Заседание № 34
04.07.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 69711-5 "О содействии развитию жилищного строительства".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1930 по 1950 из 5878
15-й вопрос. О проекте федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства". Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера нет. Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Нет замечаний, уважаемые коллеги? Ну, если две руки от фракции - это слишком много. Если по мотивам... Рябов Николай Фёдорович, вы хотите по мотивам выступить? Кашин Борис Сергеевич записался по мотивам, спасибо. Да, и от фракции "Справедливая Россия" - Дмитриева Оксана Генриховна, спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2981 по 3097 из 5878
Пункт 15. По мотивам голосования - Кашин Борис Сергеевич от фракции КПРФ. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, это не совсем обычный законопроект, я предлагаю обратить на него особое внимание. Вот в этом законопроекте достигнуто полное соответствие между формой и содержанием. Форма рассмотрения - это исключительная спешка и нарушение Регламента Государственной Думы. Я думаю, даже есть повод для рассмотрения этого комитетом по Регламенту. А содержание проекта закона никак не стимулирует удешевление жилья, опасно для государственных организаций и открывает новые возможности для коррупции. Стараясь отличиться в скорости реакции на указ президента, разработчики оказывают ему, а главное, всем нам медвежью услугу. По форме рассмотрения. 9 июня проект внесён в Думу, 25 июня - первое чтение, пять дней - на поправки. 30 июня комитет рассматривает все эти поправки, и за пять дней из пятнадцати статей и двадцати пяти страниц стало двадцать статей и шестьдесят две страницы текста. Смысл кардинально изменился. После 30-го, до 2 июля, когда здесь мы его рассматривали, текст ещё раз изменился очень серьёзно. Здесь мы видим нарушение Регламента, потому что комитет не собирался, по крайней мере, наши депутаты от оппозиции никак не информировались, а текст серьёзно изменился. Даже сейчас, после второго чтения, внесены поправки, вряд ли относящиеся к лингвистическим. Так, если во втором чтении в статье 19 было написано, что "правительство определяет персональный состав попечительского совета фонда", то сейчас написано: "утверждает персональный состав" этого совета. Вот такая форма работы. Теперь по содержанию. Создаётся чрезвычайная комиссия по приватизации федеральной земли, и отсутствует механизм учёта государственных интересов при изъятии у государственных организаций земли и недвижимости. Не может некий аморфный орган, созданный в соответствии с этим законом, "межведомственный коллегиальный орган", как он тут назван, работающий на общественных началах и нерегулярно, решить, не совершаем ли мы непоправимую ошибку, отбирая землю и недвижимость у научно-исследовательского института или опытного сельхозпредприятия. Критерии принятия решения отсутствуют, механизм продажи участков не проработан, всё это способствует коррупции. Мы призываем всех депутатов проголосовать против этого опасного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Дмитриева Оксана Генриховна от фракции "Справедливая Россия". ДМИТРИЕВА О. Г. У фракции "Справедливая Россия" возникают опасения, что этот законопроект не о Фонде содействия жилищному строительству, а о фонде содействия образованию триллионеров. У нас есть уже миллиардеры, по числу которых мы занимаем второе место в мире, я думаю, что после активного вступления в силу этого закона мы будем занимать первое место по числу триллионеров, поскольку этот фонд по тому механизму, который в нём прописан, действительно осуществляет - не госструктура! - приватизацию самых хороших, самых дорогих земельных участков, которые сейчас находятся в государственной собственности. Фонд имеет право изъятия тех земель, которые переданы как в бессрочное пользование, так и на праве хозяйственного ведения, без согласия самих государственных учреждений. У кого фонд будет изымать земли? Он будет изымать у университетов, у научных учреждений, у музеев, у других государственных структур. Фонд имеет право вкладывать эти средства в акционерные хозяйственные общества, в коммерческие и некоммерческие организации, то есть это по сути приватизация без каких-либо механизмов и законов. То имущество, которое будет изъято в фонд, уже не будет государственной собственностью, а будет собственностью фонда, и проверять его никто не имеет права, кроме назначенной им аудиторской организации. И Счётная палата не будет иметь право осуществлять проверку его деятельности. Поэтому мы категорически против принятия данного законопроекта, и, если Государственная Дума его примет и он вступит в силу, мы вас предупреждаем, последствия будут гораздо более серьёзные, чем отрицательные последствия залоговых аукционов и той приватизации, которая уже была проведена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, уважаемые выступавшие по мотивам по данному законопроекту! Я хочу сказать, что законопроект носит явно выраженный антикоррупционный характер. А в чём заключалась коррупция, которая существовала до сих пор в отсутствие данного закона? В том, что руководители тысяч, многих тысяч государственных структур, принимая подзаконные акты, занимались, по сути дела, "прихватизацией" и продажей этих земель. Акты Счётной палаты говорят, что по 15, 20, 30 процентов земель сельхозпредприятий, различных академий, государственных учреждений за последние годы перешло в частную собственность. При этом государство либо получило какие-то абсолютно номинальные деньги, либо не получило ничего. Это было сделано с помощью махинаций. Сейчас 234-м постановлением до введения в действие ряда законодательных актов прекращены подобные операции, прекращена эта "прихватизация", и использование государственных земель будет осуществляться под контролем государства. Во-первых, я напомню, уважаемая Оксана Генриховна, что правительственная комиссия, а не фонд будет заниматься изъятием и передачей земель, именно правительственный коллегиальный орган. Второе, Счётная палата в соответствии с данным законом будет контролировать деятельность этого фонда, поэтому нет никаких сомнений, что есть все рычаги, есть все возможности, для того чтобы фонд эффективно работал, решал задачи содействия жилищному строительству, и есть все возможности контроля за деятельностью фонда. Наша фракция будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 58 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 93 чел.20,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 33
02.07.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 69711-5 "О содействии развитию жилищного строительства" (принят в первом чтении 25 июня 2008 года с наименованием "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6111 по 6581 из 10065
