите.       
Базовая суть концессионного соглашения состоит в том, что мы гарантируем на     
этот срок, что лицо будет управлять этими сетями, по согласованному тарифу      
будут оплачиваться эти услуги, а лицо обязуется осуществить соответствующие     
инвестиции в эти сети. Если в рамках обязательств, которые на себя стороны      
принимают, какие-то из этих обязательств будут нарушаться, ну, здесь обычная    
гражданско-правовая ответственность тоже существует.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
Максим Анатольевич, присаживайтесь.                                             
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на ту цифру,    
которую нам назвал сегодня Файзуллин: 12 процентов - это те концессионные       
соглашения (от их большого числа), которые реально имеют инвестиционную         
составляющую. То есть, по сути, это и есть настоящие концессионные              
соглашения, остальные - это скрытые договоры аренды, это разного рода           
непонятные отношения, которые возникают между муниципалитетами, органами        
государственной власти. Они не являются концессиями, концессионер совершенно    
ничего не вкладывает в эту систему. Более того, в подавляющем большинстве       
случаев через 10 лет или через 15 лет, на сколько эта условная концессия        
рассчитана, город или область получают сети, свои же сети, в ещё более          
запущенном состоянии, чем они были на момент принятия. Поэтому в этом смысле    
нельзя ориентироваться на 145, вернее, на 132 соглашения, расторгнутых в        
судебном порядке, и на 880 - по соглашению сторон, хотя мы с вами прекрасно     
понимаем, что просто так расторгаться они тоже не будут, скорее всего, из-за    
виновных действий этого концессионера, а это уже 40 процентов. Это, по          
большому счёту, очень серьёзно.                                                 
                                                                                
Что нам предлагается? Ну вот если там всё хорошо, если там нет каких-то         
замечаний и при этом условия будут предложены не хуже, чем у других, скажем,    
конкурентов (непонятно опять же, кто будет определять, хуже или не хуже, кто    
эти условия будет сравнивать каким-то образом), то тогда, если было десять      
лет, продляется ещё на десять лет, если было 15 лет - ещё на 15 лет. У нас      
есть организации, которые хорошо готовят, например пирожки пекут, и продают в   
какую-то контору: вот они пять лет хорошо продавали - давайте им ещё на         
десять лет продлим. Нам сегодня предлагают приблизительно такую же              
альтернативу, только по концессиям.                                             
                                                                                
И самый главный момент - вопрос контроля. Мы его тоже обсуждали. Пока нет       
эффективного контроля со стороны муниципальных органов - у них зачастую         
просто специалистов нет, чтобы оценить, вкладываются деньги, не вкладываются,   
в каком объёме, меняются сети или не меняются, хотя это всё предусмотрено       
действующим законодательством, - вот вообще эти концессии рассматривать как     
такой элемент развития, особенно в сфере ЖКХ, не приходится. Неудивительно,     
что сегодня и министр, а до этого и заместитель председателя правительства      
говорили о государственном крене, о том, что сегодня надо в наших субъектах     
создавать крупные государственные компании, ответственные за тепло,             
ответственные за водоснабжение, ответственные за электроснабжение, по           
большому счёту, и на их базе уже строить эту коммунальную инфраструктуру.       
Ведь совершенно очевидно, что любой концессионер приходит не только оказывать   
услуги, но и получать прибыль, а деятельность в сфере коммунального хозяйства   
должна быть либо, скажем так, бесприбыльной, по большому счёту, и               
государственные как раз компании, и те МУПы и ГУПы, о которых мы говорили (я    
прошу чуть-чуть добавить время), эту функцию прекрасно выполняли бы - очень     
жаль, что с 1 января 2025 года заканчивается их действие, может быть, продлим   
ещё, - либо, второй вариант, этот контроль уровня доходов, уровня прибыли       
должен быть абсолютно жёстким. Сегодня его нет вообще: что зарабатывает, как    
зарабатывает, меняет или не меняет - в подавляющем большинстве случаев наши     
муниципальные образования не имеют к этому никакого отношения и не имеют        
возможности это проверить. Поэтому мы говорим: давайте создадим орган...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Создадим орган на уровне органа государственной власти для       
контроля за исполнением концессионных соглашений, сделаем прозрачными все       
условия, которые есть, будем заключать концессионные соглашения, где они        
действительно, реально будут называться концессионными, и только после этого    
уже будем возвращаться к вопросу о передаче, продлении и тому подобном.         
                                                                                
