Заседание № 160

12.04.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 69946-3 "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (в части предоставления общинам коренных малочисленных народов прав территориального общественного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5441 по 5580 из 7128
БИЧЕЛДЕЙ К. А., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я прошу сейчас              
рассмотреть пункт 29 "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона      
"Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера,    
Сибири и Дальнего Востока..." в связи с тем, что уже третий раз здесь в зале    
присутствует член Совета Федерации Керпельман Ефим Львович, и он готов сейчас   
доложить. Будьте добры сейчас рассмотреть. И это было бы... Закон небольшой,    
быстро пройдет.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович Рыжков.                                  
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Я просил бы все-таки идти по повестке дня. Пункт 9, к которому мы сейчас        
подошли, включается в повестку дня пятый раз. Пятый раз! В конце концов,        
давайте сегодня его рассмотрим. Я понимаю, надо и 29-й, и 26-й, но я бы         
просил все-таки 9-й пункт рассмотреть. Дальше просто нельзя тянуть с ним.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тем не менее я должна поставить предложение депутата      
Бичелдея на голосование. Кто за то, чтобы рассмотреть пункт 29 вне очереди?     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              116 чел.             64,4%                        
Проголосовало против           64 чел.             35,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    180 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Рассматриваем пункт 29.                                            
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального       
закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов     
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Доклад представителя   
Совета Федерации члена Совета Федерации Ефима Львовича Керпельмана.             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Ефим Львович, пожалуйста.                            
                                                                                
КЕРПЕЛЬМАН Е. Л., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, представляемый проект федерального закона направлен на       
совершенствование законодательства в части обеспечения прав коренных            
малочисленных народов на самоуправление в целях реализации гарантированных в    
статье 69 Конституции Российской Федерации прав этих народов. Законопроектом    
предусмотрено, что в местах компактного проживания малочисленных народов        
Севера органы местного самоуправления по предложению общин и союзов             
малочисленных народов могут наделять их отдельными полномочиями органов         
местного самоуправления и предоставлять им права территориального               
общественного самоуправления. В настоящее время статьей 11 Федерального         
закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"   
установлено, что лица, относящиеся к этой категории народов, в местах их        
компактного проживания вправе в соответствии с законами субъектов Российской    
Федерации создавать органы территориального общественного самоуправления        
малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.      
Однако общины коренных малочисленных народов, являющиеся традиционной формой    
самоорганизации этих народов, правом осуществлять функции территориального      
общественного самоуправления законодательно не наделены.                        
                                                                                
Вместе с тем Федеральным законом "Об общих принципах организации общин          
коренных малочисленных народов..." на них возложены широкие задачи в области    
социально-экономического и культурного развития этих народов. Для успешного     
решения этих задач необходимо расширение прав общин по решению социальных,      
экономических и иных вопросов на территории их деятельности. Представители      
коренных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока неоднократно выступали на     
парламентских слушаниях и "круглых столах" в Совете Федерации по этому          
вопросу, в связи с чем был разработан данный законопроект.                      
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Правительство Российской    
Федерации считают принятие закона нецелесообразным на том основании, что в      
соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об общих принципах              
организации местного самоуправления..." порядок организации и осуществления     
территориального общественного самоуправления определяется уставом              
муниципальных образований. С этим аргументом никак нельзя согласиться.          
                                                                                
Предлагаемый законопроект не определяет порядка организации и осуществления     
территориального общественного самоуправления, а лишь устанавливает общие       
положения о возможности наделения общин коренных малочисленных народов          
правами территориального общественного самоуправления, то есть определяет       
один из принципов организации этой формы самоуправления. Вам, уважаемые         
коллеги, хорошо известно, что в соответствии со статьей 72 Конституции          
Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах         
организации местного самоуправления..." установление общих принципов            
организации местного самоуправления осуществляется только федеральным           
законом.                                                                        
                                                                                
Правомерность такого подхода подтверждается и действующим законодательством.    
В статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных   
малочисленных народов..." установлено, что органы местного самоуправления по    
предложению общин малочисленных народов могут наделять их отдельными            
полномочиями органов местного самоуправления. Если следовать аргументации       
Правительства, то это положение является противоправным, поскольку              
регулирование деятельности местного самоуправления в соответствии со статьями   
5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного              
самоуправления..." относит их к полномочиям органов государственной власти      
субъектов и органов местного самоуправления. Однако это не так, поскольку в     
указанном случае речь также шла только об установлении общих принципов          
организации местного самоуправления, с чем вы, надеюсь, согласитесь. Но если    
этим законом уже определена возможность наделения общин функциями местного      
самоуправления, то почему же им не дать возможность предусмотреть это и в       
отношении территориального общественного самоуправления, которое является       
более простой формой самоуправления граждан? Наделение общин этими функциями    
не является предоставлением им каких-то льгот, а возлагает на них большую       
ответственность за решение сложных вопросов на территории их деятельности,      
способствует включению этих народов в современные общественные отношения. Как   
с правовой, так и с практической точки зрения это является вполне               
обоснованным и разумным решением.                                               
                                                                                