Переходим к пункту 33, проекту федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства". Докладчик тот же. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 25 июня, подготовлен ко второму чтению с новым наименованием: "О содействии развитию жилищного строительства". К законопроекту поступило сорок пять поправок, двадцать пять из них комитет рекомендует к принятию, двадцать - к отклонению. Ко второму чтению законопроект доработан в следующей части. По предложению правительства в законопроекте установлено правило о деятельности фонда на основании закона без утверждения устава. При этом в законопроекте максимально подробно прописаны полномочия всех органов управления фонда, установлены дополнительные формы контроля за деятельностью фонда, предусмотрено осуществление контроля со стороны Счётной палаты, создание ревизионной комиссии фонда и проведение аудита фонда независимой аудиторской компанией, отобранной на конкурсе. Доработаны процедуры подготовки и утверждения решений об использовании федерального имущества. Полномочиями по принятию таких решений наделён межведомственный коллегиальный орган, который создаётся правительством. До трёх лет увеличен срок передачи субъектам полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом, в данном случае земельными участками. Уточнены основания прекращения прав федеральных организаций на имущество, установлены особенности государственной регистрации права собственности фонда на переданное федеральное имущество, а также предусмотрено внесение изменений в Бюджетный кодекс в части распределения доходов от распоряжения федеральным имуществом между субъектами Российской Федерации и местными бюджетами. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, здесь две таблицы. Таблица 1 - двадцать пять поправок, которые комитет рекомендует принять. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 22 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Принято. Таблица 2 - двадцать поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Есть ли замечания? Есть замечание у депутата Кашина Бориса Сергеевича и депутата Романова Валентина Степановича. Пожалуйста, Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Прошу вынести на отдельное голосование и обсудить поправки 17 и 18. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 6, 14, 17 и 19. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 17-я уже вынесена. Уважаемые депутаты, других предложений нет. Ставится на голосование таблица 2, за исключением поправок 17, 18, 2, 6, 14, 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 36 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 50 чел.11,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принимается таблица. Пожалуйста, Борис Сергеевич, обоснуйте вашу позицию по поправке 17. КАШИН Б. С. Спасибо. Я вносил эту поправку в связи с тем, что вот то, что сейчас происходит... если кратко оценивать, то можно сказать, что в дикой спешке создаётся чрезвычайная комиссия по приватизации федеральной земли. Неизбежны здесь и аналогии с залоговыми аукционами 90-х годов, итог которых общеизвестен. За пять дней, которые прошли между первым и вторым чтениями, разработчики законопроекта кардинально изменили организационную форму этой чрезвычайной комиссии. И сейчас мы видим схему, когда реальная власть будет сосредоточена у генерального директора фонда и чиновников, работающих в правлении. Ответственность за принятые решения ложится на две аморфные структуры, действующие на общественных началах, - это попечительский совет фонда (кстати, очень редкий случай, когда попечительский совет оказывается высшим органом управления) и некий межведомственный коллегиальный орган, принимающий окончательное решение об изъятии земли у государственных организаций. Ответственность за последствия этих решений, принятых решений, оказывается полностью размытой. Кроме того, возникает вопрос: хотим ли мы на законодательном уровне защищать организации, решающие задачи государственной важности, или последовательно реализуем политику их притеснения? О чем идёт речь? В 2006 году вступили в силу поправки к закону "О науке и государственной научно-технической политике", ликвидировавшие норму закона о том, что, например, за Российской академией наук земля закрепляется в бессрочное безвозмездное пользование. Теперь власть движется дальше, даёт возможность указанному межведомственному коллегиальному органу распоряжаться судьбой важнейших образовательных и других государственных организаций. Предлагаемой поправкой поднимается уровень ответственности за принимаемые решения в случае, когда речь идёт об особо ценных землях - а к таким землям в соответствии с Земельным кодексом относятся, в частности, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций, - и предлагается установить, что решение об изъятии у государственных организаций земельных участков, отнесённых к особо ценным землям, принимается Правительством Российской Федерации, а не непонятным межведомственным коллегиальным органом. Прошу поддержать эту поправку. И специально обращаюсь к представителям президента и правительства с предложением критически проанализировать наличие в рассматриваемом законопроекте механизма всестороннего учёта государственных интересов в процессе приватизации федеральной земли. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Комитет не поддерживает данную поправку по следующим причинам. Если это особо ценные сельскохозяйственные земли, то, во-первых, никакого такого намерения, по крайней мере, в духе, в котором написан данный закон, и в целях данного закона нет. Это первое. Второе. В соответствии с данным законопроектом такие решения принимаются коллегиальным органом, который определяет правительство. То есть в принципе всё равно правительство несёт, скажем так, ответственность за все действия, которые примет данный коллегиальный орган. Я думаю, что уровень этого коллегиального органа будет достаточно высоким. Выносить же каждый отдельный участок на решение правительства - мы просто парализуем работу правительства, оно будет вынуждено заниматься только этими вопросами. Поэтому комитет не поддерживает данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У правительства такая же позиция? Позиция правительства совпадает с позицией комитета. Ставится на голосование поправка 17. Правительство и комитет её не поддерживают. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 53 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 18. Пожалуйста, Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Ну, вот эта поправка носит вообще минимальный характер, и её отклонение мне, вообще, кажется совершенно удивительным. Речь идёт о желании хоть в минимальной степени учесть интересы государственных организаций, которые после принятия рассматриваемого закона могут потерять землю, здания и возможность работать. Я консультировался с Российской академией наук, с сельскохозяйственной академией, которые могут здесь пострадать. Но вообще тема этого законопроекта... Если начинать с того, как она освещалась в СМИ, то смотрелось всё очень неплохо: премьер встречается с президентом Российской академии наук и, проявляя заботу о молодых учёных, говорит о необходимости строить жильё для них на землях, переданных академии наук. (Тут, кстати, возникает вопрос по поводу нашей системы улучшения жилищных условий, но пока оставим его за скобками сегодняшнего обсуждения.) Итак, исходная идея понятна - целевым образом использовать федеральную землю, в частности для строительства доступного жилья. Что же получилось в итоге проработки этой идеи в правительстве и Комитете по строительству и земельным отношениям? От заботы о науке и учёных в законопроекте остались только два слова: "технопарк" и "бизнес-инкубатор". Зато получился механизм изъятия земли, недвижимости у государственных организаций науки, промышленности, культуры и сельского хозяйства, который не предполагает даже информирования этих организаций об их несчастной доле до принятия решения об изъятии. По этому закону, если какое-то ООО решит, что земли института - ну, скажем, чтобы не отстать от моды, - нанотехнологических