На сегодняшний день мы не видим возможности проголосовать за этот               
законопроект. Будем голосовать против.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
От фракции, поставьте время.                                                    
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!                
Представитель правительства абсолютно прав, действительно, если исходить из     
добросовестности обеих сторон концессионного соглашения, то процедуру           
продления, конечно, нужно упрощать, с этим мы согласны. Но у нас большие        
сомнения в том, что обе стороны добросовестно здесь себя ведут, вот в чём       
вопрос-то. И практика показывает, что на самом деле - это, кстати, отмечено     
ещё и в заключении комитета по ЖКХ - всё-таки коррупционная составляющая...     
надо как-то там предусмотреть, чтобы этих возможностей не было. Получается,     
что бюджет берёт на себя обязательство, что концессионер вложил какие-то        
деньги и будет получать гарантированный доход независимо ни от чего, а если     
что-то происходит, идёт не так, то бюджет выплачивает. И таких ситуаций очень   
много. Тогда, спрашивается, почему бюджет сам не может вложить деньги и         
фактически гарантировать исполнение всех публичных обязательств перед           
гражданами? Он в любом случае это должен делать. То есть получается такая       
интересная ситуация.                                                            
                                                                                
Поэтому, коллеги, мы за этот законопроект голосовать не будем, хотя, ещё раз    
подчёркиваю, если только этот законопроект рассматривать и рассматривать        
ситуацию, когда обе стороны действуют добросовестно, то, конечно, он            
правильный, но, видя ситуацию в целом в стране, мы понимаем, что фактически     
открываем возможность, коррупционную возможность для продления ситуации,        
когда деньги бюджета просто перетекают в частные руки, хотя можно было бы и     
без этого обойтись.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кошелев Владимир Алексеевич, пожалуйста.                  
                                                                                
От фракции - поставьте время.                                                   
                                                                                
КОШЕЛЕВ В. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Представленный законопроект несёт в себе        
большие коррупционные риски. Концессии в ЖКХ - это не просто соглашения, это    
план работы со стратегически важными объектами инфраструктуры: тепло, вода и    
все энергосистемы - это обеспечение жизни и здоровья наших граждан. Просто      
заявить о желании, что ты хочешь продлить концессию, крайне недостаточно. Тем   
более нельзя рассматривать такие инициативы, пока Счётная палата не             
представила на рассмотрение Госдумы результаты аудита всех концессий в сфере    
ЖКХ, о чём мы с вами договаривались. Напомню всем, что в начале этого года мы   
дали поручение Счётной палате провести полный аудит всех концессионных          
соглашений в ЖКХ, так как там очень и очень много нареканий. Концессионер       
обязан публично отчитаться о вложенных средствах и представить всю информацию   
о проведённой модернизации сетей, дальше он должен уже всех ознакомить          
публично, опять же я повторюсь, обо всех планах, которые будут зафиксированы,   
о том, что ещё планируется в дальнейшем модернизировать и изменить в тех        
сетях, которые он забрал себе по концессии.                                     
                                                                                
Так что данный законопроект фракция ЛДПР не будет поддерживать и будет          
голосовать против.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравченко Денис Борисович.                                                      
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну что ж, сегодня мы с       
вами рассматриваем законопроект, который совершенствует текущий порядок         
реализации концессионных соглашений в ЖКХ. Вот здесь звучат критические         
выступления наших коллег и иногда партнёров по принятию законопроектов,         
представителей других фракций. Дорогие друзья, но мы с вами в эти дни           
рассматриваем бюджет Российской Федерации - разве у нас есть возможность из     
бюджетных средств полностью найти средства, значительные средства для полного   
приведения жилищно-коммунального комплекса в порядок? По-моему, нет таких       
возможностей у нас. Я вам скажу, что только за текущий год, за девять месяцев   
2024 года, в сферу ЖКХ привлечено более 155 миллиардов рублей в рамках          
концессионных соглашений. Сегодняшний законопроект позволяет нам                
усовершенствовать систему концессий и работы с концессиями в области ЖКХ.       
Очень важно подчеркнуть, что проектируемая норма предусматривает право          
продления только для добросовестного концессионера, это принципиально важно,    
и здесь муниципалитет, то есть концедент, обладает этим правом. И мы с вами     
будем это контролировать.                                                       
                                                                                
Понятно, что есть ещё над чем работать. Максим Анатольевич Топилин,             
председатель Комитета по экономической политике, сказал, что у комитета есть    
ряд замечаний, мы с этими замечаниями во фракции согласны, поэтому              
законопроект, безусловно, будет доработан ко второму чтению. Но в первом        
чтении "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за принятие этого законопроекта.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик - заключительное слово? Нет. Полномочный представитель президента?    
Правительства? Нет. Содокладчик?                                                
                                                                                
Топилину включите микрофон.                                                     
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы     
всё-таки внести некоторую ясность, с тем чтобы мы немножко... ну, говорили      
правильными терминами и смотрели, как у нас работает законодательство. Так      
вот в законодательстве о концессиях в сфере ЖКХ, в теплоснабжении,              
теплоотведении и водоснабжении, о чём идёт речь в данном законопроекте,         
бюджетных расходов нет, там поток за счёт тарифа, за счёт оплаты услуг,         
которыми мы с вами все пользуемся, бюджетных денег там нет. Просто вот здесь    
несколько раз это прозвучало.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", пункт 25.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           76 чел.16,9 %                                    
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.