В самом деле, функции общины и территориального общественного самоуправления    
во многих вопросах пересекаются. Создание на одной территории двух              
параллельных структур - общины и территориального общественного                 
самоуправления, - решающих одни и те же задачи, может привести и приводит к     
дублированию их функций и возникновению конфликтных ситуаций.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вышел на эту трибуну, с тем чтобы довести до вашего        
сознания боль и горечь коренных малочисленных народов, которые хотят решать     
эту проблему своими силами. Я понимаю, что Правительство против принятия        
этого закона, координационное совещание Государственной Думы тоже против,       
поэтому я решился выйти на эту трибуну, чтобы еще раз рассказать о тех          
подходах к этой проблеме, которые видит Совет Федерации, и прошу снять          
рассмотрение этого вопроса с повестки дня, дальше не рассматривать, с тем       
чтобы вместе с координационным совещанием и с Правительством дальше решать      
этот вопрос. Если вы проголосуете против, значит, работать дальше над этим      
законопроектом нельзя будет. Спасибо.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, нам нет необходимости          
голосовать, раз автор...                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5604 по 5716 из 7128
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Мы приступили к    
рассмотрению вопроса 29 и должны его завершить. В данной ситуации выступил      
докладчик и нужно принимать какое-то решение по этому вопросу - то ли мы        
отклоняем этот законопроект, то ли...                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он снимает, он же не просит отклонять.               
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Он его не снимает, он снимает с рассмотрения сегодня, но он уже   
доложил его. Вопрос, по сути дела, в стадии обсуждения.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ефим Львович, чтобы снять, должно быть постановление      
Совета Федерации об отзыве. Поэтому я... Вы считаете, что нужно ставить на      
голосование? Или обсуждать давайте тогда...                                     
                                                                                
Пожалуйста, еще раз, Олег Иванович.                                             
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Совет Федерации может его отозвать только своим постановлением.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сказал уже об этом.                                     
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Более того, мы приступили к обсуждению, должны закончить эту      
процедуру и проголосовать, принять решение по этому законопроекту.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Содокладчик будет выступать?                      
                                                                                
Бичелдей, пожалуйста. (Выкрики из зала.) Но сейчас будем по процедуре, да.      
                                                                                
БИЧЕЛДЕЙ К. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Тем не менее      
Комитет по делам национальностей решительно поддерживает данный законопроект    
и считает возможным его принять исходя из того, что в соответствии со статьей   
71 Конституции Российской Федерации устанавливается, что к ведению Российской   
Федерации относятся вопросы регулирования и защиты прав национальных            
меньшинств. Кроме того, статья 27 Федерального закона "Об общих принципах       
организации местного самоуправления в Российской Федерации" дает общее          
определение территориального общественного самоуправления и относит порядок     
организации и осуществления территориального общественного самоуправления к     
ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и         
органов местного самоуправления.                                                
                                                                                
Предлагаемое дополнение к статье 7 данного федерального закона не затрагивает   
порядка организации и функционирования территориального общественного           
самоуправления, что действительно может быть отражено в нормативных актах       
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а лишь        
определяет возможность наделения общин коренных малочисленных народов правами   
территориального общественного самоуправления. Предлагаемая норма носит         
рекомендательный характер.                                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по делам национальностей считает принятие          
поправки к статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации общин   
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской     
Федерации" целесообразным.                                                      
                                                                                
Кроме того, правоприменительная практика показывает, что в некоторых            
субъектах Российской Федерации общинам отказывают в таком праве, ссылаясь на    
отсутствие норм в федеральном законодательстве. Создание же параллельных        
структур самоорганизации граждан в небольших по численности, удаленных          
национальных поселках, где часть жителей ведет кочевой или полукочевой образ    
жизни, нецелесообразно.                                                         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает данный       
законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Нет. Кто хочет           
выступить по данному законопроекту? У Правительства есть вопросы? Ни у кого     
нет.                                                                            
                                                                                
Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять...                            
                                                                                
Пожалуйста, представитель Президента. Вас не было только что.                   
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Артур Николаевич, я всегда появляюсь в нужное время.             
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мне,       
правда, несколько непонятна ситуация, когда представитель субъекта права        
законодательной инициативы снимает, отзывает законопроект, а комитет            
настаивает на голосовании. Но вам решать, можете проголосовать. Но я думаю,     
что в данной ситуации представитель Совета Федерации более прав в своих         
действиях, поскольку мы будем настаивать при голосовании на отклонении          
данного законопроекта как противоречащего Конституции и закону "Об общих        
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",          
которые прямо и недвусмысленно относят регулирование вопросов                   
территориального самоуправления к компетенции субъектов Федерации. А в          
соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации федеральные         
законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации либо по     
предметам совместного ведения. Территориальное самоуправление ни Конституция,   
ни указанный мною федеральный закон не относят ни к совместному ведению, ни     
тем более к ведению Российской Федерации.                                       
                                                                                
Поэтому, учитывая коллизию между комитетом и субъектом права законодательной    
инициативы и прямое противоречие данного законопроекта Конституции, мы          
предлагаем данный законопроект отклонить.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выношу на ваше решение. Кто за то,     
чтобы принять законопроект, который был только что доложен? Прошу               
определиться голосованием по законопроекту "О внесении дополнения в статью 7    
Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных              
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской              
Федерации". Кто за то, чтобы его принять? Я, естественно, за.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               34 чел.              7,6%                        
Проголосовало против           30 чел.              6,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.