исследований лучше пустить под строительство, то ООО пишет об этой инициативе в орган власти субъекта Российской Федерации, а тот вправе запросить правоустанавливающие документы на соответствующий земельный участок или вообще ничего не запрашивать - и машина поехала. А ведь необходимо разобраться, если брать наш пример с нанотехнологическим институтом, нужно ли отбирать у него землю, или этот институт может через месяц осчастливить нашу страну каким-нибудь уникальным открытием. Что предлагается в поправке? Всего лишь вовремя проинформировать организацию о том, что процесс изъятия у неё земли запущен, чтобы она могла, возможно при поддержке курирующего федерального органа исполнительной власти, представить свои аргументы в создаваемый в соответствии с рассматриваемым законопроектом межведомственный коллегиальный орган, принимающий окончательное решение. Я призываю депутатов, которые работали в вузах, в академии наук, в сельском хозяйстве, поддержать эту поправку, чтобы не оказаться в неловком положении перед своими бывшими коллегами и, главное, не растерять тот потенциал, который страна смогла ещё сохранить, несмотря на варварские действия либералов-реформаторов, на счету у которых, в частности, сотни уничтоженных научно-исследовательских институтов. И вот этот закон ещё добавит, я боюсь, к этой цифре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Сергеевич! Порядок изъятия неиспользуемых земель следующий. Органы госвласти субъектов Российской Федерации направляют заявки на те земли, которые, как им представляется, используются неэффективно. Коллегиальный орган рассматривает эти заявки и принимает соответствующие решения. Автором поправки предлагается в случае направления, скажем так, неких пожеланий субъекта Федерации немедленно уведомлять эти организации. Мы считаем, что целесообразности в этом никакой нет, поскольку ещё ничего, по сути дела, не произошло, никакого изъятия не предполагается. Кому-то что-то пожелалось. И начинать будоражить целые коллективы мы не видим никакой необходимости. В то же время коллегиальный орган, регламент работы которого установит правительство, в случае рассмотрения на своём заседании вопросов изъятия, конечно же, будет уведомлять об этом данное предприятие и представители этого ведомства будут приглашаться на заседание соответствующего коллегиального органа. Поэтому поправка не поддерживается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство поддерживает данную позицию? Поддерживает. Ставится на голосование поправка 18 из таблицы отклонённых комитетом. Комитет и правительство поправку не поддерживают. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 12 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. Романов Валентин Степанович. Поправка 2. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, не буду скрывать, мы с депутатом Кашиным Борисом Сергеевичем на заседании комитета довольно много аргументов приводили. В одном случае мы услышали комментарии абсолютно неконкретные, в другом случае - полупризнания, в третьем случае, когда мы поднимали ту или иную проблему, нам говорили, что мы это уже учли. Работа над законом идёт в такой спешке, что абсолютно ясно, что он будет потом сто раз корректироваться. У нас вызывает огромную тревогу вопрос о коррупционной составляющей по этому закону. Поэтому ещё раз, прежде чем аргументировать поправку 2, обращаюсь к Комиссии по противодействию коррупции с просьбой специально рассмотреть, насколько этот закон содержит противоядие против гигантских коррумпированных операций. По существу поправки 2. В части 9 статьи 2 законопроекта говорится: фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом). Я полагаю, что если речь идёт о создании некой общефедеральной коммерческой структуры с гигантскими оборотами, то не может быть и речи о том, чтобы, создавая в рамках рынка субъект хозяйствования, коммерческое юридическое лицо, мы освободили его от ответственности за последствия его экономичного или, наоборот, бесхозяйственного поведения. Я думаю, что, если создаётся прецедент, что на рынке есть те, кто отвечает по системе банкротства, и есть те, кто не отвечает, это создаёт очень большой соблазн. Государство этим законом перекидывает в фонд огромные территории, даёт возможность перепродавать, в залог заводить и так далее и в то же время не отвечать. Поэтому призываю депутатов проголосовать за поправку 2, то есть убрать положение, что фонд не может подвергаться процедуре банкротства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! Действительно, часть 9 статьи 2 гласит, что фонд не может быть признан несостоятельным, то есть банкротом. Этим пунктом мы защищаем государственное, по сути дела, общенародное имущество от действий недобросовестных чиновников. Оно изымается для целей общественных, для целей создания эффективного рынка жилья и для целей повышения доступности жилья. Поэтому комитет поправку не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 41 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 6. Пожалуйста, депутат Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, в пункте 9 части 3 статьи 3 указывается, что фонд разрабатывает и предоставляет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям методические и иные материалы в области территориального планирования, градостроительного зонирования и так далее. С этим я согласен. Но я полагаю, что для того, чтобы фонду избежать - говорилось, государство будет на страже этого дела - соблазна всю свою деятельность превратить только в погоню за прибылью и наживой, необходимо дополнить норму двумя словами, установив, что он предоставляет субъектам Федерации и муниципальным образованиям указанные материалы на безвозмездной основе. Хоть одно будет деяние безвозмездное на фоне того, что сам фонд получит огромные суммы и средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович, позиция комитета. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! Эта поправка представляется нам избыточной, поскольку данные функции фонда, вообще говоря, не являются возмездными. То есть по определению в соответствии с законом он всё и так передаёт на безвозмездной основе, это и так следует из текста законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 6 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 39 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 14. Обосновывает депутат Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, часть 5 статьи 4 оговаривает условия, что фонд проводит аукционы по продаже земельных участков фонда... Обратите внимание, перед этим звучало, что государственная структура, а земли уже становятся землями фонда, то есть он собственник. И меня поразило, что предложения членов Совета Федерации в этой части тоже были отклонены. Я продолжаю: проведение фондом аукционов по продаже земельных участков... И в конце, после этого перечня говорится: по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Я понимаю, когда право на продажу земельного участка, но никак не могу согласиться с тем, что даже право на заключение договоров продаётся. Это ведь, получается, как у Чичикова - мёртвые души. Понятно право собственности, но непонятно право на продажу права. Я думаю, что депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", многие из них, зная, что такое бизнес, согласятся, что это уж чересчур. Призываю депутатов проголосовать в поддержку моей поправки 14. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! У нас земельными участками для различных целей можно владеть на самых различных основаниях, в том числе на основании права собственности, права аренды, права постоянного (бессрочного) пользования и так далее... И совершенно непонятно, почему нужно в данном конкретном случае ограничивать только правом собственности, хотя масса случаев, когда это не нужно, и организатор аукциона сам выберет, на каком праве он будет предоставлять этот участок. Комитет не поддерживает поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 14. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 15 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. И поправка 19, поскольку 17-ю уже обосновал Кашин. Пожалуйста, Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. В данной поправке говорится... Я хочу обратить внимание депутатов, в том числе и большинства, на то, что в первом варианте законопроекта, который мы принимали четыре дня назад, говорилось о праве любого юридического или физического лица обращаться к властям субъектов с инициативой о включении земельных участков в перечень, а те обязаны были... Заметьте, любое физическое лицо по первоначальному варианту могло подать, пальцем показать, а власти субъекта Федерации обязаны были подчиниться этому физическому лицу и бегом определяться. Но потом нам на заседании комитета говорят, что эту часть они исправили, слава богу. Моё предложение, коли речь шла о таком всеобщем, тотальном рассмотрении... Все теперь компетентны, все могут ткнуть пальцем и сказать: вот земля, которую нужно загнать в жилищное строительство. Моя формулировка звучит так: "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение месяца (так и в основном тексте - месяц) рассматривают обращения, указанные в абзаце втором, запрашивают отзыв собственника недвижимого имущества на данном земельном участке и принимают мотивированное решение о включении (или об отказе от него) в перечень земельных участков". По-русски говоря, одна грань землю забирает, другая грань забирает имущество, собственность, принадлежащую Федерации в лице ФГУПа, ГУПа и других. Вот мне кажется, что, если уж у нас рынок и если новый собственник хочет забрать не только землю, но и строения на ней, надо по крайней мере проинформировать этого собственника и мотивацию привести, если принимается такое решение, потому что в моём понимании одна проблема - это земля, а другая проблема - то, что на этой земле построено. Федерация так легко хочет расставаться со своим имуществом, что просто поразительно. Да, жильё нужно, мы за увеличение объёмов жилищного строительства, мы за то, чтобы и федеральные, и областные, и местные земли более эффективно использовались, но фракция Компартии призывает большинство Государственной Думы затормозить и ещё раз подумать, сколько уже десятков раз мы принимали законы, которые через полгода или год начинают кардинальным образом дорабатываться. Вот это тот самый случай. Мы призываем вас к взвешенному подходу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! В данном случае поправка представляется избыточной и противоречащей концепции законопроекта, поскольку органы госвласти субъектов Российской Федерации вообще не принимают никаких решений, они просто составляют некий перечень и направляют его в правительство, лишь коллегиальный орган правительства по процедуре, установленной правительством, принимает решение. Поправка противоречит вообще всей логике законопроекта и не может быть поддержана комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 19 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 18 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. Уважаемые депутаты, мы рассмотрели обе таблицы поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 55 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 31
25.06.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 69711-5 "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5548 по 6233 из 8613
Уважаемые депутаты, мы сегодня при обсуждении повестки дня договорились, что первым из законопроектов первого чтения мы рассмотрим проект закона "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства" (пункт 25 повестки дня). Законопроект представит председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в соответствии с указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, и этот указ был зарегистрирован под номером 1. Уже одно это говорит о важности той проблемы, которая поднимается в данном законопроекте. Законопроект устанавливает особенности создания и правового положения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, а также возможность передачи полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Основные цели деятельности фонда: содействие развитию жилищного строительства и соответствующей инфраструктуры, создание промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. Для достижения этих целей предлагается наделить фонд следующими функциями: дать ему право проведения аукционов для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, проведения аукционов по продаже земельных участков для строительства предприятий по производству стройматериалов, создания промышленных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов, а также подготовки заключения о целесообразности или нецелесообразности использования находящихся в федеральной собственности земельных участков и федерального недвижимого имущества для жилищного и иного строительства. Законопроект устанавливает процедуру формирования перечня имущества, дальнейшее использование которого для нужд Федерации нецелесообразно. Законопроект допускает возможность передачи полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации при условии утверждения генеральных планов, утверждения правил землепользования и застройки, утверждения программы комплексного освоения систем коммунальной инфраструктуры. Принятие законопроекта позволит установить эффективные механизмы вовлечения федеральных земель в хозяйственные обороты и будет способствовать увеличению объёмов жилищного строительства. Вместе с тем, по мнению комитета, ко второму чтению необходимо доработать законопроект в следующей части: конкретизировать цели передачи субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, уточнить полномочия органов управления и отдельные функции фонда, соотнести положения законопроекта с законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". На законопроект получено заключение Правительства Российской Федерации, в котором даны отдельные замечания по проекту. Комитет в целом поддерживает проект федерального закона "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Так, я вижу три руки: Кашин, Романов и кто-то ещё был. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, нет, тогда давайте запишемся, я вижу, ещё появились руки. Пожалуйста, включите запись. Покажите список записавшихся. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Два вопроса. Первый - точка зрения регионов, если она запрашивалась. И второй. В заключении правительства говорится о том, что потребуются денежные средства, а расчёт их будет произведён после года деятельности. Я думаю, что, если бы любой депутат фракции КПРФ внёс законопроект, по которому было бы подобное заключение, он не был бы рассмотрен. Технико-экономическое обоснование должно быть к моменту рассмотрения. А здесь само правительство написало чудо-юдо - что год фонд поработает без технико-экономического обоснования и без денег, а потом будет решаться вопрос, какие же деньги нужны. Как понимать это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, я не согласен с тем, что вы сказали. На самом деле, фонд, во-первых, изначально будет наделяться имуществом, земельными участками. А основные денежные средства, которые будут поступать в фонд, - это средства от реализации этих участков. Они же будут направляться на цели, поставленные фондом, на подготовку различных проектов комплексного освоения территорий и на иные цели, которые обозначены фондом. Поэтому противоречий каких-то серьёзных я не вижу. Действительно, есть моменты, о которых вы справедливо сказали, наверное, здесь есть определённые неточности, но мы ко второму чтению, Валентин Степанович, обязательно всё уточним. Приходите в комитет, и мы вместе с вами поработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Напоминаю, Мартин Люцианович, что вы не ответили на вопрос, давали ли субъекты Федерации какие-то замечания, отзывы. ШАККУМ М. Л. А, субъекты Федерации. Сейчас ещё поступают отзывы субъектов Федерации, но большинство... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мне что, ставить вопрос о лишении кого-то из депутатов слова? Я не слышу, что говорит Шаккум, потому что вы говорите громче, чем он. Отвечайте, пожалуйста, Мартин Люцианович. Отзывы субъектов Федерации? ШАККУМ М. Л. Отзывы субъектов Федерации. Мы получили отзывы тринадцати субъектов Федерации, все тринадцать отзывов положительные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Мартин Люцианович, по-простому поясните, пожалуйста, каким образом принятие данного закона увеличит количество строящихся квадратных метров жилой площади. Я этого не понимаю. При чём тут этот закон? Это раз. И второе. Каким образом влияет количество земельных аукционов на расширение жилищного строительства? По-простому, пожалуйста, без всяких выкрутасов. ШАККУМ М. Л. Предельно просто постараюсь ответить на ваш непростой вопрос. Законопроектом предполагается вовлечение в оборот значительного количества федеральных земель в целях жилищного строительства, в первую очередь малоэтажного строительства. Земельные участки, которые будут переданы фонду, будут выставлены на аукцион для их комплексного освоения, причём будут подготовлены уже определённые документы по планировке территории, то есть можно будет строить то, что конкретно там будет обозначено. Кроме того, за счёт вырученных от реализации этих участков средств эти проекты будут оснащаться объектами инженерной и социальной инфраструктуры, что сегодня является, в общем-то, главным тормозом на пути, скажем так, увеличения объёмов строительства. То есть средства, вырученные от продажи федеральных земель, будут направляться на развитие инженерной и социальной инфраструктуры. Также будут специально выделены земли под бизнес-парки, бизнес-инкубаторы, предприятия стройиндустрии. Фонд будет участвовать, в том числе финансируя, в строительстве этих предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Коломейцев. Он, видимо, сейчас расскажет нам, что мы нарушили в порядке ведения. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Конечно. Вот здесь сидит Малеев, представитель комитета по Регламенту. Зачитайте, пожалуйста, статью, по-моему, 104-ю Регламента, там написано чёрным по белому: автору законодательной инициативы, на которую нет заключения правительства, законопроект возвращается без рассмотрения. Что же мы тут время тратим? Незаконно рассматривается законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно. Вероятно, это неправильная постановка вопроса. Ответьте, пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Заключение правительства есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть заключение правительства - это ответ на вопрос, который поставил депутат Коломейцев. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С. Олег Викторович, вы правильно поняли нашу реакцию. Она действительно связана с тем, что законопроект беспрецедентный характер носит, и в частности по размерам возможной коррупции. Федеральная земля - это единственное, что из земли нашей русской ещё не растащено. Читая этот текст, мы видим, что у нас создаётся механизм для этого растаскивания. Написано: неиспользованные, находящиеся в федеральной собственности земельные участки по заявлению любого лица могут быть изъяты, в частности, у академии наук, у других федеральных структур. Так вот у меня вопрос: какую часть федеральной земли потеряет наше государство в результате принятия этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. ШАККУМ М. Л. Наше государство не потеряет, а приобретёт. Оно вовлечёт в хозяйственный оборот в целях жилищного строительства те земли, которые сегодня неэффективно используются. Определять эффективность или неэффективность использования будет специальная правительственная комиссия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бурков Александр Леонидович, ваш вопрос. БУРКОВ А. Л., фракция "Справедливая Россия". Мартин Люцианович, в развитие вашего ответа на предыдущий вопрос. Вы говорите о критериях оценки неэффективности использования земельных участков, которые подлежат изъятию и передаче данному фонду. Вот самое страшное, что мы с вами не оценили эти критерии, не задали, от чего мы пляшем, почему депутаты коммунистической фракции и говорят, что это очередной шаг к коррупции. Давайте определим критерии, и тогда мы будем спокойны, что академия наук не останется без земли, что ряд федеральных предприятий и учреждений не останется завтра без земли. Так вот скажите: какими вы видите критерии оценки эффективности или неэффективности использования федеральной земли? ШАККУМ М. Л. Я хочу, как говорится, вас предостеречь. Установив массу различных жёстких, конкретных критериев, мы просто не сумеем реально вовлечь эти земли в оборот, поскольку все эти критерии будут хорошим поводом для того, чтобы организации цеплялись за земли, которые они неэффективно используют, но тем не менее достаточно эффективно продают. Сегодня приводились примеры - академия наук, Министерство обороны и так далее. У нас масса фактов, когда государственные чиновники практически за бесценок продают коммерческим структурам земли, тоже с целью жилищного строительства. Куда идёт разница, на сегодняшний день мы можем только догадываться. По концепции законопроекта вся рыночная стоимость этой переданной земли будет аккумулироваться в фонде и под руководством наблюдательного совета расходоваться на цели жилищного строительства, о которых я вам сказал. Конечно, какие-то критерии ко второму чтению, основные, мы подготовим, но слишком много критериев устанавливать - это может просто дать обратный эффект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сокол Святослав Михайлович. Его нет. Депутат Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо. Олег Викторович, у меня к вам вопрос. Вы председательствуете, работаете, а не просто присутствуете. Ответьте мне на два вопроса. Будет одна просьба - помогите мне, а во-первых, ответьте. Первое. Вы же видите, как беспомощно выглядит докладчик, потому что он нарушает всё, что можно. Почему вы, как председательствующий, проходите мимо этого? Одно нарушение - нет финансового обоснования. Дальше. Из восьмидесяти пяти регионов... И я не верю даже, что тринадцать дали. Тринадцать! Зачем же тогда мы отправляем эти законопроекты? Значит, нам всё равно это. И в заключение прошу помочь мне, депутату, направить - куда надо направить? - на этот счёт протест, поскольку в данном законопроекте налицо элементы коррупции. Куда направить? Президент говорил и говорит, что борьба... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, мне неловко вступать с вами в диалог, поскольку мы с вами уже пятнадцать лет являемся депутатами Государственной Думы. Я уверяю вас, что не нарушен ни один миллиметр текста нашего Регламента при обсуждении данного вопроса. Количество отзывов, которое поступает на тот или иной законопроект, в том числе от субъектов Федерации, может равняться нулю. В данном случае вам было сказано, что есть тринадцать отзывов, которые все являются положительными, и это не может быть мотивом для того, чтобы ставить этот закон на обсуждение или не ставить. Никаких процедурных нарушений мы не допустили. А что касается вашего мнения, что этот закон имеет какую-то коррупционную составляющую... Вот сидит господин Волков, он возглавляет нашу думскую комиссию, которая как раз призвана следить за тем, чтобы в законодательстве такие нормы не проскакивали. Плюс есть уже совершенно официальные государственные органы, один из них называется прокуратурой. Если у вас есть какие-то основания - пожалуйста, вы можете туда направить ваши предложения. Уважаемые депутаты, все желающие... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, нет записи, поэтому я... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я дам слово Кулику, но опять же: только не держите меня за дурака. Вот распечатка, вот те, кто записался на вопросы, здесь фамилия Кулик отсутствует, Геннадий Васильевич. Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста. Включите микрофон. КУЛИК Г. В. Я правильно вас понял: предлагаемый вами порядок будет распространяться на земли ГУПов, племенных хозяйств, учебных опытных хозяйств, семеноводческих хозяйств? В связи с этим у меня вопрос: что такое неэффективно используемая земля? Пока в рамках Думы, за стенами Думы и вообще в нашей стране на этот вопрос никто не ответил. Ваша позиция - это неэффективно, моя - эффективно. В связи с этим что, комиссия, которая будет здесь создана, в Москве, будет решать вопрос по изъятию земельного участка, скажем, у сельскохозяйственных ГУПов и передаче его под жилищное строительство или это будет районная комиссия или какая-то другая? Как вот это вы себе представляете? ШАККУМ М. Л. Уважаемый Геннадий Васильевич, это будет правительственная комиссия. А порядок и регламент работы этой комиссии она сама и определит, или утвердит, я думаю, председатель правительства, определит, будут ли у неё территориальные отделения, какой будет порядок разрешения споров - голосованием и так далее. Будет некий регламент работы этой комиссии. И, Геннадий Васильевич, никак не подразумевалось, что очень нужные племенные хозяйства, как вы говорите, пойдут под нож, или что будут изыматься пахотные земли и так далее. Речь идёт о неэффективно используемых землях. И у каждого ведомства будет право отстаивать свои интересы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мартин Люцианович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Да, много рук. Запишитесь, пожалуйста, на выступления. Включите режим записи. Уважаемые коллеги, я дам вам слово по ведению сейчас, после записи, но тогда я буду предельно аккуратен в соблюдении Регламента: если вы будете выступать не по ведению, я буду вас прерывать. Покажите, пожалуйста, запись. Девять человек у нас записались. Депутат Кашин Борис Сергеевич, по ведению. КАШИН Б. С. А была соблюдена норма Регламента? Если законопроект поступил в Государственную Думу, судя по тем документам, что у нас на руках, 9 июня в 18.22, то есть когда закончился рабочий день, а 10-го уже правительство рассматривает, в смысле 10-м датировано обращение в правительство, то когда же вообще успел Совет Государственной Думы, комитет, вообще кто-то рассмотреть это? Вот как можно направлять в правительство запрос, если документ не прошёл никакую апробацию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, во-первых, я сейчас дам слово Логинову, он поднимает руку, он даст ответ на ваш вопрос. Но я хочу дать вам одно разъяснение в части соблюдения Регламента. Мы сейчас с вами имеем дело с документом, который попал на пленарное заседание. На пленарном заседании я могу его снять с рассмотрения по любым основаниям, но только в одном случае: если за это проголосует палата. Никакого другого права у меня нет, чтобы снять его с рассмотрения. Если депутату Кашину что-то кажется, я не могу... Я не могу сейчас с вами дискутировать. Это вопросы, которые нужно адресовать Совету Государственной Думы. В данном случае мы рассматриваем законопроект, который находится в повестке. А на ваш конкретный вопрос отвечает Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, все нормы Регламента здесь были соблюдены, поскольку законопроект поступил в правительство на заключение не от Государственной Думы, не от Совета Государственной Думы, а от авторов законодательной инициативы. Они направили его уже после того, как он был направлен в рассылку в Государственной Думе, по разъяснениям, которые получили в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, о необходимости предоставления заключения правительства на данный законопроект. С учётом его социальной важности - речь идёт о строительстве доступного жилья - в данном случае была редуцирована регламентная норма, по которой требуется направление заключения до рассылки. Эта ситуация настолько прецедентна в практике работы парламента, что уже давно не вызывает никаких возражений... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ЛОГИНОВ А. В. И заключительные слова. Отсутствие каких-то цифр и расчётов в финансово-экономическом обосновании объясняется самим механизмом создания и работы этого фонда. Действительно, должны быть сделаны необходимые расчёты, в этом будет принимать участие правительство, и мы признали это в собственном заключении. Наличие финансово-экономического обоснования в привычном математическом виде, поверьте, коллеги, ещё Конституционный Суд в решении по статье 100 Регламента правительства признал абсолютно не необходимым условием для направления заключения правительства, и мы подчинились его решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Апарина. Потом Тимченко, потом выступления. АПАРИНА А. В. Спасибо. Олег Викторович, у меня просьба. Докладчик сказал, что поступило тринадцать отзывов, все положительные, как он сказал. Просьба, если можно, размножить эти отзывы, хочется узнать, чем очаровал этот закон тринадцать субъектов. В крайнем случае хотя бы перечислите тех, кто дал эти отзывы, хоть зачитайте... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уверяю вас, Алевтина Викторова, что это не является государственной тайной и вы можете получить эту информацию. Мартин Люцианович, найдите возможность в рабочем порядке дать эту информацию депутату Апариной. Депутат Тимченко, пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Олег Викторович, с учётом того, что было много вопросов, я предлагаю предоставить возможность выступить по одному представителю от фракции до пяти минут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Тимченко: по одному выступлению от фракции до пяти минут. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не вносил предложение об одной минуте, внесли о пяти. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 53 сек.) Проголосовало за 324 чел.86,6% Проголосовало против 50 чел.13,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принимается. От фракции КПРФ выступает депутат Романов Валентин Степанович. Включите микрофон депутату Романову. От фракции ЛДПР, я так понимаю, Жириновский. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, пытаясь быть объективным, замечу, что, конечно, коль Президент России издаёт указ № 1, все причастные к его реализации начинают очень энергично действовать. Но энергия бывает и разрушительной. Может получиться так, что в результате чрезмерного усердия и чрезмерной торопливости закон окажется таким, что президенту придётся назвать его примером высококоррупционного документа. Я понимаю, что есть крайняя необходимость увеличения объёмов жилищного строительства. Я понимаю, что есть действительно примеры нерачительного использования тех или иных кусков федеральной земли. Но когда даже бегло знакомишься с проектом закона, времени не так много было дано нам для ознакомления, то возникает огромное количество вопросов. По порядку. Первое. Считаю вопиющим нарушением сложившихся норм рассмотрения проектов законов отсутствие технико-экономического обоснования, даже намёка. Потрясающий пример! Ещё раз говорю, правительство удивительную запись сделало, что расчёт необходимого объёма денежных средств будет произведён по результатам анализа прогнозных показателей в первый год деятельности. Фонда нет, прогноз сделать нельзя, значит, нужна реальная практика - а потом появится некое обоснование. Чудо! О мнениях субъектов Федерации здесь уже говорили. Третье. Здесь говорится, в статье 9, о том, что ликвидация фонда или реорганизация возможны только на основании специального федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации. Так как же можно принимать этот закон и создавать несменяемый, не подлежащий никаким изменениям фонд, если мы другой закон не приняли? Обычно в законе, который определяет создание некой структуры, закладываются основы возможной реорганизации или ликвидации. Статья 10 - фантастическая статья! Пункт 2: любое юридическое или физическое лицо вправе обратиться с инициативой о включении земельных участков в тот перечень, по которому они затем с аукциона будут распродаваться. Я наивный человек. Вот у меня перед глазами стоит город Чапаевск, где три огромных предприятия оборонного значения, у них очень крупные куски федеральной земли, но у них чудовищное финансовое положение в течение десяти лет было, надо было платить земельные налоги, а денег не было. Любое физическое лицо ткнёт пальцем и скажет: эти земли не нужны. Я задаю вопрос, кто-то всерьёз ответьте по поводу этой фразы, что любое физическое лицо, к слову сказать, и лицо невменяемое или ещё какое-то... Что такое "любое"? Следующий момент - критерий эффективности использования. Вдумайтесь, что в статье 11 написано: неиспользование земельных участков служит основанием... и дальше перечисляется, какие последствия. Одно слово - "неиспользование". Неиспользование один день, неиспользование один год? В системе севооборота, там и семилетка существует. В системе оборонных интересов бывает такое, когда два-три года не трогаем, но знаем, что для стратегических интересов страны эта земля нужна. То есть здесь по любому абзацу, по любой статье тысяча вопросов возникает. Даже не затрагивая глубоко другие вопросы, сообщаю, что фракция Компартии будет решительно против такого рода сырого и очень опасного законопроекта. А на предмет его коррупционности, безусловно, нами созданная комиссия должна была бы его исследовать. И я хотел бы, чтобы это было сегодня Думой зафиксировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский Владимир Вольфович. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не понимаю логики тех, кто отказывается понять смысл данного закона. Ну зачем заранее вводить регламентирующие нормы: сколько будет, какие финансы будут потрачены, у кого какие будут права? Это же впервые делается, впервые создаётся такой фонд. У нас с вами земля есть и есть деньги, это как инструмент. У нас есть Министерство регионального развития. Можно было там создать департамент соответствующий, или по-русски лучше назвать "отдел". Мы с вами с советского периода знаем, у нас были и Минжилкомхоз, и Госстрой, они не смогли использовать всю землю нашу и широко поставить дело, связанное со строительством. Но заранее обрекать, так сказать... Правильно же поставлен вопрос: практика покажет. Возможно, будут создаваться филиалы фонда в регионах. Если мы сразу заложим это сюда, их с удовольствием создадут, но они ничего делать не будут. То есть должна появиться сперва потребность в расширении функций фонда и его территориальных органов. И почему решили, что сразу у кого-то что-то будут изымать? Речь идёт о пустующей земле. Вы ездили по нашей стране? Вот я всю её объехал. Четыре пятых - это просто пустые земли, вообще пустые, никому не принадлежащие, кроме абстрактного чудовища - государства. Пустые, ни скота там нет, ни каких-то построек. Видимо, в первую очередь ими займутся, чтобы землю запустить в оборот, это федеральная собственность, и именно предметно - под жилищное строительство, чтобы вся Россия стала одноэтажной и были дома усадебного типа. Сказали, что будет построен миллион таких домов - вот для них и нужны эти участки. Никто не собирается у учёных отбирать, но если у какого-то научного центра десятки лет есть пустые объекты... Вот смотрите, сегодня мы закрываем школы, где не хватает учеников. Что происходит с этой школой и с этим участком? Стоят пустые, разваливаются. Мне самому депутат уступил в Бологом участок, вот уже пятнадцать лет он стоит, ничего не можем оформить. Школу разобрали, на участке коровы пасутся. Чьё это? Ничьё. В собственность не дают, и никто ничего не может сделать. Никто ни у кого ничего отбирать не собирается, речь идёт только о том, чтобы те земли, которые у нас реально вообще ничем не заняты, использовать. Вот воинская часть ликвидирована, казармы есть, постройки есть, всё есть. Кто дальше этим распоряжается? Министерство обороны ушло. Кто пришёл туда вместо Министерства обороны? Или тюрьму закрыли. Кто туда пришёл? Речь идёт только о том, чтобы использовать то, что потеряло бывшего собственника. И нам здесь спорить не надо, у нас огромное количество земли. Это Палестина мучается, у них каждый метр освоен, и они спорят, чей он, израильский или арабский, но у нас-то... Я не знаю, вы, наверное, на поезде ни разу не ездили. Вы попробуйте отъехать от Москвы на 100 километров: лес, лес, лес, тайга, степь - всё пусто. Вдоль Волги я ехал - тоже всё пусто, Крайний Север - вообще целина. Вот об этом идёт речь - чтобы запустить в оборот. Это главное богатство в нашей стране, и там должен появиться хозяин, в любом варианте, даже если будут там какие-то деньги не всегда доброкачественные, так сказать, но люди пускай построятся и живут, живут, живут там. Чего же мы опять препоны ставим, говорим, что нельзя, не нужно? В этом же смысл, написано по-русски: Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Так что здесь плохого? Фонд и будет содействовать, деньги будут даны, Счётная палата посчитает, сколько ушло на жилищное строительство, сколько ушло неизвестно куда. Для коррупции всегда есть возможности, при любом ведомстве, при любом виде собственности, но когда мы ограничиваем - вот это и вызывает коррупцию. Надо расширить все эти возможности. И никто не собирается забирать землю у какого-то оборонного завода, наоборот, если ему нужна земля, ещё ему дадут. Но здесь речь идёт о целевом назначении - жильё. Никто не будет строить жильё около оборонного завода, около химического завода, на пастбищах. Но жильё построить надо, чтобы туда приехали люди жить и они могли использовать эти поля, которые у нас сегодня есть. То есть здесь я не вижу предмета для споров, у нас слишком большой рынок земли, и он не задействован ещё. Мы можем дать каждому нашему человеку огромное количество земли и там построить всё, что нужно, и использовать это, и тогда мы полностью решим проблему, не будет безработицы, не будет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть ли желающие выступить? Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста. КУЛИК Г. В. Я хочу сказать, что мы не сможем реализовать программу жилищного строительства, особенно если повысим долю одноэтажного строительства, пока не решим проблему земельных участков под застройку, и это факт, с которым надо считаться. Меня беспокоит исполнение этого закона. В связи с этим я хотел бы внести предложение, чтобы аграрный комитет был соисполнителем по этому законопроекту: надо более точно прописать положения, которые будут обязывать ГУПы... давать возможности этому фонду по изъятию тех или иных земельных участков. Я понимаю, что это непросто, но мы обязательно должны хотя бы изложить нашу позицию, наше видение, понимая, какие земли можно использовать под эти цели в первую очередь. Кроме того, я хотел бы сказать, что у нас имеется 200 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Это не земли сельскохозяйственные, это земли сельскохозяйственного назначения. Туда попадают колки, неудобицы и всякие другие земельные участки, которые как раз под одноэтажное строительство могут быть использованы более активно, чем это делается сегодня. Поэтому считаю, что, доработав вот эти положения, которые, ещё раз повторяю, определяют направление деятельности этого фонда, надо такой закон нам принять, и принять в возможно короткие сроки. Очень большие возможности имеет сегодня Министерство обороны - мы уже знаем, какие земли в регионах можно было бы использовать для проведения жилищного строительства. И есть другие ведомства, имеющие серьёзные излишки земельных ресурсов, которые тоже могут быть вовлечены в оборот для строительства жилья. Конечно, мы не где-то в лесу должны строить это жильё, а вблизи уже сложившихся поселений, и крупных, и мелких. Разумеется, могут создаваться и заново поселения, но думаю, что на первом этапе мы должны идти по пути такому, чтобы максимально привязываться к существующим селитьбам. Думаю, что и наш комитет внимательно рассмотрит те замечания, которые дадут депутаты, с таким расчётом, чтобы нам в хорошем деле не наломать дров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, единственное, я вынужден дать один комментарий: мы не можем сделать Комитет по аграрным вопросам соисполнителем, поскольку законопроект сегодня уже будет рассмотрен в первом чтении. Я не знаю, будет ли он поддержан, но обычно мы принимаем это решение в момент рассылки. И я просто для сведения Шаккуму говорю, что Комитет по аграрным вопросам тогда должен активно включиться в подготовку поправок к проекту закона и ко второму чтению над ним поработать. Кто от фракции "Справедливая Россия"? Пожалуйста, депутат Бурков. БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, недаром данный вопрос вызвал такую бурную дискуссию. Безусловно, остаётся опасность, что данный законопроект может привести к возникновению ряда конфликтов между фондом и государственными учреждениями и предприятиями. Мы понимаем, что для жилищной застройки будет интересна только та земля, где есть сети. Это, как правило, города, это, как правило, центральные районы городов. И когда Владимир Вольфович заявляет, что в России очень много земли, надо не забывать, что эта земля без канализации, без электрических сетей, воды и многого другого - без инженерной системы. В этом случае возникает одна опасность: как бы мы с вами данным законопроектом не создали очередную волну рейдерских захватов, рейдерских захватов руками уже чиновников. Здесь опасность существует, и на это надо обратить особое внимание. Безусловно, данный законопроект предусматривает благую цель - развитие строительной отрасли и, самое главное, увеличение объёмов строительства жилья, но в нём нет, к сожалению, чётких механизмов удешевления жилья. Если мы с вами сейчас говорим об использовании федеральной земли, на наш взгляд, на взгляд фракции "Справедливая Россия", надо говорить и о снижении стоимости квадратного метра жилья. Для этого депутат Грачёв предлагал такие варианты, как аукционы для муниципалитетов, которые будут строить землю за счёт муниципальных средств, где победителем становится не тот, кто дал больше за земельный участок, а тот, кто дал самую низкую стоимость квадратного метра и самые короткие сроки пуска этого жилья. Также нами было предложено рассматривать возможность проведения аукционов не для застройщиков, не для строительных компаний, а для жилищных кооперативов, для тех, кто будет жить на этом земельном участке и кто в дальнейшем может уже по более низкой цене привлекать застройщиков. И вот с учётом этого последнего момента - что нам надо в данном законе предусмотреть механизм удешевления жилья в России - "Справедливая Россия" считает, что законопроект подлежит доработке. Такой закон необходим, но, к сожалению, мы за него голосовать не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты!.. Вы по этому законопроекту или по ведению? Депутат Локоть, по ведению. ЛОКОТЬ А. Е. Олег Викторович, я прошу официально зафиксировать в протоколе: учитывая обращение президента Медведева к партии КПРФ с просьбой оказать поддержку в борьбе с коррупцией, в том числе и в законодательной деятельности, считать моё выступление официальным обращением фракции КПРФ к комиссии Волкова взять данный законопроект в разработку и оценить его на коррупционность. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желание выступить у представителя президента и у представителя правительства? Нет. Поддерживают законопроект. Докладчик настаивает на заключительном слове. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня по проекту закона прозвучало очень много конструктивных предложений, особенно со стороны аграрного комитета, и я с удовольствием готов, несмотря на какие-либо формальности, вместе отрабатывать все эти темы, они действительно очень важны и животрепещущи. Но сказать я хотел о другом - о вопросах коррупции. Так вот коррупция, уважаемые господа, те, кто сейчас об этом больше всех говорил, происходит именно сегодня. Сегодня только 10 процентов федеральной земли учтено, и она растаскивается вот этими директорами ГУПов, которые, как правило, сидят там уже десятилетиями, растаскивается и распродаётся. И я могу вам привести статистику: только по Московской области во всех этих так называемых государственных хозяйствах уже до трети земли ушло и распродано различным коммерческим структурам за копеечные, совершенно смешные цены. Коррупция существует, её действительно нужно остановить, и этот закон как раз и направлен на то, чтобы остановить коррупцию и вот это народное достояние направить на благо народа, на решение самой главной задачи - задачи расширения жилищного строительства и улучшения жилищных условий россиян. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 06 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 89 чел.19,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7074 по 7078 из 8613
ЛЕКАРЕВА В. А. Олег Викторович, я хочу сказать, что по 25-му пункту я воздержалась, а у меня стоит "за". Для стенограммы я хочу внести поправочку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается ваша информация.